Научная статья на тему 'Исследование влияния проблемных лекций на формирование субъектного мышления студентов'

Исследование влияния проблемных лекций на формирование субъектного мышления студентов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
171
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗЛАГАЮЩИЕ ЛЕКЦИИ / ПРОБЛЕМНЫЕ ЛЕКЦИИ / СУБЪЕКТНОЕ МЫШЛЕНИЕ / СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА / КОМПОНЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ / ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ / ИНФОРМИРУЮЩАЯ ФУНКЦИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Чумичкин Андрей Александрович

Приведены результаты сравнительного анализа данных анкетирования студентов Печского университета (Венгрия) и студентов ИжГТУ. Показано, что проблемные лекции, в отличие от излагающих, развивают самостоятельность студентов и способствуют формированию субъектного мышления. Доказана востребованность компонента профессиональной культуры в содержании учебного материала. Выявлено значение представительной и информирующей функций преподавателя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Study of the effect of problem lectures on development of the subjectness of students' way of thinking

Results of the comparative analysis of the data of questioning of Pecs university students and Izhevsk State Technical University students are given. It is shown, that problem lectures, in contrast with stating ones, develop independence of students and promote formation of subjectness in their way of thinking. The demand for the professional culture component in the contents of a subject material is proved. Value of representative and informative functions of the teacher is brought to light.

Текст научной работы на тему «Исследование влияния проблемных лекций на формирование субъектного мышления студентов»

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА 2007. №9

УДК 378.147(045)

А.А. Чумичкин

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ ЛЕКЦИЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ СУБЪЕКТНОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ

Приведены результаты сравнительного анализа данных анкетирования студентов Печского университета (Венгрия) и студентов ИжГТУ. Показано, что проблемные лекции, в отличие от излагающих, развивают самостоятельность студентов и способствуют формированию субъектного мышления. Доказана востребованность компонента профессиональной культуры в содержании учебного материала. Выявлено значение представительной и информирующей функций преподавателя.

Ключевые слова: излагающие лекции, проблемные лекции, субъектное мышление, содержание учебного материала, компонент профессиональной культуры, представительная функция преподавателя, информирующая функция преподавателя.

Согласно распространенной классификации, по содержанию учебного материала можно выделить 5 основных видов лекций:

1) вводная (где дается предварительная ориентировка в изучаемом материале, указываются основные вопросы, литература для самостоятельного изучения);

2) излагающая (где излагается непосредственное содержание курса);

3) обзорная (где дается ретроспективный обзор изученного материала, анализ допущенных в процессе изучения материала ошибок, литература для дополнительной работы);

4) проблемная (где дается информация о последних достижениях в соответствующей области человеческой деятельности);

5) демонстрационная, частным случаем которой является экскурсия (где осуществляется показ труднодоступных для наблюдения процессов и объектов) [4. С. 31].

Разумеется, подобное деление условно и на практике встречаются различные сочетания указанных видов лекций, например вводной с проблемной или обзорной с демонстрационной и т. п.

Многие авторы, и в частности С.Ю. Либерман [4. С. 32], отмечают, что с возрастанием количества учебного материала и сокращением аудиторных часов будет ощущаться недостаток времени для его систематического изложения, в связи с чем роль вводной и обзорной лекций будет возрастать, а излагающей - уменьшаться, при этом изучение систематического содержания курса (по пособиям) будет передано на внеаудиторную работу студентов.

К содержанию учебной информации принято относить «факты, формулы, методы действия, моральные нормы и т. д.» [4. С. 25] или «теоретические сведения, вопросы, упражнения» [3. С. 5]. Элементы содержания, формирующие отношение студента к рассматриваемому объекту в частности или к изучаемому предмету в целом, упоминаются очень редко. Например, в работе В.Г.

Афанасьева нам встретилась цитата А.В. Луначарского: «...Идеал заключается ... не в том, чтобы натаскать человека на ту или другую специальность, а именно в том, чтобы сделать его борцом за человечность, а таким может человек стать только тогда, когда он знает, что такое мир, откуда он стал... какое отношение имеют к этому научные, художественные и технические задачи, какое место я, как какой-то Иван и Степан, занимаю в этом мире и что мне делать» [1. С. 376].

К таким элементам, которые в совокупности составляют компонент профессиональной культуры в содержании учебного материала, можно отнести сведения об истории развития соответствующей профессии, об ученых и изобретателях, внесших вклад в развитие специальности, о значении тех или иных открытий, общественной роли данной области науки или отрасли промышленности и т. п.

К числу качеств, характеризующих личность как субъект профессиональной деятельности, можно отнести:

1) высокую мотивацию к повышению профессионального мастерства;

2) способность к самостоятельному поиску необходимых знаний;

3) критическое мышление (оценка целесообразности тех или иных видов деятельности);

4) способность к целеполаганию (умение осознать и сформулировать цель своей деятельности, выбирать направления деятельности).

Интересно сравнить эффективность перечисленных видов лекций в формировании самостоятельного специалиста, обладающего субъектным мышлением. Для этого необходимо провести сравнительный анализ результатов анкетного опроса студентов тех вузов, в которых распространены упомянутые виды лекций.

При этом мы выдвинем следующие гипотезы: 1) излагающие лекции вызывают пассивность и апатию студентов, тогда как вводные лекции побуждают их к самостоятельному поиску необходимой информации; 2) проблемные лекции развивают у студентов такие качества, как мотивация и це-леполагание; 3) компонент профессиональной культуры формирует способность к целеполаганию и критическому мышлению, соответственно данный компонент востребован тем больше, чем сильнее развиты данные качества.

Методика исследования

Для проведения опроса были выбраны три группы студентов. В первую группу вошли студенты механического факультета имени Михая Полака Печского университета (Венгрия), где в течение более тридцати лет сложилась традиция чтения преимущественно проблемно-вводных лекций (с применением ТСО). Вторая группа представлена студентами механического факультета ИжГТУ (в том числе студентами СПИ - Сарапульского политехнического института (филиала ИжГТУ), где читаются преимущественно излагающие лекции. Третья группа состоит из студентов заочного отделения СПИ, то есть из лиц, работающих на предприятии и предположительно способных оценивать обучение в вузе как бы с позиций специалиста.

