Научная статья УДК 338.482:338.48 https://doi.org/10.24158/pep.2024.5.4
Исследование взаимосвязи между туристическими потребностями российских путешественников и культурными ресурсами провинции Цзянсу
Чжао Жунхуэй1, Шан Бофэй2
1,2Цзянсуский научно-технический университет, Цзянсу, Китай
Аннотация. Между Россией и Китаем сформировались устойчивые связи в сфере туризма. Провинция Цзянсу в КНР характеризуется высоким уровнем развития рекреационной отрасли для путешественников, она богата культурными и туристическими ресурсами. В 2021 г. регион поставил перед собой цель стать «всемирно известным туристическим направлением», то есть востребованным для путешественников из разных стран местом. Развиваясь в этом отношении, провинция в последние годы демонстрирует значительный прирост количества принятых гостей из других государств, однако россиян среди них - меньшинство. Статья призвана рассмотреть туристическую мотивацию русских путешественников при посещении Китая и определить культурные и ресурсные преимущества провинции Цзянсу, которые могли бы привлечь их в регион. Отмечаются три аспекта туристических предпочтений россиян - особенная культура места посещения, незатратный шопинг и высокий комфорт для отдыхающих. Заключается, что адаптация туристической отрасли провинции Цзянсу к потребностям путешественников из России позволит ей увеличить туристический поток на своей территории за счет повышения количества гостей из этой страны.
Ключевые слова: провинция Цзянсу, Россия, культурный туризм, въездной туризм, Китай, российские туристы
Финансирование: публикация подготовлена при поддержке научного гранта № 2021WY155WJ «Молодежный научно-технический инновационный проект Цзянсуского научно-технического университета (гуманитарные и социальные науки)» и № 2022SJYB2241 «Проект исследований в области философии и социальных наук в университетах провинции Цзянсу».
Для цитирования: Чжао Жунхуэй, Шан Бофэй. Исследование взаимосвязи между туристическими потребностями российских путешественников и культурными ресурсами провинции Цзянсу // Общество: политика, экономика, право. 2024. № 5. С. 34-39. https://doi.org/10.24158/pep.2024.5.4.
Original article
Research on the Relationship between the Tourism Needs of Russian Tourists and the Cultural Tourism Resources of Jiangsu Province
Zhao Ronghui1, Shang Bofei2
^Jiangsu University of Science and Technology, Jiangsu, China
Abstract. Stable ties have been formed between Russia and China in the field of tourism. Jiangsu Province in China is characterized by a high level of development in the recreational sector for travelers and is rich in cultural and tourist resources. In 2021, the region set the goal of becoming a "world-renowned tourist destination", meaning a sought-after destination for travelers from various countries. While developing in this regard, the province has demonstrated significant growth in the number of accepted guests from other countries in recent years, however, Russians among them constitute a minority. The article aims to examine the tourist motivation of Russian travelers when visiting China and identify the cultural and resource advantages of Jiangsu Province that could attract them to the region. Three aspects of Russians' travel preferences are noted - the unique culture of the destination, budget-friendly shopping and high comfort for vacationers. It is concluded that adapting the tourism industry of Jiangsu Province to cater to the preferences of Russian tourists presents an opportunity to increase tourist arrivals from Russia. Strategies focusing on promoting cultural attractions, enhancing shopping experiences, and improving leisure facilities can contribute to attracting more Russian tourists to the region, thereby bolstering tourism growth and economic development.
Keywords: Jiangsu, Russia, cultural tourism, inbound tourism, China, Russian tourists
© Чжао Жунхуэй, Шан Бофэй, 2024
Funding: The publication was prepared with the support of scientific grant No. 2021WY155WJ "Youth Scientific and Technical Innovation Project of Jiangsu University of Science and Technology (Humanities and Social Sciences)" and No. 2022SJYB2241 "Research Project in Philosophy and Social Sciences at Universities of Jiangsu Province".
