Научная статья на тему 'Исследование свойств и функций национальной сберегательной системы на основе концепции эмерджентности'

Исследование свойств и функций национальной сберегательной системы на основе концепции эмерджентности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
493
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of new economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ СБЕРЕГАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ЭМЕРДЖЕНТНЫЕ СВОЙСТВА / ФУНКЦИИ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА / NATIONAL SAVINGS SYSTEM / EMERGENT PROPERTY / FUNCTIONS / INSTITUTIONAL STRUCTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Литвин В. В.

Исследование направлено на определение эмерджентных свойств национальной сберегательной системы и обусловлено ее исключительной ролью в процессе аккумулирования внутренних воспроизводственных ресурсов с целью устойчивого развития национальной экономики. Определены и раскрыты интегральные свойства национальной сберегательной системы, предпринята попытка выделить ее из класса других родственных систем, выявить уровень сложности, описать механизм управления. Поскольку концепция эмерджентности дает представления о целостности любого системного образования, соотношении элементов, соподчиненности уровней, на ее методологических принципах исследована взаимосвязь между интегральными свойствами, функциями, институциональным обеспечением сберегательной системы. Проведен сравнительный анализ ее функций. Аргументирован тезис о том, что концепция эмерджентности служит теоретической базой разработки эффективного механизма формирования прогрессивной сберегательной системы с заранее заданными свойствами с учетом особенностей постиндустриальной стадии цивилизационного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Study of Properties and Functions of a National Savings System Based on the Concept of Emergence

The research centres on identification of emergent properties of a national savings system. The system’s exceptional role in the processes of accumulation and use of internal reproduction resources for the purposes of sustainable development of national economies conditions the need to study it as an independent complex object. In this regard, the article defines and reveals the integral properties of the national savings system, which allow distinguishing it from other related systems, identifying the level of its complexity and describing the control mechanism. Since the concept of emergence gives ideas about the integrity of any system, the proportion of its elements, the hierarchy of its levels, it provided the methodological basis for studying the relationship between the integral properties, functions, institutions of savings system. The author performs a comparative analysis of the savings system’s functions and prove the thesis that the concept of emergence serves as the theoretical basis for developing an effective mechanism for forming a progressive savings system with predetermined properties taking into account the features of the post-industrial civilization.

Текст научной работы на тему «Исследование свойств и функций национальной сберегательной системы на основе концепции эмерджентности»

ЛИТВИН Валерия Викторовна

Кандидат экономических наук, докторант департамента финансовых рынков и банков

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

125993, РФ, г. Москва, Ленинградский пр., 49 Контактный телефон: 8 10 38 (062) 342-98-09 e-mail: [email protected]

Исследование свойств и функций национальной сберегательной системы на основе концепции эмерджентности

Исследование направлено на определение эмерджентных свойств национальной сберегательной системы и обусловлено ее исключительной ролью в процессе аккумулирования внутренних воспроизводственных ресурсов с целью устойчивого развития национальной экономики. Определены и раскрыты интегральные свойства национальной сберегательной системы, предпринята попытка выделить ее из класса других родственных систем, выявить уровень сложности, описать механизм управления. Поскольку концепция эмерджентности дает представления о целостности любого системного образования, соотношении элементов, соподчиненности уровней, на ее методологических принципах исследована взаимосвязь между интегральными свойствами, функциями, институциональным обеспечением сберегательной системы. Проведен сравнительный анализ ее функций. Аргументирован тезис о том, что концепция эмер-джентности служит теоретической базой разработки эффективного механизма формирования прогрессивной сберегательной системы с заранее заданными свойствами с учетом особенностей постиндустриальной стадии цивилизационного развития.

JEL classification: B52, F52, O16

Ключевые слова: национальная сберегательная система; эмерджентные свойства; функции; институциональная структура.

Системный подход заключается в том, чтобы, понимая общие принципы системности, приступить к рассмотрению конкретной системы, уделяя внимание ее индивидуальным свойствам. Последние помогают исследовать механизмы функционирования и управления объектом, выявить движущие силы изменения уровня его организации, т. е. определить траектории развития. В качестве объекта нашего анализа выступает национальная сберегательная система, которую можно рассматривать как большую, сложную, детерминированную, открытую, самоорганизованную. Интерес к исследованию сберегательной системы предопределен особой ролью сбережений в воспроизводственном процессе, обеспечении благосостояния нации. В этой связи актуальным является определение тенденций развития, свойств, функций, институционального обеспечения функционирования национальной сберегательной системы. 2 Анализ исследований и публикаций по данной проблематике позволяет констатировать, что (не принимая во внимание рассмотрение достаточно широкого круга во-^ просов, связанных с разными аспектами проблемы сбережений как инвестиционного Ц ресурса национальной экономики) изучению сберегательной системы как самостоя-а тельного объекта, ее подсистем, субъектов, механизмов функционирования и разви-© тия практически не уделяется внимания. Так, в работах [2; 5] исследуются источники,

Введение

Том 19 • № 1 • 2018

цели, факторы, результаты формирования сбережений, сосредоточивается внимание на домашних хозяйствах как главных субъектах сберегательных отношений. Сущность и отдельные функции сбережений, их роль в воспроизводственном процессе рассматриваются в работах [6; 9; 12]. Изучению взаимосвязи между накоплениями и динамикой экономического роста посвящены труды [13; 14; 16]. Особенности функционирования экономики и ее финансового сектора на постиндустриальной стадии развития отражены в работах [4; 15; 17], что позволяет исследовать механизм формирования виртуальных сбережений и спекулятивного капитала как факторов дестабилизации современных сберегательных систем. Отдельно следует выделить разработки ученых, которые используют синергетическую парадигму для анализа объектов как сложных систем, изучают их свойства и обосновывают направления совершенствования макроэкономической политики [7; 10; 11].

