ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (126) 2014
%
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
УДК 796011 И. Ю. ГОРСКАЯ
И. В. АВЕРЬЯНОВ
Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск
ИССЛЕДОВАНИЕ МНОГОЛЕТНЕЙ ДИНАМИКИ ПСИХОМОТОРНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ, ЗНАЧИМЫХ ДЛЯ ТОЧНОСТИ ТЕХНИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ ФУТБОЛИСТОВ
В статье представлены теоретические и аналитические аспекты изучения психомоторных показателей, значимых для проявления точности технических действий футболистов с учетом этапа многолетней системы спортивной подготовки. Публикация основана на материалах, полученных при проведении многолетних исследований, направленных на разработку критериев оценки различных параметров точности в футболе. В ходе исследования получены новые сведения об особенностях показателей точности футболистов разного уровня квалификации, которые могут быть использованы в практике работы тренеров по футболу с целью повышения эффективности тренировочной и соревновательной деятельности.
Ключевые слова: психомоторные способности, параметры точности технических действий, этапы спортивной подготовки, футболисты разного уровня квалификации, целевая точность, стабилография.
В 2007 году на конференции Российского футбольного союза была одобрена «Стратегия развития футбола в РФ в 2007 — 2016 гг.» [1]. Значимость реализации данного документа для России заключается в эксклюзивной возможности целостного подхода к развитию этого популярного во всем мире вида спорта, причем подхода, обеспеченного мощной поддер-
жкой на государственном уровне по всем направлениям: кадровое, экономическое, научно-методическое, техническое обеспечение и др. В этой связи особую актуальность приобретают вопросы разработки и научного обоснования методик, позволяющих быстро и эффективно повысить уровень реализации разных сторон подготовки футболистов
на всех этапах многолетней спортивной тренировки. Безусловно, вклад всех видов подготовки (физической, технической, тактической, психологической, соревновательной) в результативность игровой и соревновательной деятельности футболистов разного уровня квалификации трудно оценить в каком-либо количественном выражении, так как спортивный результат достигается участием и рациональным сочетанием всех значимых факторов. При этом много-компонентность и сложность процесса достижения спортивного результата возрастает с ростом уровня квалификации, зависит от значимости соревнований, характерных особенностей вида спорта, жесткости конкурентной борьбы, индивидуальных особенностей спортсмена и др. Несмотря на понимание зависимости достижения высоких спортивных результатов от огромного количества факторов и причин, ученые и особенно практики постоянно пытаются найти, вычленить и обосновать особо значимые компоненты для успеха в том или ином виде спорта с целью осуществления эффективного отбора талантливых и одаренных юных спортсменов, повышения эффективности тренировочного процесса. Для футбола одним из таких значимых компонентов является точность (целевая точность, точность передач, передвижений, ударов, точность реализации технико-тактических комбинаций, обманных маневров и т.д.). Подробным исследованиям отдельных параметров точности посвящено определенное количество работ на современном этапе [2 — 4], среди которых наиболее фундаментальными применительно к футболу, безусловно, являются исследования С. В. Голомазова и его соавторов [5, 6].
Значимость различных параметров точности выражена практически во всех сферах жизнедеятельности человека, не только занимающегося спортом. В механизмы обеспечения точности вовлечены все сенсорные системы, а особенно зрительный и кинестетический анализаторы. Кинестетическая чувствительность обеспечивает ощущение положения и движения тела и его частей. При поступлении сигналов от рабочих органов движения в мозг возникают кинестетические, или мышечно-суставные, ощущения. Эти ощущения отражают скорость перемещения наших рабочих органов (рук, ног), функции двигательного аппарата, движение самого тела в пространственно-временном поле. С помощью кинестетических ощущений человек может совершать контроль за деятельностью своих двигательных органов, оценивать расстояние и направленность движения, усталость своего тела, многие механические свойства предметов — массу, упругость, твердость.
