УДК 159.9
ИССЛЕДОВАНИЕ СУБЪЕКТИВНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ О СОЦИАЛЬНОМ КАПИТАЛЕ
© 2014 Н. А. Шаталова
аспирант кафедры методики, педагогики и психологии профессионального
образования
e-mail: [email protected] Курский государственный университет
В статье представлен количественный анализ результатов эмпирического исследования субъективных представлений будущих менеджеров о социальном капитале под воздействием специальной программы, разработанной на основе авторской модели таких изменений.
Ключевые слова: социальный капитал, структура субъективных представлений о социальном капитале, рефлексивное обучение
Проблема. «Социальный капитал» - сравнительно новое понятие в экономике, социологии, психологии, политологии. Можно отметить большое количество работ в социологии и экономике, посвященных изучению социального капитала. В психологии проблемам социального капитала посвящены исследования А.Н. Татарко, О.В. Биляковской, Н.Р. Маликовой, А.В. Рожковой, Л.Г. Почебут и Л.В. Марарица, Ю.А. Павлова, О.В. Павловой, Т.А. Нестик, П.Н. Шихирева и других авторов.
Менеджерам как представителям профессии типа «человек - человек» важно уметь устанавливать и поддерживать отношения с другими людьми: подчиненными, коллегами, руководством, потребителями, деловыми партнерами, конкурентами и др.
Анализ динамики субъективных представлений о социальном капитале студентов факультета экономики и менеджмента с первого по пятый курс показал наличие его роста. Возможно, такой рост обусловлен стихийным влиянием: изучение психологических дисциплин, прохождение производственной практики (новые контакты) и др.
Была выдвинута гипотеза о том, что в процессе профессионального обучения можно оказывать целенаправленное воздействие на субъективные представления студентов о социальном капитале.
Организация и методы исследования. Исследование проводилось в 2012/2013 учебном году. В нем участвовали 208 студентов факультета экономики и менеджмента Курского государственного университета первого (130) и второго (78) курсов -будущие менеджеры и маркетологи, экономисты, бухгалтеры.
Для изменения субъективных представлений о социальном капитале студентов, будущих менеджеров, была создана программа. В качестве информационных источников для разработки программы были использованы несколько вариантов психологических тренингов. В программе выделена теоретическая и практическая части. Теоретическая часть реализовывалась в лекциях по дисциплинам психологопедагогических и профессионально ориентированных курсов, практическая часть - на практических занятиях в рамках тех же учебных курсов. Кроме того, программа содержит диагностическую часть, позволяющую определять развитие структурных компонентов социального капитала у будущих менеджеров.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НА УКИ
В качестве структурных компонентов субъективных представлений о социальном капитале выбраны когнитивный, эмоциональный и поведенческий, каждый из которых имеет свое содержание. В качестве средства получения эмпирических данных использовались опрос и комплекс методик диагностирования субъективных представлений о социальном капитале. Опрос осуществлялся для установления исходных представлений о социальном капитале у будущих менеджеров. Для диагностики когнитивного компонента использовались: методика диагностирования рефлексивности А.В. Карпова, В.В. Пономарёвой, методика уровня выраженности и направленности рефлексии М. Гранта и методика диагностики межличностных отношений (социометрия) Дж. Морено. Для измерения эмоционального компонента социального капитала применялись шкала оценки значимости эмоций и опросник эмоционального интеллекта «ЭмИн» (Д.В. Люсин). Диагностика поведенческого компонента осуществлялась с помощью теста диагностики межличностных отношений (ДМО) Л.Н. Собчик (адаптированный вариант интерперсональной диагностики Т. Лири) и мини-сочинения «5 лет».
Результаты исследования изменения субъективных представлений о социальном капитале студентов первого и второго курсов с использованием программы воздействия в экспериментальных группах (ЭГ) и классических семинаров в контрольных группах (КГ) представлены ниже.
