Научная статья на тему '«Историческая политика» современной Польши в контексте российско-польских отношений'

«Историческая политика» современной Польши в контексте российско-польских отношений Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
126
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Историческая политика» современной Польши в контексте российско-польских отношений»

мися странами и т. д.), принимались компромиссные решения и умеренные формулировки, предложенные делегацией СФРЮ 6.

Каирская конференции стала подтверждением решимости внебло-ковых стран продолжать двигаться по пути политики неприсоединения. В октябре 1964 г. неприсоединение достигло пика своих амбиций. Однако, вопреки ожиданиям его лидеров, вторая половина 1960-х гг. стала временем кризиса движения.

1 См., напр., Bogetic D. Jugoslovensko-americki odnosi 1961-1971. Beograd, 2012;

Bogeti D. Uvodenje americkih ekonomskih restrikcija Jugoslaviji tokom 1962 -ukidanje statusa «najpovlacnije nacije // Istorija XX veka. 2009. 1; PetranoviB. Is-torija Jugoslavije 1918-1988. Beograd, 1988; Бахарев О.В. Движение неприсоединения - важный фактор антиимпериалистической борьбы (на правах рукописи). М., 1983.

2 При работе использовались данные Архива Югославии (Arhiv Jugoslavije.

Kabinet Predsednika Republike, далее - AJ KPR) и Архива министерства иностранных дел Сербии в Белграде (Diplomatski arhiv saveznog ministarstva spoljnih poslova. Politicka arhiva.), а также Архива внешней политики Российской Федерации в Москве. Ф 78, 144, 0144).

3 J. KPR. I-2/14. Trojni sastanak u Kairu Tito, Naser, Nehr // Zapisnik o razgovorima

Predsednika Tita i Predsednika Nasera. 18 XI 1961; Isto. 19 XI 1961.

4 См., напр., Isto. I-1/1298. Odgovor Predsednika UARA Gamal Abdel Nasera, Pred-

sedniku Republike Josipu Brozu Titu. 3 XII 1963.

5 J. KPR. I-4-a/5. II konferencija nesvrstanih zemalja. 5-10 X 1964 // Informativno-

politicki materijal. Informacija o pripremi konferencije.

6 См. Isto. Druga konferencija sefova drzava i vlada neangazovanih zemalja.

Л.С. Лыкошина

(Институт научной информации по общественным наукам РАН) «Историческая политика» современной Польши в контексте российско-польских отношений

1. Термин «историческая политика» приобрел особую популярность в Польше с середины 2000-х годов, будучи позаимствованным из немецкого общественно-политического дискурса. Появление этого термина обычно связывают с так наз. «спором историков» Германии о причинах возникновения нацизма и о Второй мировой войне в начале 1980-х

годов. Понятие «историческая политика» включает в себя комплекс мер, целенаправленно применяемых государством для формирования в обществе желательного (и отнюдь не всегда объективного) образа прошлого. Для достижения этой цели используются и финансовые рычаги, и контроль над СМИ, и контроль над системой образования, и воздействие на общественное сознание посредством различного рода символических акций, в частности соответствующим образом организованных и эмоционально насыщенных праздничных мероприятий.

2. Именно последний аспект вопроса представляется особенно интересным и показательным в нынешней Польше в связи с организацией празднования 11 ноября 2012 г. (День независимости), 150-летней годовщиной январского восстания 1863 г. и очередной годовщины Конституции 3 мая 1794 г, отмечаемой в 2013 г. В эти дни особенно отчетливо проявились как отсутствие единства польского политического класса и общества в целом, так и стремление различных политических сил проводить свою «историческую политику», использовать историю для достижения политических целей.

3. В дни празднования означенных исторических событий свое видение «исторической политики», весьма отчетливо продемонстрировал президент Б. Коморовский, как известно, историк по образованию. Президент предложил вместо термина « историческая политика» использовать другое выражение - «историческая память», что позволило бы, по мнению Коморовского, акцентировать некие общие, объединяющие моменты в восприятии прошлого, способствовало бы формированию умения, если не одобрять, то по меньшей мере принимать иное, отличное от собственного, мнение. Весь пафос выступлений и высказываний польского президента был проникнут идеей преодоления исторических споров, несмотря на прошедшие годы все еще волнующих души и умы поляков (хотелось бы заметить, далеко не всех, т. к. социологические исследования свидетельствуют о весьма не глубоком знании истории). Комо-ровский полагает, что по истечении времени пора бы забыть о том, кто был «красным», а кто «белым» (речь идет о политических лагерях в восстании 1863 г. и принять «красно-белую» версию истории.

По сути эту «красно-белую» версию истории продемонстрировал президент и в День независимости 11 ноября, отдавая дань памяти и уважения всем борцам за независимость Польши, невзирая на их политические взгляды, не забыв и Пилсудского, и Дмовского, и Витоса и Падеревского, не пожалев доброго слова даже для социал-демократа Дашиньского.

Новые, непривычные для поляков, склонных скорее к торжественно-мартирологическому видению истории мотивы празднования, внес Коморовский в организацию акций, связанных с Днем конституции и Днем флага (2 мая 2013 г.). Президент пытался придать торжествам неофициальный, веселый характер, призывая поляков не забывать, что «праздники для того и существуют, чтобы их праздновать».

4. Но позитивный и несколько «облегченный» настрой президента не встретил однозначного одобрения польского общества: подготовка юбилея восстания 1863 г. сопровождалась спорами и дискуссиями в сейме и сенате, свое, параллельное празднование этого события было организовано оппозиционной партией «Право и справедливость» во главе с Я. Качиньским (являющимся горячим поборником активной «исторической политики», борьбы за «правильное» отображение польской истории и пристального внимания к тем, кто отступает от этого «правильного», «укрепляющего сердца» видения. Качиньский и его партия на каждую акцию правительства и президента ответили своей, «настоящей» и «польской».

Судя по реакции пользователей Интернета, не всем полякам понравился и шутливый тон президентского видения празднования Дня конституции. Шоколадный орел, как символ Польши и розовые, а не красно-белые цвета листовки с шутливыми, но вполне патриотическими стихами, разбрасываемыми над Варшавой, смутили сердце ни одного поляка.

5. За умиротворяющим и объединяющим стремлением к утверждению «исторической памяти» польского президента нельзя не увидеть и настоящую «историческую политику». Правда, она имеет скорее не внутреннюю, внешнюю направленность. Коморовский в дни исторических торжеств, в частности отмечая юбилей январского восстания, неоднократно подчеркивал общее прошлое поляков, литовцев, белорусов - одним словом всех народов, некогда входивших в состав I Речи Посполи-той, призывая не забывать эту общность и выражая надежду на то, что она поможет проведению общей политики в настоящем, общему стремлению к европейской интеграции.

Семейные корни Коморовского в Литве, он неоднократно подчеркивал свой интерес к восточным соседям Польши и считает себя знатоком восточноевропейских проблем. Хорошо известно особое внимание к Украине бывшего польского президента Квасьневского, да и других польских политиков. Концепция Гедройца-Мерошевского, если акцентировать в ней особое внимание к восточным соседям Польши, как представляется, находит свое отражение в «исторической политике» страны» и во многом предопределяет специфику российско-польских отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.