For citation: Zhao Ronghui & Shang Bofei (2024) Research on the Relationship between the Tourism Needs of Russian Tourists and the Cultural Tourism Resources of Jiangsu Province. Society: Politics, Economics, Law. (5), 34-39. Available from: doi:10.24158/pep.2024.5.4 (In Russian).
Введение. Провинция Цзянсу - это не только крупный регион Китая с развитой экономикой и высокой плотностью населения, это еще прекрасные пейзажи и значительные культурные ресурсы. Все это помогло Цзянсу стать одним из центров регионального туризма.
Многие иностранные граждане специально приезжают в провинцию, чтобы познакомиться с ее самобытной культурой. Однако в среде российских путешественников эта местность не является популярной. Согласно данным Федерального агентства по туризму, с 2014 по 2019 гг. число туристов из России в Китай составило более миллиона, достигнув максимального показателя в 2019 г. - 2 333 708 человек1. Из них Цзянсу посетили лишь 135 804 человек2.
Данное обстоятельство демонстрирует необходимость установления причин игнорирования российскими путешественниками этого региона в качестве места притяжения и установления возможностей повышения привлекательности провинции конкретно для русских гостей. Сказанное определяет цель настоящего исследования. В качестве задач по ее достижению выступили следующие:
- рассмотрение туристического потенциала региона;
- определение ключевых приоритетов российских путешественников при посещении ими Китая;
- установление возможности удовлетворения туристических запросов россиян ресурсами провинции Цзянсу;
- формулирование рекомендаций по изменению стратегии развития туристической отрасли региона с учетом приоритетов русских гостей.
В данной статье производится оценка ресурсного потенциала въездного туризма провинции Цзянсу путем эмпирического, статистического и системного анализа имеющихся ресурсов и выявления факторов, способствующих продвижению бренда провинции Цзянсу не только в масштабах страны, но и на мировом туристическом рынке, в частности, российском. Также мы опирались на маркетинговый подход.
Новизну исследования составляет собственно анализ данного туристического направления, поскольку в среде российских исследователей внимания ему до сих пор не уделялось, хотя в целом с их стороны фиксируется определенный интерес к различным самобытным регионам Китая (Шелег, Очкасова, 2019; Ли, Панков, 2023 и др.).
Факторы выбора направлений для российских туристов в Китай. Как уже было сказано, привлекательность культурного туризма в провинции Цзянсу для российских туристов явно недостаточна. Русские путешественники, посещающие Китай, более охотно выбирают в качестве направлений для ознакомления и отдыха такие города, как Пекин, Шанхай, Гуанчжоу, Харбин, а также прибрежные районы - Далянь, Бэйдайхэ и Санья. Что стоит за этим? Попробуем разобраться.
Туристическая мотивация - это психологическая движущая сила, побуждающая людей к посещению конкретных мест, а также важный фактор, влияющий на выбор ими модели туристического поведения. Определение ее основных приоритетов применительно к российским путешественникам, на наш взгляд, способно пролить свет на причины невыбора ими провинции Цзянсу в Китае для посещения.
Согласно официальным данным Министерства культуры и туризма Китайской Народной Республики, в Поднебесную туристы из России приезжают с несколькими целями: деловыми и научными (бизнес-встречи, стажировки, конференции, круглые столы), рекреационными (осмотр достопримечательностей и досуг), личными (посещение родственников) и др. Возьмем в качестве примера статистику за 2015 г. Среди туристов и отдыхающих наибольшее число предпочло осмотр достопримечательностей и досуг - около 40,5 % от общего числа посетивших Китай, за ними следуют 34,6 % туристов, прибывших в Поднебесную для участия в разного рода деловых и научных мероприятиях3.
1 Число выездных туристских поездок граждан Российской Федерации за рубеж [Электронный ресурс] // ЕМИСС. Государственная статистика. URL: https://www.fedstat.ru/indicator/59467 (дата обращения: 10.03.2024).
