Научная статья на тему 'Истинный героизм духовная составляющая общества'

Истинный героизм духовная составляющая общества Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1256
202
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕРОИЗМ / ПОЗНАНИЕ / БЫТИЕ / ИСТИНА / ВЕЛИЧИЕ / ИДЕАЛ / ГЕРОЙ / HEROISM / KNOWLEDGE / BEING / TRUTH / GREATNESS / IDEAL / HERO

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Лукьянова Рушания Абдурахмановна

The true heroism asserts the greatness of a human, his spiritual paver and nobleness, it is inseparable from lofty ideals. The cognition of the true heroism as a many-sided phenomenon is always in harmony with the epoch, which moves out its own heroes. Rehabilitation of moral ideals without witch society has ho future is extraordinary important nowadays. In this connection there is a desire to comprehend the nature of heroism as a spiritual part of society, to consider its place in the process of knowledge of human being.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The true heroism asserts the greatness of a human, his spiritual paver and nobleness, it is inseparable from lofty ideals. The cognition of the true heroism as a many-sided phenomenon is always in harmony with the epoch, which moves out its own heroes. Rehabilitation of moral ideals without witch society has ho future is extraordinary important nowadays. In this connection there is a desire to comprehend the nature of heroism as a spiritual part of society, to consider its place in the process of knowledge of human being.

Текст научной работы на тему «Истинный героизм духовная составляющая общества»

3. Биологические часы. - М.: Мир, 1964. - 694 с.

4. БрагинаН.Н., Доброхотова Т.А. Функциональные асимметрии человека. - М.: Медицина, 1981. -237 с.

5. Головаха Е.И., КроникА.А. Психологическое время личности. - С. 141-149.

6. Детлаф Т.А. Изучение временных закономерностей развития животных // Онтогенез. - М., 1989. -Т. 20. - С. 647.

7. Елизарьев Э.А. Время общества. - Новосибирск: Наука, 1969. - 192с.

8. Зборовский Г.Е. Пространство и время как формы социального бытия. - Свердловск, 1974. - 223 с.

9. Канке ВА. Проблема реальности социального времени // Философские науки. - 1979. - N° 2. - С. 112-113.

10. Коромыслов В.В. Проблема существования социального пространства в контексте концепции сущности человека как результата единого закономерного мирового процесса // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. - 2010. - № 4. - С. 38-42.

11. Ласточкин А.В. Социальная форма материи. - Свердловск: Изд-во Уральского университета, 1990. - 177 с.

12. Лой А.Н. Социально-историческое содержание категорий «время» и «пространство». - Киев: Наукова думка, 1978. - 135 с.

13. ЛойА.Н., ШинкарнукЕ.Е. Время как категория социально-исторического бытия // Вопросы

философии. - 1979. - № 12. - С. 73-87.

14. Лолаев Т.П. Время как функция биологической системы // Философские исследования. - 2000. -№ 3. - С. 81-89.

15. Песоцкий Е.И. Социальное время как форма социального развития // Социальное развитие как предмет философско-социологического анализа. -Томск, 1983. - С. 35-36.

16. РомановЮ.А. Междисциплинарный характер исследований временной организации биологических систем и их значение для медицины // Биология и медицина: философские и социологические проблемы. - М., 1985. - С. 142-151.

17. Трубников Н.Н. Время человеческого бытия. - М.: Наука, 1987. - 255 с.

18. Уитроу Дж. Естественная философия времени. - М.: Прогресс, 1964. - 431 с.

19. Фресс П. Приспособление человека к времени // Вопросы психологии. - 1961. - № 1. - С. 43-56.

20. Хасанов И.А. Феномен времени. Ч. 1. Объективное время. - М., 1998. - С. 148-149.

21. Шапошникова В.И. Волны жизни. Биоритмы и здоровье. - СПб.: Комплект, 1996. - С. 202.

22. ЭлькинД.Г. Восприятие времени. - М., 1962. -311 с.

23. Яковлев В.П. Социальное время. - Ростов, 1980. - 158 с.

24. Ярская В.Н. Время в эволюции культуры. -Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1989. - 149 с.