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА 2007. №9

В анкетах были предложены вопросы двух типов: 1) открытый вопрос, требующий конкретного ответа (например, «Оптимальный возраст преподавателя») и 2) вопрос с принятием решения, требующий ответа «да» или «нет» (например, «Работаете ли вы по специальности?»).

Совокупный ответ на вопрос первого типа выражен средним арифметическим ответов всех участников опроса, а ответ на вопрос второго типа представлен двумя числами, показывающими долю положительных и долю отрицательных ответов (в процентах) от общего числа опрашиваемых.

Выборки студентов Печского университета и ИжГТУ были разбиты на группы по принципу принадлежности к тому или иному курсу (с первого по пятый). Искомые величины были вычислены сначала для каждой группы в отдельности, а затем был найден общий для всей выборки результат. Разбиение больших выборок на группы - общепринятый метод математической статистики [2. С. 141]. Такое разбиение позволяет не только облегчить расчеты, но и достичь некоторой особой цели. Так, разбив выборки на группы, мы получили данные по каждому курсу, показывающие динамику состояния исследуемого вопроса, на основании которых впоследствии получили статическую картину для всех студентов в целом.

Всего было опрошено 156 студентов Печского университета, 247 студентов очного отделения СПИ и ИжГТУ, 67 студентов заочного отделения СПИ.

Для оценки представительности выборок по методике, предложенной в работе [5. С. 160-163], были рассчитаны их средняя и предельная ошибки. Все три выборки проведены методом случайного бесповторного механического отбора. Доля опрошенных составила примерно 40 % от общего числа студентов соответствующих групп.

Для вопросов первого типа была определена величина предельной ошибки выборки по формуле

А = t

s

где А - предельная ошибка выборки;

ґ - коэффициент доверия, или нормированное отклонение (при вероятной ошибке р = 0,90, ґ = 1,6449) [6. С. 84];

о~ - выборочная дисперсия; п - объем выборочной совокупности;

N - объем генеральной совокупности.

Выборочная дисперсия вычислялась по формуле

—Ц-X(Х - ~

п-1 і

где п - объем выборочной совокупности; хі - выборочная варианта;

~ - выборочная средняя.

При желании можно найти характеристики генеральной совокупности, они будут находиться в пределах, определяемых следующими соотношениями:

n

~-А~ <X< ~ + А~, где ~ - выборочная средняя;

А ~ - предельная ошибка выборочной средней;

X - генеральная средняя.

Для вопросов второго типа была определена величина предельной ошибки выборочной доли по формуле

w(1 - w)

/

1 - n

v N;

где А№ - предельная ошибка выборочной доли;

t - коэффициент доверия (при уровне вероятности р = 0,90, t = 1,6449)

[6. С. 84];

w - доля единиц, обладающих данным признаком; п - объем выборочной совокупности;

N - объем генеральной совокупности.

При желании можно найти пределы доли признака в генеральной совокупности по следующим соотношениям:

w-Аw <р<w + Аw, где w - доля единиц, обладающих данным признаком;

А Н1 - предельная ошибка выборочной доли; р - доля признака в генеральной совокупности.

Результаты исследования

Для определения доли работающих по своей специальности студентов им был задан вопрос: «Имеете ли вы работу по специальности?». В данном случае был важен процент не студентов, работающих где-либо помимо учебы, а студентов, которые работают именно по своей будущей специальности (хотя и не в должности инженера). Такие студенты непосредственно сталкиваются с производственными проблемами, входят в соответствующую профессиональную среду. Напротив, студенты, не работающие по специальности, получают информацию о ней лишь из учебного материала, и преподаватель является для них порой единственным представителем той среды, в которую им предположительно предстоит войти.

Работа по специальности

Работа по специальности

□ Да

□ Нет

10,53

©

□Да □ Нет

Работа по специальности

С-

□Да □ Нет

Рис. 1. Данные по очникам Печского университета;

D „ = 3,01%

Рис. 2. Данные по очникам Рис. 3. Данные по заочникам

ИжГТУ; D w = 7,73%

n

B9.47

90,38

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА 2007. №9

Результаты опроса показывают, что в целом около 90% студентов очного отделения и почти половина (примерно 45%) заочников не работают по специальности. Следовательно, представительная функция преподавателя чрезвычайно важна.

Данные по курсам (для студентов как Печского, так и Ижевского университетов) выглядят вполне естественно (см. рис. 4, 5). Спад на четвертом курсе в Печском университете можно объяснить тем, что группа четверокурсников представлена студентами двух категорий: дипломирующимися бакалавриантами с четырехгодичным обучением и магистрантами, поступившими в магистратуру на двухгодичный срок обучения. Первые оставляют работу для «последнего рывка» перед защитой диплома, вторые заняты изучением фундаментальных теорий. Бакалавриаты с трехгодичным обучением, доля которых невелика, обусловливают небольшой спад на третьем курсе. На пятом курсе магистранты делают диплом на предприятиях и возвращаются туда с этой целью. В данных ИжГТУ наблюдается устойчивый рост с первого по третий курс включительно. Нулевое значение для четвертого курса можно объяснить тем, что на нем изучаются общетехнические и спецпредме-ты со сложными курсовыми и студенты «вынуждены» больше внимания уделять учебе. На пятом курсе многие вновь устраиваются на предприятия для выполнения дипломного задания.

Работа по специальности Работа по специальности

курс

курс

%

%

Рис. 4. Данные по очникам Печского уни- Рис. 5. Данные по очникам ИжГТУ верситета по курсам по курсам

В целом к старшим курсам доля работающих по специальности возрастает, но даже на последнем (пятом) курсе она не превышает половины студентов и приближается к данным заочников. Таким образом, соотношение представительной и информационной функций преподавателя постепенно изменяется в пользу последней, однако даже к концу обучения в вузе около половины студентов по-прежнему нуждаются в первой.

Для того чтобы выяснить мнение студентов о влиянии личности преподавателя на их интерес к предмету, им был предложен вопрос: «Считаете ли вы, что личность преподавателя влияет на интерес к предмету?».

