Научная статья на тему 'Источники национального спортивного права Республики Беларусь'

Источники национального спортивного права Республики Беларусь Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1085
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Источники национального спортивного права Республики Беларусь»

УДК 796.34 (476) ББК 67

ИСТОЧНИКИ НАЦИОНАЛЬНОГО СПОРТИВНОГО ПРАВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Каменков Виктор Сергеевич, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Республики Беларусь (г. Минск)

SOURCES OF THE NATIONAL SPORTS RIGHT OF THE RESPUBLIC OF BELARUS

Kamenkov V.S.,

doctor of jurisprudence, professor honored lawyer of Republic of Belarus (Minsk)

Вновь обратившись к общей теории государства и права, вспомним, что «... источник права - это многозначный термин, характеризующий внешнее выражение права и раскрывающий признак его формальной определенности» [1]. Одним из важнейших источников права является нормативный правовой акт.

Для спортивного права вообще, и для национального спортивного права, в частности, характерной особенностью его источников является их неоднородность, разнообразие, комплексность, целенаправленность.

В Республике Беларусь весь имеющийся массив законодательства о физической культуре и спорте рассредоточен по различным нормативным правовым актам, в которых одновременно уживаются нормы материального права и специальные процессуальные нормы, нормы национального права и международного права, нормы государственного регулирования и правовые нормы саморегулирования (нормы общественных и иных спортивных организаций).

К источникам национального спортивного права относятся.

1. Конституция Республики Беларусь.

На первый взгляд, только в части второй статьи 45 Основного закона Беларуси [2] можно обнаружить правовые нормы, провозглашающие, что право граждан Республики Беларусь на охрану здоровья обеспечивается также развитием физической культуры и спорта. И этого немало. Не всякой деятельности человека посвящаются конституционные нормы.

Но, если внимательно вчитываться в Конституцию Республики Беларусь, то мы обнаружим, что в ней содержится большое количество опосредованных правовых норм, применимых и распространяющих свое действие, в том числе на физическую культуру и спорт.

Во-первых, в соответствии с ч. 1 ст. 1 Конституции, Республика Беларусь - не только унитарное демократическое, но и социальное правовое государство. Социальная направленность конституционных норм означает, в том числе, правовое регулирование механизмов по созданию благоприятных социальных отношений между группами, индиви-

дуумами по поводу их положения, места и роли в обществе, образа и уклада жизни. Физическая культура и спорт с их возможностями по сближению, объединению и реабилитации занимают в социальной политике одно из первых мест.

Как правовое государство, Республика Беларусь взяла на себя обязательство в своем Основном законе обеспечить максимальное правовое регулирование всех общественных отношений, в том числе, складывающихся в сфере физической культуры и спорта. Тем более, что Республика Беларусь обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику, в том числе в спортивной области. А спорт в современное время не только является специфической областью общественных отношений, но и рассматривается в качестве неотъемлемой части внутренне- и внешнеполитической деятельности государства.

В Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права. Государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства. Для спорта эти конституционные нормы имеют большое значение.

Во-вторых, человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства. Государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности. Гражданин ответственен перед государством за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией. Эти прямые конституционные нормы непосредственно распространяются и на отношения: спортсмен (тренер, спортивный судья, спортивный врач, спортивный специалист) - государство.

В-третьих, Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства. Наше государство в соответствии с нормами международного права может на добровольной основе входить в межгосударственные образования и выходить из них. Данные конституционные нормы имеют непосредственное отношение к спортивным отношениям с определенной спецификой.

2. Кодифицированные нормативные правовые акты - кодексы.

В национальной иерархии нормативных правовых актов, установленной законом [3], кодифицированные нормативные правовые акты занимают четвертое место после Конституции Республики Бела-

русь, решения референдума и программного закона. Кодекс Республики Беларусь (кодифицированный нормативный правовой акт) - закон, обеспечивающий полное системное регулирование определенной области общественных отношений (ст. 2).

Целый ряд кодексов Беларуси содержит нормы спортивного права, спортивного законодательства. Это:

Гражданский кодекс Республики Беларусь [4] (далее - ГК), регулирующий правовой статус и соответствующую деятельность организаций, индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц в сфере любительского и профессионального спорта;

Трудовой кодекс Республики Беларусь [5,6] (далее - ТК), нормы которого определяют особенности трудо-правового статуса несовершеннолетних и профессиональных спортсменов, особенности регулирования труда (конкурсное замещение должностей, почасовая оплата труда и др.) творческих, педагогических, научных работников, работников, осуществляющих педагогическую деятельность в сфере физической культуры и спорта, особенности регулирования труда работников организаций физической культуры и спорта, в том числе спортсменов и тренеров национальных и сборных команд Республики Беларусь по видам спорта;

Налоговый кодекс Республики Беларусь [7,8] (далее - НК), регулирующий вопросы налогообложения в сфере физической культуры и спорта, в частности, определяющий место реализации услуг в сфере физической культуры и спорта (ст. 33), освобождающий от налога на добавленную стоимость обороты по реализации на территории Республики Беларусь услуг по подготовке детей в специализированных учебно-спортивных учреждениях (ст. 94), предоставляющий физкультурно-спортивным объединениям иные льготы по налогам и сборам (ст.ст. 128, 131, 140, 153 и др.);

Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях [9] (далее - КоАП), устанавливающий административную ответственность за нарушение установленного порядка рекламы алкогольных напитков, пива и слабоалкогольных напитков при проведении конкурсов, лотерей, игр, иных игровых, рекламных, культурных, образовательных и спортивных мероприятий (ст. 12.26) и иные правонарушения;

Уголовный кодекс Республики Беларусь [10] (далее - УК), содержащий нормы, устанавливающие уголовную ответственность за подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований (ст. 253) и иные преступления;

Таможенный кодекс [11], регулирующий временно режим вывозимых с таможенной территории таможенного союза и ввозимых обратно на такую территорию водных судов и иного оборудования в учебных, спортивных и культурных целях (ст. 340);

Кодекс Республики Беларусь о браке и семье [12], включающий общие правовые нормы о создании и развитии учреждений образования, организаций культуры, физической культуры и спорта в целях создания условий для экономической самостоятельности и роста благосостояния семьи (ст. 3);

Кодекс об образовании Республики Беларусь [13, 14], регулирующий вопросы физической культуры и спорта при получении образования всех уровней;

Лесной кодекс Республики Беларусь [15], устанавливающий виды лесопользования и иные вопросы, в том числе в культурно-оздоровительных, туристических, иных рекреационных и (или) спортивных

целях;

Бюджетный кодекс Республики Беларусь [16], устанавливающий уровни бюджетов по финансированию спортивных мероприятий (ст. ст. 44, 45, 46). В частности, из республиканского бюджета могут финансироваться следующие функциональные виды расходов:

проведение республиканских и международных спортивных мероприятий по видам спорта и участие в них, а также физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы с населением;

развитие спорта высших достижений;

поддержка клубов по виду (видам) спорта, других организаций, оказывающих услуги в области физической культуры и спорта;

прикладные исследования в области физической культуры, спорта, культуры и средств массовой информации и другие;

Воздушный кодекс Республики Беларусь [17], определяющий приоритеты при использовании воздушного пространства Республики Беларусь одновременно двумя и более пользователями, в том числе, в спортивных целях (ст. 9);

Водный кодекс Республики Беларусь [18], устанавливающий порядок пользования водными объектами для рекреации, спорта и туризма;

Кодекс внутреннего водного транспорта Республики Беларусь [19], регулирующий вопросы спортивного судоходства, надзора за безопасностью эксплуатации на внутренних водных путях спортивных парусных и прогулочных парусных судов.

