УДК 159.9.316.6 К. Е. Щукина
ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ДИСТАНЦИИ И МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ К МИГРАНТАМ У ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАЗЛИЧНЫХ ЭТНИЧЕСКИХ ГРУПП
В статье рассматриваются результаты исследования социальной дистанции и толерантности к трудовым мигрантам у представителей различных этнических групп у жителей города Якутска. Результаты сравнительного анализа свидетельствуют о том, что обнаружены значимые различия отрицательной и нейтральной социальной экспансивностей в группе испытуемых со средним и высоким уровнем этнической толерантности. Выяснилось, что в группе со средним уровнем этнической толерантности отрицательная и нейтральная социальная экспансивности встречаются чаще, чем в группе с высоким уровнем. Определено, что в группе со средним уровнем общей толерантности низкая социальная приемлемость и отрицательные чувства встречаются чаще, чем в группе с высоким уровнем толерантности. У преобладающего большинства испытуемых выявлен средний уровень общей толерантности. Для них характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт. Низкий и высокий уровни толерантности несколько чаще встречаются в группе саха.
Ключевые слова: миграция, толерантность, социальная дистанция, этнопсихология.
K. E. Shchukina
The Study of Social Distance and Inter-Ethnic Tolerance Towards Migrants Have Different Ethnic Groups
In the article the results of the study of social distance and tolerance towards migrant workers from different ethnic groups, the residents of the city of Yakutsk. Performan comparative analysis showed that significant differences were found negative and neutral social expansiveness in the group of subjects with average and high levels of ethnic tolerance. It was found that in the group of middle-ethnic tolerance negative and neutral social expansiveness is more common than in the group with a high level. It was determined that in the group with an average level of general tolerance of low social acceptability and negative feelings are more common than in the group with a high level of tolerance. Vast majority of the subjects revealed the average level of general tolerance. They are characterized by a combination of both tolerant and intolerant traits. Low and high level of tolerance is slightly more common in the group of Sakha.
Keywords: migration, tolerance, social distance, ethnic psychology.
Введение
На сегодняшний день процессы интеграции и глобализации неизбежно приводят к активному взаимодействию различных культур, сообществ и этносов. Несомненно, что миграция, обладая ярко выраженным этносоциальным и этнополитическим характером, вносит изменения в жизнь местного общества и существенно влияет на проводимую государствами политику. Вместе с тем миграция изменяет личностные характеристики и тех, кто вынужден перемещаться на другие территории в поисках лучшего будущего, а также воздействует на принимающее мигрантов общество.
Одной из серьезных проблем современного общества является рост количества конфликтов и возникающие, как следствие, межнациональные противоречия на этнической почве.
ЩУКИНА Кюна Егоровна - к. психол. н., доцент кафедры социально-гуманитарных технологий Института психологии СВФУ им. М. К. Аммосова. E-mail: [email protected]
SHCHUKINA Kyuna Egorovna - Candidate of Psyshology, Assistant Professor of Social and Humanitarian Technologies Institute of Psychology of the North-Eastern Federal University named after M. K. Ammosov. E-mail: [email protected]
Поэтому изучение вопросов, связанных с этнической толерантностью, факторов, ее обусловливающих, и исследование причин, способствующих росту или, наоборот, понижению напряженности является актуальным на современном этапе развития поликультурного мира.
Республика Саха (Якутия) является не исключением в плане миграционных процессов. По данным Управления Федеральной миграционной службы по Республике Саха (Якутия) за 2015 г., отмечается увеличение количества иностранных граждан и лиц без гражданства, поставленных на миграционный учет по месту пребывания, в том числе граждан, прибывших из стран ближнего и дальнего зарубежья. Основную их долю составляют мигранты из Киргизии, Таджикистана, Армении и Узбекистана. Дальнее зарубежье в основном представлено гражданами Китая. В структуре внешней трудовой миграции основную долю составляют трудовые мигранты Армении, Узбекистана, Украины и Китая [1].
