УДК 796.011
И. В. АВЕРЬЯНОВ С. В. ОСИПОВ
Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск
Омский государственный технический университет
ИССЛЕДОВАНИЕ
ПСИХОМОТОРНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФУТБОЛИСТОВ 8-17 ЛЕТ, ЗНАЧИМЫХ ДЛЯ ТОЧНОСТИ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ
В статье представлены результаты исследования психомоторных показателей, значимых для точности технико-тактических действий юных футболистов на различных этапах многолетней спортивной подготовки. Публикация основана на материалах многолетних исследований, в ходе которых получены новые сведения о возрастной динамике показателей важных для точности технико-тактических действий футболистов разного возраста и уровня квалификации. Материалы, представленные в статье, могут быть использованы в практике работы тренеров-преподавателей детско-юношеских спортивных школ по футболу с целью своевременной коррекции учебно-тренировочного процесса технико-тактической направленности.
Ключевые слова: психомоторные способности, технико-тактические действия, спортивная подготовка, юные футболисты, целевая точность, компьютерная диагностика.
Соревновательная деятельность в ситуационных видах спорта, представителем данной подгруппы является футбол, характеризуется значительным объемом технико-тактических действий, осуществляемых в неожиданно возникающих, экстремальных ситуациях, эффективность решения которых во многом зависит от пространственно временной точности. Специалисты, изучающие современное состояние проблемы точности в спорте, давно задают вопрос о факторах, определяющих уровень ее развития. Очевидно, что, установив факторы либо сочетание факторов влияющих на изменение точности выполнения технико-тактических действий юных спортсменов, тренер получает возможность регламентировать учебно-тренировочный процесс, добиваясь максимального прироста данного элемента игры, во многом определяющего успешность соревновательной деятельности.
По мнению авторов [1], в сложных условиях соревновательной деятельности, связанных с пространственно-временной и альтернативной неопределенностью, с лимитом и дефицитом времени успех в решении психомоторных задач в значительной мере определяется психическими способностями, роль которых в решении психомоторных задач с возрастом становится более значимой. Эти же авторы утверждают, что большинство показателей координационных способностей коррелируют с психическими характеристиками.
Учитывая тот факт, что точность выполнения технических приемов и, как следствие, целевая точность в футболе зависят в том числе от уровня развития координационных способностей: кинестетических координационных способностей, способ-
ности к сохранению равновесия и т.д. [2, 3], для более глубокого изучения факторов точности нами была предпринята попытка выявить возрастную динамику психомоторных показателей, применяя компьютерную методику (С. В. Нопин, Ю. В. Корягина, 2003).
Целью наших исследований является изучение многолетней динамики психомоторных показателей, значимых для проявления точности технико-тактических действий юных футболистов.
Исследование осуществляется на базе кафедры теории и методики футбола и хоккея Сибирского государственного университета физической культуры и спорта, БОУ ДОД СДЮШОР «Динамо» и «Иртыш» по футболу г. Омска. В исследовании принимают участие футболисты 8—17 лет, общее количество испытуемых 235 человек. Исследование проходило в период с апреля 2013 по февраль 2014 гг.
Методы исследования: теоретический анализ и обобщение данных научно-методической литературы, компьютерное тестирование, методы математической статистики.
Результаты исследования и их обсуждение. В данной статье представлен материал, полученный в ходе изучения возрастной динамики психомоторных показателей, проведенного в рамках многолетнего исследования различных видов точности футболистов 8—17 лет. Анализ результатов тестирования простой зрительно-моторной реакции (время реакции, тест РДО) позволил установить характер возрастной динамики изучаемых параметров у юных спортсменов на этапе начальной подготовки, на тренировочном этапе, этапе совершенствования спортивного мастерства (рис. 1). Обращает на себя внимание волнообразный характер полученной динамики.
