Социально-экономические проблемы
137
оценки состояния железнодорожного пути при изменении обеспеченности околотков
Заключение
Исходя из изложенного выше, можно сделать следующие выводы.
1. Нормы потребности в
производственном персонале для обслуживания пути необходимо определять исходя из
грузонапряженности дистанции.
2. Балльная оценка железнодорожного пути выставляется по результатам прохода путеизмерительного вагона на основе технических указаний и определяется по следующим показателям: уширению, сужению, уровню наклона, рихтовке, просадке и перекосу колеи.
3. Анализ динамики состояния
железнодорожного пути Г АЖК «Узбекистон темир йуллари» в балльной оценке за 2002-2010 годы показал, что фактическая балльная оценка не
превышает плановую балльную оценку. Вместе с тем наблюдается рост фактической балльной оценки на 60 единиц.
Библиографический список
1. Технические указания по расшифровке
записей путеизмерительных вагонов, оценке отступлений от норм содержания рельсовой колеи железнодорожного пути, мерам по обеспечению безопасности движения при их обнаружении. Утверждены заместителем
министра путей сообщения. - М. : Транспорт, 1982. - С. 18.
2. Положение о системе ведения путевого хозяйства ГАЖК «Узбекистон темир йуллари».
производственным персоналом.
4. Анализ укомплектованности околотков
производственным персоналом показал, что только 15 % околотков имеют обеспеченность работниками более 90 %. На 37 % околотков фактическая численность производственного
персонала составляет менее 70 % от нормативного, 2 % околотков имеют
обеспеченность производственными
работниками на 31-40 %, что крайне недопустимо.
5. При использовании экспоненциальных
зависимостей программного обеспечения MicrosoftExcel была определена зависимость между обеспеченностью околотков производственными
работниками и содержанием
железнодорожного пути в исправном состоянии в балльной оценке. Было установлено: чем больше пропускается грузов по железнодорожному пути, тем выше должна быть укомплектованность околотков производственным персоналом.
Утверждено председателем компании, № 70 Н от 09.11.1995 г.
3. О нормативах труда на текущее содержание пути и стимулирование его качества. Приказ МПС РФ от 03.04.1997 г. № 8-Ц.
4. Методика расчета плановой балльной оценки состояния пути на Среднеазиатской железной дороге от 1992 г.
5. Положение об оплате труда на текущем содержании пути в дистанции пути. Утверждено начальником дистанции пути. - Ташкент, 2011.
УДК 1:316.37 + 11 + 101.1:316 Л. В. Мурейко
Петербургский государственный университет путей сообщения
ISSN 1815-588X. Известия ПГУПС
2012/1
Социально-экономические проблемы
138
ИСТИНА И ПРАВО: К ПРОБЛЕМЕ МАССОВОГО СОЗНАНИЯ В РОССИИ
Особенность правовых отношений в российском массовом сознании связывается автором статьи с большим расхождением научно-теоретического и практического выражения истины.
истина, право, массы, массовое сознание.
Введение
И. Кант, рассматривая право в
философско-антропологическом аспекте, определял его как совокупность условий, необходимых для согласования произвола одного с произволом другого на основе общего для них правила свободы.
В эпоху глобализации с учетом бурного развития технологий влияния масс-медиа на сознание людей обостряется проблема лишь видимости общего правила и нормы свободы. Вместе с тем широкое распространение массовой
потребительской культуры влечет за собой масштабную релятивизацию не только морально-нравственных устоев,
но и нормы знания, необходимого для социальной регуляции поведения и мышления людей. Современное общество теряет критерии нормальности в самом широком смысле, приобретая терпимость к различным отклонениям. Становится все более проблематичным само определение отклонений от нормы. Все это способствует развитию тенденции к дисфункции процессов социализации и социального контроля. Поэтому исследование права в связи с особенностями массового сознания является весьма актуальным.
1 Проблема формальной истины и усредненного права
В понимании истины оттолкнемся от ее определения, предложенного И. Т. Касавиным в «Новой философской
энциклопедии». Согласно Касавину, «истина - категория философии и культуры, обозначающая идеал знания и способ его достижения (обоснования)» [1, с. 169].
