ЭКОНОМИКА АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
\Ь
2. Анищенко А.Н. Интенсификация молочного скотоводства региона на основе развития племенной базы // Инновационные технологии в АПК: теория и практика: сборник статей Всерос. науч.-практ. конф. — Пенза: РИО ПГСХА. — 2013. — С. 14-17.
3. Анищенко Н.И. Вологодская область // Молочная промышленность. — 2013. — №4.- С. 15-17.
4. Каждый литр российского молока защитят от ВТО 1 рублем [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://izvestia.ru/ news/536483
5. Официальные статистические данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Вологодской области [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://vologdastat.ru:8085/digital/region4/default.aspx
6. Постановление правительства Вологодской области от 9 сентября 2008 г. № 1727 об утверждении Долгосрочной целевой программы «Развитие молочного животноводства Вологодской области на 2009-2012 годы» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: support2011.mcx.ru/docs/vologodskaya_oblast/1727.doc
1 В ред. постановления Правительства Вологодской области от 11.10.2010 г. № 1175
2 Данный период исследования обусловлен рамками реализации Программы.
3 Субсидии данного вида выплачивались только в 2010 г.
ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕНДЕНЦИЙ, ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ И УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ АПК АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ*
В.В.Гинтов,
заместитель директора Архангельского НИИ сельского хозяйства Россельхозакадемии,
кандидат экономических наук, [email protected]
Агропромышленный комплекс в значительной мере определяет состояние развития любого региона. Однако современная экономическая ситуация в агропромышленном комплексе характеризуется низкой рентабельностью производства сельскохозяйственной продукции и сложным финансовым состоянием значительной части сельхозтоваропроизводителей. Автором предлагается комплекс мер по выходу отрасли из кризиса.
Ключевые слова: Архангельская область, агропромышленный комплекс, экономика сельскохозяйственного производства
УДК 332.142 (338.43.01/02:470.11) ББК 65.32/65.9 (2 Рос 231)
Агропромышленный комплекс в значительной мере определяет состояние развития Архангельской области, поскольку он тесно взаимодействует по вопросам экономики, ресурсов и производства со многими отраслями народного хозяйства.
Социально-экономический уровень развития региона определяется многими факторами, в том числе состоянием социальной инфраструктуры общества. Каждый регион характеризуется присущими ему природными ресурсами, национальными и историческими чертами, структурой хозяйства и уровнем экономического развития, специализацией. Стратегия регионального развития меняется во времени в зависимости от социально-экономической и политической ориентации государства на конкретном этапе модернизации страны [1].
Проводимые в стране с начала 1990 годов аграрные преобразования без предварительной научной проработки, безусловно сказались на АПК области и привели сельское хозяйство в кризисное состояние.
Анализ ситуации показывает, что в настоящее время основными сдерживающими факторами стабилизации развития оставшихся предприятий всех форм собственности в АПК являются: низкий уровень материально-технического обеспечения хозяйств, моральный и физический износ основных средств производства (изношенность тракторного парка, навесной и прицепной техники, оборудования животноводческих ферм — превышает в отдельных хозяйствах 75-85%), только за период с 1998 по 2012 год произошло существенное сокращение парка сельскохозяйственной техники: тракторов — с 5706 до 1363 штук (более чем на 76%), комбайнов зерноуборочных — с 386 до 48 штук (87,6%), комбайнов кормоуборочных — с 340 до 123 штук (63,8%). Как ни парадоксально, но в начале 21 века на фермах наметилась тенденция к увеличению применения
ручного труда. В среднем по Архангельской области у сельскохозяйственных предприятий нагрузка на 1 трактор в 2012 году составляла 116 га, что в 4,6 раза больше, чем в 1991 году. В крестьянских (фермерских) хозяйствах и хозяйствах населения, которые не предоставляют специализированные отчеты, ситуация с обеспеченностью сельскохозяйственной техникой еще более сложная. Большинство сельхозтоваропроизводителей не только не в состоянии приобретать новую технику, но и не могут изыскать средства на поддержание уже имеющейся техники в работоспособном состоянии. За последние два десятилетия в Архангельской области пополнение машинно-тракторного парка не превышает 3-4% в год, а выбытие составляет 5-8%. Постоянный недостаток оборотных средств, дефицит квалифицированных руководителей, специалистов, работников массовых профессий, особенно работников, обслуживающих современные технические средства негативно сказываются на развитии отрасли.
