Научная статья на тему 'Истоки формирования социального характера Донбасса и его значение для патриотического воспитания'

Истоки формирования социального характера Донбасса и его значение для патриотического воспитания Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
449
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР ДОНБАССА / ФЕНОМЕН НОВОРОССИИ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / SOCIAL CHARACTER OF DONBASS / PHENOMENON OF NOVOROSSIA / REGIONAL IDENTITY / PATRIOTIC EDUCATION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Пожидаев Евгений Александрович

В данной статье рассматриваются главные истоки и характеристики социального характера Донбасса, как уникального в историко-культурном и геополитическом смысле региона в контексте феномена Новороссии. Раскрываются факторы взаимовлияния регионального характера с направлениями развития патриотического воспитания, ориентированного на Русский мир.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article examines the main sources and characteristics of the social character of Donbass, as unique in the historical, cultural and geopolitical sense of the region in the context of the phenomenon of Novorossia. The factors of mutual influence of regional character are revealed with the directions of the development of patriotic education oriented to the Russian world.

Текст научной работы на тему «Истоки формирования социального характера Донбасса и его значение для патриотического воспитания»

индивидуального личного блага каждого человека, находящегося в определенных рамках, признание легитимности законов и ответственности на основе правосознания.

Таким образом, философия права Ивана Александровича Ильина строится на уважении к свободе и личности человека, равенстве прав людей в их стремлению ко благу, а также правосознании. Процесс обеспечения полноценного существования человека и жизни общества реализуется на основе правосознания как фактора гуманизации и духовного прогресса человеческого общества.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гегель Г.Ф. Философия права / Г.В.Ф. Гегель. - М.: Мысль, 1990. - 524 с.

2. Ильин И.А. О сопротивлении злу силою / И.А. Ильин // Собр. соч. в 10-ти томах. - Т. 5. -М.: Русская книга, 1996. - 608 с.

3. Ильин И.А. О сущности правосознания / И.А. Ильин // Собр. соч. в 10-ти томах. - Т. 4. -М.: Русская книга, 1994. - 624 с.

4. Ильин И.А. Путь духовного обновления / И.А. Ильин // Собр. соч. в 10-ти томах. - Т. 1. -М.: Русская книга, 1996. - 400 с.

5. Нерсесянц В. С. Философия права. Учебник для вузов / В.С. Нерсесянц. - М.: Норма, 1997. - 652 с.

Пожидаев Евгений Александрович

кандидат политических наук ГОУВПО «Донецкий педагогический институт»

(г. Донецк, ДНР)

УДК 316.6; 37.01

ИСТОКИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА ДОНБАССА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

THE ORIGINS OF THE FORMATION OF THE SOCIAL CHARACTER OF DONBASS AND ITS SIGNIFICANCE FOR PATRIOTIC EDUCATION

В данной статье рассматриваются главные истоки и характеристики социального характера Донбасса, как уникального в историко-культурном и геополитическом смысле региона в контексте феномена Новороссии. Раскрываются факторы взаимовлияния регионального характера с направлениями развития патриотического воспитания, ориентированного на Русский мир.

Ключевые слова: социальный характер Донбасса, феномен Новороссии, региональная идентичность, патриотическое воспитание.

This article examines the main sources and characteristics of the social character of Donbass, as unique in the historical, cultural and geopolitical sense of the region in the context of the phenomenon of Novorossia. The factors of mutual influence of regional character are revealed with the directions of the development of patriotic education oriented to the Russian world.

Key words: social character of Donbass, phenomenon of Novorossia, regional identity, patriotic education.

Особенности социального характера народа играют важную роль в патриотическом воспитании молодёжи. О наличии такого рода самобытного характера у народа Донбасса свидетельствуют многие социокультурные особенности, сформировавшиеся в результате исторического развития нашего региона. Использовать и развивать эти особенности в образовательном процессе - актуальная задача современной отечественной педагогики.

Образование, имея общественную природу и исторический характер, в свою очередь, обусловлено историческим типом общества, которое реализует эту социальную функцию. Оно отражает задачи социального развития, уровень экономики и культуры в обществе, характер его политических и идеологических установок, так как и педагоги, и воспитанники являются субъектами общественных отношений. Человек в своем развитии нуждается в системе ориентации в социальном мире. Э. Фромм по этому поводу писал: «В высшей степени интересно отметить, что нет ни одной культуры, которая могла бы обойтись без ... системы ценностных ориентаций или координат» [2, с. 194]. Образование как социокультурный феномен рассматривается как средство трансляции культуры, овладевая которой человек не только адаптируется к условиям постоянно изменяющегося социума, но и становится способным к активности, позволяющей выходить за пределы заданного, развивать собственную субъектность. Опыт показывает, что для по-настоящему полноценного воспроизводства в новых поколениях национальных культурных ценностей необходимо усвоение молодежью обширного круга знаний по истории и культуре своего народа. Таким образом, со всей очевидностью проявляется актуальность патриотического воспитания.

