Труды молодых ученых 69
ИССЛЕДОВАНИЕ СТРУКТУРЫ И СОДЕРЖАНИЯ КРУГЛОГОДИЧНОЙ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПОРТСМЕНОК В ЗИМНЕМ СЛУЖЕБНОМ ДВОЕБОРЬЕ
А.А. ХОЛИМОН, Столичная академия малого бизнеса, г. Москва
Аннотация В статье акцентируется внимание на методике подготовки квалифицированных спортсменок, специализирующихся в зимнем служебном двоеборье, на основе интенсификации различных тренировочных средств и видов занятий на этапах годичного цикла подготовки. Abstract The article draws attention to the methods of qualified female athletes’ fitness in work-related nordic combined, based on intensification of various training aids and types of activities at one-year training program.
Ключевые слова: тренировочный процесс, физическая и функциональная подготовленность, факторная структура, объем, интенсивность тренировочных средств, периоды тренировочного цикла. Key words: training process, fitness and functional readiness, factor structure, volume, intensity of training aids, training periods.
Введение
Зимнее служебное двоеборье является одним из наиболее интенсивно развивающихся служебно-прикладных видов спорта, культивирующихся в системе МВД России. Этот вид спорта включен в Единую всероссийскую спортивную классификацию, в рамках которой предусматриваются условия выполнения разрядных норм и требований.
Согласно правилам Единой всероссийской спортивной классификации зимнее служебное двоеборье предусматривает состязания в беге на лыжах (5 км) и в стрельбе из табельного оружия (ПМ-5). Оценка результатов выступления спортсменок производится по существующей таблице, согласно которой за каждый вид двоеборья начисляется определенное количество очков.
Достижение высоких спортивных результатов в зимнем служебном двоеборье зависит от степени подготовленности спортсменок как в беге на лыжах, так и в стрельбе.
Несмотря на то, что в настоящее время отечественными учеными выдвинуто много предложений, направленных на дальнейшее совершенствование тренировочного процесса, повышение спортивных результатов и спортивной тренировки с учетом особенностей процесса женского организма, вопросам построения тренировочного процесса спортсменок в зимнем служебном двоеборье в полной мере не уделялось должного внимания. Отдельные элементы методики спортсменок по видам, составляющим зимнее служебное двоеборье, показаны в работах М.Я. Жилиной [1986]; И.В. Володиной [1987];
К.С. Фомина [1988] и др. Опубликован ряд научных работ, посвященных методике подготовки спортсменов - мужчин, специализирующихся в служебноприкладных видах спорта, которые составляют структуру зимнего служебного двоеборья (А.И. Требенок [2002, 2007, 2008]; Р.А. Ермолаев [2006]; И.О. Заикин [2008]; Р.Р. Садеков [2008]. Многочисленные работы ведущих
специалистов в области теории и методики спорта высших достижений (Б.Н. Шустин [1995]; Н.Г. Озолин [1986]; В.Н. Платонов [1986, 1987, 1990, 1995]; Л.П. Матвеев [1986, 1988, 1996]; Е.А. Разумовский [1993]; Ю.В. Вер-хошанский [1985,1988]; Ф.П. Суслов [1999]; А.П. Стри-жак [1992]; В.Б. Попов [1988]; Т.П. Юшкевич [1991]; В.Н. Селуянов [2001]; В.Н. Кулаков [1995] и др.) посвящены вопросам изучения структуры подготовки квалифицированных спортсменов в различных спортивных дисциплинах.
Имеющиеся на сегодняшний день сведения об особенностях физической подготовленности и улучшении спортивного мастерства квалифицированных двоеборок при параллельной адаптации к длительному бегу на лыжах и скоростной стрельбе из табельного оружия весьма ограниченны.
Профессиональная направленность спортсменок-двоеборок, главным компонентом которой является система соревнований, определяющая структуру годичного цикла тренировочного процесса и формирующая специфическое содержание ее основных этапов с оптимальным соотношением объемов тренировочных нагрузок по видам зимнего служебного двоеборья, не имеет научного обоснования. Это затрудняет создание целостного представления о системе подготовки квалифицированных спортсменок и указывает на насущную необходимость в целесообразности разрешения проблемной ситуации для теории и методики спортивной тренировки.
С целью разработки экспериментальной методики подготовки спортсменок в данном виде спорта нами проводилось исследование.
На первом этапе изучались научно-практические и методические материалы, касающиеся проблемы построения тренировочного процесса спортсменок в служебно-прикладных видах спорта, определялись цели, задачи работы, методы исследования, а также программа педагогического эксперимента.
