Об объективности развития региона
Аннотация: Обосновывается тезис, что не всякое развитие регионов страны конструктивно, что не всякая революция экономически оправдана, формационные уклады не следуют один за другим, но могут развиваться параллельно. Дается объективная оценка федерализму в России. Утверждается, что социальное равенство всех регионов, закреплённое в конституции, является объективной правовой основой экономического равенства разных регионов в составе России и подкрепленное финансированием позволяет рассчитывать на их развитие и в остальных сферах.
Ключевые слова: регионы, региональная политика, стратегия, население, социальное государство, социальная сфера.
Bagomedov M.A. About the objectivity of the region development
Abstract: Thesis, that not all development regions of the country constructively, that not every revolution is economically justified, tectonic structures do not follow one another, but can develop in parallel. Is given an objective assessment of federalism in Russia. Argues that the social equality of all regions, as enshrined in the constitution, is an objective legal basis of economic equality of different regions of Russia and supported by funding allows to count on their development and in other spheres.
Key words: regions, regional policy, strategy, population, social state, social sphere.
Представление об объективности законов экономического развития общества оправдывается тем, что оно возникло на фоне происходящих в мире в последние 200 лет прогрессивных социально-экономических преобразований, связанных с повышением общественной производительности труда, вызванной научно-технической революцией в общественном производстве. Глобализация, движимая групповыми интересами конкурирующих транснациональных структур, преодолевает границы и через усовершенствование технологий общественного производства несет в себе социально-экономический прогресс. Но та же глобализация приводит к нейтрализации гражданских обществ, а затем - к формированию реального социально-экономического неравенства, которое противоречит концепции формирования социального государства, навязываемой в качестве главной цели развития всякой страны идеологами и проповедниками глобализации.
На самом деле развитие экономических субъектов, регионов и наций не всегда конструктивно. Тому есть немало примеров из истории. К примеру, в России в 2009 году уровень доходов и жизни у сорока процентов бедного населения значительно меньше, чем у этой группы населения в 1989 году, хотя официальная статистика утверждает, средний уровень реальных доходов населения сейчас превосходит таковой двадцатилетней давности.
Другое бытующее заблуждение, что будущее Российской Федерации, стратегические перспективы ее развития связаны с регионами. На самом деле, рост экономики России (отражаемый ВВП) последние десять лет происходит за счёт глобального удорожания энергоносителей, являющихся основным экспортным товаром страны, хотя производят их в основном ещё на советских мощностях, по формированию стоимости это в основном природные невозобновляемые ресурсы (природная рента, по Конституции России это национальное достояние всего народа страны, но не входящих регионов) и занято в этом секторе от силы 2% трудоспособного населения страны. Остальная экономика России не развивается, а только реструктурируется, выступая для внешних контрагентов как довесок перераспределения и обслуживания первичных получателей ренты.
Мировой финансовый кризис показал приоритеты центра: многие федеральные программы социального и регионального развития были свернуты, а, по сути, все имевшиеся ресурсы были направлены на поддержку центровых финансово-экономических структур. Экономический подъём в 2000-2008 годах оказался мыльным пузырём инвестиционного бума на фоне инфляции и возрастающего поступления в страну нефтедолларов. Кризис обернулся сокращением нефтедолларов, удорожанием коммерческих кредитов и прекращением подпитки инвестиционной пирамиды строитель-
Багомедов Магомед Алиевич
к.э.н., зав. отдела ИСЭИ ДНЦ РАН г. Махачкала [email protected]
ства жилья в Москве и крупных городах.
Экономика большинства регионов находится под большим влиянием особенностей социально-экономического и пространственного развития России, в частности ее природно-ресурсного и этно-экономического потенциала. На данном этапе унитарного развития России происходит укрепление вертикали не только политической, но и экономической монополии центра, на уровне экономически отстающих регионов нет никакого влияния мировых глобально-институциональных экономических процессов. В таких условиях накапливаемые в экономике регионов прогрессивные сдвиги являются скорее следствием привнесённых глобализацией инноваций, чем результатом государственных институциональных преобразований. То есть экономический прогресс происходит в регионах России вопреки, а не благодаря деятельности государственной промышленной политики.