3. Законы Республики Беларусь, непосредственно посвященные вопросам регулирования физической культуры и спорта.

В указанной выше иерархии нормативных правовых актов, определенной законом [3], закон занимает пятое место после Конституции Республики Беларусь, решения референдума, программного закона и кодекса. Закон Республики Беларусь - нормативный правовой акт, закрепляющий принципы и нормы регулирования наиболее важных общественных отношений (ст. 2).

Длительное время правовые и экономические основы деятельности в сфере физической культуры и спорта, создание условий для развития физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы, а также проведение спортивных мероприятий в Беларуси и участие спортсменов (команд спортсменов) Республики Беларусь в международных спортивных соревнованиях регулировались Законом Республики Беларусь от 18.06.1993 N 2445-XII [20].

В этот закон вносились изменения законами: от 29.11.2003 № 251-З [21] (закон изложен в новой редакции);

от 19.07.2006 № 150-З [22] (ст. 22 Закона о спорте изложена в новой редакции в отношении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, прокурорских работников, должностных лиц таможенных органов. Физическая подготовка является одним из основных предметов боевой и (или) профессиональной подготовки, важной и неотъемлемой частью их воспитания);

от 20.12.2007 № 296-З [23] (ст. 10 Закона о спорте изложена в новой редакции в отношении компетенции органов, осуществляющих государственное регулирование в сфере физической культуры и спорта, ст. 30 этого же Закона дополнена, что правовой статус судей по спорту определяется Положением о судьях по спорту, утверждаемым Министерством спорта и туризма Республики Беларусь, ст.ст. 33, 34 изменены редакционно, в том числе в отношении Всемирного антидопингового кодекса);

от 09.11.2009 № 51-З [24] (внесены редакционные поправки в ст.ст. 19, 22, 25 в отношении физического воспитания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального образования, на III ступени общего среднего образования в учреждениях, обеспечивающих получение высшего образования и др.);

от 13.12.2011 № 325-3 [25] (в ст. 22 Закона о спорте упомянуты лица начальствующего и рядового состава Следственного комитета);

от 10.07.2012 № 426-3 [26] (статья 19 Закона о спорте «Физическое воспитание обучающихся» изложена в новой редакции, ст.ст. 22 и 24 изменены редакционно). Как видно, существенных изменений, касающихся правового регулирования проблемных вопросов самого спорта, в Закон о спорте с 2003 года не вносилось.

В 2014 году принят новый Закон о спорте [27], который выстроил впервые или по-новому системно и комплексно правовое регулирование, в том числе, таких вопросов, как:

создание, реорганизация и ликвидация организаций физической культуры и спорта (ст. 17),

правовой статус Национального олимпийского комитета Республики Беларусь (ст. 18), Паралим-пийского комитета Республики Беларусь, организаций, возглавляющих дефлимпийское движение Беларуси, специальное олимпийское движение Беларуси (ст. 19), Национального антидопингового агентства (ст. 20), федераций (союзов, ассоциаций) по виду (видам) спорта (ст. 21), специализированных учебно-спортивных учреждений (ст. 23), клубов по виду (видам) спорта (ст. 24) и иных субъектов;

права и обязанности спортсменов (ст. 38), права и обязанности тренеров (ст. 39);

правила спортивных соревнований по виду спорта (ст. 41), правила проведения чемпионатов, первенств, розыгрышей кубков Республики Беларусь по видам спорта (ст. 44), освещения спортивных соревнований в средствах массовой информации (ст. 45);

судейство спортивных соревнований (ст. 46), правовой статус судьи по спорту (ст. 47);

регулирование правил о спортивных спорах и их разрешения (ст. 48);

правила о допинге в спорте (ст. 49), о спортивной дисквалификации (ст. 51);

о направлениях спорта инвалидов (ст. 52); о статусе национальных и сборных командах Республики Беларусь по видам спорта (ст. 54);

о субъектах профессионального спорта (ст. 56); о возможности заключения трудовых и (или) гражданско-правовых договоров с профессиональными спортсменами, профессиональными тренерами, профессиональными судьями, иными лицами, осуществляющими деятельность в сфере профессионального спорта (ст. 57). К сожалению, в законе нет четкого разделения между договором гражданско-правового характера и трудовым до-

говором, заключаемым с профессиональными спортсменами, профессиональными тренерами и т.д. Этот недостаток реально сказывается на эффективности защиты прав и законных интересов соответствующих субъектов профессионального спорта;

о переходе (трансфере) профессионального спортсмена, профессионального тренера (ст. 58);

о подготовке спортивного резерва, спортсменов высокого класса (глава 7);

о ресурсном обеспечении физической культуры и спорта (глава 8), в том числе, о финансировании физической культуры и спорта (ст. 65) и физкультур-но-спортивных сооружениях (ст. 66), о кадровом обеспечении в сфере физической культуры и спорта (ст. 68);

о международном сотрудничестве (глава 9). Отмечая новеллизацию и значительное продвижение в правовом регулировании большого круга вопросов физической культуры и спорта в новом законе, а также нерешенность всех проблем этой сферы, можно с уверенностью говорить, что сделана серьезная заявка на подготовку спортивного кодекса Республики Беларусь.

К числу законов, непосредственно посвященных вопросам регулирования физической культуры и спорта, можно отнести и Закон Республики Беларусь о присоединении Республики Беларусь к Международной конвенции о борьбе с допингом в спорте [28].

4. Иные законы Республики Беларусь, которые опосредованно регулируют вопросы физической культуры и спорта.

