Научная статья на тему 'Психологическая поддержка старшеклассников в принятии жизненно важных решений'

Психологическая поддержка старшеклассников в принятии жизненно важных решений Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
609
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / УМЕНИЕ ПРИНИМАТЬ РЕШЕНИЕ / ПСИХОМЕТРИЧЕСКАЯ ПРОВЕРКА МЕТОДИКИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Уварова Светлана Яковлевна, Дубовицкая Татьяна Дмитриевна

В статье рассмотрена проблема принятия решений в юношеском возрасте; предложено понятие «умение принимать решения»; осуществлена психометрическая проверка методики диагностики умения принимать решения; дана характеристика взаимосвязи умения принимать решения и других особенностей личности старшеклассников; представлены результаты формирующего эксперимента по развитию у старшеклассников умения принимать решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Уварова Светлана Яковлевна, Дубовицкая Татьяна Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологическая поддержка старшеклассников в принятии жизненно важных решений»

босу-тренинг + упражнения на тренажерах», «фитнес-йога + силовая аэробика (в том числе, с мини-штангой)», «каланетика + боди-флекс», «степ-аэробика + упражнения на тренажерах».

Выявление наиболее эффективных комплексных (комбинированных, поливалентных) фитнес-программ является предметом наших дальнейших научных изысканий.

Библиографический список

1. Базилевич М.В. Организация спортивно ориентированного физического воспитания студентов на основе избранного ими вида спорта // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2009. - №»5. - С. 27.

2. Степанова О.Н. Современное состояние и проблемы развития физической культуры

и спорта в Российской Федерации // Научные труды Mill У Серия: естественные науки. - М.: Прометей, 2004. - С. 449-456.

3. Черняев В.В. Проектирование и конструирование гуманитарно ориентированного содержания образования по физической культуре в вузе: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2004. - 47 с.

4. Шинкаренко О.В. Организация физкультурно-образовательной среды для формирования потребности в занятиях физической культурой и спортом у студентов (на примере технического вуза): Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Набережные Челны, 2009. - 23 с.

5. Якимович В.С. Проектирование системы физического воспитания детей и молодежи в различных образовательных учреждениях: Монография. - Волгоград: ВолгГАСА, 2002. - 136 с.

УДК 159.9.07

Уварова Светлана Яковлевна

[email protected],

Дубовицкая Татьяна Дмитриевна

доктор психологических наук Стерлитамакская государственная педагогическая академия им. Зайнаб Биишевой

[email protected]

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПРИНЯТИИ ЖИЗНЕННО ВАЖНЫХ РЕШЕНИЙ

В статье рассмотрена проблема принятия решений в юношеском возрасте; предложено понятие «умение принимать решения»; осуществлена психометрическая проверка методики диагностики умения принимать решения; дана характеристика взаимосвязи умения принимать решения и других особенностей личности старшеклассников; представлены результаты формирующего эксперимента по развитию у старшеклассников умения принимать решения.

Ключевые слова: психологическая поддержка, умение принимать решение, психометрическая проверка методики.

На современном этапе развития общества школа по-прежнему остается важнейшим фактором формирования жизненных установок и качеств личности, которые помогут вчерашнему школьнику определиться в своем жизненном пути и нести ответственность за происходящее с ним. «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать соответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству» [3]. И если в детском и подростковом возрасте активность и самостоятельность человека ограничены как его интеллектуальными ресурсами, так и зависимостью от взрослых, то

в юношеском возрасте необходимость принятия самостоятельных решений признается не только самими юношами и девушками, но и окружающими их людьми, а также обществом в целом.