Не менее важной причиной неэффективного функционирования аграрного сектора экономики области, являются низкие закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию, которая проходит через руки всевозможных посредников (закупочная цена молока молокоперерабатывающими заводами 12 руб.за литр, картофеля — 11-13 руб.за килограмм), что ниже рыночной в 2,5-3 раза.
В результате этого в Архангельской области, как и в целом по стране, начиная с конца прошлого века наблюдается тенденция сокращения производства сельскохозяйственной продукции (в сопоставимых ценах). Так объем продукции сельского хозяйства всех сельхозтоваропроизводителей в действующих ценах в 2011 году составил 9699,3 млн рублей, что в сопоставимой оценке на 3% меньше, чем в 2010 году [2].
* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ РК «Русский Север: история, современность, перспективы» 2013- Архангельская область, проект № 13-12-29003.
394
ЭКОНОМИКА АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
В структуре производства продукции сельского хозяйства по категориям хозяйств большая доля принадлежит сельскохозяйственным организациям — 49% и хозяйствам населения — 47,4%, на долю крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей приходится 3,6%.
Современная экономическая ситуация в агропромышленном комплексе области характеризуется низкой рентабельностью (даже убыточностью) производства сельскохозяйственной продукции и сложным финансовым состоянием значительной части сельхозтоваропроизводителей (в 2012 году удельный вес убыточных организаций составил 24%). Ежегодно снижается поголовье скота в хозяйствах всех категорий, кроме поголовья северных оленей.
Вся деятельность агропромышленного комплекса области, начиная с середины 90-х годов прошлого века, направлена на сдерживание спада производства и постепенное восстановление объемов производства местной сельскохозяйственной продукции, так как значительная часть продовольствия ввозится из-за пределов области.
Привозные продукты питания, поступающие в торговлю, не всегда отвечают требованиям стандартов качества продукции, но пользуются высоким спросом населения по причине низких цен. Значительно более высокие тарифные ставки на электрическую энергию в Архангельской области по сравнению с другими регионами, более выгодные природно- климатические и экономические условия соседних областей — все это привело к снижению конкурентноспособности местной продукции в первую очередь по ценовому фактору. Реализация продукции по ценам, которые диктует рынок, не позволяет окупить затраты сельхозтоваропроизводителей. В 2012 году в сельхозорганизациях региона убыточность продукции растениеводства составила 11%, животноводства 2,9%. Говоря о растениеводстве, необходимо отметить, что ежегодно снижаются посевные площади сельскохозяйственных культур в хозяйствах всех категорий, только в 2011 году они сократились по сравнению с 2010 годом на 3% (по сравнению с 1998 годом — более, чем в два раза) и составила 104,4 тыс. га.
Пахотные земли не отличаются высоким естественным плодородием, имеют низкую степень окультуренности, поэтому для получения высоких урожаев сельскохозяйственных культур требуется внесение органических, минеральных удобрений, проведение агротехнических мероприятий, направленных на повышение плодородия почв. Между тем, удельный вес площадей с внесенными минеральными удобрениями в Архангельской области составляет 30,6%, органическими удобрениями — 5,0% (в среднем по России эти показатели соответственно 42% и 7,5%) [3].
Необходимо отметить и позитивные стороны развития сельского хозяйства Архангельской области. Реализуемые в 20052012 годах мероприятия приоритетного национального проекта «Развитие АПК», государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы и долгосрочной целевой программы Архангельской области «Развитие агропромышленного комплекса Архангельской области на 2009-2011 годы» позволили осуществить ряд важных проектов.