Ответ на данный вопрос должен показать идеальную картину, то есть отразить мнение студентов о том, в какой степени мог бы гипотетический преподаватель повлиять на стремление гипотетического же студента к получению знаний по соответствующему предмету.

82 А. А. Чумичкин

2007. №9 ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

Влияние преподавателя Влияние преподавателя Влияние преподавателя

3,85 2,83 8,96

96,15 97,17 91,04

Рис. 6. Данные по очникам Рис. 7. Данные по очникам Рис. 8. Данные по заочникам Пожоге университета; ИжГТУ; А - = 1,34% ИжГТУ; А - = 4,44%

А - = 1,96%

Оказывается, около 96% очников в принципе признают факт такого влияния. У заочников, что вполне естественно, этот процент ниже, но все равно довольно высок (91%).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Влияние преподавателя Влияние преподавателя

100

80

60

40

20

0

3

курс

100

80

60

40

20

0

3

курс

1

2

4

5

1

2

4

5

Рис. 9. Данные по очникам Печского уни- Рис. 10. Данные по очникам ИжГТУ по кур-верситета по курсам сам

Что интересно, несмотря на постепенное приобщение студентов к профессиональной деятельности (рис. 4, 5) и, можно предположить, формирование собственного отношения к ней, влияние преподавателя на их мотивацию (по их мнению) не только не уменьшается, но сохраняется устойчиво высоким (в ИжГТУ) и даже возрастает в целом на 7% (в Печском университете).

Для выяснения реальных показателей влияния личности преподавателя на интерес студентов к предмету им было задано два вопроса, помещенных на разных сторонах листа, с тем чтобы между ними не просматривалось никакой связи: 1) «Изучение какого предмета было (является) для вас наиболее интересным?» и 2) «Преподаватель какого предмета вызвал у вас наибольшее уважение?». Очевидно, что доля совпавших ответов на оба эти вопроса покажет долю студентов, которым наиболее интересен тот предмет, который ведет их любимый (уважаемый ими) преподаватель.

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА 2007. №9

Преподаватель-предмет Преподаватель-предмет Преподаватель-предмет

Рис. 11. Данные по очникам Рис. 12. Данные по очникам Рис. 13. Данные по заочни-Пожоге университета; ИжГТУ; А - = 4,04% кам ИжГТУ; А - = 7,67%

А - = 5,02%

В действительности доля мотивированных преподавателями студентов примерно в два раза ниже. Причем данные по студентам Печского университета и заочникам ИжГТУ совпадают (41 %), а данные по очникам ИжГТУ отличаются тем, что доля зависимых от влияния личности преподавателя выше на 4 %.

Пусть ненамного, но все же большую самостоятельность очников Печского университета в данном вопросе можно объяснить большим числом экскурсий на предприятия. Для их проведения выделен специальный день. Так, на интересующем нас механическом факультете Печского университета каждую пятницу студенты с преподавателем профильного спецпредмета посещают несколько предприятий (обычно 2-3).

Как и следовало ожидать, реальные данные по курсам (см. рис. 14, 15) в большей степени соответствуют данным на рис. 4, 5. По мере непосредственного знакомства с профессиональной деятельностью зависимость студентов от преподавателя как наставника уменьшается. Так, если доля работающих по специальности очников Печского университета возросла примерно с 7 до 28 % (в четыре раза), доля мотивированных преподавателем студентов снизилась примерно с 58 до 28 % (в два раза). В данных реальной мотивированности очников ИжГТУ также наблюдается спад, хотя и не такой резкий (с 62 до 50 %, то есть в 1,3 раза) при возрастании доли работающих по специальности с 2,5 до 55 %, то есть в 22 раза.

Преп одаватель-п ред мет Преп одаватель-п ред мет

100

80

60

40

20

0

3

курс

100

80

60

40

20

0

3

курс

1

2

4

5

1

2

4

5

Рис. 14. Данные по очникам Печского Рис. 15. Данные по очникам ИжГТУ по кур-

университета по курсам сам

Итак, крутизна зависимости на рис. 14 в два (4/2) раза меньше, чем крутизна зависимости на рис. 4, крутизна зависимости на рис. 15 в 17 (22/1,3) раз меньше, чем крутизна зависимости на рис. 5.

Разница в крутизне зависимостей на рис. 14 и рис. 4, а также на рис. 15 и рис. 5 свидетельствует о том, что студенты рассматривают преподавателя как представителя профессионалов-ученых, а не только профессионалов-практиков, с которыми они сталкиваются на производстве. Поэтому влияние преподавателя на мотивацию к изучению того или иного предмета выше, чем влияние собственных впечатлений, полученных в ходе приобщения к практической деятельности.

То, что разностный коэффициент у очников ИжГТУ (17) выше, чем у очников Печского университета (2), говорит о том, что в учебном материале, преподаваемом в ИжГТУ, затрагивается меньше вопросов, связанных с производственной практикой, поэтому вхождение в профессиональную деятельность сказывается на интересе к соответствующему учебному курсу у студентов ИжГТУ в гораздо меньшей степени, чем у студентов Печского университета.

Для того чтобы выяснить мнение студентов о том, насколько преподаватель-профессионал востребован ими больше, чем преподаватель-ученый, им был задан вопрос: «Должен ли преподаватель работать на производстве?».

Как видно (см. рис. 16, 17, 18), во всех трех группах больше половины студентов считает, что преподаватель обязательно должен быть связан с производством. Несомненно, что заочникам, непосредственно знакомым с производством, легче оценить компетентность преподавателя, чем очникам. Поэтому не удивительно, что доля положительных ответов на этот вопрос у заочников ИжГТУ на 8% выше, чем у очников этого же университета. Зато у очников Печского университета эта разница составляет целых 20%; у них доля желающих видеть преподавателя-профессионала даже на 12% выше, чем у заочников ИжГТУ.

