Научная статья на тему 'Исследование возрастных особенностей самопознания школьников'

Исследование возрастных особенностей самопознания школьников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1313
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Спиридонова Светлана Борисовна

Анализируется проблема развития самопознания в онтогенезе. Рассматриваются возможности исследования самопознания как источника внутренней активности личности ребенка в процессе саморазвития. Представлены результаты изучения возрастных особенностей самопознания школьников методом самоописания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование возрастных особенностей самопознания школьников»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

С.Б. СПИРИДОНОВА (Волгоград)

ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ САМОПОЗНАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Анализируется проблема развития самопознания в онтогенезе. Рассматриваются возможности исследования самопознания как источника внутренней активности личности ребенка в процессе саморазвития. Представлены результаты изучения возрастных особенностей самопознания школьников методом самоописания.

В отечественной психологии самопознание рассматривается как начальный этап процесса самосознания. Самосознание во многом зависит от объективных знаний о себе, полученных в результате самопознания. И.И. Чеснокова отмечает, что сначала знания о себе «выступают в виде отдельных ситуативных, нередко случайных образов себя, возникающих в конкретных условиях общения и деятельности, далее эти ситуативные образы себя интегрируются в более или менее целостное и адекватное понятие о собственном “Я” как субъекте, отличном от других субъектов» (Чеснокова 1982: 121).

Самопознание является сложным многоуровневым процессом. На первом уровне оно осуществляется через соотнесение себя с другими людьми. Здесь активно работают механизмы познания себя через познание Другого и социального сравнения. Первый уровень онтогенетически связывается с доподростковым возрастом, хотя И.И. Чеснокова отмечает, что на протяжении всей жизни человека он продолжает существовать наряду с более высокими, актуализация одного уровня сменяется актуализацией другого.

Второй уровень самопознания, по мнению И.И. Чесноковой, функционирует в отличие от первого не в системе «Я - другие люди», а в системе «Я - Я». На этом уровне приобретение знаний о себе осуществляется путем самоанализа и самоосмысливания, для которых к этому времени уже созрели и интеллектуальные предпосылки. Но не

только операционально этот уровень является выше предыдущего. Значительно усложняется и содержание процесса самопознания.

Имея своими источниками общение и деятельность, процесс самопознания развивается от простого самовосприятия и самонаблюдения в доподростковом периоде до самоанализа поведения и деятельности. Л.И. Божович отмечает, что ребенок «постепенно начинает выделять те или иные качества из отдельных видов деятельности и поступков, обобщать их и осмысливать сначала как особенности своего поведения, а затем и как относительно устойчивые качества своей личности» (Божович 1968: 347).

Самопознание имеет п р о ц е с с у а л ь -ную и результативную стороны. Результатом процесса самопознания выступает продукт, для обозначения которого разными авторами используются термины «Я-концепция», «Я-образ», «Я» и др. Представления о себе, касающиеся разнообразных сторон своей личности, складываются в целостный образ. С.Л. Рубинштейн (2003) отмечал, что к своему Я человек относит и свой физический облик, и свое психическое содержание. Но, по его мнению, не все из этого содержания отражается в равной степени.

В образе Я выделяются различные компоненты. Но у всех авторов так или иначе присутствуют понятия «Я-реальное» и «Я-идеальное». По Роджерсу (1997), «Я-кон-цепция» отражает те характеристики, которые человек воспринимает как часть себя, то, как он видит себя в связи с различными жизненными ролями. «Я-концепция» включает и то, каким человек хотел бы стать.

Одной из важных характеристик самопознания, от которой зависит его регулятивная функция, является рефлексивность. А.В. Захарова определяет рефлексивность по «наличию у ребенка колебаний, сомнений в ситуациях оценивания себя, стремления избежать однозначных оценок путем перебора их вариантов, смягчения категоричности самооценочных суждений» (Захарова 1993: 31).

© Спиридонова С.Б., 2008

Таблица 1

Объектные и субъектные суждения в самоописаниях

Классы Количество суждений, %

объектных субъектных

Начальная школа 67,5 32,5

Среднее звено 51,7 48,3

Старшие классы 23,4 76,6

Не менее важной характеристикой самопознания является способность ребенка к критическому осмыслению своих особенностей и возможностей. Наличие в образе Я отрицательных характеристик, подкрепленное результатами объективного самонаблюдения, порождают адекватную самооценку и побуждают к целенаправленной саморегуляции поведения. Критичность самопознания может играть как негативную, так и позитивную роль в развитии личности ребенка. Чрезмерная критичность закрывает пути самоизменения, ложась в основу устойчивой неадекватно заниженной самооценки. Осознание и анализ своих недостатков и неуспехов побуждают человека к саморазвитию и самосовершенствованию.

В 2006 - 2007 гг. нами было проведено исследование возрастных особенностей самопознания школьников.

Мы предположили, что с возрастом содержание самопознания школьников изменяется в связи с усилением рефлексивности и критичности.