Лукьянова Рушания Абдурахмановна

Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы (г. Уфа)

ИСТИННЫЙ ГЕРОИЗМ - ДУХОВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ОБЩЕСТВА

Истинный героизм утверждает величие человека, его духовную силу и благородство, он неотделим от возвышенного. Познание истины героизма как многогранного явления всегда созвучно эпохе, выдвигающей своих героев. Сегодня необычайно важна реабилитация нравственных идеалов, без которых у общества нет будущего. В связи с этим возникает желание осмыслить природу героизма — как духовную составляющую общества, рассмотреть его роль в процессе познания истины бытия.

Ключевые слова: героизм, познание, бытие, истина, величие, духовность, идеал, герой.

Героизм - это доблесть, бесстрашие, стойкость, самопожертвование, проявляемые ради достижения высоких общественных и нравственных целей. Истинный героизм утверждает величие человека, его духовную силу и благородство, он неотделим от возвышенного. «Великие люди, каким бы образом мы о них ни толковали, всегда составляют крайне полезное общество. Даже при самом поверхностном отношении к великому человеку мы все-таки кое-что выигрываем от соприкосновения с ним. Он - источник жизненного света, близость которого всегда действует на человека благодетельно и приятно. Это - свет, озаряющий мир, освещающий тьму мира; это - не просто возожженный светильник, а, скорее, природное светило, сияющее, как дар неба; источник природной,

оригинальной прозорливости, мужества и героического благородства, распространяющий всюду свои лучи, в сиянии которых всякая душа чувствует себя хорошо. Как бы там ни было, вы не станете роптать на то, что решились поблуждать некоторое время вблизи этого источника»[5, с. 7].

Познание истины героизма как многогранного явления всегда созвучно эпохе, выдвигающей своих героев. «Поскольку героизм означает повышенное осознание личностью своего призвания - не щадя сил, вплоть до самопожертвования участвовать в осуществлении общего дела, - то его можно назвать позицией, которая придётся кстати в любую эпоху» [7].

Сегодня необычайно важна реабилитация нравственных идеалов, без которых у общества нет будущего. В связи с этим возникает желание осмыслить

© Лукьянова Р.А., 2012

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2012

177

природу героизма - как духовную составляющую общества, рассмотреть его роль в процессе познания истины бытия. В своих рассуждениях мы попытаемся определить сущность истинного героизма, то есть представить его совершенный, идеальный вид. Подобно тому как в каждом герое есть от всего героизма, так и мы попробуем очертить границы (идеальные нормы), в пределах которых героизм может оставаться самим собой, то есть быть конкретно реальным героизмом, относительно истинным по отношению к «героизму вообще», то есть героизм, который есть абсолютно истинный. Если объяснить доходчиво, то рассуждение будет следующим - онтологическая истинность героизма определяется через соответствие его идеалу (абсолютно совершенному). Обратим некоторое внимание на толкование понятия «идеал» и попробуем его соотнести с героизмом.

Идеал (от греч. ^5ea) - образец, определяющий способ и характер поведения человека. В качестве всеобщей формы целеполагающей деятельности идеал выступает во всех областях общественной жизни, обладая глубоким социальным значением.

У идеала и героизма много общего, имеющего единое начало.

Мысленный образ, одержимый идеей (идеал), стремится к осуществлению. Ведет ли эта идея героя к героизму, или герой одержим ею? Является ли эта идея героичной?

Разумное и иррациональное, идеальное и безобразное, героическое и трусливое преобразуются как в созидательную, так и в разрушающую силу, образуя тождество бытия. Идеалы героизма, мужества, любви - с одной стороны, смерти, лжи, разочарования - с другой очерчивают границы истинного бытия. Их одновременное существование субъективно и объективно, материально и абстрактно, временно и бесконечно. Для человека характерно свободное, то есть сознательно совершаемое действие в согласии с универсальной, всеобщей целью рода человеческого. Героизм, равно как и идеал, представляют совершенство человеческого рода. Разум задается целью, предписывая идеальному (истинному) героизму противостояние тщеславию, тирании, пошлости. Человек идет разными дорогами, но именно герой прокладывает путь к героической истине, истине идеальной, одухотворенной, отождествляя себя с Космосом, являя собой творение божье, представляя в своем лице - весь род человеческий. На этом пути много изъянов, ведущих к озлоблению, черствости, равнодушию. Герой способен преодолеть все начертанное даже ценою собственной жизни. Героизм имеет не только идеальную, но и материальную сущность, образуя тождество бытия. Возможность материального и духовного воплощения в образе героя своей эпохи удивляет, восхищает, воодушевляет. В этом единении, имеющем формулу

