Электронное научное издание Альманах Пространство и Время Т. 15. Вып. 1 • 2017
STUDIA STUDIOSORUM: УСПЕХИ МОЛОДЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ
Тематический выпуск в рамках года подготовки и проведения XIX Всемирного фестиваля молодежи и студентов в России
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time volume 15, issue 1
STUDIA STUDIOSORUM: Achievements of Young Researchers
Thematic Issue in the run-up to the year of preparation and holding the 19th World Festival of Youth and Students in Russia Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit Band 15, Ausgb. 1.
STUDIA STUDIOSORUM: Fortschritte der Nachwuchsforscher
Thematische Ausgabe im Rahmen des Jahres der Vorbereitung und Durchführung des XIX. Weltfestivals der Jugend und Studenten in Russland
Успехи в науках о человеке
УДК [113/119: 61(091)](597)
Achievements in Human Sciences / Fortschritte in der H umanw issenschaften
Нгуен Ван Зыонг
О концепциях инь-ян и пяти первоэлементов во вьетнамской классической медицинской мысли
(на примере трактата Ле Хыу Чака «Медицинские познания Хай Тхыонга»)
Нгуен Ван Зыонг, аспирант кафедры истории философии факультета гуманитарных и социальных наук Российского университета дружбы народов, Москва
ORCID ID https://orcid.org/0000-0002-8899-1560
E-mail: nguyen-van-duong@j-spacetime.com; nguyenvanduongtvc@gmail.com
Теоретическая база вьетнамской традиционной медицины сформировалась на основе китайской философии, в первую очередь концепций инь-ян и пяти первоэлементов. В статье кратко рассмотрены некоторые ее аспекты, представленные в классическом вьетнамском источнике — трактате Ле Хыу Чака «Медицинские познания Хай Тхыонга» (в русском переводе известен как «Суждения об истоках врачевания Хайтхыонга»), в котором были сформулированы оригинальные идеи о роли почек в общем состоянии здоровья человека, в лечении и профилактике различных патологий, а также представлены два базовых рецепта для укрепления почек как основы жизнедеятельности и энергетического статуса человека путем регулирования баланса инь-ян (первоначал Воды и Огня).
Ключевые слова: инь-ян; пять первоэлементов; здоровье; традиционная медицина; конфуцианство во Вьетнаме; Ле Хыу Чак; «Медицинские познания Хай Тхыонга».
В современном вьетнамском обществе широко используются традиционные методы лечения — сами по себе или одновременно либо перед обращением к методам западной медицины. При этом в силу значительного влияния конфуцианства в обыденном вьетнамском сознании (включая обыденные представления о человеческом теле1 и здоровье) и в научной,
1 Так, голова считается священной частью тела, поэтому считается невежливым погладить по голове взрослого вьетнамца [Nguyen Maj Duong 2008].
тем более философской, картине мира сохраняется тесная взаимосвязь между медициной (и в целом представлениями о здоровье человека) и конфуцианской картиной мира [Ladinsky et al. 1987; Craig 2002; Nguyen Maj Duong 2008; Purnell 2008].
Поскольку же в основе как конфуцианства (и предшествовавших ему более ранних философских концепций), так и медицинской теории Западно-Тихоокеанского региона лежат общие представления о человеке, природе и обществе, то, со-
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time volume 15, issue 1 'STUPIA STUPIOSORUM: Achievements of Young Researchers'
Achievements in Human Sciences
Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit Bd. 15., Ausgb. 1. 'STUPIA STUPIOSORUM: Fortschritte der Nachwuchsforscher'
Fortschritte in der Humanwissenschaften
Нгуен Ван Зыонг. О концепциях инь-ян и пяти первоэлементов во вьетнамской классической медицинской мысли (на примере трактата Ле Хыу Чака «Медицинские познания Хай Тхыонга»)
гласно традиционным вьетнамским представлениям, медицина зиждется на знании основ конфуцианства:
«Тот, кто занимается лекарствами, должен проникнуть в теорию конфуцианства, только тогда он сможет легко разбираться в лекарствах» (цит. по ^Нгуен Тай Тхы 1993, с. 443]).
Однако справедливо и обратное, а именно, знание медицины — поскольку по природе своей оно суть выражение конфуцианской этики — может использоваться и во всех прочих сферах, на которые эта этика распространяется:
«...трактаты о лечебных снадобьях, хотя и написаны, чтобы учить врачеванию, однако сколько среди них есть трудов, которые в то же время помогают императору в его делах по управлению страной» (цит. по ^Нгуен Тай Тхы 1993, с. 443]).
Теоретические основания вьетнамской медицины восходят к древним биофилософским представлениям, заимствованным из китайской космогонии и традиционной китайской культуры. В первую очередь это концепции «инь-ян» из «Книги Перемен» («И-Цзин») и «Книги о внутреннем» («Хуан-Ди нэй-цзин», или «Трактат Желтого императора о внутреннем», датируемый, по разным версиям, 475—221 гг. до н.э. и даже XXVI в. до н.э.), а также пяти первоэлементов из «Книги Документов» («Шу-цзин»), равно как и к многочисленным основывающимся на этих концепциях позднейшим научным трудам — Мэн-Цзы (372—289 гг. до н.э.) и Чжуан-Цзы (365—290 гг. до н.э.), теории о Высшем начале — Великом Пределе («Шан фан да дун чжэнь юань мяо цзин ту» — «Планы чудесного канона высочайшего и величайшего в истинное начало»; «Тай цзи ту шо» — «Изъяснение Плана Великого предела») Чжоу Дуньи (1017—1073 гг.), и др.
