УДК 316.61-057.874
ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПОРТРЕТА ЛИЧНОСТИ СОВРЕМЕННОГО СТАРШЕКЛАССНИКА
© И.В. Архипова
Изучается проблема становления личности в юношеском возрасте. Проанализированы результаты изучения системы ценностей, самоотношения и локуса контроля старшеклассников, обозначен позитивный вектор развития личности современного старшеклассника.
Ключевые слова: становление личности; система ценностей; самоотношение; локус контроля.
Современное общество проходит стадию стремительных изменений. Ими затронуты все сферы и уровни существования человека, в т. ч. и его внутренний мир. Любой человек, независимо от возраста, вынужден в той или иной степени осваивать потоки информации, разбираться в новинках техники и технологии, т. е. «держать руку на пульсе истории». При этом замечено повсеместно, что дети не только с легкостью овладевают новинками жизни, но делают это качественно по-иному. Они просто живут среди всех этих изменений в своем естественном природном ритме, который очень отличается от ритмов взрослого поколения прошлого века и тысячелетия [1].
Тем не менее достаточно часто появляется информация о том, что нынешнее подрастающее поколение отличается утратой смысловых ориентиров, однобоким техноло-гизированным развитием. Родители и педагоги не находят общего языка, фундамента для построения доверительных взаимоотношений с детьми.
Исследуя проблемы психологического здоровья детей школьного возраста, можно прийти к выводу, что основные сложности возникают из-за несоответствия устаревших норм и представлений о том, каким должен быть ребенок, как он должен расти и в кого он должен вырасти. Современные дети в большинстве своем активно протестуют против такого огромного количества «долженствований» в отношении себя, протестуют всем своим образом жизни, поведением, привычками, отношением к себе и другим. Около 40 лет назад знаменитый физик лауреат Нобелевской премии Р. Фейнман отметил, что «нанотехнологии в корне изменят жизнь общества и человека» [2]. Сейчас эти коренные изменения есть реалии повседневности.
Насущно необходимо принять к рассмотрению гипотезу о продолжении развития человека как духовного, нравственного, социального и, соответственно, биологического существа. Решать задачи обновления и перестройки основ взаимодействия призваны родители, учителя, психологи, т. е. те люди, которые могут дать возможность детям поверить в свои силы, научиться не растрачивать энергию впустую и направлять внимание на личностное развитие и созидательную деятельность. Для достижения этого необходима высокоэмоциональная заинтересованность в выстраивании отношений доверия с подрастающим поколением. Доверие вырастает из понимания и принятия, поэтому нужна информация о внутреннем мироустройстве нового поколения. Важно понять, с какими установками, мнениями и взглядами на самого себя выходит из стен школы современный молодой человек, что дало ему среднее образование в процессе становления личности, каков его стартовый потенциал и ценностные устремления. Формирование социальных черт психологического портрета личности детерминировано специфическими условиями роста и развития, но эти черты через некоторое время будут, в свою очередь, детерминантами развития общества в целом.
Гуманистическая психология как направление, исследующее личность с позиций роста, творческого самовыражения, самодостаточности, отмечает, что человек от природы хорош и способен к самосовершенствованию. Немецкий психолог, философ, социолог
Э. Фромм был уверен в том, что для каждого исторического периода характерно прогрессивное развитие индивидуальности в достижении большей личной свободы в развитии
своих потенциальных возможностей. Он считал, что все люди испытывают внутреннюю потребность тождества с самими собой, индивидуумы с ясным и отчетливым осознанием своей индивидуальности воспринимают себя как хозяев жизни, а не как постоянно следующих чьим-то указаниям [3].
Рассматривая черты здоровой и зрелой личности, Г. Олпорт выделял такие значимые характеристики, как любовь к себе, самопри-нятие, а также отмечал, что взрослые люди имеют положительное представление о самих себе, что позволяет адекватно относиться как к собственным недостаткам, так и к внешним разочаровывающим или раздражающим явлениям [3].
Другой выдающийся представитель гуманистического направления в психологии, А. Маслоу, в русле экзистенциалистской концепции становления человека рассматривал удовлетворение потребности самоуважения как основу формирования чувства уверенности в себе, достоинства и осознания собственной полезности и необходимости в мире. А также, что особенно интересно в связи с современным положением, подчеркивал, что социальное и культурное окружение часто подавляет тенденцию к актуализации определенными нормами по отношению к какой-то части населения. С его точки зрения, ни одно общество в человеческой истории не предоставляло оптимальной возможности для самоактуализации его членов [3].