Из этой категории источников национального спортивного права к числу наиболее значимых относятся Законы Республики Беларусь:

об основах государственной молодежной политики [29], установивший формы содействия формированию здорового образа жизни молодежи, в том числе путем:

организации физкультурно-оздоровительной работы с молодежью, привлечения молодежи к систематическим занятиям физической культурой и спортом;

создания условий для обеспечения доступности занятий физической культурой и спортом;

проведения совместно с организациями физической культуры и спорта массовых спортивных мероприятий;

создания с участием молодежных общественных объединений и иных организаций физкультурно-оздоровительных и спортивных центров (комбинатов, комплексов);

строительства физкультурно-спортивных сооружений (ст. 14);

о наркотических средствах, психотропных веществах, их прекурсорах и аналогах [30], определяющий обязанность субъекты профилактики по принятию в пределах своей компетенции мер по обеспечению условий для досуга детей и молодежи, вовлечению их в занятия физической культурой и спортом (ст. 27);

об оружии [31], установивший право на приобретение оружия на территории Республики Беларусь организациями физической культуры и спорта (ст. 11);

об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности [32], предусмотревший:

включение в понятие «социальная инфраструктура» комплекса зданий, сооружений социального и бытового назначения, включая здания и сооружения организаций системы физической культуры и спорта (ст. 1), а также

обеспечение преимущественных условий сельским населенным пунктам по сравнению с городами (в расчете на душу населения) в строительстве объектов социально-культурного назначения, в том числе учреждений образования, физической культуры и спорта (ст. 11);

о государственных наградах [33], предусматривающий государственные награды, в том числе, почетные звания, за достижения в сфере физической культуры и спорта;

о предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов [34], предусматривающий гарантии государства по:

развитию сети спортивных секций для инвалидов, организации и проведения физкультурно-оздоровительной работы с инвалидами;

созданию на базе специализированных учебно-спортивных учреждений групп по видам спорта, включенным в программы Паралимпийских и Деф-лимпийских игр;

проведению иных мероприятий, направленных на развитие творчества, физической культуры и спорта среди инвалидов (ст. 39);

о рекламе [35], запрещающий размещение (распространение) рекламы алкогольных напитков в зданиях (помещениях, сооружениях) учреждений образования, организаций физической культуры, спорта (ст. 17); допускающий упоминание об организациях и (или) индивидуальных предпринимателях, оказавших безвозмездную (спонсорскую) помощь на проведение рекламируемого мероприятия в сфере физической культуры и спорта, в число организаторов которого входят государственные органы (ст. 24);

о профессиональных союзах [36], предусматривающий компетенцию профсоюзов в области физической культуры и спорта и их взаимодействие с иными организациями в указанной области (ст.ст. 18, 27);

о местном управлении и самоуправлении

[37], определяющий компетенцию местных советов и исполкомов в сфере физической культуры и спорта (ст.ст. 17, 41);

о социальной защите инвалидов [38], устанавливающий обязанность и полномочия местных исполнительных и распорядительных органов по обеспечению инвалидам необходимых условий для свободного доступа и пользования организациями культуры и физкультурно-спортивными сооружениями для занятий физической культурой и спортом, а также по предоставлению специального спортивного инвентаря (ст. 29);

о гарантиях по социальной защите детей-сирот [39], предоставляющий право детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящимся в детских интернатных учреждениях, детских домах семейного типа, опекунских семьях и приемных семьях, получающим в государственных учреждениях образования Республики Беларусь профессионально-техническое, среднее специальное, высшее образование, дополнительное образование взрослых, получаемое при освоении содержания образовательной программы подготовки лиц к поступлению в учреждения образования Республики Беларусь, в дневной форме получения образования, на:

бесплатное посещение культурных и спортивных мероприятий (при наличии свободных мест) в государственных организациях культуры, физической культуры и спорта;

бесплатное посещение экспозиций и выставок, созданных на основе собственных музейных фондов, в музеях, полностью или частично финансируемых за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов;

бесплатную подготовку в государственных специализированных учебно-спортивных учреждениях;

бесплатное посещение государственных физ-культурно-спортивных сооружений (ст. 14);

об общественных объединениях [40], регулирующий вопросы образования, регистрации, реорганизации и (или) ликвидации физкультурно-спортивных объединений (федераций, союзов, ассоциаций).

законы о бюджете на каждый календарный год, предусматривающий отдельной строкой бюд-

жетные расходы на физическую культуру и спорт, в том числе, на прикладные расходы в этой сфере.

5. Указы Президента Республики Беларусь, непосредственно регулирующие спортивные отношения.

Следует напомнить, что в соответствии с Законом о нормативных правовых актах [3] Указ Президента Республики Беларусь - нормативный правовой акт Главы государства, издаваемый в целях реализации его полномочий и устанавливающий (изменяющий, отменяющий) определенные правовые нормы (ст. 2).

В частности, к числу действующих указов Главы государства, непосредственно регулирующих вопросы физической культуры и спорта можно отнести следующие.

Указ Президента Республики Беларусь от 15.04.2013 N 190 «О мерах по стимулированию достижения высоких спортивных результатов» [41],

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

учредивший в сфере физической культуры и спорта 500 именных стипендий Президента Республики Беларусь,

установивший:

размеры именных стипендий Президента Республики Беларусь в сфере физической культуры и спорта спортсменам и тренерам,

определивший выдачу призов спортсменам, завоевавшим медали на международных спортивных соревнованиях, установившим рекорды, а также одержавшим победу или сыгравшим вничью в матче финального турнира Олимпийских игр, чемпионатов мира и Европы, кубков мира в составе команд по игровым видам спорта, а тренерам - вознаграждений,

утвердивший Положение о порядке назначения и выплаты именных стипендий Президента Республики Беларусь в сфере физической культуры и спорта и Положение о порядке выдачи призов в денежной либо натуральной форме спортсменам и выплаты вознаграждений тренерам.

Указ Президента Республики Беларусь от 15.04.2013 N 191 «Об оказании поддержки организациям физической культуры и спорта» [42],

установивший виды поддержки организациям физической культуры и спорта (безвозмездная передача денежных средств, безвозмездное оказание услуг (выполнение работ) и (или) безвозмездная передача имущества, в том числе имущественных прав, субсидии, предоставление права спортивным организациям, созданным в форме общественных объединений, осуществлять определенные виды предпринимательской деятельности без образования коммерческих организаций и (или) участия в них и т.д.),

определивший обязательные условия, дающие клубам по виду (видам) спорта и иным организациям физической культуры и спорта право получать поддержку (наличие планов развития клубов по игровым видам спорта, утвержденных местными исполнительными и распорядительными органами, представление ежеквартально отчета об исполнении сметы расходов клубов по игровым видам спорта местным исполнительным и распорядительным органам, постепенное повышение дохода клуба по игровым видам спорта от осуществления предпринимательской деятельности, международных спортивных организаций, трансферных сделок, направление на развитие детско-юношеского спорта и инфраструктуры соответствующих видов спорта не менее 25 процентов денежных средств, работ, услуг и имущества, в том числе имущественных прав, полученных клубами по игровым видам спорта).

