15. РГИА. Ф. 643. Оп. 2. Д. 1472.
16. РГИА. Ф. 643. Оп. 2. Д. 1505.
17. РГИА. Ф. 643. Оп. 2. Д. 1514.
18. РГИА. Ф. 643. Оп. 2. Д. 1542.
19. Скальковский К. А. Наши государственные и общественные деятели. СПб.: Типография А. С. Суворина, 1890. 586 с.
Информация об авторе:
Баев Олег Валериевич - кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры отечественной истории КемГУ, baev-ov@rambler.ru.
Oleg V. Baev - Candidate of History, Associate Professor, Assistant Professor at the Department of Russian History, Kemerovo State University.
Статья поступила в редколлегию 04.06.2015 г.
УДК [904:72]:910.4(560)
ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ ТУРЦИИ КАК ОБЪЕКТ ТУРИЗМА
Л. Ю. Китова
HISTORICAL AND CULTURAL HERITAGE OF TURKEY AS А TOURIST DESTINATION
L. Yu. Kitova
Статья написана в рамках реализации государственного задания Министерства образования и науки РФ. Рег. № 33.1175.2014К.
Предметом исследования в данной статье являются объекты историко-культурного достояния Турции, включенные в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Цель исследования - привлечь внимание турфирм к многовековой истории Турции и включить неизвестные отечественным туристам памятники в зону туристской дестинации. В статье разработаны и предложены авторские туристические маршруты, предполагающие 10-дневную продолжительность, незабываемые впечатления и новые знания об истории Турции.
The paper focuses on the objects of historical and cultural heritage of Turkey, included in the UNESCO World Heritage List. The purpose of the research is to draw attention of travel agencies to the centuries-long history of Turkey to include some monuments unknown to Russian tourists into the tourist destination area.
Ключевые слова: Конья, Чатал-Хююк, Каппадокия, Хаттуса, Язылыкая.
Keywords: Konya, Çatal-Hûyûk, Cappadocia, Hattusa, Yazilikaya.
Курорты Турции, расположенные на берегах Средиземного моря, давно стали одними из посещаемых российскими туристами мест. Ценовая доступность, чартерные рейсы, комфортабельное размещение, питание по системе «все включено», развлечения, лечение и главное наличие теплого моря и пляжей привлекает ежегодно тысячи туристов из нашей северной страны. Отечественные турфирмы не спешат разнообразить отдых своих граждан. А ведь полуостров Анатолия издревле являлся мостом между Востоком и Западом. На протяжении тысячелетий здесь происходило смешение культур, от которых сохранились сотни превосходных исторических памятников, есть среди них и редчайшие. В эпоху развитой и поздней бронзы Анатолия имела пестрый этнический состав населения. В III - II тыс. до н. э. здесь проживали местные племена -хатты и каски, принадлежавшие к кавказкой культурно-языковой общности, пришлые индоевропейцы и хурриты [1, с. 118 - 124]. В конце II тыс. до н. э. Анатолию наводнили жители островов Эгейского моря и Балканской Греции. В начале I тыс. до н. э. здесь создали свое государство фригийцы, затем лидийцы, на западном побережье прочно обосновались греки. Во II в. до н. э. Анатолию начали завоевывать римляне, в
раннее средневековье в Византийскую империю хлынули арабы, позже пришли с востока тюркские народы.
Современная Турция обладает десятками уникальных исторических и ландшафтно-культурных объектов, 13 из которых внесено в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Одним из самых значительных археологических памятников в мире является Чатал-Хююк - один из первых поселков городского типа, датируемый VIII -VI тыс. до н. э. Объект включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 2012 г. Он находится в окрестностях с. Кючюккой административного района Чумра провинции Конья в Южной Анатолии, примерно в 40 км от г. Конья. В 1958 - 1965 гг. здесь проводил раскопки английский археолог Джеймс Мелларт. В результате исследований им были обнаружены важные данные о социально-экономической жизни эпохи неолита и энеолита. С 1993 г. исследованиями в Чатал-Хююке руководит английский археолог Иэн Ходдер, работающий в США.