ФНЦ ВНИИФК
70
Труды молодых ученых
На втором этапе исследования уточнялась и конкретизировалась гипотеза и исследовательские задачи, продолжалось осмысление научных фактов.
В ходе организованной нами серии констатирующих экспериментов на этом этапе проводилось обобщение передового опыта тренеров, работающих с квалифицированными спортсменками. Осуществлялось анкетирование спортсменок сборных команд МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ, МЧС РФ, образовательных заведений МВД России, выявлялись особенности их соревновательной деятельности. Разрабатывались модельные характеристики, отражающие физическую и функциональную подготовленность спортсменок, и наиболее информативные и доступные тесты для оценки их основных сторон подготовленности.
В период с мая 2008 по апрель 2010 г. включительно проводился констатирующий эксперимент, направленный на отбор наиболее эффективных вариантов построения структуры тренировочного процесса. На основе полученных данных была составлена программа основного формирующего эксперимента.
На третьем этапе исследования была завершена работа по накоплению и обобщению научных фактов, полученных в процессе эмпирических исследований соревновательной и тренировочной деятельности квалифицированных спортсменок. На основе полученных результатов была разработана экспериментальная методика подготовки спортсменок.
Для оценки эффективности и технологии ее реализации в годичном цикле тренировки квалифицированных спортсменок был проведен формирующий эксперимент, в котором участвовали две группы спортсменок (по 8 чел. каждая) - опытная и контрольная - с уровнем подготовленности от I спортивного разряда до кандидата в мастера спорта.
На разных этапах экспериментов нами применялись следующие методы исследования: информационноаналитические, психолого-педагогические, инструментальные, медико-биологические, методы математической статистики.
Материалы исследования
Разрабатывая экспериментальную методику подготовки спортсменок в зимнем служебном двоеборье, перед нами были поставлены конкретные задачи.
Для решения задачи, связанной с разработкой типовой структуры годичного цикла подготовки спортсменок экспериментальных групп, мы подвергли анализу дневники тренировочных занятий спортсменок, выступающих в зимнем служебном двоеборье. В результате анализа мы выявили, что спортсменки в зимнем служебном двоеборье применяют одноцикловой макроцикл, свойственный спортсменкам, специализирующимся в беге на лыжах. Это неслучайно, так как по зимнему служебному двоеборью соревнования проводятся в зимний период времени и одним из видов состязаний являются лыжные гонки на 5 км. Принимая во внимание существующую структуру годичного цикла подготовки спортсменок, выступающих в зимнем служебном двоеборье, с учетом определенной
корректировки подготовительный период спортсменок экспериментальных групп включал в себя общеподготовительный, специально-подготовительный этапы и этап предсоревновательной подготовки.
Соревновательный период состоял из одного мезо-цикла - условно названного соревновательным. В переходный период вошли 5 недельных микроциклов.
Общеподготовительный этап спортсменок экспериментальных групп предусматривал 3 втягивающих, 6 нагрузочных и 4 разгрузочных недельных микроцикла.
В среднем за этап спортсменки экспериментальных групп в лыжной подготовке проводили до 71 ± 4 занятия, в стрелковой подготовке - до 12 ± 1 занятие (14,4%).
В методике подготовки спортсменок опытной и контрольной групп на данном этапе различий не наблюдалось. Спортсменки двух групп на этом этапе отводили до 85% тренировочным занятиям в лыжной подготовке и 14,4% - в стрелковой подготовке. Общий объем бега равнялся 630 ± 30 км, из них при ЧСС до 140 уд./мин -450 ± 15 км, при ЧСС 140-160 уд./мин - 180 ± 10 км. Объем в имитации лыжных ходов равнялся 50 ± 5 км. Объем в передвижении на лыжероллерах составлял 120 ± 10 км, из них при ЧСС до 140 уд./мин - 45 ± 4 км, при ЧСС 140- 60 уд./мин - 65 ± 5 км и при ЧСС 170-180 уд./мин - 10 ± 1 км.
В стрельбе за этап спортсменки выполняли по 500 ± 50 выстрелов без ограничения времени. Общий объем времени холостого тренажа испытуемых равнялся 16 ± 1 ч.
В наших исследованиях специально-подготовительный этап состоял из 13 недельных микроциклов (9 нагрузочных и 4 разгрузочных). На этом этапе в планировании тренировочного процесса между спортсменками опытной и контрольной групп имелись существенные различия.