Истина двугранна. Одна ее грань связана с логической, рефлексивно-конструктивной разработкой более совершенного, то есть наиболее близкого к самой реальности знания, максимально свободного от человеческой субъективности. Однако сведение сути истины только к этой ее грани не приближает знание к реальности, к самой жизни, а делает ее формальной, усеченной, упускающей из виду неповторимость и ценность единичного, мир в его конкретности, изменчивости. Другая грань истины связана с системой ценностей, определяющей идеал или
совершенство знания в соответствии с другими ценностными категориями, с его доступностью широким слоям населения, а также с практической применимостью в конкретно и индивидуально значимой ситуации. В этом плане истина является неформальной. Ценностная грань истины проявляется в ее стремлении к расширению возможностей собственно человеческого существования, его
вариативности.
Общая тенденция отношения к истине в Новейшее время - это реакция на противопоставление в Новое время познания и реальности, субъекта и объекта. Реальность стала в большей степени рассматриваться как соразмерная человеку. Проблема объективного содержания знания все больше смещается к проблеме его обоснования через выяснение условий его
интерсубъективной приемлемости.
ISSN 1815-588X. Известия ПГУПС
2012/1
Социально-экономические проблемы
139
Истина имеет функцию регуляции мышления и социального действия. В правовых отношениях истина в значительной степени ориентирована на ее практическое применение,
коррелируясь с правдой,
справедливостью.Право - особый вид общественной регуляции для
поддержания социального порядка. Для права характерны две стороны: одна
связана с формальным равенством людей, обеспечиваемым общими нормами поведения и мышления, стремлением общества к статичности, к максимальной
нейтрализации субъективного фактора; другая - с учетом минимизации вреда от реализации норм, игнорирующих уникальность каждого человека, конкретной социально-культурной общности, исторически меняющихся реалий.
В современной философии права особое внимание уделяется проблеме понимания границы общезначимого, усредненно-формального закона при ее пластичности применительно к разным индивидам, ситуациям, к исторически изменчивой социальной среде.
2 Два подхода к пониманию природы правовых отношений в теории права
В теории права существуют два основных подхода к пониманию его природы: юридический и легистский.
Представители юридического подхода не сводят право к закону, как это делают сторонники легизма. Внутри юридической позиции в свою очередь выделяют два направления мысли: естественно-правовое и либертарно-юридическое.
Представители первого из них, делая ставку на нравственный аспект правовых связей, признают приоритет
естественного права по отношению к «позитивному» праву, в основании которого лежит формальный закон. Представители второго направления критически настроены по отношению к сторонникам естественно-правовых идей, полагая, что те неправомерно размывают границу между правовыми и неправовыми явлениями (моралью, нравственностью, религией и т. д.). Сторонники либертарноюридического подхода к пониманию права не приемлют и легизма из-за его трактовки права как пустой формы, пригодной для любого содержательного наполнения. Представители либертарного подхода предлагают трактовать правовую форму как специфически формальную.
В. С. Нерсесянц, обосновывающий
продуктивность либертарно-юридической
позиции, определяет правовой закон как адекватное выражение права в его официальной признанности, общеобязательности и конкретности [2]. При этом подчеркивает необходимость властной общеобязательности того, что официально признается и устанавливается как закон в определенном социальнополитическом пространстве-времени. Вместе с тем объективность правового закона рассматривается как важнейшая его характеристика.
При всей основательности изложения данной позиции указанным автором все же остается ряд вопросов. Например: пробивается ли объективность правового закона в сознание и волю представителей государственной власти, граждан сама, несмотря ни на какие манипулятивные технологии коммерчески заинтересованных идеологов в условиях расцвета масс-медиа? Или для ее обнаружения необходима разработка специальных познавательных техник, открывающих новые горизонты в понимании точек соприкосновения познания как такового и практической жизни, усредненно-формальной меры справедливости и ее конкретного многообразия? Каков механизм принуждения к следованию
ISSN 1815-588X. Известия ПГУПС
2012/1
Социально-экономические проблемы
140
объективности правового закона при наблюдающемся в обществе масс росте нигилизма или индифферентности к общепризнанным правовым нормам? Как при этом учитывается специфика разных субъектов права, разных способов интеграции в разных формах социальных общностей? Объективное знание о реальности, в том числе о правовых отношениях, дает одна лишь наука? Немецкий специалист в области социологии знания П. Вайнгарт правомерно говорит о наличии в развивающейся науке той стороны,
которая определяется ее влиянием на массовизацию сознания и научного сообщества, и общества в целом [3]. Синтез наук, «интердисциплинаризм»
порождает «научно-политический
популизм». Коммерциализация и приватизация знания все больше вытесняют фундаментальное, элитарное, теоретическое знание «промышленным» исследованием и наукой «частнорыночного» образца. В обратном воздействии масс на науку П. Вайнгарт отмечает опасность ускоряющегося роста тенденции имитации научного знания.
