Научная статья на тему 'Исследование процессов формирования, функционирования и взаимодействия локальных рынков'

Исследование процессов формирования, функционирования и взаимодействия локальных рынков Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
434
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ЛОКАЛЬНЫЙ РЫНОК / УСТОЙЧИВОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Новоселов Сергей Николаевич

В статье рассмотрены основные проблемы развития локальных (региональных) рынков. Рассматривается роль, факторы, принципы и составные элементы структуры локального (регионального) рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INVESTIGATION THE PROCESSES OF FORMATION, FUNCTIONING AND INTERACTION OF LOCAL MARKETS

In the article the basic problems of development of local (regional) markets. Examines the role of factors, principles and components of the structure of the local (regional) market.

Текст научной работы на тему «Исследование процессов формирования, функционирования и взаимодействия локальных рынков»

9.6. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ ФОРМИРОВАНИЯ, ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЛОКАЛЬНЫХ РЫНКОВ

Новоселов Сергей Николаевич, заведующий кафедрой «Организация и планирование бизнес-процессов», доктор сельскохозяйственных наук, кандидат экономических наук

Место работы: ФГБОУ ВПО «Московский

государственный университет пищевых

производств», г. Москва

[email protected]

Аннотация: В статье рассмотрены основные проблемы развития локальных (региональных) рынков. Рассматривается роль, факторы, принципы и составные элементы структуры локального (регионального) рынка.

Ключевые слова: регион, региональное развитие, локальный рынок, устойчивость

INVESTIGATION THE PROCESSES OF FORMATION, FUNCTIONING AND INTERACTION OF LOCAL MARKETS

Novoselov Sergey Nikolaevich, head of the chair «Organization and planning of business-processes» Dr.-Behruz., econ.s.

Place of employment: Moscow state University of food production, str. Moscow

[email protected]

Annotation: In the article the basic problems of development of local (regional) markets. Examines the role of factors, principles and components of the structure of the local (regional) market.

Keywords: region, regional development, local market stability

В современной социально-экономической системе регион следует рассматривать как территориальную субстанцию, в своем развитии в той или иной мере фокусирующей проблемные поля, а также вновь складывающиеся и традиционные тренды, отражающие процесс развития как разрешение конфликтов интересов различных порядков, в числе которых, в рамках избранной тематики, следует упомянуть элементы классической триады «человек-общество-природа», локализованных на данной территории и федеральных субъектов, и институтов, и некоторые другие.

Исторически складывающаяся асимметрия развития субъектов Российской Федерации усиливается либо, напротив, нивелируется под влиянием целого спектра взаимосвязанных факторов, к числу которых следует отнести природно-ресурсный потенциал региона, уровень администрирования регионального менеджмента, состояние экологического сознания общества и др. Специфика отечественных регионов определяет выработку и следование в каждом случае уникальной парадигме регионального развития.

Особенную эпистемологическую ценность вышеупомянутые аспекты приобретают в условиях регионов Юга России (рассматриваемого нами как совокупность субъектов Северо-Кавказского и Южного

федеральных округов), уникальных как по своей природно-ресурсной, так и социальной компонентам.

Своеобразный конгломерат подобных субпарадигм, находящихся в перманентной динамике, складывается в единую федеральную концепцию социальноэкономического развития Российской Федерации. Впрочем, верно утверждение, что и обратный процесс также является не менее важным. Совокупность тесно взаимосвязанных, но сохраняющих свою специфичность, региональных парадигм и задает вектор следования сообразно концепции устойчивого развития, на протяжении последних нескольких десятилетий избранной большинством ведущих государств мира в качестве магистрального пути развития национальных экономик.

Концепция устойчивого развития территорий предопределяет коренное изменение системы социо-эколого-экономических взаимоотношений, а ее реализация должна базироваться на модернизированном фундаменте теоретических представлений о причинах возникновения и механизмах решения имеющихся и прогнозируемо возникающих в будущем вкупе социальных, экономических и экологических проблем1.

В свою очередь, региональная социальноэкономическая система с точки зрения территориальной локализации является продуктом синергетично взаимодействующих локальных рынков2. Это один из важнейших, но далеко не единственный критерий выявления экономической сущности, границ и тенденций развития локальных рынков, научная база функционирования которых все еще является крайне ограниченной. Между тем именно в пределах данной локализации протекают все первичные процессы, зарождаются и совершенствуются механизмы функционирования и взаимодействия ее участников. Именно для локальных (с точки зрения территориальной и товарной (услуговой) принадлежности) рынков, в первую очередь, действуют законы спроса и предложения, процессы воспроизводства, ценообразования, формируются и в конечном итоге реализуются инвестиционная, финансовая, промышленная, ресурсная,

ассортиментная, экологическая и другие политики.

