Научная статья на тему 'Исследование специфики телекоммуникационной отрасли РФ'

Исследование специфики телекоммуникационной отрасли РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2095
256
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕЛЕКОММУНИКАЦИИ / БИЗНЕС / СОТОВАЯ СВЯЗЬ / ОПЕРАТОРЫ / РЫНОК / АБОНЕНТЫ / ТАРИФЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Куликов В. Н.

В статье рассматривается телекоммуникационная отрасль РФ. Приводится статистика использования мобильной связи на территории РФ. Уточняются характерные черты и особенности данного рынка телекоммуникаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование специфики телекоммуникационной отрасли РФ»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12/2017 ISSN 2410-6070_

УДК 330

Куликов В.Н.

Магистрант НГУЭУ Кафедра корпоративного управления и финансов НГУЭУ

E-mail: KulikovOfficial@yandex.ru г. Новосибирск, РФ

ИССЛЕДОВАНИЕ СПЕЦИФИКИ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ ОТРАСЛИ РФ

Аннотация

В статье рассматривается телекоммуникационная отрасль РФ. Приводится статистика использования мобильной связи на территории РФ. Уточняются характерные черты и особенности данного рынка телекоммуникаций.

Ключевые слова

Телекоммуникации, бизнес, сотовая связь, операторы, рынок, абоненты, тарифы.

Kulikov V.N.

Graduate student NSUEM The Department of corporate management and Finance NSUEM

E-mail: KulikovOfficial@yandex.ru Novosibirsk, Russian Federation

STUDY OF THE SPECIFICS OF THE TELECOMMUNICATIONS INDUSTRY

OF THE RUSSIAN FEDERATION

Abstract

The article discusses the telecommunications industry of the Russian Federation. Provides statistics of usage of mobile communications in Russia. Specified the characteristics and features of the telecommunications market.

Keywords

Telecommunications, business, cellular, operators, market, subscribers, rates.

В начале XXI века Россия очень сильно отставала от многих европейских стран по такому важному показателю как проникновение мобильной связи (количество SIM-карт на 100 жителей). Тем не менее, на протяжении следующих восьми лет России удалось все-таки преодолеть это отставание и достигнуть достаточно высокого уровня развития мобильной связи. В 2005-2006 годах рост этого сегмента был очень заметен, благодаря резкому повышению уровня проникновения на рынке и увеличению продаж sim-карт. С 2006 года в телекоммуникационной отрасли РФ стал расти показатель ARPU (доход оператора на одного абонента). После 2007 года в России стали распространяться 3G сети, что позволило добиться устойчивого роста доходов отрасли, в первую очередь, за счет мультисервисных услуг (интернет, телевидение, мобильная связь) [7].

На сегодняшний день, существует технология LTE - это основное направление эволюции сетей сотовой связи третьего и четвертого поколения (3G, 4G).

По оценкам J'son & Partners Consulting, по состоянию на конец 2016 года проникновение сотовой связи в России составило около 178 %, что эквивалентно 257 млн абонентов. Таким образом, рост абонентской базы по сравнению с итогами 2015 года составил 2 % [7]. Рынок показывает признаки насыщения. В основном рост абонентской базы сейчас обеспечивают абоненты мобильного Интернета.

При рассмотрении состояния российского телекоммуникационного рынка подробно, необходимо структурировать большое число компаний, выделив следующие 4 типа: межрегиональные операторы,

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12/2017 ISSN 2410-6070_

региональные операторы, виртуальные операторы и общероссийские операторы [3].

Среди общероссийских операторов выделяются три крупнейшие компании, так называемая «Большая тройка». Их совместная доля на рынке около 80% российского рынка. Это компания «МТС», «ВымпелКом» и «Мегафон». Абонентская база всех этих компаний составляет более 200 млн. человек. Согласно исследованию Advanced Communications & Media, количество абонентов операторов российской "большой тройки" (МТС, «ВымпелКом», "МегаФон") в 1 квартале 2016 года составило 292,2 млн абонентов [4]. Число абонентов мобильной связи превышает общую численность населения. Это можно объяснить наличием неактивных подписок, использованием нескольких sim-карт или оптимизацией для различных типов устройств.