Обзор миграционной политики Республики Саха (Якутия) показывает, что сохраняются тенденции въезда иностранной рабочей силы, однако изменения, введенные в Российской Федерации с 01.01.2015 года, уменьшают количество иностранной рабочей силы на территории как Республики Саха (Якутия), так и Российской Федерации.
Проблеме межэтнических отношений и толерантности посвящали работы ученые самых различных направлений: социологи, этнопсихологи, философы, историки, этнографы, политологи и многие другие. В психологии личности толерантность рассматривается как интегральная характеристика индивида, определяющая его способность в проблемных и кризисных ситуациях активно взаимодействовать с внешней средой с целью восстановления своего нервно-психического состояния, успешной адаптации, недопущения конфронтации и развития позитивных взаимоотношений с собой и окружающим миром [2].
В последние десятилетия изучением социально-этнических взаимоотношений, социальной дистанции как фактора определения этнической толерантности в России активно занимаются Н. М. Лебедева [3], Г. У Солдатова [4], Т. Г. Стефаненко [5], В. Ю. Хотинец [6], Е. И. Шлягина [7], Е. Н. Резников [8], А. П. Оконешникова [9-10] и др.
В основу данного проведенного исследования положены работы отечественных ученых Л. Г. Почебут [11], Г. У Солдатовой [4] и зарубежных исследователей - Дж. Берри [12] и Э. Богардус [13].
По мнению Дж. Берри, межэтническая толерантность формируется тогда, когда у индивида существует убеждение в своей групповой идентичности, и это может служить основой к позитивным коммуникациям [11].
Социальное поведение как подход изучается концепцией социальной дистанции, которая определяет уровень близости социальной дистанции между индивидом и членом какой-либо конкретной социальной группы, к которой индивид себя относит. Эмори Богардус в 20-х гг. прошлого века предложил для измерения социальной установки - аттитюда к представителям различных социальных групп - специальную шкалу, которая была названа шкалой социальной дистанции [12]. Проведенные исследования в этой области показывают, что данный феномен наблюдается во всех культурах. Выяснено, что социальная дистанция является составляющей культурных норм. Предполагается, что нормы социальной дистанции сохраняют различия в статусе между социальными группами [8, 10].
Результаты исследований
Описание выборки. Экспериментальное исследование проводилось среди женщин и мужчин, представителей основных этнических групп г. Якутска: саха и русских. Общий объем выборки составил 120 человек.
Описание методического инструментария. В методический инструментарий данного исследования были включены: шкала социальной дистанции (шкала Богардуса) в варианте Л. Г. Почебут; экспресс-опросник «Индекс толерантности».
Шкала социальной дистанции (шкала Богардуса) в варианте Л. Г. Почебут. С помощью шкалы социальной дистанции (или шкалы Богардуса) оценивается степень социально-психологического принятия людьми друг друга, которую назвали шкалой социальной приемлемо-
сти. Она используется для измерения дистанции, связанной с расовой или национальной принадлежностью, возрастом, полом, профессией, религией, а также для измерения дистанции между детьми и родителями. Шкала социальной дистанции показывает степень психологической близости людей, способствующей легкости их взаимодействия [10, 12].
Экспресс-опросник «Индекс толерантности» был разработан для диагностики общего уровня толерантности. Также включает в себя 3 субшкалы, направленных на диагностику таких аспектов толерантности, как этническая толерантность, социальная толерантность и толерантность как черта личности [4].
Целью исследования является рассмотрение особенностей связи социальной дистанции и межэтнической толерантности к трудовым мигрантам.
Задачи:
1) определить социальную дистанцию к трудовым мигрантам и выявить различия между саха и русскими;
2) рассмотреть уровень общей и этнической толерантности испытуемых;
3) исследовать связь между социальной дистанцией и компонентами этнической толерантности.
Гипотезы:
1. Социальная дистанция саха и русских будет зависеть от степени близости этнических групп трудовых мигрантов к собственной этнической группе.
2. Этническая толерантность не является определяющим фактором в отношении социальной дистанции саха и русских к трудовым мигрантам.
Предметом исследования является социальная дистанция и этническая толерантность к трудовым мигрантам.
Объект: представители двух основных этнических групп (русские и саха) города Якутска.
