ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ О ВОЙНЕ В СОЗНАНИИ СТУДЕНЧЕСТВА
HISTORICAL MEMORY OF WAR IN THE MINDS OF STUDENTS
С.И, Федорова S.I, Fedorova
Историческая память, патриотизм, Великая Отечественная война, анктетирование, модель воспитания современного студенчества.
В статье рассматриваются проблемы исторической памяти, студенческая молодежь как поколение, которое в ближайшем будущем займет место основной интеллектуальной и производительной общественной силы. На основе социологических исследований предлагается модель воспитания современного студенчества.
Historical memory, patriotism, the Great Patriotic war, questionnaire, educational model for modern students.
The article describes the problems of historical memory. The student's youth is considered as generation which will become the main intellectual and productive public force in the near future. On the basis of sociological researches the educational model for modern students is offered.
В современном гуманитарном знании концепция исторической памяти стала одной из самых востребованных. К ней обращаются не только историки, но и социологии, культурологии, политики.
В последние годы среди огромного количества проблем, волнующих российское общество, появилась проблема исторической памяти как специфического феномена общественного сознания и поведения людей. Можно назвать большое количество ученых, начиная с Аристотеля, занимавшихся и занимающихся проблемами памяти. Среди зарубежных ученых это: Д. Арден, Я. Ассман, П. Гири, П. Нора, П. Рикер, М. Хальбвакс и др. Заметный вклад в решение этой проблемы внесли и отечественные исследователи: Ю.А. Арнаутова, П.К. Анохина, П. Репина, Л. Гудков и мн. др.
Основателем теории исторической памяти считается французский социолог Морис Хальбвакс, автор труда «Коллективная память». Он писал, что память - это непрерывный ход мыслей, и она сохраняется только в сознании той группы, которая ее поддерживает, но она исчезнет тогда, когда умирают те группы, которые ее поддерживают [Хальбвакс, 2005]. В другой работе «Социальные рамки памяти» идея исторической памяти была выражена так: «Существует коллективная память и индивидуальные рамки памяти (для анализа памяти автор использовал понятие «рамки»), и наше инди-
видуальное мышление способно к воспоминанию постольку, поскольку оно заключено в этих рамках и участвует в этой памяти» [Хальбвакс, 2007].
Идеи автора сводятся к следующим положениям: память индивидов и групп социально детерминирована, воспоминания всегда являются реконструкцией, воспоминания со временем изменяются, воспоминание может не сохраниться, и оно изменяется, прошлое не сохраняется неизменным в памяти индивидов, коллективная память имеет исторический характер. Ценность работы М. Халь-бвакса заключается в том, что, по его мнению, память складывается в неоднородном, исторически возникшем и фрагментарном пространстве общества.
Свойства исторической памяти заключаются в следующем.
Память не только актуализирована, она и избирательна; память способна удерживать в сознании людей основные исторические события, и конечно, феномен Великой Отечественной войны продолжает и в современное время высоко оцениваться исторической памятью. Война оценивается исторической памятью как наиболее значимое явление, потому что эта память связана с историей каждой семьи; Великая Победа определила не только будущее нашего Отечества, но и всего мира.
Президент Российской Федерации В.В. Путин, выступая в Краснодаре 12 сентября 2012 года пе-
ред представителями общественности, среди которых были писатели, актеры, режиссеры, военные, чиновники, священнослужители, сказал: «От того, как мы воспитываем молодежь, зависит то, сможет ли Россия сберечь и приумножить саму себя. Сегодня у нас нет монополии на идеологию... у нас вообще перестали заниматься патриотизмом». Вместе с тем президент отметил, что нельзя использовать печальный опыт Советского Союза с его «тупой пропагандой» социалистических идей.
Одной из главных задач современности становится сохранение исторической памяти. Молодежь должна знать историю своей страны, запечатленную в записках и дневниках современников, в воспоминаниях участников войны.