Кроме того, имеется большое количество указов Главы государства, которые опосредованно регулируют вопросы физической культуры и спорта.

Например, в Указе Президента Республики Беларусь от 01.07.2005 N 300 «О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи» [43] установлено, что безвозмездная (спонсорская) помощь предоставляется организациям и индивидуальным предпринимателям, в том числе, в целях поддержки олимпийского и паралимпийско-го движений Беларуси, игровых видов спорта, проведения организациями физической культуры и спорта, профессиональными союзами, их организационными структурами, объединениями таких союзов и их организационными структурами физкультурно-оздоровительной, спортивно-массовой работы, спортивных мероприятий и участия в них, в том числе подготовки спортсменов (их команд), строительства и содержания физкультурно-спортивных сооружений (п. 2).

В Указе Президента Республики Беларусь от 01.03.2010 N 101 «О взимании арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности» [44] определено, что арендная плата не взимается за земельные участки, предоставленные общественным объединениям инвалидов (их частным унитарным предприятиям и учреждениям) для размещения объектов физической культуры и спорта, если численность инвалидов в указанных организациях составляет не менее 50 процентов от списочной численности работников (п.п. 1.7.7.).

6. Постановления Совета Министров Республики Беларусь, непосредственно регулирующие спортивные отношения.

В соответствии с Законом о нормативных правовых актах [3] постановление Совета Министров Республики Беларусь - нормативный правовой акт Правительства Республики Беларусь (ст. 2).

Назовем наиболее значимые постановления Правительства Беларуси в исследуемой сфере.

Одним из последних является постановление Совета Министров Республики Беларусь от 05.05.2014 N 426 «О делегировании Министерству спорта и туризма полномочий на принятие нормативных правовых актов в сфере физической культуры и спорта» [45], которым Министерство спорта и туризма Беларуси уполномочено на принятие по согласованию с заинтересованными нормативных правовых актов об утверждении:

Инструкции о порядке ведения реестра федераций (союзов, ассоциаций) по виду (видам) спорта, условиях и порядке включения в него (исключения из него) федераций (союзов, ассоциаций) по виду (видам) спорта;

Правил безопасности проведения занятий физической культурой и спортом;

Государственного физкультурно-оздоровительного комплекса Республики Беларусь;

Инструкции о порядке и условиях выдачи нагрудного значка лицам, выполнившим нормативы, предусмотренные Государственным физкультурно-оздоровительным комплексом Республики Беларусь;

Инструкции о порядке формирования и ведения реестра физкультурно-спортивных сооружений, а также предоставления содержащейся в нем информации и об установлении состава сведений, вносимых в реестр физкультурно-спортивных сооружений;

Положения о средней школе - училище олимпийского резерва;

Инструкции о порядке обязательной регистрации правил спортивных соревнований по виду спорта, признанному в Республике Беларусь, решений о применении на территории Республики Беларусь правил спортивных соревнований по виду спорта, принятых соответствующими международными спортивными организациями, или решений о применении таких правил с установлением особенностей для Республики Беларусь, решений по изменению (дополнению) правил спортивных соревнований по виду спорта;

Инструкции о порядке проведения (лишения) государственной аккредитации организаций на пра-

во осуществления деятельности по подготовке спортивного резерва и (или) спортсменов высокого класса, условиях ее прохождения (лишения), порядке и условиях проведения государственной аттестации на право осуществления деятельности по подготовке спортивного резерва и (или) спортсменов высокого класса.

Иными словами, те полномочия, которые были предусмотрены в последнем Законе о спорте [27] для Правительства (ст. ст. 5, 21, 29, 41, 61, 63, 67) теперь предоставлены Министерству спорта и туризма.

Значимым источником национального спортивного права являются также принимаемые раз в пять лет постановления Правительства Беларуси об утверждении Государственной программы развития физической культуры и спорта в Республике Беларусь на соответствующие годы. Так, в настоящее время действует постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24.03.2011 № 372 [46] «Об утверждении Государственной программы развития физической культуры и спорта в Республике Беларусь на 2011 - 2015 годы». Целью этой Государственной программы является достижение стабильно позитивной динамики оздоровления нации средствами физической культуры и спорта, укрепление позиций Республики Беларусь среди ведущих мировых спортивных держав.

В рамках Государственной программы должны быть решены следующие задачи:

создание высокоэффективной системы управления отраслью на всех уровнях, особенно базовом;

дальнейшее улучшение качества организации физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий на основе традиционных и новейших технологий, повышение массовости физической культуры и спорта с доведением к 2015 году числа занимающихся физической культурой не менее 20 процентов от общей численности населения;

развитие детско-юношеского спорта и подготовка спортивного резерва национальных и сборных команд Республики Беларусь по видам спорта.

Имеется также большое количество других постановлений Правительства Беларуси, которые прямо или опосредованно регулируют вопросы физической культуры и спорта.

Нельзя не назвать среди источников национального спортивного права и постановление Правительства Беларуси с таким названием, как «Вопросы Министерства спорта и туризма Республики Беларусь» [47]. Им утверждено Положение о Министерстве о спорте и туризме Республики Беларусь, в ко-

тором закреплены система, задачи, функции, права и обязанности данного министерства и его руководителя.

7. Постановления республиканских органов государственного управления, регулирующие вопросы физической культуры и спорта.

В соответствии с Законом о нормативных правовых актах [3] постановления республиканского органа государственного управления и Национального банка Республики Беларусь - нормативные правовые акты, принимаемые коллегиально на основе и во исполнение нормативных правовых актов большей юридической силы в пределах компетенции соответствующего государственного органа и регулирующие общественные отношения в сфере исполнительно-распорядительной деятельности (ст. 2).

За последние годы количество таких нормативных правовых актов, регулирующих физическую культуру и спорт, значительно возросло.

Среди этого рода источников национального спортивного права первыми следует назвать постановления Министерства спорта и туризма Республики Беларусь.

Их достаточно большое количество. Назовем только некоторые из них:

«Об утверждении Инструкции о присвоении квалификационных категорий тренерам-преподавателям по спорту и иным категориям работников в сфере физической культуры и спорта» [48],

«Об утверждении Инструкции об особенностях регулирования труда работников организаций физической культуры и спорта» [49],

«Об установлении перечня спортивных результатов, достигнутых клубами по виду (видам) спорта и иными организациями физической культуры и спорта на европейских клубных турнирах по игровым видам спорта, в Континентальной хоккейной лиге и Молодежной хоккейной лиге, относимых к высоким» [50].

Имеются постановления и иных республиканских органов государственного управления, которые также регулируют (непосредственно или опосредованно) вопросы физической культуры и спорта.

8. Региональное правовое регулирование вопросов физической культуры и спорта.

В соответствии с Законом Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» [51] к компетенции местных советов и их исполкомов отнесены, в том числе, вопросы физической культуры и спорта.