Наиболее яркий представитель феноменологического направления в рамках гуманистического подхода к оценке личности К. Роджерс считал важнейшим мотивом жизни человека тенденцию актуализации. В контексте теории Роджерса тенденция самоактуализации - это процесс реализации человеком на протяжении всей жизни своего потенциала с целью стать полноценно функционирующей личностью.
Учитывая теоретические разработки персонологов прошлого века, хочется отметить прогностичность, предвосхищение появления поколения людей, внутренне устроение и перспективы развития которых можно лучше понять и принять с точки зрения ценности и глубокого уважения к особенностям внутреннего мира каждого из них. Предположения теоретика о природе человека - это неотъемлемая часть его индивиду-
альности, наряду с другими глубоко укоренившимися убеждениями, основополагающими ценностями и установками. Концепции о человеческом поведении в значительной степени отражают то, что персонологи думают о себе и окружающих. Наиболее выдающиеся психологи-гуманисты прошлого века как раз и занимались постановкой и исследованием принципиальных вопросов об истоках и перспективах развития здоровой личности.
Целью данного исследования стало выявление некоторых черт психологического портрета личности современного старшеклассника. Соответственно этому необходимо было решить следующие задачи:
- изучение ценностной сферы как базовой основы при формировании личности;
- выяснение характерных особенностей самоотношения в качестве эмоционально-волевого вектора презентации себя и своих потенциалов;
- исследование локуса контроля как одного из важнейших характеристик самосознания, связывающего чувство ответственности и готовность к социальной активности.
Объектом изучения стали учащиеся 1011 классов средней школы г. Воронежа. В качестве методического инструментария использовался тест М. Рокича по определению ценностных предпочтений, тест самоотно-шения В.В. Столина [4] и тест на выявление локуса контроля Дж. Роттера [5].
Для исследования особенностей структуры ценностных ориентаций у старшеклассников использовалась методика «Ценностные ориентации» М. Рокича. Методика основана на прямом ранжировании списка ценностей. Каждому испытуемому предъявлялось 2 списка ценностей. Первым предъявлялся набор терминальных, а затем инструментальных ценностей. При этом терминальные ценности - убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться. Инструментальные ценности - убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.
При анализе системы ценностных представлений уделялось внимание наиболее предпочитаемым понятиям и наиболее отвергаемым.
В списке терминальных ценностей следующие понятия стали самыми высокорейтинговыми: здоровье - 44 %, счастливая семейная жизнь - 21 %, любовь и наличие хороших и верных друзей - 19 %.
Достаточно позитивный, жизнеутверждающий фундамент из непреходящих ценностей человеческих взаимоотношений. Единственно настораживающий пункт - безусловное и подавляющее лидирование «здоровья». В таком возрасте иерархия ценностей выстраивается скорее по дефицитарному и желательному принципу. Значит ли это, что у 14-16-летних людей такие проблемы со здоровьем, что 44 % безоговорочно присваивают этому понятию лидерские позиции? Сейчас очень актуально и «модно» внедрять в повседневную школьную жизнь разнообразные здоровьесберегающие технологии, программы и пр. Красной нитью во всех этих мероприятиях проходит тезис о невероятно ослабленном здоровье детей. Приводятся статистические данные о том, что основную группу здоровья при поступлении в школу имеют около 5 %, а по окончании - чуть более 2 % школьников. Остальные же - поголовно больны чем-либо. В результате анализа данных в школе, где проводились исследования, было выявлено, что только 3 % детей имеют действительно серьезные заболевания, связанные с органическими поражениями различной этиологии, у остальных -проблемы со зрением, опорно-двигательной системой (и это действительно усугубляется в процессе обучения в школе), желудочнокишечным трактом. Но эти проблемы не являются препятствием для получения полноценных знаний и не дают основания для ин-валидизации сознания школьников, а именно это и происходит. Педагогам с самого первого класса трудно справляться с возросшей «инаковостью» детей, когда импульсивность, высокая энергетическая активность в сочетании с повышенной любознательностью под девизом «зачем?», а не «почему?» не дает возможности планомерно, поэтапно и посту-пенчато вкладывать определенную систему знаний в головы учащихся. Приходят в школу дети с принципиально другой организацией и характером протеканий психических процессов, что не совпадает со строго «левополушарной» организацией учебного процесса. Самый легкий путь - найти спаси-
тельную и оправдательную формулировку: «чему их можно научить, они с рождения все больные». Под этим программирующим лозунгом протекает большая часть школьной жизни. Результат - дети принимают на подсознательном уровне, что самое главное в жизни - здоровье (которого у них у многих якобы нет) - это фундамент, без которого невозможно жить. Это и является причиной неоправданно высокого рейтинга понятия «здоровье» в 14-16-летнем возрасте. Такая позиция отвлекает жизненную энергию мысли взрослеющего поколения от осознания действительно важных ценностей. Все остальное в списке предпочтений не вызывает каких-либо возражений.