На эти цели в российских кредитных организациях было получено инвестиционных кредитов на сумму свыше 5 млрд рублей, построено, реконструировано и модернизировано свыше 50 производственных объектов, и прежде всего в животноводстве: фермы по содержанию крупного рогатого скота в ООО « Судрома», ООО «Пежма», ООО «Заря» Вельского района, ОАО «Коряжемское» в Котласе, Холмогорская опытная станция, а в ЗАО «Важское» Вельского района построили и вывели на проектную мощность современный, по европейским меркам, животноводческий комплекс на 560 голов крупного рогатого скота с беспривязным содержанием. В 2010 году были введены в эксплуатацию: животноводческий комплекс на 400 коров в Коношском районе (ООО СПК «Коноша»), телятник на 560 голов в ОАО « Агрофирма Вельская», два телятника по 250 голов в ООО «Ростово» Устьянского района, коровник на 200 голов в ООО «Приозерное» Каргопольского района.
Почти четыре десятка хозяйств области приобрели холодильные мощности нового поколения, что дало возможность получать молоко только высшего сорта, а внедрение кормосмесителей-кормораздатчиков импортного производства вызвало положительный резонанс в новых подходах к вопросам кормления крупного рогатого скота, что не могло не сказаться на повышении продуктивности животных. Если сюда добавить вклад зооветспециалистов, ученых Архангельского НИИ сельского хозяйства по получению нового типа холмогорской породы «Северный», то продуктивность коров в среднем по области в 2012 году 5380 кг/голову (1990 год — 2760 кг по области) — конечно же не случайность, а результат многолетней целенаправленной работы большого круга руководителей и специалистов АПК, ученых Архангельского НИИСХ Россельхозакадемии.
На территории области работают 15 племенных хозяйств по разведению крупного рогатого скота холмогорской породы, мезенской породы лошадей. Только в 2012 году племенными хозяйствами области реализовано 635 голов племенного крупного рогатого скота (376 из них — за пределы области) Поставлено 937 голов свиней в хозяйства населения.
До 2011 года в регионе работало два свиноводческих комплекса: ООО «Северный бекон» и СХП «Заводское». Второе хозяйство являлось племенным и занималось разведением белой крупной породы свиней.
Три года проводилась модернизация с использованием последних разработок в птицеводстве на Няндомской бройлерной фабрике, и как результат на половинных мощностях в 2008 году она дала продукции больше, чем в 1990 году вся фабрика в целом. А построенная и пущенная в эксплуатацию в 2009 году Вельская бройлерная фабрика на 10 тыс. тонн мяса птицы в год с самой глубокой переработкой (по израильской технологии) не имеет аналогов в Северо-Западной зоне РФ по числу внедренных инноваций [4].
Отдельной строкой нужно сказать о наших предприятиях молочной и мясной переработки в плане модернизации. Именно это направление было взято на вооружение реальными инвесторами, пришедшими на Архангельский, Северодвинский, Вельский, Устьянский, Шенкурский молкомбинаты, Онежский, Котласский, Вельский, Северодвинский -мясокомбинаты. Результат не заставил себя ждать: широкий ассортимент выпускаемой молочной продукции: сыры, всевозможные йогурты и еще десятки невиданных ранее продуктов, десятки наименований сырокопченых колбас, окороков, сервелатов и все это высокого качества, что постоянно подтверждается дипломами и наградами по результатам конкурсов и выставок общероссийского значения.
В 2013 году в АПК области произошли негативные явления: прекратила работу Няндомская птицефабрика, отмеченная ранее, как предприятие успешно прошедшее модернизацию. Причины банальные — фирма собственник, успешно работавшая многие годы на рынке зерна и имеющая свои элеваторы и как логическое продолжение, несколько также успешно работающих птицефабрик, вдруг заявила о своей неплатежеспособности. Ее примеру последовала Котласская птицефабрика (хозяева — Яранская птицефабрика Кировской области), не объясняя причин остановили производственную деятельность. Наполовину от вчерашних объемов снизила выпуск продукции птицефабрика Вельская. Как это могло произойти? Почему в ситуацию не вмешалось министерство сельского хозяйства области? Ответ простой — вмешиваться было некому. В 2012 году полгода министерство было без министра. Именно эта основная из причин остановки производства ряда предприятий: ООО « Приозерный» Каргопольского района, ООО «Коношский», свинокомплекс «Северный бекон», свинокомплекс-племрепродуктор «Заводское» и еще целый ряд сельхозпредприятий постигла участь названных птицефабрик. Инвесторы, как никто другой, чувствуют ситуацию, а именно: какова степень заинтересованности региональных властей в результатах их деятельности, в желании им помочь в трудную минуту решить возникшие проблемы, но этого диалога как раз и не получилось, ведь инвестора надо найти, его необходимо убедить в правильности выбранного решения, показать варианты перспективного развития бизнеса, окружить вниманием и поддержкой в решении особенно бюрок-
395
ЭКОНОМИКА АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
ратических вопросов на муниципальном и региональном уровне и тогда можно думать о перспективе развития отрасли.
