Научная статья на тему 'Исследование творчества Альфреда Гарриевича Шнитке в Саратовской консерватории'

Исследование творчества Альфреда Гарриевича Шнитке в Саратовской консерватории Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
7
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Альфред Гарриевич Шнитке / Саратовская консерватория / научные исследования / творчество / музыковедение. / Alfred Garrievich Schnittke / Saratov Conservatory / scientific research / creativity / musicology.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Полозов Сергей Павлович

Статья посвящена обзору исследований творчества Альфреда Гарриевича Шнитке, проводимых в Саратовской консерватории. В ней представлены некоторые научные мероприятия, реализуемые консерваторией в рамках чествования 90-летия со дня рождения композитора. Приводится перечень основных научных исследований, проводимых сотрудниками консерватории и посвящённых изучению творческого наследия композитора. Представлена многовекторность направлений научных поисков, охватывающих как исторический, так и теоретический аспекты, а также как отдельные произведения, так и творчество композитора в целом. В завершении статьи дано разъяснение по поводу подготовки специального выпуска журнала «Вестник Саратовской консерватории. Вопросы искусствознания» с подбором материала для публикации статей, посвящённых Альфреду Гарриевичу Шнитке. Редакция журнала выражает благодарность всем авторам, предоставившим статьи в данный выпуск журнала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A Study of Alfred Schnittke's Work at the Saratov Conservatory

The article presents a review of research on the work of Alfred Harrievich Schnittke conducted at the Saratov Conservatory. It presents some of the scientific events held by the Conservatory as part of the celebration of the 90th anniversary of the composer's birth. The list of the main scientific research conducted by the staff of the Conservatory and devoted to the study of the composer's creative heritage is given. The multi-vector nature of research directions is presented, covering both historical and theoretical aspects, separate works and the composer's work as a whole. At the end of the article, the author tells about the preparation of a special issue of the journal «Journal of Saratov Conservatoire. Issues of Arts» with articles dedicated to Alfred Harrievich Schnittke. The editorial board of the journal express their gratitude to all the authors who submitted articles to this issue of the journal.

Текст научной работы на тему «Исследование творчества Альфреда Гарриевича Шнитке в Саратовской консерватории»

DOI: 10.24412/2618-9461-2024-3-3-7

Полозов Сергей Павлович, доктор искусствоведения, профессор кафедры теории музыки и композиции Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова

Polozov Sergey Pavlovich, Dr. Sci. (Arts), Professor at the Theory of Music and Composition Department of Saratov State Conservatoire named after L. V. Sobinov

E-mail: [email protected]

ИССЛЕДОВАНИЕ ТВОРЧЕСТВА АЛЬФРЕДА ГАРРИЕВИЧА ШНИТКЕ В САРАТОВСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ

Статья посвящена обзору исследований творчества Альфреда Гарриевича Шнитке, проводимых в Саратовской консерватории. В ней представлены некоторые научные мероприятия, реализуемые консерваторией в рамках чествования 90-летия со дня рождения композитора. Приводится перечень основных научных исследований, проводимых сотрудниками консерватории и посвящённых изучению творческого наследия композитора. Представлена многовекторность направлений научных поисков, охватывающих как исторический, так и теоретический аспекты, а также как отдельные произведения, так и творчество композитора в целом. В завершении статьи дано разъяснение по поводу подготовки специального выпуска журнала «Вестник Саратовской консерватории. Вопросы искусствознания» с подбором материала для публикации статей, посвящённых Альфреду Гарриевичу Шнитке. Редакция журнала выражает благодарность всем авторам, предоставившим статьи в данный выпуск журнала.

Ключевые слова: Альфред Гарриевич Шнитке, Саратовская консерватория, научные исследования, творчество, музыковедение.

