Ю. А. Миронова
ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИКИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ НЕФТЕГАЗОДОБЫВАЮЩЕЙ ОТРАСЛИ В УСЛОВИЯХ ОБУЧЕНИЯ
Работа представлена кафедрой общей и социальной психологии Сургутского государственного университета.
Научный руководитель - доктор психологических наук, профессор Л. В. Шибаева
Исследование направлено на изучение своеобразия и динамики профессионального самоопределения студентов - будущих инженеров нефтегазодобывающей отрасли. Представлена эмпирическая характеристика психологических показателей развития профессионального самоопределения студентов, выявленная в процессе обучающего эксперимента. Подчеркнуты две группы показателей, значимых для описания перехода от низких уровней профессионального самоопределения к более высоким: показатели осознанности мотивационно-ценностных оснований профессионализма и показатели готовности к самоорганизации профессиональной деятельности в позиции активного субъекта, ответственного за профессиональное самосовершенствование и развитие ведущих задач профессиональной деятельности.
The investigation touches upon the distinctiveness and dynamics of vocational self-determination of students specialising in gas and oil producing industry. The author presents the empiric characteristics of psychological measures of students’ vocational self-determination development revealed during the training experiment. The author also marks out the two groups of factors that are important for description of the transfer from low levels of vocational self-determination to higher ones: factors of consciousness of motivational professionalism grounds and factors of readiness for professional activity self-organisation in the position of active subject, who is in charge of vocational self-improvement and development of major tasks of professional activity.
Профессионализация все в большей мере выступает предметом изучения в современной психологии труда. Неотъемлемым компонентом успешной профессионализации является профессиональное самоопределение. В современной психологии образова-
ния все большее значение приобретают исследования особенностей профессионального самоопределения (ПС) на этапе подготовки будущих специалистов в вузе.
В современной психологии ПС все в большей мере рассматривается в его связи
с личностным и жизненным самоопределением1. Несмотря на то что исследованию процесса становления профессионализма инженеров посвящено достаточно много исследований, большинство из них характеризуется предметоцентризмом, т. е. направленностью на изучение особенностей инженерно-технического мышления и на поиск путей его совершенствования. Однако современные условия предъявляют высокие требования не только к качеству профессионально-технической подготовки, но и к пониманию специалистами своей сферы деятельности как сложной социоинже-нерной действительности, в которой неразрывно связана необходимость продуктив -ного самоопределения и в технических системах, и в человеческих отношениях. Необходимость особого направления в под-готовке инженеров как будущих руководителей, способных ориентироваться в многоуровневой социальной действительности своей сферы, где сплетены и технические проблемы, и социально-психологические, в настоящее время становится все более очевидным2.
Изучение специфики и динамики ПС при вхождении молодого специалиста в профессию в современной психологии образования правомерно осуществлять в процессе психолого-педагогического сопровождения начинающих инженеров в процессе их профессионального становления. В рамках психолого-педагогического подхода к изучению проблемы ПС Е. А. Климов и Т. В. Кудрявцев рассматривают профессиональное развитие как длительный процесс, в ходе которого происходит определение человека в сфере профессиональ-ного труда. При этом уровень развития ПС соотносится не с возрастом индивида, а с его отношением к трудовой деятельности3. Большое значение приобретают исследования психологических условий, позволяющих поддержать в процессе образования будущих инженеров развитие ПС, позволяющее им с первых дней выхода на произ-
водственную практику осознавать себя как активных ответственных субъектов саморазвития и развития профессиональной сферы. Такое исследование призвано характеризовать динамику ПС начиная от его первичных уровней у студентов 3-го курса ко все более высоким, соотносимым с его наиболее зрелыми формами. Для исследования становления современных инженеров нового поколения большое значение имеет изучение того, как изменяется ориентировка в содержании и смысле профессиональной деятельности и задач ее развития, как оформляется высокий уровень мотивации достижения, как появляется ответственность за принятие профессиональных решений.