Поселение Чатал-Хююк занимает площадь 13 га и обладает оригинальной архитектурой. Дома имели прямоугольную планировку и небольшое световое окно высоко под крышей. Они строились из формованно-
го кирпича-сырца и были одноэтажные. Древние жители входили в дом по деревянной лестнице через отверстие в плоской крыше. Дым от открытого очага выходил через то же отверстие в крыше или в окно. Некоторые дома были оборудованы специальной вентиляционной шахтой. Дома террасами поднимались по склону холма, улиц между ними не было, а сообщение осуществлялось с помощью деревянных лестниц по крышам, находившимся на разной высоте. Как справедливо полагал Дж. Мелларт, большая часть жизни обитателей городка проходила на крышах. Наружная часть Чатал-Хююка представляла собой массивную стену, и нужды в оборонительных сооружениях не было. Внутри дома в каждой комнате обнаружены платформы, служившие диванами для сидения, сна и работы, «под ними же хоронили мертвых», удалив предварительно мягкие ткани из гигиенических соображений [7, с. 83 - 87].
Чатал-Хююк является также символом перехода от присваивающего хозяйства к производящему. Дж. Мелларт доказал, что районом первоначального земледелия являлась не только зона Плодородного полумесяца (Месопотамия, Левант), но и Анатолия. Хозяйство Чатал-Хююка основывалось на экстенсивном земледелии (выращивали несколько сортов пшеницы, ячмень и горох), скотоводстве (разводили коз и овец) и охоте на дикого быка, благородного оленя, дикого осла, кабана и леопарда. Орудия труда изготавливалось из камня (обсидиана, диорита, кремня), отдельные предметы выплавлялись из меди и свинца (бусы и др. мелкие украшения). Обилие обсидиана на поселении привело Мелларта к предположению о том, что жители Чатал-Хююка добывали и обрабатывали обсидиан из ближайших вулканов Кара-Даг и Хасан-Даг и обладали монополией на торговлю им с Западной Анатолией, Кипром и Левантом [7, с. 85]. Обнаружены на поселении и святилища, отличающиеся от жилых домов богатым убранством. Стены святилища были украшены фигурами животных, стилизованных бычьих голов, а также полихромными росписями или раскрашенными рельефами. Найдены также в этих помещениях статуэтки людей и животных.
Чатал-Хююк открыт для посещения туристов. Есть законсервированные раскопки, превращенные в музейный комплекс и знакомящие посетителей с внутренним устройством жилищ. Созданы реконструкции домов, в которые туристы могут войти и осмотреть содержимое помещений, а также можно посетить места раскопок Дж. Мелларта и современные. Все места посещений снабжены информацией на английском и турецком языках. Лучшая часть оригинальных артефактов Чатал-Хююка находится в музее анатолийских цивилизаций в Анкаре, часть предметов хранится в археологическом музее г. Конья.
Добраться до Чатал-Хююка можно через Конью. Расстояние между Анталией и Коньей составляет 323 км. Сибирские турагенства чаще всего отправляют туристов чартерными рейсами из Новосибирска в аэропорт Анталии. В г. Конья можно остановиться на экскурсии и ночлег. Город имеет длительную и насыщенную историю. В XV - XIV вв. до н. э. он входил в состав Хеттского царства, позже подчинялся фригийцам, затем лидийцам, персам, македонянам, бергамцам, римлянам, византийцам. В 1071 г. Конью завоевали сельджуки, и с 1150 по 1300 гг. она исполняла роль
столицы империи сельджуков, а в 1442 г. город перешел под гегемонию Османской империи. В городе с населением более 1 млн жителей много отелей, кафе и ресторанов на любой вкус и кошелек.
Конья в первую очередь - древний духовный центр страны. Здесь находятся интересные достопримечательности: музей Мевляны, учителя Джелаледдина Руми, персидского поэта-суфия, духовного предка дервишей (XIII - XIV вв.), музей Индже Минарет - образец архитектурного искусства сельджуков, гробница и мечеть Шемси Тебризи (XVI в.), мечеть Султан Селим - образец классического османского зодчества (XVI в.), археологический и этнографический музеи, Каратай-ский музей фарфора и керамики, а также многие другие мечети и музеи [5].
Туристический бизнес в Турции хорошо развит, и нашим турфирмам легко связаться с турецкими коллегами. Можно не просто заказать экскурсию из Анталии в Конью и Чатал-Хююк, а предлагать путешествие по еще неизвестным российским туристам местам. Например, по нескольким объектам из списка Всемирного наследия ЮНЕСКО в Турции. Такой тур легко спланировать. Самолеты из Новосибирска в Стамбул вылетают ежедневно. Цена на билет не дороже рейса до Москвы, а перелет группы, забронированный заранее, удешевит стоимость. Перелет из Стамбула в Ко-нью займет менее часа, стоимость перелета варьируют от 1300 до 2800 рублей.
