УДК 74.05 ББК 684
Возгова Зинаида Владимировна
кандидат педагогических наук, доцент
Институт дополнительного профессионального образования Челябинского государственного педагогического университета
г. Челябинск Савченков Алексей Викторович кандидат педагогических наук, доцент
кафедра педагогики и психологии профессионального образования Челябинский государственный педагогический университет
г. Челябинск Vozgova Zinaida Vladimirovna Candidate of Pedagogics,
Assistant Professor Complementary Professional Education Institute Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk Savchenkov Aleksey Viktorovich Candidate of Pedagogics,
Assistant Professor Chair of Pedagogy and Psychology of Professional Education Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk
Исследование уровня развития эмоциональной устойчивости профессорско-преподавательского состава в системе дополнительного
профессионального образования Teaching Staff’s Emotional Stability Development Research at Complementary
Professional Education System
В данной статье обосновывается актуальность проблемы развития эмоциональной устойчивости профессорско-преподавательского состава в системе дополнительного профессионального образования, уточняются ведущие понятия исследования, анализируются результаты исследования. Статья имеет интегративно-целевой характер, расширяет возможности вариативности методологических подходов, методов и приемов развития эмоциональной устойчивости профессорско-преподавательского состава в системе непрерывного повышения квалификации, системности, целостности и гибкости организации этого процесса.
The article is devoted to the topical problem of teaching staff’s emotional stability development in the complementary professional education; the key notions are specified; the analysis of the research results is presented. Being of integrated-and-targeted character, the article extends the resources of methodological approaches variety, methods and techniques of the teaching staff’s emotional stability
development in the complementary professional education, i.e. those of system, integrity and flexibility of this process organization.
Ключевые слова: эмоциональная устойчивость, устойчивость,
показатели эмоциональной устойчивости, компоненты эмоциональной устойчивости педагогов, система непрерывного повышения квалификации.
Key words: emotional stability, stability, rates of emotional stability, teachers’ emotional stability components, complementary professional education system.
Решение такой глобальной проблемы педагогики высшей школы, как развитие эмоциональной устойчивости профессорско-преподавательского состава наиболее успешно может быть решена при внедрении многоуровневой системы повышения квалификации профессионально-педагогических кадров. Ведущая идея системы непрерывного повышения квалификации - подготовка высококвалифицированных и востребованных профессионально-
педагогических кадров для инновационного развития системы повышения квалификации в вузе [2].
В качестве критериев развития эмоциональной устойчивости педагогов в системе повышения квалификации нами выделены: степень усвоения
психолого-педагогических понятий, понимание профессиональной терминологии, степень владения педагогическими, психологическими и
управленческими умениями и навыками, характер вариантов принятия решений, умение контролировать свое эмоциональное состояние, эмпатичность, точность выполнение заданий, своевременность движений, выражение лица, взгляд, мимика, грамматический строй речи, тембр скорость речи, уважительное отношение к позиции и ценностям других участников образовательного процесса, формирование представлений о себе как о субъекте образовательного процесса, положительное, эмоциональное, устойчивое отношение к педагогической деятельности
1-й уровень: стартовая актуализация. Обучение осуществляется в интерактивных формах, обучающиеся отрабатывает новые технологии преподавания, отбирает методы и приемы обучения. Параллельно с обучением на курсах обучающийся проводит занятия в студенческих группах, применяя новые знания. На первом уровне обучающийся приращивает знания об эмоциональной устойчивости, появляется потребность в развитии своей
эмоциональной устойчивости, осознанность применения психологопедагогических знаний для развития эмоциональной устойчивости, обучающийся курсов на занятиях со студентами применяет партисипативные методы обучения. В контексте практического обучения рождается особая педагогическая деятельность - «обобщение опыта обучения», которая
заключается в сопоставлении разных процедур обучающей деятельности и выделение из них наиболее эффективных приемов.