Целью данного исследования является определение эмерджентных свойств национальной сберегательной системы, их влияния на функциональное наполнение и институциональное обеспечение сберегательной системы, выявление ее отличий от других родственных систем. Для достижения поставленной цели целесообразно решить следующие задачи: исследовать суть эмерджентности как свойства сложных систем; определить и охарактеризовать эмерджентные свойства сберегательной системы; рассмотреть влияние этих свойств на выполняемые системой функции; осуществить сравнительный анализ функций сберегательной системы, выделив ее из класса других родственных систем; определить потребности в институциональных преобразованиях.

Сущность и эмерджентные свойства национальной сберегательной системы

Система выступает как единое целое потому, что является носителем эмерджентного свойства: не будет система целостной, свойство исчезнет, а если оно проявляется - значит, система есть целое. Впервые определение эмерджентности ввел Р. Лоусон. Если что-то сформировалось на основе более низкого уровня и определяется характеристиками более низкого уровня, а все более высокие уровни зависят от этих низких, то такое свойство системы называют эмерджентностью (см.: [10. С. 147]).

Под эмерджентностью (целостностью) будем понимать наличие у системы таких свойств, которые не присущи ни одному из отдельных элементов, взятых отдельно вне системы. Источником таких свойств является институциональная структура системы: при разных структурах у систем, образующихся из одинаковых элементов, возникают разные свойства. У системы есть и неэмерджентные свойства, присущие отдельным ее составляющим. Такие свойства могут быть характерными и для системы в целом. Интересным случаем, когда частям присущи свойства системы в целом, является так называемое фрактальное построение системы, например в рамках сберегательной системы - проявления отношений собственности, отношений «господства - подчинения». При этом принципы структуризации составляющих такие же, как и у системы в целом. Эмерджентность является другой, более развитой, формой выражения закона диалектики о переходе количества в качество. Для перехода в новое качество не обязательно «накопление» количества. Для появления нового качества достаточно объединить в целое хотя бы два элемента. Интересно отметить, что динамический аспект эмерджентности определяется как синергетичность [11].

Если исследовать сберегательную систему, то сбережения в разных формах сами по себе, как и отдельная совокупность владельцев сбережений, набор сберегательно-инвестиционных инструментов, институтов еще не являются сберегательной системой - это лишь ее элементы с присущими им неэмерджентными характеристиками. Перечисленные компоненты приобретают эмерджентные свойства только благодаря объединению посредством определенных связей в единую структуру, обеспечивающую их согласованное функционирование в рамках системы.

На наш взгляд, сберегательную систему отличает особый объект - сбережения в разных формах, или сберегательные ресурсы субъектов. Термин «ресурс» в данном контексте используется как указание на актив, который подлежит реальному превращению в другой продукт. И если принять во внимание все формы существования сбережений - натурально-вещественную, финансовую, нематериальную нефинансовую (ноу-хау, патенты, лицензии, торговые марки и др.), то сберегательную систему следует рассматривать как совокупность институтов, посредством которых осуществляются взаимодействия субъектов, принимающих решения о видоизменении этих форм. Источником сбережений выступают факторные доходы (первичные и вторичные), прибавочный продукт, прибавочный труд. К основным субъектам сберегательной системы относятся индивиды, домашние хозяйства, предприятия реального сектора экономики, сберегательно-инвестиционные учреждения, государство.

Структурные уровни сберегательной системы определяет иерархия ее субъектов. Верхний уровень системы представляют государственные институты, прежде всего Центральный банк. Продуктом их функционирования являются нормативные акты, процедуры регулирования и контроля. Эти «продукты» регламентируют, упорядочивают отношения между государством, сберегательно-инвестиционными институтами и владельцами сбережений. Второй уровень формируют непосредственно сберегательно-инвестиционные институты и те связи и отношения, которые они создают (обеспечивают) согласно действующим правилам (нормам, процедурам), согласованным с законодательными актами государства. Третий уровень иерархии составляют индивиды, домашние хозяйства, предприятия реального сектора разных организационно-хозяйственных форм и соответствующие отношения во всем их многообразии.

Таким образом, под национальной сберегательной системой (НСС) будем понимать многоуровневый комплекс институтов и отношений, возникающих между экономическими субъектами в ходе сберегательного процесса, связанного с формированием, обменом и использованием сберегательных ресурсов в рамках национальных границ.

