Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ У СТУДЕНТОВ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ'

ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ У СТУДЕНТОВ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
382
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / ТРЕВОЖНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Иванов Валерий Сергеевич, Шарагин Виктор Иванович, Козьяков Роман Валерьевич, Пучкова Наталья Григорьевна

Введение. Современное высшее образование оказалось под прессом социальных обстоятельств, обусловленных распространением коронавирусной инфекции. В статье раскрывается вопрос влияния психолого-педагогического воздействия преподавателя на тревожность студентов в период пандемии в условиях дистанционного обучения. Цель исследования. Выявить эффективность методики психолого-педагогического воздействия преподавателя на тревожность студентов в ходе проведения дистанционных занятий. Методика и организация исследования. В исследовании эффективности методики психолого-педагогического воздействия преподавателя на тревожность студентов-психологов приняло участие 60 человек. Для диагностирования уровня тревожности студентов использовались методики: Спилбергера-Ханина, Дж. Тейлора и А.М. Прихожан. Результаты исследования. Методика, направленная на изменение (центрирование) уровня тревожности у студентов в процессе дистанционных занятий является эффективным средством изменения ее уровня. Проведенная диагностика показала увеличение количества студентов со средним уровнем тревожности, в среднем в 0,55 раза. Значимость такого результата подтверждена методом математической статистики. Выводы. Предложенная методика позволила увеличить долю студентов со средним уровнем тревожности в среднем на 55%.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Иванов Валерий Сергеевич, Шарагин Виктор Иванович, Козьяков Роман Валерьевич, Пучкова Наталья Григорьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCHING OF STUDENTS ANXIETY LEVEL UNDER THE DISTANCE LEARNING THROUGHOUT THE PANDEMIC PERIOD

Introduction. Modern higher education has found itself under the pressure of social circumstances due to the spread of coronavirus infection. The article reveals the question of the psychological and pedagogical influence of the teacher on the anxiety of students during the pandemic in the context of distance learning. Purpose of the study. To reveal the effectiveness of the methodology of psychological and pedagogical influence of the teacher on the anxiety of students in the course of distance learning. Research methodology and organization. 60 people took part in the study of the effectiveness of the methodology of psychological and pedagogical influence of the teacher on the anxiety of psychology students. To diagnose the level of anxiety of students, the following methods were used: Spielberger-Khanin, J. Taylor and A.M. Prikhozhan. Research results. The methodology aimed at changing (centering) the level of anxiety among the students in the course of distance learning is an effective means of changing its level. The performed diagnostics showed increase in the number of students with the average level of anxiety, on average by 0.55 times. The significance of this result is confirmed by the method of mathematical statistics. Conclusions. The proposed methodology made it possible to increase the proportion of students with the average level of anxiety by average of 55%.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ У СТУДЕНТОВ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ»

различных факторах, но не всегда используют данную информацию в своем опыте. Глав -ными проблемами студентов является отсутствие качественного и продолжительного сна, отсутствие физических нагрузок, зачастую эмоциональное выгорание на фоне плотной учебной занятости. Образовательным учреждениям необходимо обратить должное внимание на проблему мотивации студентов к здоровому образу жизни и позитивному само-сохранительному поведению.

ЛИТЕРАТУРА

1. Иванова Л.Ю. Самосохранительное поведение и его гендерные особенности / Л.Ю. Иванова // Россия реформирующаяся. - 2005. - № 5. - С. 110-113.

2. Уляева Л. Г. Психологический индикатор здоровьесбережения личности // Теория и практика физической культуры. - 2006. - № 6. - С. 54-55.

3. Шушунова Т.Н. Самосохранительное поведение студенческой молодежи: социологический анализ (на примере минских вузов) / Т.Н. Шушунова. - Минск : Право и экономика, 2010. -114 с.

REFERENCES

1. Ivanova, L.Yu. (2005), "Self-Preservation behavior and its gender features", Russia reforming, No. 5, pp. 110-113.

2. Ulyaeva, L.G. (2006), "Psychological indicator of health saving of the individual", Theory and practice ofphysical culture, No. 6, pp. 54-55.

3. Shushunova, T.N. (2010), Self-Preservation behavior of students: a sociological analysis (on the example of Minsk universities), Law and economy, Minsk.

