ИССЛЕДОВАНИЕ
Никулина Ю.Н.
1 Оренбургский государственный университет
Формирование региональной политики социального партнерства в области подготовки конкурентоспособных специалистов
АННОТАЦИЯ:
В статье рассматриваются основные формы реализации социального партнерства субъектов рынка образовательных услуг и рынка труда в сфере кадрового обеспечения экономики Оренбургской области, а также приводятся результаты анкетирования предприятий-работодателей региона в части оценки эффективности направлений их сотрудничества с вузами. Предложены основные направления региональной политики социального партнерства в области подготовки конкурентоспособных специалистов.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ и Правительства Оренбургской области (проект № 14-13-56006 «Мониторинг становления конкурентоспособного специалиста (на примере Оренбургской области)»).
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: социальное партнерство, экономика региона, вуз, предприятие-работодатель, конкурентоспособный специалист
JEL: Л1, Л4, J44, Я10
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:
Никулина, Ю.Н. (2015). Формирование региональной политики социального партнерства в области подготовки конкурентоспособных специалистов. Креативная экономика, 9(9), 1173-1190. doi: 10.18334/се.9.9.1921
Никулина Юлия Николаевна, доцент кафедры управления персоналом, сервиса и туризма; начальник отдела по продвижению образовательных услуг и работе с выпускниками, Оренбургский государственный университет (¡uliaguzenko@mail.ru)
ПОСТУПИЛО В РЕДАКЦИЮ: 24.08.2015 / ОПУБЛИКОВАНО: 30.09.2015
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП: http://dx.doi.Org/10.18334/ce.9.9.1921
(с) Никулина Ю.Н. / Публикация: ООО Издательство "Креативная экономика"
Статья распространяется по лицензии Creative Commons CC BY-NC-ND
(http://creativecommons.Org/licenses/by-nc-nd/3.0/)
ЯЗЫК ПУБЛИКАЦИИ: русский
Введение
В современных условиях важной и новой для российских вузов тенденцией является формирование поля активного взаимодействия различных заинтересованных в развитии образования сторон: федеральных и региональных властей, вузов, студентов, работодателей, представителей общественности, профессиональных сообществ и др. Такое взаимодействие позволяет точнее определить цели и задачи вуза в современных условиях, реализовать механизмы совершенствования образовательных программ, научной и инновационно-практической деятельности, консалтинговых и других услуг, повысить влияние вузов на общество (Дымарская, 2005).
На сегодняшний день необходимость взаимодействия вузов и работодателей как основных и непосредственных партнеров в области подготовки молодых специалистов — особо важная задача, так как от их конструктивного партнерства во многом будет зависеть качество и конкурентоспособность высшего образования, и эффективность его модернизации. В настоящее время актуализируется задача совершенствования подготовки специалиста, направленная на профессиональную и социальную успешность выпускника. Обращение к данной проблеме обусловлено запросом государства и работодателя на конкурентоспособную личность, умеющую предложить себя на рынке труда, определять и эффективно использовать в конкурентной борьбе свои преимущества, особые личные и профессиональные качества. Вместе с тем, современный образовательный процесс вуза, где закладываются основы конкурентоспособности студента, все еще остается традиционным и обладает недостаточным потенциалом для решения данной проблемы (Осипов, 2005).
С ростом требований к квалификации и качеству подготовки специалистов одним из приоритетов системы высшего профессионального образования становится полный учет запросов работодателей и быстрое реагирование на изменения конъюнктуры рынка труда, что возможно только при интеграции деятельности всех участников рынка труда и рынка образовательных услуг. Для этого вузы должны выстраивать целостную систему взаимодействия как с предприятиями и организациями, так и с государственными органами власти региона. Интеграция подразумевает согласованность действий всех заинтересованных сторон, следовательно, наличие
взаимопонимания между ними и стремления к выработке общего видения ситуации.