Метод математической обработки данных: достоверность различий определялась по и-критерию Манна-Уитни, Н-критерию Краскала-Уоллеса, взаимосвязь между показателями оценивалась с помощью корреляционного анализа с применением коэффициента корреляции т - Кендалла.
Результаты и их обсуждение. Показатель «реальной социальной приемлемости» свидетельствует о приемлемости людьми одного этноса представителей другого, наличии или отсутствии стремления к интеграции с ними, а также толерантном или интолерантном отношении к ним. По полученным результатам методики шкала социальной дистанции (шкала Э. Богардуса, вариант Л. Г. Почебут) наибольшая социальная приемлемость наблюдается у группы русских к представителям славянской этнической группы - белорусам и украинцам, что свидетельствует о близости, толерантном отношении к ним, но не предполагает стремления к интеграции с ними, то есть, стоит говорить об автономности данного этноса. Все остальные этнические группы мигрантов (кавказская, среднеазиатская, китайская) имеют отрицательную социальную приемлемость, что может указывать на стремление обособиться от них, о существовании межэтнической напряженности и интолерантности, а также наличии явного или скрытого межэтнического конфликта.
Похожая ситуация наблюдается у группы саха. Так, они принимают белорусов, но предпочитают держаться автономно и не стремятся к интеграции с ними. В отношении других этнических групп социальная приемлемость так же отрицательная, что может свидетельствовать о стремлении к обособлению своего этноса, существовании межэтнической напряженности и интолерантности, наличии межэтнического конфликта.
Стоит отметить, что наименьшую степень приемлемости обе группы испытуемых проявляют к этнической группе таджиков, а также саха минимально принимают узбеков и армян, а русские - киргизов (табл. 1).
Таблица 1
Групповая социальная приемлемость (СПр) к этническим группам трудовых мигрантов
Саха Русские
Ранг Национальности Степень приемлемости Баллы Ранг Национальности Степень приемлемости Баллы
1 Белорусы Средняя 0,04 1 Белорусы Максимальная 0,55
2 Украинцы Минимальная -0,1 2 Украинцы Средняя 0,48
3 Китайцы Минимальная -0,19 3 Китайцы Минимальная -0,15
4 Киргизы Минимальная -0,35 4 Узбеки Минимальная -0,23
5 Армяне Минимальная -0,45 5 Армяне Минимальная -0,25
6 Узбеки Минимальная -0,48 6 Киргизы Минимальная -0,32
7 Таджики Минимальная -0,52 7 Таджики Минимальная -0,51
«Реальная социальная экспансивность» отражает направленность чувств, а также наличие или отсутствие искреннего интереса одного этноса к другому. Так, у опрашиваемой группы саха и русских не обнаружено позитивных чувств и искреннего интереса к представленным этническим группам мигрантов. Нейтральные чувства испытывают русские по отношению к трудовым мигрантам белорусской и украинской национальностей, что может говорить об определенной напряженности в отношениях, о том, что не все представители русских с искренним сочувствием и интересом относятся к ним. В отношении других этнических групп у русских наблюдается отрицательная социальная экспансивность. Отрицательная социальная экспансивность выражает негативную направленность чувств, но не к конкретным, реально живущим и действующим ее представителям, а к этносу в целом.
Почти ко всем представленным этническим группам трудовых мигрантов испытуемые саха выразили отрицательную социальную экспансивность, что говорит о негативной направленности чувств в отношении к ним. Нейтральные чувства саха испытывают к белорусам (табл. 2).