Рис. 2. Тест «Сложная зрительно-моторная реакция» — реакция выбора (время реакции)
На рис. 1 показано, что наблюдается достоверный прирост на 12,8 % показателей, характеризующих время реакции у спортсменов групп НП-3 по сравнению с футболистами НП-2 (абсолютный результат составляет 440 и 500 мс соответственно). В результате диагностики у испытуемых групп ТЭ-1 наблюдается симметричное снижение изучаемых показателей на 12,8 % до уровня юных спортсменов НП-2 (500 мс).
Изучение показателей, отражающих уровень развития простой зрительно-моторной реакции юных футболистов групп ТЭ-2, позволило установить, что динамика носит отрицательный характер, результат снизился на 5,8 % относительно спортсменов групп ТЭ-1 и составил 530 (мс). Достоверное увеличение показателей времени реакции наблюдается у юных спортсменов групп ТЭ-3. Темпы прироста составляют 16,3 %, при этом абсолютные показатели вплотную приближаются к значениям футболистов групп НП-3 и составляют 450 (мс). Изменение изучаемых показателей у спортсменов групп ТЭ-4 характеризовалось приростом результата на 19,5 %. Необходимо отметить, что это максимальные темпы прироста среди футболистов всех возрастных групп, при этом абсолютные показатели футболистов ТЭ-4 достигли наивысших значений и составили 370 (мс). У испытуемых групп ТЭ-5 наблюдается снижение показателей времени реакции на 7,8 % до уровня 400 (мс). Достоверные темпы прироста выявлены у спортсменов на этапе совершенствования спортивного мастерства, они составили 5,12 % от результата футболистов ТЭ-5 и достигли значений 380 (мс).
Таким образом, для многолетней динамики показателя время простой зрительно-моторной реакции характерно наличие возрастных диапазонов, сопровождающихся достоверным снижением показателей (10— 12 лет) этапов, когда происходит увеличение изучаемого параметра (9—10, 12—14 лет),
иэтапов, в рамках которых происходит стабилизация показателей, характеризующих время реакции. На наш взгляд, возрастная динамика, полученная в процессе исследования, в большей степени обусловлена функциональными особенностями юных футболистов в процессе онтогенеза, данное предположение подтверждает мнение о том, что в периоды 10, 12—14 лет наблюдается наиболее существенный естественный прирост психомоторных показателей [4].
На рис. 2 приведены среднегрупповые значения показателя, характеризующего время сложной зрительно-моторной реакции — реакция выбора у юных футболистов 8—17 лет. Установлено, что наименьшему уровню развития среди испытуемых всех возрастных групп соответствует результат юных футболистов групп НП-2 , абсолютное значение которого составляет 630 (мс). Анализ результатов, полученных в ходе тестирования юных футболистов групп НП-3, позволил выявить достоверный прирост изучаемых показателей по сравнению с футболистами групп НП-2. Темпы прироста достигли 10 %, при абсолютных значениях 570 (мс). В результате исследования психомоторных показателей, проведенного у футболистов 10—11 лет (юные спортсмены групп ТЭ-1), наблюдалось достоверное изменение изучаемого параметра, сопровождающееся максимальными темпами прироста, которые составили 13 %, абсолютный показатель равен 500 (мс). Тестирование изучаемых показателей у спортсменов групп ТЭ-2 позволило установить, что достоверный прирост результата сменился стабилизацией показателя на уровне 500 (мс). У юных футболистов групп ТЭ-3 темпы прироста изучаемых параметров составили 8,3 % при абсолютных показателях 460 (мс).
Несмотря на то что в дальнейшем динамика изучаемых показателей носила положительный характер, выявлены периоды, когда изменение показателя время реакции не столь ярко выражено, как на более
Рис. 3. Тест «Воспроизведение временного интервала со светом», ошибка, %
Рис. 4. Тест «Воспроизведение временного интервала со звуком», ошибка, %
ранних этапах спортивной подготовки. Достоверные различия найдены у детей 13—14 лет (ТЭ-4) — динамика носит положительный характер, темпы прироста составляют 4,4 %, абсолютный показатель достигает 440 (мс). При этом у испытуемых групп ТЭ-5 и СС-2 темпы прироста составили 2,2 % (430 мс), снижение результата достигло 2,2 % (440 мс) соответственно.