2 = Статистический ежегодник Цзянсу [Электронный ресурс] // Статистическое бюро провинции Цзянсу. URL: http://tj.jiangsu.gov.cn/ (дата обращения: 10.03.2024) (на кит. яз.)
3 Количество иностранных туристов, въехавших в страну в 2015 году (в разбивке по целям) // Министерство культуры и туризма КНР URL: https://zwgk.mct.gov.cn/z1xxgkml/tjxx/202012/t20201204_906446.html (дата обращения: 10.03.2024). На кит. яз.
Анализируя современную ситуацию, китайский ученый Чжао Лэй отмечает, что в последнее время еще одной «горячей» туристической ориентацией гостей из России стала традиционная китайская медицина. Они склонны выбирать Далянь, Бэйдайхэ, Санья и другие прибрежные города для лечения на горячих источниках (Чжао Лэй, 2016).
Также актуально для россиян путешествие с туристической группой (Лэй Шуан, 2017).
Согласно исследованию М.В. Ефремовой и коллег, до 2008 г. основной мотивацией русских туристов, приезжающих в Китай, был шопинг (Ефремова и др., 2017).
А.П. Чистилина, анализируя популярные туристические направления в Китае для граждан Российской Федерации, среди таковых отметила знакомство с восточной культурой, традиционной медициной, национальным колоритом в гастрономии, развлечениях, привычках, посещение природных парков, знаковых мест (Чистилина, 2019).
В контексте наших рассуждений важны результаты исследования Н.С. Мартышенко и А.Е. Ильина, которые выявили среди предпочтений российских туристов посещение национальных достопримечательностей, досуговых и развлекательных мероприятий, получение новых впечатлений, знакомство с китайской архитектурой, лечение традиционной китайской медициной и т.д. (Мартышенко, Ильин, 2011: 154).
Таким образом, основываясь на представленной информации, мы можем сказать, что выбор российских туристов направления для поездки в Китай в основном определяется следующими тремя аспектами:
1. Культурной привлекательностью места посещения:
- спецификой восточного мировоззрения и традиционной философией: русским путешественникам нравится своеобразие культуры Поднебесной, они стремятся посетить наиболее известные достопримечательности страны, чтобы составить собственное представление о взаимосвязи традиционной философии и культуры Китая;
- красотой природы: российских туристов привлекают неординарные ландшафты Китая, горные виды, рукотворные сады, парки, экообъекты;
- связью с историей: о КНР многим известно недостаточно, поскольку долгое время республика являлась закрытой страной, посещение же исторических мест, памятников позволяет восполнить данные пробелы в знаниях;
- традициями и практиками народной нефармакологической медицины: некоторое разочарование современного обывателя в эффективности современных способов лечения, засилье лекарственной терапии в Европе и России подогревает интерес путешественников к альтернативным способам оздоровления.
2. Бюджетностью отдыха и незатратным шопингом: хотя количество российских туристов, приезжающих в Китай за покупками, сократилось, многие из них по-прежнему хотят покупать специфические и недорогие товары национального производства. Стоимость поездки и множество предложений позволяют гостям страны получить туристические услуги за невысокую цену.
3. Комфортом в путешествии: в Китае работает развитая сеть туристических агентств, которые могут предоставить доступные и качественные услуги российским коллективным туристам. Кроме того, мягкий климат, богатый досуг и развлечения, а также совершенная транспортная система обеспечивают дополнительный комфорт путешественников.
Стратегия повышения привлекательности провинции Цзянсу для российских туристов. Ресурсы культурного туризма провинции Цзянсу соответствуют основным факторам, влияющим на выбор направлений для российских туристов в Китае: культурная привлекательность, экономическая необременительность и комфорт в путешествии.
