Демишкант Андрей Валентинович
Научный руководитель: Смирнова Дарья Николаевна Военная академия войсковой противовоздушной обороны Вооружённых Сил Российской Федерации имени Маршала Советского Союза А. М. Василевского
Россия, 214027, г. Смоленск, ул. Котовского д 2.
Историческая память о Великой Отечественной войне в восприятии молодёжи XXI века
Аннотация: в статье описывается дихотомия личной и исторической памяти о Великой Отечественной войне. Доказывается важность этого события среди других событий XX века. На основе песен и стихов раскрывается глубинная сущность патриотизма советского народа, который противостоял фашизму; отмечается их роль в мобилизации и укреплении веры в победу.
Ключевые слова: Великая Отечественная война; историческая память; историческое сознание; мнемотехника; тенденции развития.
Historical memory of the Great Patriotic War in the perception of the youth
of the XXI century
Abstract: the article describes the dichotomy of personal and historical memory of the Great Patriotic War (WWII). The importance of this event among other events of the 20th century is demonstrated. Opposition to fascism and the deep essence of the patriotism of Soviet people are revealed here on the basis of songs, poems and its significant role in building confidence and faith in the victory.
Keywords: Great Patriotic War; historical memory; historical consciousness; mnemonics; development trends.
Неудержимый поток времени остановить невозможно. Именно поэтому, как бы нам ни хотелось сохранить навсегда то, что происходит с нами в первозданных красках и эмоциях, оно забывается и становится отголоском прошлого - историей. Мы знаем, что человек живет в прошлом, настоящем и будущем. И то, как он проживает это время, оказывает влияние на формирование общественного сознания.
Что же такое историческая память? Л.Н. Коган писал, что память является фиксацией прошлого, которая сочетается с его оценкой [2, с.143]. Немецкий
74
египтолог Я. Ассман предлагает концепцию трансформации исторической памяти из памяти коммуникативной в память культурную. Он говорит о том, что коммуникативная память «охватывает воспоминания, которые связаны с недавним прошлым. Это те воспоминания, которые человек разделяет со своими современниками. Типичный случай - память поколения. Эта память возникает во времени и проходит вместе с ним, точнее, со своими носителями» [1, с. 52]. Культурная память же «есть дело мнемотехники, для которой в обществе существуют специальные институты. Культурная память направлена на фиксированные моменты в прошлом. В ней прошлое также не может сохраняться как таковое. Прошлое скорее сворачивается здесь в символические фигуры, к которым прикрепляется воспоминание» [1, с. 54].
Историческая память - это набор передаваемых от отца к сыну исторических сообщений, мифов, рассказов о том, что произошло с субъективной точки зрения. С древних времен были созданы способы передачи знаний следующим поколениям. На сегодняшний день сохранение истории является важнейшей частью развития социума и государства. Появление новых способов сохранения и передачи информации дало обществу колоссальные возможности для развития.
Память, находящуюся в нас, и историю, записанную человечеством, связывает то, что их безвозвратно забрало время. Но одно перетекает в другое, и различий между ними достаточно. Память - это то, что мы пережили сами, это жизнь. Со временем информация о том, что происходит, стирается из памяти и образ прошлого события становится менее четким. История - это документально оформленные факты, объективно исследованные источники, память же - нечто иррациональное. Однако, память отличают эмоции и чувства, пережитые тогда. Если информацию ещё можно передать в мельчайших подробностях, то испытанные чувства в той силе, в которой они ощущались на момент самого события, практически невозможно. Это связанно со многими факторами: с характером личности, психологическим состоянием, работой рецепторов, местом и временем взросления (воспитания), образом мыслей и многим другим. Если говорить кратко, то каждый человек одно и то же чувствует по-разному и все внешние факторы, на момент события, влияющие на общую картину, воспроизвести крайне тяжело. В связи с этим возникают вопросы: «Как нам прочувствовать всем сердцем пережитое?» и «Как не допустить повторение ошибок прошлого?».
Для ответа на данные вопросы обратимся к событию, занимающему особое место в истории российского общества - Великой Отечественной войне. Как известно, итогом Великой Победы является полный разгром гитлеровской армии и создание современного миропорядка. Наше поколение рассматривает и представляет события того времени как историю, то есть информацию, которая является важным аспектом воспитания и обучения. Есть немало людей, помнящих ценность истории Великой Отечественной войны, но время идет, а с его течением забывается главное. Так как же не утратить ценный опыт наших предков?
Необходимо помнить, что историческая память о Великой Отечественной войне существует в двух формах: живой непосредственной памяти народа и обобщенной реконструированной памяти. К первой форме относятся семейные истории, повествующие не только о том, что было, но и как это было. Вторую форму представляют учебники истории, историческая и художественная литература, фильмы и сериалы.
