- опросные методы, в том числе, методику изучения эмоционального состояния и эмоциональной атмосферы в учебной группе - «Эмоциональная цветопись» в модификации Лутошкина А.Н.;
- специально разработанную анкету, направленную на изучение мнений и отношений студентов к применению методов активного обучения на учебных занятиях по психологии.
Результаты исследования позволяют сделать вывод о формировании у студентов высокой заинтересованности и эмоциональной включенности в данную форму работы, а также оценок ими данной интерактивной формы обучения как весьма продуктивной для подготовки к будущей профессии.
Анализ результатов выполнения контрольных заданий после проведения занятия в учебных группах показал, что там, где применялось обучение с использованием художественных фильмов на практических занятиях, студенты более успешно справлялись с предложенными заданиями и более успешно усваивали учебный материал.
Подводя итог, можно сказать, что использование аудиовизуальных средств на занятиях обогащает процесс обучения. Сам метод использования художественных фильмов является надежным и эффективным средством (при умелом его использовании) оптимизации процесса восприятия учебной информации в изучении дисциплины «Педагогическая психология».
ЛИТЕРАТУРА
1. Слышкин, Г.Г. Кинотекст (опыт лингвокультурологического анализа) / Г.Г. Слышкин, М.А. Ефремова. - Москва : Водолей Publishers, 2004. - 153 с.
2. Яценко, Т.С. Активное социально-психологическое обучение: теория, процесс, практика : учебное пособие / Т.С. Яценко, Я.М. Кмит, Б.М. Алексеенко. - Хмельницкий : Изд-во Нац. акад. наук Украины, 2002. - 795 с.
REFERENCES
1. Slyshkin, G.G. and Efremova, M.A. (2004), Film-text (experience lingual-culturological analysis), Aquarius Publishers, Moscow.
2. Yatsenko, T.S., Kmit Ya.M. and Alekseenko, B.M. (2002), Active socio-psychological training: theory, process, practice: textbook, publishing house of the National Academy of Sciences of Ukraine, Khmelnitsky.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 14.04.2017
УДК 796.323.2:159.9
ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ЦЕННОСТЕЙ НА ДОСТИЖЕНИЕ СПОРТИВНОГО МАСТЕРСТВА БАСКЕТБОЛИСТОК
Александр Дмитриевич Лифанов, кандидат химических наук, доцент, Лариса Анатольевна Финогентова, доцент, Светлана Олеговна Солдатова, старший преподаватель, Росиль Васильевич Рахматуллин, старший преподаватель, Казанский национальный исследовательский технологический университет, Казань
Аннотация
В статье рассмотрены личностные ценности баскетболисток, влияющие на успешность спортивной деятельности в процессе многолетней подготовки. Показано, что у спортсменок высокой квалификации наиболее значимыми жизненными сферами являются: любовь, семья, здоровье, полная самореализация и развитие. Среди доминирующих сфер у спортсменов-игровиков, выделены сферы для баскетболисток: помощь другим людям и милосердие к ним, интересная работа,
наличие хороших и верных друзей, свобода и высокое образование. Наименее значимы для высококвалифицированных баскетболисток - познание нового в мире, природе, человеке, стабильность и порядок, патриотизм и любовь к Родине, общественное признание и социальная активность.
Ключевые слова: личностные ценности, мотивы, смыслы, спорт, самореализация, удовлетворенность самореализацией.
STUDY OF INFLUENCE OF VALUES ON ACHIEVEMENT OF SPORTS SKILL AMONG BASKETBALL PLAYERS
Alexander Dmitrievich Lifanov, the candidate of chemical sciences, the senior lecturer, Larisa Anatolyevna Finogentova, the senior lecturer, Svetlana Olegovna Soldatova, the senior teacher, Rosil Vasilyevich Rahmatullin, the senior teacher, Kazan National Research Technological University, Kazan
Annotation
The essay is about value orientations of the athletes who specialize in sport games, sense and values have a great influence on athlete's performance and their ultimate success in the competition. At representatives of basketball female players the dominating values are: "to help other people and charity to them", "interesting work", "having good and true friends", "freedom" and "higher education". Least significance to highly skilled players have the following -"the new knowledge in the world, nature, man, stability and order", "patriotism and love of country", "public recognition" and "social activity".
Keywords: subjective values, motives, means, sport, self-realization, life satisfaction.