A STUDY OF ALFRED SCHNITTKE'S WORK AT THE SARATOV CONSERVATORY

The article presents a review of research on the work of Alfred Harrievich Schnittke conducted at the Saratov Conservatory. It presents some of the scientific events held by the Conservatory as part of the celebration of the 90th anniversary of the composer's birth. The list of the main scientific research conducted by the staff of the Conservatory and devoted to the study of the composer's creative heritage is given. The multi-vector nature of research directions is presented, covering both historical and theoretical aspects, separate works and the composer's work as a whole. At the end of the article, the author tells about the preparation of a special issue of the journal «Journal of Saratov Conservatoire. Issues of Arts» with articles dedicated to Alfred Harrievich Schnittke. The editorial board of the journal express their gratitude to all the authors who submitted articles to this issue of the journal.

Key words: Alfred Garrievich Schnittke, Saratov Conservatory, scientific research, creativity, musicology.

В 2024 году исполняется 90 лет со дня рождения А. Шнитке. В этой связи по всей России запланированы и проводятся многочисленные мероприятия в честь нашего выдающегося соотечественника. Юбилей композитора отмечается в разных регионах страны, фактически достигнув всероссийского масштаба.

В связи с тем, что Альфред Гарриевич родился на саратовской земле, в городе Энгельсе, саратовцы ощущают особую духовную причастность к творчеству композитора. Поэтому Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова активно включилась в чествование юбилея композитора, предложив серию творческих, научных и просветительских проектов, всесторонне освещающих творческое наследие Альфреда Гарриевича [18].

Важную часть реализуемых юбилейных проектов составляют научные мероприятия, среди которых выделим XVI Международный форум «Диалог искусств и арт-парадигм» «SCIENCEFORUM PAN-ART XVI» (28 сентября 2024) и Международные научные чтения «Проблемы художественного творчества», посвященные Б. Л. Яворскому и приуроченные к 90-летию со дня рождения А. Г. Шнитке (13-15 ноября 2024). К участию в этих мероприятиях привлечены ведущие музыковеды и музыканты-исполнители для обсуждения как обще-

эстетических проблем современного искусства, так и вопросов стилистики, техника композиции и исполнительской интерпретации музыки Альфреда Гарриевича Шнитке.

Следует отметить, что исследование творчества Альфреда Гарриевича в Саратовской консерватории имеет достаточно внушительный опыт. Наверное, сейчас трудно найти музыковеда — исследователя современной академической музыки, который тем или иным образом не соприкасался бы с творчеством Шнитке. Действительно, творческая личность Альфреда Гарриевича столь велика и масштабна, что, пожалуй, вряд ли имеется хотя бы одна актуальная на сегодня музыковедческая проблема, к которой Шнитке был бы абсолютно непричастен. При этом, на наш взгляд, если ранее для проведения исследования его творчества была необходима определённая смелость, то в настоящее время — особая ответственность. Оставив в стороне многочисленные частные случаи обращения к творческой деятельности Альфреда Гарриевича Шнитке, сосредоточим внимание на некоторых специализированных исследованиях, непосредственно посвящённых изучению творческого наследия композитора.

Среди саратовских музыковедов наибольший вклад в исследование творчества Альфреда Гарриевича Шнит-

ке внёс доктор искусствоведения, профессор Александр Иванович Демченко, написавший о композиторе несколько десятков статей и монографий. В своих трудах он рассуждает о природе гения как яркого представителя эпохи, описывает все превратности его судьбы, раскрывает его особую жизненную позицию. В качестве центрального элемента творчества композитора он выводит полистилистику, которая позволила отразить в музыке многомерную картину мира в его прошлом, настоящем и будущем. Среди объёмного исследовательского материала, посвященного творчеству Альфреда Гарриевича Шнитке, отметим только две монографии, выпущенные в текущем 2024 году: «Наш Альфред Шнитке» [14] и «Четыре взгляда из XXI столетия: к 90-летию со дня рождения А. Шнитке» [15].