Основные источники вьетнамской медицины: слева —«Книги Перемен» («И-Цзин»; страница из издания периода Империи Сун, 960— 1279, Китай); в центре — «Книга о внутреннем» («Хуан-Ди нэй-цзин», или «Трактат Желтого императора о внутреннем»; разворот издания примерно XVII в., Китай); справа — «Книга Документов» («Шу-цзин»; страница из издания ок. 1279, Китай)
Основоположники китайской натурфилософии, лежащей в основе вьетнамской традиционной медицины: слева — Мэн-цзы Учитель Мэн, Мэн Кэ 372/71—289 или 305 до н.э.), второй после Конфуция основоположник конфуцианства; в центре — Чжуан-цзы (Чжуан Чжоу, ок. 365 — ок. 290 до н.э.), второй после Лао-цзы основоположник даосизма; справа — Чжоу Дуньи (упр. при рождении Чжоу Дуньши, упр. Ш^^, Маошу, упр. 1017—1073), главный основоположник неоконфуцианства
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time volume 15, issue 1 'STUPIA STUPIOSORUM: Achievements of Young Researchers'
Achievements in Human Sciences
Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit Bd. 15., Ausgb. 1. 'STUPIA STUPIOSORUM: Fortschritte der Nachwuchsforscher'
Fortschritte in der Humanwissenschaften
Нгуен Ван Зыонг. О концепциях инь-ян и пяти первоэлементов во вьетнамской классической медицинской мысли (на примере трактата Ле Хыу Чака «Медицинские познания Хай Тхыонга»)
Общие представления об инь-ян и пяти первоэлементах в традиционной вьетнамской медицине
«Инь-ян» и «пять первоэлементов» — ключевые категории в теории традиционной медицины Западно-Тихоокеанского региона и в этом качестве они получили официальное признание Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) [World Health Organization 2007]. В «Книге Перемен» и в «Книге о внутреннем» по-разному излагается содержание понятий инь и ян, но общим в этих трактатах является то, что инь и ян представляют собой основополагающие философские категории, используемые для фиксации у предметов и явлений их единства и противоположности («комплиментарности» — в формулировке ВОЗ [World Health Organization 2007]), их противоречивости в отношении друг с другом, для описания характера и свойств, а также тенденций развития предметов и явлений. Вселенная (и, следовательно, человек), таким образом, разворачивается в единстве двух противоположных динамически действующих начал: мужского (ян), представленного светом, силой и теплом, и женского (инь), представленного тьмой, мягкостью и холодом. В этом понимании инь и ян имеют название, но не имеют формы. Одновременно инь и ян представляют собой два противоположных состояния, два противоположных типа движения, как то: идти (ян) и остановиться (инь), быть в динамике (ян) — быть в состоянии покоя (инь), и т.п. Впоследствии классик вьетнамской медицины Ле Хыу Чак (Le HuU Trac, 1720—1791) констатировал (в духе Чжоу Дуньи): «Инь и ян — абстрактные термины» [Ле Хыу Чак 1993.a, с. 126]; космос двигался от бесконечности (темной,
-у
хаотичной) к Великому Пределу, когда появились инь и ян2.
2 Великий Предел, или высшее начало (тай цзи, ЖИ) — категория китайской философии, выражающая идею предельного состояния бытия, антонимичная категории у цзи — «отсутствие предела», «беспредельное» или «предел отсутствия/небытия». Общий для обоих антонимов иероглиф цзи несет понятие предела (высшей и главной позиции или степени), охватывающее два смысла: край (оконечность, полюс, конец крыши) и центр. Согласно «Книге Перемен», изначальные и универсальные перемены имеют тай цзи, из которого путем последовательного удвоения рождаются сначала инь-ян, затем «четыре символа» (сы сян), «восемь триграмм», а затем все сущее [Кобзев 2006].
При этом инь и ян нельзя использовать для обозначения какого-то определенного предмета или явления, но они онтологически присутствуют во всех них. Так, инь и ян всегда связаны с дуализмом стихий воды и огня, однако если инь и ян — абстрактные категории, то вода и огонь — категории конкретные. Дуалистическая пара вода — огонь, тем самым, это и субстанция, и признак дуализма инь и ян. Другими примерами того же дуализма являются пары утро — вечер (день — ночь), небо — земля, жар — холод (горячее — холодное) и т.д.
о
Именно в концепции инь-ян, а также в концепции пяти первоэлементов3, на уровне которых воплощается, в том числе
3 «Теория пяти первооснов (элементов) — одна из философских теорий медицинской практики в Древнем Китае, касающаяся состава и эволюции физической вселенной, олицетворяемой природой и отношениями формирования поколений пяти первооснов - дерева, огня, земли, металла и воды, — служащая руководящей идеологией и методологией физиологии, патологии, клинической диагностики и лечения [в традиционной медицине Западно-Тихоокеанского региона]» [World Health Organization 2007].
субстанционально, движение инь-ян, нашли отражение древнейшие представления жителей региона о непрерывном движении природных феноменов — их рождении, развитии и исчезновении, противостоянии и соединении.
Символ единства и противоположности «Великих Начал Инь и Ян» (слева) и кругооборот порожденных первоначалами инь и ян пяти первоэлементов — воды, огня, дерева, металла и земли (справа; пять стихий находятся в постоянном движении и гармонии, взаимном порождении — зеленые стрелки, «Круг порождения», и взаимном преодолении — темно-красные стрелки, «Круг
преодоления»; синими стрелками показан «Круг погашения»)
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time volume 15, issue 1 'STUPIA STUPIOSORUM: Achievements of Young Researchers'
Achievements in Human Sciences
Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit Bd. 15., Ausgb. 1 'STUPIA STUPIOSORUM: Fortschritte der Nachwuchsforscher'
Fortschritte in der Humanwissenschaften
Нгуен Ван Зыонг. О концепциях инь-ян и пяти первоэлементов во вьетнамской классической медицинской мысли (на примере трактата Ле Хыу Чака «Медицинские познания Хай Тхыонга»)
Всеобщность инь-ян проявляется:
1) в отношениях связи и противоречия: инь и ян находятся в противоречии друг с другом, но в то же время связаны друг с другом в определенной конструкции (взаимном проникновении и взаимном порождении), противостояние инь и ян является условием их существования, и, однако, принцип инь-ян, даже субстанциализируясь в первоэлементах, предметах и явлениях, не содержится в них;
2) в характере распространения: дуализм инь-ян является всеобщим, он присутствует и в природе, и в человеке. В этом качестве он есть основа для зарождения явлений противоположности и единства, внешнее проявление чего человек воспринимает с помощью органов чувств. Инь-ян, утверждает «Книга Перемен», есть источник и движущая сила развития предметов, явлений и человека.
