УДК 15 ББК 88.43
ИССЛЕДОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПОНЯТИЙ УСПЕХА И ТРУДНОСТЕЙ У ПОДРОСТКОВ-СПОРТСМЕНОВ С РАЗЛИЧНОЙ СТЕПЕНЬЮ УСПЕШНОСТИ УЧЕБНОЙ И СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
| Г.А. Кузьменко, Т.Н. Луговских
Аннотация. В статье представлен смысловой анализ индивидуальных понятий успеха подростками-спортсменами 14-15 лет, проведено сопоставление данных определений с характером предполагаемых и переживаемых трудностей, препятствующих успешности спортивной и учебной деятельности, выявлены стратегии их преодоления. Авторы исходят из того, что понятие «успех» объединяет в себе категории времени в перспективе жизненного пути, категории индивидуального и социального, направленности личности, механизмов преодоления трудностей, прилагаемых усилий и достигнутого результата. Чем более многогранное понятие успеха конструируется в сознании личности подростка-спортсмена, тем в большей мере сформированы разноплановые, адекватные изменяющимся условиям деятельности стратегии его достижения.
191
Ключевые слова: подросток, ориентация на спортивные достижения, учебная деятельность, спортивная деятельность, успех, трудность.
RESEARCH OF TEENAGER-SPORTSMAN'S SUCCESS
AND HARDSHIP TERMS AT DIFFERENT SUCCESSIVE TRAINING
AND SPORTS LEVEL
| G.A. Kuzmenko, T.N. Lugovskikh
Abstract. The article regards the sensible analysis of individual success terms of teenager-sportsmen, who are 14-15 years old, the comparison of given definitions has been accomplished with the character of supposed and surpassed hardships, that object to the successive sports and training activity, the strategy of its overcoming is presented. The notion of «success» com-
bines the categories of time in the future life, the categories of individual and social orientation of the personality, coping mechanisms, efforts and achieved results. The more comprehensive notion of success is constructed in the mind of an adolescent's personality-the athlete, the more formed become versatile, adequate to changing working conditions, strategies of his achievements.
Keywords: teenager, commitment to sports achievements, training activity, sports activity, success, hardship.
192
Успешность деятельности — необходимый атрибут и условие воспитания личности юного спортсмена. Вместе с тем, успех, как идеальный образ достигнутого результата, совмещает в себе будущее и настоящее, когда осуществляется каждодневное деятельное движение к запланированной цели в условиях разрешения текущих проблем, выполнения необходимых объемов работы, характеризующихся качественными и количественными процессуальными и результативными характеристиками. При этом существенное значение в достижении успеха имеет характер мотивации.
Категория «успех» рассматривается как «положительный результат, удачное завершение чего-либо < ... > благоприятный исход, победа в каком-либо сражении, поединке < ... > хорошие результаты в учебных занятиях, достижения в освоении, изучении чего-либо < . > общественное признание, одобрение чего-либо, чьих-либо достижений признание окружающими чьих либо достоинств» [1, с. 877]. Категория «успешный» — как «заключающий в себе успех, сопровождающийся успехом» [там же]. Фактически, в понимании успеха мы видим собственно объективные результаты достижений, их процессуальную составляю-
щую и факт признания со стороны личности исполнителя, значимых людей и общества в целом. Обращая внимание на временной контекст прилагаемых усилий в достижении успеха, Н.Л. Иванова заключает, что «успех — это внутреннее состояние личности, к которому человек приходит не сразу, а постепенно, с помощью постоянной, регулярной концентрации на своих самых сокровенных желаниях, реализуя совокупность активных действий по их воплощению в жизнь» [2, с. 1].