В качестве цели данной работы ставится выявление главных истоков и характеристик социального характера Донбасса, как уникального в историко-культурном и геополитическом смысле региона в контексте феномена Новороссии, а также раскрытие факторов взаимовлияния регионального характера с направлениями развития патриотического воспитания, ориентированного на Русский мир.

При изучении темы формирования «донбасского характера» нельзя обойти стороной концепции и теории социального (национального) характера,

229

выдвинутые западными психологами и социологами XX в. Считается, что такой подход может многое дать для понимания генезиса, функций и причин крушения различных типов общества.

Например, Э. Фромм предложил рассматривать в качестве связующего звена между личностью и обществом определённый тип социального характера, в котором различные сознательные и бессознательные установки взаимосвязаны и возникают обычно в результате какого-то социокультурного сдвига. В работе "Человек для себя" (1947) Фромм выделил пять основных ориентаций характера (идеальных типов): неплодотворные ориентации (рецептивную, эксплуататорскую, стяжательскую и рыночную) и плодотворную ориентацию, основанную на любви и созидании [6, с. 105-106]. Социальный характер представляет собой то или иное сочетание этих ориентаций, однако какая-то из них может быть доминирующей. Для современного индустриального общества характерна рыночная ориентация. Фромм считал, что порождаемые современным образом жизни черты характера патогенны и, в конечном счёте, формируют больную личность, а следовательно, и больное общество. Выход из современного кризиса возможен только при победе плодотворной ориентации над рыночной. Интересно также его утверждение о том, что социальный характер является "цементирующей силой" общества. Однако когда социальные условия не соответствуют социальному характеру, он может превратиться из "цемента" в "динамит" и стать мощным фактором социальных изменений.

В качестве одного из характерных и структурирующих элементов социальной и социокультурной системы называют также коллективную память, которая как играет особую роль в кризисные моменты развития общества и государства. Роль коллективной памяти определил в своих исследованиях французский философ и социолог М. Хальбвакс. По мнению исследователей, особенности конструирования коллективной памяти у социокультурных групп современного общества, непосредственно связаны с единением как внутри, так и между современными обществами. Именно важностью «конструктивной» функции исторической памяти объясняется растущий интерес к историческому прошлому. К сожалению, в современных обществах «идентификационная» и «конструктивная» функции исторической памяти разделяют социокультурные группы [3]. Ярким примером является историческая память о Великой Отечественной войне и победе советского народа над фашизмом. Противоположные точки зрения на эту тему привели украинское общество к конфликту идентичностей.

Социальный характер, присущий тому или иному региону, формируется, прежде всего под влиянием особенностей географического расположения, исторического развития, направления процессов модернизации.

Д.Е. Муза, рассматривая вопрос концептуализации феномена Новороссии, отмечает важность использования ряда общих категорий. Первой из них является категория «месторазвитие», введённая в научный оборот евразийцем П.В. Савицким в виде синтетической категории: указывающая одновременно на социально-историческую и географическую составляющие. Используя эту категорию, нужно иметь в виду, что территория Новороссии представляет собой уникальный вариант месторазвития русского и других народов, сформировавших из него промышленную, сельскохозяйственную и кадровую базу страны.

Следующим шагом в понимании феномена Новороссии целесообразно считать шаг, придающий этому «месторазвитию» подлинную субъектность. А это возможно при конституировании властно-управленческих институтов, с хозяйственными и политическими функциями: поначалу это институт наместничества в Новороссии, затем институт генерал-губернаторства. Собственно политическая и хозяйственная функции взаимодополняли друг друга.

Помимо указанных категорий вполне резонно говорить о двух типах внутренней модернизации, реализовавшихся на территории Новороссии: в первом случае т.н. капиталистической (раннепромышленной), во втором, социалистической (средне- и зрело-индустриальной). Отдельным пунктом здесь стоит война ЛДНР за собственную независимость и восстановительные меры, связанные с инфраструктурой, промышленностью, энергетикой.

Разумеется, последний период её, Новороссии, истории связан с формированием политической субъектности, с уходом от Украины и попытками реинтеграции в пространство русской цивилизации. Собственно возникновение и формирование Донецкой и Луганской народных республик, равно как и их конфедеративного Союза под названием «Новороссия» - новый и принципиально важный сюжет в становлении данного феномена [4, с. 23-25].