В исследовании мы решали следующие задачи:

1) проанализировать особенности самопознания младших школьников, подростков и старшеклассников;

2) выявить возрастную динамику развития рефлексивности и критичности самопознания школьников.

Было обследовано 216 учащихся 2 - 11-х классов. Основным диагностическим методом являлось самоописание. Учащимся предлагалось написать сочинения на две темы: «Что я знаю о себе?» и «Каким бы я хотел стать?». Такие формулировки побуждали отразить в сочинениях содержание «Я-ре-ального» и «Я-идеального». Время работы и ее объем не ограничивались. Анализ са-моописаний школьников осуществлялся с помощью разработанной нами системы (Матюхина, Спиридонова 2000). В качестве единиц анализа выступали слова, фразы, элементы текста, которые относились к различным категориям суждений.

1. Суждения, отражающие объектное содержание самопознания. Они соотносятся с уровнем самопознания, при котором «человек преимущественно опирается на внешние моменты, включая себя в сравнительный контекст с другими» (Чеснокова 1977). Эти суждения могут быть разного уровня. Самый низкий уровень самопознания проявляется при перечислении принадлежащих ребенку предметов, членов семьи, друзей, домашних животных, анкетных и биографических данных, описании той или иной практической деятельности и т.п. К более высокому уровню мы отнесли суждения, отражающие отношение к материальным и социальным объектам, желание иметь что-либо из предметов, описание увлечений, пристрастий и т.п.

2. Суждения, отражающие субъектное содержание самопознания. Они соответствуют уровню самопознания, который, по мнению И.И. Чесноковой, обеспечивает соотнесение знаний о себе в рамках системы «Я и Я». На этом уровне «человек оперирует уже готовыми знаниями о себе, в какой-то мере сформированными, полученными в разное время, в разных ситуациях» (Там же).

Субъектное содержание самопознания также может быть представлено на уровне перечисления явлений своего внутреннего мира и на уровне отношения к ним. К уровню перечисления мы отнесли указания на мотивы учения и достижения успеха в различных видах деятельности, на привлекательную профессию и обобщенное видение себя в близком или далеком будущем, а также суждения, отражающие стремление стать лучше, приобрести в будущем положительные качества личности. Суждения, отражающие отношение к явлениям своего внутреннего мира, как правило, имеют рефлексивный характер, это рассуждения о различных сторонах и особенностях своей личности. В них проявляется способность учащихся осторожно, не категорично осознавать особенности своей личности, различ-

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Таблица 2

Субъектные суждения в самоописаниях

Классы Количество суждений, %

Указания на привлекательную профессию Указания на желаемые качества Рефлексивные суждения о себе Критические суждения Суждения, отражающие стремление к саморегуляции

Начальная школа 9,3 8,8 12,7 1,3 0,4

Среднее звено 5,8 10,2 20,7 9,2 2,4

Старшие классы 3,3 19,3 35,4 14,2 4,4

ные стороны своей жизнедеятельности, свои стремления, потребности и мотивы. В эту группу мы относим и суждения, в которых проявляются критическое восприятие себя, осознание способов саморегуляции и самосовершенствования.

Рассмотрим соотношение объектных и субъектных суждений в самоописаниях по возрастным группам.

Как видно из табл. 1, описания объектного характера составляют больше половины объема сочинений как младших школьников, так и учащихся среднего звена. У старшеклассников количество объектных суждений существенно меньше. Субъектные характеристики отражены в са-моописаниях младших школьников меньше, чем объектные. У учащихся среднего звена количество объектных и субъектных характеристик представлено примерно поровну (51,7 и 48,3% соответственно). У старшеклассников количество субъектных суждений превышает количество объектных примерно в три раза (76,6 и 23,4% соответственно). То есть наблюдается значимое увеличение доли субъектных описаний в общем объеме суждений от младшего к старшему школьному возрасту.

Изменение в соотношении количества объектных и субъектных суждений в работах учащихся позволяет сделать вывод, что уровень самопознания с возрастом повышается за счет усиления субъектности суждений о различных сторонах своей личности.

Рассмотрим подробнее, какие изменения происходят в группе субъектных суждений. Обратимся к табл. 2.

Из табл. 2 видно, что постоянный и устойчивый рост от младшего к старшему школьному возрасту наблюдается по категориям «Рефлексивные суждения» и «Критические суждения».

В сочинениях младших школьников рефлексивные суждения занимают лишь 12,7% от общего объема описаний. В ос-

новном это указания на различные качества личности: «Я красивая, яркая, трудолюбивая, милая, добрая». У подростков рассуждения о себе встречаются чаще (20,7%). Они становятся более развернутыми: «Я человек, который довольно уверен в себе», «У меня есть своя точка зрения и свои мысли». У старшеклассников рефлексивные суждения занимают треть объема самоопи-саний (35,4%). Это достаточно глубокие высказывания, отражающие результаты самоанализа: «Единственная моя цель в жизни - добиться успеха в определенных сферах деятельности», «Мои жизненные ценности складываются под воздействием многих факторов», «В моем характере доминируют лидерские качества».