Так, исполкомы местных советов разрабатывают и вносят для утверждения проекты региональ-

ных программ, концепций (проекты планов мероприятий) по вопросам физической культуры и спорта (ст. 41), а советы в пределах своей компетенции утверждают эти региональные программы, концепции (планы мероприятий) (ст. 17). За исполкомами закреплена и функция контроля за исполнением указанных программ и планов.

Например, решением Витебского областного Совета депутатов от 06.10.2011 N 130 была утверждена Региональная программа развития физической культуры и спорта в Витебской области на 2011 -2015 годы [52]. Такие программы были утверждены и областными советами других областей.

Решением Минского городского исполнительного комитета от 12.12.2013 N 3150 было разрешено управлениям образования, спорта и туризма администрациям районов, учреждениям образования г. Минска предоставлять в безвозмездное пользование недвижимое имущество, необходимое для организации учебно-тренировочных занятий с учащейся молодежью [53].

Базовый уровень местных советов и их исполкомов (городов и районов) также принимает подобные решения.

9. Нормативные правовые акты международных и национальных спортивных организаций.

Практически неповторимая и очень значимая роль среди источников национального спортивного права принадлежит нормативным правовым актам международных спортивных организаций и национальных спортивных общественных объединений и организаций (федераций, ассоциаций, союзов) по видам спорта.

Многие авторы нередко называют все такие правовые акты локальными. В этой связи стоит вспомнить, что в соответствии с белорусским Законом о нормативных правовых актах [3] локальный нормативный правовой акт - нормативный правовой акт, действие которого ограничено рамками одной или нескольких организаций (ст. 1).

Понимая неокончательную урегулирован-ность данного вопроса, нормативные правовые акты национальных спортивных общественных объединений и организаций (федераций, ассоциаций, союзов) по видам спорта можно с определенной долей сомнения отнести к локальным правовым актам. Сомнение заключается не менее чем по двум причинам.

Во-первых, потому, что нормативные правовые акты национальных спортивных общественных объединений и организаций (федераций, ассоциаций, союзов) по видам спорта включают в себя пря-

мые или отсылочные нормы нормативных правовых актов международных спортивных организаций. Например, в Уставе ассоциации «Белорусская федерация футбола» указано, что «БФФ пользуется правами, данными ей уставами ФИФА и УЕФА регламентами, а также решениями, принимаемыми на основании этих документов» (п. п. 1.5.) [54]. «.в Европе реализуется принцип «единства спорта». В рамках различных видов спорта управление всегда осуществляется «сверху», международные спортивные федерации разрабатывают единые правила и обязывают национальные спортивные федерации переносить такие правила в свои положения, уставы, иные локальные акты» [55].

Во-вторых, не учитывается специфика спортивных правоотношений, которые регулируются не только правовыми нормами государственных органов, но и правовыми нормами «мягкого» спортивного саморегулирования, то есть актами международных и национальных федераций (ассоциаций и т.п.).

Кстати, впервые в новом белорусском Законе о спорте [27] непосредственно закреплено право федераций (союзов, ассоциаций) по виду (видам) спорта разрабатывать и принимать свои акты (регламенты, правила, инструкции и другое) в пределах своей компетенции и с учетом актов Международного олимпийского комитета, международных спортивных организаций (ст. 21). К сожалению, эти акты даже не названы даже правовыми, хотя по своей сути являются, как минимум, локальными нормативными правовыми актами. Количество и важность вопросов, которые разрешены в указанных правовых актах, не оставляют сомнения в этом. Ими утверждаются возможные спортивные нарушения, описание применяемых санкций, структура, состав, порядок формирования и деятельности юрисдикци-онных органов спортивных федераций, правила переходов спортсменов (трансферы) и многое иное.

Трудовым кодексом Республики Беларусь [6] предусмотрены дополнительные права спортивных федераций, которым отвечают соответствующие обязанности иных участников спортивных правоотношений.

Так, спортсмен и тренер обязаны участвовать по вызовам федерации (союза, ассоциации) по виду спорта, включенной в реестр федераций (союзов, ассоциаций) по виду спорта, в спортивных мероприятиях в составе сборных команд Республики Беларусь по видам спорта (ст. 314-2).

Наниматели обязаны по вызовам (заявкам) федерации (союза, ассоциации) по виду спорта, включенной в реестр федераций (союзов, ассоциа-

ций) по виду спорта, направлять спортсменов, тренеров для участия в спортивных мероприятиях в составе сборных команд Республики Беларусь по видам спорта (ст. 314-6).

Что же касается нормативных правовых актов международных спортивных организаций, то они никак не могут относиться к локальным, поскольку распространяют свое действие не просто на несколько организаций, но на большое количество спортивных организаций и спортсменов в разных странах мира, то есть на неопределенный круг лиц.

10. Международные источники национального спортивного права.

Наряду с нормативными правовыми актами белорусского законодательства, к источникам национального спортивного права относятся и специальные международные правовые акты, регулирующие отношения в указанной сфере. Речь идет не о вообще международных правовых актах, а только о тех, которые специально посвящены вопросам физической культуры и спорта.

Необходимо подчеркнуть, что в соответствии с ч. 1 ст. 8 Основного закона нашего государства Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства [2].

Среди таких международных правовых актов в числе первых необходимо отметить следующие акты.

Олимпийская хартия Международного олимпийского комитета, учрежденного 23 июня 1894 г. на втором Международном атлетическом конгрессе в Париже [56].

В Олимпийской хартии отражены основные принципы олимпийского движения, подробно расписан порядок организации и деятельности Международного олимпийского комитета (МОК), являющегося, согласно Хартии, «верховной властью олимпийского движения», определена роль международных спортивных федераций (МСФ) и национальных олимпийских комитетов (НОК), подробно прописаны вопросы организации и проведения Олимпийских игр. Последний 74-й пункт Олимпийской хартии, озаглавленный «Арбитраж», специально посвящен разрешению споров, возникающих во время или в связи с Олимпийскими играми. Подобные споры «могут быть разрешены исключительно Арбитражным спортивным судом в соответствии с Арбитражным кодексом по спортивным вопросам». Свои уставы (или иные подобные регламентирующие документы) имеют все международные спортивные федерации, в которых, как правило, детально, дабы исключить вольное прочтение и трактовку, расписан

порядок, как их деятельности, так и разрешения спорных ситуаций.

«Именно МОК осуществляет признание международных спортивных федераций, в качестве которых могут выступать международные неправительственные организации, руководящие одним или несколькими видами спорта на всемирном уровне. Олимпийское движение, находящееся под верховной властью МОК, включает в себя организации, спортсменов и лиц, которые согласны руководствоваться Олимпийской хартией. Тремя главными составляющими Олимпийского движения являются: Международный олимпийский комитет (МОК), международные спортивные федерации (МСФ) и национальные Олимпийские комитеты (НОК). Согласно п. 2 Правил N 1 Олимпийской хартии «любое лицо или организация, желающие принять участие в международном олимпийском движении, связаны положениями Олимпийской хартии и должны твердо исполнять решения МОК».

