544 с. - ISBN 978-5-903182-45-9.
REFERENCES
1. A group of authors, compiled by Kozlov V.V. (2007), Strategy and Techniques of Research Study, Psychotherapy, Moscow.
2. Fetiskin, N.P., Kozlov, V.V. and Manuyilov, G.M. (2009), Social and Political Diagnostics of Personal Development and Small Groups, Psychotherapy, Moscow.
3. Karpov, A.V. (2004), Psychology of Human Self-reflection Techniques, Institute of Psychology RAN, Moscow.
4. Kozlov, V.V. (2005), Psychology Techniques of Altered State of Consciousness, Institute of Psychotherapy, Moscow.
5. Mikhailova, E.S. (2006), J. Guilford and M. Sullivan's Test, MATON, Saint Petersburg.
6. Rukavishnikov A.A., Rukavishnikova, N.G., Sokolova, M.V. and Chirikov V.I. (2001), MMPI Textbook, Psychognosis, Yaroslavl.
7. Zobkov V.A. (2011), Psychology of the Human's Approach to Activities of Daily Living: Theory and Practice, Kaleidoscope, Vladimir.
Контактная информация: [email protected], [email protected]
Статья поступила в редакцию 02.06.2015.
УДК 796:159.9
ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВОВ СПОРТИВНОЙ И УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПОДРОСТКОВ-СПОРТСМЕНОВ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ СДЮСШОР И ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ШКОЛЫ
Тамара Николаевна Луговских, директор,
ГБОУ «Центр спорта и образования «Самбо-70» Москомспорта, г. Москва, Галина Анатольевна Кузьменко, кандидат педагогических наук, доцент, Московский педагогический государственный университет (МПГУ), г. Москва
Аннотация
Предметом исследования представленной статьи выступают особенности мотивационной сферы личности подростков-спортсменов, отраженные через структурные взаимосвязи мотивов спортивной и учебной деятельности и в определенной степени обеспечивающие эффективную реализацию деятельностного аспекта спортивной и учебной активности. В результате исследования выявлены особенности взаимосвязей мотивов спортивной деятельности подростков-спортсменов, в большей степени характеризующихся взаимозависимостью в диаде мотивов «процесс - результат» и в меньшей степени - в диадах мотивов процессуального и результативного характера. Выявлено отсутствие достоверных связей между группами мотивов спортивной и учебной деятельности при том, что в каждой из групп мотивов присутствуют мотивы «процесса», «совершенствования (физического, личностного, познавательного), «результата» (спортивного и учебного), «престижа» (социальной оценки и социальных ожиданий успешности в виде деятельности), «удовольствия, удовлетворенности процессом» (эстетического, интеллектуального, физического развития). Значительная интегрированность мотивов спортивной деятельности отражается через связи: однородных и неоднородных мотивов процесса и результата; процессуальных мотивов неоднородного содержания; результативных мотивов различной содержательной направленности, и говорит об осмысленном отношении и большем понимании подростками закономерностей самосовершенствования в спортивной деятельности. Низкая личностная значимость ряда мотивов спортивной и учебной деятельности обусловливает необходимость разработки педагогических подходов к развитию мотива-ционной сферы подростков-спортсменов, тогда как высокие показатели оценки мотивов при низкой успешности в спорте и учебе направляют к выявлению проблемных зон в операционально-деятельностном и регулятивном аспектах спортивной и учебной деятельности. Отсутствие достоверных взаимосвязей между мотивами спортивной и учебной деятельности подростков-спортсменов раскрывает проблему дезинтеграции содержания образования и инициирует разра-
ботку образовательных программ и компетентностно-оценочных средств интегративной направленности, обеспечивающих формирование метапредметных и личностных результатов образовательной деятельности.
Ключевые слова: подросток; мотивы спортивной и учебной деятельности; особенности взаимосвязи мотивов; интегрированность мотивов; успешность спортивной и учебной деятельности; факторы оптимизации образовательной деятельности.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.06.124.p219-231
ANALYSIS OF MOTIVES OF TEENAGERS-SPORTSMEN' SPORTS AND EDUCATIONAL ACTIVITY UNDER INTEGRATION CIRCUMSTANCES OF SPORTS AND REGULAR SCHOOLS' EDUCATION PROGRAMS
Татага Nikolaevna Lugovskikh, the Director, Center of Sport's and Education «Sambo-70», Department of Sport's and Physical Culture,
Moscow,
Galina Anatolyevna Kuzmenko, the candidate of pedagogical science, senior lecturer, Moscow Pedagogical State University, Moscow
Annotation
The research subject of the given article are the features of motivational sphere of teenagers-sportsmen' personality, reflected by the structural interaction of sports and education activity motives and definitely allow to effectively implement the dynamic's aspect of sports and education activity. As a result of the analysis the features of motives of sports and education activity interaction have been revealed, mostly known to be a dyad of mutually dependent motives the «process - result» and hardly be remarkable as a dyad of motives of the procedural and eventual character. The absence of real connections between the groups of motives of sports and education activity could also be stated that each of these groups shapes the «motives», of the «accomplishment (physical, personal, cognitive), «result» (^sports and educational), «prestige» (social estimation and social expectations of successfulness in any kind of activity), «pleasure, satisfaction with the process» (esthetic, intellectual, physical perfection). The most part of the integration engagement of motives of sports activity apply through the ties: homogenous and heterogeneous motives of the process and the result of the heterogeneous contents; the eventual motives of various contents direction, and speaks for the conscious relationship and clear understanding of laws of perfection and a better understanding by teenagers of objective laws of improvement in sports activity. The low personal assessment of a row of motives of sports and education activity determines the need of further development of educational approaches toward the motivation sphere of teenagers-sportsmen, as far as high estimation data of motives having low successfulness in the sports and education activity and identify the challenges of troublesome zones in the operational and regulative aspects of sports and education activity of teenagers. The absence of real connections between the groups of motives of sports and education activity of teenagers-sportsmen reveals a problem of disintegration of educational contents and initiates the development of education programs and competence-estimation means of the integrative direction that provides the formation of goals and personal results of the educational activity.