Так, спортсменки опытной группы в тренировочном процессе увеличивали количество тренировочных занятий в лыжной подготовке со средними и большими нагрузками за счет сокращения тренировочных занятий в стрельбе и широко применяли в лыжной подготовке интервальный и переменный методы тренировки (в занятиях с большими нагрузками).
Спортсменки контрольной группы акцентировали внимание на применении в лыжной подготовке равномерного метода тренировки в занятиях со средними нагрузками и на навыки практической стрельбы, приближенные к соревновательной, за счет увеличения количества тренировочных занятий с большими нагрузками.
В общей сложности спортсменки экспериментальных групп за этап проводили по 113 ± 10 тренировочных занятий. Так, спортсменки опытной группы в лыжной подготовке проводили по 74 ± 7 занятий, в стрелковой подготовке - 39 ± 5 занятий. Спортсменки контрольной группы в лыжной подготовке проводили 65 ± 5 занятий, в стрелковой подготовке - 48 ± 4 занятия.
К основным тренировочным средствам лыжной подготовки на этапе относились: имитация лыжных ходов, бег на местности, передвижение на лыжероллерах в равномерном темпе (больше применяли спортсменки контрольной группы), переменном темпе (больше свой-
<&
ФНЦ ВНИИФК
Труды молодых ученых
71
ственен для спортсменок опытной группы), интервальные тренировки, выполняемые как на лыжероллерах, так и в беге на местности (больше свойственен для спортсменок опытной группы), различные специальноподготовительные упражнения.
Общий объем бега по пересеченной местности у спортсменок опытной группы равнялся 400 ± 40 км (при ЧСС до 140 уд./мин - 80 ± 8 км, при ЧСС 140-160 уд./мин -220 ± 20 км и при ЧСС 170-180 уд./мин - 100 ± 10 км). У спортсменок контрольной группы - 370 ± 30 км (при ЧСС до 140 уд./мин - 90 ± 9 км, при ЧСС 140160 уд./мин - 250 ± 20 км и при ЧСС 170-180 уд./мин -30 ± 3 км).
Объем в передвижении на лыжероллерах у испытуемых опытной группы соответствовал 240 ± 20 км (100 ± 10 км при ЧСС до 140 уд./мин, при ЧСС 140-160 уд./мин -55 ± 5 км и при ЧСС 170-180 уд./мин - 85 ± 8 км). У спортсменок контрольной группы - 220 ± 20 км (при ЧСС до 140 уд./мин - 80 ± 9 км, при ЧСС 140-160 уд./мин -100 ± 10 км и при ЧСС 170-180 уд./мин - 40 ± 4 км).
Объем в имитации лыжных ходов у спортсменок опытной группы равнялся 70 ± 7 км, у контрольной группы - 50 км.
В стрелковой подготовке основными тренировочными средствами были специальные упражнения для стрельбы, холостой тренаж, стрельба без ограничения времени, с ограничением времени, стрельба по правилам соревнований.
Спортсменки опытной группы в среднем за этап делали по 2120 ± 150 выстрелов, из них 1620 ± 100 выстрелов без ограничения времени и по 500 ± 50 выстрелов в скоростной стрельбе. У спортсменок контрольной группы показатели равнялись соответственно: 3020 ± 200, 1720 ± 70 и 1300 ± 100 выстрелов. Следует отметить тот факт, что объем времени, затраченного спортсменками экспериментальных групп на данном этапе на общефизическую подготовку, несколько возрастает по сравнению с предыдущим этапом, однако принципиальных различий между группами мы не наблюдали.
Этап предсоревновательной подготовки, согласно структуре годичного цикла подготовки, состоял из 9-ти недельных микроциклов, из которых 6 микроциклов являлись нагрузочными и 3 - разгрузочными.
По общему количеству проведенных тренировочных занятий различий между группами не наблюдалось, так как спортсменки за этап проводили по 93 ± 9 тренировочных занятий. Однако принципиальные различия наблюдались в планировании занятий по видам служебного двоеборья. Так, спортсменки опытной группы в лыжной подготовке планировали до 66 ± 5 тренировочных занятий, в стрелковой подготовке - до 33 ± 3 занятия.
Спортсменки контрольной группы в лыжной подготовке проводили 54 ± 5 тренировочных занятий, в стрелковой подготовке - 39 ± 3 занятия.