№ Показатель Группа 1 курс 2 курс
Претест Посттест Претест Посттест
(частота/ (частота/ (частота/ (частота/
частость) частость) частость) частость)
КОГНИТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ СОЦИАЛЬНОГО КАПИТАЛА
1 Оптимальный уровень ЭГ 24/37,5 44/68,8 17/42,5 30/75
рефлексии в управлении КГ 25/37,9 29/43,9 16/43,2 19/51,4
2 Оптимальное сочетание само- ЭГ 16/25,0 36/56,3 13/32,5 31/77,5
и социорефлексии КГ 18/27,3 21/31,8 11/29,7 15/40,6
3 Групповое взаимодействие/ ЭГ 2,828125/ 2,78125/ 1,425/ 2,9/
максимальное число выборов 55/85,94 53/82,81 5/12,5 37/92,5
КГ 2,924242/ 1,712121/ 1,43243/ 2,24324/
61/92,42 13/19,7 3/8,11 19/52,35
4 Коэффициент ЭГ 0,078125/ 0,1875/ 0,03/ 0,375/
удовлетворенности/ 5/7,81 12/18,75 2/5 15/37,5
взаимность выборов КГ 0,090909/ 0,075758/ 0,081081/ 0,162162/
6/9,09 5/7,58 3/8,11 6/16,22
5 Количество «изолированных» ЭГ 1/1,56 2/3,13 6/15 1 /2,5
КГ 0/0 12/18,18 5/13,5 2/5,41
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ СОЦИАЛЬНОГО КАПИТАЛА
6 Значимость шестой и девятой ЭГ 13/20,3 36/56,3 10/25 27/67,5
эмоции КГ 12/18,2 15/22,7 11/29,7 11/29,7
7 Высокий уровень ЭГ 9/14,1 29/45,3 8/20 25/62,5
межличностногоЭИ КГ 8/12,1 12/18,2 7/18,9 10/27
ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ СОЦИАЛЬНОГО КАПИТАЛА
8 Гармоничный тип ЭГ 17/26,6 38/59,4 12/30 26/65
межличностных отношений КГ 18/27,3 20/30,3 11/29,7 14/37,8
9 Высказывания о других и/или ЭГ 7(-4)/10,9 31(-0)/48,4 6(-0)/15 24(-0)/60
отношениях с другими (в том числе «отрицательные») КГ 9(-4)/13,6 11(-0)/16,7 7(-0)/18,9 10(-0)/27
№г=64, Икг=66 №г=40, Икг=37
Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014. № 2 (30)
Шаталова Н.А. Исследование субъективных представлений будущих менеджеров
о социальном капитале
Когнитивный компонент
По методике диагностирования рефлексивности А.В. Карпова,
В.В. Пономарёвой претест на первом курсе в экспериментальных и контрольных группах выявил соответственно 37,5% и 37,9% студентов, обладающих средним уровнем рефлексии. Посттест в экспериментальных группах показал, что этот показатель изменился на 31,3% и составил 68,8%. В контрольных же группах данный показатель увеличился на 6% и составил 43,9%. Для второго курса первичная диагностика данного показателя составила 42,5% и 43,2% соответственно. Посттест показал его увеличение на 32,5% (до 75%) в экспериментальных и на 8,6% (до 51,4%) в контрольных группах.
На первом курсе оптимальное сочетание саморефлексии и социорефлексии по результатам первичного тестирования (методика М. Гранта) было выявлено у 25% студентов экспериментальных и у 27,3% студентов контрольных групп. Посттест выявил сочетание среднего уровня саморефлексии и высокого уровня социорефлексии у 56,3% студентов экспериментальной группы. Только до 31,8% данный показатель изменился в контрольных группах. 32,5% студентов в экспериментальных и 29,7% студентов в контрольных группах второго курса показали оптимальное сочетание саморефлексии и социорефлексии в первичном тестировании. Повторное тестирование в экспериментальных и в контрольных группах выявило изменение этого показателя до 77,5% и 40,6% соответственно.
Максимальное число выборов в претесте сделали 85,94% студентов экспериментальной и 92,42% студентов контрольной группы первого курса. Посттест выявил 82,81% студентов с максимальным количеством выборов в экспериментальных и 19,7% в контрольных группах. Индекс группового взаимодействия составил соответственно: 2,83 в экспериментальных группах и 2,92 в контрольных группах при первичном тестировании, 2,78 в экспериментальных группах и 1,71 в контрольных группах при повторном тестировании.
Как показал претест, среди студентов второго курса максимальное число выборов сделали 12,5% студентов экспериментальных и 8,11% студентов контрольных групп. Индекс группового взаимодействия при первичной диагностике студентов второго курса составил 1,43 в экспериментальных группах и 1,43 в контрольных группах. В посттесте максимальное число выборов выявлено у 92,5% студентов-второкурсников экспериментальной и у 52,35% студентов-второкурсников
контрольной группы. Посттест показал, что в экспериментальных и в контрольных группах индекс группового взаимодействия вырос до 2,9 и 2,24 соответственно.
Коэффициент удовлетворенности в экспериментальных группах на первом курсе изменился с 0,08 (претест) до 0,19 (посттест). Количество студентов
экспериментальной группы, сделавших взаимные выборы, изменилось с 7,81% до 18,75%. В контрольных группах на первом курсе коэффициент удовлетворенности изменился с 0,09 до 0,08, а количество студентов, сделавших взаимные выборы, - с 9,09% до 7,58%.
На втором курсе в экспериментальных группах коэффициент удовлетворенности изменился с 0,03 до 0,38. Количество студентов, сделавших взаимные выборы в претесте, составило 5%, а в посттесте -37,5%. В контрольных группах на втором курсе эти показатели изменились следующим образом: коэффициент удовлетворенности с 0,08 до 0,16, а количество студентов с взаимными выборами - с 8,11% до 16,22%.