Современной молодежи присуще обостренное чувство нового, критическое осмысление существующих концепций, самостоятельность суждений, умение достаточно быстро ориентироваться в постоянно изменяющемся мире. В свою очередь, большое значение этих качеств, свойств личности приводит к такой характерной особенности студенчества, как повышенная требовательность к аргументированности не только научных, но и любых общественно-политических положений, стремление не просто принять истину, а прийти к ней в процессе самостоятельного осмысления.
Патриотизм - одно из наиболее глубоких человеческих чувств, закрепленных веками и тысячелетиями. Под ним понимается преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу, гордость за их прошлое и настоящее, готовность к их защите. Патриотизм является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в активной самореализации на благо Отечества.
В толковом словаре Даля дается такое определение: «Патриот - любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчиз-ник». Педагогический энциклопедический словарь (2003) даёт следующее определение патриотизма: «... любовь к отечеству, к родной земле, к своей культурной среде. С этими естественными основаниями патриотизма как природного чувства соединяется его нравственное значение как обязанности и добродетели. Ясное сознание своих обязанностей по отношению к отечеству и верное их ис-
полнение образуют добродетель патриотизма, которая издревле имела и религиозное значение...».
Патриотизм представляет собой своего рода фундамент общественного и государственного здания, опору его жизнеспособности, одно из первостепенных условий эффективности функционирования всей системы социальных и государственных институтов. Усвоение ценностей и норм жизни, утвердившихся в обществе, - объективный, но не стихийный процесс.
Патриотизм не заложен в генах, это не природное, а социальное качество и потому не наследуется, а формируется. Одной из важнейших задач современности является формирование понятия Родина, Отечество, Отчизна.
Представления о патриотизме в разные исторические эпохи не изменяли своего содержания независимо от исторических, политических, социально-экономических и культурных факторов.
Сегодня проблема героизма, патриотизма активно обсуждается правительством, политиками, социологами и средствами массовой информации.
Проблемы восстановления созидательной роли патриотического духа народа, формирования патриотического самосознания у студенчества для жизнедеятельности российского общества в современных условиях приобретают особую значимость. Проблема воспитания патриотов имеет глубокие исторические корни. Прогрессивные мыслители античности (Платон, Аристотель, Геродот) оставили бесценное наследие по воспитанию подрастающего поколения. Большой вклад по воспитанию внесли Н.М. Карамзин, В.О. Ключевский, А.И. Соловьев, Л.Н. Толстой, М.А. Бакунин, В.Г. Белинский, А.И. Герцен и др.
В последние годы среди огромного количества проблем, волнующих российское общество, появилась проблема - обращение к героическому прошлому. Так, A.C. Ципко в своей работе «Ценности и борьба сознательного патриотизма» рассматривает российский патриотизм, его особенности [Ципко, 2009]. Автор утверждает, что патриотизм - естественное чувство каждого человека, духовная привязанность к своему народу, нации, ее прошлому и т. д. делает человека в подлинном смысле слова. Автор подчеркивает, что «у молодых, кто душой выбрал свою Родину, свою Россию, кто не мыслит своего будущего вне ее, вызывает удивление
и инерция и равнодушие власти, порой не желающей... поставить на место тех, кто откровенно борется со святыми для русского человека чувствами, с идеей служения Отечеству, с российским патриотизмом, кто пытается дискредитировать и русские победы, и русские святыни».
Автор пытается привлечь внимание россиян к ценностям и традициям российского патриотизма, к признанию исторической правды. A.C. Цип-ко сравнивает патриотическое воспитание в США. Гражданином Америки может считаться тот, указывает он, кто изучает специальный курс по истории своей страны, сдает экзамен, уважительно относится к своей армии, к человеку в мундире. Таким образом, утверждает A.C. Ципко, необходимо сохранить уважение ко всем поколениям, которые жертвовали своей жизнью во имя родной страны.
В статье А.К. Быкова «Формирование патриотического сознания молодежи» рассматривается понятие «патриотизм», на котором базируется понятие «патриотическое сознание личности» [Быков, 2010]. Автор указывает, что сущностная характеристика патриотического сознания личности зависит от определения понятия «патриотизм». В статье анализируются результаты анкетирования, проведенного среди старшеклассников Карелии, которые на вопрос «Что такое патриотизм?» указали: «Патриотизм - это, прежде всего, ответственность за судьбу своего Отечества, готовность защищать его интересы, уважение к культуре и традициям своего народа». Анкетный вопрос «Назвали ли бы вы себя патриотом?» показал, что более 50 % опрошенных согласились назвать себя патриотами. Около 30 % опрошенных затруднились дать на него однозначный ответ.
