ВЕСТНИК ЮГОРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
2015 г. Выпуск 1 (36). С. 79-82
УДК 796.323; 796.071
ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФИЛЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ АСИММЕТРИИ ЮНЫХ
БАСКЕТБОЛИСТОВ 10-12 ЛЕТ
Р. В. Кучин, И. В. Аксарин
Баскетбол в XXI веке характеризуется интенсивной соревновательной деятельностью, что проявляется в увеличении плотности игровых действий, уменьшении времени выполнения технических приемов, в быстроте и стремительности тактических взаимодействий, возрастает число индивидуальных игровых действий.
В любой спортивной игре достижение максимально высоких спортивных результатов зависит от уровня технической, физической и тактической подготовленности спортсменов. Широкое распространение баскетбола в наше время ставит много вопросов по содержанию методик как физической, так и технико-тактической подготовки юных спортсменов.
Так, например, в возрасте 15-16 лет у баскетболистов должна быть сформирована основная техническая и физическая база, необходимая для игровой деятельности. Выбор специализации игрока у баскетболистов происходит именно в этом возрасте и связан он со многими специфическими и индивидуальными особенностями спортсмена. Поэтому для нас особо важна техническая составляющая в современном баскетболе. Для будущей эффективной подготовки, учитывая современный ритм баскетбола, необходимо уже в раннем возрасте выявлять и совершенствовать различные индивидуальные особенности спортсменов. Поэтому большое внимание приобретает процесс подготовки юных баскетболистов 10-12 лет с учетом различных профилей межполушарной асимметрии головного мозга.
В научных кругах теоретиков физического воспитания известно множество исследований моторных асимметрий, которые рассматриваются как один из спортивных феноменов.
Многие ученые из различных областей знаний интересуются проблемой асимметрии -симметрии человека. Исключением не является и научные исследования в спорте. В наше время активно ведутся исследования путей повышения эффективности подготовки спортсменов для достижения высоких спортивных результатов. И одно из неиспользованных направлений - исследование индивидуальных особенностей проявления функциональной асимметрии в спортивной подготовке.
В своих работах, Сологуб Е.Б. отмечает, что предпочтение при выполнении различных упражнений с предметом или без, определяется врожденной морфофункциональной асимметрией. Например выбор правостороннего или левостороннего хвата клюшки у хоккеиста, вооруженная рука у фехтовальщика, стороны вдоха при плавании кролем, левосторонней или правосторонней стойки у боксера и т. д. [4].
При отборе и подготовки спортсмена, H. H. Брагина и Т. А. Доброхотова выделяют значимость учета профиля асимметрии. Выбор ведущей руки в фехтовании, стойка в боксе, ведущего глаза в стрельбе, выбор направления вращения при выполнении разнообразных элементов у акробатов, гимнастов и фигуристов, которое зачастую определяется интуитивно тренером и самим спортсменом. Выбор ведущей руки может произойти из-за сложившихся традиций в определенном виде спорта, там, где это связано со сложно координированными двигательными актами, имеет смысл предварительно определять степень зрительно-моторного доминирования [1].
В асимметричных ациклических упражнениях технические приемы выполняются в основном ведущей конечностью, а не ведущая выполняет вспомогательную функцию, роль опоры. При прыжке ведущая нога является маховой (у большинства - правая), а неведущая -толчковой (чаще всего это левая нога). Около 90 % прыгунов в высоту, около 60 % прыгунов в длину используют в качестве толчковой - левую ногу. Замечено, что у 86 % бегунов на короткие дистанции большие усилия падают как раз на левую ногу [5].
A. A. Саидов предполагает, что в спортивных играх, таких как волейболе и гандболе, способность провести то или иное действие в обе стороны, позволяет эффективней действо-
79
Теория и методика физической культуры и спорта
вать в не простых игровых ситуациях, добиваясь высоких результатов в игре. Для того чтобы равномерно пользоваться правой и левой рукой, быть разносторонним спортсменом, необходима регулярная работа [3].
При выполнении двигательных действий, индивидуальный профиль функциональной асимметрии определяет наиболее удобную сторон. Спортсмены, к примеру, боксеры, борцы, теннисисты и фехтовальщики с левым профилем асимметрии будут неудобными противниками для спортсменов с правым профилем асимметрии. Неравномерное морфологическое развитие, асимметрия и одностороннее преобладание физических качеств при выполнении двигательных действий, особенно выражается в асимметричных упражнениях при большем спортивном стаже и более ранней специализации [5].