Таблица 2
Групповая социальная экспансивность (СЭр) к этническим группам трудовых мигрантов
Саха Русские
Ранг Национально сти Чувства Баллы Ранг Национально сти Чувства Баллы
1 Белорусы Нейтр. 0,002 1 Белорусы Нейтр. 0,027
2 Украинцы Отриц. -0,005 2 Украинцы Нейтр. 0,024
3 Китайцы Отриц. -0,009 3 Китайцы Отриц. -0,007
4 Кыргызы Отриц. -0,017 4 Узбеки Отриц. -0,011
5 Армяне Отриц. -0,022 5 Армяне Отриц. -0,013
6 Узбеки Отриц. -0,024 6 Кыргызы Отриц. -0,016
7 Таджики Отриц. -0,025 7 Таджики Отриц. -0,025
Для выявления различий в степени реальной социальной приемлемости (СПр) и социальной экспансивности (СЭр) к каждой этнической группе трудовых мигрантов у саха и русских проводился и-критерий Манна-Уитни, в ходе которого различия не были обнаружены (не скорректировано на наличие связей). В ходе проведения и-критерия Манна-Уитни на индивидуальном уровне реальной социальной приемлемости (СПр) и социальной экспансивности (СЭр) различий у двух групп испытуемых также не было обнаружено. Это говорит о практически одинаковом отношении опрошенных групп саха и русских к трудовых мигрантам. Полученный результат может быть обусловлен тем, что среди местных жителей города уже существует определенный образ трудового мигранта, который формирует отношение к ним.
В качестве меры согласованности социальной приемлемости саха ко всем этническим группам трудовых мигрантов был проведен корреляционный анализ с применением коэффициента корреляции т - Кендалла. В результате было выявлено, что существует согласованность между реальной социальной приемлемостью таджиков, армян, узбеков, киргизов, китайцев и украинцев на уровне значимости 0,01 (коэффициент корреляции равен 1). Результаты проведения аналогичного корреляционного анализа у группы русских выявили согласованность между реальной социальной приемлемостью таджиков, армян, узбеков, киргизов и китайцев на уровне значимости 0,01 (коэффициент корреляции равен 1). Как уже говорилось ранее, данный анализ позволяет с уверенностью говорить о тождественности дистанции к большинству этнических групп трудовых мигрантов у обеих опрошенных групп.
Таким же образом проверялась согласованность второго показателя шкалы социальной дистанции - реальная социальная экспансивность. Так, у группы испытуемых саха существует согласованность между реальной социальной экспансивностью к армянам, таджикам, узбекам, киргизам, китайцам и украинцам на уровне значимости 0,01 (коэффициент корреляции равен 1). Несколько иначе выглядят результаты опрошенных русских, так, была выявлена согласованность реальной социальной экспансивности к армянам, таджикам, узбекам, киргизам и китайцам, а также отдельно согласована реальная социальная экспансивность к украинцам и белорусам на уровне значимости 0,01 (коэффициент корреляции равен 1). В данном случае можно говорить о существовании у групп саха и русских сходных чувств в отношении к большинству этносов трудовых мигрантов (армяне, таджики, узбеки, киргизы, китайцы) с тем отличием, что у группы русских обнаружилась еще одна взаимосвязь социальной экспансивности у таких этнических групп, как белорусы и украинцы.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что согласованность реальной социальной экспансивности у саха и русских практически аналогична с той разницей, что у группы русских обнаружена также согласованность между украинцами и белорусами. То есть, у саха и русских существуют сходные чувства в отношении к большинству этносов трудовых мигрантов с тем отличием, что у русских несколько иная направленность чувств существует к белорусам и украинцам.
Особенности связи социальной дистанции и этнической толерантности
Исходя из предположения о том, что чем выше этническая толерантность, тем больше приемлемость представителей других этносов, мы решили для выявления связи реальной социальной приемлемости (СПр) от уровня этнической толерантности провести критерий Н Краскала-Уоллеса. При проведении критерия Н Краскала-Уоллеса по методике «Шкала социальной дистанции» были взяты результаты по реальной социальной приемлемости (СПр) таких независимых выборок, как: испытуемые с низким, средним и высоким уровнем этнической толерантности.
У сравниваемых групп со средним и высоким уровнем социальной приемлемости не скорректировано на наличие связей - различия отсутствуют.
Различия наблюдаются у группы с низким уровнем социальной приемлемости на уровне значимости 0,05. Для утверждения о том, что уровень выраженности в какой-то из сравниваемых выборок (низкая социальная приемлемость у людей с разным уровнем этнической толерантности) выше или ниже, нам было необходимо применить парное соотнесение выборок по и-критерию Манна-Уитни.