Преподаватель на производстве Преподаватель на производстве Преподаватель на производстве

Рис. 16. Данные по очникам Рис. 17. Данные по очникам Рис. 18. Данные по заочникам Пожоге университета; ИжГТУ; А - = 4,00 % ИжГТУ; А - = 7,39 %

А - = 4,21 %

По-видимому, это связано с установившейся в Печском университете традицией проведения регулярных экскурсий (на которых студенты видят, насколько их преподаватель ориентируется в практических вопросах производства), а также с тем, что учебный материал у них в целом ближе к практике, а у нас содержит более фундаментальные вопросы.

Исследование влияния проблемных лекций... 85

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА 2007. №9

Преподаватель на производстве Преподаватель на производстве

100

80

60

40

20

0

3

курс

100

80

60

40

20

0

3

курс

1

2

4

5

1

2

4

5

Рис. 19. Данные по очникам Печского уни- Рис. 20. Данные по очникам ИжГТУ верситета по курсам По курсам

Наблюдается рост данных по курсам в обеих группах. По мере перехода от общепрофессиональных к общетехническим и далее к спецдисциплинам, то есть от изучения фундаментальных теорий к прикладным технологиям, студенты начинают ожидать соответствующей подготовки от преподавателей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ожидания очников Печского университета возросли с 66 до 86 % (в 1,3 раза), а очников ИжГТУ - с 55 примерно до 60% (в 1,1 раза). Кроме того, если на рис. 19 кривая возрастает монотонно, то на рис. 20 наблюдается пик у 4-го курса (70 %), а затем спад до 56 % у пятого курса. Возможно, это объясняется тем, что в ИжГТУ, где экскурсии носят эпизодический характер, интерес студентов к профессиональной деятельности резко возрос после прохождения учебной практики на предприятии после третьего курса. Спад интереса на пятом курсе связан с тем, что на пятом курсе по специальности работает 56 % студентов, тогда как доля работающих по специальности пятикурсников Печского университета составляет 29 %.

Пик у четвертого курса и спад у пятого на рис. 20 соответствуют провалу у четвертого курса и пику у пятого на рис. 5. Действительно, самостоятельно работающие студенты меньше нуждаются в преподавателе-наставнике.

Любопытно выяснить, интересен ли студентам преподаватель в качестве примера для подражания (как представитель среды, в которую они собираются войти) или только как носитель профессиональных знаний, которые могли бы им пригодиться в будущем для выполнения квалифицированной работы.

Для определения потребностей студентов в информации об их будущей профессии им был предложен вопрос: «Достаточно ли информации о вашей будущей профессии дается на лекциях?».

Информация о профессии

__ 21,15

©

78,85

Информация о профессии

Информация о профессии

□Да □ Нет

ОДа □ Нет

46,27f I )

4J'

□Да □ Нет

Рис. 21. Данные по очникам Печского университета; д

Рис. 22. Данные по очникам Рис. 23. Данные по заочникам

ИжГТУ; ^ = 3,93% ИжГТУ; = 7,75%

= 4,17%

В данном случае наблюдается парадоксальная картина. Во-первых, непосредственно знакомые с производством заочники в гораздо большей степени (по сравнению с очниками обеих групп) удовлетворены количеством профессиональной информации, причем доля положительных ответов в основном приходится на работающих по специальности (соответственно 53,73% и 55,22%). Во-вторых, доля очников ИжГТУ, считающих количество профессиональной информации достаточным, на 16,5 % больше доли очников Печского университета, тогда как в содержании учебного материала будущих бакалавров Печского университета присутствует больше прикладной информации, а учебный материал будущих инженеров ИжГТУ в большей степени наполнен фундаментальными сведениями.

Можно предположить, что высокий процент (тем более совпадающий с процентом работающих по специальности) у заочников ИжГТУ объясняется тем, что в институт они пришли с тем, чтобы получить фундаментальные, теоретические сведения об уже знакомых им из личного профессионального опыта производственных процессах. Высокий процент очников ИжГТУ можно объяснить тем, что они еще не знакомы с производством (процент работающих мал и практически полное отсутствие экскурсий) и не могут оценить, насколько предлагаемая на лекциях информация актуальна для современной промышленности.

Информация о профессии Информация о профессии

62,35

100

80

60

40

20

0

3

курс

П

100

80

60

40

20

0

3

курс

1

2

4

5

1

2

4

5

Рис. 24. Данные по очникам Печского Рис. 25. Данные по очникам ИжГТУ

университета по курсам по курсам

Данные по курсам в обеих группах показывают противоположные тенденции и подтверждают высказанное предположение: по мере приобщения к профессиональной деятельности студентов Печского университета (экскурсии, производственная практика и работа по специальности) их интерес к получению соответствующей информации на лекциях падает; по мере знаком-

ства с производством студентов ИжГТУ (производственная практика и работа по специальности) их интерес к сведениям об их будущей профессии возрастает. Кроме того, можно предположить, что проблемные лекции постепенно (см. рис. 24) приучают студентов Печского университета к самостоятельному поиску интересующей их информации, тогда как даже заинтересованные студенты ИжГТУ ожидают удовлетворения своих запросов от лектора (см. рис. 25).

Для определения заинтересованности студентов в каких-либо сведениях из личного профессионального опыта преподавателя им был предложен вопрос: «Должна ли на лекциях присутствовать информация из личного профессионального опыта преподавателя?».

Опыт преподавателя

т”

*,08^*—-^

□Да

Опыт преподавателя

5,67

(!)

ОДа

Опыт преподавателя

1,49

О

□Да

98,51

Рис. 26. Данные по очникам Рис. 27. Данные по очникам Рис. 28. Данные по заочникам

Печского университета; д

ИжГТУ; ^ = 1,88% ИжГТУ; ^ = 1,89%

= 4,52%

Как видно, для подавляющего большинства студентов ИжГТУ (как очников, так и заочников) преподаватель является авторитетом, наставником, примером для подражания. Доля утвердительно ответивших на этот вопрос заочников даже выше, чем у очников, что говорит о не меньшей важности роли преподавателя-ученого, чем преподавателя-профессионала. Среди студентов Печского университета лишь четвертая часть дала положительный ответ. По-видимому, это объясняется их большей самостоятельностью: требования к профессиональным качествам преподавателя у них выше (ср. рис. 16 и 17), тогда как их зависимость именно от самой личности преподавателя ниже (ср. рис. 6 и 7, а также рис. 11 и 12).

