УДК 37 : 796.07 Требенок Александр Иванович
кандидат педагогических наук, доцент, начальник Международного учебного центра под эгидой Интерпола Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД России [email protected]
АНАЛИЗ СУЩЕСТВУЮЩЕЙ ПРАКТИКИ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ В СЛУЖЕБНО-ПРИКЛАДНЫХ ВИДАХ МНОГОБОРЬЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ОСНОВЕ АНКЕТИРОВАНИЯ
Trebenok Alexander Ivanovich
PhD in Education Science, Assistant Professor, Head of the International Training Centre under the Interpol, Russian Institute for Advanced Training of Employees of the Ministry of Internal Affairs [email protected]
QUESTIONNAIRE-BASED ANALYSIS OF THE CURRENT TRAINING OF ATHLETES IN WORK-RELATED ALL-AROUND EVENTS IN THE LAW ENFORCEMENT BODIES OF THE RUSSIAN FEDERATION
Аннотация:
В статье представлены данные существующей практики подготовки спортсменов, специализирующихся в служебно-прикладных видах многоборья, культивируемых в правоохранительных органах Российской Федерации.
Ключевые слова:
летний служебный биатлон, зимнее служебное двоеборье, летнее служебное двоеборье, комплексное летнее многоборье, комплексное зимнее многоборье, тренировочный процесс, календарь соревнований, подготовительный, соревновательный периоды подготовки.
The summary:
The article covers the data on the current training of athletes in work-related all-around events, developed in the law enforcement bodies of the Russian Federation.
Keywords:
work-related summer biathlon, work-related Nordic Combined, complex summer all-around, complex winter all-around, training process, competition calendar, early season practice, contest season practice.
Работа любого тренера немыслима без постоянного совершенствования средств и методов тренировки, улучшения планирования учебно-тренировочного процесса Ю.В. Верхошан-ский [1], Н.И. Дорощенко [2], В.М. Ермалаев [3], И.Б. Кавиков [4] и другие. Однако, анализируя методическую литературу, касающуюся практического опыта работы тренеров по подготовке спортсменов, специализирующихся в служебно-прикладных видах многоборья, мы обнаруживаем недостаточную освещенность этого вопроса. Анализ планов подготовки спортсменов, их дневников и непосредственно тренировочных занятий, выявил ряд существенных расхождений во мнениях специалистов относительно построения учебно-тренировочного процесса.
Так, давая оценку нынешнему состоянию вопроса, касающегося построению учебнотренировочного процесса, следует отметить, что в спортивной практике не достаточно широко сформировались научно обоснованные подходы к методике построения структуры тренировочного процесса квалифицированных спортсменов. На поставленный нами вопрос: «Ваше мнение о степени разработанности вопросов методики подготовки спортсменов в рассматриваемых нами видах многоборья?», мы почти не получили положительных ответов. Большинство специалистов (73 %) отметили, что для летнего служебного двоеборья, зимнего служебного двоеборья и летнего служебного биатлона данный вопрос практически не разработан. В практической деятельности 75 % опрошенных, в первую очередь, опираются на личный опыт подготовки спортсменов в данных видах многоборья. В комплексных видах многоборья (зимнем и летнем) 56 % респондентов указывают на отсутствие теоретико-методических разработок по данным видам многоборья и 49 % отметили недостаточную разработку этого вопроса. Однако анкетирование указывает на то, что 92 % респондентов при подготовке спортсменов опираются на периодизацию тренировочного процесса, выделяя при этом три периода: подготовительный, соревновательный и переходный. Эти периоды имеют свои цели, задачи и средства подготовки для каждого вида многоборья.
В структуре подготовительного периода для данных видов многоборья 64 % респондентов выделяют до трех самостоятельных и взаимосвязанных между собой этапов подготовки
(первый, второй и третий), в соревновательном периоде выделяют - два этапа. Каждый из этапов по продолжительности занимает от 2-х до 3-х месяцев.
По вопросам, касающимся распределения тренировочных нагрузок в структуре годичного цикла, практически все респонденты высказали мнение о том, что в подготовительном периоде по объему нагрузки должны превышать показатели соревновательного периода, но при этом уступать по интенсивности.