Здесь необходимо отметить, что такой силой развития, в том числе живого организма, является, с одной стороны, гармония инь-ян, а не ее нарушение. Когда инь процветает, тогда ян оказывается в упадке, когда ян находится в развитии, тогда инь пребывает в кризисе, — именно этим и определяются состояния «здоровье — болезнь» и «рождение — смерть». С другой стороны, движение порождается соотношением чрезмерности и недостаточности пяти первоэлементов, связывающих воедино всё живое. В случае человека — и как живого существа, и как микро- и макрокосма — это единство есть взаимодействие и взаимное влияние его жизненно важных систем и органов, каждый из которых соотносится с одним из пяти первоэлементов. Так, «сердце связано с элементом огня, печень — с элементом дерева, легкие — с элементом металла, почки — с элементом воды, селезенка — с элементом земли» [Ле Хыу Чак 1992, с. 25Q].
Соответственно, если взаимодействие пяти первоэлементов в организме человека соответствует закону равновесия взаимопорождения и взаимопреодоления, то организм здоров, если же в процессе жизнедеятельности человек лишается заложенного в нем баланса, закон равновесия нарушается:
«...возникает либо чрезмерность, либо недостаточность и рождаются болезни» [Ле Хыу Чак 1992, с. 25Q].
Таким образом, организм человека — это единство инь и ян, воплощаемое посредством единства пяти первоэлементов. Нарушение баланса между инь и ян в какой-либо системе или в отдельном органе, а также чрезмерность или избыточность каких-либо из первоэлементов приводит к различного рода функциональным нарушениям, и именно в этом состоит первопричина болезни. Поэтому, лекарством для лечения болезней является субстанция, способная восстановить баланс между инь и ян и гармонию пяти первоэлементов, т.е. служащая устранению первопричин болезни.
Концепции инь-ян и пяти первоэлементов в трактате и практике Ле Хыу Чака
На протяжении веков концепции инь и ян и пяти первоэлементов изучались во Вьетнаме на основе китайской медицинской традиции. Эти знания оставались разрозненными, а если и обобщались, то не более, чем их обобщала сама китайская медицинская традиция. В XVIII в. принципиально иной подход продемонстрировал уже упомянутый нами классик вьетнамской медицины и фармакологии Ле Хыу Чак (известный также под псевдонимом Ленивый Старец из Хайтхыонга4,
4 Возможно, псевдоним связан с пренебрежением Ле Хыу Чаком придворной карьерой. Так, в молодые годы был успешным военачальником, однако затем, удалившись в деревню, занялся изучением медицины.
Хай Тхыонг Лан Онг, Hái Thuttng Lan Ông). Именно ему принадлежит основанное на концепциях инь-ян и пяти первоэлементов обобщение национального опыта медицинской практики в его фундаментальном научном труде — трактате Hái Thuttng Lan Ông Y tông tâm lïnh — «Медицинские познания Хай Тхыонга» (другой перевод — «Суждения об истоках врачевания Хайтхыонга»5, дошедшем до наших дней и остающемся настольной книгой вьетнамских врачей. В 28-ми частях (книгах)
5 Так переводится название трактата Ле Хыу Чака в российских источниках (см., напр., [История Вьетнама 1983, с. 275]). В данной работе мы будем пользоваться собственным вариантом перевода как более близким к оригиналу.
Известно и еще одно название этого произведения на русском языке: «Новое толкование вопросов медицины, составленное мастером медицины Хай Тхыонгом» [Новое толкование... б/даты размещения]; в английском переводе название имеет следующий вид: Treatise on Medical Knowledge Accumulated by Hai Thuong [Hoang 199S].
трактата изложены основы медицинской этики, вопросы классификации болезней, их развития, лечения и профилактики
[Калмыкова 1993, с. 12; Цхе 2016, с. 415; Новое толкование... б/даты размещения].
Нгуен Ван Зыонг. О концепциях инь-ян и пяти первоэлементов во вьетнамской классической медицинской мысли
(на примере трактата Ле Хыу Чака «Медицинские познания Хай Тхыонга»)
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time volume 15, issue 1 'STUPIA STUPIOSORUM: Achievements of Young Researchers'
Achievements in Human Sciences
Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit Bd. 15., Ausgb. 1. 'STUPIA STUPIOSORUM: Fortschritte der Nachwuchsforscher'
Fortschritte in der Humanwissenschaften
Нгуен Ван Зыонг. О концепциях инь-ян и пяти первоэлементов во вьетнамской классической медицинской мысли (на примере трактата Ле Хыу Чака «Медицинские познания Хай Тхыонга»)
Ле Хыу Чак (Lê HÛU Trac, Hài ThUOng Lan Ông, 1720—1791), выдающийся вьетнамский медик и литератор. Современное изображение.
Слева — 28-я книга трактата «Медицинские познания Хай Тхыонга». 1885.