В основе проявлений точности лежат психомоторные процессы человека, имеющие многоуровневую систему реализации, в которой степень вовлеченности разных уровней в реализацию точного движения зависит от сложности этого движения и ситуации в целом. Известно, что показатели, характеризующие психомоторные процессы человека, в значительной степени обусловлены генетически, однако до сих пор остается до конца не выясненным вопрос о возможностях тренировочного воздействия на отдельные параметры точности, о способах оценки этих параметров на как можно более ранних этапах спортивной подготовки, о нормативных критериях оценки этих параметров у спортсменов разного уровня квалификации. Особенно актуальной данная проблема является для тех видов спорта, где точность является одним из основных компонентов для достижения успешности соревновательной деятельности, в том числе для футбола.
Целью наших исследований является разработка критериев оценки общих и специфических параметров точности, а также изучение динамики психомоторных показателей, значимых для проявления точности технических действий футболистов на разных этапах многолетней спортивной подготовки.
Исследование осуществляется на базе кафедр медико-биологических основ физической культуры и спорта, а также кафедры теории и методики футбола и хоккея Сибирского государственного университета физической культуры и спорта, а также БОУ ДОД СДЮШОР «Динамо» и «Иртыш» по футболу г. Омска. В исследовании принимают участие футболисты восьми групп, соответствующих НП-2, НП-3, УТ-1, УТ-2, УТ-3, УТ-4, УТ-5, СС-2. В данной статье приводятся данные по исследованиям 2013 — 2014 гг. Общее количество испытуемых 221 человек, возраст испытуемых 8—17 лет. Методы исследования: теоретический анализ и обобщение данных научно-методической литературы, стабилография, психомоторное тестирование, методы математической статистики.
Результаты исследования и их обсуждение. В данной статье представлен один из этапов многолетнего исследования, в ходе которого мы пытаемся найти ответы на ряд вопросов, в частности, о значимости точности и ее вкладе в достижение спортивного результата, о структуре и психомоторных компонентах точности, о динамике показателей точности в ходе многолетнего процесса спортивной подготовки, о степени «тренируемости» отдельных компонентов точности и, в свою очередь, степени их генетической обусловленности, о влиянии существующей методики спортивной подготовки в российском футболе на динамику показателей точности, о взаимосвязи общих способностей к точности (генетических задатков) и специфических ее проявлениях в спорте и др.
На более ранних этапах нашего исследования отдельные общие и специфические компоненты точности оценки, отмеривания, воспроизведения, дифференцирования силовых, пространственных, временных параметров движения у футболистов были изучены нами на представителях начального этапа подготовки и на футболистах, имеющих 1-й взрослый разряд [7 — 9]. Были выявлены значимые взаимосвязи параметров технической подготовленности футболистов и отдельных показателей точности (преимущественно показателей точности дифференцирования силовых и пространственных параметров движения). Разработаны критерии оценки отдельных параметров точности для футболистов начального этапа подготовки и перворазрядников. В процессе анализа собственных исследований было выявлено, что разные виды психомоторных способностей, значимых для проявления точности, слабо коррелируют между собой, имеют разные механизмы формирования и проявления в двигательной деятельности, из чего следует, что высокий уровень какой-либо одной способности не означает обязательного высокого уровня развития другого психомоторного параметра. Однако вопрос об эффективности существующей методики тренировки в отношении развития и совершенствования точности выполнения технических приемов и действий остался открытым, в связи с чем мы продолжили свои исследования.
Для изучения динамики различных параметров точности в процессе многолетней спортивной подготовки футболистов нами была разработана программа тестирования, направленная на полную оценку показателей, в той или иной степени значимых для проявления точности в футболе. В эту программу
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (126) 2014 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (126) 2014
вошли психомоторные и стабилографические тесты для оценки общих параметров, а также тесты для оценки специфических показателей точности футболиста. Сложность разработки данной программы заключается в том, что целью данного этапа исследования являлась оценка и сравнение психомоторных параметров футболистов разного возраста и уровня квалификации (возрастной разброс 8—17 лет). То есть предлагаемые задания должны были быть доступными для всех испытуемых, не оказавшись при этом излишне легкими для части спортсменов. В данной статье акцентированное внимание уделено анализу общих показателей точности, для оценки которых в программе тестирования применено психомоторное компьютерное тестирование и стабилография.
