УДК [338.45:621]:330.322
И. Н. Майер,
Институт экономики промышленности НАН Украины, г. Донецк
ИСТОЧНИКИ ИНВЕСТИЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ УКРАИНЫ
Активизация инвестиционного процесса в Украине является одним из показателей успешного функционирования экономики, который способствует структурной перестройке отраслей промышленности и стабильному социально-экономическому развитию страны.
Многоотраслевой машиностроительный комплекс Украины представляет собой мощный сектор промышленности, в состав которого входят более
11 тыс. предприятий. В нем сосредоточено более 15% стоимости основных средств, 6% оборотных активов промышленности с общей численностью занятых около 22%.
В современных условиях хозяйствования машиностроительные предприятия все чаще сталкиваются с проблемой возрастающей конкуренции и имеют множество неразрешенных проблем, среди которых: низкая конкурентоспособность продукции, недостаточное количество оборотных средств, отсутствие технического переоснащения и низкая производительность труда, высокий уровень износа основных фондов, сокращение инвестиций и инновационной активности.
Наиболее развитыми отраслями машиностроения являются тяжелое и транспортное машиностроение. Существующая структура машиностроения характеризуется преобладанием металлоемких отраслей и недостаточным развитием наукоемких - приборостроения, радиоэлектроники и станкостроения, что негативно отражается на процессах инновационного развития машиностроения.
Структура отечественного экспорта является нерациональной, а зависимость экономики государства от сырьевых отраслей приводит к несостоятельности достойно конкурировать с мировыми участниками на международном рынке. Поэтому проблема привлечения инвестиционных средств на предприятия машиностроения приобретает особо важное значение.
Фундаментальные исследования по проблеме инвестиционного обеспечения машиностроительных предприятий рассматривались в работах В. Грицина,
Н. Чумаченко, Т. Майоровой, В. Федоренко, И. Лукиной, И. Курнышева и другие ученые. В своих трудах авторы раскрывали различные направления совершенствования инвестиционной деятельности в промышленности.
Для решения проблемы недостаточного поступления инвестиционных средств на машинострои-
тельные предприятия Украины необходимо провести анализ основных источников инвестиционного обеспечения отрасли машиностроения.
Целью статьи является анализ внутренних и внешних источников инвестиционного обеспечения машиностроительной отрасли и машиностроительных предприятий Украины с определением наиболее значимых и перспективных.
Исследование источников инвестиционного обеспечения отрасли осуществлялось на основании данных государственного комитета статистики Украины.
В настоящее время предприятия машиностроения Украины функционируют в сложных экономических условиях.
Ухудшение состояния машиностроительных предприятий Украины вызвано значительными внутренними проблемами развития: низкой конкурентоспособностью продукции, недостаточным количеством оборотных средств, низкой производительностью труда, отсутствием технического переоснащения, высоким уровнем износа основных фондов, неэффективным использованием имеющихся ресурсов, сокращением инвестиций и инновационной активности предприятий.
Постоянное сокращение важнейшего источника финансирования машиностроительных предприятий - бюджетных ассигнований - сопровождается уменьшением доли прибыли предприятий, направляемой на модернизацию производства. Поэтому первоочередной задачей инвестиционной деятельности отечественных предприятий машиностроения является поиск и эффективное использование всех возможных финансовых ресурсов - как внутренних, так и внешних.
Основными источниками привлечения инвестиционных средств на предприятия машиностроения являются следующие:
а) внутренние средства: государственное бюджетное финансирование; банковские кредитные средства; поступления от приватизации государственного имущества; собственные средства предприятий;
б) внешние средства: средства иностранных инвесторов; международные кредиты и займы; другие внешние инвестиционные источники.
Центральное место в финансировании отечественного машиностроения должны занимать государственный бюджет и государственные капиталовложения.
Важным источником финансирования инвестиционных программ и проектов машиностроительных предприятий являются государственные капитальные вложения. В 2011 году инвестиции в основной капитал машиностроительной отрасли составили 120,1% против 112,0% в 2010 году. Наибольшие объемы инвестиций в основной капитал наблюдались в производстве транспортных средств и оборудования - 157,0% и производстве машин и оборудования - 127,5% [1].