Разработка адекватных механизмов и инструментов региональной промышленной политики, способных обеспечить эффективную модернизацию экономики России и её регионов, обуславливает необходимость серьезного комплексного анализа современных процессов развития и выработки приоритетных направлений их развития применительно к периоду стратегии модернизации России до 2025 года. Ключевыми для послекризисной России проблемами являются: преодоление последствий экономического спада 2009 года; обеспечение экономического роста в реальном секторе на основе инвестирования проектов модернизации структуры экономики; улучшение состояния материальной базы и качества услуг социальной сферы. Мероприятия по решению этих задач требуют обеспечения необходимых институциональных условий не только на федеральном, но и на региональном уровнях. Поскольку сейчас мы имеем располагающий всеми ресурсами федеральный центр и зависимые от него 90% регионов, но центр не располагает информацией и организационными ресурсами для динамичного учета и контроля за выбором приоритетных проблем социально-экономического развития территорий, решение всех проблем без участия регионов невозможно. Создание 7 федеральных округов являлось попыткой приблизить центр к регионам, а выделение Северо-Кавказского Федерального Округа из состава ЮФО лишнее тому свидетельство, что и после создания округов Центр осознаёт, что не в полной мере контролирует ситуацию в таком сложном по социально-экономическому положению мезорегионе, каковым является Северный Кавказ.
Для разрешения этого противоречия необходима последовательная трансформация экономических и финансовых отношений между Российской Федерацией и ее субъектами, предусматривающая перераспределение административно-финансовых функций и дальнейшее развитие и углубление принципов федерализма, вместо реально идущих процессов унитаризации страны. Унитаристские преобразования экономики, осуществляемые в рамках укрепления «вертикали власти» в России, за которыми стоят монополии (и их хозяева - олигархи), неоднозначно отразились на социально-экономических процессах в ее регионах, субъектах Федерации, вызвали укрепление административного начала системы управления, обусловили изменения региональной экономической политики центра. Ослабление политической демократии обернулось укреплением теневых монополий. Произошёл переход от политики выравнивающего развития регионов к политике поддержки точек роста в интересах олигархии. В свою очередь, у большинства регионов (отстающих в экономическом развитии и не имеющих точек роста федерального значения) пропали собственные ресурсы осуществления региональной экономической политики развития.
Стало очевидным, что региональная политика должна основываться на учете интересов большей части населения территории и предоставлении его демократически выбранному правительству реальных инструментов для проведения стратегически важных преобразований. В сложившихся условиях при отсутствии взаимодействия, интеграции и политико-экономической самостоятельности, отстающим регионам невозможно догнать развитые, что создаёт бреши в едином экономическом пространстве страны, а также негативно сказывается на экономическом положении большей части их населения и перспективах социальных реформ и проектов, осуществляемых на федеральном и региональном уровнях.
В связи с изложенным одной из важнейших политических и социально-экономических проблем в современной России становится строительство на новой демократической основе отношений регионов и федерального центра страны. Необходимо наделить субъекты Федерации и местные органы власти реальными ресурсами осуществления региональной экономической политики, с учетом этноэкономических особенностей их развития установить переходный период, в течение которого региональная политика центра должна нести характер поддержки внутренней экономической поли-
6
тики региона, вытекающей из принятой стратегии модернизации. Затем должна быть осуществлена глубокая инновационная перестройка хозяйственного механизма и структуры экономики, как на федеральном, так и на региональном уровне, соответственно с перераспределёнными между ними полномочиями.