Рассматривая особенности поведения подростка, специфику организации и осуществления им учебной и спортивной деятельности, важно учитывать взаимоотношения между двумя, в одном случае — равнозначными, в другом — неравнозначными видами, когда один явно превосходит другой по степени значимости для личности подростка и его социального окружения, а другой уступает в рейтинге ценностей. И не всегда общие социальные ценности являются ценностями конкретного социального окружения юного спортсмена. По мнению ряда авторов (Дж. Кретти Брайент, 1978; В.И. Баландин, Ю.М. Блудов, В.А. Плахтиенко, 1986) «системообразующим фактором в значимой для подростка спортивной деятель-
ности выступает цель соревновании в виде достижения высоких личных и командных результатов», тогда как учебная деятельность подростка-спортсмена полимотивирована и характеризуется широким диапазоном целевых установок. В связи с этим развитие психологических качеств и своИств личности, обеспечивающих как победу на соревновании, так и учебную успешность — приобретает глубокиИ личностныИ и социальный смысл [3, с. 100].
Очевидно, что успех учебной деятельности ребенка, занимающегося спортом, воплощается в: становлении и развитии системы предметных, межпредметных, общекультурных знаний; формировании способностей к реализации знаний в вариативных условиях. Развитие рефлексивных способностей при этом создает предпосылки для активизации контролирующе-оценочных действий, открытости к критике, становлении оптимальной и оптимально-завышенной самооценки и эффективного самоконтроля [3, с. 101].
На фоне стремления к реализации принципов развивающего и личностно-ориентированного обучения учащегося, мотивированного на занятия спортом, школьный педагог сталкивается с рядом проблем, среди них:
1) функциональное состояние школьника-спортсмена, обусловленное предыдущей тренировочной и соревновательной нагрузкой и ее кумулятивным эффектом;
2) психоэмоциональное состояние юного спортсмена, зависящее от характера оценки (положительной или отрицательной) его учебно-тренировочной и соревновательной
успешности со стороны тренера, соперников, спарринг-партнеров; успешности учебной деятельности, проявляющейся в оценке педагога и учащихся;
3) иерархия видов деятельности, среди которых учебная деятельность в системе личных ценностей подростка-спортсмена находится не на первом месте;
4) заниженный уровень целей, задач, требований к себе, реализуемых в процессе учебной деятельности.
Вместе с тем, существенным аспектом профессиональной деятельности учителя и тренера выступает «научно-теоретическая и практическая подготовленность как основа профессионализма < ... > более того, динамика происходящих в российском обществе изменений предопределяет непрерывное обновление таких задач, а, следовательно, видов профессиональной готовности к их решению, среди которых выделим мотивационную готовность к различным видам образовательно-воспитательной работы, самообразованию, педагогической деятельности, конструированию ситуаций успеха для каждого обучающегося» [4, с. 59], когда педагог способен принять во внимание индивидуальные особенности достижения успеха и преодоления возникающих трудностей.
Цель нашего исследования состоит в смысловом анализе индивидуальных понятий успеха, сопоставлении данных определений с характером переживаемых трудностей, препятствующих успешности деятельности старших подростков-спортсменов 14-15 лет и в выявлении стратегий преодоления данных трудностей.
193
Таблица 1
Типологические особенности категориального аппарата при определении сущности успеха и предполагаемые трудности поведения подростков-спортсменов
194
Типологические особенности определения сущностных оснований успеха Контекст определения успеха подростками-спортсменами 14-15 лет Предполагаемые трудности и неблагоприятные тенденции поведения Педагогические приемы коррекции неблагоприятных тенденций
первостепенность личного выбора в целепо-лагании, проектирования и планирования значимой деятельности; масштабность понимания категории «когда достигаешь цели, которую уже поставил»; «достижение поставленной цели»; «когда ты решил задачу, пришел к своей цели» трудности педагогической коррекции неадекватной цели при значимости личного понимания смыслов, личный контроль ее содержания необходимость наличия в сфере общения значимых взрослых, компетентных учителей и тренеров, педагогической поддержки
сосредоточение на процессе преодоления в условиях волевой регуляции деятельности при принятии трудностей как нормы деятельности «преодоление трудностей ради поставленной цели»; «когда человек усердно работает и получает от этого хороший результат»; «преодоление задания или чего-либо» при сосредоточении на процессе преодоления цель может уйти из поля зрения, личное поощрение за процесс преодоления, а не за слежение эффективного пути в достижении цели расширение спектра методических приемов, обеспечивающих достижение цели с привлечением интеллектуальных способностей, анализ трудностей и причин их возникновения