2-й уровень. Выпускник системы курсов повышения квалификации активный участник внутривузовских курсов повышения квалификации (чтение лекций, проведение семинаров и практических занятий в интерактивной форме). Педагог знаком с теорией развития эмоциональной устойчивости. Во время проведения лекций и занятий преподаватель активно взаимодействует с другими участниками упражнения. Открыто выражает свои эмоции. Преподавателю удается проанализировать собственное эмоциональное состояние во время проведения упражнений. Демонстрирует высокую способность к адекватной самооценке и анализу своей деятельности и высокий уровень притязаний, будущие педагоги проявляют навыки саморегуляции и самоорганизации. Проявление партисипативности характеризуется частичной направленностью на развитие эмоциональной устойчивости. Этап завершается мониторингом и представлением в Совет по научно-методическому обеспечению НИР послевузовского и дополнительного образования учебнометодических комплексов, курсов по выбору, для получения сертификата, лицензии на право проведения их в системе образования.
3-уровень. Программно-целевое фасилитативнное управление повышением квалификации: преподаватель вуза - организатор авторских (проблемных) курсов. Работает на основе сертификата, полученного по решению Совета по научно-методическому обеспечению НИР послевузовского и дополнительного образования. Педагог ярко проявляется способность предвидеть и преодолевать сложные жизненные ситуации, сохраняя при этом эмоциональную стабильность. Проявление партисипативности характеризуется устойчивым стремлением строить общение со слушателями курсов повышения
квалификации, учитывая их индивидуальные особенности. Педагог демонстрирует способность к адекватной самооценке, умение анализировать свои действия, проявляют познавательную активность, психологическую готовность адекватно реагировать на жизненные трудности. Педагог уважительно относится к позиции и ценностям других участников образовательного процесса, проявляет эмпатичность, некатегоричность суждений, умение использовать вариативные коммуникативные стратегии. Самоактуализация - важное условие инновационного поведения преподавателя во внешней образовательной среде, социуме.
Опытно-поисковая работа по выявлению уровня развития эмоциональной устойчивости у профессорско-преподавательского состава осуществлялась в естественных условиях в рамках курсов повышения квалификации в Челябинском государственном педагогическом университете.
Для достижения поставленной цели опытно-поисковой работы мы использовали следующие методы научно-педагогического исследования: анкетирование, экспертные оценки, самооценку, тестирование, беседы, ранжирование, наблюдение, моделирование, анализ результатов подготовки будущих педагогов к развитию эмоциональной устойчивости, методы математической и компьютерной обработки результатов и др. Такое комплексное использование методов давало возможность целостного определения уровня развития эмоциональной устойчивости педагогов на всех этапах осуществления опытно-поисковой работы в рамках курсов повышения квалификации.
Развитие эмоциональной устойчивости профессорско-преподавательского состава в системе непрерывного повышения квалификации будет проходить успешнее при наличии определенного комплекса педагогических условий: а) организация комфортной учебной деятельности педагогов; б) ориентация педагога на толерантное общение; в) применение партисипативных
методов развития эмоциональной устойчивости.
Реализация условия организации комфортной учебной деятельности способствует вовлечению каждого слушателя курсов в активный познавательный
процесс и применение им на практике знаний, четкого осознания где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены; готовность педагогов к развитию своей эмоциональной устойчивости. Наличие чётких ориентиров в работе преподавателя, не сковывающих творческую инициативу; создание комфортных условий для педагогов.
Ориентации педагога на толерантное общение в процессе развития их эмоциональной устойчивости обусловлена тем, что толерантность является социальной нормой современного общества, значимым показателем
профессиональной культуры педагога, умение использовать вариативные коммуникативные стратегии и тактики и соответствующие им речевые средства, корректировать свое поведение с учетом разноплановых ситуативных факторов, положительная эмоциональное отношение к людям, положительная эмоциональная реакция к субъектам образовательного процесса, позитивное эмоциональное отношение к собственной индивидуальной комбинации профессионально значимых качеств.
Партисипативные методы развития эмоциональной устойчивости должны предусматривать возможность их влияния на все этапы полного жизненного цикла решения проблемы развития эмоциональной устойчивости педагога и использоваться в комплексе с другими способами повышения познавательной активности слушателей курсов, опирающимися как на первичные, так и вторичные мотивы учебной деятельности; широкой информированностью и доступностью информации в исследуемой проблеме; формирование доброжелательной рабочей атмосферы в группе слушателей курсов повышения квалификации. Под партисипативными методами мы понимаем способы, используемые преподавателями для включения всех обучаемых в совместную деятельность по развитию своей эмоциональной устойчивости.