Важный вклад в исследование творчества Альфреда Гарриевича Шнитке внесла кандидат искусствоведения, профессор Елена Ивановна Вартанова. С 1994 года она стала одним из активных деятелей организованного в Саратовской консерватории «Шнитке-центра» и пропагандистом творчества композитора. Ею написаны достаточно мощные и глубокие теоретические аналитические труды, посвященные как отдельным сочинениям, так творчеству композитора в целом: «Об одном свойстве полистилистики А. Шнитке» [5], «Психологические модусы аллюзийности в музыке Шнитке» [6], «Творческая система А. Шнитке в ракурсе проблемы этнической идентичности» [7], «А. Шнитке. Четвертая симфония (еще один опыт интертекстуального анализа)» [3], «Вторая симфония А. Г. Шнитке: опыт феноменологического анализа» [4].

Мы привели основные фундаментальные исследования творчества Альфреда Гарриевича Шнитке исторического и теоретического плана. Однако сотрудниками консерватории также проводились многочисленные исследования, нацеленные на освещение частных искусствоведческих проблем. Среди наиболее значимых трудов отметим публикации С. Я. Вартанова («Альфред Шнитке и Иосиф Бродский» [2], «А. Шнитке "Пять Афоризмов": Прием Перепада» [1]), А. А. Виниченко («А. Шнитке. Фортепианная соната № 1: традиции и новаторство. Опыт исполнительского комментария» [8], «Полистилистика в музыке Альфреда Шнитке. Концерт для фортепиано и струнного оркестра (1979). Соната для фортепиано т D (1987): стилевое и драматургическое наполнение» [9]), Н. Н. Владимирцевой («Возрожде-

ние традиции: А. Шнитке "Стихи покаянные"» [10]), Э. И. Волынского («Некоторые особенности фактурного ритма в Четвертой симфонии А. Шнитке» [11]), Н. В. Королевской («Образы слова в Четвертой симфонии А. Г. Шнитке: к проблеме взаимодействия слова и музыки» [17], «К проблеме отношений слова и музыки у А. Г. Шнитке» [16]), Е. В. Пономарёвой («Размышления А. Шнитке об оперном реализме "Пиковой дамы" П. И. Чайковского в контексте современных исследовательских интерпретаций» [19]), И. В. Рыбковой («Тембровые пласты в кантате "История доктора Иоганна Фауста" А. Г. Шнитке» [21], «Метафора в сценической композиции "желтый звук" В. В. Кандинского и А. Г. Шнитке» [20], «Трансформационные процессы в художественном творчестве отечественных композиторов-эмигрантов XX века на примере позднего творчества А. Г. Шнитке» [22]), Л. А. Севостьяновой («Градации христианской символики в квартетном творчестве А. Г. Шнитке (на примере Второго и Третьего квартетов)» [24], «"Алмазный мой венец" или венец терновый? (парадоксы имяславия в Третьем квартете А. Г. Шнитке)» [23]), А. Г. Хачаянц («Прочтение средневековой покаянной поэзии в хоровом цикле Альфреда Шнитке "Стихи покаянные"» [25]). Приведённый перечень научных трудов, посвященных творчеству композитора, естественно, не является полным. При этом он даёт представление о многовек-торности проводимых в Саратовской консерватории исследований творчества Альфреда Гарриевича Шнитке.

Журнал «Вестник Саратовской консерватории. Вопросы искусствознания» не мог остаться в стороне от юбилейных мероприятий, и данный выпуск мы решили посвятить 90-летию со дня рождения композитора1. Мы пригласили к участию в выпуске свыше десяти видных учёных-музыковедов, которые занимаются исследованием творчества Альфреда Гарриевича Шнитке. К сожалению, не все из них в силу различных обстоятельств смогли откликнуться на нашу просьбу. Вместе с тем, узнав о подготовке нами специального выпуска, появилось несколько предложений от других авторов, которые мы, безусловно, приняли.