Стабилографическое исследование включало четыре теста, которые были отобраны нами, как значимые для исследования отдельных психомоторных параметров, отражающих компоненты точности: тест «Мишень» (в котором оценивалось 3 показателя), тест «С эвольвентой» (оценивалось 2 показателя), тест «Со ступенчатым воздействием» (использовалось 6 показателей), тест «Поза Ромберга» (учитывалось 4 показателя). Психомоторное тестирование осуществлялось с использованием компьютерной программы и охватывало в общей сложности 7 показателей. Таким образом, данный раздел программы тестирования состоял из оценки и анализа 22 показателей, в разной степени значимых для проявления точности. Результаты тестирования специфических параметров точности не вошли в материалы данной статьи. Всего нами было сделано 8 срезовых исследований по 22 показателям. Количество испытуемых в группах начальной подготовки (НП-2 и НП-3), учебно-тренировочных группах (УТ-1, УТ-2, УТ-3, УТ-4, УТ-5) и в группе спортивного совершенствования (СС-2) варьировало от 17 до 25 человек. В ходе исследования изучались среднегрупповые данные и проводился сравнительный анализ динамики изучаемых показателей на разных этапах многолетней спортивной подготовки футболистов.
Подробный анализ полученных результатов позволил выявить некоторые закономерности и особенности многолетней динамики изучаемых параметров, интерпретировать полученные сведения, что позволило нам обозначить дальнейший ход нашего исследования. Результаты анализа полученных данных, безусловно, отличались от ожидаемого нами перед началом исследований результата. В частности, мы предполагали, что по большинству изучаемых показателей футболисты должны продемонстрировать высокие значения в сравнении со средневозрастными нормативами. В целом же анализ абсолютных среднегрупповых значений изучаемых параметров свидетельствует, что можно выделить лишь небольшую группу показателей, значения которых соответствуют высокому уровню развития в сравнении со средневозрастными нормами на всех этапах многолетней подготовки. К таким параметрам, например, можно отнести точность реакции выбора, точность реакции на движущийся объект, точность узнавания предъявляемых углов, общее количество очков в стабилогра-фическом тесте «Мишень», коэффициент резкого изменения направления движения в стабилографи-ческом тесте «Мишень», показатель точного удержания заданной позы при закрытых глазах (качество функции равновесия в стабилографическом тесте «Поза Ромберга»). Следует отметить, также, что анализ многолетней динамики перечисленных показателей свидетельствует о постепенно возрастающем ее
характере, то есть резко выраженных скачков или спадов уровня абсолютных показателей не происходит у футболистов в период с 8 до 17 лет (за исключением волнообразного характера динамики показателя общего количества очков в стабилографическом тесте «Мишень»). Достаточно высокие абсолютные значения перечисленных показателей уже на начальном этапе подготовки (в группах НП-2 и НП-3), по всей видимости, свидетельствуют о достаточно успешно произведенном отборе по этим показателям. Постоянный их рост в ходе этапов многолетней спортивной подготовки может свидетельствовать об адекватности и достаточности тренировочного воздействия для развития и совершенствования этих параметров, значимых для проявления точности футболиста. В целом, за период с 7 до 17 лет величины прироста этих показателей составляют 20 — 40 %.
Однако, кроме достаточно «успешно» развивающихся в ходе тренировочного процесса показателей, анализ полученной информации позволяет говорить о наличии группы параметров, многолетняя динамика которых выглядит иначе и свидетельствует о необходимости коррекции тренировочного процесса в этом направлении. В частности, анализ многолетней динамики показателя точности отмеривания заданной величины отрезков свидетельствует о скачкообразном изменении показателя у футболистов в интервале с 8 до 17 лет (рис. 1). Абсолютные значения показателя на всех изучаемых этапах спортивной подготовки невысоки (находятся в диапазоне средневозрастных норм). В группах УТ-3, УТ-4 и УТ-5 наблюдается незначительный рост параметра (от 26 % величины ошибки до 18 %), однако затем в группе СС-2 происходит ухудшение данного показателя, то есть величина ошибки при проведении тестирования практически возвращается к исходным значениям (рис. 1). Подобный характер динамики, а также абсолютные значения данного показателя, вероятнее всего, свидетельствуют о неэффективном или недостаточном тренировочном воздействии на этот параметр точности.