ВВЕДЕНИЕ
Изучение ценностно-смысловой сферы личности приобретает в последнее время особую актуальность, так как она обуславливает и является важной составляющей успешности деятельности, в том числе, и спортивной. [1, 3]. В процессе многолетней подготовки, изменяется значимость жизненных сфер, влияющих на мотивы личности и смыслы, ее направленность на разных этапах спортивной карьеры. Данное обстоятельство влияет на успешность спортивной деятельности, и в частности на победу в соревнованиях. В работе Д.В. Каширского [1] показано, что высокая личностная значимость определенной жизненной сферы не всегда воплощается в деятельности. В связи с этим особую актуальность приобретает определение значимости и доступности основных жизненных сфер в иерархии личностных ценностей спортсменов, их связи и реализации в спортивной деятельности. В качестве основной гипотезы исследования выбрана идея о том, что уровень спортивного мастерства напрямую связан со структурой личностных ценностей спортсменов.
Цель нашего исследования - установление характера взаимосвязи между системой ценностей спортсменок-баскетболисток и степенью их спортивной квалификации.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В работе исследовалась анализ соревновательной деятельности баскетболисток. Выборку составили спортсменки (n=61) в возрасте 19-27 лет. В исследовании приняли участие 27 спортсменок российских женских баскетбольных клубов «Спарта&К» (г. Видное, Московская область) и «Казаночка» (г. Казань, Республика Татарстан). Квалификация - кандидаты в мастера спорта (КМС) и мастера спорта (МС). В качестве группы сравнения нами выбрана студенческая женская сборная КНИТУ по баскетболу (n=34). В качестве методов исследования нами выбраны: интервьюирование, беседы, методика изучения субъективных ценностей (KVS-3) Д. В. Каширского [1].
Статистический анализ данных осуществлялся с помощью программного пакета «Statistica 7.0». Для сравнения результатов использовался U-критерий Манна-Уитни, раз-
личия считались значимыми при р<0.05.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Несмотря на детальную разработку многих аспектов подготовки спортсменов, психологические аспекты процесса спортивной деятельности изучены недостаточно. В таблице 1 представлены результаты исследования ценностей спортсменок в зависимости от спортивной квалификации.
Таблица 1 - Сравнение средних значений значимости жизненных сфер групп баскетболисток
Жизненные сферы М1±ст1 (п=27) М2±02 (п=34) и Р
Здоровье 6,263±0,917 5,441±1,286 1195,5 0,0002
Общение 4,842±1,544 5,368±1,337 1515 0,0356
Семья 6,475±1,124 6,160± 1,096 1482 0,0220
Социальная активность 3,684±1,579 4,691±1,668 1256 0,0007
Помощь другим людям и милосердие к ним 5,316±1,493 4,529±1,569 1206 0,0003
Материальная обеспеченность 4,632±1,976 3,261±1,652 1049 <0,0001
Высокое образование 4,947±1,202 5,412±1,406 1530 0,0425
Вера в Бога 4,789±1,448 3,294±1,702 976,5 <0,0001
Полная самореализация 5,526±1,513 4,485±1,741 1164 0,0001
Поиск прекрасного и наслаждение им 4,473±1,582 3,750±1,790 1536 0,0458
Любовь 6,684±0,736 5,059±1,256 471 <0,0001
Признание, уважение людей и влияние на окружающих 3,736±1,598 3,015±2,070 1532 0,0438
Творчество 3,632±1,472 2,663±2,410 1430 0,0117
Наличие хороших и верных друзей 5,263±1,598 5,956±1,321 1449 0,0149
Время 4,368±1,614 5,147±1,406 1395 0,0070
Ответственность 4,737±1,788 5,412±2,241 1251 0,0006
Условные обозначения: М1, М2 - средние значения значимости жизненных сфер в группах спортсменок высокой
и низкой квалификацией, и - статистика Манна-Уитни, р - уровень значимости.
Результаты, представленные в таблице 1, показывают, что для спортсменок высокой квалификации более значимы любовь, семья, здоровье, полная самореализация, помощь другим людям и милосердие к ним. Для спортсменок низкой квалификации более значимы семья, наличие друзей, высокое образование, ответственность, общение, время и социальная активность.
В таблице 2 представлены результаты сравнительного исследования степени самореализации спортсменок высокой и низкой квалификации.