Интеграционное взаимодействие вузов и субъектов рынка труда было и остается одним из основных факторов развития кадрового потенциала страны (Баранник, Кошелева, 2010). Основной движущей силой развития такого сотрудничества является взаимная заинтересованность государства, вузов и предприятий в подготовке профессиональных кадров, компетенции которых отвечают требованиям современной инновационной экономики. В связи с вышеизложенным на первый план встает задача разработки региональной политики социального партнерства, учитывающей интересы всех сторон с целью содействия профессиональной ориентации абитуриентов, трудоустройству выпускников и подготовки конкурентоспособных молодых специалистов.
Анализ реализации форм социального партнерства в сфере кадрового обеспечения экономики Оренбургской области
Стратегической целью кадрового обеспечения экономики региона является удовлетворение потребности рынка труда в оптимально сбалансированных по количеству и качеству кадрах, способных обеспечить дальнейшее развитие региона. Достичь такого баланса можно при активном взаимодействии субъектов рынка труда и рынка образовательных услуг в области подготовки молодых специалистов.
Основные формы взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг в экономике представлены в таблице.
Следует отметить, что каждый регион имеет свои отличительные особенности функционирования рынка труда и рынка образовательных услуг, в связи с чем тот или иной подход к их взаимодействию на практике реализуется в большей или меньшей степени.
Наиболее часто реализуемым подходом к взаимодействию рынка труда и рынка образовательных услуг в региональной экономике, на наш взгляд, является инфраструктурный подход, основанный на осуществлении партнерства учреждений профессионального образования и предприятий региона через специализированные структуры - центры содействия трудоустройству выпускников.
Таблица
Подходы к взаимодействию рынка труда и рынка образовательных услуг
в региональной экономике
Наименование подхода Суть подхода
Традиционный Обучение в процессе производства. Центр обучения -предприятие-работодатель.
Инфраструктурный Развитие инфраструктуры рынка труда и системы профориентации населения; партнерство вузов и работодателей выражается в активном взаимодействии с центрами профориентации и трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования (совместные мероприятия, практика, стажировка и т.д.)
Целевой Подготовка кадров по целевому заказу работодателя; управление содержанием образования (участие субъектов рынка труда в учебном процессе)
Координирующий Создание специального органа, осуществляющего функцию связующего элемента между системой образования и рынком труда.
Кластерный Формирование образовательных кластеров по направлениям подготовки.
Институциональный Учреждение участниками совместных организационно-правовых структур: технопарки, ресурсные центры и т.д.
Программно-проектный Программы финансирования организациями вузов и студентов (стипендиальные программы, гранты, обновление материально-технической базы)
Источник: Осипов, 2005.
Взаимодействие субъектов рынка труда и рынка образовательных услуг в Оренбургской области основано в большей степени на инфраструктурном подходе и предусматривает отдельные направления реализации целевого, институционального и программно-проектного подходов. Региональные рынки труда и образовательных услуг, отвечающие за процесс воспроизводства трудового потенциала области, а именно за подготовку, формирование и распределение работников по видам экономической деятельности, должны находиться в непрерывном взаимодействии. Однако в настоящее время процесс такого взаимодействия нарушен как в целом в РФ, так и в Оренбургской области в частности. Решение проблемы в области построения эффективной модели взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг может быть обеспечено путем выстраивания процессов и механизмов интеграции деятельности учреждений профессионального образования и субъектов рынка труда региона. В числе таковых в Оренбургской области следующие:
— государственные органы власти (Министерство труда и занятости Оренбургской области, Министерство образования Оренбургской области, Министерство экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области, Управление молодежной политики администрации г. Оренбурга);
— предприятия и организации региона;
— негосударственный сектор экономики (кадровые агентства, общественные некоммерческие организации, в т.ч. ТПП Оренбургской области, ОСПП Оренбургской области, фонды).
Процесс интеграции профессионального образования с субъектами рынка труда Оренбургской области достигается путем заключения договоров и соглашений с указанием основных направлений сотрудничества и формирования действующих переговорных площадок, на которых, с одной стороны, обсуждаются перспективы и общие проблемы бизнеса и рынка труда, а с другой, из этого обозначенного проблемного поля выделяются и конкретизируются требования к системе образования, квалификации кадров и трудоустройства выпускников (Струзберг, Никулина, 2015).
