Научная статья на тему 'Источники по истории населения юго-западной части Ферганы XIX начала XX вв'

Источники по истории населения юго-западной части Ферганы XIX начала XX вв Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
284
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Источники по истории населения юго-западной части Ферганы XIX начала XX вв»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-4/2017 ISSN 2410-6070_

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 94 (47)

Г.Анарбаева

К.и.н., доцент

Жалал-Абадский государственный университет.

г.Жалал-Абад, Кыргызская Республика.

ИСТОЧНИКИ ПО ИСТОРИИ НАСЕЛЕНИЯ ЮГО-ЗАПАДНОЙ ЧАСТИ ФЕРГАНЫ XIX НАЧАЛА XX ВВ.

На юго-восточной части Ферганской долины находятся Баткенская область Кыргызстана, большая часть Согдийской области Таджикистана и некоторые районы Ферганской области Узбекистана. Юго-Восточная Фергана представляет собой густонаселенный, многонациональный регион, где издревле переклекались носители разных этно-культурных и хозяйственных традиций и в новом периоде (XVIII-XIX вв.) здесь формировалось полуоседлое население, ведущее комплексное хозяйство.

Изучение такого уникального региона, особенного типа населения является одним из важных исторических проблем. Источники по истории населения Юго-Западной части Ферганской долины представлены в основном двух видов: письменных источников и устных. Письменные источники изучаемого региона делятся условно на архивные и опубликованные. Остановимся в статье только на опубликованных источников.

Первые достоверные сведения об интересующей нас территории содержатся в античных письменных источниках[8, 23]. При этом они далеко неравноценны. В большинстве из них имеются лишь отрывочные, а порой и противоречивые сведения. Но в любом случае надо помнить, что древним авторам было мало известно об этих землях, за исключением небольшого прибрежного участка к северо-востоку от древнего Худжанда - Александрии Крайней, где побывали преследовавшие саков греко-македоняне[19].

В I веке до н.э. Страбон писал о среднеазиатских племенах: «Из этих кочевников в особенности получили известность те, которые отняли у греков Бактриану, именно асси, пассианы, тохары и сакаравлы, которые переселились из области на другом берегу Иаксарта (Сыр - Дарьи) рядом с областью саков и согдианов, занятой саками» [23].

Очень ценные сведения о происходивших событиях в интересующем нас регионе дают древние китайские письменные источники. Это широко известные «Исторические записки» Сыма Цяня (конец II -начало I в. до н.э.), «История старшего дома династии Хань» (25-265 гг. н.э.), «История дома Вей» (386-581), «История дома Суй» (581-618) и «История северных дворов» (VII в.), отдельные фрагменты которых в переводе на русский язык были опубликованы выдающимся синологом Н.Я. Бичуриным (1777-1853) [7]. Для нас особый интерес представляют материалы, в которых даны описания владений, расположенных в бассейне Средней Сыр-Дарьи - Давань, Усунь, Кангюй, Янцай, так как в начале 1 тыс. н.э., согласно исследованиям историков и археологов, в рассматриваемом нами районе проживали потомки саков -кочевые племена, составлявшие часть населения вышеназванных владений.

Из арабских и персидских источников можно назвать боле или менее подходящим к нашей теме сочинение иранца Аль-Истахри «Китаб ал-масалик ва-л-мамалик», написанного примерно в 930-933 гг.[10, с.194-198]. Говоря данные о рудниках и полезных ископаемых, он остановливается в Фергане, Шаше, Уструшане, Илаке, Шельджи и др., где добывали золото, серебро, мед, железо, олово, нефть, бирюзу, нашатырь, уголь, азбест, свинец и другие. В сочинении Истахри есть сведения о торговли в Мавереннахре и товаров из страны хиркизов. Он перечисляет многие города Средней Азии, в том числе Кыргызстана: Некад (Ноокат), Миян-Рудан (современный Аксыский район), Ош, Узгенд, Жидгиль (Чаткал), Медва (Мады), Хайлам и другие.

Сочинения Абу Райхан ал-Бируни, выдающегося ученого-энциклопедиста XI в. из Хорезма имеют большое значение для нашей темы. Его труд «Ал-Асар ал-бакийа ани-л-курун ал-халийа» (буквально «следы,

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-4/2017 ISSN 2410-6070_

оставшиеся от прошлых поколений»), известный в науке как «Хронология» составлен между 998-1010 гг. Этот труд опубликован 1957, 1963 годах, где имеются сведения о народах Средней Азии, в том числе Ферганской долины и хиркизах, об их обычаях, культуры и т.д. [1].