Контактная информация: [email protected], [email protected]

Статья поступила в редакцию 23.11.2020

УДК 159.9.072.432

ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ У СТУДЕНТОВ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Валерий Сергеевич Иванов, кандидат педагогических наук, доцент, Виктор Иванович Шарагин, кандидат военных наук, доцент, Московский государственный психолого-педагогический университет; Роман Валерьевич Козьяков, кандидат психологических наук, доцент, Гжельский государственный университет; Наталья Григорьевна Пучко-ва, доцент, заведующая кафедрой, Московский архитектурный институт

Аннотация

Введение. Современное высшее образование оказалось под прессом социальных обстоятельств, обусловленных распространением коронавирусной инфекции. В статье раскрывается вопрос влияния психолого-педагогического воздействия преподавателя на тревожность студентов в период пандемии в условиях дистанционного обучения. Цель исследования. Выявить эффективность методики психолого-педагогического воздействия преподавателя на тревожность студентов в ходе проведения дистанционных занятий. Методика и организация исследования. В исследовании эффективности методики психолого-педагогического воздействия преподавателя на тревожность студентов-психологов приняло участие 60 человек. Для диагностирования уровня тревожности студентов использовались методики: Спилбергера-Ханина, Дж. Тейлора и А.М. Прихожан. Результаты исследования. Методика, направленная на изменение (центрирование) уровня тревожности у студентов в процессе дистанционных занятий является эффективным средством изменения ее уровня. Проведенная диагностика показала увеличение количества студентов со средним уровнем тревожности, в среднем в 0,55 раза. Значимость такого результата подтверждена методом математической статистики. Выводы. Предложенная методика позволила увеличить долю студентов со средним уровнем тревожности в среднем на 55%.

Ключевые слова: студент, преподаватель, тревожность, образовательная ситуация, дистанционное обучение.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.12.p340-345

RESEARCHING OF STUDENTS ANXIETY LEVEL UNDER THE DISTANCE LEARNING THROUGHOUT THE PANDEMIC PERIOD

Valery Sergeevich Ivanov, the candidate of pedagogical science, senior lecturer, Viktor Iva-novich Sharagin, the candidate of military science, senior lecturer, Moscow State University of Psychology and Education, Moscow; Roman Valerievich Kozyakov, the candidate of psychological science, senior lecturer, Gzhel State University, Moscow region; Natalia Grigoryevna Puchkova, the senior lecturer, department chair, Moscow Architectural University, Moscow

Abstract

Introduction. Modern higher education has found itself under the pressure of social circumstances due to the spread of coronavirus infection. The article reveals the question of the psychological and pedagogical influence of the teacher on the anxiety of students during the pandemic in the context of distance learning. Purpose of the study. To reveal the effectiveness of the methodology of psychological and pedagogical influence of the teacher on the anxiety of students in the course of distance learning. Research methodology and organization. 60 people took part in the study of the effectiveness of the methodology of psychological and pedagogical influence of the teacher on the anxiety of psychology students. To diagnose the level of anxiety of students, the following methods were used: Spielberger-Khanin, J. Taylor and A.M. Prikhozhan. Research results. The methodology aimed at changing (centering) the level of anxiety among the students in the course of distance learning is an effective means of changing its level. The performed diagnostics showed increase in the number of students with the average level of anxiety, on average by 0.55 times. The significance of this result is confirmed by the method of mathematical statistics. Conclusions. The proposed methodology made it possible to increase the proportion of students with the average level of anxiety by average of 55%.

Keywords: student, teacher, anxiety, educational situation, distance learning.

ВВЕДЕНИЕ

Изменение социально-экономической ситуации в стране в результате глобальной пандемии, вызванной коронавирусом, потребовало от высшего образования коррекцию подходов в обучении студентов. На наш взгляд, эта коррекция может заключаться в совершенствовании путей и способов психолого-педагогического воздействия на студента с целью уменьшения высокого уровня его тревожности в учебно-воспитательном цикле обучения в вузе. По форме данное воздействие должно быть индивидуальным и направлено на студента с высоким уровнем тревожности. Сущность коррекционной работы заключается в понижении высокого уровня тревожности до средних показателей путем изменения (коррекции) сознания и поведения студента за счет концентрации его внимания (когнитивный компонент воздействия) на достигнутых успехах (поведенческий компонент воздействия) в ходе занятия и минимизации внимания на неудачах с учетом изменения (повышения) отметки за ответ при условии устранения указанных преподавателем недостатках.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Данную коррекционную работу проводили преподаватели Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ), в исследовании уровня тревожности приняли участие 60 человек. Экспериментальную группу (ЭГ) и контрольную группу (КГ) составили студенты факультета экстремальной психологии 1 и 2 курсов, по 30 испытуемых в каждой группе.