В настоящее время Министерством экономического развития и торговли Украины приняты „Программа развития внутреннего производства” [2], „Государственная программа активизации развития экономики на 2013 - 2014 г.” [3] и „Программа развития в Украине торгово-экономических реформ до 2014 года „Зажиточное общество, конкурентоспособная экономика, эффективное государство” [4].
„Программа развития внутреннего производства” предусматривает развитие высокотехнологичных производств и выпуск импортозамещающей продукции в авиастроении, автомобилестроении, транспортном машиностроении, модернизация металлургических предприятий и обновление парка сельскохозяйственных предприятий. Так, в 2011 - 2018 гг. предполагается реализация 159 инвестиционных проектов, общей стоимостью 44,18 млрд дол. Объем выпуска продукции при реализации указанных проектов составит около 10,5 млрд дол. [2].
„Программой активизации развития экономики на 2013 - 2014 годы” определены шесть приоритетных направлений государственной экономической политики. Среди них: повышение конкурентоспособности экономики; улучшение инвестиционного климата; поддержка национального товаропроизводителя и реализация политики импортозамещения; развитие высокотехнологичных отраслей; структурная перестройка в стратегических секторах; а также развитие экспортного потенциала посредством предоставления финансовой поддержки и продвижения отечественных товаров на внешних рынках. Программа предусматривает государственную поддержку инвестиционных проектов в приоритетных отраслях экономики посредством освобождения от уплаты ввозной пошлины импортного оборудования, которое не выпускается в Украине, а для предприятий, использующих импортное оборудование до 2017 года, вводится нулевая ставка на прибыль [3].
Общая инвестиционная поддержка государства в виде предоставления льгот субъектам хозяйствования в 2013 году составит около 70,4 млрд грн, в том числе за счет льгот по налогу на добавленную стоимость -35 млрд грн, по налогу на прибыль - 30,7 млрд грн [5].
„Программой развития в Украине торгово-эко-
номических реформ до 2014 года” сформирована база из 714 приоритетных и стратегически важных инвестиционных проектов общей стоимостью около 900 млрд грн, а также 125 отраслевых и региональных инвестиционных проектов общей стоимостью -200 млрд грн [4]. Для реализации этих проектов предполагается привлечь кредитные средства европейских, российских, мировых финансовых структур, а также иностранных и частных инвесторов. Правительством будет предоставлена поддержка серийного производства самолетов Ан-140 и Ан-148, а также разработка и серийное производство турбореактивного двухконтурного двигателя Аи-28 [6].
Однако несмотря на определенные положительные моменты в отношении государственной поддержки машиностроительных предприятий, есть и определенные трудности - особенно в сфере инвестирования инноваций.
Финансирование государственных программ и государственного заказа на разработку новейших технологий остается недопустимо низким.
В 2011 году объемы финансового обеспечения государственных целевых научно-технических программ составили 7,5%, а уровень государственного заказа на разработку новейших технологий - 6,5%, что указывает на неэффективное программно-целевое управление научно-технологической сферой Украины [7].
Свыше 70% инновационно активных предприятий осуществляли нововведения за счет собственных средств, объем которых в 2011 г. составил
7585,5 млн грн или 52,9% от общего объема финансирования (14333,9 млн грн). Наибольшие объемы собственных средств были вложены в инновационную деятельность машиностроения (31,3%): в производство машин и оборудования - 16,3%; производство электрического и электронного и оптического оборудования - 3,8%; производство транспортных средств и оборудования 11,2% [1] .
Бюджетные расходы на инновационную деятельность в машиностроении увеличились в 2011 году в 5,8 раза и составили 57,9% против 17% 2010 году.
Финансовое обеспечение инновационной деятельности за счет кредитных средств в 2011 году в машиностроении увеличилось в 3 раза и составило 31,5 млн грн по сравнению с 10,2 млн грн в 2010 году [1].
Средства иностранных инвесторов в инновационную деятельность машиностроения сократились в 4,6 раза - с 63,7 млн грн в 2010 г. до 13,9 млн грн в 2011 г.
