Научная статья на тему 'Истоки проблем самоидентификации современного преподавателя'

Истоки проблем самоидентификации современного преподавателя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
119
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОИДЕНТИЧНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МОТИВАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ТРУДОВЫЕ ЦЕННОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ / ЛИЧНОСТНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ / МАТЕРИАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ / СТАТУСНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ / TEACHER IDENTITY / PEDAGOGICAL UNIVERSITY / HIGHER EDUCATION / MOTIVATION OF PROFESSIONAL ACTIVITY / LABOR VALUES / PROFESSIONAL OPPORTUNITIES / PERSONAL CAPABILITIES / MATERIAL CAPABILITIES / STATUS OPPORTUNITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гнатышина Елена Александровна, Гордеева Дарья Сергеевна, Якупов Валерий Рамильевич, Матвеева Полина Александровна, Матвеев Виталий Владимирович

Необходимость модернизации высшего образования в России не вызывает споров, а поиск эффективных путей ее реализации вызывает множество научных дискуссий и диспутов. Среди широкого круга вопросов, связанных с данной темой, исследователей интересуют вопросы формирования мотиваций и ценностей, доминирующих в сознании современных преподавателей. Реализация профессионального потенциала в вузе, саморазвитие и отожествление самого себя частью образовательной среды катализирует процесс внедрения реформ высшей школы. Профессиональная самоидентификация преподавателя, удовлетворенность педагогической деятельностью является определяющим вектором как эффективного функционирования образовательной организации в целом, так и преодолением различных кризисных ситуаций, сопровождающих любой процесс модернизации. В 2018-2019 году нами был проведено анкетирование среди преподавателей педагогических университетов Уральского региона, посвященное выявлению трудовых ценностей педагогического труда при различной степени сформированности профессиональной самоидентификации. Профессиональная самоидентичность преподавателя высшей педагогической школы идентификация педагогами себя как части университета является ключом эффективного функционирования образовательной организации, признанием ее миссии, корпоративной философии. Преподаватели являются информационными носителями культуры высшей школы, его ценностей и традиций, имиджа не только в период своей профессиональной деятельности, но и предшествующей истории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гнатышина Елена Александровна, Гордеева Дарья Сергеевна, Якупов Валерий Рамильевич, Матвеева Полина Александровна, Матвеев Виталий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ORIGINS OF THE PROBLEMS OF IDENTITY OF THE MODERN TEACHER

The need to modernize higher education in Russia does not cause controversy, and the search for effective ways to implement it causes a lot of scientific discussions and debates. Among the wide range of issues related to this topic, researchers are interested in the formation of motivations and values that dominate the minds of modern teachers. The implementation of the professional potential at the university, self-development and self-identification as part of the educational environment catalyzes the process of introducing higher education reforms. Professional self-identification of the teacher, satisfaction with pedagogical activity is a determining vector both for the effective functioning of the educational organization as a whole and for overcoming various crisis situations that accompany any process of modernization. In 2018-2019, we conducted a survey among teachers of pedagogical universities in the Ural region, dedicated to identifying the labor values of pedagogical work at varying degrees of professional self-identification. Professional self-identity of a teacher of higher pedagogical school teachers' identification of themselves as part of a university is the key to the effective functioning of an educational organization, recognition of its mission, and corporate philosophy. Teachers are informational carriers of the culture of higher education, its values and traditions, image, not only in the period of their professional activities, but also in their previous history.

Текст научной работы на тему «Истоки проблем самоидентификации современного преподавателя»

Gnatyshina Elena Alexandrovna, Gordeeva Daria Sergeyevna, Yakupov Valery Ramilievich and others THE ORIGINS OF THE PROBLEMS OF IDENTITY ...

pedagogical sciences

УДК 378:333.1

DOI: 10.26140/anip-2019-0803-0020

ИСТОКИ ПРОБЛЕМ САМОИДЕНТИФИКАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

© 2019

Гнатышина Елена Александровна, доктор педагогических наук, директор Профессионально-педагогического института Гордеева Дарья Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры

«Экономика, управление и право» Якупов Валерий Рамильевич, кандидат юридических наук, доцент кафедры «Экономика, управление и право» Матвеева Полина Александровна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика, управление и право» Матвеев Виталий Владимирович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Теории и методики физической культуры и спорта» Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (454080, Россия, Челябинск, пр. Ленина, 69, e-mail: [email protected])

Аннотация. Необходимость модернизации высшего образования в России не вызывает споров, а поиск эффективных путей ее реализации вызывает множество научных дискуссий и диспутов. Среди широкого круга вопросов, связанных с данной темой, исследователей интересуют вопросы формирования мотиваций и ценностей, доминирующих в сознании современных преподавателей. Реализация профессионального потенциала в вузе, саморазвитие и отожествление самого себя частью образовательной среды катализирует процесс внедрения реформ высшей школы. Профессиональная самоидентификация преподавателя, удовлетворенность педагогической деятельностью является определяющим вектором как эффективного функционирования образовательной организации в целом, так и преодолением различных кризисных ситуаций, сопровождающих любой процесс модернизации. В 2018-2019 году нами был проведено анкетирование среди преподавателей педагогических университетов Уральского региона, посвященное выявлению трудовых ценностей педагогического труда при различной степени сформированности профессиональной самоидентификации. Профессиональная самоидентичность преподавателя высшей педагогической школы - идентификация педагогами себя как части университета является ключом эффективного функционирования образовательной организации, признанием ее миссии, корпоративной философии. Преподаватели являются информационными носителями культуры высшей школы, его ценностей и традиций, имиджа не только в период своей профессиональной деятельности, но и предшествующей истории.

Ключевые слова: самоидентичность преподавателя, педагогический университет, высшее образование, мотивация профессиональной деятельности, трудовые ценности, профессиональные возможности, личностные возможности, материальные возможности, статусные возможности.

THE ORIGINS OF THE PROBLEMS OF IDENTITY OF THE MODERN TEACHER

© 2019

Gnatyshina Elena Alexandrovna, Doctor of Sciences (Education), Director of the Vocational-Pedagogical Institute Gordeeva Daria Sergeyevna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor at the Department of «Economics, Management and Law» Yakupov Valery Ramilievich, Candidate of Juridical Sciences, Associate Professor at the Department of «Economics, Management and Law» Matveeva Polina Aleksandrovna, candidate of Economic Sciences at the Department

of «Economics, Management and Law» Matveev Vitalii Vladimirovich, candidate of Pedagogical Sciences, associate Professor of the Department "Theory and Methods of Physical Training» South Ural State Humanitarian-Pedagogical University (454080, Russia, Chelyabinsk, Lenin Ave., 69, e-mail: [email protected])

Abstract. The need to modernize higher education in Russia does not cause controversy, and the search for effective ways to implement it causes a lot of scientific discussions and debates. Among the wide range of issues related to this topic, researchers are interested in the formation of motivations and values that dominate the minds of modern teachers. The implementation of the professional potential at the university, self-development and self-identification as part of the educational environment catalyzes the process of introducing higher education reforms. Professional self-identification of the teacher, satisfaction with pedagogical activity is a determining vector both for the effective functioning of the educational organization as a whole and for overcoming various crisis situations that accompany any process of modernization. In 2018-2019, we conducted a survey among teachers of pedagogical universities in the Ural region, dedicated to identifying the labor values of pedagogical work at varying degrees of professional self-identification. Professional self-identity of a teacher of higher pedagogical school - teachers' identification of themselves as part of a university is the key to the effective functioning of an educational organization, recognition of its mission, and corporate philosophy. Teachers are informational carriers of the culture of higher education, its values and traditions, image, not only in the period of their professional activities, but also in their previous history.

Keywords: teacher identity, pedagogical university, higher education, motivation of professional activity, labor values, professional opportunities, personal capabilities, material capabilities, status opportunities.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.

Эффективные преобразования в образовательной среде, по нашему мнению, зависят во многом от настроения педагогического коллектива. Актуальность проблемы изучения ценностей и мотивации преподавателя педагогического вуза увеличивается в контексте вполне

естественных причин - высшая педагогическая школа теряет популярность, университетское педагогическое образование в России перестает быть популярным, уступая место обучению в сфере менеджмента и управления ГГ - технологиями.