Формы взаимоотношений вузов с субъектами рынка труда Оренбургской области достаточно разнообразны. Это совместная законотворческая деятельность, научные и образовательные проекты, различные гранты, целевая подготовка молодых специалистов, мониторинг рынка труда и формирование регионального заказа на подготовку кадров. Так, Оренбургский государственный университет (ОГУ) имеет договоры о сотрудничестве с Министерством труда и занятости населения по Оренбургской области, Министерством образования Оренбургской области, Управлением молодежной политики администрации города Оренбурга, МАУ «Молодежный центр города Оренбурга».
Предметом договора вуза и регионального Министерства труда и занятости населения является сотрудничество по вопросам содействия занятости студентов и выпускников ОГУ. Информация о состоянии рынка труда Оренбургской области, занятости выпускников университета ежеквартально поступает из Министерства труда и занятости населения Оренбургской области, обрабатывается и размещается на сайте университета в разделе «Региональная система содействия трудоустройству выпускников». ОГУ по запросу
Министерства труда и занятости населения предоставляет необходимую информацию о показателях трудоустройства выпускников текущего года. В рамках реализации сотрудничества проходят совместные совещания по вопросам мониторинга эффективности деятельности вузов в части показателя «Трудоустройство выпускников». Совместно с Центром занятости населения г. Оренбурга ведется анализ трудоустройства выпускников ОГУ, проводятся «Ярмарки вакансий учебных и рабочих мест», «Дни карьеры» с привлечением предприятий-партнеров ОГУ и тех, с кем работает Центр занятости, организуются «Дни открытых дверей» и «Уроки занятости» с посещением студентами Центра занятости населения г. Оренбурга (Проскурин, Карпова, Никулина, 2012).
С Управлением молодежной политики администрации г. Оренбурга на основании договора ведется обмен информацией по мониторингу трудоустройства выпускников ОГУ, регулярное предоставление информации о вакансиях на временную и постоянную занятость.
В рамках социального партнерства участниками рынков труда и образовательных услуг, органов власти Оренбургской области в 2013—2015 гг. были проведены следующие мероприятия, посвященные вопросам формирования кадрового потенциала на региональном уровне:
— заседание правления ОСПП с повесткой «О создании рабочих мест и формировании цивилизованных отношений на рынке труда в Оренбургской области» (12.03.2013 г.);
— круглые столы «Новая кадровая политика как точка роста экономики региона» в рамках Евразийского экономического форума (5.12.2013 г.), «Реализация образовательных программ в сетевой форме и подготовка кадров по прикладному бакалавриату» (31.01.2014 г.), «Молодые специалисты для народного хозяйства» (27.03.2014 г.), «Перспективы развития экономики Оренбургской области: взгляд бизнеса и науки» (25.09.2014 г.);
— экспертный семинар «Задачи подготовки инженерных кадров» (26.02.2015 г.).
В перечисленных мероприятиях приняли участие представители Министерства образования области, Министерства экономического развития, промышленной политики и торговли региона, Министерства труда и занятости населения области, ведущих предприятий и организаций, а также сферы образования. В числе рекомендаций
проведенных мероприятий - активизация инструментов социального партнерства в области подготовки конкурентоспособных специалистов для экономики Оренбургской области. Ведущую роль в этом вопросе должны играть региональные объединения работодателей и совет ректоров вузов и директоров ссузов региона.
Существенным недостатком системы социального партнерства Оренбургской области является ее нечеткое выражение ввиду отсутствия какого-либо плана работы заинтересованных сторон по вопросам кадрового обеспечения экономики (плана региональных совещаний, конференций, совместных мероприятий), а также специального органа или совета, в компетенцию которого входило бы обсуждение проблем кадрового обеспечения экономики Оренбуржья и разработка предложений по их решению.