При анализе ответов на вопросы о построении тренировочных недельных микроциклов с включением в них количества тренировочных занятий мы получаем неравнозначные ответы. Так выясняем, что около 66 % респондентов считают целесообразным на этапах подготовительного периода в зимнем служебном двоеборье, летнем служебном двоеборье и летнем служебном биатлоне планировать до 6 тренировочных занятий, а на этапах соревновательного периода количество увеличивать с учетом текущего уровня подготовленности спортсменов.
В комплексных видах многоборья (зимнем и летнем) 76 % указывают на планирование до 7 тренировочных занятий в подготовительном периоде и до 8 - в соревновательном. В целом можно констатировать, что ответы респондентов позволили сопоставить и проанализировать мнения специалистов о соотношении тренировочных занятий в структуре недельных микроциклов годичного цикла подготовки спортсменов.
Интересные данные нами были получены в процессе анализа вопросов, касающихся особенностей планирования тренировочного процесса спортсменов в каждом виде многоборья.
Так, анкетные данные показали, что по вопросу, связанному с планированием учебнотренировочного процесса в годичном цикле, у 71 % респондентов методика подготовки в зимнем двоеборье не носит систематизированный характер. При подготовке к соревнованиям 60 % респондентов уделяют внимание круглогодичной подготовке к лыжным гонкам, применяя разнообразные тренировочные средства циклического характера, и 40 % использует периодическую подготовку к стрельбе (за 3-4 месяца до основного старта). Круглогодично готовятся к соревнованиям по стрельбе и лыжам всего лишь 9 % спортсменов. При этом анкетный опрос выявил, что по роду соревновательной деятельности наибольшую сложность представляют состязания в стрельбе из табельного оружия, так как 69 % респондентов указывают на это обстоятельство, и лишь 31 % - на лыжные гонки.
При планировании учебно-тренировочного процесса в комплексном летнем многоборье 51 % респондентов указывают на акцентированную подготовку в слабых видах данного многоборья. По роду соревновательной деятельности для 70 % многоборцев наибольшую сложность представляет бег на 3 000 м и 53,5 % спортсменов - участников соревнований, легче справляются со стрельбой, метанием гранаты, бегом на 100 м и плаванием.
По вопросу, связанному с планированием учебно-тренировочного процесса спортсменов в летнем служебном биатлоне выясняется, что всего лишь 25 % респондентов уделяют внимание комплексной подготовке с сочетанием средств кроссового бега и стрельбы, 16 % связывают свою подготовку к соревнованиям с систематическими занятиями кроссовым бегом, периодически тренируясь в стрельбе с целью совершенствования навыков. У 59 % спортсменов методика подготовки не носит систематизированный характер, когда спортсмены не учитывают специфические особенности служебного биатлона - сочетание в одном соревновании различных по основным двигательным навыкам и физическим качествам видов спорта, взаимно отрицательно влияющих друг на друга.
Анкетный опрос выявил, что 75 % спортсменов - участников соревнований - легче справляются с кроссовым бегом и 25 % со стрельбой. По роду соревновательной деятельности у 75 % биатлонистов наибольшую сложность представляет стрельба после физической нагрузки.
При планировании тренировочного процесса в летнем служебном двоеборье 86 % спортсменов уделяют внимание круглогодичной кроссовой тренировке и периодически стрелковой (за 3 месяца до основного старта). Круглогодично готовятся к соревнованиям по стрельбе и периодически к кроссу (за 6 месяцев до основного старта) 12 % респондентов.
На вопрос: «Какой из видов, входящих в летнее служебное двоеборье, по специфике соревновательной деятельности представляет наибольшую сложность?». Выясняется, что для 87 % опрошенных наибольшую сложность представляют состязания в кроссовом беге и лишь 13 % указывают на сложность в состязаниях по стрельбе.
