УДК 72.071.1(47+57)(092)+929Росси ББК 85.113(2)1+Щ113(2Р=Рус)5-8Росси
Е.О. Штиглиц
ИССЛЕДОВАНИЕ ТВОРЧЕСТВА КАРЛА РОССИ. НЕИЗВЕСТНОЕ В ИЗВЕСТНОМ
Работы К.И. Росси в области садово-паркового искусства представляют собой малоизученную часть его творческого наследия. Анализируются крупнейшие ландшафтные памятники, созданные Росси: сад дворца в.к. Елены Павловны в Твери, перепланировка садов Московского Кремля, реконструкция сада и организация территории Аничкова дворца в Санкт-Петербурге, ландшафтный парк на Елагином острове, дворец Воронцова с прилегающей территорией, дворцово-парковый ансамбль Михайловского дворца, благоустройство территорий возле Исаакиевского собора, Михайловского дворца и Алек-сандринского театра. Работы Росси рассматриваются с точки зрения особенностей построения объемно-пространственных ландшафтных композиций.
Ключевые слова:
ландшафтная композиция, пейзажный парк, регулярный парк, К.И. Росси, садово-парковое искусство XIX века.
Любил он простоту и линий постоянство, Взыскательной служил и точной красоте, Столице севера дал пышное убранство,
Был славой вознесен и умер в нищете.
Всеволод Рождественский
Карл Росси - знаменитый архитектор, творец городских ансамблей, великий градостроитель - так сегодня в нашем современном мире назвали бы его коллеги архитекторы. Его можно смело назвать родоначальником русского ампира в России. Но одно из направлений его творческой биографии - работа с садами - оказалось совершенно неизученным. В архивных источниках неоднократно встречались описания непосредственного участия Карла Росси в перепланировке сада в связи со строительством Михайловского дворца (сегодня это здание Русского музея). Прослеживалась особая идеология и принципы подхода архитектора к существовавшему тогда регулярному Михайловскому саду. Обнаружились уникальные сведения об участии зодчего в перепланировке целого ряда садов в Санкт-Петербурге и за его пределами. До недавнего времени изучались архитектурные ансамбли и отдельные памятники, созданные К. Росси, теперь возникла необходимость рассмотреть творчество зодчего с позиции влияния на садово-парковое искусство в России. Будучи талантливым градостроителем, Росси разрабатывал пространства дворцово-парковых ансамблей как зрелищные ансамбли, выявляющие новое отношение к ландшафтной архитектуре в конце XVIII - начале XIX вв. Они были рассчитаны на восприятие в движении и разворачивались как последовательность видовых картин - «пейзажей», где широ-
ко использовались иллюзорные эффекты, игра масштабов и аллегории.
Методологической основой изучения дворцово-парковых ансамблей Росси явилось визуальное изучение композиции и архитектурно-планировочных приемов, знакомство с графическими материалами, литературными и иконографическими источниками. Особый интерес с точки зрения реконструкции представляют его садовые объекты, которые, в отличие от архитектурных ансамблей, на сегодняшний день мало изучены. О таких объектах и пойдет речь, но для того, чтобы понять источник удивительного вдохновения и творческой силы архитектора - итальянца по происхождению с русской душой, нужно немного коснуться его биографии.
Карло Антонио де Росси родился 18 декабря 1775 года в Венеции в городе Неаполе, в семье дворянина Антонио Доменико (Джованни) де Росси. В дальнейшем в России Карло сократили до Карл, а «Антонио» быстро превратилось в отчество «Иванович». Мать Росси - Гертруда была хорошо известна знатному Санкт-Петербургу как танцовщица. В 1783 году после развода она вместе с 10-летним Росси и его отчимом - звездой балета Шарлем Ле Пиком уезжает в Россию. В дальнейшем она поменяла имя Росси на столь же знаменитое имя танцовщика Ле Пика. Поскольку Ле Пик становится учителем танцев для детей Павла I, он получает усадьбу в Павловске, а молодой Росси был определен учеником В.Ф. Бренна, который работал в то время на строительстве дворца будущего царя [6; 7]. Уже с 1786 года Росси начинает свою работу с Винченцо Бренна в его мастерской. В кругу великих мастеров Бренна, Гонзаго, Камерона, Воронихина,
Общество
Terra Humana
Кваренги Росси получил практическое и архитектурное образование. Он самостоятельно выполнял проекты садовых павильонов, мостика через Славянку, участвовал в планировке парка. Пейзажные картины будущего мирового шедевра садово-паркового искусства Павловского парка, а затем и парка Гатчины раскрывались на его глазах и не могли не повлиять на юношеское восприятие природной составляющей ландшафта.
