задачиый подход. Понятие «задача» (в широком смысле) включает в себя вопросы, упражнения, задания и др. Педагогическое сопровождение целенаправленного, осознанного, произвольного формирования обучающимися умений саморегуляции своей УПД осуществляется с помощью системы многофункциональных заданий. Задания служат средством включения студентов в деятельность.
На первом этапе (этап информирования, актуализации, проблематизации, мотивации) ставится цель: обратить внимание студентов на особенности их умственных действий (преобразований во внутреннем плане), способы учебной работы, приёмы организации УПД, способствующие усвоению учебного материала. Объектом особой оценки становятся надпредметные умения (способы работы с учебной-литературой, способы извлечения информации из различных источников, умения работать с учебным текстом и др.), целеполагание. планирование, контроль и самоконтроль, корректирование учебных действий. Задания на этом этапе носят характер поручений, направлены на анализ и познание собственных возможностей в усвоении знаний, способствуют актуализации в сознании обучающихся необходимости произвольной саморегуляции УПД, включают и развивают механизмы ранее стихийно сложившейся у субъекта системы саморегуляции. На первом этапе формируется потребность в самоорганизации труда, в рефлексии собственных познавательных действий и деятельности в целом.
На втором этапе (этап интериоризации и накопления опыта) обучение преследует цель формирования функций саморегуляции УПД. Задания направлены на психолого-педагогическое проектирование регуляторных действий и практическое применение навыков саморегуляции. Наращивание опыта саморегуляции в рамках решения задач, связанных с организацией собственных усилий и собственной активности, расширяет возможности субъекта деятельности. По мере формировании технологии деятельности задания усложняются, постепенно предметом познания становится творческий процесс саморегуляции поисковой деятельности.
На третьем этапе обучения (этап экстериоризации) создаются условия, востребующие самостоятельную реализацию саморегуляторных функций. Перед студентами ставится задача не только реализации, но и оценки уровня собственных регуляторных умений (в нашем исследовании выделены уровни: начальный, продвинутый, продуктивный, креативный). Задания направлены на осознанное воспроизведение студентами особенностей саморегуляции в ходе осуществления намеченных целей, реализации замыслов, постановке и творческом решении задач, на субъектнорефлексивный анализ сложившихся регуляторных способностей. Рефлексия собственных действий происходит в форме своеобразного «самотестирования» и самоотчётов.
В конечном итоге внедрение системы заданий в учебный процесс приводит к появлению и развитию индивидуальных регуляторных структур и процессов, способствует осознанию этих процессов, а, следовательно, их произвольности и самодвижению.
Лаврушин Г,А., Лаврушина Е.Г.
ИССЛЕДОВАНИЕ СЛОИСТЫХ ИГЛОПРОБИВНЫХ КОМПОЗИЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ
Иглопробивные материалы отличаются от других видов нетканых материалов двумя характерными особенностями:
1. после иглопрокалывания волокна в материале сцепляются не только в плоскости холста, но и перепутываются между отдельными слоями, образуя пространственную структуру:
2. в иглопробивных материалах отсутствует связующий элемент (полимерное связующее или прошивная ткань), а средством связи являются сами волокна холста.
Иглопрокалывание приводит к перепутыванию волокон по толщине и ширине волокнистого холста, оно связывает между собой отдельные слои волокон, позволяет получать пучки волокон, продернутых сквозь толщину материала. Создается целостная, механически устойчивая структура иглопробивного материала. При этом могут быть использованы волокна различной природы.
Прочность иглопробивных нетканых полотен зависит от плотности проколов, глубины прокалывания и толщины холста.
Композиционные материалы формировались из вторичного сырья. Сырьём служили рыболовные канаты и сети, которые после окончания срока их эксплуатации разволакнивались на специальных машинах. Предварительно канаты разрезались на отрезки длиной 60 - 80 мм. Назначение этих материалов, выполненных из капрона, может быть весьма разнообразно: жилищное строительство, укрепление дорожных покрытий, автомобилестроение, технические фильтры и так далее.
Опыты на растяжение проводились на образцах, вырезанных по толщине ткани (толщина составляла 7,21 мм) и имеющих размеры 25 Х25 мм. Для изготовления образцов использовался нетканый материал, полученный иглопробивным способом с использованием специальных игл с зазубринами, которые при пробивке сшивали холсты с образованием пучков волокон в виде полых
цилиндров с наружным $н и внутренним йв диаметрами. Внутренний диаметр йе полого цилиндра
принимался равным диаметру иглы - 0,42 мм; наружный диаметр <$н, который является условной
величиной, принимался равным расстоянию между центрами иглопробивания и составляет 0,84 мм.
Каждое соединение (пучок волокна) имеет свою зону действия с1и, на которую распространяются
деформации сжатия в стыке холстов. Зоны действия соседних цилиндров (пучков волокон) пересекаются, что образует прочноплотное соединение. Такое оптимальное соединение
обеспечивается причисле П - 100 иглопробивок на площади образца А = 625 мм2. Диаметры <$н и с! устанавливались весовым методом, с использованием следующих зависимостей:
</= -------Ш~.....2 ■ «
ЦрлЗтп(\-а )
где М - масса образца; р - плотность материала; 8т - теоретическая (эффективная) толщина ткани; П - число иглопробивок; СС = с1е 1<1н ;
АР
ст.. =
(2)
яс1*(1 -а2)п
где <7 - истинное напряжение в соединении при осевом растяжении; - осевое усилие при
растяжении образца.
Лаврушина Е.Г.
ОЦЕНКА НАПРЯЖЕННО-ДЕФОРМИРОВАННОГО СОСТОЯНИЯ В ГЕОТЕКСТИЛЕ
В настоящее время Иглопробивной нетканый материал (геотекстиль), полученный из вторичного сырья (капрон) находит всё большее применение в дорожном и жилищном строительстве.
При их изготовлении имеют место уплотнённые и разряжённые области (участки), которые влияют на напряжённое состояние и развитие деформационных процессов. Сложность решении задачи состоит в том, что вектор напряжения на любой площадке имеет некоторый эксцентриситет и приводит к учёту моментных напряжений при составлении уравнения равновесия [1, 2].
Применительно к плоской деформации, происходящей в плоскости XV, когда отсутствуют
моменты т , ЯЗ, , /я /И Л2Т-» а присутствуют только моменты т И ,
XX У -X X) } У У— - —— — - *
обозначаемые, как т и т соответственно.
х У