Редакция журнала выражает свою благодарность всем авторам, предоставившим статьи в настоящий выпуск журнала, посвящённый 90-летнему юбилею нашего великого композитора Альфреда Гарриевича Шнитке.

Литература

1. Вартанов С. Я. А. Шнитке «Пять Афоризмов»: Прием Перепада // Проблемы музыкальной науки. 2011. № 2 (9). С. 99-105.

2. Вартанов С. Я. Альфред Шнитке и Иосиф Бродский // Музыковедение. 2004. № 1. С. 28-37.

3. Вартанова Е. И. А. Шнитке. Четвертая симфония (еще

один опыт интертекстуального анализа) // Альфред Шнитке: художник и эпоха: к 75-летию композитора: Сборник статей по материалам научных чтений 12 декабря 2009 года. Саратов: СГК им. Л. В. Собинова, 2010. С. 55-61.

4. Вартанова Е. И. Вторая симфония А. Г. Шнитке: опыт феноменологического анализа // Приношение Альфреду

1 Кстати, на страницах журнала можно найти несколько ранее опубликованных статей, посвящённых творчеству Альфреда Гарриевича Шнитке [12; 13; 20; 22].

Гарриевичу Шнитке: сборник статей по материалам Всероссийских научных чтений, посвященных 80-летию со дня рождения композитора (23-24 октября 2014 г.). Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова, 2015. С. 14-21.

5. Вартанова Е. И. Об одном свойстве полистилистики А. Шнитке // Учёные записки Саратовской государственной консерватории им. Л. В. Собинова. Вып. 1: Теоретическое и историческое музыкознание и исполнительство. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2000. С. 8-10.

6. Вартанова Е. И. Психологические модусы аллюзийности в музыке Шнитке // Альфреду Шнитке посвящается: К 65-летию со дня рождения: Из собр. «Шнитке-центра». Вып. 2. М.: МГИМ им. А. Шнитке, 2001. С. 172-175.

7. Вартанова Е. И. Творческая система А. Шнитке в ракурсе проблемы этнической идентичности // Вопросы психологии творчества. Вып. 7. Саратов: Тип. Аврора, 2005. С. 162-166.

8. Виниченко А. А. А. Шнитке. Фортепианная соната № 1: традиции и новаторство. Опыт исполнительского комментария // Исполнительское искусство и педагогика: история, теория, практика: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции (23 мая 2014 г.). Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова, 2015. С. 84-92.

9. Виниченко А. А. Полистилистика в музыке Альфреда Шнитке. Концерт для фортепиано и струнного оркестра (1979). Соната для фортепиано т D (1987): стилевое и драматургическое наполнение: учебное пособие. Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова, 2020. 38 с.

10. Владимирцева Н. Н. Возрождение традиции: А. Шнитке «Стихи покаянные» // Великая победа: наследие и наследники. Саратов: Саратовская митрополия, 2020. С. 32-38.

11. Волынский Э. И. Некоторые особенности фактурного ритма в Четвёртой симфонии А. Шнитке // Учёные записки Саратовской государственной консерватории им. Л. В. Собинова. Вып. 2: Творчество Альфреда Шнитке. К 65-летию со дня рождения. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2000. С. 30-37.

12. ЗаноринА. Г., Мальцева В. Ю. Отражение христианского мировосприятия в сочинениях с хором 1970-1980-х гг. А. Г. Шнитке // Вестник Саратовской консерватории. Вопросы искусствознания. 2023. № 2 (20). С. 86-90.

13. Демченко А. И. «Многообразная музыкальная реальность». К 85-летию со дня рождения А. Г. Шнитке // Вестник Саратовской консерватории. Вопросы искусствознания. 2019. № 4 (6). С. 36-47.

14. Демченко А. И. Наш Альфред Шнитке. Саратов: Издательский дом «Волга», 2024. 176 с.