Самоидентичность преподавателя педагогического университета должна проявляться не только в контексте

педагогические науки

Гнатышина Елена Александровна, Гордеева Дарья Сергеевна, Якупов Валерий Рамильевич и другие

ИСТОКИ ПРОБЛЕМ САМОИДЕНТИФИКАЦИИ ...

отожествления себя с университетом, но и способности убедить, направить будущего педагога разделить сие нелегкое трудовое поприще. Это вызывает серьезные затруднения, так как большинство опрошенных нами преподавателей педагогических вузов Уральского региона обладают совершенно иным набором ценностей и мотиваций педагогической деятельности, нежели тем самым, необходимым для вышеобозначенного убеждения.

На сегодняшний день в российской науке отсутствует четкая формулировка термина «самоидентичность». Объясняется это сложностью и многоаспектностью рассматриваемой дефиниции, разнообразием концепций и методологий формирования профессиональной самоидентичности.

Профессиональная самоидентичность преподавателя - это такое социально-психологическое явление, при котором субъект педагогической деятельности, соблюдая совместный паритет, образует фундамент осознанности и четкой убеждённости в правильности выбора своего профессионального пути [1]. Отсутствие профессиональной самоидентичности в стенах современной высшей педагогической школы, по нашему мнению, приведет к появлению дополнительных проблем эффективного внедрения образовательной реформы [2, 3].

При анализе научной литературы [4-18 и др.], посвященной исследуемой тематике, можно выделить два ключевых подхода к интерпретации профессиональной самоидентификации преподавателя педагогического университета. Профессиональная самоидентификация, согласно первому подходу, есть ярко выраженное отожествление преподавателями университета себя неотъемлемой единицей целостной системы высшей школы, выражающейся в признании нравственности и общественной ценности педагогического труда [19, с. 55].

Согласно второму подходу, профессиональная самоидентификация должна сопровождаться сформированной совокупностью ценностей и мотивов педагогической деятельности, способной передаваться от преподавателя к студенту.

Что касается механизмов формирования корпоративной идентичности, то, по мнению отечественных и зарубежных исследователей, в их основе лежат коммуникативные процессы [20-22]. Так, Н.Ю. Пименова отмечает, что основными элементами организационной культуры, оказывающими непосредственное воздействие на формирование и развитие профессиональной самоидентичности, выступают коммуникации, корпоративный дизайн и корпоративное поведение, являющиеся, по сути, разновидностями коммуникации [23]. Как указывает А. Фисун, благодаря системе внутрикорпоративных коммуникаций сотрудник организации видит не только фрагмент «корпоративного пространства», но и всю картину в целом, благодаря чему он чувствует себя частью единого коллектива, сплоченного общими целями [24].

Профессиональная самоидентификация преподавателя российского университета на современном этапе модернизации отечественного образования должна развиваться и поддерживаться средствами активного участия во внутривузовском самоуправлении, поддержкой защищенных кандидатов и докторов наук, комплектованием ведущих кафедр, межуниверситетскими связями (сетевое взаимодействие в системе вуз-колледж-вуз), совместной научно-методической деятельность, профо-риентационной работой с будущими педагогами.

Своеобразный многокомпонентный вузовский стиль, уважительное отношение к историзму университета, философские компоненты мировоззрения высшей школы являются областями проявления корпоративной идентичности преподавателя.

Довольно часто в головах современной молодежи возникают негативные стереотипы при слове «преподаватель». Это образ человека, который выбрал карьеру от безысходности, вследствие отсутствия способностей и знаний в более перспективных отраслях, либо пришед-

шего в профессиональную педагогику, чтобы избежать службы в армии, быть «любимчиком» среди женского коллектива (касательно мужского пола). Но, ни в коем случае нельзя забывать, что преподаватели всегда относились к общественной элите, а умение учить категорично воспринималось как дар, способность, которой обладает далеко не каждый [25].