тождества, имеют место проявления разумного, идеального и героического - с одной стороны, неразумного, трусливого и лживого - с другой. Героем движет осознание им великой цели. Это целепо-лагание героя формирует общественный идеал. Внутри индивида, внутри его сознания, это состояние выразилось бы как полное преодоление противоречий между всеобщим и единичным, между целым и частью, между умопостигаемым и чувственно-эмпирическим миром, между долгом и влечением и т.д.

Человек только в своих фантазиях может быть идеальным, тогда как героем он может как видеть себя в фантазиях, так и осознавать в реальной жизни. Вариаций соотношения героизма с идеалом достаточно много. М.И. Кутузов может не представлять собою человеческий идеал, но то, что он был и остается героем в истории России, - бесспорный факт. И еще один пример. Согласно Канту, ни теоретический, ни практический идеал невозможно задать в виде образа - в виде чувственно созерцаемой картины «совершенного» и «завершенного» состояния. Иными словами, в теоретическом разуме (в науке) идеал может выступать только в виде постулата «запрета противоречия», а в «практическом разуме» - в виде категорического императива. Эти постулаты никогда не могут быть реализованы в реальной деятельности человека (в науке и практике). Они действуют здесь лишь как априорно принимаемые «регулятивные принципы» деятельности. А так как мы ведем речь о героизме, то героизм в отличие от идеала предстает перед нами как непосредственно созерцаемый и реализуемый образ «совершенства», «завершенности» и его достижение. «Есть в человеке и лучшее начало, есть для него идея, которой он неукоснительно служит даже в самые тяжкие эпохи своего неразумия. Идея эта - бессознательное поклонение силе правды... Как утопающий простирает свои измученные руки ко всякому подобию опоры, так человеческое общество судорожно тянется ко всему, что обещает ему спасение! Истинный герой и является таким спасителем» [5].

Героизм - путь к совершенству, и на этом пути идеал есть высшая, конечная цель «нравственного самоусовершенствования». Этот идеал науки и выступает у Канта в виде категорического императива рассудка, то есть в виде запрета логического противоречия. Неосуществимость этого постулата в науке, развивающейся именно через выявление и разрешение противоречий, является, согласно Канту, показателем того, что истина не достигнута и никогда в течение «конечного времени» достигнута не будет, как и идеал. Поэтому появление противоречия в науке Кант расценивает как показатель незавершенности знания.

Исходя из сказанного, можно сказать о том, что истинность героизма - это желание героя воп-

лотить идеал в истине. «Истина превышает фантазию» [2, с. 744]. Мир - в руках героев, несущих свет знаний и бескорыстной любви. Отвага, доблесть, самопожертвование, ответственность, деятельность во благо - именно эти качества являются главными атрибутами истинного героизма.

Если мы ищем источники героизма, то обязательно приходим к духовности, вере и идеалам, определяющим смысл человеческой жизни. Дух позволяет герою сохранить достоинство, преодолеть границы бытия. И тогда становится понятна сущность самого героя. Она может быть яркой, уникальной, потрясающей, но может проявиться в повседневности, обыденности, остаться незамеченной. Герой излучает землю теплом своей жизни, благородством, верой.

Истинный героизм, по сути, оказывается направленным на сохранение и укрепление жизнеспособности и гармонии общественного целого. Героизм в высшей степени желателен для общества, так как гарантирует его выживание (Д. Вико). Героизм предполагает «выход» за пределы защищенного мира, дает надежду на воскрешение духа героя, что сообщает собою особую значимость героических деяний, делая опасное предприятие желанным, вытесняя чувство страха и побуждая человека к самосовершенствованию. Способность человека проявить героизм напрямую зависит от его способности брать на себя ответственность за жизнь и судьбу других людей. Героизм обладает внутренней силой, восхищая людей, желающих осознать героическое, прикоснуться к нему, познать его истинность. Героические действия утверждают нравственные ориентиры в обществе, придают ему веру в собственные силы, открывают новые перспективы для духовного развития.