При планировании учебно-тренировочного процесса спортсменов в комплексном зимнем многоборье 41 % респондентов делают упор на лыжную подготовку, максимально акцентируя внимание на увеличение объема и интенсивности тренировочных средств циклического характера на этапе основных соревнований. К основным видам тренировочных средств лыжной подготовки относят циклические виды упражнений общего воздействия (кроссовый бег, ходьбу, ез-
ду на велосипеде) и циклические упражнения специального воздействия (передвижение на лыжах и лыжероллерах).
Продолжая анализировать полученные ответы, отражающие мнение респондентов о резервных возможностях тренировки для повышения соревновательной подготовленности спортсменов мы выясняем, что единства мнений не существует. На три фиксированные в виде балов позиции: повышение уровня технической подготовленности; повышение уровня физической подготовленности; повышение уровня психической подготовленности, - получены относительно близкие усредненные данные. Однако весьма характерным является то, что вариативность ответов высока. Так, средний балл (из 10) значимости технической подготовленности составил 4,9 при разбросе результатов оценок ± 2,9. Значимость физической подготовленности оценена на 4,6 ± 3,3 и психической подготовленности 4,8 ± 2,9. Такие показатели расхождения мнений объясняется тем, что каждый из тренеров определяет резервные возможности подготовки своих спортсменов, их индивидуальных особенностей, уровня их подготовленности по анализируемым параметрам. Уточнение некоторых позиций по данному вопросу мы констатировали в собственных дополнениях тренеров к анкете. Следует отметить, что единства мнений мы не выявили, однако, представляет несомненный интерес мнения некоторых специалистов, которые видят в повышение потенциала физической подготовленности спортсменов совершенствовании системы медико-биологической стимуляции тренировочной деятельности спортсменов, хорошо отлаженной системой активных средств восстановления за счет витаминизации, различных видов массажа и психорегулирующих воздействий. Наряду с этим некоторые тренеры видят резервные возможности в совершенствовании структуры и содержания тренировочного процесса, осуществлении системы оперативного контроля за состоянием спортсменов на протяжении всего годичного цикла подготовки. При этом отмечается, что реализация данного процесса существенно затруднена, в связи с отсутствием достаточно объективных методов и средств оперативного контроля.
Следует отметить, что до настоящего времени отсутствуют и научно-обоснованные рекомендации по эффективному подбору тренировочных средств и включению их в структуру тренировочного процесса для последовательного развития двигательных качеств спортсменов.
Таким образом, резюмируя результаты анкетного опроса специалистов, следует сделать заключения:
- на данном этапе развития служебно-прикладных видов многоборья тренеры работают интуитивно или на основе своего профессионального опыта, о чем неукоснительно свидетельствуют результаты анкетирования;
- среди специалистов имеются разногласия по вопросам, касающимся планирования тренировочного процесса и последовательности развития двигательных навыков на этапах подготовки спортсменов;
- до настоящего времени отсутствуют научно-обоснованные рекомендации о системе подбора тренировочных средств и включение их в структуру тренировочного процесса;
- определяя преимущественную направленность тренировочного процесса в структуре годичной подготовки спортсменов, тренеры отдают некоторое предпочтение ведущим для спортсмена видам деятельности и, в основном, считают, что акцент в работе должен быть направлен на те же виды деятельности, которые дают наибольший вклад в суммарный результат многоборья;
- резервы повышения физической подготовленности спортсменов тренеры усматривают в широком комплексе различных мероприятий, ориентируясь в основном на собственный опыт подготовки, индивидуальные особенности спортсменов и уровень их подготовленности.
Ссылки:
1. Верхошанский Ю.В. Актуальные проблемы современной теории и методики спортивной тренировки // Теория и практика физической культуры. 1993. № 8. С. 21-28.
2. Дорощенко Н.И., Дорощенко И.Н. Построение спортивной тренировки в микроциклах // Матер. междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 20-летию факультета физической культуры Брянского университета им. акад. И.Г. Петровского. Брянск, 2001. С. 118-124.
3. Ермолаев В.М. Спортивная подготовка студентов вузов на основе комплексных многоборий: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Малаховка, 1997. 24 с.
4. Кавиков И.Б. Система подготовки спортсменов к Играм Олимпиад современных условиях развития спорта: дис. ... д-ра пед. наук. М., 2005.