Для того, чтобы придать жизни смысл, обществу необходимо иметь идею, объединяющую и возвышающую страну, частью которой они являются. И именно такой идеей стала для россиян память о Великой Отечественной войне. Во-первых, историческая память отражает глубокий патриотизм русского народа. Люди, сплотившись перед лицом общего врага, мобилизовали все душевные силы для сохранения себя как нации. Во-вторых, была важна идеология социализма, основанная на идеях интернационализма и социального равенства (все народы, проживающие на территории СССР, получали поддержку от государства и никогда не притеснялись им). В-третьих, почти за четверть века выросло новое поколение людей, которые построили свою жизнь по принципиально иным основаниям, чем их родители. Огромные массы выходцев из крестьянства и рабочих получили доступ к знаниям, профессиям и т.д. Эти завоевания люди искренне готовы были защищать.
Чтобы детально рассмотреть проблему эмоционального восприятия исторической памяти мы попробуем своими словами описать несколько тяжелых моментов 1942-1945 годов. В качестве яркого события возьмем блокаду Ленинграда.
Это была военная осада города немецкими и финскими войсками при участии испанской добровольческой дивизии. Данной операции нацистское руководство придавало большое стратегическое и политическое значение, однако сопротивление Красной Армии было ожесточённым. Несмотря на это гитлеровская операция осуществлялась успешно, 8 сентября город был полностью отрезан от «большой земли» с суши. Потеряв надежду на захват города, немцы решили лишить его доступа к продовольствию и перешли к позиционной войне, построив мощные укрепления и стянув дальнобойную артиллерию.
Через некоторое время начался суровый голод. Пайка на всех не хватало и того, что люди получали, было очень мало. Страдания усилились зимой в сильные морозы. Многие мирные жители не смогли пережить тягот и лишений. Отопления не было, жгли всё, что только может гореть. Периодически вёлся обстрел города. От подобного любой может сойти с ума или сдаться, однако жители города смогли достойно выдержать испытание длиной в 872 дней, хоть и не все.
Так кратко звучит пересказ событий этого исторического периода. Мы уверены, что вы не испытали каких-то эмоций от прочтения, лишь пополнили запас знаний. Давно доказано, что запоминается лучше то, что вызвало больше эмоций и чувств. Каким образом можно этого добиться? С этим нам может
помочь один из методов усвоения информации, а именно углубление своих знаний путем количества и качества воспринятого. Как это работает?
Недостаток знания о событии (предмете) дает нам неполный образ. В этом случае нам стоит воспользоваться количественным методом. Его особенностями являются:
1. сбор достоверной информации в необходимом количестве;
2. четкость в соблюдении правил, алгоритмов;
3. использование расчетов, опираясь на зависимости;
4. применение обратных данных и других источников.
Опираясь на данный метод, можно восстановить хронологию событий и детализировать их. Но для ответа на наши вопросы этого мало. Тогда мы используем качественный метод. Тут важно не получить сухую информацию из документов, а понять, объяснить, интерпретировать факты, опираясь на слова, рассказы и письма. Для сбора информации предлагается применять:
1. опросы;
2. наблюдения;
3. интервью;
4. эксперименты.
Необходимо не только собрать данные, но и понять изучаемые процессы, то есть ответить на вопросы: почему? зачем? как? каким образом? как можно было выти из положения? Проведя глубокий анализ, необходимо обобщить и систематизировать большую группу полученной информации, носящей количественный и качественный характер. Этот метод используется во многих науках.
Теперь постараемся рассмотреть то же событие, однако используем некоторые способы, представленные нашим методом.
Процитируем отрывок из статьи, посвященной юбилею снятия блокады Ленинграда: «Немцам удалось блокировать Ленинград на 79-й день войны, после захвата Шлиссельбурга. В тот же день захватчики маршировали по ленинградским пригородам. Пройти дальше им не удалось - ни первой фронтовой осенью, ни позже. Вместе с жителями пригородных районов в блокадном кольце оказались более 2,8 млн человек. Трудно отрешиться от горечи при мысли о том, что тогда, первой фронтовой зимой, страна не сумела вырвать "город над вольной Неве" из тисков, окружения, не сумела спасти тысячи ленинградцев, которых унес голод. Не существует машины времени для того, чтобы отправиться обратно и помочь нашим дедам разомкнуть кольцо и доставить в город продовольствие. "Переиграть" историю невозможно. Ошибки первых недель войны обходились дорого. Для ленинградцев - особенно. Город оказался не готов к осаде. острая нехватка продовольствия и топлива ощущалась уже в начале осени. Городским властям не удалось провести эвакуацию даже детей, инвалидов и стариков. С 20 ноября по 25 декабря 1941
года ленинградцы получили самую низкую норму хлеба за всё время блокады -250 г по рабочей карточке и 125 г служащим, иждивенцам и детям... это был хлеб с овсяной шелухой, целлюлозой и обойной пылью» [3]. Благодаря словам с эмоциональной окраской, фактам, точным цифрам и датам, мы понимаем и чувствуем то, что происходило, пропускаем события через сердце.