Опыт преподавателя

Опыт преподавателя

100

80

60

40

20

0

3

курс

100

80

60

40

20

0

3

курс

Рис. 29. Данные по очникам Печского уни- Рис. 30. Данные по очникам ИжГТУ по кур-верситета по курсам сам

Данные по курсам подтверждают выводы, сделанные по данным на рис. 26, 27 и 28. К старшим курсам оценка преподавателя как опытного наставника (по сравнению с собственным профессиональным опытом) у студентов

94,33

1

2

4

5

1

2

4

5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Печского университета снижается, а у студентов ИжГТУ даже возрастает (примерно на 1%).

Для того чтобы выяснить желание студентов узнать какие-либо сведения об ученых, внесших вклад в развитие их специальности, им был задан вопрос: «Необходимо ли давать на лекциях информацию об ученых, внесших вклад в развитие специальности?».

Ученые по специальности Ученые по специальности Ученые по специальности

Рис. 31. Данные по очникам Рис. 32. Данные по очникам Рис. 33. Данные по заочникам

Печского университета; ИжГТУ; А - = 3,76% ИжГТУ; А - = 6,48%

А - = 2,82%

Поскольку, как уже было сказано выше, учебный материал будущих бакалавров Печского университета содержит больше прикладных вопросов, их потребность в информации об ученых намного выше, чем у студентов ИжГТУ (по сравнению с очниками на 23 %, с заочниками - на 14 %), тогда как их интерес к сведениям о профессии (ср. рис. 21 22 и 23) ниже (по сравнению с очниками на 16,5 %, с заочниками - на 32,6 %). По той же причине соответствующий интерес у заочников ИжГТУ на 8,8 % выше, чем у очников ИжГТУ.

Ученые по специальности Ученые по специальности

100

80

60

40

20

0

3

курс

100

80

60

40

20

0

3

курс

1

2

4

5

1

2

4

5

Рис. 34. Данные по очникам Печского Рис. 35. Данные по очникам ИжГТУ

университета по курсам по курсам

В обеих группах интерес к сведениям об ученых возрастает, хотя в данных по студентам Печского университета возрастание монотонное, а в данных по студентам ИжГТУ наблюдаются пики на втором и четвертом курсах.

Помимо знакомства с современным состоянием соответствующей их специальности отрасли науки и техники, интересно узнать мнение студентов о том, должна ли на лекциях присутствовать информация об истории развития их будущей профессии. С этой целью им был предложен вопрос: «Интересует ли вас история развития вашей профессии?».

Картина (см. рис. 36, 37, 38) примерно та же, что и в предыдущем случае. Наибольший интерес к историческим сведениям проявляют студенты Печского университета.

Как было сказано выше, в Печском университете три составляющих приобщения студентов к профессиональной деятельности (экскурсии, производственная практика и работа по специальности), а в ИжГТУ - две (производственная практика и работа по специальности), причем первая составляющая действует весь период обучения в вузе, вторая - начиная со второго -третьего курса, а третья - лишь к концу обучения (последний курс, и то не более чем для 28,6% пятикурсников Печского университета и 55,6% пятикурсников ИжГТУ - ср. рис. 4 ирис. 5).

История специальности 9,62

История специальности 11,94

□ Да

□ Нет

□ Да

□ Нет

□ Да

□ Нет

История специальности 29,96у

70,04 ___

90,38 88,06

Рис. 36. Данные по очникам Рис. 37. Данные по очникам Рис. 38. Данные по заочникам Пожоге университета; ИжГТУ; А - = 3,71 % ИжГТУ; А - = 5,04 %

А - = 3,01%

Поэтому у студентов Печского университета интерес высок уже с первого курса, а у студентов ИжГТУ он начинает появляться постепенно и лишь к пятому курсу достигает примерно той же степени, что и у студентов первой группы.

История специальности История специальности

1GG

8G

6G

4G

2G

G

3

курс

курс

1

2

4

5

Рис. 39. Данные по очникам Печского уни- Рис. 40. Данные по очникам ИжГТУ верситета по курсам по курсам

Помимо содержания учебного материала очень важен принцип его представления, для чего необходимо оценить удобство чтения информации соответственно с книги и с экрана монитора. Итак, студентам было предложено ответить на вопрос: «Каким способом вам удобнее получать информацию?».

Чтение информации Чтение информации Чтение информации

м Г\ 0 Г\

52,56І 147,44 □ Книга □ Монитор 48,181 151,82 □ Книга □ Монитор ) □ Книга □ Монитор

V J Ті /62,69

Рис. 41. Данные по очникам Рис. 42. Данные по очникам Рис. 43. Данные по заочни-Петжого университета; ИжГТУ; А - = 4,05% кам ИжГТУ; А - = 7,52 %

А - = 5,09 %

Как видим, в своих пристрастиях очники обеих групп поделились примерно пополам. Доля книголюбов среди заочников (старшего поколения) заметно выше (на 12 %). Применение ТСО на лекциях (в Печском университете такая традиция существует уже более 30 лет) и общая компьютеризация учебного процесса не снижает роль книги как носителя учебной информации (доли положительных ответов на рис. 41 и 42 отличаются всего на 4,4%).

Чтение информации (книг) Чтение информации (книг)

100

80

60

40

20

0

3

курс

100

80

60

40

20

0

3

курс

1

2

4

5

1

2

4

5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 44. Данные по очникам Печского Рис. 45. Данные по очникам ИжГТУ

университета по курсам по курсам

Почему же в обеих группах по мере перехода на старшие курсы предпочтение книгам отдает все большее число студентов? Возможно, это связано с тем, что на первых курсах в числе изучаемых предметов значительную долю занимает блок гуманитарных дисциплин. Таким образом, преобладающая форма отчетности - доклад или реферат. Студенты легко могут найти необходимую информацию в Интернете или приобрести сборники рефератов на дисках и распечатать. На старших курсах появляется такая форма отчетности, как курсовая работа и курсовой проект. Их выполнение предполагает большое число сложных расчетов и поиск специальной информации по индивидуальному заданию (варианту). Как правило, по сети Интернет такие данные (особенно достоверные) найти гораздо сложнее, и студенты предпочитают пользоваться справочниками из библиотеки. Кроме того, можно предположить, что постепенно у студентов формируется библиотека специальной литературы.