Критические суждения у младших школьников представлены единичными случаями и занимают в общем объеме около одного процента. Чаще всего они касаются поведения и сферы общения: «Я немного драчливый», «Я не всегда говорю правду». В средних классах наблюдается значимое увеличение количества критических суждений - до 9,2%. Подростки очень категорично могут высказываться о своих недостатках: «Я очень вредная, меня трудно переубедить», «Иногда могу быть агрессивной и злой». В старших классах рост количества критических суждений также является значимым (до 14,2%). Но изменения в этой категории являются не только количественными, но и качественными. Старшеклассники указывают на свои недостатки часто в сочетании с суждениями рефлексивными, а также отражающими стремление к самоизменению: «Мой характер явно не безупречен, в нем есть много отрицательных черт», «Я не всегда смелый, очень редко бываю жадным и расчетливым, иногда бываю равнодушным», «Я честный человек, но иногда бываю хитрым», «У меня есть привычки, в основном они плохие».

Доля суждений, отражающих стремление к самоизменению, в сочинениях учащихся всех возрастных групп невелика. Но можно отметить положительную динамику в отношении этой категории: 0,4% от общего объема самоописаний младших школьников занимают такие высказывания, как «Иногда я задумываюсь о своем поведении», «Я всегда ставлю себе цель». У подростков 2,4% суждений указывают на проявления волевой саморегуляции: «Я не могу себя долго сдерживать, но я стараюсь держаться», «Пытаюсь убедить себя в том, что каждодневный поступок я выбираю самостоятельно». Старшеклассники в два раза чаще, чем учащиеся среднего звена, рассуждают о способах самосовершенствования (4,4%): «Я с удовольствием воспринимаю критику, ведь это помогает совершенствовать свое внутреннее Я».

Важным показателем развития самопознания в нашем исследовании являлось указание на стремление приобрести в будущем какие-либо качества личности. При анализе учитывались количество называемых качеств, их разнообразие. Из табл. 2 видно, что эти суждения в сочинениях младших школьников и подростков представлены примерно поровну (8,8 и 10,2% соответственно). Рост этого показателя наблюдается только у старшеклассников (19,3%). У младших школьников желаемые качества не очень разнообразны, чаще всего они хотят быть «добрыми, умными и красивыми». У подростков желаемые качества касаются разных сфер: «Хочу стать более спокойным», «Хочу стать доброй, отзывчивой, не стеснительной», «Хочу стать независимым человеком». В отличие от младших школьников, подростки кроме желания приобрести положительные качества личности указывают на стремление избавиться от отрицательных черт: «Я хотела бы измениться, не быть такой вспыльчивой». В само-описаниях старшеклассников суждения этой категории становятся развернутыми, затрагивают разные стороны личности. Например, десятиклассник Дмитрий И. пишет: «Я хочу стать очень трудолюбивым, всегда спокойно относиться к происходящему, всегда здраво мыслить, не идти на поводу у своих сиюминутных желаний».

Таким образом, сравнительный анализ самоописаний учащихся трех возрастных групп позволил выявить следующую тенденцию в группе субъектных суждений: от младшего школьного возраста к подростковому, а затем к старшему школьному возрасту в содержании самопознания школьников значимо увеличивается количество рефлексивных и критических суждений о себе. У старшеклассников наблюдается также рост указаний на стремление приобрести в будущем привлекательные качества и особенности личности.

Результаты нашего исследования позволяют говорить о том, что с возрастом у школьников усиливаются рефлексивность и критичность по отношению к особенностям своей личности и повышается осознанность стремления к самоизменению и саморегуляции. Знания о себе становятся более глубокими, дети приобретают желание и способность рассуждать об особенностях своей личности, критически относиться к некоторым ее сторонам, начинают осознавать возможность самоизме-нения и саморазвития, проявляют желание приобрести в будущем не только какую-либо профессию, но и те или иные качества личности, а иногда и изменить в себе некоторые нежелательные свойства характера.

Литература

Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. М.: Просвещение, 1968. 464 с.

Захарова, А.В. Психология формирования самооценки / А.В. Захарова. Минск, 1993. 99 с.

Матюхина, М.В. Самопознание и формирование в младшем школьном возрасте: учеб.-метод. пособие /М.В. Матюхина, С.В. Спиридонова. Волгоград: Перемена, 2000. 64 с.

Роджерс, К. Клиентоцентрированная терапия / К. Роджерс. М.: Рефл-бук: Ваклер, 1997. 317 с.

Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. СПб.: Питер, 2003. 713 с.

Чеснокова, И.И. Проблема самосознания в психологии / И.И. Чеснокова. М.: Наука, 1977. 144 с.

Чеснокова, И.И. Самосознание, саморегуляция, самодетерминация личности / И.И. Чес-нокова // Проблемы психологии личности / под ред. Е.В. Шороховой. М.: Наука, 1982. С. 121 - 126.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.