15. Демченко А. И. Четыре взгляда из XXI столетия: к 90-летию со дня рождения А. Шнитке. Саратов: Саратовская гос. консерватория им. Л. В. Собинова, 2024. 76 с.

16. Королевская Н. В. К проблеме отношений слова и музыки у А. Г. Шнитке // Альфред Шнитке: художник и эпоха: к 75-летию композитора: Сборник статей по материалам научных чтений 12 декабря 2009 года. Саратов: СГК им. Л. В. Собинова, 2010. С. 68-73.

17. Королевская Н. В. Образы слова в Четвертой симфонии А. Г. Шнитке: к проблеме взаимодействия слова и музыки // Творчество А. Г. Шнитке в контексте отечественной и мировой культуры. Саратов: Саратовская государственная консерватория им. Л. В. Собинова, 2006. С. 23-30.

18. Кулапина О. И., Полозова И. В. Человек великого духа, чистой совести и глубокой веры (к 90-летию А. Шнитке) // Вестник Саратовской консерватории. Вопросы искусствознания. 2023. № 3 (21). С. 3-6.

19. Пономарева Е. В. Размышления А. Шнитке об оперном реализме «Пиковой дамы» П. И. Чайковского в контексте современных исследовательских интерпретаций // Приношение Альфреду Гарриевичу Шнитке: сборник статей по материалам Всероссийских научных чтений, посвященных 80-летию со дня рождения композитора (23-24 октября 2014 г.). Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова, 2015. С. 135-140.

20. Рыбкова И. В. Метафора в сценической композиции «желтый звук» В. В. Кандинского и А. Г. Шнитке // Вестник Саратовской консерватории. Вопросы искусствознания. 2022. № 2 (16). С. 17-23.

21. Рыбкова И. В. Тембровые пласты в кантате «История доктора Иоганна Фауста» А. Г. Шнитке // Музыковедение. М., 2019. № 12. С. 14-20.

22. Рыбкова И. В. Трансформационные процессы в художественном творчестве отечественных композиторов-эмигрантов XX века на примере позднего творчества А. Г. Шнитке // Вестник Саратовской консерватории. Вопросы искусствознания. 2024. № 1 (23). С. 52-57.

23. Севостьянова Л. А. «Алмазный мой венец» или венец терновый? (парадоксы имяславия в Третьем квартете А. Г. Шнитке) // Альфред Шнитке: художник и эпоха: к 75-летию композитора: Сборник статей по материалам научных чтений 12 декабря 2009 года. Саратов: СГК им. Л. В. Собинова, 2010. С. 62-67.

24. Севостьянова Л. А. Градации христианской символики в квартетном творчестве А. Г. Шнитке (на примере Второго и Третьего квартетов) // Учёные записки Саратовской государственной консерватории им. Л. В. Собинова. Вып. 2: Творчество Альфреда Шнитке. К 65-летию со дня рождения. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2000. С. 50-59.

25.Хачаянц А. Г. Прочтение средневековой покаянной поэзии в хоровом цикле Альфреда Шнитке «Стихи покаянные» // Музыкальная академия. 2020. № 4. С. 133-151.

References

1. VartanovS. Ya. A. Shnitke «Pyat Aforizmov»: Priem Perepa-da [A. Schnittke «Five Aphorisms»: The Method Of The Drop] // Problemy muzykalnoj nauki [Problems of musical science]. 2011. № 2 (9). P. 99-105.

2. VartanovS. Ya. Alfred Shnitke i Iosif Brodskij [Alfred Schnittke and Joseph Brodsky] // Muzykovedenie [Musicology]. 2004. № 1. P. 28-37.

3. Vartanova E. I. A. Shnitke. Chetvertaya simfoniya (eshhe odin opy't intertekstuaPnogo analiza) [A. Schnittke. The 4th Symphony (one more experience of intertextual analysis)] // Alfred Shnitke:

hudozhnik i epoha: k 75-letiyu kompozitora [Alfred Schnittke: the artist and the epoch: on the 75th anniversary of the composer]: Sbornik statej po materialam nauchnyh chtenij 12 dekabrya 2009 goda. Saratov: SGK im. L. V. Sobinova, 2010. P. 55-61.