У данных компаний имеются собственные сети связи во всех регионах РФ, это их отличительная черта. Данные факты подтверждаются на нижеприведенных диаграммах. На рисунке 1 можно увидеть лидерство трех перечисленных компаний в отрасли (на рынке мобильной связи) в 2015-2016 году по количеству абонентов.

2015 Г. 2016 Г.

■ МТС ■ ВымпелКом ■ МТС ■ ВымпелКом

■ Мегафон «Другие игроки ■ Мегафон ■ Другие игроки

Рисунок 1 - Структура телекоммуникационной отрасли по числу абонентов в 2015-2016 гг [4]. Источник: АС&М-СошиШ^

На рисунке 2 можно увидеть аналогичную ситуацию с показателем выручки в отрасли.

2015 Г. 2016 Г.

■ МТС ■ ВымпелКом ■ Мегафон ■ Другие игроки ■ МТС ■ ВымпелКом

Рисунок 2 - Структура телекоммуникационной отрасли по объему выручки в 2015-2016 гг [4]. Источник: АС&М-СошиШ^

Необходимо так же вспомнить и про межрегиональных операторов, эти компании предоставляют свои

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12/2017 ISSN 2410-6070_

услуги только в некоторых регионах России. Это, компании, ПАО «Ростелеком» и «Теле2-Россия». База абонентов у таких компаний всего несколько миллионов, в отличие от общероссийских.

Стоит отметить, что в последнее время появились еще, так называемые виртуальные операторы (англ. MVNO, mobile virtual network operator). Они используют инфраструктуру других операторов, но предлагают свои услуги под собственной торговой маркой. Это помогает начинающим и небольшим операторам сэкономить на оборудовании и расширить спектр услуг за счёт дополнительных стандартов связи. По данным экспертов аналитического агентства, J'son & Partners Consulting количество виртуальных операторов в РФ за 2016 год составляло около 2,2 млн, а крупнейшим MVNO в России является Yota (ООО "Скартел", 100%-ная "дочка" "МегаФона") с абонентской базой около 1,7 млн в 2016 г. Так же крупными проектами являются MVNO-оператор "Кантриком", ПАО "Московская городская телефонная сеть" (МГТС, "дочка" МТС), SIM SIM (созданный ПАО "ВымпелКом" (бренд "Билайн") совместно с ООО "Сим Телеком"), Matrix Mobile (проект компании "Матрикс телеком" и "МегаФона") и Aiva Mobile (проект ОАО "МТТ") [7].

После рассмотрения различных типов компаний данной отрасли, перейдем к рассмотрению специфических особенностей отрасли телекоммуникаций.

В первую очередь, телекоммуникационный рынок в РФ является олигопольным, так как на нем есть три крупные компании, занимающие большую часть рынка и некоторые количество более маленьких компаний. Отрасль телекоммуникаций в РФ является высококонцентрированной. Поэтому регулирование деятельности компаний государством является обычным явлением в данной сфере [1]. Это можно заметить, например, в регулировании тарифов на роуминг, или отмену роуминга на территории РФ в 2017 году.

Во-вторых, отметим, что телекоммуникационные компании обладают огромным потенциалом развития. Как минимум можно отметить переход к 4G средствам связи. Происходит увеличение технически сложных, устройств, поддерживающих передачу данных 3G, 4G, распространяется «тяжелый» контент, все это способствует росту рынка и является основными его факторами.

И наконец, в-третьих, характерный список черт телекоммуникационного рынка РФ может быть продолжен следующими особенностями: огромные территории страны, зависимость от оборудования иностранного производства и большая численность населения. Эти характеристики нужно рассматривать вместе с другими некоторыми проблемами РФ, влияющими на развитие рынка телекоммуникаций. Прежде всего это большой переток нелояльных абонентов от одного поставщика к другому, ошибки в расчетах менеджеров компаний, снижение средней выручки в расчете на одного абонента, так называемый показатель ARPU (англ. Average revenue per user), а также несовершенная система законодательства.