Keywords: teenager; motives of educational and sports activity; features and interaction of motives; integration of motives; successfulness of sports and educational activity; factors of educational activity optimization.
ВВЕДЕНИЕ
Процесс становления и развития спортивных и учебных достижений подростков-единоборцев обусловлен характером проявления и соорганизацией мотивов спортивной и учебной деятельности, обусловливающих качество образовательной, интеллектуальной и двигательной активности обучающихся спортсменов. Педагогические условия реализации интеграционных процессов в системах общего и дополнительного образования: общеобразовательной и специализированной детско-юношеской спортивной школы олимпийского резерва, ориентированы на достижение ожидаемых высоких результатов как в спортивной, так и учебной деятельности и инициируют необходимость исследования
направленности личности подростка-спортсмена на их успешное осуществление.
Опираясь в своих исследованиях на научные положения: об общих проблемах развития личности на основе ее мотивационно-потребностной сферы, раскрытых Б.Г. Ананьевым, Л.И. Божович, Л.С. Выготским, В.В. Давыдовым, А.Н. Леонтьевым, А.К. Марковой; о формирующем влиянии спортивной деятельности на личность, представленных в работах Б. А. Вяткина, Е.П. Ильина, А.Ц. Пуни; о психологической структуре спортивной деятельности, раскрытой Н.Б. Стамбуловой; о мотивах спортивной деятельности, охарактеризованных в трудах А. Н. Николаева, мы выдвинули гипотезу о том, что успешность спортивной и учебной деятельности подростка-спортсмена в ряду факторов зависит от педагогических особенностей интеграции образовательных программ средней общеобразовательной и специализированной детско-юношеской спортивной школы олимпийского резерва, обеспечивающих взаимосвязанное поле мотивов (как внутри, так и между видами) спортивной и учебной деятельности. На наш взгляд, степень интегрированности мотивов спортивной и учебной деятельности в ряду факторов определяет успешность названных видов деятельности, а выявление особенностей структурно-содержательных взаимосвязей мотивов создает предпосылки к совершенствованию целостного образовательного процесса, одним из методологических подходов к которому выступает психолого-педагогическая позиция Л.И. Божович, когда «для перестройки мотивационной структуры человека надо преобразовать его личность - изменить взгляды, убеждения, чувства и привычки, весь характер ...» [1, с. 317]. Данная позиция актуализирует значимость содержательно-смыслового единства поведения и деятельности подростка-спортсмена с опорой на ценностно-смысловую сферу личности. Значимость учебных и позиционных мотивов для развития качества деятельности была представлена в работе М.Ю. Славно-вой [4 с. 21]. Д.Л. Порозов (2009), рассматривая мотивы спортивной деятельности подростка, выявил тесную взаимосвязь мотивов достижения успеха, соревновательной мотивации и гражданско-патриотической направленности [3, с. 21], что актуализирует значимость интеграционных процессов в содержании воспитания, обучения и тренировки в основном и дополнительном образовании подростка-спортсмена.
МЕТОДИКА
Цель нашего исследования заключается в выявлении структурных взаимосвязей мотивов спортивной и учебной деятельности, способствующих эффективной реализации деятельностного аспекта исследуемых видов активности подростков-спортсменов. На основе анкетирования (методика исследования мотивов спортивной деятельности, авторы А.Н. Николаева, Д.В. Теленков [5, с. 194], Т.Н. Луговских; методика исследования мотивов учебной деятельности, авторы Д.В. Теленков [5, с. 197], Т.Н. Луговских) и данных педагогического наблюдения, отражающих индивидуальный предпочтительный выбор подростками-единоборцами 14-15 лет (п = 20) Центра Спорта и Образования «Самбо-70» мотивов спортивной и учебной деятельности, и характеризующих особенности направленности личности, мы получили ряд результатов. Статистическая взаимосвязь частотности выборов определялась нами с применением коэффициента корреляции Пирсона (г). В ходе анализа и последующей обработки данных, были выявлены факторы, способствующие оптимизации качества образовательной деятельности подростка-спортсмена.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Исследуя структурные взаимосвязи мотивов спортивной деятельности, мы выявили следующие особенности мотивационной сферы личности подростков-спортсменов. Средний балл мотивации (таблица 1) достаточно высок, вместе с тем выбор максимального балла не всегда имеет смысл, поскольку процессуальный мотив дополняется результативным через понимание подростками значимости момента их сопряжения.