Поэтому в настоящее время, если мы действительно хотим остановить падение отрасли и думать о перспективе развития, необходимо, прежде всего, сделать работоспособным министерство сельского хозяйства, восстановив основные отделы: животноводства, растениеводства и экономики, укомплектовав их профессионально подготовленными специалистами, восстановив технологическую вертикаль с федеральным министерством, от этого зависит своевременный и необходимый уровень финансовой поддержки федерального центра. Срочно вернуться к диалогу с собственниками остановленных предприятий, пока еще не поздно, до наступления зимы. Там, где разговора не получится подобрать новых, реальных инвесторов. Программу развития отрасли на 2012-2016 год необходимо конкретизировать с учетом: что, где, когда, кто будет делать, мощности, финансы, что будет иметь область. Без ответов на эти вопросы программа не более, чем декларация намерений.
Анализ развития АПК Архангельской области за период 2005-2012 гг. показал, что сельхозтоваропроизводителями региона были достигнуты значительные сдвиги в части продовольственного обеспечения населения области продукцией собственного производства (табл.1).
Таблица 1
Реализация основных продуктов сельского хозяйства коллективными хозяйствами (тыс. тонн) [5]
Из табл.1 видно, что в два с половиной раза за этот период увеличилась реализация скота и птицы, в основном за счет модернизации Няндомской бройлерной птицефабрики, и пуска новой Вельской бройлерной птицефабрики, прибавка от которой составила почти 10 тыс. тонн. Несмотря на сокращение поголовья коров, рост производства молока произошел за счет повышения продуктивности с 3600 кг молока на корову до 4540 кг.
Рассматривая вопросы, связанные с потреблением продуктов питания, видим, что определенная часть продукции не обеспечивается местными сельхозтоваропроизводителями, а компенсируется за счет завоза извне (табл. 2).
Таблица 3
Показатели потребления основных продуктов питания в среднем по стране и области (на душу населения в год, кг) [7]
Продукция 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011
Картофель 7,3 10,7 7,7 6,4 5,4 5,6 5,7
Овощи 8,1 3,9 3,6 3,9 3,5 3,3 3,1
Скот и птица (жив. вес) 14,6 18,7 20,7 20,3 22,4 28,0 37,1
Молоко 71,0 77,5 80,6 78,3 81,4 84,7 87,4
Яйца (млн штук) 32,5 155,9 159,7 159,8 252,3 231,5 227,7
Наименование продуктов питания Рекомендуемая норма потребления 2008 2009 2010
страна область страна область страна область
Мясо и мясопродукты 75 65 50 67 50 69 53
Молоко и молокопродукты 305 245 157 246 158 247 162
Яйца (штук) 250 255 198 262 244 269 249
Картофель 100 110 72 113 73 104 74
Рыба, рыбопродукты 25 15 31 15,5 31 15,8 32
Таблица 2
Потребление продуктов питания (тыс. тонн) [6]
Ресурсы 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011
Картофель Запасы на начало года 261,3 261,6 261,5 186,4 141,8 95,8 92,3
Производство 221,2 194,4 105,0 125,5 127,8 126,3 132,1
Ввоз 0,4 2,0 13,3 8,7 4,9 47,6 41,1
Итого ресурсов Использование: 482,9 458,0 379,8 320,6 274,5 269,7 254,3
на производство 123,9 100,8 103,6 87,5 87,3 85,0 82,7
потребление личное 82,4 95,6 89,8 91,2 91,3 90,9 89,9