Исходя из всей совокупности вышеизложенного, изучение направлений обеспечения устойчивого развития и повышения эффективности управления региональной экономикой на основе функционирования локальных рынков, на примере одного из его сегментов - рынка экологических товаров и услуг, как конгломерата следующих артефактов: пример относительного нового для

научного изучения локального рынка, важности функционирования данного локального рынка для достижения устойчивого развития экономики территории регионального, национального и глобального уровней, является, на наш взгляд,

1Новоселова Н.Н. Направления эффективного использования образовательного, научно-технического и инновационного потенциалов для решения социально-экономических задач в регионе// Инженерный вестник Дона: электронный научноинновационный журнал.-2011, №1// http://www.ivdon.ru

2 Новоселов С.Н. Формирование институционального механизма устойчивого развития предприятий сферы услуг в экологоориентированной экономике// Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. 2012. №3(2).С.238-242.

Новоселов С. Н.

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ ФОРМИРОВАНИЯ, ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЛОКАЛЬНЫХ РЫНКОВ

чрезвычайно важным в научно-теоретическом, гносеолого-методологическом и прикладном аспектах.

Для современной России характерны региональные диспропорции в социально-экономическом развитии, обусловленные значительными размерами территории страны, неразвитостью внутреннего рынка, различиями в обеспеченности природными ресурсами и т.д. Решение проблемы устойчивого развития страны в целом невозможно без продуманной региональной политики. На наш взгляд, основой обеспечения устойчивого развития территории является достижение устойчивости функционирования региональных рынков, выполняющих важные функции в процессе воспроизводства региона; в свою очередь, развитие локальных (региональных) рынков находится под влиянием развития региона в целом.

Рынок экологических товаров и услуг (РЭТУ) является составной частью «большого рынка», который, в свою очередь, представлен рынками труда, капитала, средств производства и т. д. При этом экологический рынок тем или иным образом представлен в каждом из них. Так, например, рынок средств производства, сертифицированных в соответствии с экологическими нормами, будет являться сегментом рынка экологических товаров и услуг и одновременно рынка факторов производства. Нами сформулирована субъектная структура рынка экологических товаров и услуг, которые можно выделить в следующие блоки:

1. Производственный блок представлен следующими элементами:

- предприятия и организации, реализующие только экологические товары и оказывающие экологические услуги на коммерческой основе;

- предприятия и организации, реализующие экологические товары и оказывающие как экологические услуги, так и обычные ( традиционные), на коммерческой основе;

- предприятия и организации, предоставляющие экологические товары и оказывающие экологические услуги на безвозмездной основе.

При этом каждый из этих элементов может быть представлен в разрезе групп объектов рынка, которыми являются экологические товары и услуги (сельскохозяйственная продукция, рекреационные, санаторно-оздоровительные, медицинские и другие виды услуг).

2. Потребительский блок:

- предприятия и организации региона;

- население;

- домашние хозяйства.

3. Блок государственного управления:

- федеральные и региональные органы законодательной власти;

- контролирующие органы;

- лицензирующие органы;

- сертифицирующие органы и т.д.

4. Социально-общественный блок:

- общественные и некоммерческие объединения по защите прав потребителей и охране окружающей среды;

- международные фонды по защите прав потребителей и охране окружающей среды;

- некоммерческие объединения производителей, придерживающихся принципов социальной

ответственности бизнеса и экологической безопасности;

- средства масс медиа.

Для наиболее полного отражения специфики исследуемого рынка нами разработана система принципов его развития:

1. Принцип обеспечения устойчивости

(сбалансированности), означающий достижение оптимального сочетания интересов государства,

общества и бизнеса в достижении и обеспечении устойчивого развития страны, региона;

2. Принцип инновационности заключается в приоритетности инновационных технологий, способов организации производства, обеспечивающих эффективное взаимодействие между экономическим и устойчивым развитием среды и региона на различных уровнях управления.

3. Принцип научности, предполагающий

осуществление процесса обеспечения устойчивости экономики на основе экологизации с учетом научных исследований, рекомендаций и обоснований в тесной взаимосвязи с научно-исследовательскими

учреждениями, занимающихся данной проблематикой.

4. Принцип социальной ответственности,

предусматривающий использование механизмов компенсации ущерба окружающей среде.

5. Принцип транспарентности, обеспечивающий

формирование доступного прозрачного

информационного поля относительно деятельности субъектов рынка;

6. Принцип обратной связи, заключающийся в

обеспечении условий для эффективного обмена информационными потоками между участниками рынка;

7. Принцип целостности, рассматривающий

эффективность деятельности субъектов рынка как интегрированный результат социальной,

экологической и экономической составляющей;

8. Принцип превентивности, нацеленный на

упреждение негативных последствий путем стратегической и экологической оценки планируемой деятельности;

9. Принцип адаптивности, означающий построение гибкой модели управления различными видами рисков, позволяющей своевременно и адекватно реагировать на изменения внутренней и внешней окружающей среды.

10. Принцип приоритетности, означающий внедрение экологической компоненты как императива деятельности субъектов рынка экологических товаров и услуг.

11. Принцип перманентности заключается в осуществлении деятельности, направленной на обеспечение устойчивого развития всеми субъектами рынка.