Среди студентов первого курса в экспериментальных группах было выявлено 1,56% изолированных членов группы при первичном тестировании. В контрольных группах таких студентов не было. При повторном тестировании 3,13% студентов экспериментальных групп получили статус «изолированных». Это свидетельствует о
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НА УКИ
снижении субъективной ценности отношений с данными студентами в связи с расширением контактов во внешней «досуговой» среде. В контрольных группах данный показатель составил 18,18%. Статус «изолированных» в первичном тестировании получили 15% студентов в экспериментальных и 13,5% в контрольных группах второго курса. При повторном тестировании в экспериментальных и в контрольных группах этот показатель изменился до 2,5% и 5,41% соответственно.
Эмоциональный компонент
Первый и второй ранг по шкале оценки значимости эмоций шестой и девятой эмоции присвоили на первом курсе 20,3% студентов экспериментальных и 18,2% студентов контрольных групп. Посттест показал рост значимости социальных (шестой и девятой) эмоций на 26% в экспериментальных и на 4,5% в контрольных группах до 56,3% и 31,8% соответственно. Социальные эмоции первым и вторым рангом отмечали 25% и 29,7% студентов второго курса. В посттесте в контрольных группах этот показатель остался прежним (29,7%), а в экспериментальных группах он вырос на 42,5% и составил 67,5%.
Исследование межличностного эмоционального интеллекта (опросник эмоционального интеллекта «ЭмИн» (Д.В. Люсин)) показало, что 14,1% студентов в экспериментальных и 12,1% студентов в контрольных группах на первом курсе имеют высокий уровень межличностного эмоционального интеллекта. Посттест в экспериментальных группах позволил выявить повышение количества студентов с высоким уровнем межличностного эмоционального интеллекта на 31,2% (до 45,3%). Посттест в контрольных группах показал увеличение этого показателя на 6,1% и составил 18,2%. На втором курсе при первичной диагностике данный показатель составил 20% и 18,9% в экспериментальных и контрольных группах соответственно. При повторном тестировании высокий уровень межличностного эмоционального интеллекта наблюдался у 62,5% студентов в экспериментальных и у 27% студентов в контрольных группах. Изменение составило 42,5% и 8,1% соответственно.
Поведенческий компонент
26,6% студентов экспериментальных и 27,3% студентов контрольных групп первого курса показали гармоничный тип межличностных отношений. При повторном тестировании 59,4% студентов экспериментальных и 30,3% студентов контрольных групп показали результаты по всем октантам в пределах 4-8 баллов. Первичная диагностика второго курса по методике «Диагностика межличностных отношений» (ДМО) Л.Н. Собчик позволила выявить 30% студентов в экспериментальной и 29,7% студентов в контрольной группе с гармоничным типом межличностных отношений. Повторное тестирование показало, что в экспериментальных и в контрольных группах этот показатель вырос до 65% и 37,8% соответственно.
Анализ мини-сочинений «5 лет» студентов-первокурсников показал, что лишь 10,9% студентов экспериментальных и 13,6% студентов контрольных групп использовали высказывания о других и/или отношениях с другими. Следует отметить наличие «отрицательных» высказываний как в экспериментальных (4 из 7), так и в контрольных (4 из 9) группах. Назовем содержание используемых высказываний: констатация проблем в построении или поддержании отношений в прошлом (в школе), проявление неуверенности или отрицание наличия навыков у себя для установления и развития отношений, опасения и неуверенность в установлении дружеских отношений в учебной группе. В повторном мини-сочинении «отрицательные» высказывания не встречались. При повторном тестировании количество студентов, высказывавшихся о других и/или отношениях с другими, в экспериментальных группах выросло до 48,4%. В контрольных группах этот показатель достиг всего лишь 16,7%.
Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014. № 2 (30)
Шаталова Н.А. Исследование субъективных представлений будущих менеджеров
о социальном капитале
У студентов второго курса «отрицательных» высказываний не встречалось ни в первичных, ни в повторных мини-сочинениях. Претест показал, что 15% студентов экспериментальных и 18,9% студентов контрольных групп высказывались о других и/ или об отношениях с другими. При повторном тестировании в экспериментальных группах 60% студентов высказывались о других и/или отношениях с другими. В контрольных группах этот показатель составил 27%.
Статистический анализ полученных эмпирических фактов по критерию Фишера Ф* показал:
1) результаты первичной диагностики (претест) всех показателей основного исследования в экспериментальных и в контрольных группах как первого, так и второго курсов не имеют статистически значимых отличий;
2) изменения показателей при повторном тестировании студентов контрольных групп статистически не отличаются от их первичного диагностирования;
3) выявлены статистически достоверные различия в тестируемых показателях в экспериментальных группах до и после применения программы психологического воздействия (р<0,05).
4) сравнение результатов повторного тестирования, полученных в экспериментальных группах, с результатами контрольных групп также показывают значимые различия (р<0,05).
Выводы. Полученные эмпирическим путем и статистически обоснованные закономерности служат основанием для вывода о подтверждении выдвинутой гипотезы: использование программы психологического воздействия в учебном
процессе способствует эффективному изменению субъективных представлений о социальном капитале у студентов, будущих менеджеров.
Полученные результаты имеют практическое значение, так как позволяют более качественно осуществлять профессиональную подготовку специалистов в области менеджмента с учетом психологических особенностей их будущей профессии.