Одной из самых значимых и важных категорий в системе интеграционного взаимодействия вузов и субъектов рынка труда в настоящее время являются предприятия-работодатели. Взаимодействие вузов и предприятий Оренбургской области осуществляется в форме заключения соответствующих договоров и соглашений о сотрудничестве и о закреплении предприятий в качестве базы практики студентов. Предприятия Оренбургской области осуществляют взаимодействие с выпускающими кафедрами вузов или со специализированными структурами, занимающимися содействием трудоустройству выпускников. Подобные структуры созданы в основном в региональных вузах, филиалы же иногородних учебных заведений таких служб не имеют.
"I Г «_» «_» и «_»
Проводимый анализ сайтов учебных заведений и сайтов центров содействия трудоустройству выпускников позволил выделить основные формы мероприятий с привлечением представителей бизнес-сообщества, проводимых в вузах в целях содействия трудоустройству выпускников:
— презентации предприятий и организаций;
— дни карьеры и ярмарки вакансий;
— экскурсии на предприятия;
— размещение объявлений об открытых вакансиях и проектов по набору молодых специалистов.
Так, в 2014 году в Оренбургском государственном педагогическом университете (ОГПУ) были проведены две ярмарки
вакансий: для 100 студентов физико-математического факультета и факультета иностранных языков, а также ярмарка педагогических вакансий для 700 студентов всех факультетов. В мероприятиях приняли участие представители управления образования г. Оренбурга, директоры гимназий, лицеев, школ г. Оренбурга и Оренбургской области, начальник управления образования Кувандыкского района, заместитель начальника отдела образования Саракташского района, специалисты отделов образования Новосергиевского, Александровского, Беляевского, Переволоцкого, Оренбургского районов. В течение года в вузе были также организованы презентации предприятий ОАО «Уфанет», ООО «Ростелеком», компании «Сентинел». Участие в них приняли более 200 студентов.
В Оренбургском государственном университете (ОГУ) как крупнейшем вузе региона в ноябре 2014 года состоялась ярмарка вакансий, которую посетили более 2000 студентов различных специальностей и направлений подготовки. В рамках ярмарки работали две площадки, где проходили презентации профильных предприятий-работодателей. Для выпускников экономических специальностей состоялись мастер-классы. Всего с презентацией на ярмарке выступили 20 предприятий, в том числе: ФГУП «Приборостроительный завод» госкорпорации «Росатом» (Челябинская область), ООО «ЭФКО» (Белгородская область), ООО «Уралэлектрострой», Южно-Уральский филиал ООО «Газпром энерго», УМВД России по Оренбургской области, ООО «Газпром подземремонт Оренбург», ООО «А7 Энерго», Следственное управление Следственного комитета РФ по Оренбургской области, ЗАО «СИХ «Ликос», ООО «Управляющая компания «Армада» и другие. По итогам проведения ярмарки вакансий 675 студентов и выпускников ОГУ заполнили резюме, анкеты, 523 человека прошли мини-собеседования и 19 человек — тестирование, а также на предприятия приглашены 206 студентов для прохождения практики и 258 человек занесены в кадровый резерв .
Кроме того, в вузе были проведены и другие мероприятия с привлечением работодателей: 9 презентаций и проектов предприятий-партнеров ОГУ; 11 встреч студентов с представителями компаний; дни работодателя - ООО «ЭФКО» (Белгородская область) и ФГУП «Приборостроительный завод» госкорпорации «Росатом»; 15 экскурсий студентов университета на предприятия; 9 выездных практических
занятий, мастер-классов, деловых игр, тренингов; Всероссийский день 1С: Карьеры.
Основная форма взаимодействия Оренбургского
государственного аграрного университета (ОГАУ) с предприятиями -организация студенческих трудовых отрядов. В 2014 году в университете было сформировано 55 студенческих отрядов различного направления. Основными партнерами вуза в реализации студенческого трудового движения стали: ООО «Оренбург - Иволга» и ООО «ОренбургАгро-ДТ», Агрофирма «Промышленная», ООО «МТС-Агро», ООО «СПЕКТР-ГРУПП».
В Оренбургском государственном медицинском университете (ОрГМУ) в 2014 году состоялось заседание «круглого стола» с приглашением главных врачей районных больниц Оренбургской области по вопросам оптимизации организации целевого набора на довузовском и послевузовском этапах.
