Научная статья на тему 'Истоки идейно-художественного становления украинского художника Ивана Гончара'

Истоки идейно-художественного становления украинского художника Ивана Гончара Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
165
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИВАН ГОНЧАР / НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ / СКУЛЬПТОР / ЖИВОПИСЕЦ / ГРАФИК / ИСКУССТВО / ТВОРЧЕСТВО / IVAN GONCHAR / FOLK TRADITIONS / SCULPTOR / PAINTER / GRAPH / ART / CREATIVITY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Коваленко Н. П.

Творческое наследие И. Гончара охватывает, выполненные в различных техниках, около четырехсот произведений скульптуры (гипс, керамика, мрамор, бронза); более тысячи произведений живописи и графики, среди которых портретная галерея исторических личностей и деятелей украинской культуры, жанровые композиции, эскизы к памятникам созданная им во время экспедиций по Украине, а истоками художественного видения И. Гончара стали богатства окружающей природы, воспитание, всестороннее образование, социокультурные традиции народа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORIGINS OF IDEOLOGICAL AND ARTISTIC FORMATION OF THE UKRAINIAN ARTIST OF IVAN GONCHAR

Creative heritage of I. Gonchar covers, made in different techniques, about four hundred works of sculpture (plaster, ceramics, marble, bronze), more than a thousand paintings and graphics, including a portrait gallery of historical figures and figures of Ukrainian culture, genre paintings, sketches to the monuments created by him during his expeditions to Ukraine. And the origins of artistic vision of I. Gonchar became wealth of surrounding nature, education, comprehensive education, socio-cultural traditions of the nation.

Текст научной работы на тему «Истоки идейно-художественного становления украинского художника Ивана Гончара»

гося у горы Ревнюха до Колывани за 30 верст. По архивным данным под глыбу подкладывали специальные волокуши, которые по зимнему пути, как бурлаки, тащили запряженные в лямки мужики. По одним свидетельствам, было 567 человек. В других свидетельствах - более 1000 человек.

В произведении Г.Т. Тарского действие, происходящее на фоне горы Ревнюха, отражает историю рождения уникальной «Царицы ваз», хранящейся в Эрмитаже и поражающей свей величиной и великолепием. Работая над картиной, художник создал целую серию пейзажных и портретных этюдов, отражающих характерные особенности мастеров камнерезного дела.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что судьба малой Родины, ее историческое прошлое глубоко волнует алтайских художников, отражаясь в полотнах реалистическими сюжетами происходивших событий, аллегорическими символами мистических и фольклорных сказаний, портретами людей, трудившихся на Алтае.

Библиографический список

Источники

1. Варов, А.А. По легендам Горной Колывани» (2001), Холст, масло.

2. Варов, А.А. И слышен тайный зов (2009), Холст, масло.

3. Борунов, Г.Ф. Великий механикус Иван Ползунов (1997), Холст, масло.

4. Мамонтов, И.М. Исход. Секретнокаторжные горы Змеиной (1989), Холст, масло.

5. Тарский, Г.Т. Перевоз монолита яшмы на Колыванский камнерезный завод (1959), Холст, масло.

6. Харин, И.Е. К. Д. Фролов на постройке Змеиногорской плотины (1953), Холст, масло.

7. Харин, И.Е. К. Д. Пуск огнедышащей машины (1953), Холст, масло.

8. Харин. И.Е. Ползунов. Бессонные ночи (1954), Холст, масло.

1. Сагалаев, А.М. Алтай в зеркале мифа. - Новосибирск, 1992.

2. Вербицкий, В.И. Алтайские инородцы. - М., 1893.

3. Скубневский, В.А. Змеиногорск во второй половине XIX века // Урбанизационные процессы в Сибири второй половины XIX - начала XX в. - Барнаул, 2010.

4. Бородаев, В.Б. Возникновение российского сереброплавильного производства на Алтае и основание города Змеиногорска / В.Б. Бородаев, А.В. Контев // Серебряный венец России. - Барнаул, 2003.