Важнейшим критерием структуризации экономических систем является функциональный. Он связан со спецификой деятельности входящих в систему разнообразных групп институтов (организаций, структур), каждая из которых выполняет особую приоритетную функцию (ряд функций). Если структурировать сберегательную систему по критерию функциональности, то в качестве подсистем в нее войдут целиком (или большей частью): банковская, страховая, пенсионная системы, система институтов фондового, валютного рынков, а также рынков реальных и инновационных (интеллектуальных) вложений, часть системы информационно-аналитических и образовательных институтов, а также кредитные союзы, инвестиционные компании и фонды, сберегательные институты (сберкассы, ссудо-сберегательные ассоциации и др.). Понятно, что институциональное наполнение некоторых подсистем дублируется. Так, например, элементами банковской системы считают Центральный банк и разновидности банков как функциональных единиц. Некоторые исследователи в рамках банковской системы выделяют не только банковские учреждения, а дополняют их рядом финансово-кредитных институтов. Очень часто в структуре страховой, пенсионной систем выделяют Центральный банк страны как внутренний механизм их управления. Кроме того, кредитная система вбирает в себя банковскую, а частью кредитной системы являются кредитные союзы и другие кредитно-финансовые учреждения. В этой связи одни системы как большие структурные элементы сберегательной системы входят в нее целиком, а другие - какой-либо частью. Границы сберегательной системы изменяются на каждом новом этапе развития, и по мере ее эволюции, появления новых форм сбережений система расширяется, дополняется новыми элементами, подсистемами, а также свойствами, функциями, институтами.

Целостность сберегательной системы определяют ее эмерджентные свойства, которые, на наш, взгляд, проявляются в способности:

• аккумулировать сбереженные ресурсы и формировать ресурсную базу для удовлетворения потребностей воспроизводства;

• обеспечивать сохранность ценности сбережений, их безопасность благодаря перераспределению рисков снижения ценности и потери сбережений между субъектами системы;

• трансформировать сбереженные ресурсы в инвестиции;

• обеспечивать конвертируемость (свободное видоизменение форм) и ликвидность сбережений;

• обеспечивать мультипликативность (самовозрастание) сбережений;

• повышать благосостояние граждан, уменьшать негативные последствия циклических колебаний уровня их доходов, обеспечивать возможности равномерного потребления для нынешнего и будущего поколений.

Эти свойства усиливает или ослабляет существующая институциональная структура функционирующей сберегательной системы. Под институциональной структурой сберегательной системы будем понимать совокупность формальных и неформальных институтов, образующих иерархически упорядоченный механизм, посредством которого выполняются функции сберегательной системы, реализуются интересы ее субъектов.

В силу перечисленных эмерджентных свойств сберегательная система способна превращать мелкие сбережения отдельных сберегателей в реально функционирующий капитал. Развитие сберегательной системы делает возможным накопление множества непотребленных частей доходов. В результате аккумуляции они приобретают новое свойство - могут функционировать как денежный капитал, т. е. финансировать развитие, быть источником кредитов для роста производства. Таким образом, ресурсы сберегательной системы образуют инвестиционно-воспроизводственный потенциал национальной экономики. Свойство ликвидности предполагает способность разных форм сбережений быстро и без существенных потерь трансформироваться в наличность с целью удовлетворения текущих потребностей субъектов в товарах и услугах. В процессе такого превращения на первый план выходит стоимостная эквивалентность обмена. Условием обеспечения ликвидности сбережений является возможность сберегательно-инвестиционных институтов быстро и в полном объеме возвращать владельцу его сбережения по первому требованию. Безопасность вложения сберегательных ресурсов в разные виды активов связана с ликвидностью и имеет место тогда, когда у субъектов есть уверенность в возможности возврата своих сбережений в определенные сроки с гарантированной выплатой дополнительного дохода - процента за использование сбережений. Конвертируемость (мобильность, свободное видоизменение форм) как свойство сбережений, в отличие от ликвидности, не предполагает эквивалентного обмена [3. С. 133]. Речь идет об обмене, превращении форм сбережений на безэквивалентной основе, когда суть замещения определяется только потребительской стоимостью активов. Превращаясь в капитал посредством институтов сберегательной системы, сбережения способны обеспечить дополнительный доход своим владельцам. В этой связи можно говорить о приумножении их ценности (самовозрастании). Доходность сбережений является приоритетным интересом участников сберегательного процесса и решающим условием организации их взаимодействия, в ходе которого делается выбор относительно наиболее эффективных форм сбережений. Одновременно доходность вложений выступает индикатором стабильности сберегательной системы, колебания доходности отражают тенденции изменения спроса и предложения на рынке сбережений. Рассмотренные свойства присущи как материальным, так и нематериальным формам сбережений в рамках сберегательной системы, вне последней эти свойства утрачиваются.

Сравнительный анализ функций национальной сберегательной системы

В качестве внешнего проявления свойств сберегательной системы выступают ее функции. В соответствии с рассмотренными свойствами, выделим следующие основные функции сберегательной системы: воспроизводственную, резервирующую, трансформационную, регулирующую, социальную, индикативно-информационную, ценностно-культурную.

Как было отмечено выше, ресурсы сберегательной системы формируют инвестиционно-воспроизводственный потенциал национальной экономики. Ликвидируя «...отставание текущих платежеспособных возможностей от уровня необходимых потребностей...» субъектов, сбережения обеспечивают непрерывность процесса потребления во времени, формируют будущий спрос [12. С. 90]. Более того, сбережения способствуют развитию этого спроса, обеспечивают переход «.от достигнутого уровня и структуры потребления к высшему уровню и более прогрессивной его структуре, обусловленной конкретно-историческими условиями удовлетворения необходимых потребностей» [9. С. 233]. Само временное несовпадение покупательной способности доходов субъектов и стоимости необходимых благ создают предпосылки для повышения качества будущего потребления. Через описанный механизм ресурсы сберегательной системы обеспечивают расширенное воспроизводство рабочей силы.