Так, провинция Цзянсу может предложить российским туристам целый ряд направлений для отдыха, исходя из своих ресурсов. Наиболее перспективными из них следует признать следующие:
1. Цзянсу чрезвычайно богата водными ресурсами, включая реку Янцзы, море, реки и озера. Аквапейзажи привлекают множество неравнодушных зрителей. Особенно среди туристов известен «Водный город Цзяннань». В провинции много природных ландшафтов с тематикой «культуры воды». Например, живописный район реки Циньхуай (ШШМ) в городе Нанкин, где гости могут совершить ночную экскурсию к храму Конфуция по воде, на берегах расположено множество старинных зданий; водный город Чжоучжуан (ДШ), известный своими каналами и древними мостами, который получил название «Восточная Венеция»; озеро Шоусиху (ЙЙШ) площадью 700 акров, которое впечатляет своей извилистой береговой линией, украшенной образцами уникального садово-паркового искусства. Кроме того, в городе Яньчэн есть живописный район водно-болотных угодий Желтого моря, озеро Тяньму в городе Чанчжоу, Юаньтоучжу (в^^) в
городе Уси, храм Цзиньшань (ЙШ^) в городе Чжэньцзян и т.д.
2. Искусство классической китайской садовой архитектуры сохранено и развито в провинции Цзянсу, и это еще одна туристическая достопримечательность региона. Его образцы можно увидеть, посетив целый ряд объектов: Сад Чжаньюань (Ш@) в городе Нанкине, Сад Чжочжэню-ань и Лююань (Ш@) в городе Сучжоуи, Сад Цзичанюань в городе Уси. Они также известны как «четыре знаменитых сада», которые являются культурным наследием Китая.
3. Культура традиционной медицины в провинции Цзянсу всегда была на переднем плане развития, здесь много известных врачей. Китайские ученые Чэнь Жэньшоу и Цзи Вэньхуэй утверждают, что провинция Цзянсу имеет долгую историю развития традиционной китайской медицины, которая оказала большое влияние на здоровьесберегающую индустрию страны (Чэнь Жэньшоу, Цзи Вэньхуэй, 2009). Еще в октябре 1954 г. правительство основало в регионе провинциальную больницу. Сегодня она превратилась в лечебное учреждение высокого уровня, в состав которого входит международный учебный центр по иглоукалыванию и прижиганию. Больница пользуется хорошей репутацией в стране и за ее пределами, а средний ежедневный амбулаторный прием в ней составляет до 7 000 человек1.
4. Народная культура провинции Цзянсу проявляется в гастрономических пристрастиях жителей, в местных праздниках, обрядах, храмовых ярмарках, народной литературе, музыке, каллиграфии и живописи, традиционных ремеслах и т. д. Например, в музее Юньцзинь в Нанкине, российские туристы могут понаблюдать за производством парчи и приобрести изделия из нее.
Можно сказать, что для русских путешественников, независимо от того, хотят ли они насладиться прекрасными пейзажами водной деревни, познакомиться с садовой культурой, попробовать на себе уникальные методы лечения или соприкоснуться с многовековой народной культурой, провинция Цзянсу может предоставить множество возможностей.
Являясь крупным регионом с одним из самых высоких показателей численности населения и экономического развития в Китае, провинция Цзянсу имеет ряд крупных городов и процветающих коммерческих центров. Российские туристы могут не только воспользоваться международными услугами, такими как обмен валюты и камера хранения, но и погрузиться в современную торговую среду, оценить разнообразный ассортимент товаров, а также приобрести уникальные и недорогие сувениры. В провинции также есть множество ресторанов и развлекательных заведений, в которых посетители могут попробовать блюда местной кухни, посмотреть фильмы или поучаствовать в других интересных мероприятиях в дополнение к шопингу.
Кроме того, в регионе готовы разместить путешественников гостиницы разного класса: 79 пятизвездочных, 134 четырехзвездочных и 162 трехзвездочных. В качестве примера возьмем среднюю стоимость номера в провинции Цзянсу в сентябре 2023 г.: пятизвездочный отель стоил 551,43 юаня за номер в сутки, четырехзвездочный - 341,7, трехзвездочный - 227,9, а двухзвез-дочный - 164,4 юаня в сутки2. Цены на аттракционы, развлечения, транспорт и т.д. также очень приемлемы. В целом, туризм в Цзянсу позволяет сэкономить деньги путешественников.