5. Рерих, Н.К. Избранное. - М., 1979.

Bibliography

1. Sagalaev, A.M. Altayj v zerkale mifa. - Novosibirsk, 1992.

2. Verbickiyj, V.I. Altayjskie inorodcih. - M., 1893.

3. Skubnevskiyj, V.A. Zmeinogorsk vo vtoroyj polovine XIX veka // Urbanizacionnihe processih v Sibiri vtoroyj polovinih XIX - nachala XX v. -

Barnaul, 2010.

4. Borodaev, V.B. Vozniknovenie rossiyjskogo serebroplaviljnogo proizvodstva na Altae i osnovanie goroda Zmeinogorska / V.B. Borodaev, A.V. Kontev // Serebryanihyj venec Rossii. - Barnaul, 2003.

5. Rerikh, N.K. Izbrannoe. - M., 1979.

Статья поступила в редакцию 14.01.14

УДК 82.0(477) + 808.543(477)

Kovalenko N.P ORIGINS OF IDEOLOGICAL AND ARTISTIC FORMATION OF THE UKRAINIAN ARTIST OF IVAN GONCHAR. Creative heritage of I. Gonchar covers, made in different techniques, about four hundred works of sculpture (plaster, ceramics, marble, bronze), more than a thousand paintings and graphics, including a portrait gallery of historical figures and figures of Ukrainian culture, genre paintings, sketches to the monuments created by him during his expeditions to Ukraine. And the origins of artistic vision of I. Gonchar became wealth of surrounding nature, education, comprehensive education, socio-cultural traditions of the nation.

Key words: Ivan Gonchar, folk traditions, sculptor, painter, graph, art, creativity.

Н.П. Коваленко, старший преподаватель Национальной академии руководящих кадров культуры

и искусств, г. Киев, Е-mail: [email protected]

ИСТОКИ ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО СТАНОВЛЕНИЯ УКРАИНСКОГО ХУДОЖНИКА ИВАНА ГОНЧАРА

Творческое наследие И. Гончара охватывает, выполненные в различных техниках, около четырехсот произведений скульптуры (гипс, керамика, мрамор, бронза); более тысячи произведений живописи и графики, среди которых портретная галерея исторических личностей и деятелей украинской культуры, жанровые композиции, эскизы к памятникам созданная им во время экспедиций по Украине, а истоками художественного видения И. Гончара стали - богатства окружающей природы, воспитание, всестороннее образование, социокультурные традиции народа.

Ключевые слова: Иван Гончар, народные традиции, скульптор, живописец, график, искусство, творчество.

Вопрос сохранения и развития народных традиций является одним из приоритетных в современных украинских научных исследованиях. В этом контексте особое внимание уделяется деятельности украинского художника, скульптора, учёного Ивана Гончара, собравшего уникальную коллекцию народного искусства.

Иван Макарович Гончар (1911-1993) занимает особое место в украинской культуре ХХ ст., внеся неоценимый вклад в дело национального возрождения. Известный, прежде всего, как ос-

нователь музея народной культуры, фольклорист и этнограф, он более сорока лет посвятил творчеству: работал как скульптор, живописец, график, искусствовед, был отмечен званиями и премиями (заслуженный деятель искусств УССР, лауреат Государственной премии УССР имени Тараса Шевченко, народный художник УССР) [1, с. 410].

Творческое наследие И. Гончара охватывает выполненные в различных техниках произведения скульптуры из гипса, керамики, мрамора, бронзы (около четырёхсот), портретную гале-

рею исторических личностей и деятелей украинской культуры, жанровые композиции, эскизы к памятникам и др. Живопись и графика мастера представлены колоссальным объемом (свыше тысячи) произведений, созданных им во время экспедиций по Родине [2, с. 102]. Работы художника украшают музейные коллекции Украины, России и Польши.

