ковских учреждений на рынке лизинговых услуг, который проводится по двум главным направлениям:
• исследование конъюнктуры внешнего и внутреннего рынков в совокупности с рядом факторов, влияющих на нее в статике и динамике;
• анализ количества и качества предлагаемых лизинговых услуг, как самим банком, так и фирмами (банками)- конкурентами.
Лизинговые услуги банковских учреждений согласно традиционному маркетинговому подходу можно классифицировать по продуктовому (товарному) и/или клиентурному принципу. В соответствии с товарным принципом можно выделить кредитные, инвестиционные и посреднические лизинговые услуги. С точки зрения клиентуры-услуги, предоставляемые юридическим и физическим лицам, занимающимся тем или иным видом хозяйственной деятельности, так или иначе относящейся к лизинговой деятельности банка.
Следует иметь в виду также, что в мировой банковской среде на рынке лизинговых операций в последнее время предпочтительным становится интегрированный маркетинг, направленный на расширение круга пользователей лизинговых услуг и улучшение качества их обслуживания.
Важным элементом маркетинга на всех этапах лизинговой деятельности банка является контроль.
Таким образом, планирование и конкретные методы развития маркетинга применительно к лизинговым операциям позволяют коммерческим банкам адаптироваться к колебаниям спроса и активно влиять на него. Маркетинг охватывает весь спектр отношений банка с рынком лизинговых услуг, тем самым он определяет его стратегию и тактику конкурентной борьбы, а также экономическую эффективность этой операции.
Литература:
1.Философова Т.Г. учебное пособие.3-е изд., перераб. и доп.-М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2008.
2.Лещенко М.И. учебное пособие.2-е изд., перераб. и доп.- М.:Финансы и статистика, 2008.
3. Газман В.Д. Лизинг, статистика развития. - ГУ ВШЭ, 2008.
4. Журнал «Финансы, денежное обращение и кредит». 3(40) 2009.
Даудов И.Д.
МАРКЕТИНГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РЫНКА УСЛУГ
СОТОВОЙ СВЯЗИ.
Статья посвящена маркетинговому исследованию рынка услуг сотовой связи, в статье перечислены факторы развития сотовой связи. Представлена краткая характеристика 3-х (ОАО "Мобильные ТелеСистемы", ОАО «Мегафон», ОАО «ВымпелКом») основных операторов сотовой связи и их доля рынка. Представлена статистика абонентов и их прирост, а также значение маркетинга для развития услуг сотовой связи.
Ключевые слова: рынок услуг сотовой связи; факторы; абонент; оператор; маркетинг; экономика.
Daudov I.D.
MARKETING RESEARD OF THE MARKET OF SERVICES OF CELLULAR COMMUNICATION
The article deals with the marketing research of the market of services of cellular communication, evolution factors of cellular communication are enumerated in the article. A shovt description of the three (MTS, Megafon, BeeLine) basic cellular carries(operators) and their share of the market
71
is presented. The statistics of subscribers, their increase and the meaning of marketing for the development of cellular communications service is presented for.
Keywords: the market of services of cellular communication; factors; subscriber; carrier (operator); marketing; economy.
Современная динамично развивающаяся рыночная экономика не может существовать без надёжной системы связи и телекоммуникаций, которая является важным фактором инвестиционного климата и непременным условием развития бизнеса. В связи с этим на современном этапе перед отечественной экономикой встают задачи скорейшего перехода к информационному обществу путем внедрения и развития современных услуг связи.
9 сентября 1991 в Санкт-Петербурге был совершен первый телефонный звонок с сотового телефона на территории России. Это событие ознаменовало переход России в новую эру мобильной связи.
Прошло двадцать лет, рынок мобильной связи сильно преобразился. Десятки операторов по всей России предлагают своим абонентам одни из самых современных видов сотовой связи. Компании ведут отчаянную конкурентную борьбу между собой за каждого клиента. По мобильному телефону можно теперь не только говорить - имеется возможность обмениваться текстовыми и мультимедиа-сообщениями, видеофайлами; также предоставляются услуги голосовой почты, выход в Интернет и многое другое. Мобильный телефон стал уже не роскошью, а обыденной вещью как часы или бумажник.
К концу 2001г. российский рынок мобильной связи стал вторым по величине среди стран Центральной и Восточной Европы. В 2006г. количество пользователей мобильной связи в России достигло порядка 140 млн. человек.
В I квартале 2009 года количество активных абонентов сотовой связи в России составило 96,4 млн. человек. Выручка от услуг сотовой связи в России в 2009 г составила 714,9 млрд руб., снизившись на 7,7% по сравнению с предыдущим годом. В 2010-2014 г.г. рост выручки на рынке сотовой связи будет обусловлен восстановлением экономики, ростом абонентской базы и появлением новых услуг.