Начать путешествие необходимо с исторической части г. Стамбула (V в. до н. э. - XIX в.), которая включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1985 г. Шедеврами Стамбула являются древний ипподром Константина, храм Святой Софии VI в., водоем «Еребатан» или Цистерна базилика, сооруженная византийцами в 532 г. в качестве водохранилища и действовавшая до XVI в., мечеть Ахмедие или Голубая мечеть (XVII в.), дворец Топкапы - резиденция османских султанов XV - XIX вв. и многие другие памятники истории и культуры [8]. Как археолог могу отметить, что в Стамбуле находится один из лучших археологических музеев в мире, содержащий не только археологические коллекции древних цивилизаций и государств, сформировавшихся на территории Анатолии, но и их соседей.
После остановки в Стамбуле на 2 - 3 дня можно продолжить путешествие до Коньи и Чатал-Хююка, в которых также можно осмотреть достопримечательности в течение 2-х дней. После этого маршрут тура должен проходить по Каппадокии на северо-восток в сторону Богазкёя. Туристы получат истинное наслаждение, побывав в Национальном парке Гёреме и на скалах Каппадокии, которые включены в список объектов Всемирного наследия в 1985 г. Расстояние между Коньей и Гёреме составляет 236 км и преодолевается на автомобиле или автобусе за 2,5 или 3 часа.
Каппадокия - местность в центре и на востоке Анатолии - получила свое название в эпоху античности и переводится как «страна прекрасных лошадей». Ее территория характеризуется удивительным ландшафтом вулканического происхождения, подземными городами I - VII вв., созданными ранними христианами и многочисленными христианскими пещерными церквями и монастырями, ведущими свою историю с I в. до XII в. Если в церквях иконоборческого периода VIII -
IX вв. были запрещены изображения святых, и можно увидеть только простые орнаменты, кресты, символы, нанесенные красной охрой, то храмы X - XII вв. украшены изумительными фресками с ликами святых, идеально сохранившими цвета.
Каппадокия приобрела свой ландшафт благодаря длительной работе природы. 2 млн лет тому назад между горами Мелендиз и Хасан действовал вулкан Эрджиес, стекающая лава которого покрыла долину площадью около 20 тыс. кв. км. После того как вулкан потух, этот район на протяжении сотен лет подвергался эрозивному воздействию воды и ветра. Благодаря резко континентальному климату Каппадокии с внезапными и значительными перепадами температуры в горных породах образовывались трещины. С течением времени из вулканической породы формировались отдельные холмы. Именно таким образом природой были созданы знаменитые «каменные столбы» перибаджала-ры (тур. Peri bacalan, «камины фей») - останцы в виде каменных грибов и каменных столбов причудливых форм и очертаний. Этот вид образований считается присущим исключительно Каппадокии. Прятавшиеся от нападений арабов в одной из долин христиане дали этому месту название «гьор эми», что означало «пусть никто не видит». С VI в. по IX в. Гёреме было одним из крупнейших христианских центров и в его окрестностях насчитывалось более 400 церквей [4].
Туристический сервис в Каппадокии налажен на уровне основных курортов Турции. Есть отели всех видов, от домов усадебного типа до специфических пещерных гостиниц, кемпингов и пансионатов. Небольшие пещерные гостиницы со всеми удобствами оригинальны и наиболее привлекательны для проживания. Они все имеют террасы, на которых утром подают завтрак и можно наслаждаться прекрасными видами туфовых гор с пещерными храмами и перибаджа-ларами. Транспортное сообщение - автомобильное, на автобусах или маршрутках, позволяет добраться до основных достопримечательностей Капподокии. По Гёреме можно бродить пешком, ездить на велосипеде или вместе с кучером на запряженном в повозку коне. Турфирмами и даже частниками, услугами которых категорически не рекомендую пользоваться, предлагаются осмотры Каппадокии с высоты полета на воздушном шаре.
После остановки на 2 - 3 дня в Каппадокии можно совершить переезд в Хаттуссу вблизи совр. Богазкёя.
Хаттуса - столицу Хеттской державы (II тыс. до н. э.) - включена в список памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1986 г. Город возник в III тыс. до н. э. На ранних этапах представлял собой классический город-государство, во главе которого стоял царь. В XVII в. до н. э. хеттский царь Хаттусили I сделал Хаттусу столицей своего царства. При одном из самых сильных хеттских правителей Суппилулиуме I (XIV в. до н. э.) в Хаттусе были возведены крепостные сооружения, а сам город превратился в столицу мощной военной державы. Однако через два века, около 1200 г. н. э. Хаттуса была разрушена до основания, вероятно, балканскими племенами мушков или муска («народы моря») [1, с. 188 - 196].