Таблица 1
Характеристика мотивов спортивной деятельности подростков-единоборцев
№ В занятиях спортом меня привлекает: % опрошенных, избравших данную степень значимости (балл) Средний балл
1 2 3 4 5
1 Сам процесс тренировок («Занимаюсь, так как мне это нравится») 0 5 0 40 55 4,5
2 Результат тренировочной деятельности 0 5 0 45 50 4,4
3 Возможность успешно выполнять спортивные упражнения и соревновательную программу на спортивный разряд, звание 0 5 10 30 55 4,4
4 Возможность получения спортивного разряда, звания 0 5 0 30 65 4,5
5 Участие в соревнованиях (ощущение спортивного праздника) 0 15 15 15 55 4,2
6 По результатам соревнований возможность стать чемпионом школы, города, региона 10 10 10 15 55 4,2
7 Возможность каждый день работать над повышением работоспособности, улучшением общего физического и эмоционального состояния 0 5 0 5 90 4,8
8 Возможность укрепить здоровье 0 0 5 5 90 4,8
9 Возможность общения с друзьями по команде 0 0 10 15 75 4,6
10 Удовлетворенность общением с друзьями-спортсменами 0 0 5 40 55 4,5
11 Возможность общения в профессиональной среде с компетентными спортсменами, специалистами 0 0 25 30 45 4,3
12 Возможность узнать новую информацию о закономерностях спортивной деятельности 0 0 25 15 60 4,5
13 Возможность общения с конкретным человеком 10 10 25 25 30 3,6
14 Возможность познакомиться с интересующими людьми 0 10 35 15 40 4,1
15 Возможность общаться, получать интересную информацию во взаимодействии с новыми людьми 0 5 20 20 55 4,3
16 Возможность встреч и знакомств с новыми людьми 0 0 10 60 30 4,2
17 Возможность успешно выполнять рекомендации тренера и компетентных людей 0 0 15 50 35 4,3
18 Возможность соответствовать настояниям близких и знакомых 0 15 20 30 35 3,9
19 Возможность заниматься в спортивной форме клуба, школы 0 20 15 25 40 3,9
20 Возможность получения спортивной формы и инвентаря 0 25 15 15 45 3,9
21 Возможность каждый день работать над фигурой 0 0 5 25 70 4,6
22 Возможность улучшить фигуру 0 0 5 10 85 4,8
23 Возможность поддерживать команду («если не я, то кто?») 0 15 25 30 30 3,9
24 Возможность стать моральной опорой в спортивной команде 0 15 25 30 30 3,9
25 Возможность поездок на сборы или на соревнования в другие города или страны 10 15 0 25 50 4,1
26 Возможность достижения результата на сборах или на соревнованиях в других городах или странах 0 15 0 45 40 4,2
27 Возможность постоянно конкурировать со знакомыми спортсменами 0 15 5 15 65 4,4
28 Возможность выступить лучше, чем кто-то из знакомых 0 15 10 20 55 4,2
29 Возможность развить физические качества 0 0 0 10 90 4,9
30 Возможность достижения победы посредством применения развитых физических качеств 0 5 0 25 70 4,6
31 Возможность воспитывать в себе характер, волю 0 5 0 15 80 4,7
32 Возможность проявления (демонстрации) волевых качеств личности 0 5 0 15 80 4,6
33 Возможность развивать значимые интеллектуальные качества (скорость, самостоятельность принятия решения, инициативность и др.) 0 5 10 20 65 4,5
34 Возможность достигать результата за счет успешного применения интеллектуальных способностей в спортивной деятельности 0 5 20 30 45 4,2
35 освобождение от учебы или работы 15 30 25 5 25 3,1
36 принятие учебных зачетных мероприятий по сокращенной, упрощенной программе 10 30 15 15 30 3,4
37 ощущение того, что здесь мои друзья 0 20 5 35 40 4
38 ощущение того, что здесь меня уважают 0 15 10 30 45 4,2
39 Возможность пользоваться материальной поддержкой (талоны на 15 20 20 20 25 3,4
№ В занятиях спортом меня привлекает: % опрошенных, избравших данную степень значимости (балл) Средний балл
1 2 3 4 5
питание и др.)
40 Возможность заработать (получение премиальных) 20 10 10 15 45 3,7
Примечание:
- группы мотивов разработаны авторами: А.Н. Николаева, 2003; модификация Д.В. Теленков (2009); модификация Т.Н. Луговских (2015);
- степени значимости мотива (табл. 1, 2): 1 - совсем не важно; 2 - скорее неважно; 3- средне; 4 - скорее важно; 5 - важно._
Нами изучалась направленность мотивов на: тренировочную деятельность; спортивное совершенствование; соревнование; сбережение здоровья; создание и расширение коммуникационной среды; познание; соответствие социальным требованиям; идентификацию со спортивным сообществом; эстетическую удовлетворенность; нравственно-этическое соответствие; достиженческую миграцию; состязательную активность; развитие физических качеств; развитие волевой сферы; интеллектуальное развитие; избегание учебных трудностей; эмоциональную идентификацию; получение материальных благ.