Существует несколько подходов, раскрывающих природу истинного героизма, которая:

1) интеллектуальна, провиденциальна (Д. Бруно, Т. Карлейль);

2) заложена в биологическом инстинкте человека (Х. Ортега, М. Лившиц);

3) сокрыта в харизме героя (М. Вебер);

4) коэволюционна, то есть сокрыта в его единении с Космосом (Е.И. и Н.К. Рерихи, Л. Шапашникова);

5) сокрыта в подвижнической деятельности героя (Н.А. Бердяев, И. Ильин);

6) раскрывается в энтузиазме героя (Д. Волкого-нов, Д. Мовчан и др.);

7) сокрыта в служении герою, а не герой служит для общества (Китаяма);

9) сокрыта в человеческой гордости и самоуважении, в сильной воле героя (Д. Юм, Ф. Ницше);

10) раскрывается в массовом героизме (В. Плеханов, В. Ленин и др.).

«В целом, несмотря на некоторые различия, -пишет в своей диссертации Г.А. Кривощекова, -

обобщенный взгляд выделяет природу двух основных типов героизма, когда героизм направлен на служение обществу и героизм, нацеленный на сохранение, защиту и служение обществу в рамках определенной системы ценностей».

Представления о герое, преодолевающем все препятствия, выполняющем свой долг перед другими с риском для собственной жизни или ее ценой, являются важной составной частью духовности и нравственности общества. «Люди должны походить на героев смелостью и удалью, бескорыстьем и честностью» [6, с. 209-210]. Героическую личность и ее исключительные свойства общество не воспринимает и очень часто недооценивает. «Современный массовый образ жизни позволяет в короткие сроки создавать огромный ресурс репликации любого образца героического. Но неизбежной расплатой за навязывание обществу неистинных образов виртуальных героев труда и битвы, пренебрежение консервативностью, инерционностью массового сознания и его верностью определенным традициям является процесс десакрализации символов государства и власти, расщепление структуры общественного сознания» (И.М. Суравнева).

Природа героизма неимоверно сложна, широким и неопределенным является само данное понятие. «Культивирование героев» становится функцией массовой культуры. «С героями покончено независимо от общественного порядка, в котором они жили. Этические чувства и благородные порывы уступили место рационализму, деловому расчету и полному отсутствию героя» (Э. Дженкинс). Развитие военной техники делает героизм ненужным компонентом войны (А. Рапопорт). И все-таки мы позволим не согласиться с авторами этих строк, рассматривая героизм как поведение, складывающееся из качеств, которые помогают человеку преодолеть страх и совершить героический поступок. К ним относят - храбрость, смелость, отвагу, мужество, упорство, физическую силу, находчивость, волю, бескомпромиссность, уверенность в себе, бдительность и хитрость. Сущность героического поведения раскрывается благодаря тому, что, во-первых, объективируют качества, взаимосвязанные с героизмом, во-вторых, указывают на ситуации, в которых проявляется героическое поведение, в-третьих, говорит о том, какие последствия оно имеет для человека. Обстоятельствами, при которых героизм встречается наиболее часто, являются экстремальные действия, во время которых человек периодически рискует жизнью, а ситуация требует от него свершения отважных, неординарных и опасных для жизни поступков. Анализ различного материала дает основание утверждать, что последствия героического поведения могут быть как печальными -гибель героя, так и радостными - обретение славы и почета после свершения подвига. «Не следует ду-

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2012

179

мать, однако, - говорит Карлейль, - что жизнь всякого истинного вождя человечества должна заключаться в полной свободе ломать мир по произволу и совершать свой благотворный путь посреди раболепных изъявлений восторга со стороны покорного человечества... Горе ему (герою), если он обратит повиновение людей в оружие своих корыстных целей; горе ему, если он отступит от необходимости принять мученический венец за свои убеждения; горе ему, если он посмотрит на жизнь, как на источник радостей или на поле для своего возвыше-ния»[6].