результативная составляющая «достигнутая цель, к которой ты стремился»; «оставление поставленной задачи выполненной»; «победа в чем-либо, достижение поставленной цели в задуманном деле» (5); «когда добился своей цели»; «выполнение поставленной цели (задачи)» (2) при направленности на результат трудности интерпретации недостигнутых целей, отсутствие процессуальных оценочных параметров, недостаточность критериального аппарата оценки качества анализ структуры целей, дополнение долгосрочных целей текущими и оперативными, формирование «дерева целей», расширение спектра критериев процессуальной успешности
неопределенность цели при наличии процесса преодоления трудностей «когда ты чего-то добиваешься в какой-либо сфере» (3), «выигрыш в любом виде занятия», «движение человека вверх (прогресс) в каком-либо роде деятельности»; «достижение какой-либо цели»; «победа в каких-либо трудностях в жизни» позиция наблюдателя, выбор легко выполнимых целей, при неуспехе способность легко замещать цель, в том числе и вид деятельности, опасение озвучить собственные цели педагогическая поддержка при концентрации на поставленной цели, помощь в выявлении главного и второстепенного в достижении цели, формирование личных предпочтений, ценностных ориентаций
процессуальная неопределенность, отсутствие критериев успешности «когда все хорошо» отсутствие критериев темпов и качества деятельности, соответствующих задачам и этапам деятельности расширение спектра оценочных суждений, формирование рефлексивных способностей, освоение системы социальных требований
Продолжение таблицы 1
значимость положительной социальной оценки поступков, поведения, деятельности «хорошие друзья, хорошие отношения с одноклассниками, хорошие достижения в спорте, в учебе»; «достижение своих целей в том, чем ты занимаешься, отличные друзья, которых ты выбрал сам» «ведомость» личности, необходимость совместной деятельности при достижении целей, делегирование ответственности, трудности организации личного образовательного пространства развитие лидерских качеств, формирование компонентов делового статуса личности (при наличии высокого эмоционального), планирование учебных и спортивных занятий
соотнесенность качества деятельности и качества жизни «когда все получается хорошо и человек развивается» понимание процесса развития исключительно через успешность на каждом отрезке жизненного пути освоение путей (организация деятельности) «от неуспеха - к успеху»; выявление причин неуспешной деятельности
успех рассмотрен во временном контексте и отражает непрерывность движения, работы, преодоления «достижение своей цели или путь к своей цели»; «когда ты хочешь достичь своей цели и все ближе подходишь к ней»; «достижение чего-то, что пытался достичь долгое время, продвижение вперед (прогресс)»; «добиться цели, к которой шел»; «то, к чему ты шел всю жизнь» отрицательная оценка качества жизни в процессе стремления к цели и ее достижения, когда путь длинный, а достижения не выражены, сужение спектра личных целей (до одной); неготовность к переключению видов деятельности, неумение восстанавливаться, сосредоточение на процессуальных / результативных параметрах успеха нахождение положительной оценки текущих результатов, их интерпретация, формирование осознанных суждений о выполнении оперативных и текущих задач деятельности и их положительного влияния на личность в целом; саногенное мышление; необходимость развития резервной цели или цели дальнейшего развития
развернутый категориальный аппарат критериев оценки в видах деятельности; адекватность усилий в достижении успеха полученному результату «когда ты успеваешь делать все одновременно»; «когда то, что ты тренируешь или учишь - контролируется на «4» и «5» наличие множественных выборов, возможность конфликта целей, отсутствие их иерархии дальнейшее развитие организационных способностей личности; создание тренирующих трудных ситуаций (завышение требований, изменение системы оценивания в ходе деятельности)
цена успеха «умение легко прео-долеватьтрудности и достигать поставленной цели в короткое время»; «когда все удается и все получается» при ожидании легкости в преодолении трудностей, при наличии преград юный спортсмен переживает сомнения в правильности избранного пути, неуверенность в свои силах, определение ресурсов преодоления трудностей за счет рациональной оценки, абстрагирования от второстепенного, концентрации на главном; повышение степени трудности
195
Окончание таблицы 1
в памяти фиксируется образ успешного человека, которому все легко дается цели,увеличение «длины шага» значимых достижений; концентрация не на временных, а на параметрах качества деятельности
подкрепление стремлений собственными способностями к деятельности (выбор только той деятельности, для которой есть основания успеха) «то, к чему ты очень стремишься, и у тебя это получается» при заниженной самооценке - вероятность самоограничения в видах и способах деятельности, при низкой мотивации - избегание деятельности расширение спектра критериев оценки, отражающих возможность исполнения данной деятельности, развитие мотивации достижения
196
Экспериментальное исследование проводилось на контингенте обучающихся 8-9 классов Центра образования и спорта «Самбо-70», целенаправленно занимающихся спортивными единоборствами (п = 40). В качестве методов исследования применялись: анкетирование, интервьюирование, смысловой анализ структуры и содержания понятия успеха и трудностей, выявление стратегий их преодоления.