Таблица 2
Данные оценки мотивов учебной деятельности (опросник Теленкова Д.В. (2009),
модифицированный Луговских Т.Н.(2014))
е н о м но ео ео & 3 е н ч ^ о е & а ьо а я ^ N
№ В занятиях спортом меня привлекает: § 3 С ка Св р С ка Скв О я Средний балл
% опрошенных, избравших данную степень значимости (балл)
1 2 3 4 5
1 Испытывать интерес к самому процессу занятий 0 0 0 55 45 4,5
2 Испытывать удовольствия от признания окружающими своей компетентности в учебе 5 20 45 25 5 3,1
3 Испытывать удовольствие от умственной работы 5 5 20 40 30 3,9
4 Получать хорошие текущие и итоговые отметки 0 5 20 25 50 4,2
5 Развивать свой интеллект и эрудицию 5 5 5 30 55 4,3
6 Демонстрировать свой интеллект и эрудицию 0 10 60 20 10 3,3
7 Быть успешным, иметь хорошую успеваемость 0 0 15 30 55 4,4
8 Иметь статус отличника или хорошиста 0 10 15 30 45 4,1
9 Общаться с хорошими друзьями и знакомыми 5 5 5 25 60 4,3
10 Иметь хорошие отношения с друзьями и знакомыми 0 0 15 25 60 4,5
11 Общаться, постоянно взаимодействовать с учителем на уроке 5 10 55 25 5 3,2
12 Иметь хорошие отношения с учителями благодаря эмоциональному общению 10 5 30 45 10 3,4
13 Иметь хорошие отношения с учителями благодаря деловому подходу 5 5 15 65 10 3,7
14 Иметь свою компанию, круг образованных людей 5 10 15 20 50 4,0
15 Постоянно выполнять вновь появляющиеся требования окружающих 5 35 25 30 5 3,0
16 Сделать то, что требуют от тебя окружающие 5 30 45 15 5 2,9
17 Работать над развитием новых умений и способов деятельности 0 0 25 35 40 4,2
18 Получать новые умения и жизненный опыт 0 0 10 20 70 4,6
19 Получать похвалу и подарки от родителей 10 40 20 5 20 2,9
20 Получать похвалу от учителей и администрации 10 25 35 20 10 3,0
21 Испытывать удовольствие от реализации потребности в знаниях 5 10 25 45 15 3,6
22 Получать приятные эмоции, связанные с учебой 5 5 35 45 10 3,5
23 Получать грамоты, подарки и деньги за хорошую учебу 10 10 20 35 25 3,6
№ В занятиях спортом меня привлекает: Совсем не важно Скорее важно Средне Скорее, важно Очень важно Средний балл
% опрошенных, избравших данную степень значимости (балл)
1 2 3 4 5
24 Постоянно работать над проявлением личностно значимых качеств и способностей 10 5 30 40 15 3,5
25 Совершенствовать себя как личность 5 5 5 35 50 4,2
26 Становиться более образованным и интересным 5 5 5 25 60 4,3
27 Делать это, потому что так нужно 0 10 5 50 35 4,1
28 Чтобы окружающие были спокойны и довольны 5 0 35 40 20 3,7
29 Иметь хорошие отношения с другими учениками 0 0 25 35 40 4,2
30 Оправдать надежды близких и значимых людей 0 0 20 20 60 4,4
31 Возможность получить документ об образовании 0 0 0 20 80 4,8
32 Получать образование, чтобы хорошо зарабатывать 0 5 5 5 85 4,7
Исследуя структурные взаимосвязи мотивов учебной деятельности (таблица. 2), мы опирались на их отнесенность к основным группам, среди которых:
1) мотивы, заложенные в самой учебной деятельности и (а) связанные с содержанием учебной деятельности - побуждение учиться через стремление узнать новые факты, освоить знания, способы действий, осмыслить сущность явлений; (б) мотивы, связанные с процессом учения - побуждение к учебной деятельности через желание проявлять интеллектуальную активность, рассуждать, неотступно стремиться к результату в процессе решения задач, прежде всего, заинтересованность процессом решения заданий;
2) мотивы, опирающиеся на то, что лежит вне процесса учебной деятельности: (а) широкие социальные мотивы - как мотивы долга и ответственности перед представителями социума; мотивы самоопределения как понимания смыслов накопления знаний для будущего, стремление подготовиться к будущей профессиональной деятельности и мотивы самосовершенствования как стремление развить свои способности в результате учения; (б) узколичные мотивы (стремление получить одобрение, хорошие отметки как «мотивация благополучия»; желание быть первым учеником, занять достойное место среди товарищей как «престижная мотивация»);
3) отрицательные мотивы: как избегание неприятностей во взаимодействии с учителями, родителями, одноклассниками (мотивация избегания неприятностей).
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Невысокие показатели мотива участия в соревнованиях говорят об опасениях подростков в связи с их текущим (низким) уровнем готовности к успешной соревновательной деятельности.
В паре мотивов коммуникативной направленности: процессуальной - «возможность общения с друзьями по команде» и результативной - «удовлетворенность общением с друзьями-спортсменами» - наблюдается потребность подростков в большей удовлетворенности результатами коммуникации, вероятно, это связано с отрицательным влиянием конкуренции.
Низкий максимальный балл в диаде мотивов: «возможность успешно выполнять рекомендации тренера и компетентных людей» и «возможность соответствовать настояниям близких и знакомых» - говорит, с одной стороны, о необходимости совершенствования дидактических способностей тренера, а с другой - о необходимом развитии волевых и регулятивных способностей [2, с. 42], обеспечивающих качество спортивной деятельности. Низкий балл в паре мотивов «возможность поддерживать команду» и «возможность стать моральной опорой в спортивной команде» позволяет отметить неразвитость мотива лидерства и операционально-деятельностного аспекта его реализации. Группа таких однородных мотивов «процесс - результат», как «возможность развивать
значимые интеллектуальные качества» и «возможность достигать результата за счет успешного применения интеллектуальных способностей в спортивной деятельности» -позволяет обозначить проблему недостаточного понимания юными спортсменами важности проявления интеллектуальных способностей в соревновательной деятельности и их влияния на спортивный результат, что инициирует обновление содержания теоретической, тактической, интеллектуальной, специальной физической подготовки юного спортсмена.