Большой опыт работы в российском педагогическом вузе авторов данной научной статьи свидетельствует о том, что существующие проблемы формирования профессиональной самоидентичности преподавателей особенно и не решаются, а если быть точнее, руководство вуза вообще не считает данное направление интересным и перспективным, выделяя более «важные» ориентиры развития университета. Помимо всего прочего, для преподавателей самыми значимыми аспектами трудовой деятельности являются материальные возможности и свобода выбора регламента рабочего времени, а не способность реализовать себя и использовать знания, способности и опыт во благо. Интересным является факт несовпадения взглядов преподавателей на тривиальные позиции, касающиеся университета, но, наряду с этим, педагоги пафосно повторяют избитые фразы о своей гуманной миссии обучать.

Один из информационных источников, который позволяет прослеживать изменения в сфере высшего образования, - регулярные социологические исследования главных лиц образовательного процесса. Мнения преподавателей дают возможность представить реальное положение дел, найти ответы на вопросы, связанные с настоящим и будущим российского высшего образования.

Всего анкетным опросом охвачено 184 преподавателя педагогических вузов Уральского региона. Данная профессиональная выборка объясняется тем, что на преподавателях педагогических университетов лежит двойная ответственность за судьбу выпускников - они готовят будущих педагогов, последователей своей деятельности. При этом одной из важнейших педагогических функций является мотивация студента к полному принятию той профессиональной траектории, которую она выбрал при поступлении в педагогический вуз.

Судя по полученным данным, каждый третий респондент твердо уверен, что у него есть призвание к педагогической деятельности, тогда как каждый пятый опрошенный преподаватель полагает, что лишен данного признания и что трудится в вузе за неимением другой более престижной и высокооплачиваемой работы.

Субъективные оценки заметно разняться в зависимости от пола, возраста, стажа работы, наличия научной степени.

Для более системного представления мотиваций и ценностей весь спектр возможностей педагогической деятельности был структурирован в четыре категории: материальную, профессиональную, личностную и качественную.

Под материальными возможностями мы подразумевали достойный заработок, хорошее материальное положение, ощущение стабильности, уверенность в завтрашнем дне.

К профессиональным возможностям мы отнесли следующие позиции: вносить свой вклад в развитие высшего образования, разрабатывать и внедрять собственные идеи, работать в коллективе с единомышленниками, самому регламентировать свою работу.

Под личностными возможностями мы имели в виду личностное саморазвитие, находится в интересной профессиональной среде, не ограничивать жизнь работой.

Самыми значимыми являются, безусловно, материальные возможности, однако реализуются они в минимальной степени. Профессиональные возможности по значимости занимают второе место. Статусные и личностные возможности остаются, к сожалению, за гранью средних значений удовлетворяемых возможностей педагогической деятельности.

Gnatyshina Elena Alexandrovna, Gordeeva Daria Sergeyevna, Yakupov Valery Ramilievich and others pedagogical

THE ORIGINS OF THE PROBLEMS OF IDENTITY ... sciences

Возможности

Хар актеристики Материальные Пр о фес сио нал ьные Статусные Личностные

ПОЛ

Мужской 13 11 10 8

Женский 37 62 20 21

ВОЗРАСТ, ЛЕТ

До 35 16 9 10 8

35-50 29 21 20 26

50-65 14 б 3 2

65 и старше 8 4 4 1

УЧЕНАЯ СТЕПЕНЬ

Не имеется б 2 2 4

Кандидат наук 64 42 19 29

Доктор наук 12 2 2

СРЕДНЕДУШЕВОЙ ДОХОД

низкий 29 11 4 6

средний 67 39 15 17

высокий 2 2

Под личностными возможностями мы имели в виду личностное саморазвитие, находится в интересной профессиональной среде, не ограничивать жизнь работой.

Самыми значимыми являются, безусловно, материальные возможности, однако реализуются они в минимальной степени. Профессиональные возможности по значимости занимают второе место. Статусные и личностные возможности остаются, к сожалению, за гранью средних значений удовлетворяемых возможностей педагогической деятельности.

