Мы дети твои, Победа!
Ганьшина Г.В., Чаус Н.В.
... Поклонимся великим тем годам, Тем славным командирам и бойцам, И маршалам страны, и рядовым, Поклонимся и мёртвым, и живым, Всем тем, которых забывать нельзя, Поклонимся, поклонимся, друзья!
Всем миром, всем народом, всей землёй Поклонимся за тот великий бой!..
М.Львов
В этом году повсеместно проходят мероприятия, посвящённые празднованию 70-летия Победы в Великой Отечественной войне. С января по декабрь 2015 года в Московской областной государственной детской библиотеке реализуется областной проект «Мы дети твои, Победа!», в рамках которого проходят встречи с ветеранами войны, литературномузыкальные композиции,литературные конкурсы и т.д. Целью проекта является развитие системы патриотического воспитания юных граждан, укрепление патриотизма в качестве нравственной основы формирования гражданской позиции детей и подростков. Мероприятия, посвященные памятным датам Великой Отечественной войны, помогают участникам проекта ощутить себя частью одной большой страны - победительницы, где на всех лежит ответственность за сохранение памяти у нынешних и грядущих поколений о ключевых событиях в истории Отчизны.
There are events dedicated to the celebration of the 70th anniversary of Victory in the Great Patriotic War everywhere this year. The regional project "We are your children, Victory!" is on in the Moscow Regional State Children's Library from January to December 2015. In the context of this project there have been
1
meetings with veterans of the Great Patriotic War, literary and musical compositions, literary competitions, etc. The project aims to develop a system of patriotic education of young people, strengthening of patriotism as a moral basis for the formation of citizenship of children and adolescents. The events dedicated to the memorable dates of the Great Patriotic War make participants of the project feel that they are a part of one big country - winner and everyone is responsible for preserving the memory of present and future generations about the key events in the history of Motherland.
Ключевые слова:70-летие Победы в Великой Отечественной войне, ветераны Великой Отечественной войны, блокада Ленинграда, Московская областная государственная детская библиотека, патриотическое
воспитание,проект.
Key words: 70th anniversary of Victory in the Great Patriotic War, veterans of the Great Patriotic War, the siege of Leningrad, Moscow Regional State Children's Library, patriotic education, project.
За свою многовековую историю наш народ выдержал немало испытаний. Однако Великая Отечественная война по своим масштабам, напряженности, жертвам, потерям и разрушениям не имела себе равных в прошлом. И тем весомее и значимее наша Победа, которая по своим итогам и последствиям имеет всемирно-историческое значение.
Почти четыре года (1418 дней и ночей) длилась Великая Отечественная война. Она прошла через сердце каждого человека. Советский Союз за годы войны потерял в общей сложности 26 млн. 600 тыс. человек. В том числе около 8 млн. 500 тыс. мирных жителей погибли на оккупированных и прифронтовых территориях от голода, бомбежек, артобстрелов, тяжких условий жизни, непосильного труда. Еще 2 млн. 165 тыс. погибли на принудительных работах в Германии. Число преднамеренно уничтоженных в результате гитлеровской политики геноцида (расстрелянных, погибших в
2
гетто, тюрьмах, концлагерях) составило примерно 7 млн. 450 тыс. человек. Общие безвозвратные потери списочного состава Вооруженных Сил вместе с пограничными и внутренними войсками - 8 млн. 668 тыс. человек[2].
...Нет на мировой карте государства с аббревиатурой «СССР», но все население постсоветского пространства вот уже на протяжении 70 лет постоянно вспоминает те грозные события.
В России трудно найти семью, которую бы обошла стороной Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Всё дальше от нас уходят в историю те трагические и героические дни и всё меньше остаётся свидетелей тех событий. Кто-то воевал на поле боя, кто-то в тылу, не жалея сил, трудился для Великой Победы. Очень важно, чтобы в семье могли рассказать детям о войне, и ещё важнее, если они услышат об этом из первых уст, от самого участника тех событий да еще и увидят его награды. Такой рассказ запомнится навсегда и передастся следующему поколению, и память о героях сохранится на многие века.
На современном этапе развития общества жизненно необходима оптимизация и мобилизация имеющихся образовательных, социальных и культурных ресурсов для содействия современной молодежи в формировании жизнеобеспечивающих качеств, в том числе, патриотизма и гражданской ответственности, креативности, профессионального владения технологиями кросс-культурных коммуникаций, умения организовывать свой досуг на основе здоровых нравственных представлений [3.С.124].