Для выявления различий по критерию Манна-Уитни сравнивались низкая социальная приемлемость группы людей с низким уровнем этнической толерантности и с высоким уровнем, группы людей с низким и средним уровнем этнической толерантности, в результате которых не скорректировано наличие связей.
Значимые различия обнаружены между группой испытуемых с высоким уровнем этнической толерантности и группой со средним уровнем толерантности на уровне значимости 0,05. То есть, существуют различия низкой социальной приемлемости в группе испытуемых со средним и высоким уровнем этнической толерантности. В группе со средним уровнем этни-
ческой толерантности такой признак как низкая социальная приемлемость встречается чаще, чем в группе с высоким уровнем толерантности.
Чтобы проверить предположение о том, что чем выше этническая толерантность, тем позитивнее чувства к представителям других этносов, мы взяли критерий Н Краскала-Уоллеса для выявления связи реальной социальной экспансивности (СЭр) от уровня этнической толерантности. При проведении критерия Н Краскала-Уоллеса по методике «Шкала социальной дистанции» были взяты результаты по второму показателю - реальной социальной экспансивности (СЭр) таких независимых выборок, как: испытуемые с низким, средним и высоким уровнем этнической толерантности.
У сравниваемой группы положительной социальной экспансивности, не скорректировано на наличие связей - различия не обнаружены.
Сравниваемые выборки отрицательной и нейтральной социальной экспансивности различаются достоверно по уровню выраженности признака (р < 0,05). Для утверждения о том, что уровень выраженности в какой-то из сравниваемых выборок (отрицательная и нейтральная социальная экспансивность у людей с разным уровнем этнической толерантности) выше или ниже, необходимо применить парное соотнесение выборок по критерию Манна-Уитни.
Для выявления различий по критерию Манна-Уитни сравнивались отрицательная социальная экспансивность группы людей с низким уровнем этнической толерантности и с высоким уровнем, группы людей с низким и средним уровнем этнической толерантности, в результате которых не скорректировано наличие связей.
Различия обнаружены между группами людей со средним и высоким уровнем этнической толерантности на уровне значимости 0,05. Существуют различия отрицательной социальной экспансивности в группе испытуемых со средним и высоким уровнем этнической толерантности. В группе со средним уровнем этнической толерантности такой признак, как отрицательная социальная экспансивность встречается чаще, чем в группе с высоким уровнем толерантности.
Также по и-критерию Манна-Уитни сравнивались нейтральная социальная экспансивность между тремя уровнями этнической толерантности, в результате которого различия обнаружены между группами людей со средним и высоким уровнем толерантности на уровне значимости 0,05. Существуют различия нейтральной социальной экспансивности в группе испытуемых со средним и высоким уровнем этнической толерантности. В группе со средним уровнем толерантности такой признак, как нейтральная социальная экспансивность встречается чаще, чем в группе с высоким уровнем этнической толерантности. Высокая этническая толерантность, таким образом, предполагает наличие позитивных чувств и искренний интерес по отношению к представителям другого этноса.
Предположим, что степень приемлемости одним этносом представителей другого зависит от общей толерантности испытуемых. Используем критерий Н Краскала-Уоллеса для выявления различий реальной социальной приемлемости (СПр) по уровням общей толерантности. Обнаружены различия низкой социальной приемлемости на уровне значимости 0,05. Для утверждения о том, что уровень выраженности в какой-то из сравниваемых выборок выше или ниже, необходимо применить парное соотнесение выборок по критерию Манна-Уитни.
В результате проведения критерия Манна-Уитни были выявлены различия низкой социальной приемлемости между группами испытуемых с высоким и средним уровнем общей толерантности на уровне значимости 0,05. То есть, в группе со средним уровнем общей толерантности такой признак, как низкая социальная приемлемость встречается чаще, чем в группе с высоким уровнем толерантности.
Следующим предположением будет то, что знак, то есть направленность чувств одного этноса к представителям других этносов, будет обусловлена уровнем общей толерантности. Для проверки используется критерий Н Краскала-Уоллеса для выявления различий реальной социальной экспансивности (СЭр) по уровням общей толерантности.