Ежегодно на базе ОГУ, ОГАУ, ОрГМУ и ОГПУ проходят различные научно-практические конференции, участие в которых принимают представители предприятий региона. С точки зрения управлением содержания образования можно отметить, что представители предприятий Оренбуржья принимают участие в работе государственных аттестационных комиссий, осуществляют целевой заказ на подготовку кадров, а также принимают непосредственное участие в учебном процессе и организации всех видов практик. Тем не менее, следует отметить, что такого рода сотрудничество в основном носит локальный характер взаимодействия конкретного предприятия с вузом по определенному направлению подготовки, направлено на удовлетворение текущих потребностей предприятий в кадрах и не предусматривает решение проблем кадрового обеспечения экономики области в целом, в том числе и на перспективу. Данная ситуация в большей степени обусловлена отсутствием единой региональной концепции сотрудничества высших учебных заведений с предприятиями-работодателями (Карпова, Никулина, Струзберг, 2014).
Оценка эффективности направлений сотрудничества вузов и предприятий-работодателей региона
В связи с вышеизложенным представляется целесообразным провести анализ эффективности форм и методов взаимодействия вузов и предприятий региона с точки зрения именно работодателей, как
основных субъектов рынка труда, заинтересованных в молодых конкурентоспособных специалистах. С этой целью Оренбургский государственный университет в июле 2014 года провел ежегодное исследование посредством анкетирования «Молодой специалист на рынке труда: потребности работодателя, специфика отбора, требования и оценка уровня подготовки - 2014».
Объектом исследования выступили 80 предприятий и организаций Оренбургской области. Половина респондентов (50%) -крупные предприятия с численностью сотрудников более 100 человек. Вторую половину разделили предприятия (25%) средние, численность сотрудников которых составляет от 50 до 100 человек и малого бизнеса (до 50 сотрудников) — 25% (Карпова, Никулина, Матюшко, и др., 2014).
Большинство респондентов (67,5%) - стабильные компании, существующие на рынке труда более 10 лет; 20,0% предприятий работают от 5 до 9 лет; 12,5% — от 1 до 5 лет.
Результаты опроса показали, что большинство респондентов всех сфер деятельности (68,8%) испытывают потребность в молодых специалистах каждый год. Чуть реже, 2—3 раза в год, принимают на работу молодых сотрудников 25% респондентов. Крайне редко появляются вакансии для выпускников у 6,2% опрошенных предприятий.
На вопрос предприятиям-работодателям: «Как бы Вы оценили ситуацию с наличием кадров по основному профилю деятельности Вашего предприятия в регионе?», выяснилось, что более половины работодателей (51,2%) считают, что нужных кадров в целом достаточно для успешного развития региона. 37,5%, принявших участие в опросе представителей предприятий, наоборот, говорят о том, что кадров в целом не хватает. Считают, что регион испытывает очень острую нехватку кадров 10,0% работодателей, а переизбыток кадров отмечают 1,3% респондентов.
Что касается вопроса уточнения профиля подготовки необходимых специалистов, в большей степени предприятия Оренбургской области нуждаются в специалистах с техническим образованием (61,3%), с экономическим (28,8%), 22,5% предприятий нуждаются в специалистах информационно-компьютерного направления подготовки, 6,2% — в специалистах с естественнонаучным образованием. Часть работодателей (3,7%) назвали конкретные профессии. Востребованность у работодателей специалистов
технического и экономического профилей обусловлена спецификой отраслей экономики Оренбургской области.
Далее работодатели указали, какие модели взаимодействия (формы сотрудничества) между бизнесом и образованием для них наиболее интересны:
— непосредственное трудоустройство выпускников по заявкам -47,5%;
— закрепление предприятия в качестве базы практики - 35,0%;
— работа в государственной экзаменационной комиссии - 31,3%;
— участие в учебном процессе - 16,2 %;
— целевая контрактная подготовка студентов (отраслевой заказ) -13,8%;
— сотрудничество в области проведения научных исследований -7,5%;
— участие в разработке совместных образовательных программ - 5%;
— учреждение и выплата именных стипендий, грантов талантливым студентам и молодым ученым - 1,2%.