Проблематика героизма в плоскости исследования личности, ее духовного мира и деятельности анализируется с помощью теории социального действия, концепции элиты и «массы». «В мире находятся люди, исполненные решимости не довольствоваться действительностью. Они надеются, что дела пойдут по-другому... Таких людей называют героями. Ибо быть героем - значит быть самим собой, только собой. Когда герой хочет, не предки и не современные обычаи в нем хотят, а хочет он сам. Это желание быть собою самим и есть героизм» [1].

Ортега-и-Г ассет в размышлениях о Дон Кихоте признает, что не знает «более глубокого вида оригинальности, чем эта “практическая”, активная оригинальность героя. Такая жизнь - вечная боль, постоянное отторжение той своей части, которая подчинилась обычаю и оказалась в плену материи» [1].

Личность героя определяется тем, что она берет на себя большую, чем другие, меру ответственности, владеет острым ощущением неотложных потребностей современности, благодаря собственным интеллектуальным, физическим, нравственно-психологическим качествам, способностью существенным образом влиять на ход событий. Т. Карлейль рассуждает о жизни всякого истинного вождя человечества, которая «должна заключаться в полной свободе ломать мир по произволу и совершать свой благотворный путь посреди раболепных изъявлений восторга со стороны покорного человечества. Настоящий герой - всегда труженик... Его высшее звание - слуга людей. Он - первый рабочий на поденном труде своих сограждан, первый мститель за неправду, первый восторженный ценитель всего благого. Если герой - царь, то ему нет покоя, пока хоть один из его подданных голодает; если он мыслитель - ему нет отдыха, пока хоть одна ложь считается неложью. Из этого ясно, что деятельность его не терпит остановок, что он вечно стремится к недостижимому идеалу. Если он хотя бы раз уклонил-

ся от избранного пути, он уже согрешил, если он хотя бы раз поставил свое личное я выше интересов общих, он уже не герой, а служитель мрака». Томас Карлейль призывает «не удивляться неискреннему, неверующему миру, представляющему естественное достояние шарлатана, возможны бедствия, смуты и всякие неправды. Мир, состоящий из слуг, и должен быть управляем призрачным героем, в котором все величие исчерпывается нарядом». «Одним словом, одно из двух: или мы должны научиться узнавать истинных героев и вождей, когда смотрим на них; или, в противном случае, нами неизменно навеки будут управлять негероические люди».

Проблема героизма не принадлежит только истории, а остается составной частью духовно-нравственной культуры человечества, продолжая функционировать в новых формах и определениях. Дискуссии вокруг проблемы героизма приобретают особое значение и в мире, и для современной России. Обращаться к героизму в наши дни необычайно важно потому, что именно на данном направлении, которое связано с познанием его онтологической истинности, современное общество может гармонизировать свое развитие, приобрести необходимую устойчивость и длительную перспективу. «Нужен не только герой, но и мир, достойный его, который не представлял бы одной сплошной массы слуг, в противном случае герой пройдет почти бесследно для мира!» [3, с. 176]

Библиографический список

1. Ортега-и-Гассет. Размышления о «Дон Кихоте» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:/ /svr-lit.niv. ru/svr-lit/ortega-i-gasset-don-kihot/ tragikomediya.htm

2. РерихН.К. Семь Великих Тайн Космоса. - М.: Эксмо, 2011. - 864 с.

3. Карлейль Т. Герои, почитание героев и героическое в истории. - М.: Эксмо, 2008. - 864 с.

4. Карлейль Т. Прошлое и настоящее [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.marsexx.ru/ lit/karlel-proshloe_i_nastoyaschee.html

5. Карлейль Т. Этика жизни. Трудиться и не унывать! [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/karl3/index.php

6. Хазиев В. С. Истины бытия и познания. - Уфа: 2007. - 287 с.

7. Хейзинга Й. В тени завтрашнего дня [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gumer.info/ bibliotek Buks/Culture/Heizin/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.