Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ЗОН ПАРКОВКИ ТРАНСПОРТА НА ПРОПУСКНУЮ СПОСОБНОСТЬ ГОРОДСКИХ МАГИСТРАЛЕЙ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ЗОН ПАРКОВКИ ТРАНСПОРТА НА ПРОПУСКНУЮ СПОСОБНОСТЬ ГОРОДСКИХ МАГИСТРАЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
137
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОПУСКНАЯ СПОСОБНОСТЬ / УЛИЧНО-ДОРОЖНАЯ СЕТЬ / ЗОНЫ ПАРКОВОК ТРАНСПОРТА

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Пузаков А. В., Горбачёв С. В.

Актуальность исследуемой проблемы обусловлена наличием ряда факторов (парковки транспорта, остановки маршрутных транспортных средств, пешеходные переходы и т.п.), количественное влияние которых на пропускную способность городских магистралей не установлено. Целью статья является исследование влияния зон парковки транспорта на пропускную способность (на примере г. Оренбурга) и установление коэффициентов снижения пропускной способности данных участков городских магистралей. Ведущим методом исследования данной проблемы является натурное определение пропускной способности на перегонах магистрали и в зонах парковки транспорта и расчёт на основании этих данных коэффициента снижения пропускной способности. Коэффициент снижения пропускной способности зон парковок транспорта изменяется от 0,82 до 0,66 в зависимости от геометрических параметров и числа манёвров, связанных с парковкой. Материалы статьи могут быть полезны при выявлении «узких мест» улично-дорожной сети и разработке мероприятий по организации дорожного движения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF INFLUENCE OF THE TRANSPORT PARKING ZONES ON THE CAPACITY OF CITY HIGHWAYS

Relevance of the studied problem is caused by the existence of a number of factors (transport parking, route vehicles stops, crosswalks, etc.), their quantitative influence on the capacity of city highways isn't established. The aim of the article is to study the influence of the transport parking zones on capacity (on the example of Orenburg) and to establish coefficients of capacity reduction of these sites in city highways. The main method to study this problem is natural determination of capacity on stages of a highway and in transport parking zones and calculation of the capacity reduction coefficient on the basis of these data. The coefficient of capacity reduction of transport parking zones changes from 0,82 to 0,66 depending on geometrical parameters and number of the maneuvers connected with the parking. Materials of the article can be useful at identification of «bottlenecks» of a street road network and at development of actions for the traffic organization.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ЗОН ПАРКОВКИ ТРАНСПОРТА НА ПРОПУСКНУЮ СПОСОБНОСТЬ ГОРОДСКИХ МАГИСТРАЛЕЙ»

УДК 656.33

А.В. Пузаков, кандидат технических наук, старший преподаватель кафедры технической эксплуатации и ремонта автомобилей, ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет» e-mail: [email protected]

С.В. Горбачёв, кандидат технических наук, доцент кафедры автомобильного транспорта, ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет»

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ЗОН ПАРКОВКИ ТРАНСПОРТА НА ПРОПУСКНУЮ СПОСОБНОСТЬ ГОРОДСКИХ МАГИСТРАЛЕЙ

Актуальность исследуемой проблемы обусловлена наличием ряда факторов (парковки транспорта, остановки маршрутных транспортных средств, пешеходные переходы и т.п.), количественное влияние которых на пропускную способность городских магистралей не установлено. Целью статья является исследование влияния зон парковки транспорта на пропускную способность (на примере г. Оренбурга) и установление коэффициентов снижения пропускной способности данных участков городских магистралей. Ведущим методом исследования данной проблемы является натурное определение пропускной способности на перегонах магистрали и в зонах парковки транспорта и расчёт на основании этих данных коэффициента снижения пропускной способности. Коэффициент снижения пропускной способности зон парковок транспорта изменяется от 0,82 до 0,66 в зависимости от геометрических параметров и числа манёвров, связанных с парковкой. Материалы статьи могут быть полезны при выявлении «узких мест» улично-дорожной сети и разработке мероприятий по организации дорожного движения.

Ключевые слова: пропускная способность, улично-дорожная сеть, зоны парковок транспорта.

В настоящее время происходит значительное увеличение автомобильного парка, а следовательно, и интенсивности движения. В свою очередь, увеличение интенсивности движения транспорта рано или поздно начнёт лимитироваться пропускной способностью городских улиц.

Пропускная способность - максимальное число автомобилей, которое может пропустить участок дороги в единицу времени в рассматриваемых дорожных и погодно-климатических условиях.