В западных странах государственный заказ в высокие технологии, машиностроение, авиастроение систематически используется в качестве инструмента
экономического регулирования и социально-экономической политики. Благодаря этому инструменту они ориентируют собственных производителей на принятие необходимых государственных решений в сфере инвестиций, структурной перестройки или предоставляют им финансовую поддержку путем прямых субсидий.
В Украине Программой „Зажиточное общество, конкурентоспособная экономика, эффективное государство” предусматривается активизация инновационных процессов и полноценное использование потенциала науки в процессе технологической модернизации экономики. Индикаторами достижения цели до 2014 года определены увеличение доли инновационно активных предприятий с 10,7% до 25% и повышение наукоемкости ВВП с 0,95% до 1,5% [4].
Однако, основным препятствием для проведения технологической модернизации на предприятиях является хроническое невыполнение государством своих финансово-инвестиционных обязательств. Это приводит к тому, что предприятия не могут планировать свою деятельность не только на перспективу, но и на текущий год. Поэтому первоочередными государственными задачами являются: выделение приоритетов и основных технико-экономических показателей НИОКР, распределение и контроль за использованием бюджетных средств и обеспечение машиностроительных предприятий заказами на отечественную продукцию для уменьшения импорто-зависимости отечественной экономики.
Роль кредитно-банковского инвестирования промышленных предприятий становится все более значимой, так как банки располагают свободными денежными средствами для того, чтобы управлять избыточными резервами и денежными предложениями. Поэтому в условиях ограниченного бюджетного финансирования, следующими по значимости источниками финансирования отечественных предприятий машиностроения являются банковские кредиты и средства инвестиционных и страховых компаний.
Примером привлечения банковских средств на предприятия машиностроения являются кредиты „Приватбанка”, „Проминвестбанка”, „Укрсиббанка”, банка „Финансы и кредит” и банка „Форум”.
„Проминвестбанк” - один из лидеров корпоративного кредитования, который кредитовал проекты по модернизации украинской экономики и имеет большой опыт работы с промышленными предприятиями. За 20 лет он выдал кредитов на сумму более чем 60 млрд дол., при этом объемы кредитных вложений банка в 2,5 раза превысили расходы госбюджета на реализацию экономических программ [8].
Выдаваемое банком финансирование было направлено на развитие топливно-энергетического комплекса, машиностроение, приборостроение, металлургии, химической, пищевой промышленности, строительстве и сельском хозяйстве.
Общий объем кредитных средств, выданных банком корпоративным клиентам в 2011 году, составил 28 млрд грн и по сравнению с 2010 годом вырос на 17%. Это позволило закрепиться банку на третьем месте среди негосударственных коммерческих банков по объемам кредитования юридических лиц.
Структура кредитного портфеля также демонстрирует положительную динамику - в течение 2011 г. доля долгосрочных кредитов выросла с 59,8% до 78,3% и к концу III кв. 2012 г. корпоративный портфель банка составил 30,6 млрд грн, что позволило ему войти в топ-5 крупнейших банков страны [8].
Несмотря на успешные примеры банковского кредитования, в настоящее время наблюдается недостаточное использование кредитных средств на машиностроительных предприятиях Украины. Это связано с тем, что многие предприятия перешли в частные руки, и неохотно раскрывают результаты своей финансово-экономической деятельности, которая является важным фактором привлечения кредитов частного, а тем более иностранного капитала.
Отметим, что стоимость кредитных ресурсов в настоящее время гораздо выше рентабельности в промышленности, что не позволяет предприятиям машиностроения активно использовать кредиты для открытия нового или расширения существующего производства. По словам В. Мунтияна: „Экономика работает и нормально развивается, если рентабельность производства выше стоимости кредитных ресурсов”. Например, в США ставка рефинансирования составляет 0,25%, а стоимость кредитного ресурса -
1,5 - 3,5%; в Европе - 1,77%, стоимость кредитных средств 4,8 - 5,9%. В Украине учетная ставка Национального банка составляет 7,75%, рентабельность в промышленности - 2,2%, а средняя стоимость кредитных ресурсов - 20% [9]. Итоговая стоимость кредита равна 26 - 28%, что почти в десять раз превышает уровень рентабельности в промышленности.