запасы на конец года 261,6 261,5 186,4 141,8 95,8 92,3 81,7
Скот и птица Запасы на начало года 3,8 4,6 4,7 5,4 3,8 3,7 3,6
Производство 14,7 16,3 16,6 15,7 17,6 20,8 37,1
Ввоз 42,3 42,4 49,0 51,2 46,4 44,0 29,4
Итого ресурсов Использование: 60,8 63,3 70,3 72,3 67,8 68,5 70,1
на производство 3,7 2,7 4,3 4,6 1,4 0,3 0,3
потребление личное 52,5 55,9 60,6 63,9 62,7 65,2 65,4
запасы на конец года 4,6 4,7 5,4 3,8 3,7 3,0 4,4
Молоко Запасы на начало года 12,6 12,0 14,4 17,1 4,8 4,2 3,6
Производство 135,6 135,6 135,5 125,8 126,0 122,7 129,7
Ввоз 59,0 78,8 90,7 77,6 86,7 90,5 82,4
Итого ресурсов Использование: 207,2 226,4 240,6 220,5 217,5 217,4 215,7
на производство 14,3 13,5 23,6 16,8 13,9 13,2 13,2
потребление личное 180,9 198,5 199,9 198,9 199,4 199,5 199,6
запасы на конец года 12,0 14,4 17,1 4,8 4,2 4,6 3,1
Яйца, млн шт Запасы на начало года 2,7 4,9 3,4 4,0 3,2 3,3 5,1
Производство 144,7 169,9 169,6 169,9 263,9 248,6 227,7
Ввоз 123,7 120,8 101,0 87,6 45,5 71,5 68,3
Итого ресурсов Использование: 271,1 295,6 274,0 261,5 312,6 323,4 301,1
на производство 8,8 12,8 11,3 6,4 2,3 12,1 3,4
вывоз 6,1 17,9 2,9 0,8 0,5 0 0
потребление личное 251,3 261,5 255,8 250,9 306,5 306,2 294,4
запасы на конец года 4,9 3,4 4,0 3,2 3,3 5,1 3,3
По мясу и мясопродуктам область в расчете на душу населения не добирает 23% до уровня среднего по России, по молоку и молокопродуктам — 34%, яйцом и картофелем область себя обеспечивает и вдвое больше средне-российского потребляет рыбы и рыбопродуктов.
Губернатором области была поставлена задача за предстоящий период до 2017 года сделать значительный рывок в собственном продовольственном обеспечении, не менее средне-российского уровня.
Исходя из задачи, поставленной губернатором, и возможностей местных сельхозпроизводителей видно, что решать проблему придется только за счет сельхозорганизаций и крестьянских (фермерских) хозяйств, т.е. без населения, которое раньше было серьезным подспорьем в продовольственном обеспечении, а сегодня ежегодно перестает заниматься этим делом, по мере того как снижается трудоспособность старшего поколения.
Итак, молоко. Необходимо дополнительно 35-40 тонн, при средней продуктивности коров по области 5380 кг. Нужно увеличить стадо на 2000 голов, что вполне по силам агрофирме «Устьянская», которая, с учетом строящихся скотомест, уже к 2014 году может сделать значительную прибавку. Заканчивается реконструкция фермы на 224 скотоместа в ЗАО «Важское», где один из ведущих сельскохозяйственных руководителей области Белозеров Николай Валентинович планирует поставить дополнительно к сегодняшнему поголовью коров (1100 голов) еще 224. Кроме этого, необходимо в ближайшее время определиться с бывшим совхозом «Коряжемский», учитывая, что Росимущество выставляет его на продажу и при подборе реального инвестора можно в течение двух лет восстановить хозяйство и при сравнительно небольших инвестициях, 150-200 млн руб., быстро увеличить поголовье коров еще на 600 голов. И, конечно, строительство нового современного комплекса (площадка и проект готовы) агрофирмой «Вельская» на 1000 голов. Реализация этих предложений возможна в течение 2013-2017 годов.