После вступления Павла I на престол В. Бренна становится придворным архитектором, а Росси уже в 19 лет в 1795 году назначается в «Кабинет его величества» первым помощником «гезелием» (подмастерьем) архитектуры по постройке Михайловского замка. Грандиозный ансамбль Михайловского замка производит сильное впечатление на К. Росси. После убийства Павла I в 1802 году В. Бренна подает в отставку и уезжает вместе с Росси во Флоренцию для повышения образования своего талантливого ученика. Росси изучает красоту и совершенство итальянских ансамблей и городов-крепостей древней Эллады с подчинением отдельных домов целым улицам, а улиц - площадям, это не могло не повлиять на формирование у Росси широкого и масштабного восприятия архитектурных комплексов.
В июле 1804 года К. Росси возвращается в Россию. Свои рисунки он преподнес Александру I как результат путешествия в чужие края. Росси готов был к большим работам, к широким проектам, но был направлен на Фарфоровый завод для выполнения рисунков изделий в подчинение архитектора Ф.И. Руска, который с давних пор относился к Росси недоброжелательно. Но все же талант будущего гения архитектуры требовал глобальных работ. И вскоре Росси все-таки добивается утверждения архитектором в Кабинет Его Величества Александра I. В 1809 году К. Росси едет в «Кремлевскую экспедицию» в Москву. Вот с этого момента и начинается работа великого зодчего по перепланировке зданий и садов на территории Кремля [6; 7].
В этом же году К. Росси с уже сформированной командой талантливых архитекторов, ставших в дальнейшем его ближайшими помощниками, едет в Тверь, где занимается перестройкой дворца любимой сестры Александра I, Екатерины Павловны, который к началу XIX века уже сильно обветшал. Великолепный дворец, перепланировка сада, планировка и застройка Твери явились первой серьезной градостроительной практикой. Впервые Росси самостоятельно работал с целым
дворцово-парковым комплексом. Именно в Твери рождается уникальный феномен работы зодчего с ансамблями. Росси перестраивает не только здание дворца, но и проводит ряд перепланировок заброшенного регулярного сада, превращая его в пейзажный, с извилистыми дорожками, с которых постоянно, на всем пути открываются разные живописные картины на группы деревьев, цветущие кустарники, уютные зеленые лужайки с цветниками. К. Росси надолго задерживается в Твери, организовывает Комитет, который сам возглавляет, и становится главным архитектором. Он работает над градостроительным решением целого города, включая перепланировку зданий, улиц и площадей [1; 4]. Кто бывал в Твери, согласится с тем, что этот удивительный город очень похож на Санкт-Петербург и резко отличается от многих провинциальных городов России не только своей планировкой, но и фасадами зданий. К сожалению сегодня этот красивейший город поглотила многоэтажная новая застройка, а великолепный дворцовый сад находится в удручающем состоянии и практически не сохранился. Сейчас это центральный городской парк культуры и отдыха с аттракционами.
После успешной работы в Твери, в 1816 году Росси был принят главным архитектором в Комитет для строений и гидравлических работ и первым архитектором Императорского двора. Исключительная трудоспособность и неподкупная честность, любезность и удивительное чувство собственного достоинства Росси были, наконец, оценены императорским двором. Росси поручают самые ответственные работы в Санкт-Петербурге. Следующим крупным объектом в работе Росси становится ансамбль Аничкова дворца с прилегающим заброшенным регулярным садом с фигурными партерами и прудами, боскетами и фонтанами. Рядом находился квартал с хаотично застроенной территорией. Великий архитектор впервые широко и смело решает градостроительную задачу как единый ансамбль вдоль одной из главных улиц Санкт-Петербурга - Невского проспекта. На территории сада появляются два павильона и ограда. Усадьба Воронцова на Садовой ул. с большой парковой территорией (сейчас это здание принадлежит Суворовскому училищу), тоже почувствовала руку великого архитектора. Барочный дворец был перестроен и регулярный сад с фонтанами превращен в пейзажный, повторяя многие черты Аничкового сада. В целом Росси создал целый квартал, который в дальнейшем
преобразовал в единый театральный ансамбль.