Сегодня действенным инструментом патриотического воспитания детей и молодежи является полифункциональная деятельность учреждений культуры, среди которых приоритетное место отведено библиотекам.
В этом году повсеместно проходят мероприятия, посвящённые празднику Победы. И, конечно же, не остаются в стороне от этого библиотеки. Именно в библиотеках сосредоточены книги со множеством
3
повествований и документов о тех памятных днях, которые необходимо популяризировать, чтобы не только взрослые читатели, но и дети, не видевшие войны, захотели взять книгу и узнать об этой великой битве.
С января по декабрь 2015 года в Московской областной государственной детской библиотеке (МОГДБ) реализуется областной проект «Мы дети твои, Победа!», в рамках которого проходят конкурсы: «Поздравление ветерану» и областная эстафета добрых дел «Подари ветерану доброе слово, доброе дело, доброе сердце», литературный конкурс «Семейные хроники: весточка с фронта».
Целью проекта является развитие системы патриотического воспитания юных граждан, укрепление патриотизма в качестве нравственной основы формирования гражданской позиции детей и подростков.
Основные задачи проекта:
- активизация деятельности муниципальных библиотек с привлечением ветеранских, молодежных и других общественных организаций и сообществ по историко-патриотическому просвещению детей и подростков;
- расширение и углубление знаний о важнейшем периоде в истории страны -Великой Отечественной войне, формирование и развитие интереса к литературе патриотического, исторического, краеведческого содержания, к художественной литературе, раскрывающей данную тематику;
- сохранение памяти о героических и трагических событиях Великой Отечественной войны, пропаганда уважения к ветеранам и участникам Великой Отечественной войны и национальной гордости за страну;
- формирование нравственной культуры подрастающего поколения, предупреждение проявлений национализма и экстремизма в молодежной среде;
4
- поддержка профессиональных инициатив и пропаганда передового опыта
работы военно-патриотической направленности детских библиотек
Подмосковья;
- помощь в реализации творческих и интеллектуальных способностей юных читателей по изучению истории Отечества.
Проект состоит из цикла мероприятий, имеющих различный формат, тематическую направленность и целевую аудиторию.
Отдел обслуживания разработал свой проект «Мир памяти, мир сердца, мир души», в рамках которогоуже было реализовано несколько мероприятий.
Череду мероприятий, посвящённых 70 - летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, библиотека открыла встречей с ветеранами. 4 февраля в МОГДБ пришли ветераны Великой Отечественной войны, чтобы почтить памятью день снятия блокады Ленинграда 27 января 1944 года. Организовал встречу председатель Совета ветеранов микрорайона Мамонтовка Клюев Борис Фёдорович. На встречу пригласили ветеранов мкрн. Мамонтовка, ветеранов Пушкинского района во главе с председателем Совета ветеранов г Пушкино и Пушкинского района Борисовой Альвиной Георгиевной и, конечно же, ветеранов-блокадников во главе с председателем блокадной организации г.Пушкино и Пушкинского района Суворовой Галиной Михайловной. Приветствовали ветеранов и слушали их рассказы учащиеся 9-х классов школы № 14 во главе с директором школы Г ерасимовой Ларисой Евгеньевной.
5
Встреча с ветеранами, в Московской областной государственной детской библиотеке (МОГДБ)
Прошел 71 год со дня окончания снятия блокады в Ленинграде, которая длилась 871 день- с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года. Это самая продолжительная и страшная осада города за всю историю человечества. Почти 900 дней боли и страдания, мужества и самоотверженности. Через много лет после прорыва блокады Ленинграда многие историки, да и простые обыватели, задавались вопросом - можно ли было избежать этого кошмара? Избежать - видимо, нет. Для Гитлера Ленинград был «лакомым куском» - ведь здесь находится Балтийский флот и проходит дорога на Мурманск и Архангельск, откуда во время войны приходила помощь от союзников, и в том случае, если бы город сдался, то он был бы разрушен и стёрт с лица земли [1].
Ветераны вспомнили страшные времена блокадных дней 1941 - 1944 года. Альвина Георгиевна Борисова была ещё совсем маленькой девочкой, когда город оказался в блокаде, ей с семьёй довелось пережить голодные и холодные блокадные дни. Несмотря на пережитое, она сохранила в своей памяти не только горечь тех дней, но надежду на лучшее и силы для работы с молодёжью, чтобы увековечить подвиг ленинградцев.