Динамика показателя время реакции, исследованного по средствам теста, оценивающего сложную зрительно-моторную реакцию — реакцию выбора, носит плавный характер. Это выражается в наличии положительных изменений времени реакции юных футболистов, обучающихся на старших этапах многолетней подготовки, сменяющихся периодами, когда время реакции достоверно не изменяется.
Существенное отличие характера многолетней динамики показателя время реакции, полученной в процессе диагностики простой и сложной зрительно-моторных реакций, может быть обусловлено ведущей ролью учебно-тренировочного процесса и соревновательной деятельности футболистов при формировании механизмов реакции выбора.
На рис. 3 изображен график возрастной динамики психомоторных показателей, диагностика которых осуществлялась при помощи теста «Воспроизведение временного интервала со светом». Установлено, что многолетние изменения показателей имеют волнообразную траекторию и включают в себя несколько следующих друг за другом участков, где динамика показателей имеет следующую последовательность: прирост результата, снижение результата, прирост результата. При этом положительная динамика изучаемых параметров, выявленная на этапе начальной подготовки, является статистически недостоверной: величина ошибки испытуемых групп НП-2 составляет 28 %, тогда как результат юных футболистов групп НП-3 равен 26 %.
Математическая обработка результатов тестирования юных спортсменов позволила выявить достоверное ухудшение показателя величина ошибки уфутболистов групп ТЭ-1 до 31 %, у испытуемых групп ТЭ-2 до 36 %. В дальнейшем возрастная динамика изучаемых параметров приобрела положительный характер: достоверное увеличение показателей выявлено у спортсменов групп ТЭ-3 (32 %), ТЭ-4 (29 %). У испытуемых групп ТЭ-5 достоверных улучшений изучаемого показателя не выявлено (величина ошибки составила 28%). Достоверно снизилось количество ошибок у юных футболистов групп ССМ-2 (среднегрупповая величина ошибки составила 24 %).
В большинстве возрастных групп наблюдаются статистически значимые изменения показателей, характеризующих величину ошибки при воспроизведении временного интервала со светом. Несмотря на достоверное снижение изучаемых показателей в возрастном диапазоне 10—12 лет к 17 годам происходит достоверное улучшение показателей до уровня максимальных значений среди всех возрастных групп.
В типовой учебно-тренировочной программе спортивной подготовки по футболу [5] говорится о том, что объем средств технической подготовки на спортивно-оздоровительном этапе, а также этапе начальной подготовки наибольший, однако на последующих этапах объем этих упражнений стабилизируется, а затем уменьшается. Вместе с тем объем средств интегральной подготовки прогрессивно увеличивается и достигает максимума на этапе углубленной специализации.
Исходя из сказанного выше, мы можем предположить, что резкое ухудшение показателей в период с 10 до 12 лет может быть обусловлено переходом с этапа начальной подготовки на тренировочный этап, который сопровождается, изменением объемов и направленности нагрузок, а последующая всесто-
ронняя подготовка может являться причиной улучшения изучаемых показателей.
Сравнительный анализ графиков возрастных изменений показателя ошибка анализа сигнала позволил установить отличительные особенности характера многолетней динамики изучаемого параметра после применения разных тестов. Рис. 4 наглядно демонстрирует наличие нескольких этапов, в рамках которых происходит достоверное снижение показателя.
Достоверное снижение изучаемых параметров наблюдалось у испытуемых групп НП-3, относительно показателей юных футболистов групп НП-2 (ошибка анализа сигнала составляет 22 и 18 % соответственно).
Таким образом, динамика показателей после применения зрительных и аудиораздражителей несколько различна. Вместе с тем в возрастном аспекте динамика изучаемого показателя в тесте «Воспроизведение временного интервала со звуком» носит положительный характер, достигая максимальных значений в 16 — 17 лет. Этот факт косвенно подтверждает наше предположение о том, что отличия в характере изменений одного показателя в разных тестах не являются следствием физиологических особенностей детей разного возраста либо влиянием учебно-тренировочного процесса, а объясняются неодинаковым восприятием внешних факторов испытуемыми при помощи зрительного и слухового анализаторов [6].