Широта полномочий МОК максимально проявляется в Правилах N 23 Олимпийской хартии, которые позволяют МОК налагать санкции на международные спортивные федерации, национальные олимпийские комитеты, а также на спортсменов, занятых в индивидуальных видах спорта, и спортивные команды. На основании Олимпийской хартии был учрежден и Медицинский кодекс, устанавливающий перечень запрещенных лекарственных препаратов, а также правила проведения медицинского освидетельствования и санкции, налагаемые за их нарушение. По сути, речь идет о разрешении дисциплинарных споров на основании собственных процедур.

Таким образом, посредством предоставления Олимпийской хартией МОК вышеназванных полномочий было создано автономное право для единого олимпийского движения, обязательное к соблюдению всеми его участниками» [55].

Международная хартия физического воспитания и спорта [57], принятая Генеральной конференцией ООН по вопросам образования, науки и культуры в Париже 21 ноября 1978 г.

Из преамбулы данной Хартии вытекает, что она имеет своей целью поставить развитие физического воспитания и спорта на службу прогресса человечества, содействовать их развитию и побуждать правительства, а также компетентные неправительственные организации, работников просвещения, семьи и отдельных лиц руководствоваться ею, распространять и применять ее. А в статьях 9 и 10 этой Хартии провозглашено, что государственные органы на всех уровнях и специализированные неправи-

тельственные организации должны содействовать осуществлению мероприятий по физической культуре и спорту. Такое содействие должно заключаться в принятии нормативных правовых актов, обеспечении материальной поддержки, а также использовании других мер поощрения, стимулирования и контроля.

Кодекс спортивной этики, устанавливающий ответственность для правительств, спортивных и относящихся к спорту организаций, а также для отдельных лиц за несоблюдение правил справедливой игры. Термин «справедливая игра» в смысле данного Кодекса - это не только следование спортивным правилам в спортивной деятельности, но и понятие дружбы, уважения, образ мышления, исключающий обман, применение допинга, насилие, оскорбление, эксплуатацию, коррупцию [55].

Международная конвенция о борьбе с допингом в спорте [58] и Конвенция против применения допинга, принятая Советом Европы 16 ноября 1989 г. [59], устанавливающая меры, направленные на ограничение доступности допинга, а также принципы международного сотрудничества в этой сфере.

Можно отнести к числу международных источников национального спортивного права, хотя и опосредованно, Конвенцию ООН о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений 1958 г. [60]. В настоящее время к Нью-Йоркской конвенции присоединились уже более 140 государств мира. В ней установлены единые правила для признания арбитражного соглашения, а с другой стороны, для признания и приведения в исполнение иностранных арбитражных решений, в том числе по спортивным спорам.

Имеются и иные международные источники спортивного права.

11. «Lex sportiva»: совокупность правил «мягкого» процессуального и материального права, применимого к разрешению спортивных споров.

В качестве источника национального спортивного права можно рассматривать и такой правовой феномен, как «lex sportiva», или принципы спортивного права, вырабатываемые национальными и международными спортивными организациями (федерациями). Они представляют собой совокупность правил «мягкого» процессуального и материального права, применимого к разрешению спортивных споров.

«О допустимости применения «lex sportiva» говорится и в одном из решений Спортивного арбитражного суда г. Лозанна: «Спортивное право развивалось и укреплялось (объединялось) на протяжении многих лет, в особенности посредством разрешения

споров третейскими судами, в результате чего сформировался ряд неписанных правовых принципов -своего рода «lex mercatoria» для спорта, которым должны подчиняться как национальные, так и международные спортивные федерации, вне зависимости от наличия или отсутствия таких принципов в их законодательных актах и регламентах и вне зависимости от соответствия этих принципов применимому внутригосударственному праву, однако при условии, что такие принципы не противоречат нормам публичного порядка, применимым к данному делу» [61].

По утверждению исследователей, «.. .так называемое ядро «lex sportiva» составляют следующие принципы.

1. Принцип отсутствия обратной силы закона.

Независимо от времени возбуждения дела при

совершении любых процессуальных действий применяется законодательство, действующее на момент совершения этих действий.

2. Принцип процедурной справедливости.

Судебная практика САС относит принцип процедурной справедливости к числу принципов, входящих в категорию неписанных принципов спортивного права, подлежащих обязательному исполнению международными федерациями. Согласно данному принципу, любая сторона имеет право на защиту своих интересов в суде, когда принимается какое-либо решение, существенно нарушающее ее интересы.

3. Принцип соразмерности наказания.

Назначенное спортивной федерацией наказание должно быть соразмерно последствиям нарушения. Если же санкция, избранная международной спортивной федерацией или другой спортивной организацией, «очевидно» и «заведомо» несоразмерна последствиям нарушения, она может быть пересмотрена или отменена САС.

Например, по делу N 2000/А/290 «Абель Хавь-ер и «Эвертон» против Союза европейских футбольных федераций» суд снизил футболисту наказание в виде отстранения от участия в игре с девяти до шести месяцев, указав, что такое наказание представляется арбитражной группе более адекватной санкцией, пропорциональной тяжести нарушения».

Принимая такие решения, САС прежде всего защищает интересы спортсменов, исходя из того, что "несправедливо введенный запрет на осуществление любой спортивной деятельности... действительно может повредить всей карьере спортсмена и таким образом нанести ущерб его правам как личности.

Более того, назначенное спортивной федерацией наказание не должно приводить к дискримина-

ции, а также иному некорректному обращению со спортсменом.

4. Принцип равного подхода при назначении наказания.

В деле N 2000/А/289: «Международный союз велосипедистов против С. и Французской федерации велосипедного спорта» суд в своем решении сформулировал следующее правило: «Если степень виновности оценивается в каждом конкретном случае, необходимо позаботиться и о соблюдении равенства подхода ко всем велосипедистам, уличенным в применении допинга».

5. Принцип свободы осуществления спортивной деятельности.

Швейцарское прецедентное право иногда рассматривает понятие прав личности широко, для того чтобы защитить как можно более обширный круг прав, например, право на экономическую активность и даже право на свободу осуществления спортивной деятельности. Так, в одном из своих решений САС постановил, что права личности должны включать и свободу на физическое перемещение, а, следовательно, и «свободу осуществления спортивной деятельности и участия в соревнованиях между спортсменами одинакового уровня подготовки».