Анализ ответов респондентов свидетельствует, что работодатели в большей степени заинтересованы в привлечении выпускников непосредственно на работу исходя из открытых вакансий и студентов на производственную и преддипломную практику, а также велико желание участвовать в заседаниях комиссий по приему государственных экзаменов и защите выпускных квалификационных работ.
Относительно форм участия предприятий-работодателей непосредственно в учебном процессе — более трети из них готовы проводить семинары, мастер-классы, тренинги и другие практические занятия — 36,3% респондентов, 12,5% готовы читать лекции студентам, принять участие в разработке образовательных программ согласны лишь 2,3%. 3,8% респондентов уже принимают участие в учебном процессе вузов. Затруднились ответить на вопрос о желании принять участие в учебном процессе 30,0%, некоторые респонденты твердо решили не принимать в этом участие — 15,1%. Таким образом, можно сделать вывод, что предприятия в большей степени сосредоточены либо на традиционных формах участия в учебном процессе, либо не очень в этом заинтересованы вообще.
В числе совместных мероприятий предприятий и высших учебных заведений на первый план, с точки зрения работодателей,
«Ярмарки вакансий» - 71,3% респондентов, а также экскурсии студентов на предприятия - 41,3%. Заинтересованы в «Днях фирмы» (презентации фирмы перед студенческой аудиторией) - 25,0%. 23,2% работодателей проявили заинтересованность в проведении мастер-классов, деловых игр для студентов, 11,3% — совместных с вузом научно-практических конференций. Часть работодателей (10,0%) не проявили интереса к совместным с вузами мероприятиям (Карпова, Никулина, Матюшко, и др., 2014).
Анализ ответов респондентов в динамике за 3 года свидетельствует о повышении интереса работодателей к таким мероприятиям, как экскурсии на предприятия. Организация производственных экскурсий способствует повышению имиджа предприятии в студенческой среде, созданию образа привлекательного работодателя. Предприятие, которое регулярно проводит экскурсии, позиционируется в студенческой среде как успешное и стабильное, у студентов складывается представление о его деятельности и потребностях, что способствует популяризации тех или иных профессий среди молодежи, привлечению на производство молодых квалифицированных кадров и формированию кадрового резерва.
Работодатели проявляют все большую заинтересованность к практическим семинарам и деловым играм. Для студентов важны контакты с работодателями или преуспевающими сотрудниками в конкретной предметной области. Практические семинары дают такую возможность, именно от таких специалистов студенты и узнают, что реально их ждет на производстве, что они должны знать, уметь. В результате довольны и студенты, и предприятия, которые, как правило, преследуют свою главную цель — привлечение сотрудников в компанию.
Повышение качества подготовки выпускников - важная задача как вузов, так и работодателей в рамках их совместной деятельности. Однако на пути взаимодействия бизнеса и образования стоят определенные проблемы (рис.).
Основным препятствием для плодотворного сотрудничества бизнеса и образования является, по мнению респондентов, отсутствие в целом достаточного государственного регулирования рынка труда, а именно: несоответствие спроса на молодых специалистов их предложению на рынке труда — 41,3%, отсутствие стимулов у
работодателя вкладывать средства в образование, отсутствие государственных программ по вопросам взаимодействия бизнеса и образования.
Несоответствие спроса на специалистов их предложению
Отсутствие стимулов у работодателя Отсутствие государственных програм м
Отсутствие налоговых льгот
Отсутствие долгосрочных программ кадровой политики предприятия
Другое
41,3%
35,0%
Ц 30,0%
^ 26,3%
Ц 18,7%
□ 2.
2,5%
0% 10% 20% 30% 40% 50%
Рисунок. Основные проблемы взаимодействия бизнеса и образования по мнению работодателей Источник: составлено автором
В заключение следует отметить, что в современных условиях особое внимание следует обратить на более эффективную деятельность вузов с работодателями по совершенствованию именно образовательного процесса. В числе основных аспектов совместной деятельности можно выделить: формирование списка компетенций по запросу работодателей, совместную разработку образовательных программ и профессиональных требований к выпускникам, корректировку учебных планов в зависимости от потребностей предприятий, оценку качества образовательных программ с точки зрения работодателей (Никулина, 2014).