Анализ еще одного параметра психомоторного тестирования, характеризующего пространственные параметры точности, показателя точности оценивания величины предъявляемых отрезков, свидетельствует об отсутствии выраженного улучшения показателя в период с 8 до 17 лет у футболистов (рис. 2). Величина ошибки колеблется в диапазоне от 14 до 21 %, что соответствует средневозрастным нормам. Следует отметить, что после 11 — 12 лет (группа УТ-2) улучшения данного показателя уже не происходит, наблюдается даже некоторое ухудшение результатов тестирования до 17 лет (рис. 2). Результаты тестирования точности оценивания величины предъявляемых отрезков в группе футболистов СС-2 (16 — 17 лет) не отличаются от результатов в группе НП-2 (8 — 9 лет), что соответствует 19% величине ошибки (рис. 2).
Стабилографическое тестирование также свидетельствует о том, что по отдельным показателям, особенно это относится к более сложным тестам, футболисты 8—17 лет демонстрируют недостаточно успешную динамику показателей точности. Например, показатель точности анализа сигнала при выполнении стабилографической пробы Ромберга с открытыми глазами снижается в период с 10 до 14 лет, что может свидетельствовать о неэффективном тренировочном воздействии на данный параметр точности в группах УТ-1, УТ-2, УТ-3 (рис. 3). В группах УТ-5 и СС-2 показатель несколько улучшается, однако значения его хуже, чем в группе НП-3 (рис. 3).
Рис. 1. Динамика показателя точности отмеривания заданной величины отрезков (ошибка, %) у футболистов на разных этапах многолетней спортивной подготовки
Рис. 2. Динамика показателя точности оценки величины предъявляемых отрезков (ошибка, %) у футболистов на разных этапах многолетней спортивной подготовки
Рис. 3. Динамика показателя стабилографического теста «Проба Ромберга с открытыми глазами» (точность анализа сигнала, ошибка, у.е.) у футболистов на разных этапах многолетней спортивной подготовки
Рис. 4. Динамика показателя стабилографического теста «со ступенчатым воздействием» (коэффициент резкого изменения направления движения, %) у футболистов на разных этапах многолетней спортивной подготовки
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (126) 2014 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (126) 2014
Приведем пример еще одного показателя стабило-графического тестирования, многолетняя динамика которого у футболистов свидетельствует о недостаточной эффективности тренировочного процесса, коэффициент резкого изменения направления движения при выполнении теста «со ступенчатым воздействием» (рис. 4). В период с 8 до 5 лет достоверно значимые приросты результатов в этом тесте у футболистов отсутствуют, показатель улучшается лишь в группах УТ-4 и СС-2 (рис. 4).
Следует отметить, что выявлен ряд показателей, многолетняя динамика которых выглядит растущей, однако, абсолютные значения данных параметров находятся на низком уровне на всех анализируемых этапах спортивной подготовки футболистов. Среди таких показателей можно назвать показатель качества функции равновесия при выполнении стабило-графического теста «С эвольвентой» (значения 19 — 30 % при нормативных величинах 85 %), показатель коэффициента резкого изменения направления движения в тесте «С эвольвентой» (результаты футболистов 8—15 лет находятся ниже нормативных значений). Эти психомоторные параметры хотя и не характеризуют показатели точности, однако косвенно влияют на возможности ее проявления, так как точность выполнения любого движения снижается в положении потери равновесия.