6
Альвина Георгиевна Борисова
Суворовой Галине Михайловне был всего годик, когда она оказалась в блокадном Ленинграде, но, благодаря помощи и поддержке ленинградцев, она и её семья выжили.
Суворова Галина Михайловна
Перед ветеранами выступили учащиеся 9 класса, которые читали стихи Ольги Берггольц о погибших, но не сдавшихся врагам ленинградцах. Всех
7
очень тронуло стихотворение «Ленинградке», написанное поэтессой к 8 марта.
Еще тебе такие песни сложат,
Так воспоют твой облик и дела,
Что ты, наверно, скажешь: - Не похоже.
Я проще, я угрюмее была.
Мне часто было страшно и тоскливо,
Меня томил войны кровавый путь,
Я не мечтала даже стать счастливой,
Мне одного хотелось: отдохнуть...
Да, отдохнуть ото всего на свете -От поисков тепла, жилья, еды.
От жалости к своим исчахшим детям,
От вечного предчувствия беды,
От страха за того, кто мне не пишет (Увижу ли его когда-нибудь),
От свиста бомб над беззащитной крышей,
От мужества и гнева отдохнуть.
Но я в печальном городе осталась Хозяйкой и служанкой для того,
Чтобы сберечь огонь и жизнь его.
И я жила, преодолев усталость.
Я даже пела иногда. Трудилась.
С людьми делилась солью и водой.
Я плакала, когда могла. Бранилась С моей соседкой. Бредила едой.
И день за днем лицо мое темнело,
8
Седины появились на висках.
Зато, привычная к любому делу,
Почти железной сделалась рука.
Смотри, как цепки пальцы и грубы!
Я рвы на ближних подступах копала,
Сколачивала жесткие гробы И малым детям раны бинтовала...
И не проходят даром эти дни,
Неистребим свинцовый их осадок:
Сама печаль, сама война глядит Познавшими глазами ленинградок.
Зачем же ты меня изобразил Такой отважной и такой прекрасной,
Как женщину в расцвете лучших сил,
С улыбкой горделивою и ясной?
Но, не приняв суровых укоризн,
Художник скажет с гордостью, с отрадой:
- Затем, что ты - сама любовь и жизнь,
Бесстрашие и слава Ленинграда!
8 марта 1942 г. Ольга Берггольц[5]
9
Стихи о войне
От Совета ветеранов в дар библиотеке передали альманах «Ветеран Подмосковья».
Подарок от ветеранов
5 февраля в библиотеке для учащихся 6-х классов прошёл урок памяти о блокаде Ленинграда. Кандидат исторических наук Н.В. Чаус и заведующая отделом обслуживания детей старшего школьного возраста О.Н. Троц рассказали ребятам о днях блокады Ленинграда, представили воспоминания людей, переживших блокаду. Рассказ был проиллюстрирован слайд-презентацией с фотоматериалами тех страшных дней блокадного Ленинграда. Нельзя было не упомянуть об истории появления «Дороги жизни». Благодаря мужеству и силе духа ленинградцев, «Дорога жизни» жила сама и дарила жизнь великому городу. Сейчас на берегу Ладожского озера находится музей «Дорога жизни».
10
Урок памяти
Особая тема - блокадные дети. Всему миру известен дневник Тани Савичевой. Ленинградская школьница в тяжёлых условиях блокады Ленинграда вела краткие записи о смерти ближайших родственников. Её дневник стал мерилом судеб тысяч семей-блокадников,которых постигла подобная участь.
Урок памяти о блокаде Ленинграда сопровождался чтением стихов Ольги Берггольц и Анны Ахматовой. В конце урока была организована акция «Пламя памяти», посвящённая 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. На листочках в виде языков пламени все присутствовавшие старательно написали свои пожелания, и эти языки пламени приклеили к макету Вечного Огня.
В феврале в МОГДБ прошёл конкурс чтецов «Сквозь годы с нами говорит война»,приуроченный к 70-летию со Дня Победы. Дети с 1-го по 11 классы выразительно читали стихи, самые лучшие чтецы получили
грамоты и памятные подарки.