Что касается источников следующего, караханидского периода, то они мало что дополняют к сведениям предыдущих авторов. В работах географов IX-XII вв. горнорудному Илаку уделяется значительное место, что было связано с важным положением этого владения в экономической жизни Средней Азии[4, с.226-242]. Однако, положение населения этой богатой рудной провинции было тяжёлым: «Хотя в Илаке,- сообщает автор Худуд ал-Алам, - поселения, возделанные и процветающие, но народ имеет мало богатств» [26, с.97].

Из источников после караханидской эпохи большую ценность представляет сочинение ученого и поэта Джемаля Карши, который родился в г. Алмалык на реке Или в 1230/31 году. Его отец занимал высокую должность в городе Баласагын - столице Караханидского каганата. Карши несколько раз путешествовал по территории современной Средней Азии, в том числе по Фергане и Кыргызстана. Бывал в Иламише, Барчкенде, Шаше и Ходженте[5, Т.8, с.101]. В работе «Прибавления» к переводу словаря ал-Джаухари «Ас-Сурах» с арабского на персидский упоминяет ценные сведения о городах Ходженте, Парканы, Ош, Узгенд, Барчкенд, Джент, их достопримечательностях^, Т. 2, Ч.1, с.128-152].

Сочинение всемирно известного полководца, основателя империи Великих Моголов в Индии, литератора, поэта Захреддина Султана Бабура «Бабур намэ» тоже ценно[3]. Среди среднеазиатских городов, описываемых Бабуром, особое место занимают родные ему города Ферганского удела: Андижан, Аксы, Касан, Ош, Канибадам, Исфара, Маргелан, Ходжент, Узген, на характеристике которых он останавливается подробно. Среди них Бабур особо выделяет города Андижан и Ош. Описывая Андижан, который являлся столицей Ферганского удела, Бабур отмечает, что там много хлеба, плоды изобильные, дыни, виноград хороший; груши лучше андижанских не бывают. Чрезвычайно ценными являются сведения Бабура о полезных ископаемых городов Средней Азии. Например, в г. Оше при жизни Омар Шейха Мирзы (1462— 1494 гг.) в горах Бара-Кух был найден камень с белыми и красными жилками, а в Исфаре, на холме, в один шари от города (шари — расстояние, около двух километров) найден санг-и ойна размером в длину 10 кари (кари — мера длины, около 70 см), высотой в рост человека. В "Бабур-наме" не только приводятся отдельные данные об ископаемых, но попутно отмечается их назначение в хозяйственной жизни страны.

В своих мемуарах Бабур пишет о неоднократном посещении им Ходженте[3]. Там есть описание и Моголтау. Как известно, в последние десятилетия ХУ в. бассейн Средней Сыр-Дарьи стал буферной зоной ожесточённой борьбы Тимуридов и монголов Семиречья. В эти же годы ещё одной угрозой Мавераннахру стали даштикипчакские узбеки, возглавляемые Шейбаниханом[2, с.33-40, 85-88].

В позднесредневековой Фергане есть немало письменных источников, содержащих некоторые сведения по кочевому и полуоседлому населению данного региона. Среди них следует отметить историческое сочинение «Маджму атут-таварих» [20]. Это сочинение было написано в Фергане в конце ХУ1 в. отцом и сыном Сайпидин Аксыкенти и Нурмухаммад. Большой интерес для нашей темы представляют этнографические данные, в частности, перечень названий 92 «узбекских племён», или «племён илатиййа», т.е. кочевников, в том числе и тех, которые населяли Кураминскую зону. В сочинении имеются важные сведения о родоплеменном разделении кыргызов, об их богатыре Манасе и т.д. [24, с.174].

Энциклопедическое сочинение среднеазиатского ученого XVII в. Махмуда ибн Вали «Бахр ал-асрар», состоящий из пространнего введения, семи томов и заключения, который охватывал историю мусульманских стран от сотворения до XVII в. [9, с.434] занимает особое место в поздне-средневекового источниковедения. В первом и шестом томах его сочинения содержатся сведение о народах и населений Ферганы, Кыргызстана. Он дает сведения о группах кыргызов, проживающих в разных частях Средней Азии, в том числе юго-запада Ферганы, о переселении кыргызов в Гиссар, имеется рассуждение об изменении и значении термина «кыргыз» [14].

