Научная статья на тему 'Источники возникновения современной вьетнамской философии'

Источники возникновения современной вьетнамской философии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
505
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЬЕТНАМСКАЯ ФИЛОСОФИЯ / ДОНГШОНСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ / МАРКСИСТСКО-ЛЕНИНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ / КОНФУЦИАНСТВО / ДАОСИЗМ / VIETNAMESE PHILOSOPHY / ĐôNG SơN CIVILIZATION / MARXISM-LENINISM PHILOSOPHY / CONFUCIANISM / TAOISM

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Чан Тхи Ми Хуэ, Панькова Наталья Михайловна

Актуальность работы обусловлена интеграцией иностранных студентов в образовательные процессы в России и необходимостью создания условий для межкультурной коммуникации. В процессе трансформирования российских университетов в университеты мирового класса такого рода интеграционные процессы, а также возможность получения представления о культуре и традициях другой страны представляются авторам необходимыми и важными. Цель работы: проанализировать основные стратегии формирования вьетнамской философии, указать на возможности осмысления оригинальных идей вьетнамской философии в современном мире. Методы исследования: описательный метод, метод анализа исторической традиции и сравнения философских идей прошлого и настоящего. Результаты: проанализированы основные источники формирования вьетнамской философской традиции, отмечено значение донгшонской цивилизации III-I вв. до н. э. и влияние на становление философии Вьетнама буддизма, конфуцианства и марксистско-ленинской философии. Отмечены характерные черты и особенности нового мышления современного Вьетнама, современной политики обновления общественного сознания Вьетнама и влияние на эти процессы современной западной философии, которая преподается в университетах как курс «немарксистской философии», что является отображением интеграционных процессов во всем мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The relevance of the work is defined by foreign students’ integration in the educational process in Russia and the need to create conditions for intercultural communication. In the process of Russian universities’ transformation into the world-level universities, integration of this kind as well as the opportunity to learn something new about the culture and traditions of another country seem to be of great importance. The objective of the research: to analyze the basic strategies of forming the Vietnamese philosophy, to point out the ways of understanding bright ideas of Vietnamese philosophy in the modern world. The methods: the descriptive method, the method of historical tradition analyzing and the method of comparison of philosophical ideas of the past and the present. The results. The authors analyzed the main sources of the Vietnamese philosophical tradition formation, highlighted the importance of Đông Sơn Civilization of III-I centuries b. c. and the impact of Buddhism, Confucianism and Marxism-Leninism philosophy on the development of Vietnamese philosophy. The authors also identified specific features of a new way of thinking of modern Vietnam, of modern policy as well as the Western philosophy impact on these processes, which is taught at universities as a course of “non-Marxist philosophy”, which is a reflection of the global integration processes.

Текст научной работы на тему «Источники возникновения современной вьетнамской философии»

УДК 101(091)(597)

ИСТОЧНИКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ

ВЬЕТНАМСКОЙ ФИЛОСОФИИ MODERN VIETNAMESE PHILOSOPHY FOUNDATIONS

Чан Тхи Ми Хуэ, Н.М. Панькова Tran Thi My Hue, N.M. Pankova

Томский политехнический университет, Россия Tomsk Polytechnic University, Russia Е-mail: myhuesp2@gmail.com

Актуальность работы обусловлена интеграцией иностранных студентов в образовательные процессы в России и необходимостью создания условий для межкультурной коммуникации. В процессе трансформирования российских университетов в университеты мирового класса такого рода интеграционные процессы, а также возможность получения представления о культуре и традициях другой страны представляются авторам необходимыми и важными. Цель работы: проанализировать основные стратегии формирования вьетнамской философии, указать на возможности осмысления оригинальных идей вьетнамской философии в современном мире. Методы исследования: описательный метод, метод анализа исторической традиции и сравнения философских идей прошлого и настоящего. Результаты: проанализированы основные источники формирования вьетнамской философской традиции, отмечено значение донгшонской цивилизации III-I вв. до н. э. и влияние на становление философии Вьетнама буддизма, конфуцианства и марксистско-ленинской философии. Отмечены характерные черты и особенности нового мышления современного Вьетнама, современной политики обновления общественного сознания Вьетнама и влияние на эти процессы современной западной философии, которая преподается в университетах как курс «немарксистской философии», что является отображением интеграционных процессов во всем мире.