Основной задачей тренировки на этом этапе для спортсменок экспериментальных групп являлось повышение уровня тренированности организма и подведение их к пику спортивной формы к соревновательному периоду. Частными задачами являлись отработка модели предстоящих соревновательных нагрузок с учетом про-
граммы соревнований, совершенствование техники видов двоеборья, повышение общефизической и специальной подготовленности.
Стрелковая подготовка испытуемых экспериментальных групп предусматривала совершенствование навыков стрельбы в соревновательных и близких к соревновательным условиям. Спортсменки двух групп уделяли внимание стрельбе без ограничения времени и скоростной стрельбе, при этом, как правило, перед каждой стрельбой выполняли холостой тренаж.
Спортсменки опытной группы в среднем за этап делали по 1920 ± 100 выстрелов, из них 500 ± 50 выстрелов без ограничения времени и по 1420 ± 100 выстрелов в скоростной стрельбе. У спортсменок контрольной группы показатели равнялись соответственно: 2520 ± 20, 720 ± 70 и 1800 ± 100 выстрелов.
Общий объем времени холостого тренажа у испытуемых опытной группы равнялся 8,0 ± 1 ч, у контрольной группы - 10 ± 1 ч.
К основным тренировочным средствам лыжной подготовки относились равномерное передвижение на лыжах при ЧСС до 160 уд./мин (чаще применяли спортсменки контрольной группы), повторная и интервальная тренировки на лыжах при ЧСС 170-180 уд./мин (больше свойственно для спортсменок опытной группы). Следует отметить, что показатели объема в передвижении на лыжах всегда зависели от климатических условий, однако спортсменки старались приблизиться к максимальным показателям, при этом не исключая из тренировочного процесса бега по пересеченной местности и передвижения на лыжероллерах.
Общий объем бега по пересеченной местности у спортсменок опытной группы равнялся 136 ± 10 км (при ЧСС до 140 уд./мин - 60 ± 6 км, при ЧСС 140-160 уд./мин -46 ± 4 км и при ЧСС 170-180 уд./мин - 30 ± 3 км). У спортсменок контрольной группы - 90 ± 10 км (при ЧСС до 140 уд./мин - 50 ± 9 км, при ЧСС 140-160 уд./мин -40 ± 10 км и при ЧСС 170-180 уд./мин - не планировали).
Объем в передвижении на лыжероллерах у испытуемых опытной группы соответствовал 120 ± 10 км (50 ± 6 км при чСс до 140 уд./мин, при ЧСС 140160 уд./мин - 30 ± 4 км и при ЧСС 170-180 уд./мин -40 ± 5 км). У спортсменок контрольной группы -100 ± 10 км (при чСс до 140 уд./мин - 30 ± 8 км, при ЧСС 140-160 уд./мин - 60 ± 10 км и при ЧСС 170180 уд./мин - 10 ± 4 км).
Общий объем в передвижении на лыжах у испытуемых опытной группы составил 384 ± 30 км (190 ± 20 км при ЧСС до 140 уд./мин, при ЧСС 140-160 уд./мин -130 ± 11 км и при ЧСС 170-180 уд./мин - 64 ± 6 км), у спортсменок контрольной группы - 354 ± 30 км (при ЧСС до 140 уд./мин - 214 ± 20 км, при ЧСС 140160 уд./мин - 160 ± 10 км и при ЧСС 170-180 уд./мин -40 ± 4 км).
В годичном цикле соревновательный этап равнялся 12-ти недельным микроциклам: 2 нагрузочных, 2 подводящих, 5 соревновательных и 3 разгрузочных. Между экспериментальными группами в подготовке имелись принципиальные различия. Так, спортсменки опытной
ФНЦ ВНИИФК
72
Труды молодых ученых
группы в отличие от контрольной группы в нагрузочных недельных микроциклах в лыжной подготовке успешно применяли повторный и интервальный методы тренировки. Спортсменки контрольной группы в тренировочном процессе больше прибегали к применению равномерного метода тренировки. Такой методический подход в некоторой степени обеспечивал между группами расхождение в соотношении объемов тренировочных средств, выполненных в режиме при ЧСС 170-180 уд./мин. Однако, несмотря на это, основными задачами в подготовке спортсменок экспериментальных групп являлись: дальнейшее повышение специальной подготовки, совершенствование двигательных навыков применительно к каждому виду двоеборья, воспитание скоростных качеств (силы, выносливости, скорости), поддержание достигнутого уровня тренированности организма спортсменок и сохранение его на протяжении всего соревновательного этапа. Решение вышеуказанных задач достигалось путем рационального планирования в недельных микроциклах видов тренировочных занятий и степени нагрузки в них.