К. Д. Чермит систематизировал виды спорта по принципу влияния упражнений на организм спортсмена. Необходимость и объективность классификаций видов спорта, подтверждается исследованиями по определению психомоторных особенностей спортсменов. К. Д. Чермит выявлял различия показателей левой и правой руки в динамометрии, теппинг-тесте, координированности и точности движений рук. И по полученным результатам его собственных исследований, он ставит баскетбол к категории видов спорта, увеличивающих асимметрию верхних конечностей, а по воздействию на ноги баскетбол относит в категорию видов спорта, образовывающий оптимальный уровень асимметрии [6].
В научной литературе мы наблюдаем констатацию фактов влияния асимметрии на различные аспекты подготовки спортсменов (техническую, тактическую подготовленность, спортивный результат и т. д.). Но исследования, по изменению показателей моторной асимметрии и влиянию их на эффективность учебно-тренировочного процесса юных баскетболистов не проводились.
Теория и практика баскетбола в малой степени рассматривает вопросы, связанные с подготовкой юных баскетболистов, с учетом профилей межполушарной асимметрии головного мозга. Одним из важных условий роста спортивных результатов в соревновательной деятельности является учет индивидуальных особенностей проявления моторной асимметрии на этапе начальной подготовки спортсменов.
Имеется очень мало данных о соотношении асимметрий-симметрий у юных спортсменов, а также психофизиологических и двигательных особенностях леворуких и амбидекстров. Это позволяет предположить, что проявления различных типов моторных асимметрий зависят от индивидуально-типологических особенностей человека: пола, возраста, спортивной квалификации, занятий определенным видом спорта и спортивного стажа. Во многих видах спорта, важно определить ведущую конечность, так как это может являться одним из основных факторов результативности действий спортсмена.
С учетом всех вышеизложенных аргументов, изучение моторной асимметрии у юных баскетболистов 10-12 лет является актуальным.
Цель нашей работы на данном этапе - анализ проявления функциональной асимметрии у юных баскетболистов 10-12 лет.
Задача исследования - определить профиль функциональной асимметрии юных баскетболистов 10-12 лет.
Для определения профиля функциональной асимметрии использовались следующие тесты:
- переплетение пальцев кисти;
- поза Наполеона;
- тест на аплодирование;
- динамометрия;
- закидывание ноги на ногу;
- определение ведущего глаза;
- раздача карт;
- тиканье часов;
- опросник самооценки (какой рукой человек пишет, держит ложку).
80
Р. В. Кучин, И. В. Аксарин. Исследование профиля функциональной асимметрии юных баскетболистов...
По результатам вышеперечисленных тестов определялся профиль функциональной асимметрии.
В исследовании принимали участие юные баскетболисты 10-12 лет, занимающиеся МАУ ДОД ДПиШ им. Н.К Крупской (табл. 1) и ДЮСШ «Олимп» (табл. 2) города Челябинска. Организация исследования включала изучение профилей функциональной асимметрии юных баскетболистов 10-12 лет.
Методика начисления баллов за контрольные тесты:
- правосторонний, выставляется 1 балл;
- левосторонний, выставляется 0 баллов.
Если сумма баллов по 10 тестам была равна 3,5 и менее, испытуемому приписывается левосторонний профиль функциональной асимметрии, если сумма баллов находится в промежутке от 4 до 6, испытуемому приписывался профиль «амбидекстр», от 6,5 и более - правосторонний профиль.
Таблица 1
Результаты тестирования функциональной асимметрии баскетболистов 10-12 лет (ДПиШ им.Н. К. Крупской)
№ п/п Переплетение пальцев кисти Поза наполеона о К я сЗ И О а К ч о ч я < Динамометрия Закидывание ноги на ногу Ведущий глаз Раздача карт Тиканье часов Письмо Держит ложку Сумма баллов Профиль функциональной асимметрии
1 1 1 1 1 1 0 1 1 1 1 9 правша
2 1 0 0 0 0 5 0 0 0 5 0 0 2 левша
3 1 0 1 1 1 1 1 1 1 1 9 правша
4 0 0 0 0 5 0 0 0 1 0 1 2 5 левша
5 1 1 1 0 5 0 5 0 1 1 1 1 8 правша
6 0 1 0 5 0 0 5 0 0 0 1 0 3 левша
7 0 0 1 0 5 0 1 0 0 1 1 4 5 амбидекстр
8 1 1 1 0 5 1 1 1 0 1 1 8 5 правша
9 0 0 1 0 1 0 0 0 0 0 2 левша
10 1 0 0 5 0 5 0 5 0 0 0 1 1 4 5 амбидекстр
11 0 1 1 1 1 1 1 1 1 1 9 правша
12 1 0 1 0 5 0 5 1 1 0 5 1 1 7 5 правша
81
Теория и методика физической культуры и спорта
Таблица 2.