Юноши и девушки находятся на пороге вступления во взрослую самостоятельную жизнь, в ходе которой им придется постоянно принимать решения, касающиеся самых различных проблем и жизненных ситуаций. Более того, в силу уменьшения своей зависимости от взрослых, снижения контроля с их стороны, у старшеклассников значительно расширяется поле свободных действий, в пределах которого они не видят необходимости советоваться с окружающими, и сами принимают решения по совершению тех или иных действий и поступков, в которых они впоследствии могут раскаиваться. Как

отмечает ГМ. Андреева, юность - «это период наиболее интенсивного принятия жизненно важных решений. При этом принципиальное значение имеет исследование того, насколько такой институт социализации, как школа, обеспечивает, облегчает или обучает принятию таких решений» [1].

Следует отметить, что принимаемые юношами и девушками решения касаются одних из самых значимых сторон жизни человека: выбора профессии, партнера по браку, системы ценностей и др. Принятие подобных решений требует хорошего понимания самого себя, других людей, знания механизмов поведения и деятельности, владения навыками интеллектуальной, эмоциональной и волевой саморегуляции.

И хотя к пятнадцати годам у человека формируются основы гипотетико-дедуктивного мышления, способность к абстрагированию, формулировке и перебору альтернативных гипотез, интеллектуальная рефлексия, то есть юноши и девушки обладают необходимым интеллектуальным потенциалом, который может помочь им принять оптимальное решение, это лишь некоторая часть из необходимых предпосылок.

Принятие решения, согласно определениям, это «волевой акт формирования последовательности действий, ведущих к достижению цели на основе преобразования исходной информации в ситуации неопределенности» [4, с. 292]; «процесс выбора способа действий, направленных на решение проблемы» [5, с. 372]. Помимо собственно интеллектуальных и волевых процессов в принятии решения особую роль играет жизненный опыт, который обеспечивает подбор альтернатив, а также знание и учет вариантов развития событий. Принятие решений нередко основывается на переживаемых человеком эмоциях; после того как эмоции остынут, человек может раскаяться в своих действиях.

В этой связи возникает явное противоречие, выражающееся в том, что с одной стороны, взрослые понимают, что они не могут в полной мере контролировать своих подросших детей и брать на себя полную ответственность за все, что происходит с ними, а с другой - юноши и девушки не имеют еще достаточного жизненного опыта, а также не владеют технологиями принятия решений, чтобы в полной мере осознавать последствия своих действий и поступков и самим нести за них ответственность.

Разрешение данного противоречия возможно, на наш взгляд, если в процессе психоразвива-

ющей работы со старшеклассниками они будут целенаправленно овладевать разнообразными приемами и способами принятия решений, что позволит им уже на этапе обучения в школе определиться в своих интересах, предпочтениях, желаниях, а также в стратегиях и тактиках их достижения, а в будущем избежать ошибок, разочарований и раскаяния. К тому же овладение умением принимать решения позволит, на наш взгляд, юношам и девушкам стать более решительными, настойчивыми, ответственными, самостоятельными, целеустремленными.

Определенную роль в решении данной проблемы может оказать психологическая служба школы. Старшеклассники меньше всего нуждаются в конкретных советах, поучениях и наставлениях со стороны взрослых. И в то же время, отвечая на наш вопрос «какая помощь взрослых тебе необходима?», 89,5% юношей и 90,2% девушек одной из школ г. Стерлитамака отметили, что они нуждаются в моральной поддержке - теплоте, любви, заботе, внимании, понимании. Данное обстоятельство, возможно, связано с тем, что юноши и девушки не имеют еще четких ориентиров для принятия решения, переживают сомнения, хотят лучше разобраться в происходящем. Они осознают, что нуждаются в помощи взрослых, но готовы ее принять только в форме психологической поддержки, позволяющей старшеклассникам поделиться своими чувствами и мыслями, не быть отвергнутыми, самим определиться в происходящем. Навязывание же взрослыми конкретных советов и действий, которые не осмыслены и не приняты старшеклассниками, как правило, оказывается малоэффективным.

В этой связи перед психологической службой школы встает задача целенаправленного развития у старшеклассников умения принимать решения. При этом, умение принимать решение -мы рассматриваем как интеллектуально-волевой акт, обеспечивающий выбор альтернативы и определение последовательности действий, необходимых для эффективного решения проблемы.