Понятие «успех» объединяет в себе категории: времени, в перспективе жизненного пути; индивидуального и социального; направленности личности; механизмов преодоления; прилагаемых усилий и достигнутого результата. Фактически, чем более емкое, многогранное понятие успеха мы видим, тем в большей мере в нем просматриваются стратегии его достижения в изменяющихся ситуациях деятельности.
Сравнивая смысловые нагрузки понятия «успех» в понимании его сущности подростками-спортсменами (табл. 1), мы обращаем внимание на отсутствие полноты определений, в которых просматриваются трудности
достижения этого успеха. Определения, с одной стороны, характеризуются некой узостью и односторонностью индивидуальных понятий, а с другой — в каждом индивидуальном понятии успеха звучит не только личностное отношение к нему, но и ключевые механизмы, возможности, условия, личностный контекст их достижения. Полученный нами исследовательский материал мы выстроили в алгоритме «от констатации проблемы — к способам ее предупреждения и решения».
В процессе формирования акмео-логической направленности личности подростка, ее направленности на успешность в деятельности, важно, чтобы «результат любой ценой» не выступал доминантой его поведения. Сосредоточенность исключительно на результативных параметрах успеха способствует развитию перфекци-онизма, при котором цель может достигаться любыми средствами, в том числе и социально неприемлемыми разрушающими личность. Острые переживание неудач могут наносить растущей личности серьезные психоэмоциональные травмы.
Вместе с тем, сосредоточенность подростка на процессе конкретной учебной или спортивной деятельности при ригидности нервной системы затрудняет процесс выхода из этой деятельности, снижает ее темпы, может отрицательно повлиять на способность переключения на другой вид деятельности.
Фактически, мы понимаем, что успешность личности в учебной и спортивной деятельности складывается из групп критериев (качественные и количественные параметры процесса и результата деятельности, показатели интеллектуальной, психоэмоциональной, в т.ч., мотиваци-онной, волевой, регулятивной активности обучающегося) и выполнения необходимых правил этой деятельности. При этом тренеру и учителю важно понять содержание своих требований, соотнести их, определить общее и особенное, важное и второстепенное, трудное и относительно посильное, поскольку качество деятельности подростка оценивается, в том числе, и самим обучающимся спортсменом. И эта оценка должна формировать не только внутренние опоры успеха, но и социальные опоры со стороны значимых взрослых: тренера и учителя (похвала тренера, учителя, старшего спортсмена, совет, подсказка, задание, разговор с равным и др.).
В ходе интервью многие подростки (38%) обращают внимание на остроту переживания отрицательной оценки при высокой степени значимости положительной оценки (например, со стороны тренера). Ряд подростков вспоминает пословицу «У победы — сто отцов, поражение — сирота». В ситуации неуспеха важна
поддержка значимого человека. На фоне увеличения дистанции между тренером и спортсменом при неуспехе, переживается непонимание и неведение спортсмена: «О чем думает тренер?», «Кто я в его будущем?», «Рассчитывает ли он на меня?», «Верит ли в успех?»
