Научная статья на тему 'Истоки и социотворческий потенциал виндиктивного дискурса'

Истоки и социотворческий потенциал виндиктивного дискурса Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
85
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Истоки и социотворческий потенциал виндиктивного дискурса»

ской значимостью оказывают существенное влияние на процесс аккумулирования смысловой и эмоциональной энергии в личном имени, на активизацию его авторефлексивности по направлению к его ономастической структуре и употреблению в другом лингвокультурном контексте.

Пастух и его стадо передвигаются сверху вниз. Они приходят из того пространства (гора, лес), которое, согласно народным верованиям, является аналогом чужого мира, связанного со смертью. На этой основе личное имя персонажа ассоциируется с именем мужского злого существа, которое, по наблюдениям У. Ду-ковой, сохранилось только в болгарском языке и встречается только в проклятиях и ругательствах. Ср.: «Убил тъ Марън», «Узел тъ Марън», «Че те убие Марен» и др. (Дукова 1980: 108 - 113). Художественный текст создает условия для этимологизации антропонима с учетом праславян-ского корня mar - «смерть, болезнь» (Там же: 108). В финале рассказа Марин убивает Женду и погонщика, бросая повозку в мутные воды большой бурлящей реки.

Из приведенного анализа видно, что образно-эстетическая трансформация слова осуществляется в ходе литературной коммуникации, когда в активный диалог вступают личность автора, художественный текст и личность, которая воспринимает этот текст. Преобразование единиц общенародного языка в художественные выразительные средства является следствием активизирования их центростремительного потенциала и увеличения энергии в направлении осуществления и интерпретации конкретной художественной стратегии. По этой причине образно-эстетически трансформированное слово функционирует в литературном тексте, по словам Й. Бродского, как «колоссальный ускоритель сознания, мышления, мироощущения» (Бродский 1994: 21).

Литература

Бродский, Й. Нобелова лекция / Й.Брод-ский // Изотникъде с любов. София, 1994.

Дукова, У. Названия на демонични съще-ства от общославянския в българския език (Мора, Морава, Мара, Марен, Марой, Марок ) / У. Дукова // Език и поетика на българския фолклор. София, 1980. С. 108 - 113.

Еко, У.Въведение в семиотиката. Естети-ческото послание /У. Еко // Култура. 1990. №1. С. 61 - 75.

Йовков, Й.Събрани съчинения. Т. втори / Й. Йовков; пер. с болг. на рус. яз. М. Душко-вой. София, 1976. С. 225 - 240.

Лосев, А.Ф. Философия на името /

А.Ф. Лосев. София, 1994. 192 с.

Палюшев, Б. Физика на бога / Б. Палю-шев. София, 1997. 84 с.

Шведова, Н.Ю. Об активных потенциях, заключенных в слове / Н.Ю. Шведова // Слово в грамматике и словаре. М., 1984. С. 7 - 15.

И.И. ЧЕСНОКОВ Волгоград ИСТОКИ И СОЦИОТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ВИНДИКТИВНОГО ДИСКУРСА

Для понимания природы того или иного знаково оформленного социального действия необходимо определить его истоки (биологические, психологические, социальные), совокупность репрезентаций и прагматический эффект в ценностно-коммуникативном пространстве.

Исходным при исследовании виндик-тивного дискурса является тезис о существовании общебиологического предписания, связывающего перцепцию негативного воздействия и ответную виндиктив-ную реакцию подобием рефлекторной дуги и определявшего поведение примитивного человека, который действовал целостно, но не имел свободы выбора (Нойман 1998: 345).

Свобода выбирать появляется по мере развития головного мозга, в процессе которого инстинктивный рефлекс стал задерживаться сознательным вмешательством размышления и взвешивания целесообразности тех или иных социальных действий. Однако глубинная причинно-следственная связь между перцепцией негативного воздействия и ответной виндиктивной реакцией так и остается психофизиологической основой ЗАКОНА, обеспечивающего выживание всего сообщества, - воли лица или группы лиц, знаково оформленной и превращённой в правило для всех, неисполнение которой ведет к возмездию (коллективной мести). Но чтобы воля лица или группы лиц была принята к исполнению всеми компактно проживающими людь-

ми, она должна опираться на некую общую, стоящую над всеми необходимость иерархического объединения.