Если характеризовать сбережения не как остаток от потребления, а как часть добавленной стоимости, предназначенной для удовлетворения будущих потребностей, то просматривается не только их потребительское назначение, но и производственное -использование в будущем для приобретения дополнительных средств производства. В данном контексте функциональность сбережений состоит в обеспечении расширенного воспроизводства капитала. Сберегательные ресурсы субъектов в рамках сберегательной системы превращаются в кредиты предпринимателям, которые используются ими для приобретения факторов производства. Интересно отметить, что именно на эти два аспекта воспроизводственной функции сберегательной системы обращал внимание профессор Ю. Кашин, который отмечал: «.накопленные сбережения., во-первых, являются возможным источником общенациональных инвестиций.; во-вторых, обеспечивают потребительские потребности населения» [6. С. 121]. Основными институтами, реализующими воспроизводственную функцию сберегательной системы, выступают коммерческие банки, хотя не менее важную роль в этом играют ссудо-сберегательные ассоциации, ипотечные банки, строительные общества, сберегательные кассы.

Как справедливо отмечают исследователи, «.сбережения как более простая форма самозащиты, при определенном уровне дохода будут образовываться всегда.» [12. С. 93] и в рамках сберегательной системы превращаться в страховой резерв. В этом суть резервирующей функции сберегательной системы. В данном случае имеется в виду, что сбережения формируются для страхования от разнообразных типов рисков: снижения покупательной способности доходов субъектов в условиях экономического кризиса и инфляции, сокращения доходов индивидов в преклонном возрасте; потери возможности получения доходов и потребления в результате несчастного случая, болезни, неработоспособности; невозможности обеспечения потребностей в товарах длительного пользования, образования детей за счет текущего дохода и др. Данная функция в рамках системы способствует распределению рисков между разными субъектами [1. С. 21]. Речь идет не только о страховой деятельности, но и о деятельности других сберегательно-инвестиционных институтов - банков, инвестиционных и пенсионных фондов. Все эти институты отвлекают на себя часть рисков домашних хозяйств. В свою очередь, их риски также могут быть нейтрализованы благодаря диверсификации инвестиционного портфеля и встроенных элементов страхования. В целом построение такого механизма - процесс довольно сложный, постоянно нуждающийся

в усовершенствовании. Резервирующая функция может быть успешно реализована только при достаточно высоком уровне развития сберегательной системы, стабильном и устойчивом ее функционировании. Ведь условием эффективного выполнения системой данной функции является сохранение ценности сбережений, гарантирование их возврата, что зависит от эффективности институциональной структуры сберегательной системы. Реализации этой функции способствуют такие свойства сберегательной системы, как способность обеспечивать конвертируемость, ликвидность, безопасность сбережений.

Отличие резервирующей функции от воспроизводственно-инвестиционной, по мнению исследователей, заключается в назначении сберегательных ресурсов: благодаря первой функции образуется резервный фонд потребления, благодаря второй - фонд накопления и расширенного воспроизводства [12. С. 94]. Кроме того, страховая функция сберегательной системы отличается от воспроизводственно-потребительской. Благодаря первой обеспечивается отложенное потребление на уровне потребностей, отвечающих нынешнему уровню их развития, а благодаря второй происходит удовлетворение потребностей более высокого уровня, по сравнению со сложившимся на данный момент. Следует отметить, что первенство в реализации резервирующей функции принадлежит таким институциональным образованиям, как страховые учреждения и пенсионные фонды.

Способность превращать сберегательные ресурсы в инвестиции обусловливает трансформационную функцию сберегательной системы, результатом которой становится приумножение ценности сбережений. Основой этой функции выступает связь между доходами субъектов и капиталовложениями посредством сбережений, в результате которой непотребленная часть доходов трансформируется в инвестиции. Именно в этой функции проявляется ингерентность сберегательной системы по отношению к другим системам, в частности кредитной, банковской, фондового рынка и т. п. Так, трансформационная функция сберегательной системы реализуется благодаря развитию кредитной системы, более того, первая вбирает в себя вторую и, опосредуя кругооборот сбережений, превращает их в инвестиции. Институты фондового рынка также являются элементами институциональной структуры сберегательной системы, обеспечивая существование финансовых форм сбережений - в виде акций, облигаций. Именно трансформационная функция сберегательной системы связана с удовлетворением потребностей экономических субъектов в средне- и долгосрочных ресурсах для реализации инвестиционных проектов, проведения технологической модернизации, и т. п. Выполняя эту функцию, сберегательная система «создает длинные деньги», крайне необходимые для развития национальной экономики. Эффективному выполнению сберегательной системой рассмотренной функции способствуют такие ее свойства, как способность аккумулирования ресурсов, обеспечения их безопасности (гарантий сохранности и возврата), трансформации на основе самовозрастания, а главная роль в институциональном обеспечении этой функции принадлежит инвестиционным компаниям, институтам фондового рынка, банкам. Обратим внимание на отличие трансформационной функции сберегательной системы от воспроизводственной: в рамках первой - сберегательная система опосредует перемещение сбережений из реального сектора в финансовый, и наоборот, а также перемещение из реального временного периода в будущий. В рамках второй функции акцент делается на базовой сущности сбережений как формы прибавочного продукта, материального источника инвестиций, тогда как денежные сбережения являются их непосредственным источником.