Для понимания феномена Ивана Гончара важно проследить, как, в каких условиях происходило идейно-художественное становление мастера, что и составляет цель данной публикации.

Анализ исследований показал, что наследие мастера изучается избирательно: приоритетное направление научного поиска - деятельность Гончара как ученого, собирателя коллекции народного искусства. Вопрос об истоках идейно-художественного становления скульптора остается практически неосвещенным.

Теоретической базой исследования послужили работы обзорного характера, позволяющие реконструировать исторические реалии, в которых жил и работал И. Гончар. В них содержатся сведения о жизни и творчестве скульптора в контексте художественной жизни Украины. Особую ценность представляет публикация воспоминаний мастера, собранных в книге «Тернии и лавры». В её основу положены дневники мастера, которые он вёл на протяжении всей жизни. Факты, дополняющие картину культурной жизни Украины того времени, содержатся также в интервью с И. Гончаром, воспоминаниях его последователей, фоторепортажах с выставок и пр. В ходе исследования были также использованы публикации в периодических изданиях, посвященные деятельности мастера.

Иван Гончар родился 27 января 1911 г. в селе Липьянка Штолянского района Черкасской области [3, с. 5] в многодетной семье хлеборобов (8 детей). Название села происходит от названия деревьев, что издревле росли в этих местах и служили, кроме прочего, материалом для изделий народного промысла (кадыбцы-сыпанки и посуда из липы диаметром более метра), известных с 1630-х годов и создаваемых местными жителями до сих пор.

Народные корни определили ведущие черты личности Ивана Гончара. Энергичность, пытливость ума, любознательность, удачно сочетались с природным артистизмом будущего художника. Вследствие реактивного темперамента в раннем детстве Иван неоднократно оказывался в смертельно опасных ситуациях, что вынудило родителей ограничить его свободное пребывание вне родного двора. По свидетельству самого Ивана Гончара, его внешняя динамичность сублимировалась в активном поиске возможностей для самореализации. Глубокие внутренние переживания и одиночество стимулировали к душевному общению с природой, что нашло выражение в первых, созданных неуверенной детской рукой, произведениях мелкой пластики: фигурках животных, птиц, формах растений. Будущий скульптор много лепил из глины, рисовал с натуры.

Важной составляющей в реализации богатого воображения маленького художника стали книги: он копировал рисунки известных мастеров книжной графики и по аналогии создавал авторские композиции. Таким образом, юный художник не только оттачивал мастерство, но и, анализируя рисунки других авторов, черпал идеи для собственных произведений. Настойчиво практикуясь в копировании, Иван Гончар приобрел навыки реалистического рисунка, законов композиции, тональных соотношений. Первыми книгами-учителями мастера были «Кобзарь» Тараса Шевченко и «Рассказы о славном Войске Запорожском низовом» Адриана Кащенко (оформление художника М. Погребняка, иллюстрации украинских художников В. Корниенко, И. Стеценко, П. Сластиона).

В 1919 г. в возрасте девяти лет И. Гончар прошел годичный курс церковно-приходской, а затем учился в земской семилетке. В годичный курс церковно-приходской школы входили предметы, направленные на формирование основ нравственного воспитания. В земской школе преподавали общеобразовательные науки, оставалось время и для самоподготовки, и для индивидуальных занятий. Кроме обязательной программы, в земской школе проводили дополнительные занятия, читали лекции по истории и географии, функционировали музыкально-хоровые, художественные кружки. С учетом творческого отношения преподавателей к излагаемому материалу, учёба И. Гончару давалась легко. Кроме того, он активно участвовал в жизни школы, рисуя плакаты, транспаранты к праздникам, оформлял стенгазету, делал аппликации из бумаги и упражнялся в искусстве

шрифта. Живой интерес к учебе подталкивал мальчика к постоянному самосовершенствованию: он выполнял много натурных рисунков, копировал иллюстрации ведущих мастеров книжной графики, из подручных материалов, таких как картофель, свёкла, вырезал фигурки животных.