Анализируя полученные нами эмпирические данные, можно сделать вывод о том, что многие педагоги (63,1%) оценивают уровень своих знаний, связанных с эмоциональной устойчивостью, достаточно низко. В качестве причин такого положения педагоги называют неудовлетворенность методической организацией учебного процесса. Пожелания слушателей
преподавателям курсов повышения квалификации по организации искомого процесса оформлено в таблице 1, где ответы расположены в порядке частоты их проявления. При этом заметим, что критические замечания педагогов учитывались нами при разработке основных положений методики развития эмоциональной устойчивости.
Таблица 1.
Пожелания слушателей курсов повышения квалификации по осуществлению развития их эмоциональной устойчивости
Содержание ответов Частота (%)
Больше читать дополнительной литературы, связанной с искомым процессом 61,8%
Использовать практические задания для развития эмоциональной устойчивости 41,7%
Моделировать различные жизненные ситуации в которых можно использовать умения и навыки по эмоциональной устойчивости 36,6%
Уделять больше внимания теоретическим аспектам развития эмоциональной устойчивости 25,2%
Развивать психолого-педагогические умения взаимодействия с учащимися 28,9%
Анализ анкетного материала показал, что большинство педагогов (72,3%) считают развитие эмоциональной устойчивости ведущей составляющей профессионально-педагогической компетентности, отмечая при этом, что владение навыками и умениями в области эмоциональной устойчивости открывает им возможности распознавания эмоций и управления эмоциональными состояниями участников совместной деятельности.
С целью выявления уровня развития эмоциональной устойчивости слушателей курсов повышения квалификации, была проведена методика «Многофакторный опросник личности Кеттелла («16РБ»)», которая позволила измерить эмоциональную устойчивость педагогов при помощи фактора «С» личности.
Таблица 2.
Результаты тестирования по определению уровня развития эмоциональной устойчивости слушателей курсов повышения квалификации
Слушатели КПК Низкий уровень эмоциональной устойчивости % Средний уровень эмоциональной устойчивости % Высокий уровень эмоциональной устойчивости %
Профессорско-преподавательский состав ВПО 41,6 33,3 25,1
Работники системы НПО и СПО 40,3 32,9 26,8
Работники общего и дошкольного образования 37,2 34,3 28,5
Среднее значение 39,7 33,5 26,8
Количество респондентов 192
Анализ результатов данного теста (табл.2.) свидетельствует о том, что в большинстве случаев у педагогов преобладает эмоциональная неустойчивость (39,7 % от общего числа испытуемых), отмечается наличие повышенной эмоциональной возбудимости, снижение работоспособности и эффективности деятельности под влиянием эмоциональных раздражителей, для некоторых характерны чрезмерная робость, застенчивость, несамостоятельность, повышенное внушение и обидчивость.
У испытуемых с высоким уровнем эмоциональной устойчивости (26,8%), наиболее устойчивые в эмоционально-волевом отношении, характеризуются как люди, умеющие использовать в острых, напряженных ситуациях все свои возможности, причем с ростом ответственности эффективность их деятельности повышается. В напряженных условиях они работают, проявляя выдержку и самообладание. Такие люди, как правило, решительны, настойчивы, целеустремленны, уверены в себе, самостоятельны при принятии решений; адекватно и корректно реагируют на критические замечания со стороны товарищей и руководства; с членами коллектива и семьи поддерживают обычно ровные отношения.
Далее был проведен тест «Шкала нервно-психического напряжения», что позволило нам изучить степень нервно-психической напряженности. При этом под нервно-психической напряженностью понимается психическое состояние обусловленное предвосхищением неблагоприятного для субъекта Вестник ЧГПУ122011 70
развития событий, которое сопровождается ощущением общего дискомфорта, тревоги, страха и включает в себя готовность овладеть ситуацией, действовать в ней определенным образом. Полученные данные в результате проведенного теста представлены в таблице 3.
Таблица 3.