Растущее неравенство в ресурсах развития регионов, необходимость учета особенностей их теневого и этноэкономического развития, актуализирует разработку институциональных форм и механизмов управления экономикой своих территорий субъекта Федерации, обеспечивающих достижение приоритетных целей стратегического развития и отражающих природно-исторические особенности формирования их экономической базы, но в то же время учитывающих необходимость сохранения единого экономического пространства и не ущемляющих интересы федерального центра и других регионов. Формирование и практическое осуществление федерального курса реформ путём принятия региональных программ связанных с укреплением централизованных начал управления экономикой, обостряет проблему несамостоятельности регионального уровня управления экономикой в субъектах Федерации. Настоятельная потребность корректировки и научного обоснования стратегии передачи полномочий экономических реформ на уровень субъектов Российской Федерации становится все более очевидной. Остается острой проблема осуществления принятых программ социально-экономического развития в отдельных экономически отстающих субъектах, в частности входящих в СКФО, с учетом специфики фактически сложившегося в них полуфеодального стиля управления экономикой. Концепция эволюционного развития экономики страны и регионов, принятая на вооружение федеральной элитой, сохраняет статус-кво систему производственных отношений, сложившуюся в экономически и финансово зависимых от центра экономически отстающих регионах России, которые унаследовали эту зависимость исторически. Это не позволяет сделать в их экономиках главенствующими рыночные отношения конкуренции и свободного предпринимательства, главными здесь становятся отношения по сути феодальной формации: монопольного доступа и откупа. Отсутствие свободной конкуренции ставит их и Россию в целом в исключительно тяжелое положение в ситуации, когда определяющими будущие перспективы стран и народов становятся вызовы, поставленные местом и мерой участия их в глобализации.
В последнее двадцатилетие международное сообщество стран находится в стадии новой дифференциации, осуществляемой под знаком неоглобализации, что является естественным следствием в условиях новых витков технологической революции, открывающих новые экономические горизонты, и одновременно меняющих не только экономику, но и социальную структуру общества. Вместо ранее принятой градации по 3 лагерям социально-экономических формаций (империалистический, социалистический лагерь и третий мир развивающихся стран), нами обосновывается новая градация по характеру тенденций социально-экономического развития (развитые страны, развивающиеся страны и отстающие страны). В категорию отстающие страны входят недемократические, технологически отстающие, ориентированные на экспорт трудовых ресурсов и природного сырья, с плохими условиями ведения бизнеса страны, в т.ч. Россия и другие страны постсоветского пространства, кроме стран Прибалтики и Грузии.
Сейчас принято всё списывать на «лихие девяностые» годы, рассуждениями типа «российское государство и общество, нации и народы испытали на себе, к сожалению, негативные влияния вследствие просчетов реформирования и отсутствия эффективной социально-экономической стратегии развития страны в период трансформации.» Но прошло еще десять лет после трансформации. В эти годы российской элитой была создана вертикаль власти гораздо более крепкая с опорой на контролируемые рублём СМИ, чем при любом царе. Что касается внешних условий, то в истории России еще не было такого длинного периода с такой, как в этот, выгодной конъюнктурой на её основной экспортный товар. При нормальной цене производства на нефть 30 долларов США за баррель средняя цена держалась на отметке 70 долларов. Помимо двух триллионов, полученных ТНК, вся страна работала и вроде бы создавала ВВП, куда то шли инвестиции, но в итоге социально ориентированная рыночная экономика так и не была создана, всё поглотило неравенство, монополизм. Пока социально-экономическое неравенство в стране с каждым годом растёт, конкурентоспособность российских производителей падает. Объём наукоёмкой и машиностроительной продукции предприятий России регулярно снижается. Считается, что в России созданы не очень благоприятные условия для бизнеса. После мирового финансового кризиса Россия последней в Европе выходит из состояния спада.