В контексте проблемы становления мастера необходимо указать на незаурядный факт его творческой биографии, изложенный им самим в дневниках. В 1922 г., будучи 11-летним мальчиком, он создал макет сельской церкви, проработав его до мельчайших деталей. Сам автор так описывал это событие: «...Лепил церковь не только как архитектурный объект, но и украшал её в середине: делал иконостас и рисовал иконки, которыми украшал соответствующие для этого места. Лепил священника и одевал его в церковное облачение, а то и самого епископа, которого не раз видел в церкви. Лепил людей и расставлял на свои места. Подсознательно я исполнял роль архитектора, строителя, скульптора, живописца, а также был этнографом, потому что надо было лепить людей в той одежде, которую носили в селе. На звоннице крепил маленький колокол. Словом, всё было так, как в нашей сельской церкви. В такую творческую работу я вкладывал много энергии и времени, а поэтому она была для меня очень дорогой» [4, с. 58].

Таким образом, при создании макета сельской церкви юный художник продемонстрировал природную способность отображать действительность в объёмно-пространственных формах -с помощью скульптуры. В созданном архитектурном объекте молодой автор продемонстрировал целостность восприятия, умение выразить эстетическое чувство путем гармоничного соотношения пропорций, выявил собственные эстетические предпочтения, достаточно зрелые для столь юного возраста. Высокая оценка его работы членами семьи и односельчанами укрепили И. Гончара в правильности выбранной жизненной цели -стать художником.

Социокультурные традиции народа, по свидетельству мастера, заложили фундамент для его дальнейшего становления. На формирование И. Гончара как художника большое влияние оказали народные празднования, гармонично переплетавшиеся дохристианские обряды и глубоко почитаемые православные праздники в творческой интерпретации украинского народа (обрядовые песни, колядки, щедровки, культура праздничного застолья, своеобразие иконописи, архитектуры и внутреннего убранства церквей). Иван Гончар рос во времена, когда традиции являлись важной частью повседневной жизни. С детских лет он знал наизусть церковные песнопения (ирмосы) для праздничных служб, охотно исполнял народные песни. Таким образом, природный творческий потенциал И. Гончара развивался под влиянием множества факторов - богатства окружающей природы, воспитания, всестороннего образования.

Движимый стремлением продолжить художественное образование, Иван Гончар отправляется в Киев, где поступает в художественно-индустриальное училище. Это учебное заведение с 1901 г. находилось в ведении Петербургской академии художеств. Его организаторами были академик Петербургской академии художеств В.Н. Николаев, живописцы В.К. Менк, С.С. Платонов, Н.К. Пимоненко, В.Д. Орловский, И.Ф. Селезнёв; позже здесь преподавали Ф.Г. Кричевский,

А.А. Мурашко, Г.Д. Дяченко, Ф.С. Красицкий, М.А. Козик, Е.С. Михайлов [5, с. 678-679].

Отметим, что до 1917 года на территории нынешней Украины функционировали три средних художественных учебных заведения: указанное выше училище в Киеве, Харьковское училище, созданное в 1912 г. на базе городской школы рисования и живописи [6, с. 1-2] и Одесское художественное училище, история которого восходит к 1865 г. В этих художественных школах доминировали принципы Петербургской академической школы изобразительного искусства. Причиной господства традиционно сложившегося направления в художественном образовании была самодержавная политика Российской империи, направленная на русификацию. Так, Валуевским циркуляром от 1863 года и Эмским указом Александра от 1876 года, запрещалось печатание книг на украинском языке, ввоз украиноязычной литературы, закрылись украинские воскресные школы. Вследствие этого в Украине не было национальных научных учреждений, очень низким являлся уровень грамотности населения. К примеру, в 1917 г. из 35 млн. населения Украины 75% были неграмотными. Эти указы были губительны для украинской культуры, разрушали равноправный диалог украинской и русской культур.