Регулирующая функция сберегательной системы проявляется прежде всего на макроуровне, уравновешивая объемы сбережений и инвестиций, а отсюда - совокупный спрос на товары и услуги и их совокупное предложение. Следует отметить регулирование других потоков и макропропорций - текущего и будущего потребления,

доходов и расходов субъектов экономики, денежных и материальных потоков и т. п. Такое регулирование осуществляется посредством механизма согласования интересов на рынке сбережений на основе соответствующих норм и правил, регламентированных государством. Отдельно следует рассмотреть роль сберегательной системы в регулировании денежного оборота. За счет формирования организованных сбережений и их аккумулирования в рамках сберегательной системы становится возможной экономия расходов денежного обращения. Происходит сокращение денежной массы в обращении, и это оказывает антиинфляционное влияние на экономику. Эффект усиливается благодаря способности сберегательной системы создавать средне- и долгосрочные деньги через страховые, пенсионные институты и другие сберегательно-инвестиционные учреждения, аккумулирующие средства на долгосрочной основе. Кроме того, организованные сбережения обеспечивают непрерывность денежного оборота - непрерывное движение денег в ходе их использования как средства платежа. В то же время следует отметить, что неорганизованные формы денежных сбережений способствуют замедлению денежного оборота. Если доля последних в совокупных национальных сбережениях достаточно велика, угрозы инфляционного давления на экономику по этому каналу возрастают, особенно в периоды обострения кризисных ситуаций.

Социальную функцию сберегательной системы можно считать интегральной, поскольку она, на наш взгляд, вбирает в себя все перечисленные, испытывает их влияние и заключается в повышении благосостояния нынешнего и будущего поколений. В рамках этой функции разрешается главное противоречие, которое обусловливает сам факт существования сбережений - противоречие между желанием и возможностью удовлетворения потребностей в товарах и услугах. Проявления социальной функции разнообразны. Благодаря страховому резерву ресурсов, сформированных посредством сберегательной системы, сглаживаются последствия циклических колебаний в экономике - увеличиваются возможности потребления в условиях падения доходов субъектов. Это повышает уровень благосостояния граждан и общества в целом в кризисные периоды. Способность системы трансформировать сбережения в инвестиции позволяет развивать негосударственные пенсионные институты и решать проблему социального обеспечения населения преклонного возраста путем снятия дополнительной нагрузки на государственный бюджет. Кроме того, посредством сберегательной системы может быть решен комплекс проблем по обеспечению граждан разнообразными социальными услугами - здравоохранения, культуры, образования и пр. Это становится возможным благодаря механизму страхования и предоставления льготных кредитов на отмеченные цели. За счет таких кредитов удовлетворяются и потребности в товарах длительного пользования. Отдельно целесообразно рассмотреть возможности, которые благодаря развитию сберегательной системы появляются у домохозяйств в решении жилищной проблемы. Это ипотечные кредиты, предоставляемые банками или другими специализированными институтами для приобретения недвижимости на основе залога. Наличие эффективного ипотечного механизма позволяет ресурсам сберегательной системы превращаться в инвестиции для решения жилищной проблемы домохозяйств. Можно выделить ряд других позитивных эффектов от реализации социальной функции сберегательной системы: обеспечение психологического комфорта благодаря формированию у человека ощущения защищенности и уверенности в завтрашнем дне; возможность повышения интеллектуального уровня, личностного роста, раскрытия творческого потенциала, получения знаний, умений, навыков и опыта. Последнее способствует формированию среднего класса в обществе - основного поставщика ресурсов для сберегательной системы. Формирование среднего класса становится возможным в результате открытия собственного бизнеса, а также условий, которые позволяют рабочим стать совладельцами компаний благодаря инвестированию доходов в акции предприятий-работодателей.

Сбережения выступают в качестве индикатора макроэкономических процессов и общего состояния национальной экономики. Это означает, что наблюдения за величиной, динамикой, основными формами сбережений позволяют получить информацию не только о субъектах сберегательных отношений, но и о состоянии и трендах развития экономики в целом. Сбережения выступают своеобразным барометром экономического, инвестиционного, политического, социального, культурного климата в стране. Доходность вложения сберегательных ресурсов в разные виды активов является индикатором макроэкономической стабильности или нестабильности. С другой стороны, информационная насыщенность сберегательной системы обусловливает объемы организованных сбережений в рамках системы и определяет тенденции формирования инвестиционного потенциала национальной экономики. Результатом реализации информационной функции является формирование высокого уровня доверия субъектов к институтам сберегательной системы, а также правительству, что усиливает социально-экономическую стабильность в обществе.

Культура потребления-сбережения является составной частью общей культуры нации и всего общества. Связь между сберегательной культурой и экономическим потенциалом страны проявляется на уровне взаимовлияния: с одной стороны, общество создает институт сберегательной культуры, а с другой - сберегательное поведение людей, а значит, и инвестиционный потенциал хозяйственной системы, формируется под воздействием традиций, привычек, стереотипов, общественного мнения, менталитета, т. е. культуры сбережения. Ценностно-культурная функция сберегательной системы обусловливает большой воспитательный эффект в обществе. Она связана с необходимостью перехода к цивилизованному, экономически образованному обществу, базирующемся на консенсусе и гармонизации интересов всех институциональных единиц. В узком смысле эта функция предполагает воспитание социальной ответственности домашних хозяйств, государства, финансовых и нефинансовых учреждений, некоммерческих организаций за результаты своей деятельности или бездеятельности.