Кроме того, провинция может предложить своим гостям морские экскурсии по древним городам и рекам, дегустацию образцов аутентичной кухни, посещение ремесленных производств и литературных вечеров. Русские туристы найдут здесь достойный выбор способов времяпрепровождения.
Провинция Цзянсу расположена в центре восточного прибрежного района материкового Китая, граничит с провинцией Шаньдун на севере, Аньхой - на западе, Шанхай и Чжэцзян - на юго-востоке. Она является важной частью дельты реки Янцзы и обладает совершенной транспортной системой.
Местность провинции Цзянсу в основном равнинная, с мягким климатом и четырьмя выраженными временами года. Среднегодовая температура составляет от 13,6 до 16,1°С, зимой -3,0°С выше нуля. Здесь много мест, подходящих для отдыха. Например, в городе Яньчэн российские туристы могут прогуляться по Национальному лесному парку Желтого моря и полюбоваться различными деревьями, цветами, животными, маньчжурскими журавлями и другими редкими птицами.
Заключение. Китай и Россия переживают лучший период в истории сотрудничества, в том числе и в сфере туризма. Политические, экономические и культурные обмены между двумя странами укрепляются день ото дня. Несмотря на то, что китайская провинция Цзянсу богата культурными ресурсами и ежегодно принимает большое количество иностранных гостей, российские
1 КШ'М^ШШ = Больница традиционной китайской медицины п. Цзянсу [Электронный ресурс] // Энциклопедия медицины. URL: https://www.yixue.com/%BD%AD%CB%D5%CA%A1%D6%D0%D2%BD%D4%BA (дата обращения: 10.04.2024) (на кит. яз.)
2 2023 ^ 9 яатеж^етжв^пТОЙйШШЖ = Статистический отчет о ставках аренды и средней стоимости номеров в звездных отелях провинции Цзянсу за сентябрь 2023 года [Электронный ресурс] // Департамент культуры и туризма провинции Цзянсу. URL: http://wlt.jiangsu.gov.cn/ (дата обращения: 13.04.2024) (на кит. яз.)
туристы пока не рассматривают регион в качестве основного места своего путешествия. Однако ситуацию можно изменить, сделав акцент в развитии туристической отрасли провинции с учетом потребностей и желаний русских путешественников. Возможности Цзянсу в этом отношении велики. Кроме того, формирование комплексных туристических продуктов, укрепление туристской инфраструктуры и кадрового состава агентов, создание и продвижение бренда провинции на территории России могут решить проблему актуализации данного региона Китая в качестве места посещения для русских путешественников.
Список источников:
Ефремова М.В., Чкалова О.В., Би Ж. Анализ развития международного туризма между Россией и Китаем // Экономический анализ: теория и практика. 2017. Т. 16, № 6 (465). С. 1127-1139. https://doi.org/10.24891/ea.16.6.1127.
Ли Т., Панков С.В. Анализ и оценка развития сельского туризма в провинции Сычуань Китайской Народной Республики // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. География. Геология. 2023. Т. 9, № 3. С. 30-39.
Мартышенко Н.С., Ильин А.Е. Эволюция рынка туристских услуг выездного туризма из Приморского края в Китай // Российское предпринимательство. 2011. № 2-2. С. 153-159.
Чистилина А.П. Анализ туристских направлений Китая для граждан Российской Федерации // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. 2019. Т. 13, № 1. С. 120-134.
Шелег Е.А., Очкасова Е.С. Анализ туристских перспектив направления о. Хайнань (Китай) // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. 2019. Т. 13, № 1. С. 143-151.