Принято считать, что когда старый мир умирает, то новый формируется в условиях перехода
7
общества к иной более высокого уровня системе социально-экономической организации, позволяющей повысить производительность общественного труда. Продолжающийся спад производства в реальном секторе экономики России, кризис экономики большинства отраслей социальной сферы, снижающийся индекс развития человеческого потенциала страны, позволяют обосновать тезис, что не всякое развитие конструктивно, что не всякая революция экономически оправдана, формацион-ные уклады не следуют один за другим, но могут развиваться параллельно.
Суета, поднятая в 2008 году Российской политической элитой в СМИ, вокруг разработки «Стратегии РФ - 2020» и предстоящем вступлении в ВТО должна была оставить у российского народа ощущение перспектив выхода страны из состояния стагнации. Однако, направление действий и интересов «кормчих» государственной власти не изменилось, хозяйственный механизм экономики России продолжил своё движение в направлении дальнейшей бюрократизации экономической жизни: таможенные барьеры выросли, природная рента остаётся в распоряжении олигархов, теневая экономика доминирует во всех отраслях и регионах, посредники формируют «львиную» долю цены, фиксированная шкала подоходного налога вызывает удивление во всём мире, народ всё меньше воздействует на свою элиту и политический процесс, в госорганах расцвела семейственность, клано-вость, местничество, которые прикрывают коррупцию. Даже в таком демократическом институте, каким всегда считалась Академия наук, отменили возрастной ценз на занятие руководящих должностей.
Нельзя однозначно утверждать, что в экономике России прогресса нет вообще. В условиях глобализации сюда, хоть и с запаздыванием, но приходят недорогие технологические нововведения, в частности, в социальной сфере, в быту и связи, в науке и строительстве. Они хоть как-то повышают общественную производительность труда и уровень жизни населения, но и их распространение идёт через преодоление бюрократических препон. То есть, если в России и есть экономический прогресс, то он больше связан с частной инициативой, чем с ролью государства. То есть, если есть развитие, то не благодаря, а вопреки существующим в стране порядкам. Перспектива большинства регионов -плестись в хвосте проводимых центром реформ, заставляет региональных ученых-экономистов активизировать поиск решений, ориентированных не просто на выход из этой ситуации, а на возрождение экономики с сохранением национального и культурного наследия входящих народов.
Предлагаемые обычно в этих условиях меры предусматривают то, что администрации регионов должны активнее решать вопросы освоения и использования природных ресурсов, развития торговли, сферы услуг, инфраструктуры регионального и локального значения, повышения эффективности использования недвижимости, поддержания правопорядка, развития культуры, образования и здравоохранения, социальной защиты. При этом сохраняется единая правовая база Российской Федерации, в т.ч. налоговый кодекс, который не позволяет регионам сформировать достаточные налоговые доходы. Несправедливый характер распределения налоговых доходов между центром, регионами и муниципальными образованиями разрывает социально-экономическое и политическое пространство России на Москву, Санкт-Петербург, богатые и бедные регионы. Закрепление такого подхода в новой политике центра - поддержки точек экономического роста может служить основой экономического сепаратизма. Для преодоления угрозы экономического сепаратизма должны быть сформированы в качестве базовых для всех регионов России единые нормативы бесплатных социальных услуг на одного жителя с индексацией на стоимость жизни в данной территории (регионе), и объекты социальной сферы должны напрямую финансироваться из федерального центра в соответствии с численностью потребителей их услуг.
Стратегии развития регионов России, СКФО и её регионов в соответствии с концепцией Минре-гионразвития должны быть нацелены на развитие межрегиональной конкуренции за клиента и ресурсы, что противоречит интересам борьбы с угрозой регионального сепаратизма. Ожидать развития интеграционных процессов, скрепляющих территорию российского государства не силой власти, а силой экономического интереса, можно только при условии правильного проведения экономической, подкрепленной использованием необходимых элементов стратегии, ориентированной на создание в ближайшее время единого экономического поля не по форме равной ответственности, а по содержанию примерно одинакового качества жизни, то есть сближением уровней их развития через догоняющее развитие социальной сферы экономически отстающих регионов.