4. Vartanova E. I. Vtoraya simfoniya A. G. Shnitke: opyt fenom-enologicheskogo analiza [A. G. Schnittke's Second Symphony: the experience of phenomenological analysis] // Prinoshenie Alfredu Garrievichu Shnitke [An offering to Alfred Harrievich Schnittke]: sbornik statej po materialam Vserossijskih nauchnyh chtenij, posvyashhennyh 80-letiyu so dnya rozhdeniya kompozitora

(23-24 oktyabrya 2014 g.). Saratov: Saratovskaya gosudarstven-naya konservatoriya imeni L. V. Sobinova, 2015. P. 14-21.

5. Vartanova E. I. Ob odnom svojstve polistilistiki A. Shnitke [On one property of polystylistics by A. Schnittke] // Uchyonye zapiski Saratovskoj gosudarstvennoj konservatorii im. L. V. Sobinova. Vy"p. 1: Teoreticheskoe i istoricheskoe muzy"koznanie i ispolnitePstvo [Scientific notes of the Saratov State Conservatory named after L. V. Sobinov. Issue 1: Theoretical and Historical Musi-cology and Performance]. Saratov: Izd-vo Sarat. un-ta, 2000. P. 8-10.

6. Vartanova E. I. Psihologicheskie modusy allyuzijnosti v muzyke Shnitke [Psychological modes of allusion in Schnittke's music] // Alfredu Shnitke posvyashhaetsya: K 65-letiyu so dnya rozhdeniya: Iz sobr. «Shnitke-tsentra» [Dedicated to Alfred Schnittke: On the 65th anniversary of his birth: From the collection of The Schnittke Center]. Vyp. 2. M.: MGIM im. A. Shnitke, 2001. P. 172-175.

7. Vartanova E. I. Tvorcheskaya sistema A. Shnitke v rakurse problemy etnicheskoj identichnosti [A. Schnittke's creative system from the perspective of the problem of ethnic identity] // Voprosy psihologii tvorchestva [Issues of the psychology of creativity]. Vyp. 7. Saratov: Tip. Avrora, 2005. P. 162-166.

8. Vinichenko A. A. A. Shnitke. Fortepiannaya sonata № 1: tradit-sii i novatorstvo. Opyt ispolnitelskogo kommentariya [A. Schnittke. Piano Sonata No. 1: Tradition and Innovation. The experience of performing commentary] // IspolniteFskoe iskusstvo i peda-gogika: istoriya, teoriya, praktika [Performing Arts and Pedagogy: history, theory, practice]: sbornik statej po materialam Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii (23 maya 2014 g.). Saratov: Saratovskaya gosudarstvennaya konservatoriya imeni L. V. Sobinova, 2015. P. 84-92.

9. Vinichenko A. A. Polistilistika v muzyke Alfreda Shnitke. Kontsert dlya fortepiano i strunnogo orkestra (1979). Sonata dlya fortepiano in D (1987): stilevoe i dramaturgicheskoe napol-nenie [Polystylistics in the music of Alfred Schnittke. Concerto for Piano and String Orchestra (1979). Sonata for Piano in D (1987): stylistic and dramatic content]: uchebnoe posobie. Saratov: Saratovskaya gosudarstvennaya konservatoriya imeni L. V. Sobinova, 2020. 38 p.

10. Vladimirtseva N. N. Vozrozhdenie traditsii: A. Shnitke «Sti-hi pokayannye» [Revival of tradition: A. Schnittke «Penitential Poems»] // Velikaya pobeda: nasledie i nasledniki [The Great Victory: Legacy and Heirs]. Saratov: Saratovskaya mitropoliya, 2020. P. 32-38.