Не без внимания остались вопросы, касающиеся кризиса современного высшего образования. Разобщенность вузовских коллективов и отсутствие сотрудничества в инновационных процессах в качестве основной причины кризиса высшей школы назвала почти треть опрошенных, а отсутствие корпоративной университетской культуры - почти четверть.

Что касается преподавателей университета, по их мнению, основными причинными состояния неопределенности высшего университетского образования являются:

- недостаточное материально-техническое оснащение университетов - 34 %;

- отсутствие у профессорско-преподавательского коллектива четкой ориентации на науку, патенты, открытия - 17 %;

- усиливающая бюрократия управленческой деятельности - 14 %;

- отсутствие корпоративной университетской культуры у преподавателей -29 %.

Таким образом, профессиональная самоидентичность преподавателя высшей педагогической школы - идентификация педагогами себя как части университета является ключом эффективного функционирования образовательной организации, признанием ее миссии, корпоративной философии. Преподаватели являются информационными носителями культуры высшей школы, его ценностей и традиций, имиджа не только в период своей профессиональной деятельности, но и предшествующей истории. В зависимости от того, насколько профессорско-преподавательский состав разделяет ценности своей almamater, настолько эти ценности разделяются общественностью.

Имидж преподавателей страдает вследствие интенсификации тенденций к менеджеризации всех сфер жизни. Это находит свое выражение даже не столько в росте числа менеджеров, сколько в распространении способа мышления управленцев западного типа на российской сознание. Такое положение дел порождает обширные проблемные поля:

- в педагогическом сообществе формируется представление о собственной профессиональной ненужности, а значит, и ненужности результатов работы, вопросы эффективности педагогической деятельности становятся риторическими;

- в массовом сознании утверждается представления о ненужности педагогической профессии, и современная молодежь отдает предпочтение коммерческим проектам.

Судьба российской высшей школы зависит в том числе от того, какой ее образ доминирует в настоящее вре-

мя. Данный образ, или имидж необходимо формировать осознанно и непрерывно, посредством сложно структурированной системы взаимосвязанных структур, фундаментом которых будет транслирующая позиция преподавателей. Университеты России в мировом сообществе воспринимаются как организации, обладающие некоторой национальной спецификой, неотъемлемой частью которой является сильный тип корпоративной культуры педагогического сообщества [26-29]. Отношение общественности к российскому высшему образованию отражают ведущие социально-экономические тенденции и доминирующие в общественном сознании представления. К сожалению, одна из важнейших тенденций ныне является утрата профессиональной самоидентичности преподавателя высшей школы, в связи с отсутствием ряда мотивационных категорий: материальных, профессиональных, статусных и личностных [30]. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Коростелев А.А., Пудовкина Н.Г., Ярыгин О.Н. Аналитическая компетентность и уровни реализации аналитической функции управления. Монография / Тольятти. — ТГУ, 2011. 287 с.

2. Криклий А.С. Финансирование профессионального обучения персонала // Финансы Украины. 2005. №6. С. 113-119.

3. Гульянц С.М. Сущность личностно-ориентированного подхода в обучении с точки зрения современных образовательных концепций // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2009. №2. С. 40-52.

4. Калашников, В.Г. Контекстный подход к выработке критериев качества образовательных систем // Педагогика и психология образования. 2011. № 4. С. 11-14.

5. Перевозова, О.В. Особенности формирования конкурентоу-стойчивости менеджеров в условиях взаимодействия современного образования и инновационного рынка труда [Электронный ресурс] // Бизнес и общество. 2014. № 2 (2). С. 10. Режим доступа: http:// busines-society.ru/2014/num-2/10_perevozova.pdf [Дата обращения: 12.02.2018].

6. Кузембаева А.М. Профессиональная идентичность преподавателя вуза: анализ отечественных и зарубежных концепций // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 245-248.

7. Найниш Л.А., Голубинская Т.В., Горбунова В.С. Личности преподавателя технического вуза 21 века // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 2. № 1 (23). С. 112-116.

8. Шиняева О.В., Ахметшина Е.Р. Профессиональная идентичность преподавателей высших учебных заведений: теоретические и эмпирические результаты исследования //Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 1 (10). С. 203-206.