С сайтов http://www.truongyduocha noi.com/hoc-nganh-y-can-phai-biet-ve-hai-thuong-lan-ong/ и https://baomoi.com/hai-thuong-y-tong-tam-linh-cong-trinh-y-hoc-xuat-sac-nhat-trong-thoi-trung-dai-viet-nam/c/22071677.epi.
Рассматривая физиологические функции человека, Ле Хыу Чак утверждал:
«Все части организма человека неотделимы от дуализма инь-ян. Начиная от органов тела человека и заканчивая физиологическими функциями — всё это представляет единство факторов инь-ян и пяти элементов космогонии»
[Нгуен Тай Тхы 1993, с. 444].
При этом, полагает Ле Хыу Чак, организм человека — это не только часть мира природы, но организм и сам по себе является единым целым, и поэтому человек (разумеется, в гармоничных условиях инь-ян) рождается здоровым. Согласно мыслителю, организм в нормальном состоянии — это организм, в котором установлена гармония между инь и ян и в то же время соблюдается закон пяти космогонических элементов. Когда же нарушается равновесие инь-ян и расстраивается взаимопорождение и взаимопреодоление пяти первоэлементов, в организме возникают явления, которые Ле Хыу Чака назвал «ущербом из-за чрезмерности или недостаточности [пяти первоэлементов]». По его мнению, «все болезни не потому, что инь-ян наносят вред друг другу, а потому, что потеряно соответствие между ними» [Ле Хыу Чак 1993.Ь, с. 350], «инь и ян должны быть уравновешены, не должно быть перекоса в какую-либо сторону. Вода и огонь в теле человека также должны иметь равновесие, если одно место отягчено, то другое место облегчено, и наоборот». Метод лечения, концептуально выраженный в терминах инь-ян, состоит в следующем:
«...если одна сторона отягчена, то надо подкрепить другую сторону, если же другая сторона отягчена, то надо подкрепить первую сторону. Если не допустить ни малейшей погрешности, то будет достигнуто равновесие» [Ле Хыу Чак 1993Ь, с. 350].
Собственно, Ле Хыу Чак не является автором данного положения — он заимствовал его из всё тех же древнейших китайских медицинских источников, но заслуга вьетнамского мыслителя состоит в систематизированном и последовательном изложении данного подхода применительно к конкретной специфике медицинской практики во Вьетнаме.
Восприняв взгляды на инь-ян и пять первоэлементов, изложенные в «Книге Перемен» и «Книге о внутреннем», Ле Хыу Чак изложил процесс естественного развития материального мира и обосновал природное происхождение человека, привлекая как теоретические натурфилософские (биофилософские) аргументы, так и данные практических исследований, начиная с описания физиологических функций органов и систем, и заканчивая эпикризом. Исходя из этого, вьетнамский мыслитель, стоя на материалистических позициях, выдвинул методы диагностики, профилактики и лечения заболеваний человека. Унаследовав логичные идеи прошлого о взаимосвязи инь-ян и пяти первоэлементов и используя методы творческого, независимого мышления, Ле Хыу Чак обогатил вьетнамскую медицинскую практику своей теорией о Воде и Огне, опиравшейся на основные принципы «Книги о внутреннем» и творчески развивавшей их. Именно ему принадлежит целостное логическое обобщение упомянутых выше представлений об инь-ян как об абстрактных категориях, а о дуалистической паре «Вода — Огонь» — как о конкретных категориях, двух важнейших первоэлементах среди пяти космогонических первооснов, выступающих собственно «представителями» дуалистической пары инь-ян.
Согласно утверждениям мыслителя, качество Огня состоит в том, что он всегда стремится подняться вверх, поэтому в ходе лечения его следует опускать; поскольку же качество Воды заключается в ее проникновении вниз, при лечении следует стимулировать ее движение вверх. Поднимать Воду и опускать Огонь следует для того и таким образом, чтобы они должны были «пересечься» (соединиться). Когда Вода и Огонь «пересекаются», тогда инь и ян находятся в гармонии; ко-
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time volume 15, issue 1 'STUPIA STUPIOSORUM: Achievements of Young Researchers'
Achievements in Human Sciences
Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit Bd. 15., Ausgb. t. 'STUPIA STUPIOSORUM: Fortschritte der Nachwuchsforscher'
Fortschritte in der Humanwissenschaften
Нгуен Ван Зыонг. О концепциях инь-ян и пяти первоэлементов во вьетнамской классической медицинской мысли (на примере трактата Ле Хыу Чака «Медицинские познания Хай Тхыонга»)
гда Вода и Огонь разъединены (т.е. не уравновешены), тогда инь и ян разлучены, что создает угрозу жизни человека. Талантливый врачеватель, полагает Ле Хыу Чак, должен знать позиции Воды и Огня и закон их повышения — понижения для того, чтобы приводить в равновесие инь-ян. Так, если у человека инь «в процветании», необходимо укреплять ян, поскольку благодаря этому жизненная энергия ян существенно повысится («взлетит»). Соответственно, при «процветании ян» Ле Хыу Чак советовал укреплять инь, укрепляя тем самым основу Воды — для этого, в частности, в случае заболеваний почек предлагалось использовать рецепт «Шести элементов лекарства»6.
6 Шесть элементов лекарства образуют следующие компоненты: сушеные корни ремании (Rhemannia glutinosa), дио-скорея супротивнолистная (Dioscorea opposita Thunb.), кизил обыкновенный (Cornus officinadis), частуха подорожниковая (Alisma plantage aquatica L.), пион древовидный (Paeonia moutan Suns), пория кокосовидная (Poria cocos (Schw.) Wolf), полипоровые (Polyporaceae).
В целом же за время своей врачевательской деятельности Ле Хыу Чак собрал 2854 рецепта старинных и употребляемых в народной практике врачебных средств, при этом собрав, изучив и пополнив описание 305 лекарственных веществ [История Вьетнама 1983, с. 274].