Для первых людей такая необходимость проистекала из естественных жизненных ситуаций, в которых присутствовала непосредственная, исходящая от природы, животных, а также особей Homo Sapiens, угроза их существованию (Леви-Строс 1985; Лоренц 1994 и др.). И сегодня, надо сказать, ничто не объединяет людей так, как общий враг, соперник или иной объект, представляющий угрозу их жизни или благополучию. Однако их единение происходит лишь тогда, когда они находят в себе силу, способную преодолеть страх, который, как известно, всегда разобщает: от страха все бегут в разные стороны, и каждый спасается так, как может.

Такой внутренней силой, способной подавить страх, оказывается восходящая к названному общебиологическому предписанию ситуативная эмоционально-когнитивная доминанта, именуемая словом «месть» и представляющая собой комплекс чувств - мыслей - побуждений, объединенных общей модальностью ведения борьбы, которая и заставляет людей объединяться, т. к. это означает приумножение силы. Общим эмоциональным фоном отражения объекта в сознании субъекта при этом является чувство гнева, играющее роль связующего звена между перцепцией негативного воздействия и ответной виндиктивной реакцией. На таком эмоциональном фоне в сознании субъекта активируется скрипт, который направляет его виндиктивную реакцию на источник фрустрации и который в русскоязычном обыденном сознании представлен библейской идиомой «око за око, зуб за зуб». Завязке скрипта при этом соответствует момент фиксации субъектом некоторой критической точки в поведении угрожающего объекта, сигнализирующей о том, что надо предпринимать конкретные контрмеры, а развязке - момент устранения угрозы, что и является целью предписываемой скриптом деятельности.

Сферой приложения такого рода деятельности следует считать коммуникативное пространство, которое субъект стремится преобразовать таким образом, чтобы между ним и источником угрозы была установлена некая граница, отделяющая своё (безопасное) от чужого (враждебно-

го). Необходимость в такой деятельности возникает всякий раз, когда происходит столкновение особей одного вида, ведущих борьбу за жизненное пространство. В этих столкновениях в ходе эволюции возникает процесс ритуализации - устойчивого воспроизводства определенной совокупности жизненно значимых действий с изначальной двунаправленной сигнальной функцией. Ориентированные на угрожающий объект, ритуализированные действия являются выражением ответной угрозы, а будучи переориентированными, они представляют собой призыв к объединению особей одного вида (Лоренц 1994: 173 - 174). Такая двунаправленность сигнальной функции ритуала и определяет его практический смысл в двух исходных значениях: «защита, отражение угрозы» и «объединение, связь особей одного вида в замкнутую группу» (Монич 1998: 100).

Подобного рода ритуализированные действия, согласно исследованиям этологов, возникают естественным путём, в значительной степени аналогичным эволюции социальных инстинктов у животных (Лоренц 1994: 188) и, превращаясь в средство общения между особями одного вида, становятся первичными знаками (Степанов, Проскурин 1992: 6), на базе которых, в свою очередь, развиваются уже собственно языковые явления (Топоров 1998: 22). Это означает, что рождавшееся в русле ритуала слово представляло собой социальный императив, задающий людям границы деятельности и очерчивающий круг, внутри которого все - свои и все -со знаком плюс, а за его пределами - чужие и все - со знаком минус. При этом, если в наличной конфликтной ситуации такое слово-сигнал всегда функционально двунаправлено (угроза приближающемуся агрессору и призыв к совместному противостоянию), то вне ее контекста актуализируется вторая составляющая как символ иерархического единства компактно проживающих людей. Поэтому боевой клич «ура», которым угрожают противнику и с которым идут в бой, воспроизводится на военных парадах как выражение торжества победителя, приветствие войска военачальнику и символ единения воинов. Это происходит потому, что предметно-практические или речевые действия, направленные на противника, всегда воспроизводятся их агентами после успеш-

ного разрешения конфликта. Данное обстоятельство, в свою очередь, обусловлено универсальной психологической закономерностью, согласно которой любые действия, ассоциируемые с успехом, расцениваются их производителями как правильные и принимаются к тиражированию. А первозданная раздвоенность описываемого боевого клича «не должна представляться удивительной, если учитывать, что он регулярно воспроизводится на базе аффективных состояний, которые не позволяют развиваться его семантике, консервируя ее на биологическом уровне» (Монич 1998: 111).