Наиболее отвергаемые понятия: развлечения - 25 %, творчество - 18 %, красота природы и искусства - 18 %.
В первую очередь, обращает на себя внимание тот факт, что лидирующую позицию последнего места занимают «развлечения», вопреки существующим стереотипам восприятия подрастающего поколения как потребительского, интересы которого направлены на получение максимального удовольствия. Возможно, этот выбор связан со своеобразным протестом четверти опрошенных старшеклассников против засилья развлекательно-гламурных установок масс-медиа, что усиленно пытаются внедрить в сознание подрастающего поколения. Протест может быть основан на тех личностных качествах (немного забегая вперед), что ставятся во главу угла в следующем списке ценностей, а именно: независимость, твердая воля, самоконтроль. Факт пренебрежения понятиями «красота природы и искусства» и «творчество» тревожен и удручающ, т. к. становится понятно, что на пороге взросления, после 11 лет обучения 18 % людей не довелось ощутить, что дает человеку прикосновение к вышеперечисленным ценностям. Эти переживания, видимо, более характерны для уже зрелых личностей с определенным складом мировосприятия, а на стадии формирования большее внимание уделяется понятиям экстравертного характера: яркого проявления себя в обществе, получения максимальной радости от процесса общения и взаимоотношений.
Анализ значимых позиций инструментального списка ценностей: честность, неза-
висимость - 17 %; жизнерадостность, воспитанность - 15 %; твердая воля, самоконтроль - 14 %.
Социальный портрет личности, входящей во взрослую жизнь, получил дополнительные черты: человек честный, жизнерадостный, воспитанный, стремящийся к независимому проявлению, но с твердой волей и самоконтролем. Конечно, вышеуказанные качества имеют тенденцию быть идеальным вектором развития, но все равно можно признать, что вектор в целом достаточно конструктивен.
Последние места в списке инструментальных ценностей заняли следующие черты: высокие запросы - 27 %, непримиримость к собственным недостаткам - 25 %, эффективность в делах - 17 %. Лидер отвергаемых понятий - «высокие запросы». В течение всей школьной жизни существует гнет опасения плохой отметки, страх оценивания, получения негативного личностного отзыва со стороны учителя и снижения статуса среди одноклассников. Все это скорее формирует мотивацию избегания неудач, чем мотивацию достижения успеха. Пункт «непримиримость к собственным недостаткам» вполне закономерен в позиции максимального отвержения, т. к. в таком возрасте осознание собственных недостатков и негативных черт вряд ли может привести к желанию самосовершенствования. Другая реакция на собственное несовершенство - возникновение аутоагрессии, ведущей к появлению суицидальных мыслей и настроений, либо агрессии, активно направленной вовне, что не может приветствоваться обществом, и поэтому пусть этот пункт ждет своего времени актуализации соразмерно возрастным законам становления личности.
Следующая часть исследования была посвящена изучению показателей самоотноше-ния. Опросник самоотношения построен в соответствии с разработанной В.В. Столи-ным иерархической моделью структуры са-моотношения, позволяющей выявить три уровня самоотношения, отличающихся по степени обобщенности: глобальное самоот-ношение; самоотношение, дифференцированное по самоуважению, аутосимпатии, са-моинтересу и ожиданиям отношения к себе; уровень конкретных действий (готовностей к ним) в отношении к своему «Я».
Если объединить результаты под грифом «признак выражен» и «признак ярко выражен» как значимые для качественной оценки, то получатся следующие обобщенные данные: глобальное самоотношение - 84,6 %; самоуважение как аспект, эмоционально и содержательно объединяющий веру в свои силы, способности, энергию, самостоятельность - 66,7 %; аутосимпатия как одобрение себя в целом, доверие к себе, позитивная самооценка - 64 %; ожидание положительного отношения от других - 51 %; самоинтерес, отражающий меру близости к самому себе, уверенность в своей интересности для других - 83 %; уровень готовности к конкретным действиям по отношению к своему «Я»: самоуверенность - 71 %; ожидание отношения других - 64 %; самопринятие - 86 %; са-моруководство и самопоследовательность -63 %; самообвинение - 41 %; самоинтерес -73 %; самопонимание - 69 %.