Материалы наших исследований свидетельствуют о различной значимости психомоторных способностей в различных проявлениях точности в учебно-тренировочном процессе и игровой деятельности футболистов на разных этапах многолетней подготовки.
Выводы.
1. В рамках данного исследования получены сведения о том, что различные психомоторные параметры имеют неодинаковый характер динамики на разных этапах многолетней подготовки.
2. Выявлен уровень развития психомоторных параметров, значимых для проявления точности футболистов, на разных этапах многолетней спортивной подготовки, проведен сравнительный анализ этих показателей на разных этапах, а также в сопоставлении со средневозрастными нормативами.
3. Выявлена группа показателей, динамика которых на разных этапах многолетнего процесса подготовки свидетельствует о низкой эффективности тренировочного процесса в отношении этих парамет-
ров, значимых для точности технико-тактических действий футболистов.
Библиографический список
1. Осколков, В. А. Координационные способности в структуре двигательных возможностей юных боксеров различных тактических манер ведения поединка / В. А. Осколков, И. И. Кшинин // Ученые записки университета им. П. Ф. Лес-гафта : науч.-теорет. журн. — 2011. — № 7 (77). — С. 121 — 124.
2. Горский, А. А. Соотношение средств разной направленности в методике совершенствования координационных способностей у велосипедистов ВМХ-RACE 10 — 11 лет / А. А. Горский, А. Г. Карпеев // Омский научный вестник. Сер. Общество. История. Современность. — 2014. — № 2 (126). — С. 190-193.
3. Кондаков, А. М. Совершенствование технико-тактической подготовки самбистов 11-12 лет средствами специальных координационных упражнений с учетом весовых категорий / А. М. Кондаков // Омский научный вестник. Сер. Общество. История. Современность. — 2010. — № 2 (86). — С. 202 — 206.
4. Гилева, О. Б. Возрастная динамика показателей времени реакции, тревожности и темперамента у школьников 7 — 16 лет : дис. ... канд. биолог. наук : 19.00.02 / О. Б. Гилева. — Екатеринбург, 2002. — 170 с.
5. Футбол: типовая учебно-тренировочная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва [Текст] / Российский футбольный союз. — М. : Советский спорт, 2011. — 160 с.
6. Горская, И. Ю. Сравнительный анализ реагирующих способностей спортсменов с учетом вида спорта и уровня квалификации / И. Ю. Горская, И. В. Аверьянов // Materiaiy X Miçdzynarodowej naukowi-praktycznej konferencji «Nauka: teoria i praktyka-2014». V. 7. Techniczne nauki. Nowoczesne informacyjne technologie. Matematyka. Fizyka. Fizyczna kultura i sport. Rolnictwo : Przemysl. Nauka i studia. — Str. 94 — 98.
АВЕРЬЯНОВ Игорь Валерьевич, кандидат педагогических наук, доцент (Россия), заведующий отделом аспирантуры и докторантуры Сибирского государственного университета физической культуры и спорта.
ОСИПОВ Сергей Владимирович, старший преподаватель кафедры физического воспитания и спорта Омского государственного технического университета.
Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 02.02.2015 г. © И. В. Аверьянов, С. В. Осипов
Книжная полка
Мартенс, Р. Успешный тренер. Самое авторитетное руководство по тренерской деятельности / Р. Мартенс. - СПб. : Человек, 2015. - 440 с. - ISBN 978-5-906131-45-4.
Успешный тренер. Самое авторитетное руководство по тренерской деятельности. Книга Райнера Мартенса, известного американского тренера, доктора психологии, издавалась в США уже 4 раза. Автор предлагает самые современные научные материалы, проверенные методы обучения техническим и тактическим приемам и принципам спортивного менеджмента. В этой книге вы найдете информацию о физической подготовке, питании спортсменов, о том, как бороться с наркотиками и другими вредными привычками, о многом, что может встретиться в работе тренера. Книга Р. Мартенса — самое успешное руководство по тренерской деятельности.