Любопытно выяснить, нужен ли студентам профессионал, способный обучить их своему мастерству, или наставник, могущий, помимо этого, передать им свой опыт. Для этого студентам было предложено указать границы оптимального возраста преподавателя (не допустимого, а именно оптимального, когда преподаватель находится в расцвете сил и обладает достаточным опытом): «Оптимальный возраст преподавателя?».

Возраст преподавателя

Возраст преподавателя

Возраст преподавателя

41,74

Dmin

□ av

□ max

□ dif

40,7

Dmin

□ av

□ max

□ dif

31,21 Dmin

ft □ av

□ max

•S40,5 □ dif

Рис. 46. Данные по очникам Рис. 47. Данные по очникам Рис. 48. Данные по заочни-Печского университета; „„.т,.________А ~ ^ _____„„.п-,,._____А т

А~ 5 3 а~ ¿д.-

макс ~ -0,89 макс * -1,37

макс ; “* -1,40

Средний возраст преподавателя составляет около 41 года. Во второй и третьей группе возраст практически одинаковый, а в первой группе преподаватель старше на 1 год. Минимальный возраст: в первой группе старше на полгода, чем во второй, а в третьей старше на год, чем в первой. Максимальный возраст: самый молодой в третьей группе, во второй старше на 1,8 лет, а в первой на 3,4 года, чем в третьей, и на 1,5 лет, чем во второй. Таким образом, оптимальный стаж преподавателя, то есть период, в котором он способен наиболее полно удовлетворить ожидания студентов, составляет для первой группы почти 23 года, для второй - на год меньше, а для третьей - еще на три года меньше.

Как ни странно, заочники, которые в среднем старше очников (около двадцати) лет на десять (около тридцати), хотят видеть самого молодого преподавателя и раньше всех готовы отправить его на пенсию, хотя минимальный возраст у них самый высокий, то есть неопытный юнец на роль преподавателя также не годится. У первой группы, по сравнению со второй, все четыре показателя выше, что соответствует большим требованиям к профессиональному мастерству преподавателя (ср. рис. 16 и 17).

Возраст преподавателя Возраст преподавателя

18,57

21,83

49,78

і

65-|

min 55-

av 45

г.

max 35

dif 25 ^

15-

г.

1

2

3

4

5

1

2

3

4

Рис. 49. Данные по очникам Печского Рис. 50. Данные по очникам ИжГТУ университета по курсам по курсам

Данные по курсам показывают интересную картину. В первой группе все четыре величины монотонно возрастают. При увеличении возраста студентов на пять лет средний возраст преподавателя возрос на 46,78 - 40,45 = 6,33 года, причем в основном за счет увеличения максимального возраста (на 62,43 - 51,34 = 11,09 лет) и лишь в небольшой степени за счет роста минимального (на 31,14 - 29,55 = 1,59 лет). То есть студенты постепенно убежда-

ются, что взрослые, опытные преподаватели лучше подготовят их к самостоятельной профессиональной деятельности.

Во второй группе все четыре кривые монотонно возрастают от первого до третьего курса, затем выравниваются; с четвертого курса до пятого кривая минимального возраста остается неизменной, а остальные три - резко убывают. Возможно, студенты устают от учебы и им хочется видеть более молодых преподавателей.

Для того чтобы узнать представления студентов о том, в какой степени различные виды учебных занятий вносят вклад в формирование специалиста, им был задан вопрос: «Какие занятия наиболее полезны для обучения специалиста?».

Как видим (см. рис. 51, 52, 53) во всех трех группах на первом месте стоят практические занятия (почти 25%, причем у заочников на 1% меньше, чем в первых двух группах). Следующие по приоритету места распределены в трех группах по-разному. У очников Печского университета второе место занимают консультации, третье - самостоятельная работа, четвертое - лекции и пятое -производственная практика. У очников ИжГТУ второе место отдано производственной практике, третье - лекциям, четвертое - консультациям и пятое - самостоятельной работе. У заочников ИжГТУ на втором месте находятся лекции, на третьем - производственная практика, на четвертом - консультации и на пятом - самостоятельная работа.

Полезные занятия 17,7^^^18,41

Полезные занятия

Полезные занятия

□лекц 21,77^—^,21,43 □лекц 23,1 23,28 □лекц

□ практ □ практ □ практ

г о к D [ 1 z о к D уя 1

□ сам □ произв 1556V/\ j 24,98 □ сам □ произв ,,8^iZ □ сам □ произв

16,23

Рис. 51. Данные по очникам Рис. 52. Данные по очникам Рис. 53. Данные по заочни-

Печского университета; Д

кам ИжГТУ;

Д,

ИжГТУ; - 3,24%

" - 4,08%

Таким образом, если в первой группе самостоятельная работа стоит на третьем месте (с отрывом от первого на 4,59%), то во второй и третьей группах этот вид учебной деятельности занимает последнее, пятое место (с отрывом от первого соответственно на 9,42% и 9,80%).

Данные по курсам показывают, как изменяются приоритеты студентов по мере их перехода на старшие курсы. Зависимости на рис. 54 и 55 отличаются на постоянную величину, но показывают схожие тенденции. Так, минимум значимости практических занятий и соответствующий ему максимум значения производственной практики приходятся на четвертый курс. Значение лекций в обеих группах минимально на четвертом и максимально на пятом курсе. Отличия наблюдаются только в кривой значимости самостоятельной работы: если в первой группе уже с первого курса ей придается высокое значение, которое затем снижается и на 2-м, 3-м и 5-м курсах остается постоянным (с пиком на 4-м), то во второй группе оценка важности самостоятельной работы на первом курсе очень низка и лишь к четвертому курсу посте-

16,26

19,81

пенно возрастает и достигает значений 2-го и 3-го курсов первой группы за минусом двух процентов.