Раскопки древней Хаттусы, проведенные в 1906 -1907 гг. немецким археологом Винклером и ученым из Турции Макриди-беем, предоставили в распоряжение
историков крупнейший на Древнем Востоке архив клинописных документов на аккадском и хеттском языках (так называемый Богазкёйский архив). При раскопках Хаттусы обнаружены 5 храмов, сходных между собой по планировке: они состоят из множества мелких помещений, группирующихся вокруг мощеного двора.
Сегодня развалины Хаттусы законсервированы и превращены в музеефицированный комплекс, они указывают, что город XIV - XIII вв. до н. э. превратился в огромный мегаполис. На территории комплекса кроме цокольных этажей пяти храмов сохранились оборонительные стены протяженностью 6 км и высотой 8 м, а также 7 царских ворот, украшенных каменными рельефами. Особо знамениты так называемые «львиные» ворота. Некоторые из стен храма Хаттусы испещрены пиктографическими знаками. Рассматривая каменные рельефы, можно обнаружить, что двуглавый орел был популярным мотивом в искусстве и геральдике хеттов. На территории музея созданы реконструкции крепостной стены с башнями.
К северо-востоку от Хаттусы находится Язылыкая (букв.: исписанная скала) - хеттское скальное святилище XIV - XIII вв. до н. э. В начале XIII в. до н. э. при Хаттусилисе III здесь был построен целый храмовый комплекс, похожий на храмы столицы. Однако привлекают не храмовые здания святилища, а рельефы, высеченные на стенах двух скальных галерей. На рельефах представлены боги и богини официального пантеона. Окончательный вид святилище приобрело в конце XIII в. до н. э. при царе Тутхалиясе IV [6, с. 129]. В первой галерее изображены две процессии: слева -мужских божеств, справа - женских. Они как бы движутся навстречу друг другу. Левую группу возглавляет бог грозы Тешуб, а правую - его супруга Хебат.
В боковой галерее святилища рельефно изображен огромный меч, высотой более трех метров. В научной литературе он получил название «Бог-Меч». Его рукоять имеет вид четырех припавших львов, попарно расположенных на навершии и рукояти. Два льва расположены на рукояти вертикально и направлены в сторону острия меча. На навершии расположены протомы двух львов, смотрящих в противоположные стороны. Рельеф меча венчает человеческая голова.
Кроме изображения Бога-Меча на этой же стене высечены две фигуры меньших размеров. Более крупная - предположительно бог Шаррума - покровительственно обнимает маленькую фигуру - царя Тудхалия-са. На противоположной стене представлена процессия из 12 воинов-богов наподобие тех, что изображены на стене внешнего помещения. Они идут стремительно и грозно, подняв серповидные мечи.
До сих пор исследователи спорят как о значении рельефов Язылыкая в хеттской религии, так и о семантике Бога-Меча. K. Биттель, производивший здесь раскопки, отметил, что здешние храмовые сооружения использовались в редких случаях, скорее всего во время ежегодного празднества. Это было большое празднество в начале нового года, которое продолжалось более месяца. На нем восхваляли всех богов, а заканчивалось оно «священным бракосочетанием». Дж. Г. Маккуин считал, что такое объяснение применимо к первому, большому помещению, но назначение второго явно было другим. При разгадке назначения
боковой галереи следует, по его мнению, обязательно учитывать особый характер этого внутреннего «алтаря» и символ его - огромный меч, вонзенный в скалу. Согласно Дж. Г. Маккуину, изображение меча посвящено богу подземного царства. Картуш с именем Туд-халияса позволил исследователю предположить, что внутреннее помещение предназначалось для погребения либо самого царя, либо одного из его предков с таким же именем. Исследователь предполагает, что в одной из ниш, вырубленных в стенах этих святилищ, хранился пепел покойного царя [6, с. 131 - 133].
О. Р. Герни также поддерживал точку зрения о том, что меч изображает божество подземного мира [3, с. 180].