Распределение отрицательной социальной экспансивности в группах с разным уровнем общей толерантности является неравномерным (р < 0,05). Для утверждения о том, что уровень
выраженности в какой-то из сравниваемых выборок выше или ниже, необходимо применить парное соотнесение выборок по критерию Манна-Уитни.
Заключение
Таким образом, проведенное исследование позволило нам определить следующие выводы.
1. В ходе определения социальной дистанции выделено 2 основных показателя: реальная социальная приемлемость (СПр) и реальная социальная экспансивность (СЭр). По первому показателю обе группы испытуемых обладают минимальной степенью социальной приемлемости к представленным трудовым мигрантам. Это может говорить о существовании межэтнической напряженности, интолерантного отношения к ним, а также о наличии межэтнического конфликта, который может быть как явным, так и скрытым. Стоит отметить, что наименьшую степень приемлемости опрошенные проявляют к этнической группе таджиков.
2. Тем не менее, различие между группами существует, так, наибольшая социальная приемлемость наблюдается у русских к представителям славянской этнической группы - белорусам и украинцам. Это может свидетельствовать о близости, толерантном отношении к ним, но не предполагает интеграцию с данными этносами. Саха также принимают белорусов, но предпочитают держаться автономно и не стремятся к интеграции с ними.
3. Второй показатель, отражающий направленность чувств и наличие/отсутствие интереса к другому этносу. Нужно отметить, что «реальная социальная приемлемость» и «реальная социальная экспансивность» соотносятся между собой. Так, если у большинства испытуемых выявлено интолерантное отношение и существование межэтнической напряженности к трудовым мигрантам, которые могут свидетельствовать о наличии межэтнического конфликта, то чувства, испытываемые при этом к ним, приобретает негативную направленность. Но важным является то, что негативная направленность чувств выражается не к конкретным, реально живущим и действующим ее представителям, а к этносу в целом.
4. Между реальной социальной приемлемостью и социальной экспансивностью у саха и русских как на групповом, так и на индивидуальном уровне различия не обнаружены. Это позволяет нам сделать вывод о том, что у обеих групп испытуемых выявлено практически одинаковое отношение к трудовым мигрантам.
5. Согласованность реальной социальной экспансивности у саха и русских практически аналогична с той разницей, что у группы русских обнаружена также согласованность между украинцами и белорусами. То есть, у саха и русских существуют сходные чувства в отношении к большинству этносов трудовых мигрантов с тем отличием, что у русских несколько иная направленность чувств существует к белорусам и украинцам.
6. Женщины больше, чем мужчины, предпочитают быть осторожными во взаимодействии с другими, и напротив, больше мужчин, чем женщин обладают высоким уровнем доверия.
7. У преобладающего большинства испытуемых выявлен средний уровень общей толерантности. Для них характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт. Низкий и высокий уровень толерантности несколько чаще встречается у группы саха.
8. Связь социальной дистанции и межэтнической толерантности. Было выдвинуто предположение о том, что чем выше этническая толерантность, тем выше будет приемлемость представителей других этносов. В ходе проведения исследования было выявлено, что в группе со средним уровнем этнической толерантности низкая социальная приемлемость встречается чаще, чем в группе с высоким уровнем толерантности.
9. Были обнаружены значимые различия отрицательной и нейтральной социальной экспансивности в группе испытуемых со средним и высоким уровнем этнической толерантности. В группе со средним уровнем этнической толерантности отрицательная и нейтральная социальная экспансивность встречается чаще, чем в группе с высоким уровнем.
Соответствующие результаты получились в ходе проверки предположения, что степень приемлемости и направленность чувств зависит от уровня общей толерантности. Выяснилось, что в группе со средним уровнем общей толерантности низкая социальная приемлемость и отрицательные чувства встречаются чаще, чем в группе с высоким уровнем толерантности.
Литература
1. Аналитический отчет об итогах деятельности Управления Федеральной миграционной службы по Республике Саха (Якутия). http://ufms.ykt.ru
2. Нижегородцева Н. В., Новикова М. В. Толерантность в современном обществе: опыт междисциплинарных исследований: сборник научных статей. - Ярославль, 2011. - 357 с.