Статья H.A. Савотиной «Гражданские ценности в контексте проблем социализации студенческой молодежи» раскрывает особенности современного воспитания в системе профессионального образования в аспекте формирования у студентов гражданской идентичности [Савотина, 2010]. Автор утверждает, что активизировать воспитательный потенциал образовательной среды можно за счет гражданских ценностей. Особый интерес для нашей работы представляют исследования автора, в которых подтверждается мысль о наличии глубоких аксиологических оснований для гражданского воспитания в современном вузе, предусматри-
вающих разработку воспитательных мероприятий с расчетом на разные по ценностным основаниям группы студентов.
Большой интерес представляет статья А.К. Быкова «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации: на стыке двух государственных программ», в которой рассматриваются с позиций системного подхода результаты выполнения государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы», проводятся основные содержательные характеристики вновь принятой аналогичной госпрограммы на 2011-2015 гг. Раскрыты основные тенденции и проблемы организации патриотического воспитания в Российской Федерации [Быков, 2011].
Автор подчеркнул, что выросли активность и деятельность всех субъектов патриотического воспитания, улучшилось информационное обеспечение патриотического воспитания, повысилась роль СМИ в патриотической работе. В отличие от предыдущих программ, заключает автор, государственные академии наук (РАН, РАО и др.) не вошли в число исполнителей, а это может негативно отразиться на таком показателе эффективности организации патриотического воспитания, как количество проведенных научно-исследовательских работ по данной проблеме.
Хотя в последние годы и наметились движение на пути интенсификации патриотического воспитания, обращение исследователей к теме героического прошлого и его значение для воспитания молодежи, еще остается немало сложных вопросов, требующих осмысления и конкретных решений.
Образование и воспитание современного человека не должны быть оторванным от исторических корней, религиозных и культурных традиций своего народа. Изучение героического прошлого воспитывает у студентов причастность к делам наших предков, заставляет задуматься о защитниках Верь! и Отечества, об их патриотических делах.
Возрождение утраченного населением чувства патриотизма - шаг к возрождению России. Патриотизм у всех народов является основой духовной и культурной составляющей личности, одним из важнейших элементов как индивидуального, так и общественного сознания, фундаментом об-
щественнои и государственной систем, составляет духовно-нравственную основу их эффективного функционирования.
Во всех цивилизованных странах уровень патриотизма планомерно развивается и всячески поддерживается общественными и государственными структурами, поскольку его наличие является основой национального единства и от этого напрямую зависят жизнеспособность самого государства, его будущее.
Патриотическая деятельность должна является не столько общественной, сколько государственной, иметь соответствующую государственную поддержку. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 гг.» сохраняет непрерывность процесса по дальнейшему формированию патриотического сознания российских граждан как одного из факторов единения нации [Государственная..., 2010].
В Ульяновске в 2011 г. проводилась патриотическая игра «Сокровище нации», целью которой стало изучение своей истории.
Уникальность проекта заключалась в методике игры, созданной при участии специалистов в области психологии, отвечающей потребностям молодых людей. Проведенные опросы показали, что 45 % молодежи заявили об участии в игре, где необходимо разгадывать тайны и загадки прошлого. Патриотическая игра «Сокровище нации» решала такие задачи: проблемы национальной безопасности в области патриотического воспитания молодежи; повышение гражданско-правовой активности молодых людей; сохранение исторической памяти; развитие нестандартного и креативного мышления у молодежи.
Пилотный проект «Сокровище нации», реализованный на базе Малой академии государственного управления Ульяновской области и Ульяновского государственного технического университета показал, что у молодежи повысился интерес к прошлому России, к героям войны, к малой родине. Реализация этого проекта показала, что восстановление и возрождение исторического и духовного наследия, воспитание духовности и гражданственности, без чего не может жить и развиваться ни одна нация, невозможны без уважения к своей культуре, истории.