Социальная сфера занимает важное место в мерах обеспечения материально-финансовой сбалансированности системы межрегиональных и межотраслевых связей. Она позволяет сбалансиро-
8
вать систему экономических параметров реального сектора экономики с обслуживающим его сектором и таким образом отрегулировать вопросы безопасности жизнеобеспечения с материально-финансовыми пропорциями развития экономического пространства России. Социальное равенство всех регионов, закреплённое в конституции, является объективной правовой основой экономического равенства разных регионов в составе России. Оно предполагает равенство прав граждан России, проживающих на любой её территории, на образование, здравоохранение, жильё, отдых вне зависимости от политических и экономических условий, сложившихся в различных российских регионах, с учетом принятых стандартов в рамках единой страны.
Экономическая система России должна отличаться более высокой экономической ролью государства в преодолении фактического неравенства, а не участием в финансировании проектов обогащения олигархов разного уровня. Создавая достаточные, а не необходимые, условия для демократизации политической и хозяйственной жизни, государство должно бороться с транзакционными издержками в экономике. В специфической обстановке современной российской территориальной монополизации экономики они составляют в действительности от 60 до 300 процентов от заводской цены, и именно это «крышевание» властей монополиям разного уровня является главной причиной экономического неравенства, не может не отразиться неконкурентоспособностью российских товаропроизводителей и выводит Россию в разряд отстающих государств.
В соответствии с концепцией цивилизованной интеграции предполагается, что государственное регулирование структуры экономики и экономического пространства России должно осуществляться в интересах всего российского общества во взаимодействии федеральных и региональных органов, обеспечивающих регулирование интеграционных процессов путем обеспечения равноправной роли экономически различных, конституционно равных субъектов Российской Федерации в выполнении необходимых функций государственного регулирования. Однако, поскольку государство в лице представляющего его буржуазно-чиновничьего класса уже отделилось от народа, то и регулирование осуществляется не в пользу всего российского общества, и не в интересах всех территорий, что наглядно видно по стоимости услуг социальной сферы, получаемых бесплатно представителями разного уровня чиновничества и бедных слоёв населения. По отдельным видам медицинских услуг разница в субсидировании лечения может составлять десятки тысяч процентов. Субсидирование обучения в центральных «элитных» вузах в десятки раз превышает плату за обучение представителями бесправных слоёв населения в периферийных коммерческих вузах.
Приоритеты и основные направления социальной, структурной, инвестиционной и научно-технической политики должны быть приведены в соответствие с Конституцией России и обеспечивать наиболее полное решение социально-экономических проблем, стоящих перед российскими регионами в настоящее время. И формировать их должна не исполнительная власть вкупе с представительской, а законодательная путём длительных согласований с оппозицией и гражданскими обществами.
Список литературы
1. Петросянц В.З., Дохолян С.В., Елисеева Е.М.Экономические проблемы развития северокавказских республик // РППЭ, ISSN 1812-7096, 2012, №2, с.13-20
2. Багомедов М.А., Омарова Н.К. Стратегический анализ состояния экономики и социальной сферы Дагестана. // Вопросы структуризации экономики, ISSN 1813-3528, 2010, №4, с. 5 - 16
3. Багомедов М.А. Исследование стратегических приоритетов социальной сферы в обеспечении экономической безопасности развития проблемных Северокавказских регионов // РППЭ, ISSN 18127096, 2012, №4, с.314-318
4. Магомедова М.М., Дохолян С.В. О перспективах развития частно-государственного партнерства в социальной сфере// РППЭ, ISSN 1812-7096, 2012, №1, с.256-258
5. Багомедов М.А. Формирование конструктивной региональной политики в условиях глобализации //«Вопросы структуризации экономики» ISSN 1813-3528, Махачкала, 2009, №4, с.7-12.