На основе шкалы «Принятие решений» теста А.П. Чернявской «Профессиональная готовность» [5] нами разработана методика диагностики умений принимать решения, прошедшая соответствующую психометрическую проверку. Методика включает 16 вопросов, по отношению к которым испытуемые должны были выразить свое согласие или несогласие [2].

В качестве испытуемых выступили юноши и девушки в возрасте от 17 до 20 лет (старшеклассники и студенты различных учебных заведений города Стерлитамака). Всего - 106 человек. Из них 60 девушек и 46 юношей.

Проверка надежности производилась с использованием метода «расщепления» и последующего вычисления соответствующих коэффициентов. Для определения надежности и точности по обеим шкалам использовалась формула Рю-лона; для вычисления коэффициентов надежности-согласованности - формула Спирмена-Брауна и формула Кронбаха. В результате произведенных вычислений все полученные показатели находились в пределах 0,8-0,9.

Проверка по критерию конструктной валидности заключалась в вычислении коэффициентов корреляции суммарного результата, полученного по данной методике, с показателями теста смысложизненных ориентаций (Д.А Леонтьев), теста жизнестойкости (Д.А Леонтьев); 16-факторного личностного опросника (Кеттелл).

Проведенное исследование показало, что умение принимать решения имеет высокую положительную связь с показателями по следующим шкалам: жизнестойкость (г=0,493; р<0,01), контроль (г=0,569; р<0,01), вовлеченность (г=0,478; р<0,01), цель жизни (г=0,396; р<0,01), процесс жизни (г=0,307; р<0,05), результат жизни (г=0,315; р<0,05), локус контроля Я (г=0,309; р<0,05), локус контроля Жизнь (г=0,310; р<0,05). То есть чем лучше у молодых людей развито умение принимать решения, тем они более целеустремленны, вовлечены в процесс достижения цели, способны достигать желаемого результата, контролировать происходящее, более жизнестойки в ситуациях, связанных с преодолением жизненных трудностей.

Особый интерес представляет корреляция умения принимать решения с чертами личности испытуемых. Установлено, что у юношей умение принимать решения положительно коррелирует с результатами по следующим шкалам: С «эмоциональная нестабильность - эмоциональная стабильность» (г=0,678; р<0,01), А «замкнутость - общительность» (г=0,482; р<0,01), Е «подчиненность - доминантность» (г =0,485; р<0,01). То есть юноши с высоким уровнем развития умения принимать решения более общительные, более эмоционально стабильные и склонны к доминированию.

У девушек выявлена положительная связь с результатами по шкалам: MD «адекватность самооценки» (r=0,433; p<0,05), A «замкнутость - общительность» (r=0,593; p<0,01), G «низкая нормативность поведения - высокая нормативность поведения» (r=0,386; p<0,05). Девушки с более высокими показателями умения принимать решения, также как и юноши, более общительны, в то же время, в силу своей гендерной специфики, они более ориентированы на нормативность поведения, имеют более высокую самооценку.

Отрицательные корреляции умения принимать решения выявлены со следующими чертами личности юношей и девушек: L «доверчивость - подозрительность» (г =-0,324; p<0,05), Q4 «расслабленность - напряженность» (r= -0,308; p<0,05). То есть чем выше у испытуемых уровень развития умения принимать решение, тем менее они подозрительные и напряженные.

Полученные результаты свидетельствуют о соответствии умения принимать решения его поведенческим и личностным проявлениям, выявленным с помощью других методик, что свидетельствует о конструктной валидности предложенной методики и ее психодиагностических возможностях.