Полезные занятия Полезные занятия

30

27,5

25

17,5»=:1^Чу -

15

12,5

10

30

27.5 25

22.5 % 20

17.5 15

12.5 10

^—-—

Рис. 54. Данные по очникам Печского уни- Рис. 55. Данные по очникам ИжГТУ по кур-верситета по курсам сам

Для того чтобы нарисовать не идеальную, а действительную картину, студентам был задан вопрос: «Какой вид занятий для вас наиболее интересен ?».

Действительность не сильно отличается от идеала. Как и в предыдущем случае, во всех трех группах (см. рис. 56, 57, 58) на первом месте стоят практические занятия (однако в первой и третьей группах доля предпочтений, отданных практике, выше примерно на 1% по сравнению с данными на рис. 51 и 53, у заочников эта доля по-прежнему примерно на 1% меньше, чем в первых двух группах). Второе место у очников Печского университета по-прежнему занимают консультации, третье - не самостоятельная работа, а производственная практика, четвертое - не лекции, а самостоятельная работа и пятое - не производственная практика, а лекции. У очников ИжГТУ на втором месте находится производственная практика, на третьем - лекции, на четвертом - консультации и на пятом - самостоятельная работа. Заочники ИжГТУ второе место отдают не лекциям, а производственной практике, третье место - не производственной практике, а лекциям, четвертое - консультациям, пятое - самостоятельной работе.

Интересные занятия

Интересные занятия

Интересные занятия

□лекц

□ практ

□ конс

□ сам

□ произв

□лекц

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

□ практ

□ конс

□ сам

□ произв

20,12 17,65

Рис. 56. Данные по очникам Рис. 57. Данные по очникам Печского университета; tj...t’-гіг. А Д

23'6^^~\23,2

Щ

□лекц

□ практ

□ конс

□ сам

□ произв

Рис. 58. Данные по заочникам Д „

ИжГТУ; ^ ~ 3,24% ИжГТУ; ^ ~ 6,22%

- ~ 4,08%

Сравнение ответов на последние два вопроса позволяет сделать вывод о том, что студенты ИжГТУ, по сравнению со студентами Печского университета, не только считают самостоятельную работу видом занятий, наименее полезным для обучения специалиста, но и сами относятся к ней без всякого интереса.

%

і

2

3

4

5

і

2

3

4

5

14,47

2007. №9 ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

Интересные занятия Интересные занятия

Рис. 59. Данные по очникам Печского Рис. 60. Данные по очникам ИжГТУ

университета по курсам по курсам

Данные по курсам соответствуют аналогичным данным на рис. 54 и 55. Для удобства сравнительного анализа ответов студентов Печского университета и ИжГТУ на последние два вопроса сведем данные по трем группам на один график: данные на рис. 51, 52 и 53 - на рис. 61, а данные на рис. 56, 57 и 58 - на рис. 62.

Сравнение данных, приведенных на рис. 61 и 62, показывает, что представление студентов о пользе того или иного вида занятий в целом совпадает с их интересом к данным видам занятий. Небольшие расхождения наблюдаются во второй группе: интерес к консультациям и производственной практике выше, а интерес к лекциям ниже, чем оценка их значимости.

Полезные занятия Интересные занятия

%

Рис. 61. Данные по трем группам Рис. 62. Данные по трем группам

опрошенных опрошенных

Как видим на рис. 61 и 62, практические занятия считают наиболее полезными во второй группе, а наиболее интересными - в первой; значимость производственной практики выше всего оценивают в третьей группе, а интерес к ней - во второй; как оценка пользы лекций, так и интерес к ним максимальны в третьей группе; консультации и самостоятельная работа пользуются наибольшей популярностью в первой группе.

Для того чтобы оценить значимость источников информации, используемых студентами при подготовке к экзаменам, им был задан вопрос: «Какие источники информации вы больше используете при подготовке к экзаменам?».

Теоретическая информация

26,31

17,92

□л. книги

□ библ

□ инт □жур

□ к. лекц

Теоретическая информация 19,39

Ш

□л. книги

□ библ

□ инт □жур

□ к. лекц

Теоретическая информация 14,37

□л. книги

□ библ

□ инт □жур

□ к. лекц

Рис. 63. Данные по очникам Печского университета; д

Рис. 64. Данные по очникам Д

Рис. 65. Данные по заочникам

ИжГТУ;

ИжГТУ; - 3,24%

=4,08%

У очников Печского университета на первом месте стоят конспекты лекций, на втором - личные книги, на третьем - Интернет, четвертое - библиотека и пятое - журналы. У очников ИжГТУ первое место отдано конспектам лекций, второе - библиотеке, третье - личным книгам, четвертое - Интернету и пятое - журналам. У заочников ИжГТУ первое место занимает библиотека, второе - конспекты лекций, третье - Интернет, четвертое - личные книги и пятое - журналы.

Таким образом, студенты ИжГТУ в первую и вторую очередь черпают информацию для подготовки к экзаменам из конспектов лекций и книг из библиотеки (институтской или заводской), то есть из готовых источников. Средствами самостоятельного поиска необходимых сведений пользуются значительно реже. Студенты Печского университета, напротив, пользуются главным образом (после конспектов лекций) собственными источниками учебной информации.

Данные по курсам (см. рис. 66, 67) по многим источникам схожи. Если в Печском университете студенты покупают книги на всех курсах, то в ИжГТУ в основном на первых двух (как правило, по гуманитарным дисциплинам). Значение конспектов лекций в первой группе после второго курса снижается, а во второй - возрастает начиная с первого. К концу обучения, то есть в период приобретения главным образом специальных знаний, в первой группе возрастает использование библиотеки и журналов, а во второй - значимость всех источников падает за счет возрастания роли конспектов лекций. То есть студенты ИжГТУ, в отличие от студентов Печского университета, не приучаются к самостоятельному поиску как самой информации, так и источников, ее содержащих.