Интервьюирование учителей общеобразовательных школ, обучающих подростков-спортсменов, позволило выявить следующие виды направленности личности:
• на отличную учебу (на фоне высоких спортивных достижений), когда образовательная деятельность подростка инициирована личным познавательным интересом, а учебное достижение рассматривается как открытие нового, личностно-значи-мого знания;
• на учебную деятельность на «хорошо» и «удовлетворительно» на фоне высоких спортивных достижений;
• на «хорошо» в учебной и спортивной деятельности;
• на удовлетворительную учебную и удовлетворительную спортивную деятельность.
Рассматривая причины качества учебной и спортивной деятельности подростка-спортсмена, обратим внимание на ряд особенностей. Успешность подростка определяется множеством объективных и субъективных факторов, среди которых существенное место занимает характер и степень трудности образовательной деятельности, целенаправленно или спонтанно организуемой учителем и тренером. При этом для подростка-спортсмена важно чувствовать эмоциональную, интеллектуальную, волевую поддержку личной активности
197
Таблица 2
Характер взаимопонимания в группах «тренер - юный спортсмен» и «учитель -обучающийся», % от выборки (п = 40)
198
Уровень взаимопонимания Комментарии подростков-спортсменов Испытываемые трудности понимает Характер понимания
всегда иногда никогда
1-й 41,7% настроены на проявление более высокой активности на тренировке; 8,3% - на уменьшение нагрузки; 8,3% - на индивидуальный подход тренер 30
33,3% - направлены на активность, улучшение отношений с учителем учитель 30
2-й 37,5 % юных спортсменов заинтересованы в индивидуальном подходе: «найти другой (индивидуальный) подход к занимающимся»; «спросить у тренера»; «если всем давать одинаковые трудности, то кто-то сломается» тренер 40
обучающиеся предъявляют требования: к себе - больше трудиться, 6,3%; к учителям -индивидуальный подход, 12,6%) учитель 40
3-й запрос на индивидуальный подход тренер 2,5
запрос на сокращение учебной нагрузки учитель 2,5
4-й «больше учить», 14%; «увеличить время урока», 14%; «не искать обходных путей, а преодолевать», 14%; «работать над собой и уделять себе время», 14%; «ослабить нагрузку», 14%; тренер 17,5
«больше тренироваться», 14%; «заниматься дополнительно», 14%; «убрать ненужное, оставить необходимое», 14%; учитель 17,5
5-й «уделять внимание каждому спортсмену», 33,3% тренер 7,5
«меньше уроков, больше учебных дней в неделю», 33,3%; «больше свободного времени», 33,3%; учитель 7,5
6-й «учить то, что нужно спортсмену, а не тренеру» - противостояние взглядов, стратегия самозащиты тренер 2,5
«учиться» (в процессуальной характеристике -неопределенность, положительный результат не ожидается) учитель 2,5
и осознавать, что тренер и учитель понимают суть затруднений. Ниже представлена характеристика особенностей взаимопонимания подростка с тренером и учителем в группах «тренер — юный спортсмен» и «учитель — обучающийся» (табл. 2), которая отражает ряд проблемных зон: в зоне риска непонимания находятся 10% подростков; в зоне частичного непонимания находятся 70% подростков-спортсменов.
Подростки, продемонстрировавшие первый уровень взаимопонимания, рассматривают ресурсы адаптации к преодолению трудностей следующим образом: 75% выборки - за счет актуализации волевых способностей; 25% - посредством интеллектуальных действий. Подростки, представившие ответы второго уровня взаимопонимания, где тренер иногда понимает сущность затруднений юного спортсмена, приспосабливаются к решению текущих проблем: 19% посредством актуализации интеллектуальных и волевых способностей; 25% — при задействовании интеллектуальных ресурсов; 37,5% -при повышении волевых способностей; 18,5% — затруднились с определением ответа. Обучающиеся-спортс-мены, охарактеризовавшие взаимоотношения третьего уровня взаимопонимания, стремятся решить проблемы комплексно — при вовлечении интеллектуальных и волевых способностей. Подростки, взаимоотношения которых характеризуются четвертым уровнем взаимопонимания, задействуют при преодолении трудностей волевые способности (43%) и интеллектуальные способности (57%). Подростки, межличностные отношения которых характеризуются пя-
тым уровнем взаимопонимания с тренером и учителем, приспосабливаются к решению трудных ситуаций, актуализируя интеллектуальные способности (100%): аналитическое мышление, рефлексивный анализ деятельности, концентрацию на ее ключевых моментах. Подростки, взаимоотношения с тренером и учителем у которых характеризуются шестым уровнем взаимопонимания, стремятся защищать себя от требований учителя и тренера на фоне непонимания их позиций-требований, и, противопоставляя собственное видение ситуации, когда представляется более важным «выучить то, что надо самому ученику-спортсмену, а не тренеру».