Переплетение исторического развития, интересов и хозяйства земель от бассейна Северского Донца до Приазовья обусловили неформальное объединение их в общий историко-культурный регион Донбасс -промышленный, урбанистический, русскоязычный. Данный процесс консолидации способствовал формированию единого мировоззрения и мировосприятия, общих интеллектуальных, культурных и духовных особенностей. На основе разноплемённости и веротерпимости здесь сложилась

оригинальная субкультура. Исключительной особенностью этого региона изначально было широкое распространение среди колонистов и других переселенцев гарантий личной свободы. Здесь, в Новороссии, в наиболее яркой форме нашла выражение мысль Н. Бердяева о сути русского понимания свободы как никем и ничем не ограниченной воли.

Проблема донецкой идентичности действительно существует - это некая субэтническая общность (хоть и спорная), которая перешагнула непосредственно субкультурную. Это глубокий региональный патриотизм. Есть определенное отличие: Донбасс - наследник своеобразного процесса заселения, индустриального уклада. Эти факторы и еще целый ряд причин породили более плотную общность, состоятельность и эта общность имеет некую собственную витальность, способность к выживаемости.

Повышенное осознание собственной региональной идентичности выделяет Донбасс на общем фоне русского мира. Это глубокое восприятие себя, прежде всего, как части территории. Здесь, зачастую, в сознании человека малой Родине отдаётся приоритет перед Родиной большой. Мы признаём себя неотъемлемой частью русской культурной традиции, цивилизационного пространства. Но граница региона всегда «видна невооружённым глазом». Потому что при остром оборончестве, при экспансии, привязка к территории очень важна, её роль увеличивается и это накладывает определённый отпечаток. Это не означает формирование принципиально нового народа, но является условием физического выживания. В условиях фронтира «включается» витальность, как часть аппарата выживания в агрессивной среде. Отсюда некоторая потеря и размытость русских этнических корней, отошедших на второй план, неуверенность в принадлежности к своей национальности. В результате формируется некая оборонческая, закрытая позиция, которая выражает готовность встретить и ассимилировать всё чуждое и враждебное.

Пожалуй, следует согласиться с известным общественным лидером ДНР А. Пургиным в том, что политически эта идентичность себя впервые осознала и проявилась при создании Донецко-Криворожской Республики. Это была первая декларация некой индустриальной общности, которая себя никогда не привязывала ни к определённой этнической составляющей, но у которой есть историческая память. Эта социальная общность воспринимала себя как некий экономический регион и предлагала новый общественный уклад [1].

Примечательно, что Донецк, наверное, чуть ли не единственный город-миллионник на территории большого Советского Союза, где центральная улица не носит название Ленина. Память о личности Артёма означает здесь память о том большом порыве, который привёл на тот момент к созданию Донецко-

Криворожской Республики, не отрывающей себя от России. В то же время определённая замкнутость донецкого характера, сосредоточение внутри себя не позволяет распространить идеологию Донбасса.

Тем не менее, память о Донецко-Криворожской Республике - это важный шаг к построению современного русского цивилизационного пространства, позволяющий развиваться дальше, воспринимать позитивный опыт. Так как опыт создания ДКР применим в реформе Русского мира на новых основах, это назрело и признается многими [1]. При этом главной целью представляется обретение себя физически и метафизически как часть Русского мира и русского цивилизационного пространства, как часть будущей современной России.

Проблема формирования патриотизма в современном Донбассе имеет множество контекстов, один из которых связан с возрождением и конструированием патриотической памяти нашего народа. Длительное отрицание русской идентичности и ценности патриотизма, утилитарное использование понятия патриотизм в управляемой протестной деятельности привело к противоборству смыслов. В период трансформации современного общества мы столкнулись с борьбой политических сил, которые по-разному представляют будущее. Эти политические проекты обусловлены встроенностью принципа патриотизма в определённые идейно-политические конструкции и его подчинением приоритетным идеологическим ценностям.

Если содержание официального патриотизма не совпадает с социокультурным запросом общества, то власть, формирующая его, рано или поздно будет устранена. Очевидно, что важным аспектом устойчивости и социальной эффективности любой управленческой системы является воспроизводство собственных патриотических практик. Становится объяснимой хрупкость политической системы в период трансформации общества, так как борьба политических сил предполагает столкновение различных образов отчизны.

Идея Русского мира облекается в разные формы, подвергается критике, но очевидно одно - в условиях кризиса коллективной идентичности нашего общества, её рассеивания на мелкие псевдоидентичности (политическая, гендерная, имущественная и пр.), затяжной «войны идентичностей» -действительно необходимо конструирование приоритетного типа коллективной идентичности [5, с. 205].