Таким образом, в сравнении с другими источниками спортивного права «lex sportiva» обладает явным преимуществом: в своем содержании он соединяет, с одной стороны, позицию государства, так как создаются принципы «lex sportiva» при разрешении спортивных споров согласно положениям действующего законодательства, а с другой стороны, позицию спортивного арбитражного суда, который является организационно независимым и самостоятельным органом.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Исходя из этого, принципы «lex sportiva» должны иметь непосредственное и преимущественное применение как первичные источники спортивного права. Однако это преимущество, которое с первого взгляда отличает «lex sportiva» от других источников спортивного права, одновременно создает и сложности в его применении. Различия между национальными правопорядками достаточно сильны, существенно отличаются и источники спортивного права в разных странах. Об этом свидетельствует и параллельное существование в мире неодинаковых моделей законодательства о спорте» [55].

Приведенный перечень источников национального спортивного права не является исчерпывающим.

Подводя итоги, можно утверждать, что национальное спортивное право имеет комплексную природу, относительно обособленный характер и необ-

260

ходимость тесного взаимодействия с различными отраслями права и законодательства.

Объем правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в национальном спорте, постоянно увеличивается. Для динамики развития национального спортивного права характерна гармонизация, постепенная унификация и универсализация с нормами международного спортивного права.

Список использованных источников:

1. Общая теория права: пособие /В.А. Абрамович [и др.]; под общ. Ред. С.Г. Дробязко, С.А. Калинина. -Минск: БГУ, 2013, с. 283.

2. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24.11.1996 и 17.10.2004)// Ведамасщ Вярхоунага Савета РэспублЫ Беларусь, 1994, N 9, ст. 144.

3. О нормативных правовых актах Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 10.01.2000 N 361-З (ред. от 02.07.2009)//Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь", 21.01.2000, N 7, 2/136.

4. Кодекс Республики Беларусь от 07.12.1998 N 218-З (ред. от 31.12.2013): Гражданский кодекс Республики Беларусь (с изм. и доп., вступившими в силу с 20.02.2014)//Ведамасщ Нацыянальнага сходу РэспублЫ Беларусь", 05.03.1999, N 7-9, ст. 101.

5. Кодекс Республики Беларусь от 26.07.1999 N 296-З (ред. от 05.01.2013): Трудовой кодекс Республики Беларусь//Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь", 29.10.1999, N 80, 2/70.

6. Кодекс Республики Беларусь от 26.07.1999 N 296-З (ред. от 08.01.2014, с изм. от 24.04.2014): Трудовой кодекс Республики Беларусь (с изм. и доп., вступающими в силу с 25.07.2014)//Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь", 29.10.1999, N 80, 2/70.

7. Кодекс Республики Беларусь от 19.12.2002 N 166-З (ред. от 31.12.2013): Налоговый кодекс Республики Беларусь (Общая часть)// "Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь", 13.01.2003, N 4, 2/920.

8. Кодекс Республики Беларусь от 29.12.2009 N 71-З (ред. от 31.12.2013): Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть)//Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 07.01.2010, N 4, 2/1623.

9. Кодекс Республики Беларусь от 21.04.2003 N 194-З (ред. от 04.01.2014): Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях//Нацио-нальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 09.06.2003, N 63, 2/946.

10. Кодекс Республики Беларусь от 09.07.1999 N 275-З (ред. от 12.07.2013): Уголовный кодекс Республики Беларусь//Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 15.10.1999, N 76, 2/50.

11. Договор о Таможенном кодексе таможенного союза (Подписан в г.Минске 27.11.2009) (ред. от 16.04.2010)//Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 08.07.2010, N 160, 2/1695.

12. Кодекс Республики Беларусь от 09.07.1999 N 278-З (ред. от 12.12.2013): Кодекс Республики Беларусь о браке и семье//"Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь", 28.07.1999, N 55, 2/53.

13. Кодекс Республики Беларусь от 13.01.2011 N 243-З (ред. от 26.05.2012): Кодекс Республики Беларусь об образовании//Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 01.02.2011, N 13, 2/1795.

14. Кодекс Республики Беларусь от 13.01.2011 N 243-З (ред. от 04.01.2014): Кодекс Республики Беларусь об образовании (с изм. и доп., вступающими в силу с 18.07.2014)//Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 01.02.2011, N 13, 2/1795.

15. Кодекс Республики Беларусь от 14.07.2000 N 420-З (ред. от 22.12.2011): Лесной кодекс Республики Бела-русь//Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 29.07.2000, N 70, 2/195.

16. Кодекс Республики Беларусь от 16.07.2008 N 412-З (ред. от 26.10.2012, с изм. от 31.12.2013): Бюджетный кодекс Республики Беларусь//"Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь", 01.08.2008, N 183, 2/1509.

17. Кодекс Республики Беларусь от 16.05.2006 N 117-З (ред. от 10.07.2012): Воздушный кодекс Республики Беларусь//Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 25.05.2006, N 78, 2/1214.

18. Кодекс Республики Беларусь от 30.04.2014 N 149-З: Водный кодекс Республики Беларусь//Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 20.05.2014, 2/2147.

19. Кодекс Республики Беларусь от 24.06.2002 N 118-З (ред. от 04.01.2014): Кодекс внутреннего водного транспорта Республики Беларусь//Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 10.07.2002, N 76, 2/867.

20. О физической культуре и спорте: Закон Республики Беларусь от 18.06.1993 N 2445-ХП//Ведамасщ Вярхоунага Савета РэспублЫ Беларусь, 1993, N 25, ст. 299.

21. О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь О физической культуре и спорте: Закон Республики Беларусь от 29.11.2003 N 251-З//На-циональный реестр правовых актов Республики Беларусь, 08.12.2003, N 135, 2/1000.

22. О республиканских государственно-общественных объединениях: Закон Республики Беларусь от

19.07.2006 N 150-З//Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 27.07.2006, N 114, 2/ 1247.

23.О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь О физической культуре и спорте: Закон Республики Беларусь от 20.12.2007 N 296-З//На-циональный реестр правовых актов Республики Беларусь, 03.01.2008, N 1, 2/1393.

24. О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам образования: Закон Республики Беларусь от 09.11.2009 N 51-З//Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 20.11.2009, N 276, 2/1603.

25. О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам образования Следственного комитета Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 13.12.2011 N 325-З// Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 19.12.2011, N 140, 2/1877.

26. О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам образования: Закон Республики Беларусь от 10.07.2012 N 426-З//Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 26.07.2012, 2/1978.

27.О физической культуре и спорте: Закон Республики Беларусь от 04.01.2014 N 125-З//Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 21.01.2014, 2/2123.

28. О присоединении Республики Беларусь к Международной конвенции о борьбе с допингом в спорте: Закон Республики Беларусь от 16.07.2008 N 401-З//На-циональный реестр правовых актов Республики Беларусь, 28.07.2008, N 175, 2/1498.

29. Об основах государственной молодежной политики: Закон Республики Беларусь от 07.12.2009 N 65-З (ред. от 10.07.2012)//Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 17.12.2009, N 300, 2/1617.