Несмотря на то, что в 2013 г. произошло снижение учетной ставки Нацбанка Украины до 7,0% и ставок коммерческих банков до 14% [10], получение кредитных средств для большинства предприятий является неразрешенной проблемой, что препятствует их использованию для реализации крупных инвестиционных проектов по модернизации производства сроком на 4 - 5 лет.
В сложившихся условиях предприятия не могут воспользоваться кредитными средствами, а коммер-
ческий банк его не предоставит, потому что коэффициент возврата не будет выполнен. Поэтому банки предпочитают вкладывать деньги не в машиностроение и высокотехнологические предприятия, а в торговлю и пищевую промышленность, где обеспечены быстрый оборот вложенных средств.
Не менее важным источником получения инвестиционных средств являются доходы от приватизации государственного имущества Украины.
Согласно государственной программе приватизации на 2011 - 2014 гг. предполагается уменьшить долю государственного сектора в экономике с нынешних 37% ВВП до 25 - 30%. Объем поступлений от приватизации и управления госимуществом прогнозируется в размере 50 - 70 млрд грн. Это возможно за счет продажи „Одесского припортового завода”, морских торговых портов и газораспределительных предприятий. В перспективе не исключены приватизация ПАО „Турбоатом”, НАЭК „Энергоатом Украины” и ГТС Украины [11].
В табл. 1 представлены поступления в государственный бюджет Украины от приватизации государственного имущества в 2008 - 2012 гг. [12].
Рассматривая динамику поступлений средств от приватизации госимущества в государственный бюджет за последние годы, можно увидеть, что знаковым для экономики Украины оказался 2011 год.
В 2013 году план по приватизации определен на уровне 10,9 млрд грн. При этом за всю историю независимости Украины такой объем средств от продажи госимущества был получен всего дважды - в 2011 г. за счет продажи „Укртелекома” и в 2005 г. после продажи „Криворожстали” [13].
В табл. 2 представлен перечень предприятий, выставленных на продажу в 2012 - 2013 гг. [14].
Ярким примером получения хороших результатов от проведения приватизации является отечественная судостроительная отрасль. Из одиннадцати предприятий судостроения наибольший рост объемов производства (в 2,3 раза) наблюдался на ОАО „Damen Shipyard’s Ocean”, 78% акций которого выкупила голландская компания „Damen Shipyard’s Group” [15].
Необходимо отметить, что проведение приватизации в Украине имеет свою специфику. С одной стороны, приватизация имеет ряд положительных моментов: государство получает дополнительные бюджетные поступления, а приватизируемые предприятия - необходимые им инвестиции и технологии; с другой стороны, после продажи предприятия нет никаких гарантий относительно дальнейшего выполнения новыми собственниками своих инвестиционных обязательств.
Поэтому при проведении приватизации необходимо помнить, что главным смыслом приватизации должна быть активизация инвестиционных процессов для проведения структурных преобразований в экономике. А средства, полученные от приватизации государственного имущества, должны использоваться, в первую очередь, на модернизацию и инвестирование научно-технического и инновационного потенциала предприятий базовых отраслей промышленности.
Собственные средства предприятий являются самыми многочисленными по значимости источниками привлечения инвестиционных средств на предприятия машиностроения. Однако в 2011 г. инвестиции за счет собственных средств сократились по сравнению с 2002 г. на 11,8% и составили 54% [1]. Уменьшение объемов финансирования за счет собственных средств связано с большим уровнем инфляции, увеличением дебиторской и кредиторской задолженности, сокращением удельного веса оборотных средств, направляемых на инвестиционные цели. Так, в процессе реализации конкретных инвестиционных проектов происходит замораживание денежных средств, что также негативно влияет на функционирование предприятий. Поэтому для большинства из них провести техническое перевооружение только с помощью прибыли и амортизационных отчислений. Собственных средств хватает только лишь на поддержание производства, но никак не для его развития, увеличения мощностей и финансирования НИОКР в объеме, необходимом для создания новой наукоемкой продукции.
В 2012 году налог на прибыль составил 21%, однако в настоящее время прибыль предприятий
Таблица 1
Ориентировочный перечень предприятий, пакеты акций которых в размере не менее 25% уставного капитала выставлены на продажу в 2012 - 2013 гг.