Для трети юных спортсменов актуальным является мотив «снизить учебную нагрузку», получить «освобождение от учебы или работы» за счет спортивной деятельности и использовать возможность сдачи «учебных зачетных мероприятий по сокращенной, упрощенной программе» (мотив избегания). Данные проявления говорят о недостаточном уровне социальной ответственности и смутном представлении подростка об образовательной и предпрофессиональной индивидуальной траектории развития личности. Совместная деятельность тренера и учителя-предметника, ориентированная на развитие значимых учебных компетентностей обучающегося, позволит сформировать альтернативный мотив достижения.
Исследование взаимосвязей мотивов спортивной деятельности подростков-спортсменов позволяет констатировать следующую ситуацию:
- в 23,7% случаев статистически достоверные взаимосвязи мотивов спортивной деятельности локализованы в группе процессуальных мотивов («процесс-процесс»), (таблица 3);
- в 51,6% случаев статистически достоверные взаимосвязи мотивов спортивной деятельности представлены в парах процессуально-результативных и результативно-процессуальных мотивов («процесс-результат»); в диадах мотивов важно отметить наличие существенного количества достоверных взаимосвязей однородных мотивов процессуального и результативного характера (в парах мотивов 3-4 (г=0,78); 5-6 (0,68); 7-8 (0,70); 9-10 (0,51); 21-22 (0,62); 23-24 (0,59); 27-28 (0,75); 29-30 (0,53); 31-32 (0,65); 37-38 (0,63); 39-40 (0,75)), позволяющих утверждать, что решение частной задачи сопряжено с органичным пониманием влияния качества процесса на качество результата;
- в 24,7% случаев наблюдается демонстрация статистически достоверных связей в группах мотивов результативного характера, когда результат одного вида активности обусловливает сопряженный результат в другом виде спортивной активности.
Таблица 3
Матрица интеркорреляций мотивов спортивной деятельности
у подростков-единоборцев (представлены данные после запятой (0,...) < 0,2)
Мотивы спортивной деятельности (содержание мотивов в табл. 1) Число связей
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
2 25 -
3 49 43 -
4 41 62 78 2
5 45 40 35 -
6 30 68 1
7 46 58 41 67 2
8 38 55 25 43 70 2
9 40 40 -
10 29 33 30 40 20 39 39 51 1
11 38 39 24 47 24 28 27 -
12 39 63 24 38 1
13 28 36 30 24 32 49 -
14 40 50 38 25 1
15 23 33 20 30 34 20 58 45 1
16 34 25 20 30 24 21 20 33 27 20 -
17 27 20 55 34 39 54 23 32 55 26 36 50 4
18 43 24 52 20 20 25 36 20 44 1
Мотивы спортивной деятельности (содержание мотивов в табл. 1) Число связей
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
19 36 20 60 65 90 30 46 3
20 47 62 55 40 48 20 65 41 3
21 24 37 27 29 66 21 1
22 26 20 70 25 53
23 35 30 49 56 35 21 47 23 32 41 52 33
24 35 20 49 51 23 41 40 83 52 59
25 27 67 74 25 53 42 68 53 45
26 38 39 60 37 69 38 52 52 44 46 38 30 62 29 25 34
27 40 35 55 43 54 48 44 40 54 36 27 43
28 28 44 63 57 34 26 52 40 40 37 41 48 24
29 43 40 22 41 35
30 49 73 49 60 20 71 69 30 48 22 20 21 20
31 40 50 25 48 21 65 56 36 30
32 53 37 34 62 65 56 40 25
33 55 22 27 30 44 28 36 38 59 35
34
35 22
36 39 21 24 69 48 33 38 28 20 23 22 27 63 45 68
37 20 40 30 27 51 26 30 32 45 26 25 29 28
38 45 40 36 74 59 26 39 24 55 71 48 46
39 26 49 32 55 27 23 51 42 48 31 42 24 41 35 20 50
40 29 30 30 68 38 2 53 37 30 33 30 45 23 74
Продолжение таблицы 3
Мотивы спортивной деятельности (соде ржание мотивов в табл. 1) Число связей
21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39
22 62 3
23 2
24 59 5
25 49 53 6
26 25 30 30 42 5
27 31 25 71 4
28 40 51 75 5
29 -
30 25 36 41 56 53 6
31 32 33 27 31 40 2
32 27 20 31 40 65 5
33 39 39 33 31 27 62 29 3
34 -
35 -
36 29 31 52 44 35 36 42 20 32 4
37 21 25 22 40 39 37 42 50 2
38 47 67 64 56 39 45 36 30 21 20 67 63 9
39 20 38 42 45 33 39 66 27 44 4
40 29 20 39 29 48 42 40 72 40 51 75 6
Условные обозначения: Выделенные ячейки - статистическая зависимость (0,5< г < 0,9)
Проблемы мотивации учебной деятельности наблюдаются в следующих позициях:
Недостаточен уровень проявления престижного мотива в учебной деятельности, позволяющего позиционировать себя как способного, образованного, разнопланового учащегося-спортсмена (табл. 2, вопросы №№ 2 и 6). К педагогическим аспектам проявления в деятельности и (само-) воспитания престижного мотива мы относим: расширение спектра ролевых позиций учащегося как «соучастника», «помощника учителя», «ведущего проект, дискуссионный форум», «организатора образовательного форума», «рассказчика», «просветителя», «обозревателя», «подводящего итоги урока», «представляющего образовательное учреждение на внешкольных образовательных мероприятиях» и др. Анализ оценочных суждений о значимости утверждений диады «Развивать свой интел-
лект и эрудицию» и «Демонстрировать свой интеллект и эрудицию» (вопросы №№ 5 и 6) позволяет отметить большую вовлеченность в сам процесс, нежели в демонстрацию полученных результатов. Мы наблюдаем уменьшение силы проявления мотива (оцениваемого в баллах «3», «4», «5» - соответственно 5:30:55%) при переходе от процесса к результату - соответственно: 60:20:10%, что говорит об отсутствии потребности реализо-вывать желания, знания, и определенные способности в публичной деятельности «здесь и сейчас», что требует постоянной готовности включиться в деятельность, не опасаясь негативных оценочных суждений. Данная ситуация связана с опасениями подростков не продемонстрировать достаточную компетентность и понизить социальную оценку и самооценку. Педагогические аспекты проявления в деятельности и (само-)воспитания результативного мотива демонстрации личного интеллекта и эрудиции, самоопределения себя как интеллектуально развитого, имеющего право на публичный научный поиск компетентного суждения, развертывание сущности личной идеи: самостоятельный выбор подростком областей познания, в которых он наиболее компетентен; самостоятельный выбор в поле учебной деятельности презентации одной из 10 тем, одной из 5 тем, одной из 2-х тем, которые (при наличии минимального выбора) обучающемуся интересно освоить; выполнение учебных заданий алгоритмизированного и творческого типов, обеспечивающих понимание, запоминание, освоение сущности вопроса и объяснения логики его развития; формирование метапредметных и личностных результатов деятельности.