В вопросе обеспечения молочной продукцией главный момент — ее реализация. Решение видится:
396
ЭКОНОМИКА АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
первое, в восстановлении Котласского молзавода после всех кризисных процедур, а если учесть, что там имеется установка по производству сухого молока (летом при перепроизводстве молока это крайне необходимо); второе, основные торговые сети в Котласском кусту принадлежат известным представителям бизнеса, которые и обеспечивают сегодня молочной продукцией население этого региона, вот только везут ее из г. Кирова, Вологды и Сыктывкара, а могут обеспечивать областной продукцией, т.е. везти из Устьянского района и получить на месте в Коряжме. Говоря о социальной направленности бизнеса, можно с уверенностью сказать, что при совместной работе министерства сельского хозяйства области, руководителей муниципальных образований городов Коряжма, Котлас и Котласского района в силах договориться с перечисленными бизнесменами и решить круг этих проблем, тем самым предоставить дополнительно 200-250 рабочих мест и пополнить бюджеты муниципальных образований.
Вторая проблема — обеспечение мясопродукцией. Разрыв между производством и необходимыми ресурсами — 28-30 тыс. тонн. Для наполнения этого объема за счет местных сельхозтоваропроизводителей необходимо рассмотреть несколько подходов: во-первых, вернуться к инвестиционному проекту строительства современного свинокомплекса в Вельском районе на 108 тыс. голов. Проект и площадка 500 га под строительство имеется. При умелом подходе к решению этого вопроса, а занимать опыта в реализации подобных масштабных проектов у инвесторов не приходится, и пример тому — Вельская птицефабрика, построенная с учетом последних новейших технологий, на реализацию проекта по свинокомплексу с выходом на проектную мощность понадобится 2,5-3 года. Конечно, нужна повседневная поддержка в решении постоянно возникающих вопросов на всех стадиях и подготовки строительства, и заполнения животными, и ветеринарного сопровождения со стороны министерства сельского хозяйства области. Цена вопроса — 15 тыс. тонн мяса свинины на обеспечение области. Во-вторых, срочно определиться со свинокомплексом «Заводское», которому собственник (Севмаш) прекратил срок существования в конце прошлого года. При реальном инвесторе, есть реальная возможность, при сравнительно незначительных инвестициях 150-200 млн руб., вывести комплекс на проектную мощность 3,5-4 тыс. тонн мяса и обеспечить поставку племмолодняка на (проектный) Вельский свинокомплекс. Кроме этого, данный проект имеет и серьезную социальную значимость — обеспечение населения области, желающего заниматься откормом свиней, — маленькими поросятами. А если решать этот вопрос на договорной основе с головными предприятиями, которые осуществят поставку молодняка, кормов с доставкой, а затем поздней осенью закупят также на месте выращенных поросят, то это и вопрос занятости и дополнительного заработка или добавка к пенсии и, конечно, дополнительные сотни тонн мяса свинины. По-доброму амбициозные планы у «Северного бекона» — фирмы, которая уже много лет успешно занимается производством свинины, ее переработкой, имея в своих активах мясокомбинат, и которая подготовила бизнес-план на строительство современного свинокомплекса по немецкой технологии на 24 тыс. голов, это плюс 3-3,5 тысячи тонн мяса.
На повестке дня — вопрос производства мяса говядины не традиционным путем на основе молочного холмогорского скота, а выращивание скота мясной породы: либо герефорды, либо абердин-ангуссы, которые положительно зарекомендовали себя в России, а с учетом хорошей акклиматизации и морозостойкости, и в северных областях. Основная задача при откорме — это обеспечение кормами под полную потребность и современные технологии содержания, где ручной труд практически не используется. Решение этих вопросов под силу сегодня в области двум фирмам: агрофирме «Вельская» и агрофирме «Устьянская». Два комплекса крупного рогатого скота, по 5000 голов каждый, способны профинансировать и построить руководители этих фирм, с учетом дальнейшего расширения, а решать подобные вопросы эти ведущие хозяйственники области умеют. Это в ближайшие четыре года — 5 тыс. тонн мяса отличного качества. Но расчеты показывают, что экономика
выращивания мясного скота при соблюдении даже вышеуказанных условий, а это главный критерий при производстве мяса крупного рогатого скота, будет равна нулевой рентабельности. Необходима финансовая поддержка со стороны области в объемах, равных суммам, выделяемым сегодня на поддержку молочного животноводства. При отсутствии такой возможности остается путь наполнения рынка мясом птицы за счет расширения производства на Уемской птицефабрике до 2 тыс. тонн. Кроме того, восстановить производство и задействовать свободные мощности Котласской птицефабрики (а свободна ровно половина), и это 3 тыс. тонн мяса птицы; восстановить деятельность Северодвинской птицефабрики в п. Рикасиха с мощностью 3 тыс. тонн. Здесь требуется большая, убедительная работа с собственниками работающих птицефабрик и потенциальными инвесторами Северодвинской птицефабрики.