За соревновательный этап спортсменки экспериментальных групп в двоеборье планировали по 51 тренировочному занятию.
В лыжной подготовке спортсменки опытной группы проводили по 35 ± 3 занятия, в стрелковой подготовке -16 ± 1 занятие.
Спортсменки контрольной группы проводили в лыжной подготовке 33 ± 1 занятие, в стрелковой подготовке -18 ± 1 занятие.
Следует отметить, что на этом этапе существенных различий в применении тренировочных компонентов не наблюдалось, так как в подготовке спортсменок экспериментальных групп применялись аналогичные компоненты предыдущего этапа.
Общий объем бега по пересеченной местности у спортсменок опытной группы равнялся 30 ± 3 км при ЧСС до 140 уд./мин, у спортсменок контрольной группы общий объем бега по пересеченной местности составлял 20 ± 2 км при ЧСС до 140 уд./мин.
Объем в передвижении на лыжах у испытуемых опытной группы соответствовал 390 ± 30 км (260 ± 20 км при ЧСС до 140 уд./мин, при ЧСС 140-160 уд./мин -80 ± 8 км и при ЧСС 170 - 180 уд./мин - 50 ± 5 км). У спортсменок контрольной группы - 360 ± 30 км (при ЧСС до 140 уд./мин - 260 ± 20 км, при ЧСС 140-
160 уд./мин - 80 ± 10 км и при ЧСС 170-180 уд./мин -10 ± 4 км).
Спортсменки опытной группы в среднем за этап делали по 860 ± 70 выстрелов, из них 160 ± 10 выстрелов без ограничения времени и по 700 ± 70 выстрелов в скоростной стрельбе, у спортсменок контрольной группы показатели равнялись соответственно: 960 ± 90, 160 ± 10 и 800 ± 80 выстрелов.
Общий объем времени холостого тренажа у испытуемых двух групп равнялся 8 ± 1 ч.
Выводы
В ходе педагогического эксперимента было выявлено, что увеличение количества тренировочных занятий со средними и большими нагрузками в лыжах на специально-подготовительном этапе и этапе предсоревновательной подготовки за счет сокращения тренировочных занятий в стрельбе и широкое применение в лыжной подготовке интервального и переменного методов тренировки не препятствуют достижению положительного суммарного тренировочного эффекта, что подтверждается значительными и достоверными улучшениями спортивно-технических результатов спортсменок опытной группы (P < 0,05). За время проведения формирующего педагогического эксперимента их результаты возросли со 182 ± 18 очков до 243 ± 25 очков.
Эффективность предложенной конструктивной методики подготовки квалифицированных двоеборок на основе интенсификации тренировочных средств и видов тренировочных занятий на этапах годичного цикла подготовки подтверждается не только положительной динамикой спортивных результатов (P < 0,05), но и динамикой функциональной подготовленности, выраженной через показатели ЧСС, ПАНО, общей физической работоспособности и аэробной производительностью организма спортсменок (PWC170). При этом было установлено, что в целом высокий уровень функциональной подготовленности является залогом их потенциальной возможности достижения высоких показателей в физической подготовленности. В результате педагогического эксперимента произошли положительные изменения по разработанным модельным характеристикам специальной и физической подготовленности спортсменок опытной группы. Выявлено, что у спортсменок опытной группы произошел достоверный (Р < 0,05) прирост показателей по всем контрольным тестам.
Литература
1. Семенов В.Г. Методы математической статистики в исследовании по физической культуре и спорту: учеб. пособие / В.Г. Семенов, В.А. Смольянов, Е.П. Врублевский. - Смоленск: СГИФК, 1998. - 73 с.
2. Шустин Б.Н. Моделирование в спорте высших достижений / Б.Н. Шустин. - М.: РГАФК, 1995 . - 102 с.
3. Садеков Р.Р. Исследование тренировочного процесса спортсменов, специализирующихся в зимнем служебном двоеборье // Вестник спортивной науки. - 2008. -№ 3. - С. 65-68.
References
1. Semyonov V.G. et al. Methods of mathematical statis- 3. Sadekov R.R. Planning of training process of the ath-
tics in sport and exercise researches: manual for students. - letes specializing in the winter official biathlon // Vestnik Smolensk: SGIFK, 1998. - 73 p. sportivnoj nauki. - 2008. - № 3. - P. 65-68.
2. Shustin B.N. Modeling in elite sports. - M.: RGAFK,
1995. - 102 p.
ФНЦ ВНИИФК