11. Volynskij E. I. Nekotorye osobennosti fakturnogo ritma v Chetvyortoj simfonii A. Shnitke [Some features of the textured rhythm in A. Schnittke's Fourth Symphony] // Uchyonye zapiski Saratovskoj gosudarstvennoj konservatorii im. L. V. Sobinova. Vyp. 2: Tvorchestvo Alfreda Shnitke. K 65-letiyu so dnya rozhdeniya [Scientific notes of the Saratov State Conservatory named after L. V. Sobinov. Issue 2: The work of Alfred Schnittke. On the 65th anniversary of his birth]. Saratov: Izd-vo Sarat. un-ta, 2000. P. 30-37.

12. ZanorinA. G., Maltseva V. Yu. Otrazhenie hristianskogo miro-vospriyatiya v sochineniyah s horom 1970-1980-h gg. A. G. Shnitke [Reflection of the Christian worldview in the works with the choir of the 1970s and 1980s by A. G. Schnittke] // Vestnik Saratovskoj konservatorii. Voprosy" iskusstvoznaniya [Journal of Saratov Conservatoire. Issues of Arts]. 2023. № 2 (20). P. 86-90.

13. Demchenko A. I. «Mnogoobraznaya muzykalnaya realnost». K 85-letiyu so dnya rozhdeniya A. G. Shnitke [«A diverse musical reality». On the 85th anniversary of the birth of A. G. Schnittke] // Vestnik Saratovskoj konservatorii. Voprosy iskusstvoznaniya [Journal of Saratov Conservatoire. Issues of Arts]. 2019. № 4 (6). P. 36-47.

14. Demchenko A. I. Nash Alfred Shnitke [Our Alfred Schnittke].

Saratov: IzdateFskij dom «Volga», 2024. 176 p.

15. Demchenko A. I. Chetyre vzglyada iz XXI stoletiya: k 90-letiyu so dnya rozhdeniya A. Shnitke [Four views from the XXI century: on the 90th anniversary of the birth of A. Schnittke]. Saratov: Saratovskaya gos. konservatoriya im. L. V. Sobinova, 2024. 76 p.

16. Korolevskaya N. V. K probleme otnoshenij slova i muzyki u A. G. Shnitke [On the problem of the relationship between word and music in works of A. G. Schnittke] // Alfred Shnitke: hudozhnik i epoha: k 75-letiyu kompozitora [Alfred Schnittke: the artist and the epoch: on the 75th anniversary of the composer]: Sbornik statej po materialam nauchnyh chtenij 12 dekabrya 2009 goda. Saratov: SGK im. L. V. Sobinova, 2010. P. 68-73.

17. Korolevskaya N. V. Obrazy slova v Chetvertoj simfonii A. G. Shnitke: k probleme vzaimodejstviya slova i muzyki [Images of the Word in A. G. Schnittke's Fourth Symphony: on the problem of the Interaction of Word and Music] // Tvorchestvo A. G. Shnitke v kontekste otechestvennoj i mirovoj kultury [The work of A. G. Schnittke in the context of national and world culture]. Saratov: Saratovskaya gosudarstvennaya konservatoriya im. L. V. Sobinova, 2006. P. 23-30.

18. Kulapina O. I., Polozova I. V. Chelovek velikogo duha, chistoj sovesti i glubokoj very (k 90-letiyu A. Shnitke) [A man of great spirit, pure conscience and deep faith (on the occasion of A. Schnittke's 90th birthday)] // Vestnik Saratovskoj konservatorii. Voprosy iskusstvoznaniya [Journal of Saratov Conservatoire. Issues of Arts].

2023. № 3 (21). P. 3-6.