3 О связи между способами общезначимого нормативного мышления и формами социальной интеграции людей
Еще Ж. Гурвич справедливо отмечал тот факт, что нормативная интеграция мышления и действий людей в обществе может складываться по-разному в зависимости от субъектной особенности, от специфики конкретной формы объединения людей. Уточнение этой проблемы он осуществлял через «методологическое различие» между наиболее выраженными формами социальной интеграции людей, представленными «массой», «коммуной» и «общиной». При этом Гурвич обращал внимание на тот факт, что принуждение к образцам и ожиданиям нормативного поведения тем меньше, чем выше степень заученных стандартов [4, с. 489].
В массе, специфику которой он видит в случайной связи индивидов,
осуществляемой посредством
поверхностных социальных контактов, принуждение к конформности имеет более выраженный, острый характер. Это происходит потому, что в данном случае у индивидов, находящихся в случайных, поверхностных связях, воспринимаемая ситуация переживается как нестабильная, незнакомая. И именно поэтому они сначала примеряют на себя роли и действия, ожидаемые от них. При этом
неуверенность в знании ситуации и поведения других людей и в этой связи риск выбора неверного решения лишь усугубляет положение дел, что проявляется в относительно
определенных, но как бы «случайно» возникающих способах реакции на поведение, социально признанное как отклоняющееся. Право в данном случае воспринимается как имеющее
ситуативный характер. Границы
общезначимой формы кажутся
неопределенными, размытыми.
Индифферентность индивида, в том числе оценочная по отношению к другим людям, рассматривается как
продуктивный способ конформности к этой форме.
Осуществляя сравнительный анализ двух форм социальной общности (масс и религиозной общины), Ж. Г урвич обращает внимание на тот факт, что в них наиболее явно, внешне схоже, но по существу разными способами выражен феномен связи индифферентного и общезначимого. При этом стандартизация и автоматизация сознания масс не рассматривается Ж. Гурвичем как их существенная черта, что было характерно, например, для Х. Ортега-и-Гассета, Г. Маркузе, Э. Тоффлера и др.
ISSN 1815-588X. Известия ПГУПС
2012/1
Социально-экономические проблемы
141
Понятие «массовое сознание», рассмотрение которого необходимо для уточнения механизмов и форм функционирования правосознания и правовой культуры, тесно связано с понятием «массовая культура», будучи производным от понятия «массы».
При внимательном изучении
классификации основных концепций масс, предложенной Д. Беллом [5, с. Ills'] и дополненной марксистской, психоаналитической и
постмодернистской теориями, можно выделить две основные тенденции. В русле одной из них - наиболее распространенной - массы понимаются как общность унифицированных,
автоматически и стереотипно мыслящих и действующих людей. В русле другой, которую, в частности, представляет Ж. Гурвич, массы рассматриваются как множество людей, отчужденных друг от друга, не способных к интеграции. Их трудно идентифицировать, поскольку отсутствует общее основание для
различия. Поэтому главная их
особенность - индифферентность.
В литературе последних лет, посвященной исследованию особенности массового сознания, отмечается его обыденный характер, вплетенность в
жизнедеятельность человека. По значению человеческих масс для
общества С. Московичи сравнивает их с аристотелевской «материей» в том
смысле, в котором она рассматривается в качестве многовариантнойвозможности в реализации конкретных форм
существования - как глина для гончара [6, с. 109]. Такая способность масс связана с одним из важнейших их свойств -нейтрализацией человеческой
индивидуальности.
Следует отметить, что стереотипы мышления и поведения масс не поглощают полностью индивидуальное, которое при этом принимает анонимный способ существования. Поэтому утверждение Ж. Бодрийяра о том, что массы, главная характеристика которых «власть нейтрального» и пребывание в качестве «нулевого субъекта», что это «черная дыра», куда проваливается социальное [7], требует уточнения: массы «проваливают» лишь некоторую форму существования социальной среды, чтобы открылись другие.
Массы, несомненно, имеют свойство стремиться к крайностям мышления в виде предельного автоматизма, программируемости, с одной стороны, и стихии, непредсказуемости - с другой. Однако автоматизм и стихия человеческого действия содержат не только тенденцию варварского разрушения успехов цивилизации, но и творческий потенциал обновления известного. Массам также присуще свойство быть естественным
корректором чрезмерной склонности общества к технически искусственной «правильности» образа жизни людей, приводящей к его стандартизации.