Ключевые слова: вьетнамская философия, донгшонская цивилизация, марксистско-ленинская философия, конфуцианство, даосизм.

The relevance of the work is defined by foreign students' integration in the educational process in Russia and the need to create conditions for intercultural communication. In the process of Russian universities' transformation into the world-level universities, integration of this kind as well as the opportunity to learn something new about the culture and traditions of another country seem to be of great importance. The objective of the research: to analyze the basic strategies of forming the Vietnamese philosophy, to point out the ways of understanding bright ideas of Vietnamese philosophy in the modern world. The methods: the descriptive method, the method of historical tradition analyzing and the method of comparison of philosophical ideas of the past and the present. The results. The authors analyzed the main sources of the Vietnamese philosophical tradition formation, highlighted the importance of Dong San Civilization of III-I centuries b. c. and the impact of Buddhism, Confucianism and Marxism-Leninism philosophy on the development of Vietnamese philosophy. The authors also identified specific features of a new way of thinking of modern Vietnam, of modern policy as well as the Western philosophy impact on these processes, which is taught at universities as a course of "non-Marxist philosophy", which is a reflection of the global integration processes.

Key words: Vietnamese philosophy, Dong San Civilization, Marxism-Leninism philosophy, Confucianism, Taoism.

Чан Тхи Ми Хуэ,

студент кафедры общей физики

Физико-технического института Национального исследовательского Томского политехнического университета, Россия, 634050, г. Томск, пр. Ленина, 30. E-mail: myhuesp2@gmail.com

Панькова

Наталья Михайловна,

старший преподаватель кафедры истории и философии науки и техники Института социально-гуманитарных технологий Национального исследовательского Томского политехнического университета, Россия, 634050, г. Томск, пр. Ленина, 30. E-mail: panko-va_natalia@tpu.ru

История вьетнамской философской мысли восходит к глубокой древности. Она связана с процессом строительства страны и борьбой против иноземных захватчиков, чтобы получить и защитить национальную независимость. Если в эпоху феодализма Вьетнам испытывал влияние в первую очередь китайской и индийской культуры и философии, то с начала ХХ века во Вьетнаме разными путями и способами стала непрерывно проникать и распространяться европейская культура, которая несла с собой и новые философские взгляды с Запада. В своем процессе развития вьетнамская философия испытывала влияние традиционной конфуцианской философии, даосизма, буддизма и более поздних направлений философии - христианства, марксизма, католицизма и других.

В период Ш-1 вв. до н. э. территория Северного Вьетнама была центром самобытной цивилизации, получившей название донгшонской. Сформировалась самостоятельная политеистическая система религиозно-мифологических представлений с элементами философского знания [1].

В отношении с природой и обществом, в производственной деятельности осознание вьетнамских жителей достигло уровня абстрактного мышления. Они сделали орудия производства и оружие из камня и металла. Донгшонская культура сохранилась до настоящего времени в таких элементах, как донгшонские барабаны и керамика. Через барабаны вьетнамцы пришли к геометрическим вычислениям: они стали делить круг на шесть равных частей и таким образом пришли к пониманию отношения между радиусом и окружностью. Так были заложены основы геометрии и точных вычислений. Изображения на барабанах связаны со многими легендами, в которых описывалась деятельность народа.

Рис. 1. Донгшонские барабаны

В некоторых элементах росписи керамики была представлена космологическая модель, которая включала в себя три мира: Бог, человек и земля, которые представляли собой элементы, символизирующие непрерывность жизни.

В донгшонский период появились легенды, описывающие устройство мира. Люди поклонялись силам природы - дождю, ветру и особенно солнцу, которое стало пониматься как бог. Многие считают, что в этом периоде мифологические системы стали стабильными. Таким образом, происходило формирование вьетнамской философии, появлялись первые элементы философского знания. Донгшонская культура и вьетнамская философия являются оригинальными концепциями, поскольку не находились под влиянием других культур. Они непрерывно развивались более тысячи лет [2].