Таблица 2 - Сравнение средних значений самореализации в жизненных сферах в группах баскетболисток высокой и низкой спортивной квалификации_
Жизненные сферы М1±01 (п=27) М2±02 (п=34) и Р
Здоровье 3,879±1,893 5,014±1,228 1248 0,0004
Развитие 4,632±1,046 5,235±1,676 1314 0,0020
Семья 3,556±2,431 4,956±1,950 1216 0,0014
Познание нового в мире, природе, человеке 3,667±1,505 4,235±1,658 1535 0,1205
Помощь другим людям и милосердие к ним 4,185±1,100 3,500±1,671 1379 0,0183
Материальная обеспеченность 3,316±1,391 2,735±1,759 1519,5 0,0379
Высокое образование 4,053±1,716 1,926± 1,942 808,5 <,0001
Вера в Бога 4,158±1,360 2,456±2,069 973,5 <,0001
Поиск и наслаждение прекрасным 3,895±1,305 2,897±1,527 1180,5 0,0002
Любовь 5,474±1,548 4,368±1,455 1000 <,0001
Признание 3,474±1,616 2,029±2,109 1132,5 <,0001
Интересная работа 5,526±1,059 3,868±1,364 712,5 <,0001
Свобода 4,842±1,279 2,667±1,884 676,5 <,0001
Внутренняя гармония, уверенность в себе 3,912±1,704 2,809±1,721 1254,5 0,0007
Друзья 4,895±1,729 3,779±1,683 1185 0,0002
Время 3,526±1,743 2,603±1,878 1366,5 0,0046
Ответственность 4,894±1,227 3,103±2,700 1240,5 0,0005
Справедливость 4,789±1,013 2,044± 1,996 486 <,0001
Жизненные сферы М1±01 (п=27) М2±ст2 (п=34) и Р
Патриотизм 4,105±1,961 3,338±1,944 1416 0,0096
Условные обозначения: Мь М2 - средние значения самореализации в жизненных сферах в группах спортсменок высокой и низкой квалификации, и - статистика Манна-Уитни, р - уровень значимости.
На основе результатов, представленных в таблице 2, мы приходим к выводу, что высококвалифицированные спортсмены чувствуют себя более реализованными в сфере интересной работы, любви, наличии хороших и верных друзей, свободы, принимают справедливые решения, основанные на равном уважении всех, помогают другим людям и проявляют милосердие по отношению к ним, верят в Бога, гордятся своей Родиной, реально отстаивают ее интересы (в частности, поддерживая основной политический курс страны) и выражают готовность в случае необходимости встать на ее защиту, жизненной гармонии, поиска и наслаждения прекрасным, времени, общественного признания и материальной обеспеченности. Низкоквалифицированные спортсменки в большей степени, чем высококвалифицированные, занимаются своим здоровьем, развитием, познавательной деятельностью и ощущают поддержку со стороны семьи.
В таблице 3 представлены результаты анализа удовлетворенности от реализации ценностей спортсменок с разным уровнем квалификации.
Таблица 3 - Сравнение средних значений удовлетворенности самореализацией в жизненных сферах баскетболисток_
Жизненные сферы М1±01 (п=24) М2±ст2 (п=42) Мапп-Whitney и Р
Общение 4,500±1,622 3,574±1,823 1224 0,0016
Милосердие 4,278±1,379 3,206±2,034 1257 0,0028
Высокое образование 3,611±1,687 2,162±2,092 1098 0,0001
Вера в Бога 4,444±1,022 3,059±1,915 1039 <0,0001
Полная самореализация 3,889±1,808 3,412±1,704 1557 0,1505
Эстетика 3,611±1,785 3,029±1,723 1461 0,0403
Любовь 5,889±1,298 4,279±1,619 820,5 <0,0001
Признание людей 4,056±1,724 2,603±2,131 1116 0,0002
Интересная работа 5,667±1,064 3,426±1,798 529,5 <0,0001
Свобода 4,833±1,514 2,471±1,865 648 <0,0001
Внутренняя гармония 3,944±2,087 2,500±1,808 1009,5 <0,0001
Друзья 5,167±1,788 3,029±2,058 717 <0,0001
Время 3,556±1,910 2,632±1,718 1227 0,0017
Справедливость 4,722±1,106 1,929±1,951 472,5 <0,0001
Условные обозначения: Мь М2 - средние значения удовлетворенности от самореализации в жизненных сферах в группах спортсменок высокой и низкой квалификации, И - статистика Манна-Уитни, р - уровень значимости.