Выводы и рекомендации
На основании анализа основных форм социального партнерства субъектов рынка труда и рынка образовательных услуг и результатов проведенного исследования «Молодой специалист на рынке труда: потребности работодателя, специфика отбора, требования и оценка уровня подготовки - 2014», мы пришли к выводу о необходимости
формирования в Оренбургской области сбалансированного государственного подхода к регулированию вопросов подготовки конкурентоспособных молодых специалистов в соответствии с текущими и перспективными потребностями рынка труда. Для этого необходимо выработать основные направления региональной политики социального партнерства в области кадрового обеспечения экономики области.
Основными направлениями региональной политики Оренбургской области в данной сфере должны стать следующие:
1. Совершенствование нормативно-правовой базы региона по вопросам кадрового обеспечения экономики Оренбургской области молодыми специалистами. В рамках данного направления предлагается принятие регионального закона, закрепляющего статус молодого специалиста в Оренбургской области и предусматривающего меры материальной и социальной поддержки молодых специалистов, в том числе закрепление минимального размера оплаты труда и размера единовременной материальной помощи молодым специалистам; содействие органов исполнительной власти в рамках своих полномочий молодым специалистам в профессиональном развитии, дополнительном профессиональном обучении; создании общественных объединений для защиты прав и интересов молодых специалистов.
2. Разработка комплекса мероприятий в области прогнозирования потребностей Оренбургской области в молодых специалистах, в том числе внедрение программного Автоматизированного программного комплекса «PROGNOSIS», разработанного Центром бюджетного мониторинга Петрозаводского государственного университета. Затраты на внедрение программного комплекса, разработанного с учетом специфики Оренбургского региона, обучение пользователей, выезд обучающего специалиста на место внедрения, составят около 1 млн руб. Приобретение автоматизированной системы «PROGNOSIS» предполагается осуществить за счет средств регионального бюджета.
Внедрение программного комплекса «PROGNOSIS» потребует создания региональной рабочей группы по прогнозированию потребностей экономики Оренбургской области, куда должны войти специалисты различных региональных органов исполнительной власти (Министерства труда и занятости населения Оренбургской области, Министерства образования Оренбургской области, Министерства экономического развития, промышленной политики и торговли
Оренбургской области, органы статистики), представители совета ректоров вузов Оренбургской области и Оренбургского областного союза промышленников и предпринимателей.
Ответственными за внедрение программного комплекса должны выступить такие региональные органы власти, как Министерство экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области совместно с Министерством труда и занятости населения Оренбургской области как основные заинтересованные стороны этого процесса.
3. Развитие системы профориентационной работы с молодежью в Оренбургской области, включающей основные мероприятия по содействию профессиональному выбору личности с учетом социально-экономического развития региона и потребностей рынка труда Оренбургской области на довузовском, вузовском и послевузовском этапах с участием не только вузов как субъектов рынка образовательных услуг, но и в обязательном порядке совместно с вузами предприятий-работодателей как субъектов рынка труда, заинтересованных в молодых специалистах конкретных специальностей и направлений подготовки, необходимых предприятиями как на краткосрочную, так и долгосрочную перспективу.
4. Совершенствование механизма целевого приема и целевой контрактной подготовки в вузах, в том числе: увеличение квот целевого набора абитуриентов на обучение в высших образовательных учреждениях по направлениям региональных министерств для обучения за счет средств федерального бюджета; увеличение числа студентов, зачисленных по результатам целевого приема; увеличение спектра, реализуемых программ целевой подготовки кадров, обеспечение подготовки кадров с высшим образованием в соответствии с потребностями региональной экономики; больше привлекать крупных работодателей региона к профориентационной деятельности; совершенствование системы социальной поддержки студентов, обучающихся по целевому приему.