В заключении хочется отметить, что по результатам 2016 года рынок сотовой связи РФ проявил стагнацию. С одной стороны, телеком-операторы сейчас ассоциируются не только с голосовыми сервисами, список услуг, реализуемых ими значительно расширился. Но с другой стороны игрокам рынка становится сложнее зарабатывать, абонентская база уже распределена, из-за конкуренции стоимость услуг снижается и плюс ко всему все большую популярность набирают мессенджеры, которые позволяют общаться бесплатно.

По данным инвестиционной компании QBF рынок телекоммуникаций РФ статичен с 2013 года. Годовой прирост абонентов стремится к нулю, поскольку рынок перенасыщен [8].

На сегодняшний день, мобильным телефоном, его сервисами, пользуется практически каждый. В связи с этим возможностей для расширения клиентской базы практически нет. Запуск высокоскоростных стандартов 4G и 5G, тоже вряд ли изменят ситуацию.

Наиболее оптимальным выходом в такой ситуации может стать расширение границ отрасли. Например, предлагать медиа контент, телевидение, безлимитную музыку, заниматься мобильной коммерцией.

В связи с этим, задачей оператора сотовой связи становятся не только услуги мобильной связи. Деятельность таких компаний должна быть направлена на оптимизацию бизнес - процессов и формирование «умной» инфраструктуры

Список использованной литературы: 1. Сычева Г.И., Колбачев Е.Б., Сычев В.А. Оценка стоимости предприятия (бизнеса). Серия «Высшее

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12/2017 ISSN 2410-6070_

образование». - Ростов н/Д: «Феникс», 2004 -384 с.

2. Официальный сайт ПАО «МТС». [Электронный ресурс]. URL: http://www.mts.ru/ (дата обращения: 15.09.17)

3. Грязнова А.Г. Оценка бизнеса: учебное пособие для вузов по экономическим специальностям/ А.Г. Грязнова, М.А. Фетодова и др. - М.: Финансы и статистика, 2006 - 736 с.

4. Официальный сайт консалтинговой компании «AC&M» [Электронный ресурс]. URL: http://www.acm-consulting.com/ (дата обращения: 16.09.17)

5. Официальный сайт ПАО «ВымпелКом». [Электронный ресурс]. URL: https://veon.com/ (дата обращения: 15.09.17)

6. Официальный сайт ПАО «Мегафон». [Электронный ресурс]. URL: http://nsk.megafon.ru/ (дата обращения: 16.09.17)

7. Официальный сайт консалтинговой компании «J'son & Partners Consulting» [Электронный ресурс]. URL: http://web.json.ru/ (дата обращения: 10.09.17)

8. Официальный сайт инвестиционной компании «QBF» [Электронный ресурс]. URL: https://qbfin.ru/ (дата обращения: 16.09.17)

© Куликов В.Н., 2017

УДК 658.14

И.В.Лещукова

студентка 5 курса Самарского национального исследовательского университета имени академика С.П.Королева, г. Самара, Российская Федерация

ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ ПРЕДПРИЯТИЙ Аннотация

Финансовые ресурсы - это денежные средства, имеющиеся в распоряжении предприятия и предназначенные для осуществления текущих затрат и затрат по расширенному воспроизводству, для выполнения финансовых обязательств и экономического стимулирования работающих. Финансовые ресурсы направляются также на содержание и развитие объектов непроизводственной сферы, потребление, накопление, в специальные резервные фонды и др. Формирование финансовых ресурсов осуществляется за счет целого ряда источников. К таким источникам финансирования можно отнести собственные и приравненные к ним средства; средства, мобилизуемые на финансовом рынке; средства, поступающие в порядке перераспределения.

Ключевые слова

Финансовые ресурсы, финансирование предприятия, собственный капитал, мобилизуемые на финансовом рынке средства, заемные средства, средства, поступающие в порядке перераспределения

Выбор источников финансирования деятельности зависит от многих факторов: объема продаж, сферы деятельности, специфики продукции, характера государственного регулирования и налогообложения и др.

К источникам финансирования организаций относятся собственные и приравненные к ним средства, средства, мобилизуемые на финансовом рынке и средства, поступающие в порядке перераспределения.

Собственные и приравненные к ним средства предприятия - это финансовые ресурсы, принадлежащие

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.