Цель проводимого исследования состояла в экспериментальном изучении психологических особенностей и динамики ПС студентов - будущих инженеров нефтегазодобывающей (НГД) отрасли в процессе их личностного развития в условиях традиционного обучения в вузе и в условиях специально организованного сопровождения на основе развивающего спецкурса «Профессиональное самоопределение».
Предварительно проведенное исследование с привлечением в качестве испытуемых практикующих специалистов-инжене-ров НГД отрасли позволило выделить ряд характеристик низких уровней развитости ПС. На этом уровне отмечается низкая мотивация в ориентировке инженеров в целостности понимания задач и проблем производства. При планировании деятельности по решению проблемы редуцирован план понимания значимости социальнопсихологических взаимодействий в производственной группе, выражена ориентация на управленческую иерархию и исполнительскую дисциплину на узком шаге выполнения программы. Это находит свое выражение в низком уровне ответственности за происходящее, что, в частности, проявляется в низких уровнях интернальности в сфере профессии (по показателям методи-
ки «Локус субъективного контроля» - методики УСК).
Для изучения трудностей становления ПС студентов - будущих инженеров в области НГД была проведена основная серия эксперимента.
В эксперименте принимали участие студенты 3-го курса Сургутского института нефти и газа (102 человека). Эксперимент состоял из трех частей: пре- тест, обучающий эксперимент и посттест.
В пре- и посттестовых частях эксперимента применялись следующие методы фиксации качества ПС студентов. Для изучения ценностно-мотивационной сферы применялись сочинение «Я и моя будущая профессия»; методика изучения доминирующих стремлений (Р. Эммонс)4; методика «Мотивация достижения» (М. Ш. Маго-мед-Эминов). Применялись методы, позволяющие характеризовать степень самоорганизации субъектом собственной деятельности, планировать ее и отвечать за ее успешность или неуспешность - методика «Локус субъективного контроля» (Е. Ф. Ба-жин)5, методика «Стиль саморегуляции поведения» (В. И. Моросанова)6.
Обучающая серия эксперимента носила характер игрового спецкурса. Она была направлена на то, чтобы поддержать у студентов 3-го курса ориентировку в ценностно-смысловых аспектах будущей деятельности инженера, направленность на интег-
ративный подход в понимании сложности будущих социоинженерных задач, на специфику применяемых инженерных решений в сложных уникальных обстоятельствах организации практики НГД отрасли. Основным направлением исследования выступала характеристика исходных уровней ПС студентов и тех уровней, которые оказались возможными под влиянием проведенного игрового спецкурса.
В постэкспериментальной части исследования приведены свидетельства позитивной динамики качеств ПС студентов - будущих инженеров. Остановимся на двух группах показателей, свидетельствующих об этом.
Показатели, свидетельствующие об изменении ценностно-мотивационной сферы студентов (данные контент-анализа сочинений «Я и моя будущая профессия», данные методики изучения доминирующих «высших стремлений» студентов). В сочинении «Я и моя будущая профессия» студентам предлагалось раскрыть такие темы, как назначение специальности инженера в области НГД, возможности карьерного роста , трудовые функции инженера, система управления предприятием, значимые представители , бытовые условия на месторождениях добычи нефти и газа. В табл. 1 представлены показатели развернутости тем сочинения «Я и моя будущая профессия» в преи посттесте по данным контент-анализа.
Таблица 1
Доля представленности фрагментов сочинения «Я и моя будущая профессия» в пре- и посттесте,
по данным контент-анализа, %
Среднее значение по темам сочинения Уровни
высокий Критерий Фишера (фэмп) средний Критерий Фишера (фэмп) низкий Критерий Фишера (фэмп)
претест посттест претест посттест претест посттест
Назначение специальности инженера НГД идр. 25 73 5,12 40 21 2,17 35 6 3,9
Проверка статистической значимости различий по критерию Фишера (ф) позволила зафиксировать достоверное преобладание положительного сдвига показателей (ф < Ф™,) по шкалам высокого и низкого
чтЭмп т0,0]/
уровней.