5. Модернизация системы профессионального образования в Оренбургской области с целью подготовки кадров в соответствии с реальными потребностями рынка труда и содействия трудоустройству выпускников, в том числе за счет: внедрения практико-ориентированных программ высшего образования прикладного бакалавриата; создания базовых кафедр, осуществляющих практическую
подготовку студентов на площадках предприятий реального сектора экономики; развития научно-исследовательской работы студентов, открытия научных школ и кружков по направлениям, представляющим интерес для студентов, и по запросу предприятий-работодателей; реализации форм самостоятельной работы студентов в соответствии с реальными заданиями предприятий-партнеров вуза (решение кейс-задач, написание расчетно-графических, курсовых и выпускных квалификационных работ, проведение лабораторных исследований и т.д.); развития сетевых форм взаимодействия вузов и предприятий, в том числе создание и реализация совместных образовательных программ, основанных на новых технологиях трансляции знаний и формировании практических навыков; организации совместных научно-интегрированных образовательных структур с бизнес-сообществом (корпоративный институт, научно-образовательные центры и др.), что позволит готовить практико-ориентированных специалистов высокого уровня.
Интеграция деятельности всех заинтересованных сторон социального партнерства в области подготовки молодых специалистов позволит обеспечить высокое качество образовательных услуг, внедрить новейшие технологии в приоритетные отрасли экономики региона, повлиять на имидж вузов региона и конкурентоспособность его выпускников, обеспечить устойчивую связь с производством, способствовать профессиональному самоопределению студентов и трудоустройству их выпускников по направлению подготовки.
ИСТОЧНИКИ:
Баранник, Н.А., Кошелева, Л.А. (2010). Рынок труда и рынок образовательных услуг в сфере профессионального образования оренбургской области: состояние и проблемы взаимодействия. Интеллект. Инновации. Инвестиции, 1, 57-68.
Дымарская, О.Я. (2005). Профессиональное образование и рынок труда: опыт и
перспективы взаимодействия. В книге Россия реформирующаяся (Вып. 5; С. 174184). М.: Институт социологии РАН.
Карпова, Г.В., Никулина, Ю.Н., Матюшко, А.В., и др. (2014). Мониторинг становления конкурентоспособного специалиста: сборник результатов исследований за 2013-2014 учебный год. Оренбург: Оренбургский государственный университет.
Карпова, Г.В., Никулина, Ю.Н., Струзберг, Г.В. (2014). Внедрение концептуального подхода в сфере взаимодействия вузов с предприятиями-работодателями на региональном уровне. Казанская наука, 7, 48-50.
Никулина, Ю.Н. (2014). Роль бизнеса в подготовке молодых специалистов для
инновационной экономики региона. Вестник Оренбургского государственного университета, 4, 102-108.
Осипов, П.Н. (2005). Рынок образовательных услуг и образовательные потребности молодежи. Казанский педагогический журнал, 3, 42-47.
Проскурин, А.Д., Карпова, Г.В., Никулина, Ю.Н. (2012). Социальное партнерство
университета и предприятий региона. Высшее образование в России, 7, 78-83.
Струзберг, Г.В., Никулина, Ю.Н. (2015). Интеграционное взаимодействие вузов с
субъектами рынка труда. В книге Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры. Материалы Всероссийской научно-методической конференции (с международным участием) (С. 1445-1450). Оренбург: Оренбургский государственный университет.
Yulia N. Nikulina, Associate Professor of the Chair of Human Resources Management, Service and Tourism; Head of the Department for Educational Services Promotion and Working with Graduates, Orenburg State University
Formation of the regional social partnership policy for training
competitive experts
ABSTRACT:
The article reviews the main implementation forms of social partnership for subjects of the educational services market and job market in the sphere of human resources provision for the economy of Orenburg Oblast. It also presents the results of a questionnaire survey of the region's employer companies in the part of assessment of the effectiveness of their collaboration with higher educational institutions. The priority directions of the regional social partnership policy in the sphere of competitive experts training are suggested. KEYWORDS: social partnership, regional economy, higher school, employer company, competitive expert