В сложившихся экономических условиях эффективным и социально привлекательным путем выхода из экономического кризиса и последующего долговременного развития могло бы стать развитие аквакультуры. В Архангельской области одной из основных сфер занятости населения традиционно является рыбное хозяйство, а рыба — одним из основных продуктов питания для жителей области.
На Архангельскую область приходится около 20% общего объема уловов рыбы Северного бассейна и основная часть добычи других видов водных биоресурсов. Удельный вес рыбной отрасли в пищевой промышленности Архангельской области составляет свыше 50 %, доля рыбной промышленности в общем объеме промышленного производства области составляет около 5 %. В рыбном хозяйстве области занято около 5 тыс. работников [1].
В части занятости населения сельских территорий необходимо продвигать вопросы обеспечения козами зааненской породы, которая хорошо зарекомендовала себя в области, также это выращивание кроликов, овец и разведение пчел, а в северных районах, и прежде всего в Мезени, это табунное разведение лошадей на мясо.
Экономика сельскохозяйственного производства будет эффективной при условии соотношения в структуре товарной продукции следующих долей: 55-60% — животноводство, 30-35% — товарная продукция поля, все остальное — подсобные промыслы (услуги транспорта, заготовка леса и разделка, рыборазведение и т.д.). В Архангельской области традиционно товарной продукцией поля являются: картофель, капуста, морковь и в южных районах (Вилегодском) — лук. В области всё есть для производства перечисленных овощей в гораздо больших объемах против сегодняшней реализации. По картофелю — это, прежде всего, качественные семена высоких репродукций элита и супер-элита 24-28 районированных сортов, от супер — ранних до среднеспелых и поздних для закладки на зимнее хранение, которые имеются в Котласской и Холмогорской опытных станциях. Их характеризуют великолепные вкусовые качества, отличные показатели по лежкости при хранении. Только в Архангельской области и на Северном Кавказе есть уникальные возможности иметь первичный семенной материал картофеля, полученный в экологически чистых условиях, в Банке здоровых сортов картофеля. Более 10 лет ведутся испытания 140 сортов отечественной и зарубежной селекции на полях агрокомплекса «Любовское» совместно с научными сотрудниками Архангельского научно-исследовательского института сельского хозяйства и учеными Всероссийского института картофелеводства им. Лорха. За эти годы урожайность картофеля в области увеличилась на 35-40%.
Большие партии семенного материала, до 100 тонн, уже который год подряд покупает Чувашия. Все это говорит о том, что возможности по производству второго хлеба у области велики, одна серьезная проблема — сбыт. А емкости рынка имеются: во-первых, бюджетная сфера области (здравоохранение, народное образование, дошкольные учреждения), которые сегодня обеспечиваются очень часто поставщиками извне области и по не всегда понятным ценам. Хотя была добрая практика, когда бюджетная сфера муниципальных образований районов выходила на единый госзаказ, при этом цена всегда была обратно
397
ЭКОНОМИКА АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
пропорциональна объему партии. Здесь нужно желание районных руководителей и воля нашего губернатора. Во-вторых, обеспечение военных, расположенных на территории области. Сегодня торги на поставку военным проводятся в основном в г. Москве. Пробиться туда северянину с его менталитетом трудно. Но еще в первое свое пребывание на посту президента В.В. Путин обещал дать указание министерству обороны, чтобы территории обеспечивали свои воинские соединения всем, что производит та или иная область или республика, и это было бы правильно. То, что касается обеспечения УФСИНа, то здесь вопрос решен: картофель выращивается совместно с местными сельхозтоваропроизводителями. Привлечение населения будет работать при условии организации поставок животных, кормов и закупок выращенного скота, картофеля, овощей созданными и создаваемыми торгово-закупочными кооперативами на селе, при этом необходимо помочь нашей областной
потребкооперации «открыть второе дыхание» в работе хорошо зарекомендовавшим себя заготконторам в каждом районе и заготпунктам при каждом магазине потребкооперации.