В позднесредневековых письменных источниках почти нет данных по предгорьям Курамы. В некоторых имеются очень короткие сведения об интересующем нас районе, например, в работе вышеуказанного крупного балхского учёного-энциклопедиста ХУИ в. Махмуда ибн Вали, который пишет:

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-4/2017 ISSN 2410-6070_

«Гора Илак - это горы в Туркестане. Там есть рудники золота и серебра; но ныне они не разрабатываются». [15]. Далее ни слова, никаких данных о населении этих районов в книге не имеются.

Большое значение имеют местные нарративные источники. Нарратив (от лат. narro - рассказываю), имеется повествовательные исторические источники. К таким источникам относятся труды: Мулла Нияз Мухаммад Куханди, Аваза Мухаммада Аттара, Хафизи Таныш Бухари, Мухаммед-Мусы и других.

Мулла Нияз Мухаммад Куханди был придворным историком Кокандского хана, который примерно в 1872 г. написал книгу «Тарих-и Шахрухи», где имеются сведения о социальной, экономической жизни народов Кокандского ханства в XVIII-XIX вв. Он даёт ценные сведения об экономической, социальной, культурной связи Кокандского ханства с Бухарским ханством, с восточным Туркестаном и другими соседними государствами[6, с.451-457].

Другой интересный источник - «Тухфат ат-таварихи хани» Аваза Мухаммада Аттара[6, с.428-446]. В этой работе изложена история Ферганы и Кокандского ханства с XVI в. до 60-х годов ХХ века. Для нас представляет интерес раздел работы, где даются некоторые сведения о тюркских племенах.

Хафизи Таныш Бухари в своей работе «Шарафномаи Шохи» упоминает тюрков, населявших Кураму, которые отличались от других тюрков, в первую очередь, выделялись более светлым цветом кожи[25].

Абд ар-Рахим ибн Мухаммед Муса был придворным писцом и историком у Кудаяр-хана Кокандского. По приказу хана (возможно и по приказу Мусулманкула минбашы) он 1852 г. подготовил свод «Насаб намэ-йи авлад-и хазрат-и Адам» («Происхождение потомков пророка Адама»). Этот свод в настоящее время в рукописной форме хранится в фондах Отдела рукописей и публикаций НАН Кыргызской Республики[27]. В этой рукописи, в частности во втором разделе, имеются сведения о происхождении кыргызов, об их верованиях, хозяйствах и др. По решению Кудаяр-хана этот рукопись был передан Шабдану Жантаеву, когда он был в Коканде в 1862 г. [5, Т.2. Ч.1, с.535]. Рукопись был сохранен личным писцом Шабдана Мураталиева Мамбеталы. Впоследствии, точнее в 1847 г. потомками Мураталиева рукопись сдана в фонд АН Кирг.ССР.

В колониальном периоде наряду с опубликованным запискам, дневникам и другим описательным сочинениям русских чиновников, были подготовлены много сборников, статистических обзоров и других. Среди этих источников выделяются «Материалы для статистики Туркестанского края» под редакцией

A.Маева[12], где много данных касались истории, быта, хозяйства полуоседлого населения бассейна Сыр-Дарьи, «Материалы по землепользованию кочевого киргизского населения южной части Ферганской области (Ошский, Скобелевский и Кокандский уезд)» [13], различные обзоры областей (Самаркандской, Ферганской), издаваемые ежегодно. Большое значение имеют статистические данные, извлечённые главным образом из Всероссийских (1897) [17] и Всесоюзных переписей населения, особенно, 1926 г., содержащие ценные сведения о населении изучаемого региона[18]. Всесоюзная перепись началась 17 декабря и длилась две недели на селе и неделю в городах. Предварительные итоги были опубликованы в 1927 году, краткие результаты — в 1927—1929 годах, а полные результаты — в 56 томах в 1928—1933 годах.

Ценны для сравнения данных о населении по периодам другие статистические материалы, например, "Список населенных мест Узбекской ССР и Таджикской АССР"[22]. В статистических данных Советского Таджикистана 30-х годов прошлого века тоже имеются данные о населенных пунктах изучаемого региона[21].