Годы Доходы госбюджета Поступления от приватизации % от доходов
2008 231686,3 482,3 +0,21%
2009 209700,3 777,6 +0,37%
2010 240615,2 1093,4 +0,45%
2011 314616,9 11480,3 +3,65%
2012 346025,5 6763,5 +1,95%
Таблица 2
Ориентировочный перечень предприятий, пакеты акций которых в размере не менее 25% уставного капитала были выставлены на продажу в 2012 - 2013 гг.
Наименование предприятия Государственная часть уставного капитала, которая выставляется на продажу, %
ПАО ,Дртемовский машиностроительный завод „Добеда труда” 99,98
ПАО „Конотопский завод по ремонту дизельных поездов” 100,0
ПАО „Джанкойский машиностроительный завод” 99,99
ДАХК „Днепровский машиностроительный завод” 50,0
ОАО „Пульсар” 99,93
ОАО „ХК „Краян” 99,82
АО „Машиностроительное производственное объединение „Орион” 50,0
ПАО „Белопольский машиностроительный завод” 25,0
ПАО „НПК „Киевский завод автоматики им. Г. И. Петровского” 93,07
ПАО „Павлоградский завод автоматический линий и машин” 25,0
ПАО „Киевский завод реле и автоматики” 58,94
ПАО „Закарпатский завод „Электроавтоматика” 94,53
ОАО „Львовский завод ,Двтопогрузчик” 57,39
ОАО „Центральное конструкторское бюро „Ритм” 25,0
ПАО ,Двиационное предприятие специального назначения „Меридиан” 100,0
ПАО ,Дкционерная компания „Свема” 91,59
ОАО „Турбоатом” 75,22
ОАО „Оснастка” 50,01
ПАО „Скиф” 66,59
ОАО „Точмаш”, г. Донецк 25,0
ПАО „Гайворонский тепловозоремонтный завод” 100,0
ПАО „Северодонецкий приборостроительный завод” 55,78
ОАО „Приборостроительный завод „Сокол” 67,26
ОАО „Ивановский станкостроительный завод” 99,11
ОАО „Кураховский механический завод” 34,91
ПАО „Тернопольский радиозавод „Орион” 96,19
ПАО „Черниговский завод радиоприборов „ЧеЗаРа” 25,0
ПАО „Киевский радиозавод” 50,0
ПАО „Черкасский завод телеграфной аппаратуры” 25,01
ПАО „Фотон” 100,0
ОАО ,Дзовкабель” 90,8
ОАО ,Двтоливмаш” 25,99
ПАО „Завод „Маяк” 98,7
ПАО „Завод „Красный луч” 100,0
ПАО „Завод „Дрилив” 95,54
ОАО „Феодосийская судостроительная компания „Море” 100,0
ОАО „Машиностроительный завод ,Дметист” 49,57
ОАО „Юность” 94,62
ПАО „Научно-исследовательский проектно-технологический институт машиностроения” (НИПТМАШ) 55,74
ПАО „Украинский НИИ силовой электроники „Преобразователь” 46,04
ПАО „Украинский НИИ технологии машиностроения” 35,26
ПАО „Научно-исследовательский проектно-конструкторский институт атомного и энергетического насосостроения” 50,0
ПАО „НИИ электромеханических приборов” 94,44
не достаточно эффективно используется в качестве источника инвестиционного обеспечения, что связано с акционированием предприятий и созданием публичных акционерных обществ.
В то же время с помощью автоматического возмещения НДС в 2012 году бюджетную компенсацию в размере около 20 млрд грн своевременно получили более 480 плательщиков, занятых в строительной, горно-металлургической, электротехнической отрасли, машиностроении, судостроении, энергетике, легкой и химической промышленности, сельском хозяйстве и торговле.
Общее количество претендентов на автоматическую компенсацию могло быть значительно больше. Основным препятствием является низкий уровень средней заработной платы на предприятиях. В соответствии с требованиями для получения автоматического возмещения НДС, средняя зарплата должна превышать минимальный уровень не менее чем в
2,5 раза. По результатам обработки деклараций за
III кв. 2012 года этому критерию не отвечают почти 1,4 тыс. плательщиков. Кроме этого, по данным налоговой службы 257 плательщиков имеют разногласия между собственным налоговым кредитом и налоговыми обязательствами своих контрагентов, 46 плательщиков имеют налоговый долг, а 30 - не находятся по месту регистрации или находятся в стадии банкротства [16].