Рис. 2. Элемент росписи донгшонского барабана

Haclif pidiformc en bronze. IMng-wii. MLF. I. 19.661

Рис. 3. Элемент орнамента на оружии

Вьетнам - страна, расположенная на востоке, в Южной Азии. Географически Вьетнам занимает очень выгодное положение для обмена знаниями в экономике, политике и культуре. Поэтому Вьетнам знаком со многими культурами. В I в. н. э. во Вьетнам проникают религиозные и философские течения из Индии и Китая - буддийская философия, конфуцианство, даосизм.

Буддизм распространился во Вьетнаме в I в. до н. э. Следует заметить, что буддизм носил примитивный характер и обозначался как сарвастивада. Слово «Будда» непосредственно трансформируется во вьетнамском языке в слово «Бут». Люди рассматривают Бут как Бог. Он появляется, чтобы помочь бедным и слабым, нуждающимся в помощи.

Многие исследования подтверждают, что буддизм непосредственно распространился из Индии во Вьетнам по морю, а не из Китая, как считалось ранее. Вначале он появился в Зяоти Чампа [3].

Конфуцианство пришло во Вьетнам и укрепило свои позиции в течение четырех периодов китайского господства, начавшегося с 111 г. до н. э. Этот период можно назвать периодом появления даосизма во Вьетнаме. Конфуцианство было представлено как основная традиция конфуцианской системы управления во Вьетнаме, а также в семейных отношениях - семья учила детей сыновнему благочестию посредством абсолютного повиновения [4].

В течение "У1-Х вв. одним из важнейших направлений во вьетнамской философии становится буддизм тхиен (инд. - дхьяна). С конца XI - начала XII вв. начиналась борьба между философией дхьяны и конфуцианством, которая закончилась в конце XIV века победой конфуцианства. Конфуцианская философия стала господствующей вплоть до XIX века [5].

Рис. 4. Оружие донгшонского периода

В 1858 году Франция завоевала Вьетнам, в истории вьетнамской философии начинался новый этап. Этот этап связан с именами двух мыслителей - Фан Бой Тяу (1867-1940) и Фан Тяу Чин (1872-1926). Они находились под влиянием конфуцианских ценностей и понимали, что необходимо изменить вьетнамское общество. Фан Бой Тяу был центральной фигурой патриотического движения. К началу XX века конфуцианство как господствующая идеология во Вьетнаме пришло в упадок - оно перестало быть жизнеспособным, более не могло удовлетворять потребности общества, в результате чего оно потеряло свою историческую значимость в духовной жизни Вьетнама. Перед вьетнамским народом появилась новая историческая задача. Следовало ориентироваться на другую идеологию, которая служила бы духовной опорой в деле освобождения страны.

Национально-освободительные организации в связи с влиянием различных идеологий разделились на несколько направлений. Часть из них приняла социалистическую идею, взяла ее за идейную основу в выработке собственной программы действий, в результате чего в 1930 г. во Вьетнаме сформировалась первая коммунистическая организация, во главе с Хо Ши Мином, который являлся последователем марксистско-ленинской философской традиции.

После победы революции в августе 1945 г. и образования Демократической Республики Вьетнам, марксизм стал основным идеологическим направлением, центром философской мысли в 1965 году в связи с образованием Института философии. С этого момента история вьетнамской мысли связана преимущественно с марксизмом и философской идей Хо Ши Мина [6].

С другой стороны, вследствие колониальной политики Франции, в стране появляются новые идеи, связанные с экономическим развитием. Экономические изменения послужили основанием социальных перемен и дифференциации общества. Общество разделилось на новые социальные слои, имеющие разные интересы и по-разному отно-

сящиеся к французскому господству. Образованные слои вьетнамского общества, главным образом католическая патриотическая интеллигенция, познакомились с христианской философией.

Можно выделить и оригинальные философские идеи, характерные для Вьетнама. Философия рассматривается как система идей и представлений о природе, обществе и человеке, что находит свое отражение во всей культурной жизни народа, в социально-политической мысли.