Для проверки эффективности психолого-педагогического воздействия преподавателя на студентов при проведении дистанционных занятий с применением различных информационных технологий проведено диагностирование уровня тревожности, которое предполагало использование следующих средств: опросника Спилбергера-Ханина, методики Дж. Тейлора, теста тревожности «Шкала личностной тревожности» А.М. Прихо-

жан.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Перед проведением психолого-педагогического воздействия преподавателей на студентов на констатирующем этапе исследования в ЭГ и КГ диагностированы следующие уровни тревожности.

Высокий уровень тревожности показали студенты ЭГ и КГ (14 человек (46%) и 15 человек (50%) соответственно). Данные студенты эмоционально реагируют на замечания преподавателя, у них понижен уровень мотивации при ответах на творческие вопросы, они с низким качеством осуществляют подготовку к занятиям.

Средний уровень тревожности показали студенты ЭГ и КГ (8 человек (27%) и 7 человек (23%) соответственно). Данные студенты конструктивно реагируют на замечания преподавателя, они стрессоустойчивы, у них заметна мотивация в ответах на новые, требующие творческого подхода, вопросы, что соответствует поведению в соответствии с присвоенной ими социальной ролью студента.

Низкий уровень тревожности показали студенты ЭГ и КГ (8 человек (27%) и 8 человек (27%) соответственно). У данных студентов наблюдается «скрытая тревожность» в ответах на новые и незапланированные самостоятельной подготовкой вопросы, однако они нивелируют различными способами травмирующую их психику ситуацию учебной деятельности, в ходе занятия проявляя при этом адекватное поведение при ответах на них. На формирующем этапе исследования в экспериментальной группе было проведено психолого-педагогическое воздействие на студентов с высоким уровнем тревожности. На студентов контрольной группы (другие студенческие группы) такое воздействие не оказывалось.

По окончании формирующего этапа, содержанием которого являлось психолого-педагогическое воздействие на студентов ЭГ, мы провели повторное диагностирование тревожности в ЭГ и КГ теми же методиками и получили следующие результаты.

Количество студентов, показывающие высокий уровень тревожности в ЭГ и КГ снизилось на 5 человек и 1 человека соответственно, средний уровень тревожности в ЭГ и КГ повысилось на 5 человек и 1 человека соответственно, низкий уровень тревожности в ЭГ и КГ осталось на прежнем уровне.

Таблица 1 - Результаты диагностирования личностной тревожности студентов до и после психолого-педагогического воздействия в ЭГ и КГ согласно методики Спилбергера-Ханина по самооценки уровня тревожности_

Экспериментальная группа

Уровень тревожности 1 кр р<0.05 1 кр р<0.01

высокий средний низкий

до воз/после воз до воз/после воз до воз/после воз 2,05 2,76

Количество студентов, чел 13/10 9/12 8/8

Доля студентов, % 43/33 30/40 27/27

Эмпирическое значение коэфс шциента Стьюдента 1 (6.2) входит в зону значимости.

Контрольная группа

Количество студентов, чел 15/14 8/10 7/6 2,05 2,76

Доля студентов, % 50/47 27/33 23/20

Эмпирическое значение коэффициента Стьюдента 1 (0) не входит в зону значимости.

Анализ таблицы показывает, что значение коэффициента Стьюдента в ЭГ (1эмп=6,2) находится в зоне значимости. Это говорит о том, что вероятность ошибки в признании эффективности психолого-педагогического воздействия по изменению высокого уровня тревожности у студентов на средний составляет менее 1%. Можно признать, что в экспериментальной группе уменьшилось количество студентов, имеющих высокий уровень тревожности и возросло количество студентов, показавших средний уровень тре-

Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 12 (190). вожности на 5 человек.