Выводы. Таким образом, в рамках данного исследования получены сведения о том, что различные психомоторные параметры, значимые для проявления точности футболистов, имеют неодинаковый характер динамики на этапах многолетней подготовки, неодинаково тренируемы (причиной чего является неодинаковая степень генетической обусловленности этих параметров и разная степень эффективности тренировочного процесса по отношению к изучаемым показателям). Кроме того, выявлен уровень развития психомоторных параметров, значимых для проявления точности футболистов, на разных этапах многолетней спортивной подготовки, проведен сравнительный анализ этих показателей на разных этапах, а также в сопоставлении со средневозрастными нормативами. Выявлена группа показателей, динамика которых на разных этапах многолетнего процесса подготовки свидетельствует о низкой эффективности тренировочного процесса в отношении этих параметров, значимых для проявления точности футболистов. Значимость параметров точности в иерархии координационных способностей футболистов, безусловно, высока. При этом имеют значение различные аспекты проявления точности (пространственные, силовые, временные), то есть реагирование на разнообразные внешние раздражители должно быть не только адекватным и точным, но и своевременным, что является значимым в различных иг-
ровых ситуациях (особенно экстремальных), при выполнении практически всех технических действий и их сочетаний.
Библиографический список
1. Мутко, В. Л. Стратегия развития футбола в России»: основные положения / В. Л. Мутко // Теория и методика футбола: Издание Российского футбольного союза. — 2007. — Октябрь. — С. 1 — 3.
2. Бен Саид Нуреддин. Изучение взаимосвязи между скоростью и точностью двигательных действий у юных футболистов / Саид Нуреддин Бен // Современный олимпийский спорт и спорт для всех : материалы XIII Междунар. науч. конгр. — Алматы : КазАСТ, 2009. — С. 384 — 387.
3. Чатинян, А. А. Особенности возрастной динамики показателей точности движений у школьников и студентов / А. А. Чатинян // Современный олимпийский спорт и спорт для всех : материалы XIII Междунар. науч. конгр. — Алматы : КазАСТ, 2009. — С. 626-629.
4. Немцев, О. Б. Место точности в структуре физических качеств / О. Б. Немцев // Теория и практика физической культуры. — 2003. — № 8. — С. 22-25.
5. Голомазов, С. В. Теоретические основы и методика совершенствования целевой точности двигательных действий: дис. ... д-ра пед. наук / С. В. Голомазов. — М., 1997. — 324 с.
6. Голомазов, В. С. Вероятность гола в зависимости от дистанции удара / В. С. Голомазов, А. Б. Чирва // Теория и практика футбола : науч.-метод. журнал. — 2000. — № 1 (5). — С. 15-17.
7. Горская, И. Ю. Оценка координационной подготовленности в спорте / И. Ю. Горская // Теория и практика физической культуры : науч.-теоретич. журнал. — 2010. — № 7. — С. 34-38.
8. Горская, И. Ю. Медицинский прогноз спортивной карьеры футболиста / И. Ю. Горская, И. В. Аверьянов // Теория и практика футбола. — 2005. — № 4 (11). — С. 80-81.
9. Аверьянов, И. В. Оценка и совершенствование кинестетических координационных способностей футболистов на разных этапах спортивной подготовки : монография / И. В. Аверьянов, И. Ю. Горская. — Омск : Изд-во СибГУФК, 2008. — 132 с.
ГОРСКАЯ Инесса Юрьевна, доктор педагогических наук, профессор (Россия), профессор кафедры медико-биологических основ физической культуры и спорта.
АВЕРЬЯНОВ Игорь Валерьевич, кандидат педагогических наук, доцент (Россия), заведующий отделом аспирантуры и докторантуры.
Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 04.02.2014 г.
© И. Ю. Горская, И. В. Аверьянов
Книжная полка
Яковлев, Б. П. Мотивация и эмоции в спортивной деятельности : учеб. пособие / Б. П. Яковлев. -М. : Советский спорт, 2014. - 312 с.
В учебном пособии представлены, теории, взгляды, сущность мотивации и эмоций в зарубежной и отечественной психологии. Раскрыты вопросы, касающиеся методологических подходов к исследованию эмоций и мотивации, их влияния на результативность соревновательной деятельности. Даны практические рекомендации для повышения мотивации у спортсменов, а также методы саморегуляции мотивации и эмоций.