В связи с этим важно подчеркнуть, что положительные изменения были привнесены на непродолжительный период большевистским правительством благодаря ряду ряд реформ и реорганизаций по преобразованию социалистической модели развития страны. В сфере культуры в соответствии с постановлением ВУЦИК и СНК УсСр от 21 сентября 1920 г. был издан указ о введении украинского языка в школах и административных учреждениях. Однако это постановление осталось только на бумаге.

Несколькими годами позже, на XII съезде РКП(б) (1923 г.) была объявлена политика национализации. Политическая подоплёка проводимых реформ заключалась в завоевании доверия этнических групп разных национальностей, народов СССР к политике социалистической реорганизации партии большевиков.

Украинская версия национализации получила термин «украинизация» [7, с. 41-44]. Именно в этот период политической и культурной реконструкции, в сентябре 1927 г. И. Гончар успешно поступил на первый курс Киевской художественно-индустриальной профшколы № 1.

Время разворачивания политики украинизации представляется ярким периодом в истории национальной культуры и искусства. В театральном Киеве активно пропагандируются пьесы и постановки украинских авторов традиционной народной тематики, идут спектакли украинских классиков в исполнении известных актёров национальной сцены П.К. Саксаганского, М.К. Зань-ковецкой, М.К. Садовского. В Украинской академии наук проводятся открытые лекции известных научных деятелей С.А. Ефремова, О.Ю. Гермайзе, М.С. Грушевского.

Это было время увлеченного поиска новых форм в искусстве. Были организованы художественные объединения, такие как Ассоциация революционного искусства Украины (АРИУ), Ассоциация художников Красной Украины (АХКУ), Объединение современных художников Украины (ОСХУ), Объединение молодых художников Украины (ОМХУ) [8, с. 388]. Большое влияние на художественную жизнь Киева и Харькова оказала деятельность художников единомышленников М.Л. Бойчука [9]: И Падалки,

В. Седляра, О. Павленко, С. Налепинской-Бойчук, [8, с. 390], К. Елева [10] и др. Устремления представителей харьковского и киевского художественных институтов были объединены идеей становления нового национального искусства.

Отзывчивый характер Ивана Гончара по-юношески был открыт всему новому. Художник не оставил без внимания происходящие в культурной жизни страны процессы, в том числе авангардные формалистические направления в искусстве, однако не примкнул ни к одному из них. Он тяготел не к формальному поиску нового в искусстве, а к осмыслению произведения и его воплощению в традициях реалистической школы, поскольку

Библиографический список

в формировании мастера определяющую роль сыграло обучение в киевской художественной школе, педагогическая концепция которой восходила к образовательным традициям Петербургской академии художеств.

Проводимая в стране культурная политика совпала с периодом личного становления и оказалась созвучной стремлениям молодого художника. Благодаря покровительству и дружеской опеке видных деятелей украинской интеллигенции продолжились его эстетическое развитие и просвещение. Глубокая убеждённость в необходимости знания, сохранении и развития национальной истории, культуры, науки и искусства станет вертикалью всей творческой жизни И. Гончара.

Успешно закончив в 1929 г. художественно-индустриальную школу, Иван Гончар не только стал мастером реалистического толка, но и на всю жизнь проникся идеей национального возрождения. В период сомнений и поисков себя в профессии (19291933 гг.) он посещает лекции Аграрного сельхозинститута, но окончательно утверждается в своем желании быть художником-скульптором. В дальнейшем, минуя официальный образовательный курс художественного института, он разработал собственную программу для сдачи экзамена на присвоение квалификационного звания художника-скульптора: «Мой временный отход от искусства ещё больше разжег и заострил любовь к нему. Я продолжал интенсивно готовиться к экспертной комиссии, которая дала бы мне возможность иметь квалификацию художни-ка-скульптора» [4, с. 130].