Таблица 2 - Результаты диагностирования уровня тревожности студентов до и после психолого-педагогического воздействия в контрольной и экспериментальной группах соглас-

Экспериментальная группа

Уровень тревожности t кр p<0.05 t кр p<0.01

высокий средний низкий

до воз/после воз до воз/после воз до воз/после воз 2,04 2,76

Количество студентов, чел 14/9 8/13 8/8

Доля студентов, % 46/30 27/43 27/27

Эмпирическое значение коэффициента Стьюдента t (2.3) входит в зону неопределенности.

Контрольная группа

Количество студентов, чел 15/14 7/8 8/8 2,04 2,76

Доля студентов, % 50/46 23/27 27/27

Эмпирическое значение коэффициента Стьюдента t (0.3) не входит в зону значимости.

Анализ результатов показывает, что значение коэффициента Стьюдента в ЭГ (1эмп=2,3) входит в зону неопределенности при определении эффективности результата психолого-педагогического воздействия. Такое значение коэффициента Стьюдента говорит о том, что вероятность ошибки в признании эффективности психолого-педагогического воздействия по изменению высокого уровня тревожности студентов на средний находится в диапазоне 1%...5%. Если установить, что вероятность такой ошибки должна быть не более 5%, то полученный результат можно признать нормой. Из этого следует, что в экспериментальной группе уменьшилась доля студентов, имеющих высокий уровень тревожности и возросла доля студентов, показавших средний уровень тревожности на 16%.

Таблица 3 - Результаты диагностирования личностной тревожности до и после психолого-педагогического воздействия в контрольной и экспериментальной группах согласно методики А.М. Прихожан «Шкала личностной тревожности»_

Экспериментальная группа

Уровень тревожности t кр p<0.05 t кр p<0.01

высокий средний низкий

до воз/после воз до воз/после воз до воз/после воз 2,04 2,76

Количество студентов, чел 15/9 8/14 7/7

Доля студентов, % 50/30 27/47 23/23

Эмпирическое значение коэфс шциента Стьюдента t (3.1) входит в зону значимости.

Контрольная группа

Количество студентов, чел 15/14 7/8 8/8 2,04 2,76

Доля студентов, % 50/46 23/27 27/27

Эмпирическое значение коэффициента Стьюдента t (0.3) не входит в зону значимости.

Анализ результатов показывает, что значение коэффициента Стьюдента в ЭГ (1эмп=3,1) находится в зоне значимости. Это говорит о том, что вероятность ошибки в признании эффективности психолого-педагогического воздействия по изменению высокого уровня тревожности у студентов на средний составляет менее 1%.

Тогда можно признать, что в экспериментальной группе уменьшилось количество студентов, имеющих высокий уровень тревожности и возросло количество студентов, показавших средний уровень тревожности на 6 человек.

16 14 12 10 8 6 4 2 0

Выс. уровень тревожности Ср. уровень тревожности Низ. уровень тревожности

ЭГ до возд 14

ЭГ после взд 9 14 7

КГ до возд 14 8

КГ после возд 14 9 7

8

8

8

Рисунок 1 - Обобщенные результаты диагностики тревожности студентов после психолого-педагогического

воздействия

Результаты диагностирования уровня личностной тревожности у студентов 1 и 2 курса психологического факультета МГППУ в ходе психолого-педагогического воздействия, направленного на ее изменение при дистанционном обучении, позволяют говорить о его эффективности, что подтверждается значениями критерия (эмпирические значения 1 критерия Стьюдента находятся в диапазоне 2,3...6,2). Психолого-педагогическое воздействие позволило увеличить долю студентов со средним уровнем тревожности в экспериментальной группе в среднем на 55%.

Результаты проведенного исследования подтвердили, что осуществляемое психолого-педагогическое воздействие может применяться в образовательном процессе. Такое взаимодействие преподавателя и студента позволило увеличить долю студентов со средним уровнем тревожности на 10-20%.

1. Донцов Д. А. Методологические и технологические аспекты психолого-педагогического обеспечения профессионально-личностного становления студентов-психологов / Д.А. Донцов, М.В. Донцова, В.И. Шарагин // Психологическая наука и образование. - 2012. - № 1. - URL: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2012/n1/50863.shtml (дата обращения: 04.12.2020).

2. Исследование мотивации учебной деятельности студентов социального вуза / Н.В. Белякова, А.В. Романова, В.Ю. Карпов, Д.А. Иванов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 10 (176). - С. 402-407.