4 Массовая культура как реакция общества на недостаток ценностной стороны истины и права
Индустриальная и постиндустриальная цивилизации, ведущие к стиранию различий, к равенству, во многом
формальному, тиражирующие единичное -одно из важнейших условий массового общества как такового и массовой культуры. При этом интернациональность
массовой культуры не уничтожает ее своеобразия и национального колорита.
В России массовая культура приобретает свои особенности не только за счет прорывающихся глубинных
национальных черт, но и в связи со свойственным российской среде
ISSN 1815-588X. Известия ПГУПС
2012/1
Социально-экономические проблемы
142
значительным расхождением между высокой культурой и жизнью. Культура по отношению к жизни в России веками рассматривалась как нечто возвышеннотрансцендентное. Современная
российская массовая культура особенно торопится через упрощения, через облегченную игровую ситуацию «внедрить» культуру в жизнь.
Стереотипы, образцы суждений не только экономят время и усилия на понимание, но и практически облегчают процессы толерантности, демократизма. При этом возникают не только упрощенные, типичные схемы толкования
происходящего, но и неожиданные артефакты смысла, открывающие новые способы видения условий преодоления границы между существующим сейчас и тем, что должно быть.
В России, где всегда был значительный разрыв между высокой культурой и жизнью рост роли масс и массовой культуры создает особенно острую ситуацию. В то время как представитель Западной цивилизации посредством массовой культуры снижает степень остроты жизненных проблем, российский человек свой образ жизни еще больше драматизирует. Развлекательность,
игровое воображение массового сознания и массовой культуры в России еще больше подчеркивают неустроенность повседневной жизни.
Во многом это связано с исторически сложившимся и до сих пор господствующим этатистским
(«государствоцентристским») подходом к праву в сочетании с большим расхождением истины в ее научнотеоретическом и ценностно-практи-ческом выражении.
Истина в ее ценностном аспекте совпадает с правдой, вводя знание в культурный и практический контексты. Истина о действительно человеческом
существовании в ее социально и
государственно регулируемом,
справедливом применении проявляется в том, что правовые требования должны ограничивать запретительную практику государства и любого другого властвующего субъекта. Вместе с тем право должно иметь общепризнанную, фиксируемую и контролируемую государством формальность,
действующую по принципу равенства всех перед законом. С этим связана специфика права, его отличие от других социальных регуляторов: норм морали, религии.
Однако важно, во имя признания ценности каждой индивидуальной жизни, без чего нет справедливости и действительного, а не формального равенства, различая истину, смысл и правду, не проводить между ними непроницаемую черту, как это делают представители либертарно-юридической позиции в понимании права. Не стоит, видя образец права в его Западном варианте, отмахиваться от мысли И. А. Ильина как от архаической. Россия по своей сути, справедливо полагает он, характеризуется духом особой свободы и такой предметности, которые
определяются любовью и верой в совершенное. Самобытность русского народа и его культуры, согласно И. А. Ильину, состоит вовсе не в том, чтобы наслаждаться бесформенностью и хаосом, пребывая в безволии и безмыслии, а в том, чтобы «выращивать вторичные силы русской культуры (волю, мысль, форму и самоорганизацию) из ее первичных сил (из сердца, из созерцания, из свободы и совести» [8, с. 226]. И вполне возможно, не без основания считал И. А. Ильин, выработать восточноправославную дисциплину воли и организации, свободную как от рассудочного формализма, так и скептицизма в морали Запада. Подобные рассуждения характерны и для многих
ISSN 1815-588X. Известия ПГУПС
2012/1
Социально-экономические проблемы
143
других русских философов (см., например, [9]).
Конечно, рассматривая эту идею, мы должны учитывать трансформации социальных отношений в России, связанные с глобализацией, с информатизацией общества,
продуцирующие условия для особой роли масс и массового сознания в характере изменений этих отношений. При этом следует отметить, что ростки неформальной истины, стремящейся к свободе от одномерного знания, от стереотипов, в массовой культуре и массовом сознании в России сохраняются. Речь идет о том, что активизация масс обращает внимание гражданского общества на наличие в высокой культуре, в том числе в научно-теоретической культуре права, моментов неоправданного
Заключение
Исследование соотношения истины и права, особенно в условиях переоценки прежних устойчивых ориентиров действия и мысли, когда активизируются массы, способствует уточнению основания многообразия значений реальности и способов практического использования знания в социуме.
При наличии немалого количества фундаментальных работ по теории права, все же недостаточно внимания уделяется растущей роли масс и массового сознания в изменениях характера формального равенства в правовых отношениях. И это при том, что массы представляют собой достаточно пластичный материал и потенциальную энергию самых разных
Библиографический список
1. Истина / И. Т. Касавин // Новая философская энциклопедия. В 4-х т. Т. 2. - М. : Мысль, 2001. - С. 169-172.