Следующим вкладом архитектора Росси в садово-парковое искусство Петербурга стала работа на Елагином острове - создание парадной летней резиденции для матери Александра I Марии Федоровны [5]. До 1817 года территория острова использовалась как загородная увеселительная усадьба. Название остров получил по имени своего пятого владельца - Ивана Перфильевича Елагина (1725-1794), обер-гофмейстера императорского двора, прославившегося своим гостеприимством и хлебосольством. Высоко оценивая исключительную красоту расположения Елагина острова, каждый из владельцев по-своему старался его преобразить и благоустроить, привлекая к работе лучших архитекторов и паркостроителей. Особенно славились оранжереи, в которых выращивались редкие растения и диковинные фрукты. К началу XIX века содержание такого большого имения стало обременительным, и последний частный владелец острова Григорий Владимирович Орлов (1778-1826) продал его в 1817 году в казну Кабинета Его Императорского Величества. На следующие сто лет он переходит во владение русского императорского дома. С этого времени начинается новая страница в истории Елагина острова.
К. Росси, собрав все достижения усадебного строительства и садоводства XIX века, с 1817 по 1820 гг. создал уникальный дворцово-парковый комплекс. На месте бывшего регулярного сада он разбил пейзажный «английский» парк. Росси постепенно ликвидировал старые лучевые аллеи, но при этом сохранил перспективу (висту) от дворца на залив. Перед дворцом Росси разбил большую поляну неправильной формы - Масляный луг. Пейзажи Елагина острова, созданные Росси необычайно поэтичны и естественно живописны. Росси создал ансамбль не только в границах острова, но и далеко за его пределами. Он как будто смотрит на будущее свое произведение с высоты птичьего полета, сейчас бы это прозвучало как представление объекта в трехмерном пространстве. Ансамбль, созданный зодчим, отличается особой Россиевской планировочной композицией и гармоничной взаимосвязью архитектуры и окружающей природы.
Вершиной творчества по праву считается градообразующий ансамбль, простирающийся от Невы до Невского пр. и далее до р. Фонтанки, занимающий целых два квартала, центром которых был Михайловский дворец и парк [2; 3]. Первона-
чально архитектору было предложено три места для создания резиденции Великого князя Михаила Павловича: на Исаакиев-ской площади на месте позднее выстроенного Мариинского дворца, на участке Воронцовской усадьбы на Садовой ул. и на месте оранжерей императорских садов. Окончательный выбор был сделан в пользу третьего варианта. Видимо тогда, по мнению Росси, это место оказалось удачнее всех и позволяло с наибольшей широтой осуществить не только строительство дворца, но и провести одновременно реконструкцию обширной территории центра города.
Это был, по существу, последний дворцовый ансамбль, построенный в черте города. Окончательный проект перепланировки сада у Михайловского дворца был высочайше утвержден в апреле 1822 года. Над этим объектом К.И. Росси работал вместе с А.А. Менеласом, который сразу приступил к воплощению проекта. В Михайловском саду, перед фасадом дворца Росси расположил обширный Масленый луг неправильной овальной формы - прием, использованный им ранее перед Елагиным дворцом. На берегу р. Мойки строится павильон, архитектурные черты которого просматриваются и в павильонах Аничкового сада, и на Елагином острове. В первом варианте проекта перепланировки Михайловского сада павильонов было два, симметрично расположенных на берегу р. Мойки (аналогично павильонам в Аничковом саду). Но Росси оставляет один павильон на месте фундамента первого деревянного дворца Екатерины I, усиливая пейзажный характер сада. Павильон предназначался для романтических встреч летними вечерами за чашкой чая или игрой в карты. Сегодня - это символ Михайловского сада. Масленый луг обрамлен аллеей, и вписан в сетку регулярной планировки. Что касается деревьев, аллейные посадки были частично сохранены и дополнены живописными группами деревьев. Еще один типичный прием планировки «английского» сада - использование прудов с естественными берегами. Архитектор превратил два бассейна геометрической формы в живописные пруды разных размеров, берегам которых придал извилистые «природные» очертания, а так же ликвидировал малые прямоугольные пруды в центре сада. К. Росси создал образцовый «английский» сад, в котором с большой выразительностью использованы все основные планировочные приемы пейзажного стиля, взятые из английской ландшафтной архитектуры 1715-1760 годов.
Общество
Terra Humana
Б.Ш. Митуар. Портрет архитектора К. Росси (1775-1849). ГРМ.
К. Росси. Генеральный план усадьбы Анич-кового дворца. 1820.
Вид на усадьбу Воронцова. XIX в.
Вид на Елагинский дворец. С гравюры XIX в.
р
Михайловский сад по плану К. Росси. 1826 г.