Определение различий между национальной сберегательной и финансовой системами

Анализ свойств и функций НСС, ее структурирование позволяют отделить сберегательную систему от других родственных систем, в частности финансовой. Различия между ними определим на основе выделения системообразующего фактора. Согласно концепции эмерджентности, «...система образуется только в том случае, если имеет место некий системообразующий фактор, который неорганизованное, хаотическое множество взаимодействующих компонентов упорядочивает и переводит их на уровень системы» [8. С. 102]. В среде исследователей пока не достигнут консенсус по поводу однозначного, общепринятого понимания сути системообразующего фактора, который трактуется как: цель системы; приоритетная функция; приоритетное положение элементов или подсистем в формируемой экономической структуре системы; непосредственно институциональная структура системы; процесс формирования и воспроизводства опыта системы (ее социально-экономический генотип) [8]. На наш взгляд, все подходы к трактовке системообразующего фактора имеют право на существование и достаточно аргументированы. На этой теоретической основе рассмотрим различия между сберегательной и финансовой системами.

Итак, суть сберегательной системы связана с развитием сущности и форм сбережений, сберегательных отношений, сберегательной деятельности. В свою очередь, толкование финансовой системы обусловлено содержанием и конкретизацией более общего понятия «финансы», а также финансовой деятельностью, которая во многом отличается от сберегательной. Назначение финансовой системы (цель) - удовлетворение потребностей субъектов в денежных средствах (абсолютно ликвидных активах), ее приоритетная функция - распределительная, т. е. распределение денежных средств

между участниками экономических отношений, а приоритетное свойство, обеспечивающее реализацию названной функции, - свойство ликвидности. Кроме того, в качестве специфических функций финансовой системы исследователи выделяют бюджетирование, налогообложение, финансирование, финансовое инспектирование. Назначение сберегательной системы (цель) - сохранение стоимости, созданной прошлым трудом, формирование богатства, видоизменение форм сбережений на основе преобразования активов из абсолютно ликвидной формы в менее ликвидную, и наоборот. Приоритетными функциями сберегательной системы, на наш взгляд, выступают резервирующая, воспроизводственная и социальная, а доминирующими свойствами являются безопасность, конвертируемость, способность повышать благосостояние населения. По нашему мнению, последнее свойство, а также свойство конвертируемости в широком смысле как способности видоизменять форму существования сбережений (от финансовых вложений до реальных и инновационных) отличают сберегательную систему от других родственных систем.

Кроме того, в классическом первоначальном понимании финансовой системы акцент делался на государстве как главном субъекте финансовых отношений, общегосударственных денежных фондах, а также государственных институтах, реализующих финансовую политику государства, тогда как главными субъектами сберегательной системы выступают домашние хозяйства, нефинансовые предприятия и сберегательно-инвестиционные институты.

Доминирующую роль в системе финансовых отношений играют бюджетные отношения, которые строятся на принципах обязательности, безвозвратности (однонаправленности). Следовательно, определяющей формой проявления финансовых отношений является государственно-властная. Кругооборот сбережений осуществляется преимущественно на принципах платности, возвратности. В этой связи доминирующей формой проявления сберегательных отношений выступает индивидуалистско-конкуренционная (рыночная).

Развитие сберегательной системы проявляется в развитии ее свойств, функций, институтов. На каждом историческом этапе преобладает та или иная функция, появляются новые. Функциональные потребности системы удовлетворяются посредством формирования новых институтов, максимально реализующих ее отдельные функции: «Институты возникают благодаря тому, что возникает потребность в них, точнее, в том наборе функций (полезностей), которые конкретная система реализует» [10. С. 229]. Следовательно, у каждой подсистемы, организации, института есть свое функциональное назначение и поле приложения усилий - компетенции. Если система со временем перестает выполнять какую-то или несколько функций либо реализует их не в полном объеме, с низким качеством, то возникает проблема ее дисфункциональности. На наш взгляд, суть процесса управления сберегательной системой и заключается в обеспечении бесперебойной реализации ею главных функций на основе усиления имеющихся позитивных свойств системы, нейтрализации негативных, а также создания новых.

Так, на нынешнем постиндустриальном этапе развития национальных сберегательных систем у них формируются новые негативные свойства, такие как виртуальность, слабая контролируемость, гипермультипликативность. В этой связи усиливаются риски стабильного развития сберегательных систем1: механизм рынка сбережений со-

1 Результаты последних исследований ученых подтверждают эти факты. «В постиндустриальной экономике сейчас доминирует сектор финансов, страхования и недвижимости. ... Финансовая деятельность вытесняет новые расходы и инвестиции в реальную экономику» [15. С. 222]. «Нефинансовые фирмы США вкладывают значительные средства в рисковые финансовые активы, включая корпоративный долг» [17. С. 807]. Таким образом размываются границы между финансовыми и нефинансовыми корпорациями, в результате посредством индустрии хедж-фондов бесконтрольно растет потенциал спекулятивного капитала.

здает предпосылки для «перепроизводства денег», поскольку возникает новая форма сбережений - виртуальная, усиливающая риски их обесценивания, падает уровень доверия субъектов к сберегательно-инвестиционным институтам, актуализируется проблема информационной насыщенности системы, императивы глобализации обусловливают потребности в создании наднациональных институтов регулирования.

Для нейтрализации перечисленных угроз управлять процессом развития национальных сберегательных систем следует создавая прогрессивные системы с заранее заданными свойствами - высокой информационной насыщенностью, надежностью, устойчивостью. Реализация данных целевых установок невозможна без активного государственного стимулирования роста доходов и сбережений домохозяйств, их трансформации в производительные формы с вложением в реальный сектор экономики страны.