Отдельные упоминания о населении этих районов имеются даже в музыковедческой литературе по Туркестану. Для нас представляет интерес мысли А.Ф.Эйхгорна, где перечисленные 26 основных племён и народностей Средней Азии. Среди прочих названы и кочевники Кураминского хребта - курамен-киргизы[16]. А.Ф.Эйхгорн был музыкантом, работавший в Туркестане в 70-е годы XIX в. Его рукопись была приобретена видным русским ученым-музыковедом Н.Ф.Финдейзеном (1868-1928 гг.), потом

B.Е.Чешихину, опубликовавшему большой очерк «Среднеазиатский музыкальный этнограф 1870 г.». Рукопись в переводе на русский язык была издана в 1963 г. в Ташкенте под названием «Музыкальная фольклористика в Узбекистане». А.Ф. Эйхгорн связывал музыкальную уникальность местных кураминцев с кочевой жизнью, постоянным пребыванием на природе.

Большое значение имеет отдельные словари. Например, В «Словаре по кыргызской этнографии», опубликованный 2005 г. (Составители: О.К.Каратаев и С.Н.Эралиев) имеется много данных по историко-

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-4/2017 ISSN 2410-6070_

географической локализации населенных пунктов, исторических памятников и культуры полуоседлого населения рассматриваемого региона[11].

Таким образом, из сказанного видно, что письменные источники по истории многонационального и полихозяйственного населения Юго-Восточной Ферганы XVIII-XIX вв. достаточно для проведения научного анализа.

Список использованной литературы:

1. Абурейхан Бируни (973-1048) Избранные произведения. Т.1. (Памятники минувших поколений). Пер. М.А.Салье.-Ташкент, 1957.

2. Азимджанов С.А. Государство Бабура в Кабуле и Индии. - [Текст]- М., 1977 - С. 33-40, 85-88.

3. Бабур-наме. Перевод М. А. Салье. Ташкент. Главная редакция энциклопедий. 1992.

4. Бартольд В.В. Туркестан в эпоху монгольского нашествия. [Текст] .// Соч., Т.1. - М.:1963. - С. 226-242.

5. Бартольд В.В. Сочинения. Т.1-9.М.: Наука. 1863-1977, т.8. Т.2. Ч.1.

6. Бейсембиев Т.К. Тарих-и Шахрухи. Мулла Нияза Куханди.//Кокандская историография. Исследование по источниковедению Средней Азии XVIII-XIX вв.-Алматы, 2009.- 1263 с. -С.451-457.

7.Бичурин И.Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древности. В 3-х томах. -[Текст]- М-Л., 1950-1953.- Т.2. М-Л., 1950.

8. Геродот. История в девяти книгах. Перевод Стратановского Г. А. Изд-во «Наука», Ленинград, 1972. Приложения. 500 с.

9. Источниковедение Кыргызстана (с древности до XIX в.).-Бишкек: Илим, 1996.-508 с.

10. Крачковский И.Ю. Избранные сочинения в 6 тт. Том 4. Арабская географическая литература.- М. - Л.: Изд-во АН СССР, 1957. - 965 с.

11. Кыргыз этнографиясы боюнча сездук. / Туз. О. К. Каратаев, С. Н. Эралиев/ Б.: Бийиктик, 2005. 600 с

12. Материалы для статистики Туркестанского края: Ежегодник. Под ред.Н.А. Маева. [Текст] - - Вып. 1. -СПб, 1872.

13. Материалы по землепользованию кочевого киргизского населения южной части Ферганской области (Ошский, Скобелевский и Кокандский уезд). Ташкент, 1915.

14. Махмуд ибн Вали. Бахр ал-асрар фи манакиб ал-ахйар (Море тайн относительно доблестей благородных) // Материалы по истории казахских ханств XV-XVIII вв. (Извлечения из персидских и тюркских сочинений) / Сост.: С. К. Ибрагимов, Н. Н. Мингулов, К А. Пищулина, В. П. Юдин. А. А., 1969. С. 320-368.

15. Махмуд ибн Вали. Море тайн относительно доблестей благородных (География). Введ. прим. и указатели Б.А.Ахмедова. - [Текст] - Ташкент, 1977.

16. Музыкальная фольклористика в Узбекистане. Ташкент, 1963

17. Первая Всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г. [Текст].- СПб., 1904.- Т. 89: Ферганская обл.

18. Перепись населения СССР (1926)// http://ru.wikipedia.org/wiki/_(1926).

19. Плутарх. Сравнительные жизнеописания в двух томах, М.: Издательство «Наука», 1994. Издание второе, исправленное и дополненное. Т. II. Перевод М.Н. Ботвинника и И.А. Перельмутера, обработка перевода для настоящего переиздания С.С. Аверинцева, примечания М.Л. Гаспарова.