На основании представленных работ члены авторитетной комиссии Министерства культуры Украины единогласно присвоили И. Гончару квалификацию художника-скульптора. Решение комиссии, образно говоря, зафиксировало период поиска и становления И. Гончара, который напишет в воспоминаниях: «.Наверное, не было на свете счастливее человека, чем я» [4, с. 130].

Природные способности Ивана Гончара к занятиям скульптурой, рисунком, живописью и влияние педагогов, воспитанных в академической традиции, в значительной степени определили реалистическую направленность его творчества. Впитанные с детства народные традиции, любовь к природе, также способствовавшие формированию художественного вкуса, стойкого позитивного мироощущения, помогли художнику воплотить идею создания музея народного творчества нового типа, где собранные им предметы фольклорного искусства, коллекции старинных книг, предметов церковной утвари, иконописи соседствуют с авторскими скульптурами мастера.

Таким образом, истоки идейно-художественного становления определили творческую концепцию мастера - сохранение и развитие культуры и искусства украинского народа в авторской творческой деятельности.

1. История украинского искусства: в 6 т. - Киев, 1968. - Т. 6.

2. Шевченківські лауреати. 1962-2001 / автор-упоряд. М. Лабінський. - Киев, 2001.

3. Гончар Иван (1911-1993) // Энциклопедия украинознавства / глав. ред. В. Кубийович. - Львов, 1994. - Т. 2.

4. Майстер, або Терни і лаври Івана Гончара / упоряд. та авт. щоденникових нотаток Н. Поклад; кер. проекту та авт. передм. В. Яременко.

- Киев, 2007.

5. Киев / под. ред. А. В. Кудрицкого. - Киев, 1985.

6. Перспективы: к 70-летию Харьковского художественного института / гл. ред. Семенов. - Харьков, 1991. - № 3.

7. Нарис історії України ХХ століття / авт.: Н.П. Барановська, О.М. Веселова [та ін.]. - Киев, 2002.

8. Традиційне й особисте у мистецтві: колективне дослідження за матеріалами IV Гончарівських читань / відп. ред. М. Селівачов. - Киев,

2002.

9. Професори НАОМА (1917-2007) // Дослідницькі та науково-методичні праці. - Киев, 2008.

10. Лопухов, О. Слово про видатного митця-педагога Костянтина Єлеву // Дослідницькі та науково-методичні праці. - Киев, 2009. - Вип. 16.

Bibliography

1. Istoriya ukrainskogo iskusstva: v 6 t. - Kiev, 1968. - T. 6.

2. Shevchenkivsjki laureati. 1962-2001 / avtor-uporyad. M. Labinsjkiyj. - Kiev, 2001.

3. Gonchar Ivan (1911-1993) // Ehnciklopediya ukrainoznavstva / glav. red. V. Kubiyjovich. - Ljvov, 1994. - T. 2.

4. Mayjster, abo Terni i lavri Ivana Gonchara / uporyad. ta avt. thodennikovikh notatok N. Poklad; ker. proektu ta avt. peredm. V. Yaremenko. -

Kiev, 2007.

5. Kiev / pod. red. A. V. Kudrickogo. - Kiev, 1985.

6. Perspektivih: k 70-letiyu Kharjkovskogo khudozhestvennogo instituta / gl. red. Semenov. - Kharjkov, 1991. - № 3.

7. Naris istorii Ukraini KhKh stolittya / avt.: N.P. Baranovsjka, O.M. Veselova [ta in.]. - Kiev, 2002.

8. Tradiciyjne yj osobiste u mistectvi: kolektivne doslidzhennya za materialami IV Goncharivsjkikh chitanj / vidp. red. M. Selivachov. - Kiev, 2002.

9. Profesori nAoMA (1917-2007) // Doslidnicjki ta naukovo-metodichni praci. - Kiev, 2008.

10. Lopukhov, O. Slovo pro vidatnogo mitcya-pedagoga Kostyantina Slevu // Doslidnicjki ta naukovo-metodichni praci. - Kiev, 2009. - Vip. 16.

Статья поступила в редакцию 26.01.14

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.