Заключение

Каждый этап развития национальных сберегательных систем характеризуется доминированием определенных свойств и институтов, специфическим набором функций. Новые целевые установки в ответ на новые противоречия и проблемы стабильного функционирования и развития сберегательных систем обусловливают потребности в институциональных преобразованиях, в появлении и фиксации новых свойств, призванных обеспечить устойчивость систем в современных условиях.

Для нынешнего постиндустриального этапа развития национальных сберегательных систем характерны: усиление асимметрии в информированности субъектов рынка сбережений; опережающий рост расходов сберегательно-инвестиционных институтов, связанных с обработкой информации, по сравнению с издержками по предоставлению услуг; усиление влияния неэкономических факторов, в частности общественного мнения, на потребительскую ценность благ и услуг; возрастание потребностей в сберегательно-инвестиционных инструментах с «сетевым, клубным эффектом», когда спрос на них зависит от количества потребителей; изменение характера взаимодействия между субъектами; активное распространение новой формы сотрудничества между ними - так называемой «коллаборативной фильтрации», когда на основе суждений одних субъектов другие формируют свое восприятие новых благ (услуг) [4. С. 14-21]. Видоизменяется проблема редкости ресурсов.

Эти особенности и новые тенденции следует учитывать в процессе управления национальными сберегательными системами, формируя у них заранее заданные свойства, способные обеспечить стабильное функционирование и устойчивое развитие систем на новом этапе цивилизационного прогресса.

Источники

1. Бойко В. П. Сбережения населения и их функции. М.: МАКС Пресс, 2005.

2. Ватаманюк О. З. Динамика, структура и факторы национальных сбережений в Украине в 1992-2004 годах // Финансы Украины. 2007. № 4. С. 58-68.

3. Горожанкина М. Е. Социальный капитал: политэкономический аспект. Донецк: ДонГУЭТ, 2006.

4. Долгин А. Манифест новой экономики. Вторая невидимая рука рынка. М.: АСТ, 2010.

5. Доходы и сбережения в переходной экономике Украины / С. Панчишин, М. Сав-лук, Н. Дорофеева и др.; под ред. С. Панчишина, М. Савлука. Львов: Изд. центр ЛНУ им. Ивана Франко, 2003.

6. Кашин Ю. Сберегательный процесс и Сберегательный банк // Вопросы экономики. 2000. № 5. С. 120-132.

7. Макаренко В. О., Пришепчук И. О. Построение модели финансовой системы Украины на основе системного подхода // Финансы Украины. 2010. № 5. С. 31-36.

8. Мельник М. С. Основные подходы к исследованию системообразующего фактора в динамике экономических систем // Ученые записки. 2010. № 11. С. 102-112.

9. Ракитский Б. В., Шохин А. Н. Закономерности формирования и реализации трудовых доходов при социализме. М.: Наука, 1987.

10. Сухарев О. С. Институциональная теория и экономическая политика: К новой теории передаточного механизма в макроэкономике. Кн. 2. Экономическая политика. Проблемы теоретического описания и практической реализации. М.: Экономика, 2007.

11. Тарасенко Ф. П. Прикладной системный анализ (наука и искусство решения проблем): учебник. Томск: Изд-во Томск. ун-та, 2004.

12. Третьякова И. Н., Логачев В. А., Леванов А. Д. Сбережения населения в процессе формирования и развития рыночной экономики. Кемерово: Полиграф, 2003.

13. Buscemi A., Yallwe A. Fiscal Deficit, National Saving and Sustainability of Economic Growth in Emerging Economies: A Dynamic GMM Panel Data Approach // International Journal of Economics and Financial Issues. 2012. Vol. 2. No. 2. Pp. 126-140.

14. Guerrieri V., Lorenzoni G. Credit Crises, Precautionary Savings, and the Liquidity Trap // Quarterly Journal of Economics. 2017. Vol. 132. Issue 3. Pp. 1427-1467.

15. Hudson M. Capital Gains, Total Returns and Saving Rates // European Journal of Economics and Economic Policies: Intervention. 2013. Vol. 10. No. 2. Pp. 221-230.

16. Jagadeesh D. The Impact of Savings in Economic Growth: An Empirical Study Based on Botswana // International Journal of Research in Business Studies and Management. 2015. Vol. 2. Issue 9. Pp. 10-21.

17. Precautionary Savings with Risky Assets: When Cash Is Not Cash / R. Duchin, T. Gilbert, J. Harford, C. Hrdlicka // The Journal of Finance. 2017. Vol. 72. Issue 2. Pp. 793-852. DOI: 10.1111/jofi.12490.

***

The Study of Properties and Functions of a National Savings System Based on the Concept of Emergence

by Valeriya V. Litvin

The research centres on identification of emergent properties of a national savings system. The system's exceptional role in the processes of accumulation and use of internal reproduction resources for the purposes of sustainable development of national economies conditions the need to study it as an independent complex object. In this regard, the article defines and reveals the integral properties of the national savings system, which allow distinguishing it from other related systems, identifying the level of its complexity and describing the control mechanism. Since the concept of emergence gives ideas about the integrity of any system, the proportion of its elements, the hierarchy of its levels, it provided the methodological basis for studying the relationship between the integral properties, functions, institutions of savings system. The author performs a comparative analysis of the savings system's functions and prove the thesis that the concept of emergence serves as the theoretical basis for developing an effective mechanism for forming a progressive savings system with predetermined properties taking into account the features of the post-industrial civilization.

Keywords: national savings system; emergent property; functions; institutional structure.