В свою очередь, чтобы укрепить основу Огня в тех же почках, следовало применить рецепт «Восьми элементов лекарства»7.
7 Восемь элементов лекарства образуются за счет добавления к шести элементам еще двух составляющих. Это борец Кармихеля (Aconitum carmichaelii) и китайская корица (Cinnamomum cassia Blume).
Пример почек приведен не случайно. В трактате «Медицинские познания Хай Тхыонга» учение о пяти элементах используется применительно к организму человека и формулируется как учение о внутренних органах. Точнее, речь идет о пяти органах, и именно почкам в трактате уделено особое внимание.
Говоря о роли, которую играют Вода и Огнь и находящиеся в почках «врата жизни» (биологически активная точка между почками), Ле Хыу Чак утверждал, что при нарушении здесь равновесия Воды или Огня, или при истощении одного из элементов происходит общее ослабление организма, поскольку падает вся жизненная энергия человека.
«Изучив сотни болезней, я понял, что все болезни вызваны Огнем, а Огонь появляется всегда, когда внутри организма происходит сбой, причиной этого сбоя всегда являются почки. Если с почками все нормально, то все процессы внутри организма протекают спокойно, и нас не беспокоит ни одна болезнь. Человек живет, постоянно подвергаясь воздействию инь и ян, Воды и Огня, а почки являются общим источником инь-ян, Воды и Огня. Если между инь и ян утрачено равновесие, если происходит рассогласование между Водой и Огнем, то сразу же в человеке возникает сотня болезней. Способ лечения — укреплять инь, а значит и Воду, укреплять ян, а значит и Огонь. А почки — это и водный, и огненный внутренний орган человека. Поэтому при восстановлении баланса инь-ян, если не обратиться к источнику Воды и Огня, если не лечить водный и огненный орган, если не принимать лекарства из шести и восьми компонентов, то выход из сложившейся болезненной ситуации так и не будет найден» [Ле Хыу Чак 1993.a, с. 425].
Уточним здесь, что, согласно Ле Хыу Чаку, две почки человека вместе образуют «Великий предел», при этом обе почки относятся к элементу Воды: левая почка — инь Вода, правая почка — ян Вода, между ними лежит «Великий предел» — «врата жизни», относящиеся к Огню. Таким образом, Огонь оказывается расположенным внутри Воды, причем именно Огню придавалась первостепенная важность:
«Если у человека нет этого Огня, то он не может жить» [Ле Хыу Чак 1993.б, с. 427].
По этой причине при лечении любого заболевания, полагал Ле Хыу Чак, прежде всего, следует обращать внимание именно на почки, чтобы отрегулировать равновесное состояние Воды и Огня, укрепить жизненную энергию и восстановить энергетический статус организма. Потому-то и в рецепте для укрепления жизненной энергии как таковой — «жизненных сил» — Ле Хыу Чак основное внимание уделяет именно укреплению почек. Но одновременно с этим Ле Хыу Чак признаёт также важность селезенки и желудка. Он указывает:
«... когда свободно течет "жизненная энергия", то вместе с ней бежит и кровь, инь крови — это основа ян «жизненной энергии»» [Ле Хыу Чак 1993.б, с. 166].
А поскольку жизненные силы обновляются благодаря селезенке и желудку, то Ле Хыу Чак вполне закономерно уделяет большое внимание вопросам пищеварения, секреции, сохранения и укрепления селезенки и желудка.
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time volume 15, issue 1 'STUPIA STUPIOSORUM: Achievements of Young Researchers'
Achievements in Human Sciences
Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit Bd. 15., Ausgb. 1. 'STUPIA STUPIOSORUM: Fortschritte der Nachwuchsforscher'
Fortschritte in der Humanwissenschaften
Нгуен Ван Зыонг. О концепциях инь-ян и пяти первоэлементов во вьетнамской классической медицинской мысли (на примере трактата Ле Хыу Чака «Медицинские познания Хай Тхыонга»)
Рассматривая многообразие взаимосвязей в организме, Ле Хыу Чак особо отмечал взаимосвязь между физическими и психологическими факторами. Он категорически придерживался материалистических взглядов, утверждая, что тело есть основа для рождения духа, «душевное состояние (грусть, веселье, радость, злость, любовь, ненависть, страсть) хотя и является чем-то абстрактным, незримым, но порождено осязаемой субстанцией (телом человека)» [Ле Хыу Чак 1993.6, с. 167]. Однако дух оказывает существенное и, как полагает мыслитель, сугубо негативное воздействие на тело:
«...чрезмерная радость вредит сердцу, это приводит к горячим психологическим состояниям и к тому, что разрушаются кровеносные сосуды; сильная злость наносит ущерб печени» [Ле Хыу Чак 1993.б, с. 171].
Поэтому, полагает мыслитель, необходимо использовать методы для укрепления духа, чтобы мысли находились в стабильном, спокойном состоянии, чтобы духовное и «астральное» начала организма были устойчивы, и тогда никакая злая сила не сможет причинить вреда.
В силу своей профессии врач постоянно имеет дело с феноменами жизни и смерти и связанными с ними проблемами медицинского прогнозирования — и развития болезни, и пола зачатого плода. Ле Хыу Чак подходил к этим проблемам с позиций материализма и категорически отвергал идею о предопределении Неба, настаивая на огромных возможностях человека:
«Сила человека такова, что он способен изменить судьбу, данную свыше, никто не может знать, каким будет будущее» [Нгуен Тай Тхы 1993, с. 448].
Относительно причин рождения мальчиков или девочек Ле Хыу Чак писал:
«.мы — дети природы, поэтому не выходим за рамки концепции инь-ян. Если на пике развития находится ян, то больше рождается мальчиков, если же процветает инь, то рождается много девочек» (цит. по [Нгуен Тай Тхы 1993, с. 449]).