Теоретическую пропускную способность определяют расчётом для горизонтального участка дороги, считая постоянными интервалы между автомобилями и однородным состав транспортного потока (состоящим только из легковых автомобилей).

Фактическая пропускная способность обеспечивается на дорогах в реальных условиях движения.

На рисунке 1 приведены факторы, влияющие на пропускную способность, которые можно классифицировать по следующим признакам [5]:

- по степени влияния - слабое (до 15 % снижения пропускной способности), среднее (до 30 %) и сильное (свыше 30 %);

- по характеру возникновения - транспортные (вызванные наличием транспортных средств), дорожные (связанные с дорожным полотном, конфигурацией проезжей части, погодно-климати-ческими условиями и техническими средствами организации дорожного движения) и пешеходные;

- по времени действия - условно-постоянные (не изменяющиеся в течение значительных промежутков времени), временные (актуальность кото-

рых ограничена периодом от нескольких часов до нескольких суток) и оперативные (вызванные наличием дорожно-строительной техники, проездом автомобилей экстренных служб и правительственных кортежей и т.д.).

Согласно ранее проведённым исследованиям [1-4, 6-10] основными участками городских улиц со сниженной пропускной способностью являются: парковки транспортных средств, остановки маршрутных транспортных средств, пешеходные переходы, светофорные объекты, искусственные дорожные неровности, разрешённый левый поворот и т.д.

Информация о пропускной способности рассмотренных выше участков позволяет спрогнозировать изменение общей пропускной способности магистрали при проведении строительных мероприятий (например, расширении проезжей части) и выявить узкие места, в которых возможно возникновение за-торовых ситуаций (дорожных пробок).

Целью работы является исследование пропускной способности улично-дорожной сети (УДС) в зонах парковок транспорта на примере города Оренбурга.

Для получения характеристик зон парковок были проведены исследования участков уличной дорожной сети города Оренбурга.

Для характеристики зон парковок транспорта использовались следующие параметры: число полос, число маневров, связанных с парковкой, интенсивность движения (рисунок 2).

По результатам исследования было установлено, что зоны парковки транспорта можно разделить на несколько категорий (таблица 1).

Рисунок 1. Факторы, влияющие на пропускную способность

N=796-1597

1и=0-1,5

п=1-3

11=3-5 м

Рисунок 2. Схема участка УДС с зоной парковки транспорта

Таблица 1. Категории зон парковки транспорта по степени влияния на пропускную способность

Категория

Эскиз

Параметры

Распределение

1

2

3

4

Первая

Ьп > 5 м.

25 %

Вторая

Ьп = 3 - 4 м.

40 %

Третья

Ьп = 3 - 4 м., число маневров, связанных с парковкой пм < 60 ед./час

15 %

Четвёртая

Ьп = 1 - 3 м., число маневров, связанных с парковкой пм > 60, ед./час

20%

При выполнении исследований на участках улично-дорожной сети подбирались самые распространённые дорожно-транспортные ситуации с различным составом помех движению.

В результате статистической обработки экспериментальных данных были получены аппроксимирующие зависимости изменения пропускной способности транспортного потока на участках улично-дорожной сети при различных условиях движения транспорта.

Было установлено, что увеличение выступа-ния автомобиля за пределы парковочного кармана Ы вызывает снижение пропускной способности, что объясняется вынужденным перестроением транспортного средства на смежную полосу. Существенное снижение пропускной способности наблюдается при выступании части на 1 метр и более, а также при увеличении длины парковки (рисунок 3).

1600

о

га «

л" 1-

о о

X

ю

8 1400

О

С

0 к га

1

и >. с о а. с

1200

ч •

• •

-Ч.

» у = -223,35х + 1579,6 ^ = 0,976

0 0,5 1 1,5

Выступание автомобиля за пределы парковочного пространства, м

Рисунок 3. Влияние на пропускную способность выступания автомобиля за пределы парковочного пространства

Также было установлено, что увеличение числа маневров вызывает снижение пропускной способности, что объясняется созданием помех движению на крайней полосе. Автомобили, которые начинают движение из парковочного кармана, выезжают

на проезжую часть, тем самым создавая помехи транспорту, движущемуся по проезжей части. Существенное снижение пропускной способности наблюдается при увеличении маневров, связанных с парковкой до 50-60 единиц в час (рисунок 4).

1600

и га

Ч

0)

А I-

и О X

ю о

£ 1400 С

о к га х

о о.