11
Лучшие чтецы
3 марта 2015 года в Московскую областную государственную детскую библиотеку пришёл в гости член Пушкинского районного Совета ветеранов, автор сайта «Пушкинцы - защитники отечества и их потомки», лауреат губернаторской премии «Наше Подмосковье» Юрий Иванович Пакшин. Он провел беседу с учащимися средней школы № 14 на тему «Пушкинцы в истории Великой Победы». В беседе были освещены такие темы, как «Воинские формирования на пушкинской земле», «Всё для фронта...». Большое внимание в рассказе Юрия Ивановича было уделено жителям Пушкинского района - Героям Советского Союза, полным кавалерам Ордена Славы, Героям Социалистического Труда и Почётным гражданам г. Пушкино и Пушкинского района. Рассказ Юрия Ивановича сопровождался чтением стихов поэтов-фронтовиков С. Гудзенко, В. Кочеткова, А. Твардовского, М. Львова, А. Чевелихина.
20 марта в Московской областной государственной детской библиотеке прошли «Громкие чтения на тему «У войны не детское лицо», целью которых являлось привлечение учащихся к произведениям художественной литературы о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. В чтениях приняли
12
участие библиотекари, педагоги и ученики 4 класса общеобразовательной школы №14 микрорайона Мамонтовка.
Детей-воинов даже трудно себе представить... Война с бомбами, голодом, холодом, разрухой обрушилась на них, но в ту суровую пору дети были не только жертвами - они становились и воинами. Вместе со взрослыми дети во время Великой Отечественной войны защищали Родину.В те суровые годы существовала детская пионерская организация, а дети-воины становились пионерами - героями. Многим из них были присвоены звания Героя Советского Союза, медали и ордена посмертно: Александру Чекалину, Леониду Голикову, Марату Казею и многим другим мальчишкам и девчонкам.
Рассказы о юных героях
Школьники услышали рассказы о детях - героях Великой Отечественной войны из книг «Рассказы о юных героях» и «Час мужества». Ребята познакомились с рассказами Л.Кассиля и С. Алексеева и узнали о судьбах и подвигах юных антифашистов. Каждое произведение вызывало много эмоций и обсуждалось с ребятами. Мероприятие традиционно завершилось акцией «Пламя Победы».
13
Акция «Пламя Победы»
На память все участники получили буклеты о юных пионерах-героях, подготовленные ведущим библиотекарем отдела обслуживания детей младшего школьного возраста М.М.Трясца
Час «громкого» чтения лучших произведений о Великой Отечественной войне, написанных для детей и подростков, помог участникам акции ощутить себя частью одной большой страны - победительницы, где на всех лежит ответственность за сохранение памяти у нынешних и грядущих поколений о событиях в истории Отчизны.
В апреле - мае в рамках проекта «Мир памяти, мир сердца, мир души» пройдут еще два мероприятия: конкурс детских рисунков «Салют, Победа!» и литературный конкурс «Письмо с фронта». В международный день освобождения узников фашистских концлагерей вновь соберутся ветераны на мероприятие «И помнить страшно, и забыть нельзя». Пройдет конкурс на лучший литературный буктрейлер «Той далёкой весной 45-го». Совместно со школой №14 г. Пушкино в микрорайоне Мамонтовка в канун дня Победы для ветеранов войны и читателей библиотеки будет представлена литературно-музыкальная композиция на тему Великой Отечественной
14
войны. Ведется подготовка к читательской конференции по книгам Ю.Бондарева «И превратился в пепел снег». В начале мая пройдёт мероприятие «Спасибо за мир», на котором дети изготовят открытки для ветеранов.Это далеко не полный перечень мероприятий, приуроченных к празднованию дня Великой Победы в стенах МОГДБ. Их актуальность неоспорима. Народная память избирательна.Фиксируя субъективно важные подробности частной жизни, она помогает нам лучше понять жизненные ценности прошлых поколений. Экстремальные условия способствовали проявлению в людях таких качеств, как взаимопомощь, соучастие, терпимость, верность. Межличностное общение строилось на основе простых чувств и понятий, которыми и мы должны руководствоваться в повседневной жизни.
Победа в Великой Отечественной войне - выдающееся событие в жизни нашего народа. Только преодолевая все трудности и лишения, благодаря самоотверженному труду и стойкости, единству фронта и тыла советским людям удалось отстоять свободу и независимость своей Родины в борьбе против фашистской Германии [6. С. 179].