Общество
Terra Humana
В 1823 году был утвержден проект К.И. Росси по перепланировке участка вокруг Михайловского замка. В соответствии с проектом засыпается Церковный канал, уменьшаются размеры восточного малого пруда в Михайловском саду. Остается только Воскресенский канал вдоль южного фасада замка. При этом Росси сохраняет уникальную водную систему Фонтанка -пруды - канал, дополняя ее строительством подземного коллектора, соединившего большой пруд с р. Мойкой, обеспечив тем самым дополнительную циркуляцию воды. Вокруг Михайловского замка по проекту Росси высаживается каре из двух рядов стриженых деревьев. В Михайловском саду Росси уже отрабатывал свои собственные принципы преобразования существовавших барочных садов. В итоге была создана композиция, наиболее полно отражающая идеологический подход архитектора к садово-парковым объектам и выявлены отличительные особенности его приемов. Несмотря на эпохальный период кардинальной смены стилей в садово-парковом искусстве, Росси в Михайловском саду очень бережно сохранил черты регулярного сада архитектора Ф.Б. Растрелли, что является уникальным отличием от предыдущих работ Росси с садами.
В рамках грандиозных градостроительных проектов Росси создает два варианта благоустройства Исаакиевской площади и два варианта площади перед Михайловским дворцом. В это же время К. Росси работает над созданием ансамбля Манежной площади и через Невский проспект открывает перспективу на Александринс-кий театр с созданием сквера, аналогичного скверу перед Михайловским дворцом. Масштабное видение объекта - великий талант Росси, подаривший Петербургу все эти знаменитые ансамбли. Умение вписать новое сооружение в окружающий ландшафт, городскую среду - это характерная черта творческого почерка Росси. Он был главным идеологом проектов перепланировки территорий, а воплощали идеи известные архитекторы и садовые мастера,
список литературы:
[1]
[2]
[3]
[4]
[5]
[6]
[7]
такие как В. Неелов, А. Менелас, Д. Буш, П. Бук, художник Иванов, садовник Шуман, и др. превращая каждый проект в живой образ. К.И. Росси руководил работами с самого начала создания проекта до завершения всех строительных работ. Он опирался на команду высоких профессионалов каждого в своем деле. И, можно предположить, что он владел знаниями по всем видам работ, в том числе основами ботаники и садово-паркового проектирования. В легендарном Летнем саду Росси также оставил след творческой реконструкции - вместо полуразрушенного петровского грота на берегу р. Фонтанки в 1826 году появляется Кофейный домик.
Но конец жизни архитектора печален. В 1825 году на престол вступает Николай I. Начинается подавление малейшего проявления оригинального художественного творчества. Для Росси наступает тяжелое время. Умирает жена, а потом и надежда и опора - старший сын Александр, пошедший по стопам отца и унаследовавший его талант. В семье остается шестеро собственных детей и четверо приемных. К.И. Росси умирает в 74 года от холеры в полной нищете. У семьи даже не было денег на похороны. Николаевская Россия очень сдержано отнеслась к смерти Росси, так до конца и не оценив его величайший вклад в русскую архитектуру.
К.И. Росси увековечен только в 2003 году в павильоне Росси в Михайловском саду. В честь окончания комплексной реконструкции открыт его бюст, а затем был установлен еще один бюст и на Манежной площади. На основании изучения творческого пути великого Росси, можно смело утверждать, что он был не только талантливым архитектором, художником, градостроителем, но еще и ландшафтным архитектором, талантливейшим паркостроителем и последователем традиций садово-паркового искусства конца XVIII - начала XIX в.в. На примерах нескольких садов выявлены принципы построения композиции и особенности работы К.И. Росси с историческими ландшафтными территориями.
Горбатенко С.Б. Карл Росси и реконструкция исторического центра Твери в 1809-1812 гг. // Реставрация и исследование памятников культуры. Вып. 3. - М., 1990. - С. 67-77.
Гримм Г.Г. Площадь искусств и площадь Островского. - Л.-М.: Искусство, 1946. - 64 с.
Калинкина О.Е. Михайловский сад // Сады и парки Ленинграда. - Л., 1981. - С. 34-44.
Кипарисова А.А. Работы Росси в Твери // Архитектура и строительство Ленинграда. - 1951, № 15. -С.37-40.
Немчинова Д.И. Елагин остров: дворцово-парковый ансамбль. - Л.: Искусство, 1982. - 54 с., 39 илл. Пилявский В.И. Зодчий Росси.1775-1849. - М.-Л.: Госиздат архитектуры и градостроительства, 1951. - 152 с.
Тарановская М.З. Карл России: Архитектор. Градостроитель. Художник. - Л.: Стройиздат, 1980. -223 с.