К

—— • У 0, 335 4х2 Р2 •5 = С 51 ,97 36х 28 + - 59 3.3

Г 5" -а

10

50

60

20 30 40

Число маневров, ед./час.

Рисунок 4. Влияние на пропускную способность числа маневров, связанных с парковкой

Коэффициент снижения пропускной способно- Расчёт коэффициентов снижения пропускной

сти рассчитывается по формуле способности для зон парковок различных катего-

, _ Nn■ь .. рий (рисунок 5) показал, что снижение пропускной

ртах' способности изменяется от от 0,82 до 0,66.

где N - интенсивность движения, ед./час; Ртах - Выводы.

максимальная практическая способность одной по- 1. Согласно ранее проведённым исследованиям

лосы, ед./час; Ь - коэффициент приведения. основными участками городских улиц со снижен-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рисунок 5. Изменение коэффициента снижения пропускной способности для разных категорий зон парковки транспорта

ной пропускной способностью являются: парковки транспортных средств, остановки маршрутных транспортных средств, пешеходные переходы, светофорные объекты, искусственные дорожные неровности, разрешённый левый поворот и т.д., однако не для всех участков установлено количественное значение снижения пропускной способности.

2. По результатам исследования улично-дорож-ной сети г. Оренбурга предложено зоны парковки транспорта разбить на четыре категории, учитывающие геометрические параметры и число манев-

ров, связанных с парковкой. Каждой категории соответствует определённое значение коэффициента снижения пропускной способности.

3. Обработка полученных результатов показала, что коэффициент снижения пропускной способности зон паркирования транспорта изменяется от 0,82 до 0,66. Данные о пропускной способности рассмотренных выше участков могут быть использованы при выявлении «узких мест» улично-дорож-ной сети и разработке мероприятий по организации дорожного движения.

Литература

1. Буракова, О.Д. Возможные пути повышения пропускной способности «узких» улиц / О.Д. Буракова // Организация и безопасность дорожного движения: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции. - Тюмень: ТюмГНГУ, 2013. - С. 28-31.

2. Пегин, П.А. Повышение эффективности и безопасности эксплуатации автомобильного транспорта на основе увеличения пропускной способности автомагистралей: дис. ... д-ра техн. наук: 05.22.10 / Пегин Павел Анатольевич. - Орёл: 2011. - 345 с.

3. Полтавская, Ю.О. Повышение пропускной способности по улице Карла Маркса / Ю.О. Полтавская, А.Ф. Драгунов, П.К. Ляпустин // Современные технологии и научно-технический прогресс. - 2014. - Т. 1. -№ 1. - С. 43-46.

4. Проскурин, Г. А. Совершенствование улично-дорожной сети Оренбурга / Г.А. Проскурин // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2014. - № 5 (166). - С. 167-172.

5. Пузаков, А.В. Анализ причин снижения пропускной способности городских улиц /А.В. Пузаков // Организация и безопасность дорожного движения: материалы IX всероссийской научно-практической конференции (с международным участием) 16 марта 2016 г. / Отв. редактор Д.А. Захаров. - Тюмень: ТюмГНГУ, 2016. - С. 340-344.

6. Пузаков, А.В. О снижении задержек транспорта в зоне пешеходных переходов (на примере г. Оренбурга) /А.В. Пузаков // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2011. - № 10. - С. 64-69.

7. Пузаков, А.В. Снижение транспортных задержек на регулируемых пешеходных переходах /А.В. Пузаков, С.В. Горбачёв, А.М. Федотов // Прогрессивные технологии в транспортных системах: сборник статей XI Международной научно-практической конференции - Оренбург: ГУП РБ Кумертауская городская типография, 2013. - С. 418-421.

8. Храпова, С.М. Определение уровня загрузки автомобильным транспортом городских магистралей: дис. ... канд. техн. наук: 05.22.10 / Храпова Светлана Михайловна. - Омск: 2010. - 182 с.

9. Чернова, Г.А. Анализ пропускной способности транспортных магистралей г. Волжского на примере улицы Мира / Г.А. Чернова, А.В. Попов, Е.О. Каткова. - Автотранспортное предприятие. - 2013. - № 3. - С. 33-36.

10. Чикалин, Е.Н. Повышение эффективности организации дорожного движения в зонах нерегулируемых пешеходных переходов: дис. ... канд. техн. наук: 05.22.10 / Чикалин Евгений Николаевич. - Иркутск: 2013. - 210 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.