Также нами была поставлена задача развития умения принимать решения у старшеклассников, которая осуществлялась в ходе проведения специальных тренинговых занятий. Формирующий эксперимент проходил на базе муниципальной бюджетной общеобразовательной школы .№30 г. Стер-литамака Республики Башкортостан. В эксперименте приняли участие учащиеся 10-11-х классов в количестве 85 человек (50 девушек и 35 юношей). На констатирующем и контрольном этапах эксперимента помимо диагностики умения принимать решения использовались: методика «Цель-Средство-Результат» (А.А. Карманов); тест «Самооценка волевых качеств» (Н.Е. Стамбулова); тест «Самоотношение» (В.В. Столин, С.Р Пантелеев); тест смысложизненных ориентаций (Д.А. Леонтьев); тест жизнестойкости (Д.А. Леонтьев).

На тренинговых занятиях в качестве реальных проблем, по поводу которых старшеклассники принимали решения, выступили, в частности, следующие:

- куда поступать учиться?;

- отказ родителей отпускать детей в ночные клубы;

- недоверие со стороны родителей;

- отношения с противоположным полом;

Таблица1

Динамика показателей умения принимать решения и индивидуальных особенностей (девушки)

№ Наименование шкал Констатирующий эксперимент Контрольный эксперимент Значимость различий

1 Умение принимать решение 8,60 14,6 К 0,01

2 Цель 25,9 31 t <0,05

3 Процесс 25,4 32,3 К 0,05

4 Результат 22,4 24,75 К 0,01

5. Целеустремленность 22,85 26,15 t <0,05

6. Решительность 20,35 23,45 К 0,05

7 Настойчивость 20,75 25,20 К 0,01

8 Самостоятельность 17,9 23,25 К 0,01

9 Выдержка 20,45 23,35 -

10 Индекс жизненной удовлетворенности 19,7 25 t <0,01

11 СЖО 88,1 99,4 t <0,05

12 Интерес к жизни 4 5,45 t <0,05

13 Локус контроля Я 19,4 20,95 К 0,01

14 Локус контроля - Жизнь 25,95 29,35 К 0,05

15 Шкала самоотношения 15,65 16,6 -

16 Шкала самоуважения 4,75 5,55 К 0,05

17 Шкала самопринятия 5,2 5,35 -

18 Шкала самопоследовательности 3,85 4,75 К 0,01

19 Шкала самопонимания 2,05 2,7 К 0,01

20 Шкала любознательности 6,65 6,85 -

21 Вера в себя 7,65 7,7 -

22 Постоянство 4,3 4,4 -

23 Вовлеченность 2705 30,65 -

24 Контроль 23,45 25,3 -

25 Принятие риска 10,75 13,85 К0,05

- плохие взаимоотношения с друзьями.

В процессе занятий старшеклассники также осваивали различные техники и процедуры принятия решения, в качестве которых, в частности, выступили: 1) рациональный способ принятия решений; 2) метод «За» и «Против»; 3) метод «Декартовых координат»; 3) метод «Картография конфликта»; 4) психотехника «Мечтатель. Скептик. Реалист»; 5) психотехника «хорошо сформулированного результата»; 6) групповые методы принятия решений (мозговой штурм, дискуссия, метод номинальных групп) и др.

Помимо заданий, направленных на решение вышеназванных проблем с помощью различных техник и процедур, тренинговые занятия включали упражнения на развитие целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки собственной деятельности; задания на развитие способности самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать необходимую информацию. В ходе занятий проводилась работа на развитие навыков взаимодействия с окружающими людьми, умений работать в группе; на освоение способов эмоцио-

нальной саморегуляции и самоподдержки; на развитие личностных качеств - целеустремленности, решительности, самостоятельности, упорства, настойчивости, уверенности в себе.

Для последующей статистической обработки результатов исследования был использован ^кри-терий Стьюдента.

Динамика показателей умения принимать решения и индивидуальных особенностей личности юношей и девушек до прохождения тренинговых занятий и после них представлена в таблицах 1 и 2.