30. О наркотических средствах, психотропных веществах, их прекурсорах и аналогах: Закон Республики Беларусь от 13.07.2012 N 408-З//Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 19.07.2012, 2/1960.

31. Об оружии: Закон Республики Беларусь от 13.11.2001 N 61-З (ред. от 12.12.2013)//Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 26.11.2001, N 109, 2/810.

32. Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь: Закон Республики Беларусь от 05.07.2004 N 300-З (ред. от 04.01.2014)//Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 19.07.2004, N 109, 2/1049.

33. О государственных наградах Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 18.05.2004 N 288-З

(ред. от 04.01.2014)//Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 07.06.2004, N 88, 2/1037.

34. О предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов: Закон Республики Беларусь от 23.07.2008 N 422-З (ред. от 12.12.2013)//Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 04.08.2008, N 184, 2/1519.

35. О рекламе: Закон Республики Беларусь от 10.05.2007 N 225-З (ред. от 23.04.2014)//Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 21.05.2007, N 119, 2/1321.

36. О профессиональных союзах: Закон Республики Беларусь от 22.04.1992 N 1605-Х11 (ред. от 13.12.2011)/ /Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь", 09.03.2000, N 23, 2/146.

37. О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь: Закон Республики Беларусь от 04.01.2010 N 108-З (ред. от 04.01.2014) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь", 25.01.2010, N 17, 2/1660.

38. О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь: Закон Республики Беларусь от 11.11.1991 N 1224-Х11 (ред. от 16.11.2010) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 24.07.2009, N 173, 2/1600.

39. О гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Закон Республики Беларусь от 21.12.2005 N 73-З (ред. от 04.01.2014) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь", 05.01.2006, N 2, 2/1170.

40. Об общественных объединениях: Закон Республики Беларусь от 04.10.1994 N 3254-Х11 (ред. от 04.11.2013)//Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь", 03.08.2005, N 120, 2/1133.

41. О мерах по стимулированию достижения высоких спортивных результатов" (вместе с "Положением о порядке назначения и выплаты именных стипендий Президента Республики Беларусь в сфере физической культуры и спорта", "Положением о порядке выдачи призов в денежной либо натуральной форме спортсменам и выплаты вознаграждений тренерам"): Указ Президента Республики Беларусь от 15.04.2013 N 190 (ред. от 24.01.2014)//Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 18.04.2013, 1/ 14217.

42. Об оказании поддержки организациям физической культуры и спорта (с изм. и доп., вступившими в силу с 08.03.2014): Указ Президента Республики Беларусь от 15.04.2013 N 191 (ред. от 04.02.2014)//Нацио-нальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 17.04.2013, 1/14218.

262

43. О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи: Указ Президента Республики Беларусь от 01.07.2005 N 300 (ред. от 29.11.2013)// Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 07.07.2005, N 105, 1/6586.

44. О взимании арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности: Указ Президента Республики Беларусь от 01.03.2010 N 101 (ред. от 07.10.2013)//Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 09.03.2010, N 56, 1/ 11418.

45. О делегировании Министерству спорта и туризма полномочий на принятие нормативных правовых актов в сфере физической культуры и спорта: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 05.05.2014 N 426//Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 08.05.2014, 5/ 38812.

46. Об утверждении Государственной программы развития физической культуры и спорта в Республике Беларусь на 2011 - 2015 годы: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24.03.2011 N 372/ /Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь", 05.04.2011, N 38, 5/33537.

47. Вопросы Министерства спорта и туризма Республики Беларусь (вместе с "Положением о Министерстве спорта и туризма Республики Беларусь", "Положением о Департаменте по туризму Министерства спорта и туризма Республики Беларусь"): Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29.07.2006 N 963 (ред. от 17.01.2014)//"Нацио-нальный реестр правовых актов Республики Беларусь", 14.08.2006, N 127, 5/22683.

48. Об утверждении Инструкции о присвоении квалификационных категорий тренерам-преподавателям по спорту и иным категориям работников в сфере физической культуры и спорта: постановление Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 26.02.2010 N 19//Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 21.06.2010, N 146, 8/ 22428.

49. Об утверждении Инструкции об особенностях регулирования труда работников организаций физической культуры и спорта: Постановление Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 14.04.2008 N 14 (ред. от 20.01.2010)//Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 08.05.2008, N 108, 8/18682.

50. Об установлении перечня спортивных результатов, достигнутых клубами по виду (видам) спорта и иными организациями физической культуры и спорта на европейских клубных турнирах по игровым видам спорта, в Континентальной хоккейной лиге и Моло-

дежной хоккейной лиге, относимых к высоким: Постановление Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 12.06.2013 N 14//Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 19.07.2013, 8/27709.

51. О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь: Закон Республики Беларусь от 04.01.2010 N 108-3 (ред. от 04.01.2014)//Нацио-нальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 25.01.2010, N 17, 2/1660.

52. Об утверждении Региональной программы развития физической культуры и спорта в Витебской области на 2011 - 2015 годы: Решение Витебского областного Совета депутатов от 06.10.2011 N 130//Нацио-нальный реестр правовых актов Республики Беларусь (электронная версия), 29.12.2011, N 144, 9/46266.

53. О предоставлении в безвозмездное пользование недвижимого имущества для организации учебно-тренировочных занятий с учащейся молодежью: решение Минского городского исполнительного комитета от 12.12.2013 N 3150//КонсультантПлюс 2013.

54. По материалам официального сайта ассоциации «Белорусская федерация футбола: http://www.bff.by.

55. Погосян, E.B. Формы разрешения спортивных споров: Монография. «Волтерс Клувер», 2011. Консультант-Плюс.

56. По материалам официального сайта Международного олимпийского комитета: www.olympic.org.

57. Международная хартия физического воспитания и спорта (принята в г. Париже 21.11.1978 на 20-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО). Международные нормативные акты ЮНЕСКО. - М.: Логос, 1993. - С. 186 - 190. Свод нормативных актов ЮНЕСКО. - М.: Международные отношения, 1991. -С. 186 - 190.

58. Международная конвенция Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры «О борьбе с допингом в спорте» (Заключена в г. Париже 19.10.2005) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 28.07.2008, N 175, 2/ 1498.

59. Конвенция «Против применения допинга» (Заключена в г. Страсбурге 16.11.1989) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 06.02.2006, N 20, 2/1180.

60. Конвенция Организации Объединенных Наций «О признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений» (Заключена в г.Нью-Йорке 10.06.1958)//Бюллетень нормативно-правовой информации", N 5, 1996.

61. CAS (20.8.1999-98/2000) AEK Athens and Slavia Prague v UEFA // in Reeb (Hrsg) Digest of CAS Awards II 1998 -2000. 2002. S. 38, 103.

263

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.