// 2009. № 10. С. 29-31. = Чэнь Жэньшоу,
Цзи Вэньхуэй. Краткая дискуссия об истории, статусе-кво и защите культуры традиционной китайской медицины в провинции Цзянсу // Вестник Нанкинского университета традиционной китайской медицины (издание по социальным наукам). 2009. № 10. С. 29-31. (на кит. яз.)
ШЯ. // SK&&. 2017. № 21. С. 20-21. = Лэй Шуан. Анализ состояния развития китайско-рос-
сийского сотрудничества в сфере туризма // Современная экономика. 2017. № 21. С. 20-21. (на кит. яз.)
ШЩ. // Й4. 2016. № 10. С. 45-46. = Чжао Лэй. Исследование развития туризма в Китае и России //
Борьба. 2016. № 10. С. 45-46. (на кит. яз.)
References:
Chen Renshou & Ji Wenhui (2009) [A brief discussion on the history, status quo and protection of traditional Chinese medicine culture in Jiangsu Province]. [Journal of Nanjing University of Traditional Chinese Medicine]. (10), 29-31. (In Chinese).
Chistilina, A. P. (2019) Analiz turistskikh napravlenii Kitaya dlya grazhdan Rossiiskoi Federatsii [Analysis of tourist destinations in China for citizens of the Russian Federation]. Vestnik assotsiatsii vuzov turizma i servisa. 13 (1), 120-134. (In Russian).
Efremova, M. V., Chkalova, O. V. & Bi, R. (2017) An Analysis of the International Tourism Development Between Russia and China. Economic Analysis: Theory and Practice. 16 (6 (465)), 1127-1139. Available from: doi:10.24891/ea.16.6.1127. (In Russian).
Lei Shuang (2017) [Analysis of the development status of Sino-Russian tourism cooperation]. [Modern economy]. (21), 20-21. (In Chinese).
Li, J. & Pankov, S. V. (2023) Analysis and Evaluation of Rural Tourism Development in Sichuan Province of the People's Republic of China. Uchenye zapiski Krymskogo federal'nogo universiteta imeni V.I. Vernadskogo. Geografiya. Geologiya. 9 (3), 30-39. (In Russian).
Martyshenko, N. S. & Ilyin, A. E. (2011) Evolution of the Tourist Services Market of the Outbound Tourism from the Primorye Territory to China. Russian Journal of Entrepreneurship. (2-2), 153-159. (In Russian).
Sheleg, E. A. & Ochkasova, E. S. (2019) Analiz turistskikh perspektiv napravleniya o. Khainan' (Kitai) [Analysis of the tourist prospects of the direction of Hainan Island (China)]. Vestnik Assotsiatsii vuzov turizma i servisa. 13 (1), 143-151. (In Russian).
Zhao Lei (2016) [Research on the development of tourism in China and Russia]. [Struggle]. (10), 45-46. (In Chinese).
Информация об авторах Чжао Жунхуэй - студентка института иностранных языков Цзянсуского научно-технического университета, Цзянсу, Китай.
Шан Бофэй - кандидат культурологии, доцент института иностранных языков Цзянсуского научно-технического университета, Цзянсу, Китай.
https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1068856
Вклад авторов:
Чжао Жунхуэй - сбор и обработка данных, написание чернового варианта статьи. Шан Бофэй - общее руководство, научное редактирование текста статьи.
Конфликт интересов:
авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Information about the authors Zhao Ronghui - Student, Institute of Foreign Languages, Jiangsu University of Science and Technology, Jiangsu, China.
Shang Bofei - Ph.D. in Cultural Studies, Associate Professor, Institute of Foreign Languages, Jiangsu University of Science and Technology, Jiangsu, China. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1068856
Contribution of the authors: Zhao Ronghui - data collection and processing, writing a draft version of the article. Shang Bofei - general guidance, scientific editing of the text of the article.
Conflicts of interests:
The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию / The article was submitted 30.03.2024; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 27.04.2024; Принята к публикации / Accepted for publication 21.05.2024.
Авторами окончательный вариант рукописи одобрен.