Вызывает опасение характер избранных суждений в диаде «Общаться, постоянно взаимодействовать с учителем на уроке» и «Иметь хорошие отношения с учителями благодаря эмоциональному общению» (вопросы 11,12), что позволяет выявить недостаточную предметную и метапредметную направленность коммуникации, и смещение ее доминирующего контекста на межличностное общение, преобразуя позицию учителя исключительно в «безапелляционно принимающего позицию обучающегося, сочувствующего», «соучаствующего», «замещающего». Обучающийся опасается понижения собственной самооценки в связи с вероятностью реальной констатации факта плохой успеваемости и отстраняется от учителя. Желание уйти от решения проблемы, наличие ситуаций, когда юные спортсмены переводят диалог из рационального в эмоциональный контекст, подтверждается отсутствием максимальных оценок в ответе на 13 вопрос.
Диада вопросов 15 и 16 «Постоянно выполнять вновь появляющиеся требования окружающих» и «Сделать то, что требуют от тебя окружающие» имеет крайне низкую самооценку значимости. Данная проблема подтверждает непринятие разрозненных требований ситуационного характера. В связи с этим целесообразно применять следующие педагогические подходы: а) педагогическому коллективу средней общеобразовательной и спортивной школ, а также - родителям - необходимо систематизировать, унифицировать, конкретизировать педагогические и родительские требования, чтобы оптимальное количество преемственных запросов стало отражением объективной картины повышения качества планомерно развивающейся деятельности, было принято подростком-спортсменом как осознанная необходимость; б) учителям, тренерам и родителям - проявлять социальный интеллект и инициировать процесс его самовоспитания у подростка-спортсмена, с учетом того, что его низкие показатели «тормозят» проявление мотива социальной ответственности.
Понимание необходимости нормативного поведения у обучающегося подростка представлено на достаточном уровне (вопросы № 27 «Делать это, потому что так нужно» и № 28 «Чтобы окружающие были спокойны и довольны»), вместе с тем излишняя рационализация данного мотива препятствует развитию его содержательной нравственной опорной позиции.
Педагогический анализ результатов исследования (таблица 4) показал следующие группы взаимосвязанных мотивов учебной деятельности подростков-спортсменов.
Таблица 4
Матрица
Мотивы учебной деятельности (содержание мотивов в табл. 2) Число связей
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
3 0,6 1
4 -
5 0,34 0,8 0,24 1
6 0,28 -
7 0,23 0,34 0,22 0,38 -
8 0,4 0,9 1
9 0,23 0,3 0,53 0,4 1
10 0,3 0,2 0,36 0,5 0,3 0,57 2
11 0,37 0,33 0,51 0,43 0,2 0,5 0,35 0,27 2
12 0,47 0,34 0,27 0,24 0,42 -
13 0,46 0,62 0,63 0,3 0,49 0,5 0,56 4
14 0,33 0,47 0,36 0,23 0,33 0,33 0,67 1
15 0,28 0,29 0,21 0,3 0,48 0,27 0,22 0,31 -
16 0,2 0,2 0,24 0,22 0,45
17 0,22 0,32 0,21
18 0,36 0,39 0,39 0,6 0,41 0,45 0,3 0,26 0,3 0,24
19 0,25 0,27 0,23
20 0,49
21 0,31 0,46 0,47 0,6 0,28 0,29 0,33 0,52
22 0,38 0,63 0,22 0,67 0,4 0,2 0,41 0,3 0,54 0,37 0,61 0,33
23 0,2 0,23 0,4 0,3 0,46 0,57
24 0,26 0,23 0,32 0,23 0,3 0,44 0,44 0,26 0,23 0,39 0,3
25 0,41 0,47 0,59 0,4 0,7 0,4 0,46 0,5 0,7 0,4
26 0,23 0,52 0,66 0,4 0,5 0,2 0,29 0,34 0,8 0,45
27 0,2
28 0,29 0,35
29 0,37 0,31 0,49 0,23 0,27
32
Продолжение таблицы 4
Мотивы учебной деятельности (содержание мотивов в табл. 2) Число связей
15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27
16 0,55 1
17
18 0,4 0,4 0,34 1
19 0,2 0,3
20 0,27 0,35
21 0,3 0,38 1
22 0,2 0,43 0,67
23 0,33 0,24 0,2 0,35 1
24 0,3 0,26 0,23 0,26
25 0,26 0,45 0,21 0,57 0,5 0,27 0,71 7
26 0,41 0,21 0,55 0,54 0,22 0,39 0,63 7
27 0,21 0,2
28
29 0,56 0,34 0,32 0,3 0,23 0,3 1
32 0,58 1
Так, к доминирующим мотивам, предопределяющим успешность самореализации в учебной деятельности, относятся:
- мотив «Иметь хорошие отношения с учителями благодаря деловому подходу» (№ 13), который предопределяет развитие мотива «Испытывать удовольствие от умственной работы» (0,62); «Развивать свой интеллект и эрудицию» (0,63); «Общаться с хорошими друзьями и знакомыми» (0,49); «Общаться, постоянно взаимодействовать с учителем на уроке» (0,5); «Иметь хорошие отношения с учителями благодаря эмоцио-
нальному общению» (0,56); «Иметь свою компанию, круг образованных людей» (0,67);