Репрезентивное социологическое исследование свидетельствует, что большинство молодых людей убеждено в абсолютной необходимости патриотического воспитания. Это подтверждается результатами ответов на вопросы, представленные анкетой студентам.
Социологическое исследование показывает, что в ответе на вопрос «Какого человека можно назвать патриотом?» респонденты чаще всего (27 % от общего числа опрошенных) говорили, что таковыми, по их мнению, является тот, кто любит свою Родину, «полностью преданный своей стране», «переживает за нее и за ее граждан»; «болеет за свой народ», «патриот, человек, любящий свою страну». 9 % опрошенных отметили, что патриотом можно назвать человека, который «что-то делает для страны, для народа», «тот, кто заботится о благополучии страны и о людях».
Патриотическое воспитание - это процесс воздействия на студентов с целью осознанного восприятия исторических знаний о лучших традициях российского народа, героической борьбе, подвигах, талантах, нравственных качествах сынов Отечества; уважения к гербу, флагу, гимну страны.
В период перехода от общества кризисного, раздробленного к обществу стабильному, вне всякого сомнения, будет и дальше возрастать нравственная значимость понятий «Родина», «Россия», «патриотизм», «героизм», которые по своей сущности носят связующий, объединяющий характер.
Целью социологического исследования, проведенного в 2010 году среди студентов вузов г. Ульяновска, было выявление отношения к Великой Отечественной войне. Респондентами выступили 106 человек.
Ответы на вопрос анкеты «Стоила ли победа в этой войне той горькой цены, которую за нее заплатила наша страна - гибель 27 миллионов наших соотечественников?» распределились следующим образом: «да» ответило 76 % респондентов, «нет» -19 %, не имеют мнения по данному вопросу-5%.
На вопрос «Каков лично для вас смысл этой войны?» ответы были выстроены в такой последовательности: «война за существование нашей родины» - 44 %, «война СССР против гитлеровской Германии» - 21 %, «война против фашизма за свободу и демократию во всем мире» - 28 %, «важ-
нейшая часть Второй мировой войны» - 5 %, затруднились ответить -2%.
На вопрос «Война началась внезапно для большинства. Поражения первых двух лет вызывали панику. Как вы думаете, смогли бы победить, если бы не было приказа "Ни шагу, назад!", грозившего расстрелом отступавшим войскам, и заслонов войск НКВД, которые расстреливали отступавших?», ответы распределилисьтак: «да»-53%, «скорее-нет»-35 %, затруднились ответить - 12 %.
Большая часть опрошенных респондентов считают, что наш народ воевал за свою Родину и хотя победа досталась такой горькой ценой, но она стоила этого. Результаты опроса свидетельствуют о том, что студенты осознанно подошли к этой проблеме, проявив свою гражданскую позицию, а воинская слава предков для современной молодежи немаловажна.
В ряду событий, определяющих историческую память современного студенчества, среди фак-
ны (сменилось уже несколько поколений), произошло много событий, которые могли бы заслонить в сознании молодежи ее значимость. В то же время молодые люди сталкиваются с современными неоднозначными оценками (и переоценками) социальных и исторических ценностей, и поэтому им очень нелегко сформировать свое, достаточно объективное отношение к прошедшим событиям.
Среди студентов I и II! курсов вуза был проведен социологический опрос, результаты которого представлены в табл.1, 2, 3. В опросе принимали участие 36 человек с I курса и 36 человек с Ш курса.
Результаты анализа показывают, что у большинства современных студентов интерес к Великой Отечественной войне сохраняется. По многим другим вопросам различия в ответах носят преимущественно индивидуально-личностный, а не социальногрупповой характер. Этот личностный момент особенно проявился в оценках студентами тех мыслей и чувств, которые вызывает у них Великая Победа.