Не следует недооценивать и такой вид деятельности, как заготовка и переработка дикорастущих ягод, грибов и лекарственных трав. В той или иной степени этим занимается практически всё население сельской местности, хотя труд этот является оцениваемым не в должной мере, и крестьяне, как правило, вынуждены сдавать дары леса перекупщикам (зачастую осуществляющим свою деятельность неофициально) по неоправданно низким ценам [8].
Все эти меры возможны к реализации при условии сохранения государственной поддержки на федеральном и региональном уровнях, а также постоянного внимания министерства сельского хозяйства области и руководителей муниципальных образований территорий.
Литература
1. Зыкова Н.В. Исследование тенденций, закономерностей, факторов и условий развития аквакультуры в системе устойчивого функционирования экономики региона // Российское предпринимательство — 2010. — №12. — Вып.2. — С.183-188.
2. Сельское хозяйство, охота и лесоводство по городам и районам Архангельской области в 2005-2010 годах. — Архангельск: Архангельскстат, 2011.
3. Внесение удобрений и проведение работ по химической мелиорации земель в сельскохозяйственных организациях по городам и районам Архангельской области под урожай 2010 года. — Архангельск: Архангельскстат, 2011.
4. Администрация Архангельской области: официальный сайт — URL: http://www.dvinaland.ru/
5. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Архангельской области: официальный сайт — URL: http://arhangelskstat.gks.ru/
6. Архангельская область в цифрах. 2012 /Федер. служба гос. статистики, Архангельскстат. — Архангельск, 2013. — 242 с.
7. Россия в цифрах. 2012 / Росстат. — М., 2012. — 573 с.
8. Кононов О.В., Иконникова О.В., Зыкова Н.В. Диверсификация сельской экономики: проблемы и перспективы развития // Российское предпринимательство. — 2011. — №11 (2). — С. 151-155.
9. Стратегия социально-экономического развития Архангельской области до 2030 года — http://www.dvinaland.ru/economy/ strategy.
10. Экономическая активность населения России (по результатам выборочных обследований). — М.: Росстат, 2013. — 191 с.
ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ В АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ*
Н.В. Зыкова,
заведующая кафедрой Института управления (г. Архангельск),
кандидат экономических наук [email protected]
Л.В. Коновалова,
доцент Северного (Арктического) федерального университета им. М. В. Ломоносова (г Архангельск),
кандидат экономических наук [email protected]
Современная социально-экономическая, экологическая и демографическая ситуация на селе характеризуется комплексом накопившихся проблем, препятствующих его переходу к динамичному устойчивому развитию. В качестве основных механизмов формирования системы устойчивого развития можно назвать диверсификацию сельской экономики, развитие местного самоуправления, информатизацию села и др.
Ключевые слова: сельские территории, устойчивое развитие, диверсификация, территориальное общественное самоуправление.
УДК 332.142 (338.43.01/02:470.11) ББК 65.32/65.9 (2 Рос 231)
Улучшение жизни на селе и развитие сельской экономики является одним из приоритетных направлений государственной социально-экономической политики. Обеспечение устойчивого развития сельских территорий в современных условиях предполагает расширение источников занятости, увеличение доходов сельского населения, создание нормальных условий жизни.
Исследователи (Баутин В.М., Козлов В.В., Мерзлов А.В. и др.) дают следующее определение устойчивого развития сельской местности: «Это стабильное развитие сельского сообщества, обеспечивающее выполнение им его народнохозяйственных функций (производство продовольствия, сельскохозяйственного сырья, других (несельскохозяйственных) товаров и услуг,
* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ РК «Русский Север:
история, современность, перспективы» 2013. — Архангельская область, проект № 13-12-29003
398