В итоге на выходе из общеобразовательного учреждения получаем формирующуюся личность со следующими основными характеристиками по самоотношению: глобальное самопринятие, вера в свои силы, способности, энергию, самостоятельность, адекватная оценка своих возможностей в контроле собственной жизни, самопоследовательность, понимание самого себя, доверие к себе, интерес к собственным мыслям и чувствам, уверенность в собственной интересности для других. Такой личностный потенциал может принадлежать только сильным, активным людям, смысл жизни для которых (пусть и не полностью осознанный на текущий момент) состоит в наиболее полном проявлении себя в окружающем мире, т. е. в возможности самореализации.
Последним штрихом к социальному портрету личности старшеклассника стало исследование локуса контроля. Использовался модифицированный вопросник Дж. Ротте-ра (НИИ им. В.М. Бехтерева) [5]. Определение типа локализации контроля над значимыми событиями в жизни представляют интерес для достижения заявленной цели -прояснение психологического портрета личности современного старшеклассника. Принадлежность человека к тому или иному типу локализации контроля оказывает влияние на многообразные характеристики его психики и поведения. Обзоры работ по этой
проблематике констатируют, что интерналы проявляют большую ответственность и социальную активность, более последовательны и продуктивны в ситуациях принятия решения [6-8]. Кроме того, интернальность положительно связана с социальной ответственностью, с осознанием человеком смысла, целей в жизни.
В результате диагностики были получены следующие результаты: 36 % опрошенных имеют высокий уровень интернальности , у 14 % УСК ниже среднего, но не соответствует экстернальному, у остальных 50 % -уровень средний и выше среднего. То есть вступающие во взрослость юноши и девушки достаточно полно осознают степень личной ответственности за то, что происходит в их жизни, готовы (пусть и в разной степени) взять эту ответственность на себя и добиваться желаемых целей.
Подводя итоги исследованию социальных черт личности современных старшеклассников, можно отметить следующее:
1) ценностные ориентиры отражают позитивные устремления в развитии, такие как передаваемые человечеством из поколения в поколение ценности отношений (любовь, дружба, счастливая семья), жизнеутверждающие и волевые личностные качества;
2) характерными особенностями самоот-ношения является достаточно полное принятие себя и своих потенциалов, готовность к яркой эмоционально-волевой самопрезентации;
3) локус контроля имеет ярко выраженный интернальный характер, подчеркивающий будущую социальную активность, чувство ответственности за свою жизнь, стремление к последовательному достижению поставленных целей.
В заключение данного исследования необходимо отметить, что крайне важно более ответственно подходить к вопросам психологического сопровождения процесса становления личности в рамках школьного обуче-
ния, на этом пути наиболее действенным становится ценностно-ориентированный
подход во взаимодействии взрослого и подростка. Это предполагает некоторые обязательства по поводу духовно-нравственных основ самого взрослого, поскольку честность и искренность выявлены как значимые качества в ценностной структуре молодых людей, но это и будет служить стимулом для развития самих взрослых.
1. Гаевская М.В., Куртышева М.А., Шишкина Л.С. О новом качестве молодого поколения. Инновация психосоматической нормы // Молодежь в условиях социально-экономической реформ: сб. науч. тр. СПб., 1995.
2. Вяткин А.Д. Грядущее как реальность // Сознание и физическая реальность. 2006. Т. 10, № 3. С. 10-18.
3. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 2007.
4. Столин В.В. Познание себя и отношение к себе в структуре самосознания личности: ав-тореф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 1985.
5. Психология и педагогика / под ред. А.А. Ра-дугина М., 2003.
6. Муздыбаев К. Психология ответственности. М., 1983.
7. Phares E. Locus of control in personality. Morristown, 1976.
8. Strickland B. Internal-external control of reinforcement // Personality variables in social behaviour. N. Y., 1977.
Поступила в редакцию 10.06.2009 г.
Archipova I.V. Research of the social portrait of modem upperclassmen. The problem of personality formation in adolescence is investigated. Results of examination of the value system, self-attitude and locus of control of the upperclassmen are analyzed, positive vector of a modern upperclassman personality formation is stated.
Key words: personality formation; system of values; self-attitude; locus of control.