Изложенные в трактате, ставшем классикой вьетнамской медицинской мысли еще при жизни автора, такие взгляды побуждали вьетнамских врачей ограничивать в своей практике апеллирование к идеям о предопределенности Неба и одновременно стимулировали максимальное развитие и использование потенциала самого человека при лечении болезней.
Можно сказать, что идеи Ле Хыу Чака о дуалистической паре «Вода — Огонь» и его методы лечения, основанные главным образом на укреплении в первую очередь почек, селезенки, желудка и «жизненных сил», красной нитью прошли почти сквозь все главы его трактата «Медицинские познания Хай Тхыонга». Опираясь именно на эти представления, автор трактата выступил с рядом фармакологических новаций, предложив учитывавшие опыт лечебной практики во Вьетнаме оригинальные рецепты по укреплению инь-ян в почках, по стабилизации и усилению первоэлемента Земля, а также обосновав дозировку лекарств при лечении детских заболеваний [Duhg Nguyën Хиап 1991 ].
Обложка современного издания первого Памятник Ле Хыу Чаку в округе Хуонг Сон (провинция Хатинь, Вьетнам).
тома трактата Ле Хыу Чака «Медицинские Фото с сайта http://en.nhandan.org.vn/sodety/item/3177202-ha-tinh-great-physidan-hai-познания Хай Тхыонга» (Ханой, 1993). thuong-lan-ong-remembered.html
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time volume 15, issue 1 'STUPIA STUPIOSORUM: Achievements of Young Researchers'
Achievements in Human Sciences
Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit Bd. 15., Ausgb. 1. 'STUPIA STUPIOSORUM: Fortschritte der Nachwuchsforscher'
Fortschritte in der Humanwissenschaften
Нгуен Ван Зыонг. О концепциях инь-ян и пяти первоэлементов во вьетнамской классической медицинской мысли
(на примере трактата Ле Хыу Чака «Медицинские познания Хай Тхыонга»)
* * *
Творческое переосмысление и развитие биофилософских концепций классических китайских трактатов позволило Ле Хыу Чаку сформулировать оригинальные идеи о роли почек в общем состоянии здоровья человека и в лечении и профилактике различных патологий, а также разработать два базовых рецепта для укрепления почек как основы жизнедеятельности и энергетического статуса человека путем регулирования баланса инь-ян — первоначал Воды и Огня. Эффективность предложенного ученым способа укрепления почек не просто создала ему авторитет выдающегося медика и фармацевта, но и способствовала распространению философских идей Ле Хыу Чака, в первую очередь его материалистических убеждений, среди медиков Вьетнама. Представления ученого о роли почек и равновесия в них первоэлементов Вода и Огонь сохраняют свою актуальность и значимость и сегодня, что побуждает обращаться к ним современных клиницистов [Trong Le Do et al. 2012]). Одновременно своеобразие и разработанность медицинской концепции Ле Хыу Чака в значительной степени способствовали сегодняшнему международному признанию научного статуса и научной значимости наследия традиционной медицины Западно-Тихоокеанского региона и выделения в этом наследии традиционной вьетнамской медицины как особой ветви медицинской науки и практики [World Health Organization 2007].
ЛИТЕРАТУРА
1. История Вьетнама / Перевод с вьет. М.: Наука, 1983. 304 с.
2. Калмыкова О.Л. Врачевание во Вьетнаме: традиции и современность: Автореф. дисс. ... к. мед. н. М., 1993. 16 с.
3. Кобзев А.И. Тай цзи // Духовная культура Китая: энциклопедия: В 5 т. Т. 1. Философия / Ред.
М.Л. Титаренко, А.И. Кобзев, А.Е. Лукьянов. М.: Восточная литература, 2006. С. 424 — 428.
4. Ле Хыу Чак. Медицинские познания Хай Тхыонга. Т. 1. Ханой: Донгтхап, 1992. 704 с. (Lan Ông Lê Hüu Trác.
Hái thuong y tông tâm link. Quyen 1. Hà Nôi: Nxb. Tong hop Dông Tháp).
5. Ле Хыу Чак. Медицинские познания Хай Тхыонга: В 4 ч. Т. 1. Ч. 1—2. Ханой: Медицина, 1993.a. 1160 с. (Lê
уЛ.
Hüu Trác. Hái Thuong Lan Ong Y tông tâm linh. Hà Nôi: Nxb Y hoc, 1993, tâp 1).
6. Ле Хыу Чак. Медицинские познания Хай Тхыонга: В 4 ч. Т. 2. Ч. 3—4. Ханой: Медицина, 1993.6. 1234 с. (Lê
уЛ.
Hüu Trác. Hái Thuong Lan Ong Y tông tâm link. Hà Nôi: Nxb Y hoc, 1993, tâp 2).
7. Нгуен Тай Тхы. История вьетнамской мысли: В 2 т. Т. 1. Ханой: Издательство социальных наук, 1993. 496 с.
(Nguyên Tài Thu\ Lick su tu tuong Viêt Nam. Hà Nôi: Nxb Khoa hoc Xa hôi, 1993, tâp 1).
8. Новое толкование вопросов медицины, составленное мастером медицины Хай Тхыонгом. Вводный том
[Электронный ресурс] // Мировая цифровая библиотека. Режим доступа: https://www.wdl.org/ru /item/14385/.
9. Цхе К.В. Дневниковая литература стран дальневосточного культурного региона и «Записки о путешествии
в столицу» вьетнамского медика Ле Хыу Чака // Проблемы литератур Дальнего Востока. VII Международная научная конференция 29 июня — 3 июля 2016 г. СПб.: СПбГУ, 2016. С. 412—419.