Использование амортизационных отчислений как источника финансирования предприятий машиностроения не нашло достаточного широкого развития, так как в последние годы большая часть амортизационных отчислений использовалась не по назначению и они направлялись на капитальный ремонт производственных фондов. В настоящее время предприятиями проводится ремонт оборудования, без которого производство не может обойтись, так как закупка нового требует значительных инвестиций, объем которых ограничен.
В условиях значительного уменьшения объемов внутреннего инвестирования и ограничения внутренних источников финансирования особое значение для экономики Украины приобретает проблема привлечения иностранных инвестиций. Иностранные инвестиции содействуют не только макроэкономической стабилизации экономики Украины, аккумулируют капитал, но и способствуют факторам роста промышленного развития, обеспечивая доступ к современным технологиям.
В структуре инвестиций в основной капитал европейских компаний около 10% приходится на средства бюджета, 30% - на собственные ресурсы и 60% - на заемные средства. Американские компании
предпочитают, чтобы на долю заемных средств у них приходилось не менее 80% капиталовложений [17].
По данным Государственной службы статистики, общий объем внесенных с начала инвестирования в экономику Украины прямых иностранных инвестиций на 1 июля 2012 года составил 52426,7 млн дол. В первом полугодии 2012 года в экономику Украины иностранными инвесторами вложено 3224,2 млн. долл. прямых инвестиций по сравнению с 2788,2 млн дол. за аналогичный период 2011 года [1].
Многие иностранные компании заинтересованы в кредитовании высокотехнологических предприятий машиностроения Украины. При этом многие иностранные банки готовы дисконтировать риски по таким контрактам. Примером привлечения иностранных инвестиций является „Укринмаш” с перспективными разработками по динамической защите для танков „Нож” и защиты бронетехники „Заслон”.
Одним из способов привлечения внешних инвестиционных средств на предприятия машиностроения является сотрудничество с зарубежными партнерами и экспорт продукции машиностроения. Несмотря на последствия мирового экономического кризиса, в 2010 - 2012 гг. наблюдалось увеличение экспорта продукции машиностроения. Фактором роста экспорта послужило улучшение экономической ситуации в странах СНГ. Основными потребителями продукции украинского машиностроения являются Российская Федерация, Беларусь, Казахстан, Германия, Венгрия, Польша и Иран.
Экспорт машиностроительной продукции осуществляется преимущественно по следующим товарным группам: котлы, машины и аппараты, электрические машины и оборудование, железнодорожные и трамвайные локомотивы, транспортное оборудование. Так, в 2012 году в общем объеме машиностроительного экспорта увеличился удельный вес поставок железнодорожного состава с 5,6% до 6,0% и реакторов ядерных и котлов с 5,2% до 5,5% по сравнению с 2011 годом [1].
В общем объеме импорта машиностроительной продукции в 2012 году поставки машинного и электротехнического оборудования составили 15,5%; средства наземного транспорта, в том числе летательные и плавучие средства - 9,5% [1].
Из вышеперечисленного следует, что зависимость Украины от импорта продукции машиностроения находится на достаточно высоком уровне, что грозит для нее еще большей зависимостью от иностранных государств и неспособностью выпускать конкурентоспособную экспортную продукцию по причине недостаточного развития собственной машиностроительной отрасли.
Таким образом, в настоящее время поиск источников финансирования является наиболее важной проблемой для машиностроительных предприятий Украины.
Проведенный анализ показал, что наиболее важным источником финансового обеспечения машиностроительных предприятий Украины остаются государственные инвестиции в основной капитал.
Существенным препятствием эффективного использования государственных средств является хроническое невыполнение государством своих финансовых и инвестиционных обязательств. Поэтому основной государственной задачей развития отечественного машиностроения должно стать воссоздание деятельности высокотехнологичного импортозамещающего машиностроения на максимально возможном уровне с привлечением в эту отрасль достаточного объема инвестиционных средств. С этой целью целесообразно принять Государственную программу развития машиностроительной отрасли на 2013 - 2017 года с обязательным бюджетным финансированием и проведением жесткого контроля за целевым использованием бюджетных средств.