Логика соблюдения приведенных принципов позволила выделить функции локального рынка экологических товаров и услуг, сформулированные на основе классических функций рынка:

1) информационная - обеспечивает все

заинтересованные стороны необходимой

информацией для эффективного функционирования механизма самого рынка;

2) ценообразующая - формирует цены на рынке экологических товаров и услуг;

3) аккумулирующая - реализация основных положений концепции обеспечения устойчивого развития экономики, способствующей сохранению природно-ресурсного потенциала территории;

4) социальная - соблюдение принципов экологического равновесия, благотворно влияющего на качество жизни населения;

5) стимулирующая - растущий спрос на экологически чистую продукцию приводит к росту конкуренции между производителями товаров; энерго- и ресурсосберегающие технологии позволяют снижать себестоимость продукции и услуг и т.д.

6) посредническая - заключается в налаживании связей между заинтересованными сторонами рынка экологических товаров и услуг.

Методологическая основа обеспечения

функционирования и развития локальных рынков была бы неполной без выделения специфических особенностей, затрудняющих использование чисто рыночного подхода к регулированию:

- экстерналии (внешние эффекты);

- отсутствие/искусственное снижение цен на природные блага и отсутствие их рынков;

- общественные блага;

- трансакционные издержки;

- права собственности;

- неопределенность (асимметричность информации) и отсутствие стратегического подхода.

Функционирование и развитие локального (регионального) рынка происходит под влиянием внутренних и внешних факторов, оказывающих прямое или косвенное влияние на происходящие в нем процессы, которые можно разделить на следующие группы:

1. Социально-экономические - характеризующие экономическое, демографическое, инновационное и др. развитие региона;

2. Социокультурные - представляющие культурноисторические особенности региона, формирующие экономическое и экологическое поведение граждан;

3. Информационные - отражающие степень информатизации экономического пространства региона;

4. Политические - включающие поддержку

властными структурами экологического

предпринимательства; адаптации в условиях ВТО и т.д.;

5. Административные - определяющие уровень развития системы регулирования рынка в регионе;

6. Нормативно-правовые - характеризующие степень разработанности законодательной базы по защите природной среды, наличие стандартов в области производства и потребления экологической продукции и услуг и т.д.

7. Природно-климатические и географические -отражающие разнообразие и особенности природного ландшафта и климата региона;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Экологические - воспроизводящие качественное состояние природно-ресурсного капитала региона;

9. Институциональные - оценивают уровень

развития инфраструктуры (финансово-кредитная система, научно-образовательная среда,

эффективность и прозрачность работы органов власти т.д.).

Таким образом, локальный рынок определен нами как открытая, сложноорганизованная подсистема товарных рынков, функционирующих в едином

предпринимательском пространстве, формируемом совокупностью природно-климатических, социальноэкономических, политических и ментальнопсихологических факторов, присущих конкретной территориальной и товарной (групп товаров) локализации.

Список литературы:

1. Новоселова Н.Н. Направления эффективного использования образовательного, научно-технического и инновационного потенциалов для решения социальноэкономических задач в регионе// Инженерный вестник Дона: электронный научно-инновационный журнал.-2011, №1// http://www.ivdon.ru

2. Новоселов С.Н. Формирование институционального механизма устойчивого развития предприятий сферы услуг в эколого-ориентированной экономике// Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. 2012. №3(2).С.238-242.

Reference list:

1. Novosyolova N.N. The direction of the effective use of educational, scientific-technical and innovative potential for the solution of socio-economic problems in the region// journal of Engineering: don electronic scientific-innovative magazine . 2011, №1// http://www.ivdon.ru

2. Novoselov S.N. The formation of institutional mechanism of sustainable development of the enterprises of sphere of services in the environmental-oriented economy// Economy, statistics and Informatics. Bulletin of the EMA. 2012. №3(2).P.238-242.

ОТЗЫВ

на статью Новоселова С. Н. «Исследование процессов формирования, функционирования и взаимодействия локальных рынков»

В статье рассмотрены основные проблемы развития локальных (региональных) рынков. В ней рассматривается роль, факторы, принципы и составные элементы структуры локального (регионального) рынка.

Для регионального развития современной России характерны диспропорции социально-экономического развития, ставшие следствием как значительного размера территории страны, неразвитости внутреннего рынка, различий в обеспеченности природными ресурсами и т.д.

Устойчивое развитие страны в целом невозможно без продуманной региональной политики. Вместе с тем, по мнению автора, основой обеспечения устойчивого развития территории является достижение устойчивости функционирования региональных рынков, выполняющих важные функции в процессе воспроизводства региона; в свою очередь, развитие локальных (региональных) рынков находится под влиянием развития региона в целом.

В своем исследовании автор делает упор на рынке экологических товаров и услуг, который является неотъемлемой частью рынка вообще.

Следует согласиться с автором, что изучение направлений обеспечения устойчивого развития и повышения эффективности управления региональной экономикой на основе функционирования локальных рынков является чрезвычайно важным в научном и практическом аспектах.

В этой связи, статья может быть рекомендована для опубликования в журнале «Бизнес в законе».

Зав.кафедрой

«Экономика и управление

социально-экономическими

системами» ФГБОУ

ВПО «Московский государственный

университет пищевых производств»,

доктор экономических наук Е.В.Савватеев

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.