- мотив «Получать приятные эмоции, связанные с учебой» обусловливает развитие мотивов: «Испытывать удовольствие от умственной работы» (0,63); «Развивать свой интеллект и эрудицию» (0,67); «Иметь хорошие отношения с учителями благодаря деловому подходу» (0,61); «Испытывать удовольствие от реализации потребности в знаниях» (0,67);
- мотив «Совершенствовать себя как личность» обеспечивает развитие мотивов «Развивать свой интеллект и эрудицию» (0,59); «Общаться с хорошими друзьями и знакомыми» (0,7); «Иметь хорошие отношения с учителями благодаря деловому подходу» (0,7); «Испытывать удовольствие от реализации потребности в знаниях» (0,57); «Получать приятные эмоции, связанные с учебой» (0,5); «Постоянно работать над проявлением личностно значимых качеств и способностей» (0,7) - что приобретает исключительное социальное значение.
Анализ содержания мотивов и их структурных взаимосвязей позволяет выявить определенную интегрированность мотивационной сферы личности на процесс и результаты обучения в мотивационных связях «процесс - результат» и «процесс - процесс». Данные сравнительного анализа позволяют утверждать, что соотношение статистически достоверных взаимосвязей между мотивами обнаружено в представленных ниже группах мотивов.
1) В группе мотивов «процесс-результат» статистически достоверные взаимосвязи наблюдаются в 55,8% случаев. Фактически, в большинстве случаев подросток-спортсмен соотносит процесс учебной деятельности с ее результатами, вместе с тем:
- в 20,8% случаев наблюдается взаимосвязь однородных процессуальных и результативных мотивов, что отражает возможность (формального) решения частной интеллектуальной задачи, не имеющей глубоких смыслов «сделал-получил»;
- результативный мотив не во всех случаях является необходимым завершающим атрибутом однородного (одноименного) процессуального мотива; нами выявлено, что в 79,2% случаев результативный мотив подкрепляется иными процессуальными мотивами, и, соответственно, процесс деятельности выходит на иные содержательные результаты, фактически, подросток находит смысловые опоры через другие виды социальной активности; взаимосвязь с другими мотивами расширяет смысловое пространство деятельности и правомерно отрицает тезис «учеба ради учебы», создавая содержательные опоры развития смысловой сферы учебной деятельности, выходящей на новообразования, обеспечивающие самореализацию личности подростка-спортсмена.
2) В группе мотивов «процесс-процесс» статистически достоверные взаимосвязи наблюдаются в 32,6% случаев. Нас удовлетворяет констатация подростками понимания ситуации, что качественные характеристики и процесс одной деятельности зависят от процессуальных особенностей организации другой деятельности, что создает предпосылки к расширению спектра педагогических средств, оптимизирующих процесс социально значимой учебной деятельности, а применение адекватных деятельности компе-тентностно-ориентированных заданий обеспечивает подкрепление учебной активности подростка-спортсмена.
3) В группе мотивов «результат-результат» статистически достоверные взаимосвязи наблюдаются в 11,6% случаев. Незначительное количество статистически достоверных связей предопределено протекающим в данном возрастном периоде процессом развития рефлексивных способностей (рефлексии на себя, на другого, на деятельность), способностей к самооценке, самоанализу текущих, не всегда удобных и не всегда субъ-ектно приемлемых результатов, тогда как осознание и понимание влияния одного результативного учебного мотива на другой создает возможность для самосовершенствования личности подростка-спортсмена в учебной деятельности, являющейся неотъемлемой частью спортивной деятельности.
ВЫВОДЫ
1. Исследование мотивационной сферы личности подростков-единоборцев на констатирующем этапе эксперимента позволяет обозначить отсутствие достоверных связей между мотивами спортивной и учебной деятельности не смотря на то, что в каждой из групп мотивов присутствуют мотивы «процесса», «совершенствования (физического, личностного, познавательного), «результата» (спортивного и учебного), «престижа» (как социальной оценки и социальных ожиданий успешности в виде деятельности), «удовольствия, удовлетворенности процессом» (эстетического, интеллектуального, физического развития).