Вьетнамская философская мысль обусловливается географическими, экономическими и историческими условиями в целом. Самым главным условием является то, что вьетнамский народ постоянно должен был бороться против чужеземных захватчиков, поэтому борьба за свободу являлась основным мотиватором на протяжении длительного периода, оказывала влияние на мышление народа и его мировоззрение.

С одной стороны, Вьетнам находится в Юго-Восточной Азии, что было очень выгодно для осуществления взаимодействия в ряде экономических, политических и культурных вопросов. Во Вьетнаме пересекаются разные культурные течения, особенно культуры Китая и Индии, велико влияние и западной культуры. Находясь на перекрестке восточной и западной цивилизаций, вьетнамская философская мысль постоянно ощущает необходимость решения «конфликтных вопросов» этих течений [7].

С другой стороны, сформировалась и оригинальная философская идея, обусловленная необходимостью следования долгу и стремлением к свободе. В процессе своего формирования и развития вьетнамская философская мысль обнаружила возможность синтеза этих противоречивых направлений.

Конфуцианская идеология оказала глубокое влияние на культуру Вьетнама, внесла большой вклад в организацию государства, поддержание общественного порядка, идеологическую составляющую, в период существования династий Ли, Чан и Ле. В современной философии Вьетнама конфуцианство занимается только вопросами этики и научной традицией. Знания о мире природы и производственных отношениях конфуцианство не касается. Таким образом, несмотря на возможность познакомиться с конфуцианской этикой и мудростью, получить современные представления о мире с позиции естественных наук и практики производства было невозможно. Традиционность конфуцианской философии стала восприниматься в современном обществе скорее как недостаток, чем как достоинство. Отмечалась монотонность и односторонность конфуцианства. Во Вьетнаме конфуцианство было локализовано, за ним были закреплены вопросы традиции, морали и образа жизни, базирующиеся на чувстве ответственности, долга и нравственности.

После появления во Вьетнаме даосизма традиционные верования смешиваются с буддизмом. В даосизме Вьетнама поклоняются некоторыми богам, таким как Нгок Хо-анг, Тхай Тхыонг Лао Куань, Чан Хынг Дао, принцесса Лиеу Хань и др. Даосизм Китая не участвует в общественной жизни и политике, но в определенный период времени был использован в качестве силы противостояния правителю.

Отмечается, что во Вьетнаме конфуцианство и даосизм негативно относятся к проблемам человеческой жизни, таким как проблема жизни и смерти, счастья, никак не соответствуют познавательным и психологическим потребностям общества. Буддизм же «наполнил» эти стороны духовной жизни вьетнамского народа и превратился в значительный элемент его мировоззрения.

Однако в философской мысли Вьетнама в новое время конфуцианство все еще занимает важное место. Хотя теперь оно не является господствующей философией, как раньше, но глубоко укоренено в общественной традиции, обычаях и особенностях мышления народа.

При буддизме, вьетнамская философия получила многие гносеологические, онтологические понятия, категории. Однако важнее всего было то, что нашлось место для философского осмысления проблемы страдания, причин страдания и пути освобождения от страдания. Учение о страдании во Вьетнаме не сохраняет изначальный пессимистический оттенок. Путь освобождения от страдания принимается как путь борьбы за национальное освобождение. С начала XX века буддизм непрерывно изменяет свое идейное содержание, чтобы соответствовать процессам развития страны.

Дополнение философии Вьетнама марксизмом является самой большой особенностью вьетнамской философии XX века. В исследовании процесса проникновения и развития марксизма во Вьетнаме необходимо рассматривать связь между марксистской идеей и традициями вьетнамской философской мысли. Одной из отличительных особенностей марксизма, отличающей его от других концепций, является его четкая целеустремленность, практичность и большая способность к мобилизации и сплочению. Данные черты марксизма полностью подходят традиционному вьетнамскому мышлению, дают нам правильное направление в решении проблем, в борьбе за независимость. Благодаря этой связи мы можем ответить на вопрос: почему в данных условиях вьетнамцы приняли именно марксизм, а не другие учения [8].