В условиях ограниченного бюджетного финансирования к важным и значимым источникам финансирования машиностроительных предприятий относятся средства коммерческих банков и инвестиционных компаний. С целью уменьшения стоимости кредитных средств необходимо предусмотреть использование для высокотехнологичных производств машиностроиения частичной компенсации процентной ставки по привлеченным кредитам.
Самыми многочисленными по значимости источниками привлечения инвестиций для предприятий машиностроения остаются собственные средства предприятий. Однако, для большинства промышленных предприятий Украины невозможно провести техническое перевооружение только с помощью прибыли и амортизационных отчислений. Поэтому в условиях значительного дефицита инвестиционных средст для финансового обесепечения машиностроительных предприятий необходимо привлекать как внутренние, так и внешние инвестиционные источники. В этой связи особое значение приобретает проблема привлечения иностранных инвестиций, которые не только содействуют макроэкономической стабилизации экономики и аккумулируют капитал, но и способствуют факторам роста промышленности, и обеспечивают доступ к современным технологиям.
Увеличение поступлений иностранных инвестиций зависит от выполнения определенных государственных гарантий перед иностранными государствами и инвесторами. Особую актуальность в
рамках этого вопроса приобретает проблема выбора дальнейшего внешнеэкономического курса Украины, направленного на евроинтеграцию или вступление в ТС с Россией.
Литература
1. Статистичний щорічник України за 2011 рік / Держкомстат ; за ред. О. Г. Осауленка. - К. : Інформаційно-аналітичне агентство, 2011. - 558 с. 2. Постанова Кабінету Міністрів України „Про затвердження Державної програми розвитку внутрішнього виробництва” від 12.09.2011 р. №1130 // Офіційний вісник України. - 2011. - Ст. 3139. 3. Постанова Кабінету Міністрів України „Про затвердження Державної програми активізації розвитку економіки на 2013 -2014 роки” від 27.02.2013 р. № 187 // Офіційний вісник України. - 2013 р., №24. - Ст. 807. 4. Азаров: Приоритетные инвестпроекты будут освобождены от импортной пошлины на оборудование [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://vchaspik.ua/print/95250 5. Кабмин сформировал базу инвестпроектов общей стоимостью 1,1 трлн грн [Электронный ресурс]. -Режим доступа : http://building.ua/Kabmin-sformiroval-bazu-dannyh-investproektov-obshey-stoimostu-11-trln-grn 6. Закон України „Про Державний бюджет України на 2011 рік” // Відомості Верховної Ради України. - 2011. - № 7 - 8. - Ст. 52. 7. Указ Президента України „Про Національний план дій на 2011 рік щодо впровадження Програми економічних реформ на 2010 - 2014 рр. „Заможне суспільство, конкурентоспроможна економіка, ефективна держава” від 27.04.2011 №504 // Офіційний вісник України. - 2011. -№ 33. - Ст. 1375. 8. Иваненко В. Второе дыхание Про-минвестбанка / В. Иваненко // Коммерсант-Украина. -2012. - № 207 (18 дек.). - С. 3. 9. Валерий Мунти-ян: Для Украины стратегически выгодно вступить в ТС [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http:// 2000.net.ua/2000/forum/sosedi/73089 10. Итоги деятельности коммерческих банков Украины за первое полугодие 2011 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://ubr.ua/finances/banking-sector/itogi-deiatelnosti-kommercheskih-bankov-ukrainy-za-pervoe-polugodie-2011-goda-98502 11. Ход приватизации в Украине вызывает ряд вопросов [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://economics.lb.ua/ state/2012/04/19/146907_ hod_privatizatsii_ukraine_ vizivaet.html? 12. Поступления в госбюджет Украины от приватизации государственного имущества [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://index. minfin.com.ua/budget/ priv.php?2013 13. Приватизировать нужно все и сразу [Электронный ресурс]. -Режим доступа : http://economics.lb.ua/state/2013/01/24/ 186789_privatizirovat_nuzhno_srazu_.html? utm_