9. Каяшева О.И. Перфекционизм как фактор развития синдрома эмоционального выгорания преподавателей высшей школы // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2018. № 4 (35). С. 64-70.

10. Гудкова С.А., Якушева Т.С. Некоторые особенности развития межкультурной коммуникации преподавателей вуза // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 190-194.

11. Ширина Т.Г. Содержание профессиональной культуры преподавателя вуза в условиях интернационализации // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 1 (16). С. 223-225.

12. Пустовалова Н.И., Пустовалова В.Г., Папушина А.В. Социально-профессиональная адаптация начинающих преподавателей вуза //Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 2 (11). С. 79-83.

13. Шумилова О.Н. Рейтинг преподавателей как фактор повышения качества образования: теория и практический опыт // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 2 (17). С. 228-230.

14. Тараносова Г.Н., Якушева Т.С. Формирование межкультурной коммуникации преподавателей вузов в системе дополнительного образования //Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 371-375.

15. Иванова Т.Н. Социокультурный потенциал молодого преподавателя вуза в условиях информационного общества (эмпирический опыт) //Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 103-109.

16. Богомаз З.А. Взаимосвязь коммуникативных компетентно-стей и профессионально-педагогической позиции преподавателей и мастеров производственного обучения учреждений среднего профессионального образования //Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 90-94.

17. Гущина О.М. Концептуальная модель оптимальногораспреде-ления внеучебной нагрузки преподавателя // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 19-22.

18. ПавловаЖ.Г. Рейтинговая технология формирования мотивации преподавателей вуза //Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 367-369.

19. Сериков, В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. — М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. 272 с.

20. Ямбург, Е.А. Гармонизация педагогических парадигм -стратегия развития образования //Проблемы внедрения психолого-педагогических исследований в системе образования: сборник статей межд.

педагогические науки

Гнатышина Елена Александровна, Гордеева Дарья Сергеевна, Якупов Валерий Рамильевич и другие

ИСТОКИ ПРОБЛЕМ САМОИДЕНТИФИКАЦИИ ...

научн.-практич. конференции. — М.: ERGO, 2004. С. 92—96.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 «Об образовании в РФ» // СПС КонсультантПлюс.

22. Бартасевич И.В. Система критериев качества обучения студентов в высшем учебном заведении // Вестник Астраханского государственного технического университета. 2008. №3 С. 217-219.

23. Гершунский Б.С. Философия образования //Московский психолого-социальный университет. 1998. 432с.

24. Войтенко Л.А. Организация тестирования в вузе //Карельский научный журнал. 2013. № 4. С. 41-48.

25. Терентьева Т.В. Механизм определения эффективности и качества образовательных услуг вуза // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 6. С. 57-59.

26. Саяпина Н.Н. Оценка качества образовательных услуг вуза // Омский научный вестник. 2012. № 4.С. 90- 94.

27. Кремер Н. Ш. Теория вероятностей и математическая статистика : учебник для вузов /Н. Ш. Кремер. 2-е изд., перераб. и доп. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 573 с.

28. Кирдянова А.А. Корпоративная культура педагогического коллектива образовательного учреждения // Вестник Гуманитарного института ТГУ. 2015. № 2 (18). С. 19-22.

29. Иванова Т.Н. Оценка персоналом эффективности корпоративного обучения //Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 2 (11). С. 143-149.

30. Gordeeva, D.S. Cultivating a sense of national civic identity in students at present-day humanities and pedagogy colleges as part of the process of professional preparation[Электронныйресурс]. Espacios. 2017. T. 38 (No 56). Режим доступа: http://www.revistaespacios.com/ a17v38n56/17385616.html - [Дата обращения: 12.02.2018].

Статья написана в рамках реализации проекта «Профессионально-педагогическое образование: трансформация накопленного опыта в реализуемую перспективу», входящего в комплексную программу «Педагогическое образование на Южном Урале: научные основы развития и инноваций»

Статья поступила в редакцию 28.04.2019 Статья принята к публикации 27.08.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.