Средняя цена на базовые услуги мобильной связи в 2010-2014 г.г продолжат падение. Однако, это будет компенсироваться ростом мобильного трафика и развитием рынка дополнительных услуг.[1]
В июне 2009 года количество зарегистрированных в России SIM-карт выросло до 197,0 млн.
Совокупный прирост абонентов в июне 2009 года составил 2,7 млн. [+1,4%]. За последние 12 месяцев совокупная абонентская база российских операторов выросла на 24,6млн. [+14,3%]. На 30 июня 2009 года первое место по этому показателю в общероссийском масштабе занимает ВымпелКом [+7,6 млн.], второе место - МегаФон [+6,7 млн.], третье - МТС [+6,0 млн.].
Услуги подвижной сотовой связи занимают лидирующее место в телекоммуникационном секторе РФ, это обусловлено географическими размерами нашей страны и крайне низкой плотностью сети фиксированных телефонов в удаленных от центра регионах.
Неравномерность распространения сотовой связи остаётся одной из отличительных черт нашей страны. Причём это касается не только разницы города-сёла, но также разделения по федеральным округам или, как они ещё называются аналитиками, укрупнённым лицензионным округам.
Проникновение сотовой связи в настоящее время достигло своего пикового значения, и в дальнейшее развитие на этом конкурентном рынке будет возможно за счет улучшения качества предоставляемых услуг. Необходимость развития услуг сотовой связи определяется не столько объемами уже существующего рынка, сколько его перспективностью при относительной нестабильности в других отраслях российской экономики.
В современных условиях в сфере услуг сотовой связи все больше требуется вовлеченность маркетинга, так как налаженная система оказания услуг зависит от понимания нужд и интересов потребителей. В формировании отношения потребителей к сфере услуг сотовой связи участвуют такие элементы как: рекламные мероприятия, телефонные звонки и письма от обслуживающего персонала, выставление счетов, новости и редакционные статьи в средствах массовой информации, отзывы от настоящих и бывших потребителей и даже участие в маркетинговых исследованиях. Обращение к маркетинговой концепции позволяет повысить эффективность работы предприятий, оптимизировать инвестиционные решения, устранить диспропорции как между спросом и пред-
ложением, так и в ресурсах производства, быстрее развивать новые виды услуг благодаря постоянной обратной связи и комплексному подходу к решению насущных для предприятия проблем.
Оператор Абонентов в
^1
МТС 67 420 000 3,5% 15 360 000
Вымпелком 50 090 410 1,5% 10 525 397
МегаФон 45 360 791 4,2% 6 805 662
Теле2* 11 509 677 8,2%
Урале вязьинформ 6 001 373 3,2%
СМАРТС2 3 502 066 0,1%
Нижегородская Сотовая Связь3 2 768 271 3,4%
Енисейтелекод/* 2 451 445 2,9%
Бапкдпвестком' 2 105 655 2,6%
Мотив ГЕкатеринбург-20001 1 516 711 3,4%
Новая Телефонная Компания 1 282 952 2,0%
Источники: J'son & Partners Consulting, данные компаний Главная » Полезные материалы » Бесплатные обзоры рынков » Аналитика » Сотовая Связь в России, Июнь 2009
Есть возможность выделить следующие факторы развития сотовой связи в стране:
1) Активный рост абонентов мобильной связи в регионах. Характеризуя качественные показатели роста сотовой связи в Российской Федерации, аналитики телекоммуникационного рынка отмечают несоизмеримые темпы роста абонентской базы в регионах по сравнению с темпами ее роста в столице.
2) Консолидация активов операторов сотовой связи. Наряду с бурным ростом числа абонентов сотовой связи в России продолжается консолидация активов операторов. Мелкие операторы в стратегически важных регионах, с точки зрения потенциальных абонентов, либо уже поглощены крупными холдингами, либо стоят в списках на поглощение. Сформировавшиеся несколько крупных холдингов-операторов фактически контролируют более 90% всей сотовой связи в стране.
Ниже приведена краткая характеристика трех лидеров рынка сотовой связи в РФ и в частности Республике Дагестан.
ОАО "Мобильные ТелеСистемы" - российский оператор сотовой связи, услугами которого пользуются более 57 миллионов жителей страны. Также предприятие является крупнейшим оператором сотовой связи в Восточной и Центральной Европе. Компания имеет лицензии на предоставление услуг мобильной связи стандарта GSM 900/1800 в 87 регионах России, и активно работает в 62-х российских регионах, Беларуси и Украине.[6]
МТС успешно решает свою стратегическую задачу - стать национальным оператором сотовой связи в России, а также расширить свой бизнес на страны СНГ. Сегодня МТС - единственный оператор, максимально освоивший свой
лицензионный потенциал. В настоящее время в компании работают более 80 тысяч человек.
Рыночная капитализация МТС - более 5-ти млрд. долларов. Сегодня ведущие российские издания называют МТС одной из наиболее инвестиционно -привлекательных российских компаний.