10. Craig D. Familiar Medicine: Everyday Health Knowledge and Practice in Today's Vietnam. Honolulu: University of
Hawaii Press, 2002. 312 p.
11. Duñg Nguyên Xuân. "Native Drugs of Vietnam: Which Traditional and Scientific Approaches?" Journal of Eth-
nopharmacology 32.1-3 (1991): 51 —56.
12. Hoang B.C. "Present Situation of the Vietnamese Integrated Medicine." Chinese Journal of Integrated Traditional and
Western Medicine 4.1 (1998): 67—69.
13. Ladinsky J.L., Volk N.D., Robinson M. "The Influence of Traditional Medicine in Shaping Medical Care Practices in
Vietnam Today." Social Science & Medicine 25.10 (1987): 1105 — 1110.
14. Nguyen Hiep Duc. "The Medical Ethics of Hai Thuong Lan Ong." American Journal of Acupuncture 20.3 (1992): 273—275.
15. Nguyen Maj Duong. "Culture Shock — A Review of Vietnamese Culture and Its Concepts of Health and Disease."
Western Journal of Medicine 142.3 (1985): 409—412.
16. Phan Tuong, Silove D. "An Overview of Indigenous Descriptions of Mental Phenomena and the Range of Tradi-
tional Healing Practices Amongst the Vietnamese." Transcultural Psychiatry 36.1 (1999): 79 — 94.
17. Purnell L.D. "Traditional Vietnamese Health and Healing." Urologic Nursing 28.1 (2008): 63 — 67.
18. Trong Le Do, Momer H., Belin M.F., Argoul F. "Yin and Yang Transformation Therapy in Cancer Patients." Chinese Med-
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time volume 15, issue 1 'STUPIA STUPIOSORUM: Achievements of Young Researchers'
Achievements in Human Sciences
Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit Bd. 15., Ausgb. 1. 'STUPIA STUPIOSORUM: Fortschritte der Nachwuchsforscher'
Fortschritte in der Humanwissenschaften
Нгуен Ван Зыонг. О концепциях инь-ян и пяти первоэлементов во вьетнамской классической медицинской мысли (на примере трактата Ле Хыу Чака «Медицинские познания Хай Тхыонга»)
icine Times 2012. 1 — 7. PDF-file. <http://www.ecole-medecine-orientale.com/wp-content/uploads /Therapy-Cancer-Patients.pdf>.
19. World Health Organization. WHO International Standard Terminologies on Traditional Medicine in the Western Pacific Region. Manila: WHO Regional Office for the Western Pacific, 2007. PDF-file. <http://iris.wpro.who.int /bitstream/handle/10665.1/5395/9789290612487_eng.pdf?sequence=3>.
Цитирование по ГОСТ Р 7.0.11—2011:
Нгуен Ван Зыонг. О концепциях инь-ян и пяти первоэлементов во вьетнамской классической медицинской мысли (на примере трактата Ле Хыу Чака «Медицинские познания Хай Тхыонга») [Электронный ресурс] / Нгуен Ван Зыонг // Электронное научное издание Альманах Пространство и Время. — 2017. — Т. 15. — Вып. 1: Studia Б^ЮБОшт: успехи молодых исследователей. — Стационарный сетевой адрес: 2227-9490e-aprovr_e-ast15-1.2017.21.
YIN-YANG AND FIVE ELEMENTS CONCEPTS IN VIETNAMESE CLASSICAL MEDICAL THOUGHT: CASE STUDY OF
LE HUU TRAC'S "TREATISE ON MEDICAL KNOWLEDGE ACCUMULATED BY HAI THUONG"
Nguyen Van Duong, M.Ph., postgraduate student at the Chair of the History of Philosophy, Peoples' Friendship University of Russia, Moscow
ORCID ID https://orcid.org/0000-0002-8899-1560
E-mail: nguyen-van-duong@j-spacetime.com; nguyenvanduongtvc@gmail.com
Traditional and classical Vietnamese medicine, based on ancient Chinese natural philosophical concepts and treatises of the founders of Confucianism and Taoism, has a huge influence in modern Vietnam. The theoretical foundation of Vietnamese traditional medicine has been formed on the base of Yin-Yang and Five Elements Theories. Today, they are recognized by the World Health Organization and are not only a cultural and historical heritage of medicine in the West Pacific region, but also an element of everyday medical practice and philosophy and mentality here.
My subjects for study are Yin-Yang and Five Elements Theories in the form in which they are presented in a classic source of Vietnam medicine as Treatise on Medical Knowledge Accumulated by Hai Thuong written by Le Huu Trac in late 18th c. In my brief overview of these aspects, I use textual, conceptual, and historical-philosophical analysis.
Based on the traditional concepts of Chinese natural philosophy, he comes close to understanding the natural development of the material world and substantiated the natural origin of man, drawing on both theoretical bio-philosophical arguments and practical research data, from the description of the physiological functions of organs and systems on down to epicrisis. From the perspective of his materialistic positions, from one hand, and developing basic principles of the "Book of the Inner" and ideas of Zhou Dunyi, from the other hand, Le Huu Trac enriched Vietnamese medical practice with his theory of Water and Fire. He developed a holistic logical generalization of the above-mentioned notions of Yin-Yang as abstract categories, but of the dualistic dyad 'Water-Fire' as specific categories, the two most important primary elements among the five cosmogonic emanations of the dualistic Yin-Yang pair. In keeping with this, the thinker formulated original ideas about the role of the kidneys in human health, in the treatment and prevention of various pathologies (as imbalance in Water-Fire pair, or lack of one of them). He developed two basic recipe ('Six elements of the medicament' and the 'Eight elements of the medicament') to strengthen the ki d-neys as the basis of life and energy state by regulating the balance of Yin and Yang.