Представленный материал позволяет обратить внимание на необходимость обучения стратегиям преодоления трудностей, развитие стилевой вариативности деятельности, взаимодополнении и интеграции качеств интеллектуальной, волевой, эмоциональной, регулятивной направленности при решении проблемных ситуаций и в условиях преодоления трудностей, в том числе и целенаправленно создаваемых учителем и тренером. Данное исследование раскрыло некоторую взаимосвязанность категорий «успех» и «трудность», характер их интерпретации через категории интеллектуального и волевого, содержание смысловой сферы деятельности и взаимодействий подростка-спортсмена. Педагогическая деятельность учителя и тренера требует понимания того, какая мотивация доминирует у подростка в процессе достижения успеха и преодоления трудностей, какое место занимают в нем качества лично-
199
сти, позволяющие адаптироваться к возрастающим требованиям деятельности, не утрачивая веру в себя и в успешное развитие своей индивидуальности.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Современный толковый словарь русского языка [Текст] / гл. ред. С.А. Кузнецов. -СПб. : Норинт, 2007. - 960 с.
2. Иванова, Н.Л. Что такое «успех» и «успешность» [Электронный ресурс] / Н.Л. Иванова. - URL: http://delovoymir. biz/ru/articles/view/?did=10723 (дата обращения: 14.03.2014).
3. Кузьменко, Г.А. Развитие интеллектуальных способностей подростков в условиях спортивной деятельности: теоретико-методологические и организационные предпосылки [Текст] / Г.А. Кузьменко. -М. : Прометей, 2013. - 532 с.
4. Ким, Т.К. Исследование организационно-педагогических условий эффективной реализации задач физического воспитания в системе «семья-школа» [Текст] / Т.К. Ким // Педагогическое образование и наука. -2013. - № 4. - С. 57-65.
REFERENCES
1. Sovremennyj tolkovyj slovar' russkogo jazy-ka [Modern Thesaurus of Russian language.] / gl. red. S.A. Kuznecov, Spb., Norint, 2007, 960 s.
2. Ivanova, N.L. Chto takoe "uspeh" i "uspesh-nost'" [What is «success» and «successful-ness»]. URL: http://delovoymir. biz/ru/arti-cles/view/?did=10723 (data obrashhenija: 14.03.2014).
3. Kuz'menko, G.A. razvitie intellektual'nyh sposobnostej podrostkov v uslovijah sport-ivnoj dejatel'nosti: teoretiko-metodolog-icheskie i organizacionnye predposylki [Development of intellectual abilities of teenagers in terms of sporting activity: theoretical, methodological and organizational preconditions], M., Prometej, 2013, 532 s.
4. Kim, T.K. Issledovanie organizacionno-ped-agogicheskih uslovij jeffektivnoj realizacii zadach fizicheskogo vospitanija v sisteme "sem'ja-shkola" [The Study of organizational and pedagogical conditions of effective implementation of the objectives of physical education in "family - school" system], Ped-agogicheskoe obrazovanie i nauka, 2013, № 4, pp. 57-65.
200 Кузьменко Галина Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теоретических основ физической культуры и спорта, Московского педагогического государственного университета, [email protected] Kuzmenko G.A., PhD in Pedagogics, Associate Professor, Theoretical Bases of Physical Culture and Sports Department, Moscow State Pedagogical University, [email protected]
Луговских Тамара Николаевна, директор общеобразовательной школы - центра образования и спорта «Самбо-70», [email protected] Lugovskikh T.N., Headmaster, Secondary School, Center of Education and Sport "Sambo-70", [email protected]