2. Философия права: либертарно-юриди-ческая концепция / В. С. Нерсесянц. - Вопросы философии. - 2002. - № 3. - С. 3-15.
формализма в следовании образцам поведения и мышления, чрезмерной амбициозности, оторванности от жизни. Однако приближение к подлинному пониманию и реализации права в обществе невозможно без ведущей роли культурной элиты, способной к разумной нравственности как к образу жизни, предполагающей идентификацию своей самобытности и личностной
ответственности через умение установить живую связь со своеобразием отечественной культуры. Российский представитель элиты должен быть практическим примером того, как индивиду ценить и свои, и чужие права и тем самым принимать право как важнейшую социальную ценность.
форм социально-политических движений и правовых установлений.
Специфика русской философии права (причем как славянофильского, так и западнического типа), с одной стороны, и практического правового
взаимоотношения представителей
отечественных масс - с другой, имеют некоторое сходство. Оно проявляется в том, что в них, хотя и по-разному, особенно остро проявляется реакция на формальность и насильственный характер права, в которых усматриваются прежде всего их крайние разновидности. И для русской философии в целом, и для отечественных масс свойственна особая тяга к неформальному равенству.
3. Die Stunde der Wahrheit? Zum Verhaltnis der Wissenschaft zu Politik? Wirtschaft und Medien in der Wissensgesellschaft / P. Weingart. -Velbrueck, 2006. - 397 S.
4. Mass, Community, Communion / G. Gurvitch // The Journal of Philosophy. - N. Y., 1941. - Vol. 38.
5. The End of Ideology / D. Bell. - Glencoe, 1964.
ISSN 1815-588X. Известия ПГУПС
2012/1
Социально-экономические проблемы
144
6. Век толп / С. Московичи. - М. : Центр психологии и психотерапии, 1998. - 304 с.
7. В тени молчаливого большинства, или Конец социального / Ж. Бодрийяр. - Екатеринбург, 2000. - 96 с.
8. О русской идее / И. А. Ильин // Русский
индивидуализм : сборник работ русских
УДК 69.003
философов XIX-XX веков. - М. : Алгоритм, 2007. - С. 214-231.
9. Русскаяфилософияправа:
философияверыинравственности : антология /
сост. А. П. Альбов, Д. В. Масленников, А. И. Числов, С. В. Филиппова. - СПб. : Алетейя, 1997. - 398 с.
К. В. Наумкова, П. А. Козин
Петербургский государственный университет путей сообщения
УСОВЕРШЕНСТВОВАННЫЙ подход к оценке инвестиционных ПРОЕКТОВ, РЕАЛИЗУЕМЫХ ПО СХЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА
В статье рассмотрен усовершенствованный подход к оценке эффективности инвестиционных проектов, реализуемых по схеме государственно-частного партнерства (ГЧП). Представлены критерии оценки проектов ГЧП для государства и коммерческих организаций. Представленный подход рассмотрен на примере обоснования эффективности инвестиций в строительство скоростной автомобильной магистрали Санкт-Петербург - Москва.
государственно-частное партнерство, инвестиции, оценка эффективности инвестиций.
Введение
В современных условиях партнерство государственного и частного секторов экономики становится все более эффективным способом решения задач, связанных с модернизацией транспортной инфраструктуры, строительством и оказанием услуг в сфере здравоохранения, развития городских территорий, а также развития жилищно-коммунального
хозяйства вне рамок длительного и бюрократизированного бюджетного
процесса [1].
Целью создания государственно-частного партнерства (ГЧП) является повышение эффективности инвестиционных проектов для государства и частных организаций. Однако рассчитываемые показатели на этапе обоснования эффективности
инвестиций в проектах ГЧП зачастую не подтверждаются результатами реализации проектов. Поэтому возникает потребность в усовершенствовании подходов к оценке эффективности проектов ГЧП.
В данной статье рассмотрен усовершенствованный подход к оценке инвестиционных проектов, реализуемых по схеме государственно-частного
партнерства, с помощью которого можно уменьшить существующие недостатки. Представлены дополнительные критерии оценки для проектов ГЧП, произведен расчет показателей эффективности с применением представленного подхода на примере строительства скоростной автомагистрали Санкт-Петербург -
Москва.
1 Критерии оценки инвестиционных проектов, реализуемых на основе государственно-частного партнерства
ISSN 1815-588X. Известия ПГУПС
2012/1