I conclude that originality and status of Le Huu Trac's medical concept greatly contributed to today's international recognition of the scientific status and scientific significance of the traditional medicine heritage of the Western Pacific region and the singling out this legacy of traditional Vietnamese medicine as a special branch of medical science and practice.
Keywords: Yin-Yang; Five Elements Theory; philosophy of nature and health; traditional Chinese and Vietnamese medicine; Confucianism in Vietnamese nature philosophy; Le Huu Trac; Treatise on Medical Knowledge Accumulated by Hai Thuong.
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time volume 15, issue 1 'STUPIA STUPIOSORUM: Achievements of Young Researchers'
Achievements in Human Sciences
Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit Bd. 15., Ausgb. 1. 'STUPIA STUPIOSORUM: Fortschritte der Nachwuchsforscher'
Fortschritte in der Humanwissenschaften
Нгуен Ван Зыонг. О концепциях инь-ян и пяти первоэлементов во вьетнамской классической медицинской мысли (на примере трактата Ле Хыу Чака «Медицинские познания Хай Тхыонга»)
References:
1. Craig D. Familiar Medicine: Everyday Health Knowledge and Practice in Today's Vietnam. Honolulu: University of
Hawaii Press, 2002. 312 p.
2. Duñg Nguyên Xuân. "Native Drugs of Vietnam: Which Traditional and Scientific Approaches?" Journal of Eth-
nopharmacology 32.1-3 (1991): 51 —56.
3. History of Vietnam. Moscow: Nauka Publisher, 1983. 304 p. (In Russian).
4. Hoang B.C. "Present Situation of the Vietnamese Integrated Medicine." Chinese Journal of Integrated Traditional and
Western Medicine 4.1 (1998): 67—69.
5. Kalmykova O.L. Healing in Vietnam: Tradition and Modernity. Synopsis of Ph.D. (Medicine) diss. Moscow, 1993. 16 p. (In
Russian).
6. Kobzev A.I. "Taiji." Encyclopedia of Spiritual Culture of China, Volume 1; Philosophy. Eds. M.L. Titarenko, A.I. Kobzev,
and A.E. Lukyanov. Moscow: Vostochnaya literatura Publisher, 2006, pp 424 — 428. (In Russian).
7. Ladinsky J.L., Volk N.D., Robinson M. "The Influence of Traditional Medicine in Shaping Medical Care Practices in
Vietnam Today." Social Science & Medicine 25.10 (1987): 1105 — 1110.
8. Le Huu Trac. "A New Interpretation of Medical Issues, Compiled by the Master of Medicine Hai Thuong. Intro-
ductory Volume." World Digital Library. UNESCO, Library of Congress, n.d. Web. <https://www.wdl.org/en/item/14385/>. (In Russian).
9. Le Huu Trac. Treatise on Medical Knowledge Accumulated by Hai Thuong. Hanoi: Dongthap Publiser, 1992, volume 1.
704 p. (In Vietnamese).
10. Le Huu Trac. Treatise on Medical Knowledge Accumulated by Hai Thuong. Hanoi: Y hoc Publisher, 1993, volume 1,
parts 1—2. 1160 p. (In Vietnamese).
11. Le Huu Trac. Treatise on Medical Knowledge Accumulated by Hai Thuong. Hanoi: Y toc Publisher, 1993, volume 2,
parts 3 —4. 1234 p. (In Vietnamese).
12. Nguyen Hiep Duc. "The Medical Ethics of Hai Thuong Lan Ong." American Journal of Acupuncture 20.3 (1992): 273—275.
13. Nguyen Maj Duong. "Culture Shock—A Review of Vietnamese Culture and Its Concepts of Health and Disease."
Western Journal of Medicine 142.3 (1985): 409—412.
14. Nguytn Tai Thu. The History of Vietnamese Thought. Hanoi: Khoa hoc Xf hoi Publisher, 1993, volume 1. 496 p. (In Vi-
etnamese).
15. Phan Tuong, Silove D. "An Overview of Indigenous Descriptions of Mental Phenomena and the Range of Tradi-
tional Healing Practices Amongst the Vietnamese." Transcultural Psychiatry 36.1 (1999): 79 — 94.
16. Purnell L.D. "Traditional Vietnamese Health and Healing." Urologic Nursing 28.1 (2008): 63 — 67.
17. Trong Le Do, Momer H., Belin M.F., Argoul F. "Yin and Yang Transformation Therapy in Cancer Patients." Chinese Med-
icine Times 2012. 1 — 7. PDF-file. <http://www.ecole-medecine-orientale.com/wp-content/uploads/Therapy-Cancer-Patients.pdf>.
18. Tskhe K.V. "Notes on a Journey to the Capital» by Le Huu Trac in the Context of the Diary Genre in East Asian Cultural
Sphere." Problems of the Far Eastern Literature. Proceedings of 7th International Scientific Conference (St. Ortrrsburg, 29 Jun. - 3 Jul. 2016). St. Petersburg: St. Petersburg State University Publisher, 2016, pp. 412—419. (In Russian).
19. World Health Organization. WHO International Standard Terminologies on Traditional Medicine in the Western Pacific Re-
gion. Manila: WHO Regional Office for the Western Pacific, 2007. PDF-file. <http://iris.wpro.who.int /bitstream/handle/10665.1/5395/9789290612487_eng.pdf?sequence=3>.
Cite MLA 7:
Nguyen Van Duong. "Yin-Yang and Five Elements Concepts in Vietnamese Classical Medical Thought: Case Study of Le Huu Trac's "Treatise on Medical Knowledge Accumulated by Hai Thuong"." Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time 15.1 (Studia Studiosorum: Achievements of Young Researchers) (2017). Web. <2227-9490e-aprovr_e-ast15-1.2017.21>. (In Russian).