Приняв марксистскую философию, в первый раз в своей истории вьетнамская философия получила собственную философскую систему. Марксистская философия принесла во вьетнамскую философию вопросы онтологии, методологии и гносеологии. Марксизм существует во Вьетнаме более полвека и, с одной стороны, стал крупным идейным и философским явлением национальной духовной жизни, а с другой - имеет некоторые отличительные особенности, отображающие национальный характер Вьетнама.

Некоторые особенности вьетнамской философии:

1. Если западная философия часто связана с достижениями науки, особенно естественных наук; индийская философия - с религией [9, 10]; китайская философия -с политикой, этикой; то вьетнамская философия прикреплена к делу строительства и защиты страны. Отражая реальность страны, вьетнамская философия направлена главным образом на человеческие проблемы, человеческую мораль. Центральной идеей является идея патриотизма. Характеристиками патриотизма Вьетнама являются объединение, защита территории страны и национальная культурная идентичность.

2. Основная проблема философии, отмеченная Ф. Энгельсом, о соотношении материи и сознания, во вьетнамской философии представлена очень слабо. Борьба между материализмом и идеализмом не распространяется на все проблемы философии, но в целом идеалистические тенденции кажутся более распространенными, чем материалистические [11].

3. Если западная философия в большей степени ориентирована на позиции материализма, философия Вьетнама - идеалистична. Если диалектика в философии Запада основана на борьбе противоположностей, то диалектика в философии Вьетнама опиралась скорее на единство.

4. Вьетнамская философия стремится ориентироваться на проблемы человека в мире. Если западная философская мысль двигается от понимания мира к проблеме жизни человека, то вьетнамская философия ставит проблему человека и этики на первое место.

5. Вьетнамская философия не может рассматриваться как систематическая и всеобъемлющая.

Таким образом, изучение философской мысли Вьетнама имеет прежде всего историко-философское значение. Процессы трансформации общества затронули и Вьет-

нам. На смену традиционному обществу пришло общество индустриальное, которое стало основываться на производстве материальных благ. Роль основного двигателя прогресса начинает играть знание прикладное, применяемое. В конце XX в. и эта парадигма меняется. На центральное место выдвигается социальный институт [12]. Во Вьетнаме проходит процесс обновления, сущность которого содержится в преобразовании всех сфер общественной жизни на демократических началах. Новое мышление -самое актуальная проблема для философии Вьетнама в современных условиях. Оно не возникает само по себе, оно появляется только при конкретных общественных условиях и обязательно должно исходить из определенных национальных духовных традиций, философской и общественной мысли.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Во Тхань Хой. Особенности развития философской мысли во Вьетнаме (XX век). URL: http://cheloveknauka.com/osobennosti-razvitiya-filosofskoy-mysli-vo-vietname-xx-vek (дата обращения: 17.08.2015).

2. Вьетнамская философия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D1%8C%D0%B5%D1% 82%D0%BD%D0%B0%D0%BC%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%84%D0%B8%D0%BB% D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%84%D0%B8%D1%8F (дата обращения: 17.08.2015).

3. История вьетнамского буддизма. Википедия на вьетнамском языке. URL: https://vi.wikipedia.org/ wiki/L ich_su_Phat_giao_Viet_Nam (дата обращения: 17.08.2015).

4. Конфуцианство Вьетнама. URL: https://vi.wikipedia.org/wiki/Nho_giao_Viet_Nam (дата обращения: 17.08.2015).

5. Даосизм Вьетнама. Википедия на вьетнамском языке. URL: https://vi.wikipedia.org/wiki/ Bao_giao_Viet_Nam. (дата обращения: 17.08.2015).

6. Нгуен Хунг Хау. История вьетнамской философии. URL: http://www.cla.temple.edu/vietnamese_ cen-ter/handbook/vietnam_philo_history_viet.html. (дата обращения: 17.08.2015).

7. Дао и телос в смысловом измерении культур восточного и западного типа / С.Е. Ячин, Д.В. Конон-чук, А.В. Поповкин, М.Е. Буланенко. - М.: Инфра-М, 2014. - 323 с.