19. Ponomareva E. V. Razmyshleniya A. Shnitke ob opernom realizme «Pikovoj damy» P. I. Chajkovskogo v kontekste sovre-mennyh issledovatelskih interpretatsij [A. Schnittke's Reflections on the Operatic Realism of Tchaikovsky's The Queen of Spades in the context of modern research interpretations] // Prinoshe-nie Alfredu Garrievichu Shnitke [An offering to Alfred Harrievich Schnittke]: sbornik statej po materialam Vserossijskih nauchnyh chtenij, posvyashhennyh 80-letiyu so dnya rozhdeniya kompozitora (23-24 oktyabrya 2014 g.). Saratov: Saratovskaya gosudarstvennaya konservatoriya imeni L. V. Sobinova, 2015. P. 135-140.

20. Rybkova I. V. Metafora v stsenicheskoj kompozitsii «zhelty zvuk» V. V. Kandinskogo i A. G. Shnitke [Metaphor in the stage composition «yellow sound» by V. V. Kandinsky and A. G. Schnittke] // Vestnik Saratovskoj konservatorii. Voprosy iskusstvoznaniya [Journal of Saratov Conservatoire. Issues of Arts]. 2022. № 2 (16). P. 17-23.

21. Rybkova I. V. Tembrovye plasty v kantate «Istoriya dok-tora Ioganna Fausta» A. G. Shnitke [Timbre layers in the cantata «The Story of Dr. Johann Faust» by A. G. Schnittke] // Muzykove-denie [Musicology]. M., 2019. № 12. P. 14-20.

22. Rybkova I. V. Transformatsionnye protsessy v hudozhest-vennom tvorchestve otechestvennyh kompozitorov-emigrantov XX veka na primere pozdnego tvorchestva A. G. Shnitke [Transformational processes in the artistic work of Russian emigrant composers of the 20th century on the example of the late work of A. G. Schnittke] // Vestnik Saratovskoj konservatorii. Voprosy iskusstvoznaniya [Journal of Saratov Conservatoire. Issues of Arts].

2024. № 1 (23). P. 52-57.

23. Sevostyanova L. A. «Almaznyj moj venets» ili venets ternovyj? (paradoksy imyaslaviya v Tretem kvartete A. G. Shnitke) [«My diamond crown» or the crown of thorns? (paradoxes of the Name of Glory in the Third Quartet by A. G. Schnittke)] // Alfred Shnitke: hudozhnik i epoha: k 75-letiyu kompozitora [Alfred Schnittke: the artist and the epoch: on the 75th anniversary of the composer]: Sbornik statej po materialam nauchnyh chtenij 12 dekabrya 2009 goda. Saratov: SGK im. L. V. Sobinova, 2010. P. 62-67.

24. Sevostyanova L. A. Gradatsii hristianskoj simvoliki v kvar-tetnom tvorchestve A. G. Shnitke (na primere Vtorogo i Tretego

kvartetov) [Gradations of Christian symbolism in the quartet work of A. G. Schnittke (on the example of the Second and Third Quartets)] // Uchyonye zapiski Saratovskoj gosudarstvennoj kon-servatorii im. L. V. Sobinova. Vyp. 2: Tvorchestvo Alfreda Shnitke. K 65-letiyu so dnya rozhdeniya [Scientific notes of the Saratov State Conservatory named after L. V. Sobinov. Issue 2: The work of Alfred Schnittke. On the 65th anniversary of his birth]. Saratov:

Izd-vo Sarat. un-ta, 2000. P. 50-59.

25. KhachayantsA. G. Prochtenie srednevekovoj pokayannoj poezii v horovom tsikle Alfreda Shnitke «Stihi pokayannye» [Reading medieval Penitential Poetry in Alfred Schnittke's Choral cycle «Penitential Poems»] // Muzykalnaya akademiya [Music Academy]. 2020. № 4. P. 133-151.

Информация об авторе

Сергей Павлович Полозов

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова» Саратов, Россия

Information about the author

Sergey Pavlovich Polozov

Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Saratov State Conservatoire named after L. V. Sobinov» Saratov, Russia

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.