Результаты тестирования функциональной асимметрии баскетболистов
10-12 лет (ДЮСШ «Олимп»)
№ п/п Переплетение пальцев кисти Поза наполеона СD X 5 03 о 6 4 о ч с < Динамометрия Закидывание ноги на ногу Ведущий глаз Раздача карт Тиканье часов Письмо Держит ложку Сумма баллов Профиль функциональной асимметрии
1 1 1 1 1 1 0 1 1 1 1 9 правша
2 1 0 5 0 5 1 0 5 0 0 0 5 0 5 0 5 5 амбидекстр
3 1 0 1 1 1 1 1 1 1 1 9 правша
4 0 0 0 0 5 0 0 0 1 0 1 2 5 левша
5 1 1 1 0 5 0 5 0 1 1 1 1 8 правша
6 0 1 0 5 0 0 5 0 0 0 1 0 3 левша
7 0 0 1 0 5 0 1 0 0 1 1 4 5 амбидекстр
8 1 1 1 0 5 1 1 1 0 1 1 8 5 правша
9 0 0 1 0 1 0 0 0 0 0 2 левша
10 1 0 0 5 0 5 0 5 0 0 0 1 1 4 5 амбидекстр
11 0 1 1 1 1 1 1 1 1 1 9 правша
12 1 0 1 0 5 0 5 1 1 0 5 1 1 7 5 правша
По результатам тестов были получены следующие показатели. Из 24 юных баскетболистов - 12 (50 %) правша, 7 (29 %) левши и 5 (21 %) амбидекстра.
На начальном этапе эксперимента нами был выявлен индивидуальный профиль асимметрии в группах юных баскетболистов г. Челябинска. Показатели функциональной асимметрии в двух группах однородны. В дальнейших исследованиях эти группы мы определим как контрольную и экспериментальную.
Выводы. В результате обзора литературных источников выявлено наличие проблемы моторной асимметрии в теории и практике спорта. Исследования, учитывавшие особенности проявления моторной асимметрии в подготовке спортсменов, проведены лишь в отдельных видах спорта (особенно плавание, тяжелая и легкая атлетика, бокс, борьба, гимнастика, лыжный спорт, фехтование, гандбол, волейбол, футбол и т. д.). Однако в баскетболе такие исследования не обнаружены. Проблема подготовки юных баскетболистов 10-12 лет, с различным профилем межполушарной асимметрии головного мозга является актуальной. В своих дальнейших исследованиях мы рассмотрим изменения показателей моторной асимметрии юношей 10-12 лет с учетом возраста, специальном переучивании и в результате занятий таким видом спорта как баскетбол.
Литература
1. Брагина, H. H. Функциональные асимметрии человека [Текст] / H. H. Брагина, Т. А. Доброхотова. - М. : Медицина, 1988. - 240 с.
2. Ермаков, П. Н. Психомоторная активность и функциональная асимметрия мозга [Текст] / П. Н. Ермаков. - Ростов н/Д., 1988. - 128 с.
3. Саидов, A. A. Как стать двуруким [Текст] / A. A. Саидов // Спортивные игры. - 1982. -№ 9. - С. 87-92.
4. Сологуб, Е. Б. Спортивная генетика : учеб. пособие [Текст] / Е. Б. Сологуб, В. А. Тай-мазов. - М. : Терра-спорт, 2000. - 127 с.
5. Солодков, А. С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная : учеб. [Текст] /
А. С. Солодков, Е. Б. Сологуб. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Олимпия Пресс, 2005. - 528 с.
6. Чермит, К. Д. Преломление общеприродного принципа «симметрия - асимметрия» в физическом воспитании : автореф. дис... докт. пед. наук [Текст] / К. Д. Чермит. - М., 1993. - 46 с.
7. Чермит, К. Д. Симметрия - асимметрия в спорте [Текст] / К. Д. Чермит. - М. : Физкультура и спорт, 1992. - 256 с.
82