20. Сайф ад-дин ибн Дамулло Шах Аббас Аксикенти жана анын уулу Нурмухаммед. Тарыхтардын жыйнагы (Мажму атут таворих). (Молдо Сабыр менен бирге) - Б.: Акыл, 1996.

21. Список населённых пунктов Тадж. ССР. Издание УНХУ Тадж. ССР. - Сталинабад, 1932.

22. Список населенных мест Узбекской ССР и Таджикской АССР. Вып.Ш. Ферганская область.-Самарканд.Изд.ЦСУ Уз.ССР, 1925.

23. Страбон и его География. /В кн. Страбон. Геграфия в 17 книгах. Перевод Г.А. Страновского. Репринтное воспроизведение текста издания 1964 г. М.: «Ладомир», 1994.

24. Султанов Т.И. Опыт анализа традиционных списков 92 «племен илатийа». // Средняя Азия в древности и раннем средневековье (История и культура). - [Текст] - М., 1977

25. Хафиз-и Таныш ибн Мир Мухаммад Бухари. Шараф-нама-йи шахи (Книга шахской славы). Факсимиле рук. Д 88. Перевод с персидского, введение, примечания и указатели М.А.Салахетдиновой. В 2-х частях. М.:

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-4/2017 ISSN 2410-6070_

Наука, 1983.

26. Худуд - ал - Алам. Под ред.А.М.Мухтарова. - [Текст] - Душанбе: Дониш, 1989.

27. Фонды Отдела рукописей и публикаций НАН Кыргызской Республики. Инв. № 148.

© Анарбаева Г., 2017

УДК 94

Г.П. Белоглазов

К.и.н., в.н.с. ФГБУН «Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН» г. Владивосток, Российская Федерация

АПК КНР И ЕГО СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫЙ РЕГИОН В МОДЕРНИЗАЦИОННЫХ И ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССАХ (50-Е ГГ. ХХ В. - НАЧАЛО XXI В.): ЭТАПЫ, РЕЗУЛЬТАТЫ, АНАЛИЗ1

Аннотация

В статье исследуется политика центрального руководства КНР, региональных администраций СевероВосточного Китая в области модернизации сельского хозяйства региона Китая в контексте планов и программ социально-экономического развития страны в 50-60-е гг. ХХ в. - начала XXI в. Особое внимание уделено проблемам АПК Северо-Востока КНР в 50-е годы ХХ в. и возможностям современного аграрного потенциала этой территории способствовать модернизационным процессам российских территорий Дальнего Востока.

Ключевые слова

КНР, Северо-Восточный Китай, АПК КНР, этапы модернизации АПК.

Процессы, происходящие сегодня в аграрном комплексе Китая, которые вызывают неподдельный интерес отечественной исторической науки и российского общества, можно понять лишь проанализировав исторический опыт аграрных реформ 1945—1949 гг. в Маньчжурии и 1949—1952 гг. в КНР, заложивших основы современных форм индивидуального хозяйствования в китайской деревне. Именно принятие закона о земле, передача прав собственности на землю были первоочередными мероприятиями новых властей, пришедших после революции 1917 г. как в России, так и после 1949 г. в Китае. В других азиатских странах аграрно-крестьянский вопрос также решался в послереволюционный период в первую очередь.

На Северо-Востоке Китая аграрные преобразования, начавшиеся ещё до официального образования Китайской Народной Республики и завершённые в период 1945 - 1949 гг., положили конец старой системе землевладения. Уравнительный передел земли, создание частного землевладения и возможность аренды в относительно крупных размерах отвечали, в первую очередь, нуждам основной массы бедняцкого населения региона, соответствовали некоторым требованиям бедняков, батраков и крестьян-арендаторов.

Проведённая реформа способствовала развитию частной инициативы крестьянства и подъёму производительных сил в аграрном секторе страны. В ходе аграрных преобразований на Северо-Востоке была создана новая система административной власти на селе, которая стала основным проводником модернизации АПК в Северо-Восточном Китае, первом регионе, где на практике апробировалась аграрно-крестьянская политика КПК.

Аграрная реформа в Маньчжурии (1945—1949 гг.) и, в целом, в КНР (1949—1952 гг.) была

1 Работа выполнена при поддержке гранта РГНФ, проект № 15-07-00039

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.