Таблица 1
Великая Отечественная война была давно, мне это неинтересно
Варианты ответа I курс II! курс
Согласен 8 3
Не согласен 28 33
торов, влияющих на его патриотическое воспитание, события Великой Отечественной войны по-прежнему занимают важное место. Социологический анализ представлений студентов Ульяновской сельскохозяйственной академии имени П.А. Столыпина о Великой Отечественной войне не может не учитывать и влияние других факторов. Прошло почти 68 лет после Великой Отечественной вой-
Приорететность позиции в том, что память о Великой Отечественной войне сохранилась и будет примером для новых поколений, в последние годы усилилась. Высказывания социологов о полном разрыве поколений, о нигилистическом отношении современной молодежи применительно к войне оказались сильно преувеличены. И все-таки есть основания для беспокойства.
Таблица 2
Какие мысли и чувства вызывает День Победы?
Варианты ответа I курс III курс
Подвиг в Великой Отечественной войне будет примером для новых поколений 20 28
Память о Великой Отечественной войне заслоняют иные события и проблемы 6 0
Героизм Великой Отечественной войны чужд значительной части нынешней молодежи 4 8
Память о Великой Отечественной войне сохранится в сознании нынешней молодежи 6 0
В последние годы социологи отмечают снижение роли традиционных институтов социализации, в том числе и семьи. Вместе с тем семья по-прежнему является хранительницей памяти, в том числе и о тех, кто воевал, кто не вернулся с фронта, трудился в тылу, оказался в плену, пропал без вести.
Для молодежи семья является приоритетом, они испытывают уважение к семье, заботятся о ней. Это четко отразилось в ответах респондентов на вопрос: «Чем является День Победы для вашей семьи?».
Исследования показывают, что наибольшее значение для сохранения единства национального самосознания для российского народа сегодня имеет историческая память о Победе нашего народа в Великой Отечественной войне.
Модель воспитания современного студенчества предполагает общие критерии эффективности воспитательного воздействия. Можно выделить следующие группы критериев: когнитивные - знать понимать, принимать, рефлексировать;
Таблица 3
Чем для вашей семьи является День Победы
Варианты ответа 1 курс И! курс
Праздник со слезам на глазах 21 18
День памяти о родных, прошедших войну 15 18
Просто выходной 0 0
Великая Отечественная война, как и многие крупные события исторического прошлого, для современных студентов - не только событие. О войне студенты слышали в школе, институте, видели фильмы, слышали рассказы участников войны, членов семьи.
Библиографический список
1. Быков А.К. Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации: на стыке двух государственных программ // Педагогика. 2011. № 1.
2. Быков А.К. Формирование патриотического сознания молодежи // Педагогика. 2010. № 9. С. 12.
3. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы». Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. № 795. URL: http://www.government.ru/ gov/ results/12530
4. Ильин Н.И. Патриотизм как компонент духовно-нравственной защиты развития личности // Психологическое здоровье и безопасность личности: сб. науч. ст. по материалам Всероссийской конференции. Тамбов, 2002.
5. Левашов В.К. Патриотизм в контексте современных социально-политических реалий // Со-цис. 2006. № 8.
эмоциональные - чувствовать, сострадать, любить, испытывать необходимость и (или) удовлетворение; практические - уметь сотрудничать, согласовывать и т. д.; бытийные - быть свободным в выборе, свободным в действии, свободным в мысли и т. д.
6. Савотина H.A. Гражданские ценности в контексте проблем социализации студенческой молодежи // Педагогика. 2010. № 7. С. 41.
7. Указ Президента Российской Федерации от 15 мая 2009 г. № 549 «О Комиссии при Президенте Российской Федерации по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России» // Российская газета. 2009. 20 мая. ФВ № 4913.
8. Федорова С.И. Патриотизм - один из решающих факторов безопасности российского государства и его освещение в современной литературе // Актуальные проблемы современного гуманитарного знания:сб. Саратов, 2010.
9. Хальбвакс М. Коллективная и историческая память // Неприкосновенный запас. 2005. №
3. С. 22.
10. Хальбвакс М. Социальные рамки памяти. М., 2007. С. 28-29.
11. Ципко A.C. Ценности и борьба сознательного патриотизма. М.: Изд-воЛКИ, 2009. С. 57.