Как следует из таблицы 1, после прохождения тренинговых занятий у девушек выявились статистически значимые различия в следующих показателях: умение принимать решение (К0,01), результат (К0,01), настойчивость (К0,01), самостоятельность (К0,01), индекс жизненной удовлетворенности (К0,01), локус контроля Я (К0,01), шкала самопоследовательности (К0,01), самопонимания (К0,01), цель (К0,05), процесс (К0,05), целеустремленность ^<0,05), решительность 0<0,05), смысложизненные ориентации (СЖО) 0<0,05), локус контроля - Жизнь (К0,05), шкала

Таблица2

Динамика показателей умения принимать решения и индивидуальных особенностей (юноши)

№ Наименование шкал Констатирующий эксперимент Контрольный эксперимент Значимость различий

1 Умение принимать решение 8,30 14,90 t <0,01

2 Цель 26,44 33,50 К 0,05

3 Процесс 28,22 35,88 К 0,05

4 Результат 24,88 27,50 К 0,01

5 Целеустремленность 32,38 27,22 К 0,01

6 Решительность 20,5 24,83 К 0,05

7 Настойчивость 23,33 27,72 К 0,05

8 Самостоятельность 22,27 23,72 -

9 Выдержка 21,33 23,72 К 0,05

10 Индекс жизненной удовлетворенности 26,38 27,22 -

11 СЖО 96,27 106,05 К 0,01

12 Интерес к жизни 6,94 7 -

13 Локус контроля Я 21,55 23,27 К 0,01

14 Локус контроля - Жизнь 28,83 32,61 К0,05

15 Шкала самоотношения 17,38 18,44 -

16 Шкала самоуважения 4,55 5,72 t < 0,05

17 Шкала самопринятия 4,83 5,72 t < 0,05

18 Шкала самопоследовательности 4,05 4,10 -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19 Шкала самопонимания 2,94 3,10 -

20 Шкала любознательности 6,72 8,05 t < 0,01

21 Вера в себя 7,88 9,22 t <0,01

22 Постоянство 4,16 5,16 К 0,01

23 Вовлеченность 32,50 37,38 t <0,05

24 Контроль 23,80 67,60 К 0,05

25 Принятие риска 13 16,05 t < 0,05

самоуважения (К0,05), принятие риска 0: <0,05).

У юношей выявлены различия по следующим шкалам: умение принимать решение (К0,01), результат (К0,01), целеустремленность (К0,01), смысложизненные ориентации (СЖО) (К 0,01), локус контроля Я (К0,01), шкала любознательности (К0,05), вера в себя (К0,01), постоянство (К0,01), цель (К0,05), процесс (К0,05), решительность (К0,05), настойчивость (К0,05), выдержка (1<0,05), локус контроля - Жизнь (К0,05), самоуважение (К0,05), самопринятие (К0,05), вовлеченность (1<0,05), контроль (К0,05), принятие риска (К0,05 ).

Таким образом, после прохождения специально разработанных тренинговых занятий у старшеклассников произошло не только развитие умений принимать решения, но и развитие таких качеств личности, как целеустремленность, настойчивость, самостоятельность, упорство, решительность, выдержка, самопринятие, самоуважение, самоотношение, индекс жизненной удовлетворенности, локус контроля Я, локус контроля -Жизнь. Результаты проведенного исследования свидетельствуют об эффективности предложенной тренинговой программы и ее значении для

конструктивного развития личности старшеклассников и оптимизации их жизнедеятельности.

Библиографический список

1. Андреева Г. М. Социальная психология. - М.: Наука, 1994 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://psvlib.org.ua/books/andrg01/txt16.htm

2. Дубовицкая Т.Д., Уварова С.Я. Психология принятия жизненно важных решений: Учебнометодические материалы по курсу психологии. -Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. академия им. Зайнаб Биишевой, 2009. - 115 с.

3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. (Приложение к приказу Минобразования России от 11.02.2002 №393). Глава 1.2. Новые требования к системе российского образования.

4. Психология. Словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г Ярошевского. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с.

5. Шермерорн Дж., Хант Дж., Осборн Р Организационное поведение. - СПб.: Питер, 2004. - 598 с.

6. Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. -М.: Владос-Пресс, 2001. - 96 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.