27,24

20,71

15,73

18,08

Теоретическая информация

Теоретическая информация

35

32.5 30

27.5 25 -і—

% 22,5 20

17,5-,--------- -

15 "-------------

12,510

----

и -ШГ

35 л

3 5 4-

л. книги 30 -

библ 27,5-1

25

инт % 22,5 •

20 A

жур 17,5-1

15 ,

к. лекц 12,5 і

10 4

: .✓*—ж—

-л. книги библ

жур - к. лекц

1

2

Рис. 66. Данные по очникам Печского уни- Рис. 67. Данные по очникам ИжГТУ по кур-верситета по курсам сам

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для того чтобы оценить значимость источников информации, используемых студентами при выполнении практических работ (рефератов, курсовых, дипломных), им было предложено «проставить значения важности источников информации для выполнения курсовых и практических работ».

Практическая информация

23,99

□ л. книги

□ библ

□ инт

□ жур

□ к. лекц

Практическая информация 17,72

J0L

□ л. книги

□ библ

□ инт

□ жур

□ к. лекц

Практическая информация 14,2

□ л. книги

□ библ

□ инт

□ жур

□ к. лекц

Рис. 68. Данные по очникам Печского университета; д

Рис. 69. Данные по очникам

д ,

Рис. 70. Данные по заочникам

ИжГТУ;

ИжГТУ; - 3,24%

- =4,08%

У очников Печского университета на первом месте стоит Интернет, на втором - конспекты лекций, на третьем - личные книги, на четвертом - библиотека и на пятом - журналы. У очников ИжГТУ первое место отдано библиотеке, второе - конспектам лекций, третье - Интернету, четвертое - личным книгам и пятое - журналам. У заочников ИжГТУ первое место занимает библиотека, второе - конспекты лекций, третье - Интернет, четвертое - личные книги и пятое - журналы.

Данные на рис. 68 и 69 в сравнении с данными на рис. 63 и 64 выглядят вполне естественно. (Интересно, что в третьей группе в ряду приоритетов никаких перестановок не произошло - ср. рис. 70 и 65.). Так, при поиске практической информации конспекты лекций уступили первое место Интернету в первой группе и библиотеке - во второй. Кроме того, во второй группе Интернет вытеснил личные книги с третьего места на четвертое.

Во всех трех группах конспекты лекций стоят на втором месте, что, с учетом приведенных ранее данных о требовательности к профессиональным умениям преподавателя, в первой группе объясняется насыщенностью лекций практическими сведениями, а во второй и третьей - пассивностью в самостоятельном поиске необходимых данных.

3

4

5

1

2

3

4

5

19,36

20,98

Практическая информация

Практическая информация

Рис. 71. Данные по очникам Печского Рис. 72. Данные по очникам ИжГТУ

университета по курсам по курсам

Данные по курсам отражают картину, наблюдаемую на рис. 66 и 67.

Для удобства сравнения степени использования студентами Печского университета и ИжГТУ различных источников учебной информации, сведем данные по трем группам на один график: данные на рис. 63, 64и 65 - на рис. 73, а данные на рис. 68, 69 и 70 - на рис. 74.

Теоретическая информация Практическая информация

1 гр 2 гр 3 гр 1 гр 2 гр 3 гр

Рис. 73. Данные по трем группам Рис. 74. Данные по трем группам

опрошенных опрошенных

Сравнение данных на рис. 73 и 74 показывает одинаковый характер соответствующих зависимостей, отличающихся на постоянную величину. Так, значение личных книг наиболее высоко в первой группе, а наиболее низко - в третьей. Этому соответствует кривая степени использования библиотеки - с минимумом в первой группе и максимумом в третьей. Интернетом и журналами меньше всего пользуются студенты очного отделения ИжГТУ. Однако конспекты лекций, что естественно, стоят у них на первом месте.

Сравнение данных на рис. 73 и 74 с данными на рис. 61 и 62 показывает, что студенты тех групп, в которых выше значение консультаций и самостоятельной работы (и интерес к ним), для поиска необходимой им информации в большей степени используют личные книги, журналы и Интернет, тогда как студенты групп, в которых выше значение лекций и производственной практики, в качестве источников информации предпочитают библиотеку и конспекты лекций.

Выводы

В целом результаты анкетирования позволяют сделать следующие выводы:

1) проблемно-вводные лекции приучают студентов к самостоятельному поиску необходимой информации, тогда как студенты, слушающие излагающие лекции, привыкают получать ее в готовом виде;

гающие лекции, привыкают получать ее в готовом виде;

2) компонент профессиональной культуры значительно больше востребован студентами, слушающими проблемно-вводные лекции;

3) к преподавателям, читающим проблемно-вводные лекции, со стороны студентов предъявляются относительно более высокие требования в плане их профессиональных качеств, что свидетельствует о развитии критического мышления студентов.

Следовательно, проблемно-вводные лекции способствуют формированию субъектного мышления, являющегося необходимым качеством современного специалиста.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Афанасьев В.Г. Научно-техническая революция, управление, образование. М.: Политиздат, 1972.

2. Вентцель Е.С. Теория вероятностей. 4-е изд., стер. М.: Наука, 1969.

3. Зайнутдинова Л.Х. Создание и применение электронных учебников (на примере общетехнических дисциплин): Монография. Астрахань: Изд-во «ЦНТЭП», 1999.

4. Либерман С.Ю. Научная организация учебного процесса: методические рекомендации для слушателей ФПК. М.: МИСИС, 1982.

5. Практикум по теории статистики: Учеб. пособие / Под ред. Р. А. Шмойловой. М.: Финансы и статистика, 2003.

6. Салтыков С.А. Стереометрическая металлография. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Металлургия, 1970.

Поступила в редакцию 11.05.07

А.А. Chumichkin

Study of the effect of problem lectures on development of the subjectness of students’ way of thinking

Results of the comparative analysis of the data of questioning of Pecs university students and Izhevsk State Technical University students are given. It is shown, that problem lectures, in contrast with stating ones, develop independence of students and promote formation of subjectness in their way of thinking. The demand for the professional culture component in the contents of a subject material is proved. Value of representative and informative functions of the teacher is brought to light.

Чумичкин Андрей Александрович

Сарапульский политехнический институт (филиал ИжГТУ).

427900, Россия, г. Сарапул, ул. Труда, д. 8.

E-mail: [email protected] E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.