2. Объем достоверных взаимосвязей внутри групп мотивов представлен следующим образом: 94 достоверных взаимосвязи в структуре 40 мотивов спортивной деятельности и 38 в структуре 32 мотивов учебной деятельности, что отражает соотношение 2,35 и 1,19 соответственно. Данное соотношение позволяет отметить большую интегрирован-ность мотивов в структуре спортивной деятельности, несмотря на различную соревновательную успешность подростков в данной деятельности и меньшую - в учебной деятельности. Вместе с тем, интеграция мотивов спортивной деятельности отражается через: связи однородных и неоднородных мотивов процесса и результата; связи процессуальных мотивов различного содержания; связи результативных мотивов различной содержательной направленности, что в целом говорит о понимании подростками сущности причинно-следственных связей в структуре спортивной деятельности.
3. Вместе с тем, нами было выявлено отсутствие статистически достоверных связей между группами мотивов спортивной и учебной деятельности (r > 0,2), что мы относим к проблеме дезинтеграции содержания образования и проблеме содержания компе-тентностно-оценочных средств, обеспечивающих формирование метапредметных и личностных результатов в пространстве спортивной и учебной деятельности. В результате исследования разработанная нами модель интеграции содержания образования ориентирована на оптимизацию мотивационно-смыслового, операционально-деятельностного и регулятивного компонентов реализации спортивных и учебных достижений обучающихся подростков-спортсменов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - СПб. : Питер, 2008. - 398 с.
2. Кузьменко, Г.А. Соподчиненность проявления интеллектуальных, регулятивных способностей и волевых качеств в спортивной деятельности подростка / Г.А. Кузьменко // Культура физическая и здоровье. - 2015. - № 52 (1). - С. 37-43.
3. Порозов, Д. Л. Формирование спортивной мотивации подростков на основе управления развитием самосознания: на примере плавания : автореф. дис. ... канд. пед. наук : (13.00.04, 13.00.08) / Порозов Дмитрий Леонидович ; Уральский гос. ун-т. физ. культуры. - Челябинск, 2006. - 22 с.
4. Славнова, М.Ю. Планирование самостоятельной деятельности по физической культуре учащихся начальной школы с опорой на учебную мотивацию : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Славнова Марина Юрьевна ; Сиб. гос. ун-т физ. культуры и спорта. - Омск, 2005. - 24 с.
5. Теленков, Д.В. Влияние отношения к учебной и спортивной деятельности на их успешность у студентов вузов физической культуры : дис. ... канд. пед. наук / Теленков Денис Вячеславович ; Нац. гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. - СПб., 2009. - 197 с.
REFERENCES
1. Bozhovich, L.I. (2008), Personality and its accomplishment in childhood, Piter, St. Petersburg.
2. Kuzmenko, G.A. (2015), "Co-subordination of implementation of intellectual, regulative capabilities and volitional powers in teenager's sports activity", Physical Culture and Health, No. 52 (1), pp.
37-43.
3. Porozov, D.L. (2006), Sports motivation determination of adults in development of consciousness management: basing on swimming, dissertation, Chelyabinsk.
4. Slavnova, M.U. (2005), Planning of independent sports activity of elementary school students basing on educational motivation, dissertation, OMsk.
5. Telenkov D.V. (2009), Influence of relationship in educational and sports activity on success-fulness of students of sports training high educational establishments, dissertation, St. Petersburg.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 30.06.2015.
УДК 796.325:159.9
РЕГРЕССИОННАЯ МОДЕЛЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИГРОВЫХ
ДЕЙСТВИЙ В СИТУАЦИЯХ С РАЗЛИЧНОЙ СТЕПЕНЬЮ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ У ВОЛЕЙБОЛИСТОК 16-18
ЛЕТ
Наталия Валерьевна Луткова, кандидат педагогических наук, доцент,
Ксения Сергеевна Соломенина, аспирант, Юрий Михайлович Макаров, доктор педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
В отечественной и зарубежной научно-методической литературе существуют различные направления по изучению личности. Каждое из них имеет свое обоснование и содержит элементы-компоненты, которые необходимо учитывать при изучении личности в ее развитии. В этой связи представляет научный интерес создание регрессионной модели свойств личности в избранном виде спорта, в частности в женском волейболе. В ней достаточно широко отображены психологические качества, способствующие эффективному выполнению игровых приемов в ситуациях с различной степенью психоэмоциональной напряженности. Использование регрессионной модели в учебно-тренировочном и соревновательном процессе квалифицированных волейболисток позволяет оптимизировать выбор методологических и методических средств необходимых для формирования наиболее значимых психических свойств.
Ключевые слова: игровые ситуации с различной степенью психоэмоциональной напряженности, свойства личности волейболисток 16-18 лет, регрессионная модель.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.06.124.p231-239
REGRESSION MODEL FOR THE EFFICIENCY INDICATORS OF GAMING ACTIONS IN SITUATIONS WITH VARIOUS DEGREES OF MENTAL AND EMOTIONAL TENSION AMONG WOMEN'S VOLLEYBALL PLAYERS AGED 16-18
YEARS
Natalia Valerievna Lutkova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Ksenia Sergeevna Solominina, the post-graduate student, Yuri Mikhailovich Makarov, the doctor of pedagogical sciences, professor, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg
Annotation
The domestic and foreign scientific and methodical literature contains various directions for the study of personality. Each of them has its own rationale and contains elements of components that need to be taken into account in the study of personality in its development. In this context, it is of the scientific interest to create the regression model for the personality traits in favorite sport, in particular in the women's volleyball. It widely displayed the psychological qualities that contribute to the effective implementa-