В сочинениях, отнесенных к высокому уровню, отмечаются развернутые фраг-
менты текстов, в которых представлено отношение студентов к будущей профессии, своего будущего места в сфере НГД, характеристика профессиональных интересов.
Изменилось содержание доминирующих стремлений. Сравнительные данные представлены в табл. 2.
Таблица 2
Доля показателей, характеризующих стремления студентов ЭГ, соотносимых со сферой
профессии в пре- и посттесте, %
Сферы стремлений Претест Посттест Критерий Фишера (фЭМп)
Профессия 9 20 7,25
Обучение 25,2 24 0,6
Личностные качества 13 22,5 5,7
Показатели табл. 2 свидетельствуют о том, что процентная доля высказываний, характеризующих стремления в таких сферах, как «профессия» и «личностные качества», имеет положительный сдвиг. Это находит свое подтверждение в статистической значимости различий по критерию Фишера (фэмп < ф001). В общей доле высказываний (среди таких сфер, как «семья», «досуг», «здоровье», «межличностные отношения») студенты все больше акцентировали внимание на профессиональных стремлениях, указывали на значимость профессионального роста.
Студентам предлагалось оценить свои стремления по степени ясности, значимости, вероятности успеха, поддержки со стороны близких и др. Сравнительная характеристика изменений в оценке студентами стремлений по этим основаниям представлена в табл. 3.
Проверка статистической значимости различий по критерию знаков (О) позволила зафиксировать достоверное преобладание положительного сдвига показателей (Оэмп < О001) по всем параметрам, оценивающим профессиональные стремления студентов.
Таблица 3
Сравнительная характеристика содержания стремлений в сфере «Профессия» по различным
параметрам в пре- и посттесте
Параметры Сфера Усилие Важность Влияние обстоятельств Ясность Прогресс Поддержка Вероятность успеха
претест посттест претест посттест претест посттест претест посттест претест посттест претест посттест претест посттест
Профессия 1,7 3,2 1,9 3,8 1,9 0,6 4,5 1,5 0,7 5,7 5,1 2,8 2,7 7,3
Критерий знаков (в) СэмпЭ Сэмп5 бэмп4 Сэмпб бэмп2 Сэмп8 Сэмп7
Стремления, относящиеся к сфере профессии, качественно изменились. После обучающего эксперимента испытуемые отмечают значимость профессионального самосовершенствования. Большинство студентов ЭГ стали более ясно представлять свое место в системе НГД и содержание возможного карьерного роста. Безусловно, положительная динамика профессиональных стремлений тесно взаимосвязана с личностным развитием. Это подтверждает качественный анализ личностных стремлений. В высказываниях студентов заметно больше отмечено стремлений, касающихся развития личностных качеств, имеющих отношение к сфере производства, по-
ложению в организации, содержанию лидерских позиций.
Положительное влияние участия студентов в обучающем игровом курсе на изменение показателей, касающихся личностных новообразований студентов - участников ЭГ, представлено в сводной табл. 4.
Как видно, результаты исследуемых параметров ЭГ-1 и ЭГ-1 в области субъективного контроля и саморегуляции поведения значительно отличаются в пре- и посттесте в положительную сторону. Эмпирические показатели (Т), свидетельствующие о статистически значимых различиях по критерию Вилкоксона (Тэш < ^001),
выделены жирным шрифтом.
Таблица 4
Показатели, характеризующие параметры ПС студентов (средние значения по группе) по методикам «УСК» и «Стиль саморегуляции поведения» (отмечена значимость различий
по критерию Вилкоксона)
ЭГ-1 ЭГ-2 ЭГ-3
Название методик Название параметров претест посттест 7"эмп претест посттест 7"эмп претест посттест 7"эмп
УСК Интернальность производственных отношений 4,7 6 19 3,5 5,6 20 3,9 4,7 34
Интернальность достижений 8,5 10,1 13,5 6,4 9,2 15 6,9 7,4 45
Стиль Планирование 5,7 6,9 91 4,5 7,1 28 6,0 6,9 20
саморегуляции Оценка результатов 5,3 7,4 17 6,1 8,4 14 6,4 6,2 68
поведения Самостоятельность 5,7 8,1 22 4,5 5,9 114 4,7 5,3 59
При измерении мотивации достижения положительную динамику мотивации дости-
были получены данные, подтверждающие жений. Результаты представлены в табл. 5.