Результаты тестирования по определению уровня нервно-психического напряжения слушателей курсов повышения квалификации
Слушатели КПК Слабое нервнопсихическое напряжение % Умеренное нервнопсихическое напряжение % Чрезмерное нервнопсихическое напряжение %
Профессорско-преподавательский состав ВПО 49,8 28,1 22,1
Работники системы НПО и СПО 52,2 25,1 22,7
Работники общего и дошкольного образования 51,4 40,6 8
Среднее значение 51,1 31,3 17,6
Количество респондентов 184
Анализ полученных результатов свидетельствует о том, что у большого количества слушателей курсов повышения квалификации умеренный и чрезмерный уровень нервно-психического напряжения, что, несомненно, негативно сказывается на эмоциональной устойчивости будущих педагогов.
В соответствии с задачами опытно-поисковой работы были организованы три опытно-поисковых и одна контрольная группы, приблизительно равные по начальному уровню развития эмоциональной устойчивости. В группе, обозначенной символом ОПГ-1, использовались организация комфортной учебной деятельности педагога. В группе ОПГ-2, кроме первого педагогического условия, осуществлялась ориентация педагога на толерантное общение. В группе ОПГ-3 проверялась действенность комплекса условий, включающих кроме двух предыдущих, применение партисипативных методов развития эмоциональной устойчивости педагога. В группе КГ (контрольной) развитие эмоциональной устойчивости у слушателей курсов повышения квалификации протекала в рамках традиционного обучения на курсах.
Полученные данные, представленные в таблице 4, свидетельствуют о том, что резких статистически значимых различий в опытно-поисковых и контрольной группах до проведения формирующего этапа опытно-поисковой работы не обнаружено.
Таблица 4.
Сравнительные данные состояния развития эмоциональной устойчивости у слушателей курсов повышения квалификации опытно-поисковых и контрольной групп до проведения формирующего этапа опытно-поисковой работы
Уровень развития эмоциональном устойчивости у слушателей КПК Группа КГ Группа ОПГ-1
Кол-во чел. % X о Кол-во чел. % X о
1 82 70,68 3,58 0,40 77 68,14 3,57 0,42
2 34 29,312 3,25 0,46 36 31,03 3,22 0,46
3 0 0 3,02 0,32 0 0 2,97 0,33
СП 0,999 0,991
КЭ - 0,978
Группа ОПГ-2 Группа ОПГ-3
1 71 62,83 3,54 0,42 74 68,51 3,56 0,38
2 37 32,74 3,24 0,46 35 32,4 3,26 0,433
3 0 0 3,01 0,31 0 0 2,94 0,34
СП 0,955 1
КЭ 1 0,970
1 - низкий уровень;
2 - средний уровень;
3 - высокий уровень;
% - количество студентов в процентах от общего;
Х - средний балл уровня; о - стандартное отклонение.
Полученные данные убеждают нас в том, что результаты в опытнопоисковых группах значительно выше, чем в контрольной группе. Если у слушателей из контрольной группы высокий уровень развития эмоциональной устойчивости вырос на 11,4%, то в опытно-поисковых группах - на 36%; средний уровень на 26,7%, и на 27,1% соответственно; количество слушателей с низким уровнем уменьшилось в опытно-поисковых группах на 61%, в то время как в контрольной - лишь на 38,7%.
Таблица 5.
Комплексные «замеры» развития эмоциональной устойчивости у педагогов
(2008-2009гг.)
Группа Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень
Кол -во % X о Кол -во % X о Кол -во % X о
КГ 43 32,7 3,82 0,47 55 57,1 3,56 0,46 21 10,2 3,13 0,39
ОПГ-1 27 18,9 4,28 0,42 59 54,1 3,77 0,39 43 27,0 3,21 0,34
ОПГ-2 26 16,7 4,25 0,41 58 55,6 3,70 0,37 44 27,7 3,34 0,33
ОПГ-3 23 8,7 4,46 0,34 64 50,1 3,88 0,37 57 41,2 3,36 0,31
Из табл. 5. видно, что в опытно-поисковых группах наблюдается рост высокого уровня развития эмоциональной устойчивости у слушателей курсов повышения квалификации (СП - средний показатель изменения от 1,252 до 2,172), в контрольной же группе СП ниже. Безусловно, это свидетельствует о том, что хотя в контрольной группе повышается уровень развития эмоциональной устойчивости, однако его переход на более высокий уровень происходит медленнее. Сравнивая коэффициент эффективности (КЭ) мы видим, что в ходе формирующего этапа опытно-поисковой работы КЭ возрастает во всех опытно-поисковых группах (КЭ>1), что подтверждает эффективность методики, применяемой в опытно-поисковых группах.