3. Изменение психоэмоционального состояния студенток в процессе занятий спортом /

A.С. Болдов, А.В. Гусев, В.Ю. Карпов, Н.Г, Пучкова, Ю.Б. Кашенков // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 9 (163). - С. 321-325.

4. Самооценка личности как фактор, определяющий мотивационную сферу спортсмена /

B.И. Шарагин, В.Ю. Карпов, А.С. Махов, Н.Г. Пучкова, А.Н. Авдеева // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 3 (157). - С. 389-393.

5. Физическая культура и спорт в формировании психологической устойчивости студентов к экстремальным ситуациям / О.Г. Логинов, А. Л. Волобуев, В.Ю. Карпов, А.В. Романова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 11 (129). - С. 144-149.

1. Dontsov D.A., Dontsova, M.V. and Sharagin V.I. (2012), "Methodological and technological aspects of psychological and pedagogical support of professional-personal formation of students-psychologists", Psychological science and education, No. 1, available at: http://psyjournals.ru/psyedu_en/2012/n1/50863.shtml.

ВЫВОДЫ

ЛИТЕРАТУРА

REFERENCES

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Belyakova, N.V., Romanova, A.V., Karpov, V.Yu. and Ivanov, D.A. (2019), "Study of educational activity motivation at social university students", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 176, No. 10, pp. 402-407.

3. Boldov, A.S., Gusev, A.V., Karpov, V.Yu., Puchkova, N.G. and Kashenkov, Yu.B. (2018), "The Change of emotional state of students in sports", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 163, No. 9, pp. 321-325.

4. Saragin, V.I., Karpov, V.Yu., Makhov, A.S., Puchkova, N.G. and Avdeeva, A.N. (2018), "Self-esteem of personality as a factor determining the motivational sphere of an athlete", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 157, No. 3, pp. 389-393.

5. Loginov O.N., Volobuev A.L., Karpov V.Yu. and Romanova A.V. (2015), "Physical culture and sport in the formation of psychological stability of students to extreme situations", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 129, No. 11, pp. 102-106.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 27.12.2020

УДК 159.9

ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ОБУЧАЕМЫХ КАК ВОСТРЕБОВАННОСТЬ В МОДЕЛИРОВАНИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Евгений Александрович Мамаев, старший преподаватель, Алексей Михайлович Про-кудин, преподаватель, Кемеровский государственный медицинский университет

Аннотация

В статье рассматриваются исследования межличностных отношений обучаемых как востребованность в моделировании учебного процесса педагога высшей школы. Эта проблема актуальна не только для области психологических наук, но и педагогических, так новое поколение, не смотря, что владеют информационными технологиями, Интернет-ресурсами, совсем не социализованы. Поэтому, данная проблема актуальна и позволяет моделировать взаимодействия педагога и обучаемого в образовательном процессе вуза, что и определило тему нашего исследования «Исследование межличностных отношений обучаемых как востребованность в моделировании учебного процесса». Целью исследования явилось взаимодействие педагога обучаемых в рамках образовательного процесса вуза.

Ключевые слова: межличностные отношения, взаимодействия субъектов в образовательном процессе вуза, структурирования отношений педагога и обучаемого, педагогические подходы, сотрудничество педагога и обучаемого.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.12.p345-350

RESEARCH OF INTERPERSONAL RELATIONSHIPS OF STUDENTS AS DEMAND IN MODELING OF THE EDUCATIONAL PROCESS

Evgeny Alexandrovich Mamaev, the senior teacher, Alexey Mikhailovich Prokudin, the

teacher, Kemerovo State Medical University

Abstract

The article deals with the study of interpersonal relationships of students as demand in modeling of the educational process of a higher school teacher. This problem is relevant not only to the field of psychological sciences, but also to the pedagogical ones, since the new generation, despite the fact that they mastered information technologies and Internet resources, are not socialized at all. Therefore, this problem is relevant and allows you to model the interaction of the teacher and the student, which determined the topic of our research "Study of interpersonal relationships of students as a demand in modeling the educational process". The purpose of the study was the interaction of the teacher of students in the educational process of the University.

Keywords: interpersonal relations, interaction of subjects in the educational process of higher education, structuring of relations between teacher and student, pedagogical approaches, cooperation be-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.