Символическое воспроизведение действий, имеющих практический смысл в наличной ситуации военного типа, становится автономной потребностью совместно проживающих особей и удерживает их группу от распада в случаях длительного отсутствия внешней угрозы (Лоренц 1994: 174). Здесь ритуализированные действия, изначально включающие виндиктивную составляющую, приобретают смысл торжественного обещания, клятвы верности каждого индивида всем остальным членам группы в совместной защите от внешней угрозы и поддержке друг друга в борьбе с агрессором. Центральный элемент ритуала - клятва - становится при этом таким же непререкаемым актом, как и ее прообраз на биологическом уровне - предостерегающий сигнал угрозы. И в случае его игнорирования противником следует немедленная виндиктивная реакция, и нарушивший клятву безоговорочно подвергается возмездию со стороны иерархически организованного сообщества. А поскольку возмездие реализуется не только в предметно-практических, но и речевых действиях (таких, как проклятье, поругание и табуированный посыл), то и вин-диктивный дискурс следует считать коммуникативно-прагматической деятельностью, восходящей к ритуалу и ориентированной на врага, которым в данном случае становится исвой, и чужой, если нарушает установленную границу.

Черты ритуала, унаследованные вин-диктивным дискурсом, проявляются в формировании в рамках данного лингвокультурного сообщества устойчивых речевых структур, связанных своим содержанием с названными выше тактиками

(или речевыми действиями) и стереотипными конфликными ситуациями. К таким устойчивым речевым структурам в русской лингвокультуре относятся дискурсивные идиомы (термин Н.Ф. Алефирен-ко): дать прикурить, показать кузькину мать, стереть в порошок и др., используемые в тактике угрозы; чтоб (ты) провалился, чтоб (тебе) пусто было, ни дна ни покрышки и т.д. - тактика проклятья; мразь, сволочь, идиот и т.д. тактика поругания; иди к черту, в баню, в болото и др. -тактика табуированного посыла. Ритуали-зация виндиктивного дискурса означает, что языковой личности в лингвокультурном сообществе фактически предлагаются готовые вербальные формы для использования в речеповедении в ситуации военного типа, когда данное сообщество преобразуется в единую силу, направленную против чужого закона.

Но так как конкурентная борьба и столкновения индивидов не прекращаются и в сформировавшихся (иерархически организованных) сообществах, а связанные с этим фрустрации и обусловленные ими эмоциональные переживания неизбежно порождают виндиктивные реакции, то и сопровождающая (или замещающая) их речевая деятельность не угасает и в так называемое мирное время. Однако в условиях жёсткой иерархии, когда источником фрустрации является намного превосходящая индивида сила, виндиктивная реакция часто направляется в наиболее безопасное, подсказанное инстинктом самосохранения русло - на того, кто слабее. Так рождается скрипт, который в научном сознании представлен термином «переориентированное действие» (Лоренц 1994), а в обыденном (русскоязычном) - идиомой «валить с больной головы на здоровую».

Данный скрипт и направляемая им дискурсивная деятельность являются психофизиологической и поведенческой константами, которые эксплуатируются в политической практике для снятия эмоционального напряжения общества и канализации разновекторной виндиктивной энергии его членов в заданном направлении.

Так, к примеру, в Интернет запускается версия о том, что снижение численности населения в России происходит из-за лиц с нетрадиционной сексуальной ориентацией: «Почему в России упала рожда-

емость? Так вот: это все из-за них, из-за голубых» (Blossom).