Особенно важными в период в период социокультурной трансформации общества становятся различные формы организации, систематизации патриотической памяти (ритуалы, символы, лозунги). Новая идеология связывается с русской идентичностью и востребована в ином качественном

измерении. Русскость выступает, таким образом, и дискурсивным и презентативным символом одновременно. С одной стороны, возникают разработки идеи Русского мира, русской цивилизации, становятся востребованными ценности православного мировоззрения, а с другой стороны, различны картины-образы, раскрывающие разные смыслы русскости -«Русская весна», «Новороссия как символ Русского мира», «русское пространство» и т.д. Таким образом, создаются патриотические символы, возрождающие коллективную историческую память нашего народа.

Социокультурные особенности формирования патриотизма всегда востребованы в период возрождения исторической памяти народа. По факту наличия патриотизма все народы равны, в то время как по специфике проявления наблюдается существенная разница. Например, американский патриотизм в большей степени опирается на англо-саксонскую протестантскую идентичность и формируется как гражданский, в то время как русский / российский патриотизм связан с православным мировоззрением, с соборностью и проявляет себя в двух приоритетных, на наш взгляд, формах: народной и государственной.

Русский мир, русская цивилизация сегодня определяет вектор развития нашего общества. Восприятие Родины в современный период развития российской государственности, несомненно, шире государственных границ РФ, так как оно связано с решением русского вопроса на территории всего постсоветского пространства.

Формы организованной патриотической памяти будут воспроизводить содержание собственных патриотических практик в новом идеологическом измерении, ориентируясь на государственность, идеологические и духовные ценности. Ведущая роль в этом процессе принадлежит образованию. Образование как социальное явление - это относительно самостоятельная система, функцией которой является систематическое обучение и воспитание членов общества, ориентированная на овладение определенными знаниями (прежде всего научными), а также идейно-нравственными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения.

С одной стороны, общество должно развиваться в соответствии с требованиями времени, мировыми тенденциями совершенствования политической, социально-экономической, духовной сфер, т.е. трансформироваться. С другой, оно должно сохранить традиционные духовные основания, чтобы не потерять самобытность, базовые аксиологические установки. Ментальные характеристики отечественного образования воплощены в специфических устойчивых чертах образовательных традиций

Донбасса. Их важнейшей особенностью можно считать уверенность в первостепенной значимости воспитания духовно-нравственных ценностей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андрей Пургин: Донбасс как фронтир России [электронный ресурс] режим доступа: https://www.novorosinform.org/articles/7550 (дата обращения - 21.12.2017).

2. Гуманистический психоанализ / Сост. и общая ред. В.М. Лейбина. - СПб.: Питер, 2002. -544 с. (Серия хрестоматии по психологии).

3. Морис Хальбвакс. Коллективная и историческая память // Неприкосновенный запас. -2005. - №2-3. [электронный ресурс] Режим доступа. -http://magazmes.щss.ш/nz/2005/2/ha2.html (дата обращения - 12.12.2017).

4. Муза Д.Е. Путь России: от рукотворной Голгофы - к чаемому Воскресению (мои бои за историю) / Предисл. А.Ю. Минакова / [Центр стратегической конъюнктуры]. - М.: Издатель Воробьёв А.В., 2018. - 288 с.

5. Сенюшкина Т.А. Традиция и коллективные ценности поколений // Политическое пространство и социальное время / под ред. Т.А. Сенюшкиной, А.В. Баранова. -Симферополь: ИТ «АРИАЛ», 2016. - С. 205-208.

6. Фромм Э. Человек для себя / Пер. с англ. и послесл. Л.А. Чернышевой.- Мн.: «Коллегиум», 1992. - 253 с.

Макеенко Елена Павловна

ГОУ ДПО «Донецкий республиканский институт дополнительного педагогического образования»

(г. Донецк, ДНР)

УДК 37.013.41

ПРОБЛЕМЫ ТЕНДЕРНОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ

PROBLEMS OF GENDER EDUCATION IN MODERN PEDAGOGY

В статье обоснована актуальность изучения вопроса гендерного воспитания детей дошкольного возраста. Рассматриваются особенности формирования гендерной идентичности детей. Автором представлены некоторые особенности гендерного поведения и игровой деятельности мальчиков и девочек. Описана специфика организации воспитательно-образовательного процесса с учётом половой идентичности и особенностей развития ребёнка в процессе его полоролевой социализации.

Ключевые слова: гендер, гендерное воспитание, полоролевая социализация детей.

The article forms the rationale for timeliness inquiry of preschool children gender education. The special aspects of children gender identity construction are considered under the article. The author pictures idiosyncrasy of gender behavior and play activity of boys and girls. In addition, describes special features of educational process with allowances for gender identity and special needs of every child in sex- role behavior process.

Key words: gender, gender education, sex and role socialization of children.

235

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.