Так как же сохранить памяти о величайшем событии, вбирающем в себя огромный пласт гражданского сознания, личной убежденности, чувств сопричастности к жесточайшему испытанию судьбы страны и народа?
Итак, для того, чтобы понять, что такое историческая память о Великой Отечественной войне, нужно не забывать о том, что эта война была многоплановой, неоднозначной, героической и трагической, с большими человеческими потерями и издержками. Следовательно, для того, чтобы проанализировать всё многообразие событий необходимо обратиться к творческому переложению происходившего, так как художественная условность помогает как описать большой объем информации, так и испытать эмоции, которые поэт или писатель вкладывал в свой текст.
Вспомним про песню «Священная война». Слова, написанные В. Лебедевым-Кумачом в первые дни войны и переложенные на музыку А. Александровым, стали гимном страны, всех народов, ее населяющих, обращенным к основам национального патриотизма: «Вставай страна огромная,/ вставай на смертный бой/ с фашистской силой темною,/ с проклятою ордой». Они вдохновляли людей, мобилизовали на полную отдачу своих сил, укрепляли веру в победу. Они сплачивали народ перед лицом смертельной опасности. Широкая мелодичная распевность композиции наряду с грозной поступью марша вдохновляла и поднимала боевой и моральный дух бойцов Красной Армии в суровых оборонительных боях.
Есть еще одна сторона исторической памяти - солдатская правда, героическая, не всегда приглядная, кровавая, гибельная, но подчиненная высшему долгу - клятве, в которую верили без колебаний. Приведем убедительное описание одной из сотен атак, в которую ходили солдаты и о чем так откровенно написал Семен Гудзенко, будущий корреспондент «Правды». Свое стихотворение «Перед атакой» он начинает так: «Когда на смерть идут -поют,/ а перед этим можно плакать./ Ведь самый страшный час в бою/ - час ожидания атаки». И заканчивает его: «Бой был короткий. А потом/ глушили водку ледяную,/ и выковыривал ножом/ из-под ногтей я кровь чужую».
А был еще патриотизм, опирающийся на местное, как бы сказали сейчас, региональное выражение сути и назначения отечественной войны. В качестве примера вспомним стихотворение «Партизанам Смоленщины» известного смоленского поэта А.Т. Твардовского: «Встань, весь край мой поруганный, / На врага! / Неспроста / Чтоб вороною пуганой Он боялся куста, / Чтоб он в страхе сутулился / Пред бессонной бедой, / Чтоб с дороги не сунулся / И за малой нуждой, / Чтоб дорога трясиною / Пузырилась под ним, / Чтоб под каждой машиною / Рухнул мост и — аминь! Чтоб тоска постоянная / Вражий дух извела, / Чтобы встреча желанная / Поскорее была.» [4]. Это стихотворение
напоминает нам о том, что на территории Смоленщины погибло около 20 тыс. партизан и подпольщиков. Это тоже одна из граней исторической памяти, окрашенная участием в битве с немецкими фашистами на определенной территории. И это еще одна частичка правды - правды подлинно народной, беззаветно отстаивающий свою истинность и глубокую убежденность в своей правоте.
Эти тексты передают далеко полный спектр эмоций того страшного периода. Чем глубже мы погружаемся в произошедшее, тем более сильные чувства испытываем, и тем лучше запоминаем и учимся как жить. Добавляя к этим фактам те только текст, но и картинку (фильмы, интервью, фото) мы в полной мере восполняем информационную и эмоциональную составляющую.
Таким образом, для ответа на вопросы: «Как нам прочувствовать всем сердцем пережитое?» и «Как не допустить повторения ошибок прошлого?» необходимо знать свою историю не только как события прошлого, но и через призму личной вовлечённости, «представления себя на их месте». Хоть это и не сравнится полностью с собственной памятью и пережитым лично, однако максимально приблизит нас к осознанию и «проживанию» исторической памяти о Великой Отечественной войне.
Литература
1. Ассман Я. Культурная память: письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности. М.: Языки славянской культуры, 2004. С. 52-58.
2. Коган Л.Н. Вечность. Преходящее и непреходящее в жизни человека. Екб., 1994. 84 с.
3. Моя округа. РФ. [сайт]: URL: https:// moyaokruga.ru/Print.aspx?articleId=511504 (дата обращения: 13.04.2022).
4. Культура. РФ. [сайт]: URL: https://www.culture.ru/poems/6936/partizanam-smolenshiny (дата обращения: 02.05.2022).