Таким образом, на основании этого мы имеем право считать, что развитие эмоциональной устойчивости у слушателей опытно-поисковой группы ОПГ-З осуществляется на более высоком уровне, чем у слушателей контрольной группы и опытно-поисковых групп ОПГ-1 и ОПГ-2. При этом развитие эмоциональной устойчивости у слушателей курсов повышения квалификации произошла под влиянием совокупности выделенного нами комплекса педагогических условий, а это значит, что только их комплексная реализация способствует решению основной задачи - развитию эмоциональной устойчивости слушателей курсов повышения квалификации.
В то же время итоги нашей исследовательской работы позволяют сформулировать следующее: возможности образовательного процесса в
системе дополнительного профессионального образования для развития
эмоциональной устойчивости педагогов далеко не исчерпаны. Не все аспекты данной проблемы изучены нами с достаточной степенью полноты, однако общий подход к построению модели развития эмоциональной устойчивости педагогов в системе дополнительного профессионального образования апробирован, и он дал положительные результаты. Наряду с этим мы считаем, что существует ряд вопросов, требующий более углубленного и серьезного изучения. Таковыми, с нашей точки зрения, являются выявление новых факторов и условий успешного развития эмоциональной педагогов; детальная разработка методико-технологического обеспечения процесса развития эмоциональной устойчивости профессорско-преподавательского состава.
Библиографический список
1. Базелюк, В.В. Методология научного познания педагогических конфликтов будущими учителями. / В.В. Базелюк. - М.: Компания Спутник +, 2005. - 125 с.
2. Дудина, Л.И. Концептуальные основы разработки и внедрения многоуровневой системы непрерывного повышения квалификации профессионально-педагогических кадров: моногр. / В.В. Латюшин, В.В. Базелюк, Р.С. Димухаметов, Л.И. Дудина. - Челябинск: ООО «РЕКПОЛ», 2009. - 189 с.
3. Дьяченко, М.И. О подходах к изучению эмоциональной устойчивости / М.И. Дьяченко, В. А. Пономаренко // Вопросы психологии. - 1990. - № 1. - С. 106 - 112.
4. Загвязинский, В.И. Практическая методология педагогического поиска / В.И. Загвязинский. - Тюмень: Легион-Групп, 2005. - 74 с.
5. Митина, Л.М. Эмоциональная гибкость учителя: психологическое содержание, диагностика, коррекция / Л.М. Митина, Е.С. Асмаковец - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2001. - 192 с.
6. Никитина, Е.Ю. Педагогические управления коммуникативным образованием студентов вузов: перспективные подходы / Е.Ю. Никитина, О.Ю. Афанасьева. - М.: МАНПО, 2006. - 154 с.
Bibliography
1. Bazelyuk, V.V. Scientific Cognition Methods of Pedagogical Conflicts By Future Teachers / V.V. Bazelyuk. - М.: Sputnik+ Company, 2005. - 125 p.
2. Conceptual Bases for Development and Implementation of the Multi-Level Continuous Professional Development System of Professional Personnel [Text]: Monograph / V.V.Latyushin, V.V.Bazelyuk, R.S. Dimukhametov, L.I.Dudina. - Chelyabinsk: “REKPOL” Publishing House, 2009. - 189 p.
3. Dyachenko, M.I. About Approaches To Emotional Stability Studying / М.1. Dyachenko, VA. Ponomarenko // Вопросы психологии. - 1990. - № 1. - P. 106 - 112.
4. Mitina, L.М. Teacher’s Emotional Flexibility: Psychological Content, Diagnostics, Correction / L.М. Mitina, E.S. Asmakovets. - М.: Moscow Psychological-and-Social Institute: Flinta, 2001. - 192 p.
5. Nikitina, E.Yu. Pedagogical Management of the Students’ Communicative Education [Text]: Monograph / E.Yu. Nikitina, O.Yu. Afanasieva. - Moscow: MANPO, 2006. - 154 p.
6. Zagvyazinsky, V.I. Practical Methods of Pedagogical Search / V.I. Zagvyazinsky. -Tyumen: Legion-Group, 2005. - 74 p.