«Мегафон» - первый общероссийский оператор мобильной связи стандарта GSM 900/1800. Образован в мае 2002г. в результате переименования и изменения закрытого акционерного общества «Северо-Западный GSM» и объединения в рамках одной торговой марки различных компаний.[5]
Лицензионное покрытие ОАО «Мегафон», а также принадлежащих ему 100% дочерних компаний охватывает всю территорию Российской Федерации с населением 145 млн. человек. Данная компания строит свой бизнес, основываясь на принципах максимального удовлетворения потребностей абонентов, добросовестной конкуренции и информационной открытости.
Компания «ВымпелКом» предоставляет свои услуги под семейством торговых марок «Билайн», одной из наиболее известных торговых марок в России. Число абонентов на конец 2009г. исчисляется 51,1млн человек. Сеть Билайн работает на территории 76-и субъектов РФ, расположенных во всех федеральных округах Российской Федерации. Лицензии на предоставление услуг сотовой связи группы компаний "ВымпелКом" охватывают территорию, на которой проживает около 98% населения России, включая Москву, Московскую область и Санкт-Петербург. «ВымпелКом» стал первой российской компанией, включенной в листинг Нью-йоркской фондовой биржи (NYSE).[4]
3) Снижение тарифов и рост трафика передачи данных в общем объеме услуг мобильной связи.
Анализируя состояние российского сотового рынка, наблюдается ряд проблем, решение которых позволит изменить ситуацию к лучшему. Важнейшими из них являются:
1. Совершенствование механизма государственного регулирования, направленного на развитие рынка телекоммуникационных услуг;
2. Построение современной национальной телекоммуникационной инфраструктуры;
3. Интеграция телекоммуникационного комплекса России в европейский и мировой телекоммуникационные комплексы с учетом национальных интересов;
4. Отсутствие российского производства конкурентоспособного оборудования для сетей сотовой связи. Развитие внутреннего производства оборудования для сегментов с высоким потенциалом роста (к каковым относится и сотовая связь) - объективная необходимость для России. Дешевое сотовое оборудование с приемлемым качеством интенсифицирует развитие рынка за счет освоения городов с населением менее 100 тысяч жителей и территорий с низкой плотностью заселения.
Литература:
1. Информационно - аналитическое агентство [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://www.sotovik.ru/analyt/index.452.html - Загл. с экрана.
2. Информационный ресурс средств связи [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://www. mobileinfo.ru/info/parking.php4.38.htm.- Загл. с экрана.
3. Официальный российский справочник мобильных систем [Электронный ресурс] - Режим
доступа: http://www.mobilerussia.ru/operator/ beeline/3125/nln.27.htm - Загл. с экрана.
4. Официальный сайт ОАО «ВымпелКом» [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://www. beeline.ru- Загл. с экрана.
5. Официальный сайт ОАО «Мегафон» [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://www.megafon.ru- Загл. с экрана.
6. Официальный сайт ОАО «МТС» [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://www. mts.ru- Загл. с экрана.
7. Авторское право © 2009, J'son & Partners Consulting [зарегистрированная торговая марка].
Дахдуева К.Д.
РЫНОЧНАЯ СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
Предлагаются подходы к решению различных проблем, связанных с формированием адаптивной стратегии социально-экономического развития производственных предприятий в нестабильных условиях рынка.
Ключевые слова: социально-экономическое развитие, стратегия, адаптация, нестабильность.
Dahdueva K.D.
MARKET STRATEGY OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT
INDUSTRIAL PLANTS
Suggests approaches to solving various problems associated with the formation of an adaptive strategy for socio-economic development of the industrial enterprises in the volatile market conditions.
Keywords: socio-economic development, strategy, adaptation, instability.
Стратегия развития как одна из начальных стадий планирования составляет основу дальнейшей проработки плана во всех его аспектах различными функциональными подразделениями организационной системы управления предприятием с привлечением современных методических средств планирования и принятия решений. Её обоснование в процессе работ по формирование плана социально — экономического развития усиливает значение целевой направленности в разработке планов. Позволяет выделить первостепенно важные проблемы, решение которых требуют подготовки специальных программ и создания проблемно-целевых групп управления, позволяющих определить пути достижения поставленных целей в соответствии с обстановкой сложившейся в окружающей среде. Это даёт качественно согласованную и количественно сбалансированную рабочую гипотезу развития предприятия на перспективу и систему основных показателей этого развития. Таким образом, в виду нестабильности современного рынка стратегия развития производственного предприятия должна быть адаптивной, т.е. способной приспосабливаться к изменяющимся во времени условиям среды.
При этом основное содержание стратегии развития определяется обоснованием требований к всемерной интенсификации и к повышению эффективности производства на базе НТП, к совершенствованию механизма рыночного