Г. Вильхельм уточнил, что Бог-Меч интерпретируется как изображение вавилонского бога Неригала, владыки подземного царства, чье имя может передаваться письменным знаком «меч», а 12 богов с серповидными мечами на противоположной стене можно рассматривать как божества подземного мира, к которым взывают, когда необходимо очиститься от скверны, причиненной магией. В щели между скалами у входа в главное помещение Язылыкая археологам удалось найти остатки магических очистительных ритуалов. Поэтому возникло мнение, что Язылыкая не является святилищем в том же смысле, что и обычный храм, посвященный регулярному культу, а скорее представляет собой место совершения очистительных ритуалов [2, с. 111 - 112].
Осмотр Хаттусы и Язылыкая можно совершить за один день, переночевать в недорогом отеле или кемпинге по дороге на Анкару. А рано утром отправиться в столицу, расстояние до которой от Хаттусы и Язылы-кая составляет около 150 км. В Анкаре в первую очередь согласно нашему плану необходимо посетить музей анатолийских цивилизаций, который по ценности и количеству археологических предметов приближается к Британскому музею. В нем сосредоточены не только артефакты тех народов, которые были уже перечислены выше, но и ассирийцев, которые имели свои торговые фактории на территории Анатолии в XX -XVIII вв. до н. э., жителей царства Урарту, расположенного на Армянском нагорье, большая часть территории которого вошла в состав современной Турции и
многих других соседних народов, находящихся в сфере интересов древних и средневековых государств Анатолии.
В Анкаре туристам всегда предлагается побывать в мавзолее Мустафы Кемаля Ататюрка, основателя и первого лидера Республиканской народной партии, объявившего независимость Турции и превратившего ее с помощью реформ в современное светское национальное государство. В Анкаре сохранились крепость, римские бани, есть возможности посетить музей этнографии и музей национального собрания Турции, мечети.
Из Анкары самолетом, поездом или автобусом можно добраться до Стамбула.
Интересен и более известный маршрут по побережью Эгейского моря, который российские туристы осваивают самостоятельно, но для сибирских турфирм он пока как тэрра-инкогнита. Туристы отправляются самолетом из Новосибирска через Стамбул в Чанакка-ле (древнюю Трою), включенную в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1998 г. Далее маршрут на автобусе или автомобиле можно проложить через Измир (древняя Смирна), Эфес, Гюллюбахче (древняя Прие-на), Милет - главные торговые центры древности, в конце XII в. до н. э. заселенные греками-ионийцами, затем через античные города: Дидим, Памуккале отправиться в Бодрум (древний Галикарнас). Как и Кап-падокия, Памуккале - второй природный объект Турции, исключительный по красоте, включенный в 1988 г. вместе с руинами города Иераполиса в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Он находится в провинции Денизли на юго-западе Турции и представляет собой ландшафтный парк из 17 геотермальных источников и водоемов-террас, образовавшихся из травертина. Конечным пунктов может быть Бодрум (древний Галикарнас), в котором родился отец истории Геродот, а также находился Мавзолей - надгробный памятник карийского правителя Мавсола, одно из «семи чудес» света в древнем мире. Из Бодрума можно вернуться в Стамбул самолетом или автомобильным транспортом.
Предложенные нами туристические маршруты предполагают 10-дневную продолжительность, незабываемые впечатления и новые знания о многовековой истории Турции.
Литература
1. Ардзинба В. Г. Хеттское царство и Эгейский мир // История Древнего Востока. Ч. 2. М.: Наука, 1988. С. 118 -201.
2. Вильхельм Г. Древний народ хурриты. Очерки истории и культуры. М.: Наука, 1992. 157 с.
3. Герни О. Р. Хетты. М.: Наука, 1987. 233 с.
4. Каппадокия. Путеводитель / сост. О. Демир. Невшехир, 2007. 114 с.
5. Конья. Путеводитель / ред. А. Ярар. Конья: Damla Ofset, 2006. 24 с.
6. Маккуин Дж. Г. Хетты и их современники в Малой Азии. М.: Наука, 1983. 183 с.
7. Мелларт Дж. Древнейшие цивилизации Ближнего Востока. М.: Наука, 1982. 149 с.
8. Стамбул. Колыбель цивилизации. Путеводитель. Стамбул: Mert, 2007. 144 с.
Информация об авторе:
Китова Людмила Юрьевна - доктор исторических наук, профессор кафедры археологии КемГУ, lvudmila.kitova@mail.ru.
Lyudmila Yu. Kitova - Doctor of History, Professor at the Department of Archaeology, Kemerovo State University.
Статья поступила в редколлегию 04.06.2015 г.