Анализ данных, представленных в таблице 3, показывает, что спортсменки высокой квалификации испытывают большую удовлетворенность от реализации личностных ценностей, в сравнении со спортсменками низкой квалификации. Так, спортсменки высокой квалификации в большей степени удовлетворены работой, любовью, друзьями и кругом общения, который имеют. Их в большей степени удовлетворяет их социальный статус, отношения в семье, степень проявляемой социальной активности. Социально активные пожилые люди испытывают большую удовлетворенность в сферах познания, милосердия, веры в Бога, любви, работы, творчества, жизненной гармонии, самореализации в целом и др. Пожилые люди с более низким уровнем социальной активности большей удовлетворены тем, как они проводят свой досуг (приятное времяпрепровождение, отдых), как «расходуют» личное время, а также в сферах ответственности, справедливости и патриотизма.
ЛИТЕРАТУРА
1. Каширский, Д.В. Динамика ценностных ориентаций российской молодежи / Д.В. Каширский // Вестник Алтайской академии экономики и права. - 2014. - № 1. - С. 119-123.
2. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. - СПб. : Питер, 2002. - 512 с.
3. Родионов, А.В. Психофизиология экстремальной деятельности / А.В. Родионов // Спортивный психолог. - 2005. - № 2 (5). - С. 28-33.
REFERENCES
1. Kashirskiy, D.V. (2014), "Dynamics of the value orientations of the Russian young people", Bulletin of the Altai Academy of Economics and law, No. 1, pp. 119-123.
2. Ilin, E.P. (2002), Motivation and motives, Piter, St. Petersburg.
3. Rodionov, A.V. (2005), "Psychophysiology extreme activities", Sport psychologist, No. 2 (5), pp. 28-33.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 24.04.2017
УДК 316.6
АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ КОНФЛИКТНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ КУЗБАССА
Евгения Васильевна Мороденко, кандидат психологических наук, заведующая кафедрой, Евгения Александровна Медовикова, кандидат психологических наук, старший преподаватель, Кузбасский государственный технический университет им. Т. Ф. Горбачева, Прокопьевск
Аннотация
Система общественных отношений характеризуется рядом сложностей. В основе общественных отношений лежат потребности и интересы людей. В связи с тем, что возникает ряд помех на пути реализации потребностей и интересов обостряются противоречия между людьми (социальными группами), что приводит к кризисным ситуациям с открытой конфронтацией, сознательным противоборством и конфликтами. Роль конфликта, в основном, зависит от того, насколько эффективно им управляют. Чтобы управлять конфликтом, необходимо понимать причины возникновения конфликтной ситуации [7]. Слишком часто руководители считают, что основной причиной конфликта является столкновение личностей, однако на практике это оказывается совсем не так. Поэтому изучение социально-психологических механизмов конфликтов в организации, от причин их возникновения до успешного разрешения, остается актуальным.
Ключевые слова: конфликты, предприятия угольной промышленности, методы разрешения конфликтов, штатный психолог, мониторинг.
ANALYSIS OF CONFLICT ISSUES AT ENTERPRISES OF THE KUZBASS COAL
INDUSTRY
Evgenia Vasilievna Morodenko, the candidate of psychological sciences, department chair, Evgenia Aleksandrovna Medovikova, the candidate of psychological sciences, senior teacher, Kuzbass State Technical University of T.F. Gorbachev, Prokopyevsk
Annotation
The system of social relations is characterized by a number of issues. Needs and interests of people are the basis of public relations. Due to the fact that there are number of obstacles in the realization of needs and interests, the contradictions between people (social groups) are aggravated, which leads to crisis situations with an open confrontation, conscious confrontation and conflicts. The role of a conflict, mainly, depends on how effectively it is managed. It is necessary to understand the causes of the conflict situation in order to manage the conflict [7]. Too often managers believe that the main cause of the conflict is the clash of personalities, but in practice this is not the case at all. Therefore, the study of the socio-psychological mechanisms of conflicts in the organization remains actual, from the causes of their occurrence to a successful resolution.
Keywords: conflicts, coal industry enterprises, conflict resolution methods, staff psychologist, monitoring.