8. Макиенко М.А., Фадеева В.Н. Философия. - Томск: Изд-во ТПУ, 2011. - 296 с.

9. Карпицкий Н.Н. Два пути преодоления линейности времени в буддизме // Восток и Запад - перекресток цивилизаций: Материалы международной научно-практической конференции. - Пятигорск, 2013. - С. 75-84.

10. Карпицкий Н.Н. Бхагавад-гита: экзистенциально-антропологические основания пути освобождения // Вестник Томского государственного университета. История. - 2013. - № 4 (24). - С. 146-149.

11. Ардашкин И.Б., Корниенко А.А., Макиенко М.А. Философские и методологические проблемы науки и техники. - Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2013. - 153 с.

12. Панькова Н.М. Миссия университета // Проблемы науки и образования. - 2013. - № 1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/missiya-universiteta (дата обращения: 17.08.2015).

REFERENCES

1. Vo Than Hoy. Osobennosti razvitiya filosofskoy mysli vo Vetname (XX vek) [Features of development of philosophical thought in Vietnam (XX century)]. Available at: http://cheloveknauka.com/osobennosti-razvitiya-filosofskoy-mysli-vo-vietname-xx-vek (accessed 17 August 2015).

2. Vetnamskaya filosofiya [Vietnamese philosophy]. Available at: https://ru.wikipedia.org /wiki/ V'etnamska-ja_filosofija (accessed 17 August 2015).

3. Istoriya vetnamskogo buddizma [The history of Vietnamese Buddhism]. In Vietnamese. Available at: https://vi.wikipedia.org/wiki/Lich_su_Phat_giao_Viet_Nam (accessed 17 August 2015).

4. Konfutsianstvo Vetnama [Confucianism in Vietnam]. In Vietnamese. Available at: https://vi.wikipedia.org/wiki/Nho_giao_Viet_Nam (accessed 17 August 2015).

5. Daosizm Vetnama [Taoism in Vietnam]. In Vietnamese. Available at: https://vi.wikipedia.org/wiki /Bao_giao_Viet_Nam (accessed 17 August 2015).

6. Nguen Hung Hau. Istoriya vetnamskoy filosofii [The history of philosophy Vietnam]. Available at: http://www.cla.temple.edu/vietnamese_center/handbook/vietnam_philo_ history_viet.html (accessed 17 August 2015).

7. Yachin S.E., Kononchuk D.V., Popovkin A.V., Bulanenko M.E. Dao i telos v smyslovom izmerenii kultur vostochnogo i zapadnogo tipa [Tao and telos in the semantic dimension of cultures of eastern and western type]. Moscow, Infra-M Publ., 2014. 323 p.

8. Makienko M.A., Fadeeva V.N. Filosofiya [Philosophy]. Tomsk, TPU Publ. house, 2011. 296 p.

9. Karpitskiy N.N. Dva puti preodoleniya lineynosti vremeni v buddizme [Two ways to overcome the linearity of time in Buddhism]. Materialy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Vostok i Zapad -perekrestok tsivilizatsiy» [Proc. Int. Scien.-pract. Conf. East and West are the crossroads of the civilizations]. Pyatigorsk, 2013. pp. 75-84.

10. Karpitskiy N.N. Bkhagavad-gita: ekzistentsialno-antropologicheskie osnovaniya puti osvobozhdeniya [Bha-gavad Gita: the existential-anthropological bases of the path of liberation]. Vestnik Tomskogo gosudarstven-nogo universiteta. Istoriya, 2013, no. 4 (24), pp. 146-149.

11. Ardashkin I.B., Kornienko A.A., Makienko M.A. Filosofskie i metodologicheskie problemy nayki i tekhniki [Philosophical and methodological problems of science and technology]. Tomsk, TPU Publ. house, 2013. 153 p.

12. Pankova N.M. Missiya universiteta [Mission of the University]. Problemy nauki i obrazovaniya, 2013, no. 1. Available at: http://cyberleninka.ru/article/n7missiya-universiteta (accessed 17 August 2015).

Дата поступления 27.11.2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.