Таблица 5
Показатели, характеризующие параметры ПС студентов (средние значения по группе) по методике «Мотивация достижения» (отмечена значимость различий по критерию Фишера)
ЭГ-1 ЭГ-2 КГ
Название методик Название параметров претест посттест фэмп претест посттест фэмп претест посттест фэмп
Мотивация Мотив достижения успеха 12 32 1,75 15 44,4 2,44 16 12 1,45
достижения Мотив избегания неудач 20 16 0,37 33 15 1,58 12 20 2,75
Достоверное преобладание положительного сдвига в области достижения успеха в ЭГ-1 и ЭГ-2 подтверждено статистически значимыми различиями по критерию Фишера (фэмп < ф001). Это свидетельствует о более выраженной мотивации карьерного роста студентов и более оформленных представлениях о профессиональных идеалах, о понимании своего места в профессиональной сфере деятельности.
Профессиональное и личностное самоопределение неразрывно связаны друг с другом в своей динамике. Студенты с высокими показателями включенности и продуктивности в обучающей серии эксперимента характеризовались наиболее значительными сдвигами в показателях, касающихся личностных новообразова-ний. Студенты с более низкими показателями продуктивности и включенности характеризуются менее выразительными изменениями.
Результаты показали, что организация дополнительного развивающего спецкурса «Профессиональное самоопределение» позволяет поддержать переход студентов от низких исходных уровней ПС, в направлении к наиболее высоким, соотносимым с проявлениями творческого самоопределения.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
1. При исследовании своеобразия ПС студентов - будущих специалистов-инженеров в области НГД, завершивших 2-й год обучения, отмечается невысокий исходный уровень ориентировки в профессиональной деятельности, осознании себя как активного субъекта профессионального развития, выделению значимости мотивационных оснований профессионального совершенствования.
2. Исследование позволяет подчерк-
нуть необходимость оказывать специализированную поддержку студентам в развитии ПС в процессе образования. Организация обучающего курса «Профессиональное самоопределение» на основе при -менения игровых заданий для студентов 3-го курса, раскрывающих единство инженерно-технологических и социально-психологических аспектов профессиональных задач, позволяет выявить динамику важнейших составляющих ПС: содержание
ориентировки в задачах и смыслах будущей деятельности, ее мотивационно-ценностных компонентах и показателях готовности к сознательному планированию своего активного участия в разрешении социально-профессиональных задач.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Карнозова Л. М. Самоопределение профессионала в проблемной ситуации // Вопросы психологии. 1990. № 6. С. 75-82; Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996; Кудрявцев Т. В., Шегурова В. Ю. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности // Вопросы психологии. 1983. № 2. С. 23-27; Пряжни-ков Н. С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения: Учебно-методическое пособие. 2-е изд., стер. М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. (Серия «Библиотека школьного психолога); Самоукина Н. В. Психологические условия активизации школьников в профессиональном самоопределении: Авторефер. дис. ... канд. пс. наук. М., 1988.
2Карнозова Л. М. Указ. соч.; Петрунева Р. Социоинженерные задачи // Высшее образование в России. 2003. № 3. С. 115-116; Пряжников Н. С. Указ. соч.
3Климов Е. А. Указ. соч.; Кудрявцев Т. В., Шегурова В. Ю. Указ. соч.
4 Эммонс Р. Психология высших устремлений: мотивация и духовность личности / Пер. с англ.; Под ред. Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2004.
5 Бажин Е. Ф., Голынкина Е. А., Эткинд А. М. Метод исследования уровня субъективного контроля // Психологический журнал. 1984. Т. 5. № 3. С. 152-161.
6 Моросанова В. И., Коноз Е. М. Стилевая саморегуляция поведения человека // Вопросы психологии. 2000. № 2. С. 8-12.