References:

1. Boyko V. P. Sberezheniya naseleniya i ikh funktsii [Population savings and their functions]. Moscow: MAKS Press Publ., 2005.

2. Vatamanyuk O. Z. Dinamika, struktura i faktory natsional'nykh sberezheniy v Ukraine v 1992-2004 godakh [Dynamics, structure and factors of national savings in Ukraine in 1992-2004]. Finansy Ukrainy - Finances of Ukraine, 2007, no. 4, pp. 58-68.

3. Gorozhankina M. Ye. Sotsial'nyy kapital: politekonomicheskiy aspect [Social capital: Political economy aspect]. Donetsk: Donetsk State University of Economics and Trade, 2006.

4. Dolgin A. Manifest novoy ekonomiki. Vtoraya nevidimaya ruka rynka [Manifesto of the new economy. The second invisible hand of the market]. Moscow: AST Publ., 2010.

5. Panchishin S., Savluk M., Dorofeeva N. et al. Dokhody i sberezheniya v perekhodnoy ekonomike Ukrainy [Incomes and savings in the transitional economy of Ukraine]. Lvov: Lvov National University named after Ivan Franko, 2003.

6. Kashin Yu. Sberegatel'nyy protsess i Sberegatel'nyy bank [Saving process and the Savings Bank]. Voprosy ekonomiki - The Issues of Economics, 2000, no. 5, pp. 120-132.

7. Makarenko V. O., Prishepchuk I. O. Postroenie modeli finansovoy sistemy Ukrainy na osnove sis-temnogo podkhoda [Designing a model for Ukraine's financial system based on the system approach]. Finansy Ukrainy - Finances of Ukraine, 2010, no. 5, pp. 31-36.

8. Melnik M. S. Osnovnye podkhody k issledovaniyu sistemoobrazuyushchego faktora v dinamike ekonomicheskikh sistem [Basic approaches to the study of the system-forming factor in the dynamics of economic systems]. Uchenye zapiski - Academic Notes, 2010, no. 11, pp. 102-112.

9. Rakitskiy B. V., Shokhin A. N. Zakonomernosti formirovaniya i realizatsii trudovykh dokhodov pri sotsializme [Regularities of formation and realization of labour incomes under socialism]. Moscow: Nauka Publ., 1987.

10. Sukharev O. S. Institutsional'naya teoriya i ekonomicheskaya politika: K novoy teorii peredatochno-go mekhanizma v makroekonomike. Kn. 2. Ekonomicheskaya politika. Problemy teoreticheskogo opisaniya i prakticheskoy realizatsii [Institutional theory and economic policy: Towards a new theory of the transfer mechanism in macroeconomics. Book 2. Economic policy. Problems of theoretical description and practical implementation]. Moscow: Ekonomika Publ., 2007.

11. Tarasenko F. P. Prikladnoy sistemnyy analiz (nauka i iskusstvo resheniya problem) [Applied system analysis (science and the art of problem solving)]. Tomsk: Tomsk University, 2004.

12. Tretyakova I. N., Logachev V. A., Levanov A. D. Sberezheniya naseleniya vprotsesseformirovaniya i razvitiya rynochnoy ekonomiki [Population savings in the process of formation and development of a market economy]. Kemerovo: Poligraf Publ., 2003.

13. Buscemi A., Yallwe A. Fiscal Deficit, National Saving and Sustainability of Economic Growth in Emerging Economies: A Dynamic GMM Panel Data Approach. International Journal of Economics and Financial Issues, 2012, vol. 2, no. 2, pp. 126-140.

14. Guerrieri V., Lorenzoni G. Credit Crises, Precautionary Savings, and the Liquidity Trap. Quarterly Journal of Economics, 2017, vol. 132, issue 3, pp. 1427-1467.

15. Hudson M. Capital Gains, Total Returns and Saving Rates. European Journal of Economics and Economic Policies: Intervention, 2013, vol. 10, no. 2, pp. 221-230.

16. Jagadeesh D. The Impact of Savings in Economic Growth: An Empirical Study Based on Botswana. International Journal of Research in Business Studies and Management, 2015, vol. 2, issue 9, pp. 10-21.

17. Duchin R., Gilbert T., Harford J., Hrdlicka C. Precautionary Savings with Risky Assets: When Cash Is Not Cash. The Journal of Finance, 2017, vol. 72, issue 2, pp. 793-852. DOI: 10.1111/jofi.12490.

Contact Info:

Valeriya V. Litvin, Cand. Sc. (Econ.), Applicant Financial University under the Government of the

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

for Doctoral Degree of Financial Markets and Russian Federation

Banks Dept. 49 Leningradsky Ave., Moscow, Russia, 125993

Phone: 8 10 38 (062) 342-98-09

e-mail: [email protected]

Ссылка для цитирования: Литвин В. В. Исследование свойств и функций национальной сберегательной системы на основе концепции эмерджентности // Известия Уральского государственного экономического университета. 2018. Т. 19. № 1. С. 26-37. DOI: 10.29141/2073-1019-2018-19-1-3

For citation: Litvin V. V. Issledovanie svoystv i funktsiy natsional'noy sberegatel'noy sistemy na osnove kontseptsii emerdzhentnosti [The study of properties and functions of a national savings system based on the concept of emergence]. Izvestiya Uralskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta - Journal of the Ural State University of Economics, 2018, vol. 19, no. 1, pp. 26-37. DOI: 10.29141/2073-1019-2018-19-1-3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.