Возникающий у реципиентов соблазн принять эту версию связан с тем, что она не лишена элементарной логики, а главное - удобна: есть «козел отпущения», на которого можно свалить вину за снижение численности населения (что всегда переживается членами сообщества как фрустация), и, прибегая к виндиктивно-му речепроизводству, эмоционально разрядиться. Отсюда и соответствующий отклик: «Давить эту мразь. Была б моя воля, перестрелял их всех, как собак бешеных» (Derek). Данные и аналогичные им примеры в избытке представлены на Интернет-форуме на тему «Люди, которые ненавидят голубых» (http: www.lovehate.ru / opinions.cgi / 89 / 34).

Вышесказанное позволяет предположить, что возникший в русле ритуала и реализующийся в двух векторных проекциях (скриптах) виндиктивный дискурс является коммуникативно-прагматической деятельностью, направленной не только на устрашение и/или перверсию врага, но и на его порождение, что и происходит всякий раз, когда его объектом становится жертва.

Литература

Алефиренко, Н.Ф. Языковая картина мира и культура /Н.Ф. Алефиренко// Когнитивно-дискурсивные аспекты лингвокульту-рологии. Волгоград: Перемена, 2004.

Демьянков, В.З. Теория прототипов в семантике и прагматике языка /В.З. Демьянков // Структуры представления знаний в языке. М., 1994.

Леви-Строс, К. Структурная антропология / К.М. Леви-Строс. М. 1985.

Лоренц, К. Агрессия (так называемое «зло») /К. Лоренц. М., 1994.

Монич, Ю.В. Проблемы этимологии и семантики ритуализованных действий / Ю.В. Монич // Вопр. языкознания. 1988. №1.

Нойман, Э. Происхождение и развитие сознания / Э. Нойман. М.: Рефл-бук, Вак-лер, 1998.

Степанов, Ю.С., Концепт «действие» в контексте мировой культуры /Ю.С. Степанов, С.Г. Проскурин // Логический анализ языка: Модели действия. М., 1992.

Топоров, В.Н. О ритуале. Введение в проблематику / В.Н.Топоров // Архаичный ритуал в фольклорных и раннелитературных памятниках. М., 1988.

Ухтомский, А.А. Доминанта /А.А. Ухтомский. СПб., 2002.

Шаховский, В.И. Эмоции - мотивационная основа человеческого сознания /

В.И. Шаховский // Языковое бытие человека и этноса: психолингвистические и когнитивные аспекты. М.; Барнаул, 2003.

ИМ БАЛОВА, ММ КУМЫКОВА Нальчик

О СИМВОЛИКЕ ЧИСЛА «ОДИН» В КАБАРДИНСКИХ ПАРЕМИЯХ

При выявлении национально-культурной специфики языка важно осознать деятельность лингвокреативного мышления и описание ее результатов в устойчивых, «застывших» языковых формах -пословицах и поговорках. Паремии были и остаются в речи на протяжении всей ее истории, в них запечатлен богатый опыт жизни народа, отражены представления, связанные с трудовой деятельностью, бытом и культурой людей. Изменяясь во времени, национальный язык как социально-историческая категория никогда не теряет своей конкретной сущности, что позволяет ему сохранить важное свойство передачи от поколения к поколению культурных традиций.

Известно, что в древних мифопоэтических традициях числам придавалось символическое значение; они считались символом гармонии и порядка в противовес хаосу. С числами мы встречаемся в сказках, пословицах, поговорках, загадках; символика чисел раскрывается в тех или иных культурных текстах, отражающих типизированное представление о них.

Анализ кабардинских паремий показывает, что число «один» имело символическое значение. В индоевропейских языках это символ вертикально стоящего человека (микрокосма), а также творческого начала, силы, энергии, доблести, красоты, превосходства, Вселенной, Бога, удачи, любви, целомудрия, справедливости. Отмечается и следующее значение: «В обыденном понимании один -эмблема начала, знак человеческого “я”, а также одиночества» (Тресиддер 2001: 249). В кабардинских паремиях число

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.