День Победы - самый светлый и самый радостный праздник. И в то же время, как поется в песне, «праздник со слезами на глазах». Отмечая юбилей Победы, мы чтим незабвенную память миллионов советских людей, отдавших жизнь за свободу и независимость нашего Отечества, за избавление многих стран от угрозы фашистского порабощения. Наш народ и все человечество благодарны им за их героический и бессмертный подвиг.
15
Безымянному солдату посвящается...
Ганьшина Г.В.
Год великих юбилейных дат Горечью и радостью богат.
Встретив под Москвою свой закат,
Безымянный спит в земле солдат.
Он Отчизну смело защищал,
Чтобы сын в кроватке крепко спал,
Чтоб жена всегда его ждала,
Чтобы мать спокойною была.
Так хотел вернуться он домой -Патриот страны своей родной.
Вновь обнять жену, сынишку, мать,
Крепко их к груди своей прижать.
И работать так, чтоб пот бежал;
Чтоб ни в чем сынок нужды не знал.
Так хотел дочурку он родить И счастливо всем семейством жить...
Но не суждено тебе, солдат,
Испытать величье этих дат...
Спи спокойно, ты исполнил долг.
Да не ты один, а весь твой полк.
Сколько их Петров, Иванов, Коль Обрели навек в земле покой,
Не успев пожить и полюбить,
И победы радость ощутить...
Знай, Солдат, мы помним о тебе,
О твоей несбывшейся мечте.
16
Поклониться вновь к тебе пришли И цветы к подножью принесли...
А Москва ликует и поет,
И победу празднует народ, Благодарность выражая Вам -Нашим дедам, братьям и отцам!
Литература
1. Блокада Ленинграда.[Электронный ресурс] //
URL:http://www.russlav.ru/aktualno/blokada-leningrada.html (датаобращения 24 марта 2015 года) / BlokadaLeningrada/
http://www.russlav.ru/aktualno/blokada-leningrada.html (dataobrascheniya 24 marta 2015 goda).
2. Великая победа великого народа. Красная звезда. 6 мая 2010 года.
[ Электронный ресурс ] //
URL:http://old.redstar.ru/2010/05/06 05/2 02■html(дата обращения 13 марта 2015 года) / Velikayapobedavelikogonaroda. Krasnayazvezda. 6 maya 2010 goda. http://old.redstar.ru/2010/05/06_05/2_02.html (data obrascheniya 13 marta 2015 goda).
3. Ганьшина Г.В., Бабаева Е.В. Формирование целостного образа единой поликультурной России посредством изучения и развития народных художественных промыслов // Этнос. Религия. Общество (в контексте межнациональных отношений). Краснодар: Администрация
муниципального образования город Краснодар; Кубан.гос. ун-т. 2013. 456 с. С.124-130 / Ganshina G.V., Babaeva E.V.
FormirovanietselostnogoobrazaedinoypolikulturnoyRossiiposredstvomizuch eniya i razvitiyanarodnyihhudozhestvennyihpromyislov. Etnos. Religiya. Obschestvo (v kontekstemezhnatsionalnyihotnosheniy). Krasnodar:
17
AdministratsiyamunitsipalnogoobrazovaniyagorodKrasnodar; Kuban.gos. un-t. 2013. 456 s. S.124-130.
4. Ганьшина Г.В.Гуманистические идеи педагогики сотрудничества В.А. Сухомлинского. Российские регионы: взгляд в будущее. №1, 2014. http://futureruss.ru/iournal-archive/nomer- 12014.html
5. Ольга Берггольц. Стихи и поэмы. Л.: Советский писатель, Лен. отд-е, 1979. С. 70 / OlgaBerggolts. Stihiipoemyi. L.: Sovetskiypisatel, Len. otd-e, 1979. S. 70ю
6. Прохоров М.Ф., Федулин А. А. Повседневная жизнь жителей Москвы и Подмосковья в годы Великой Отечественной войны // Туризм и сервис в панораме тысячелетий. Вып.3. М., 2011. С.161-181 / Prohorov M.F., Fedulin A.A. PovsednevnayazhiznzhiteleyMoskvyi i Podmoskovya v godyiVelikoyOtechestvennoyvoynyi. Turizm i servis v panorametyisyacheletiy. Vyip.3. M., 2011. S.161-181.
18