3. Лебедева Н. М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. - М., 1999. - 191 с.
4. Солдатова Г. У Психология и межэтническая напряженность. - М., 1998. - 386 с.
5. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология. - М., 2006. - 365 с.
6. Хотинец В. Ю. Идентичность и толерантность. - Екатеринбург, 2002. - 124 с.
7. Шлягина Е. И. Этническая толерантность личности: опыт эмпирического исследования // Век толерантности: научно-публицистический вестник. - 2001. Вып. 3-4. - 156 с.
8. Резников Е. Н. Психология этнического общения. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007.
- 160 с.
9. Оконешникова А. П. Межэтническое восприятие и понимание людьми друг друга. - Пермь, 1999.
- 404 с.
10. Оконешникова А.П. Теория и практика этнопсихологии в системе образования // Этническая психология и общество / под ред. Н. М. Лебедевой. - М., 1997. - С. 68-69.
11. Почебут Л. Г. Кросс-культурная и этническая психология: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по гуманит. спец. - СПб. [и др.]: Питер, 2012. - 334 с.
12. Берри Дж. В. Как мы будем жить все вместе?: альтернативное видение межкультурных отношений / Дж. В. Берри // Кросс-культурная психология: актуальные проблемы: сб. ст. / под. ред. Л. Г. Почебут, И. А. Шмелевой. - СПб., 2005. - С. 6-25.14.
13. Bogardus E. S. A Social Distance Scale // Sociology and Social Research. - 1933. - V. 17. - P. 265-271.
References
1. Analiticheskij otchet ob itogah dejatel'nosti Upravlenija Federal'noj migracionnoj sluzhby po Respublike Saha (Jakutija). http://ufms.ykt.ru
2. Nizhegorodceva N. V., Novikova M. V. Tolerantnost' v sovremennom obshhestve: opyt mezhdisciplinarnyh issledovanij: sbornik nauchnyh statej. - Jaroslavl', 2011. - 357 s.
3. Lebedeva N. M. Vvedenie v jetnicheskuju i kross-kul'turnuju psihologiju. - M., 1999. - 191 s.
4. Soldatova G. U. Psihologija i mezhjetnicheskaja naprjazhennost'. - M., 1998. - 386 s.
5. Stefanenko T. G. Jetnopsihologija. - M., 2006. - 365 s.
6. Hotinec V. Ju. Identichnost' i tolerantnost'. - Ekaterinburg, 2002. - 124 s.
7. Shljagina E. I. Jetnicheskaja tolerantnost' lichnosti: opytjempiricheskogo issledovanija // Vek tolerantnosti: nauchno-publicisticheskij vestnik. - 2001. Vyp. 3-4. - 156 s.
8. Reznikov E. N. Psihologija jetnicheskogo obshhenija. - M.: Izd-vo «Institut psihologii RAN», 2007. -160 s.
9. Okoneshnikova A. P. Mezhjetnicheskoe vosprijatie i ponimanie ljud'mi drug druga. - Perm', 1999. - 404 s.
10. Okoneshnikova A.P. Teorija i praktika jetnopsihologii v sisteme obrazovanija // Jetnicheskaja psihologija i obshhestvo / pod red. N. M. Lebedevoj. - M., 1997. - S. 68-69.
11. Pochebut L. G. Kross-kul'turnaja i jetnicheskaja psihologija: ucheb. posobie dlja stud. vuzov, obuch. po gumanit. spec. - SPb. [i dr.]: Piter, 2012. - 334 s.
12. Berri Dzh. V. Kak my budem zhit' vse vmeste?: al'ternativnoe videnie mezhkul'turnyh otnoshenij / Dzh. V. Berri // Kross-kul'turnaja psihologija: aktual'nye problemy: sb. st. / pod. red. L. G. Pochebut, I. A. Shmelevoj. - SPb., 2005. - S. 6-25.14.
13. Bogardus E. S. A Social Distance Scale // Sociology and Social Research. - 1933. - V. 17. - P. 265-271.