source=lbua&utm _medium=link&utm_campaign=more 14. Орієнтовний перелік підприємств, пакети яких не менше 25 процентів статутного капіталу будуть запропоновані до продажу в 2012 році // Відомості приватизації. - 2012. - № 2 (695). - С. 1; 16. 15. Запла-тинский В. Особенности приватизации на Украине [Электронный ресурс] / В. Заплатинский. - Режим доступа : http://vasilievaa.narod.ru/ptpu/12_4_02.htm 16. Возмещение НДС „автоматом” потенциально могут получать в пять раз больше плательщиков, чем сейчас [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.prostobiz.ua/ biznes/gosregulirovanie/novosti/ vozmeschenie_nds_avtomatom_potentsialno_mogut_ poluchat_v_pyat_raz_bolshe_platelschikov_chem_ seychas_nalogovaya 17. Гонгальский Д. Сам себе инвестор [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http:// investgazeta.net/ekonomika/sam-sebe-investor-144644/
Майер І. М. Джерела інвестиційного забезпечення машинобудівних підприємств України
У статті проведено аналіз основних джерел інвестиційного забезпечення машинобудівних підприємств України. Визначено, що найбільш значущими джерелами інвестиційного забезпечення машинобудування є інвестиції в основний капітал і власні кошти підприємств. Використання банківських кредитних коштів залишається достатньо проблемним, оскільки ціна кредитів залишається достатньо високою, що не дозволяє активно використовувати на підприємствах машинобудування це джерело інвестиційного забезпечення. В умовах значного скорочення об’ємів внутрішніх інвестицій особливе значення набуває проблема залучення іноземних інвестицій. Відмічено, що збільшення надходжень іноземних інвестицій залежить від виконання певних державних гарантій перед іноземними державами і інвесторами. Особливої актуальності в межах цього питання набуває проблема подальшого зовнішньоекономічного курсу України, спрямованого на євроінтеграцію або вступ у митний союз з Росією.
Ключові слова: інвестиції, інновації, машинобудівна галузь, джерела інвестиційного забезпечення, інвестиції в основний капітал, власні кошти підприємств, банківські кредити, іноземні інвестиції.
Майер И. Н. Источники инвестиционного обеспечения машиностроительных предприятий Украины
В статье проведен анализ основных источников инвестиционного обеспечения машиностроительных предприятий Украины. Определено, что наиболее зна-
чимыми источниками инвестиционного обеспечения машиностроения являются инвестиции в основной капитал и собственные средства предприятий. Использование банковских кредитных средств остается достаточно проблематичным, так как цена кредитов остается достаточно высокой, что не позволяет активно использовать на предприятиях машиностроения этот источник инвестиционного обеспечения. В условиях значительного сокращения объемов внутренних инвестиций особое значение приобретает проблема привлечения иностранных инвестиций. Отмечено, что увеличение поступлений иностранных инвестиций зависит от выполнения определенных государственных гарантий перед иностранными государствами и инвесторами. Особую актуальность в рамках этого вопроса приобретает проблема дальнейшего внешнеэкономического курса Украины, направленного на евроинтеграцию или вступление в таможенный союз с Россией.
Ключевые слова: инвестиции, инновации, машиностроительная отрасль, источники инвестиционного обеспечения, инвестиции в основной капитал, собственные средства предприятий, банковские кредиты, иностранные инвестиции.
Mayer I. N. Sources of the Investment Providing of Machine-building Enterprises of Ukraine
In the article analyzed the main sources of investment providing of machine-building enterprises of Ukraine. The most important sources of investment providing machine-building enterprises are the investments into fixed capital and own funds of enterprises. Use of the bank credits is problematic. The cost of the credits remains rather high, it doesn’t allow to use actively this source of investments for financial security on enterprises of mechanical engineering. In the conditions of considerable reduction of volumes of internal investments special value is gained by a problem of attraction of foreign investments. It is noted that the increase in volumes of foreign investments depends on performance of certain state guarantees before the foreign states and investors. The special actuality within the framework of this question is acquired by the problem of further external economic course of Ukraine, directed on eurointegration or entry in ^stoms union with Russia.
Key words: investments, innovations, machine-building industry, sources of investment providing, investments into fixed capital, own funds of enterprises, bank credits, foreign investments.
Стаття надійшла до редакції 16.10.2013
Прийнято до друку 12.03.2014