УДК 332.8
ИССЛЕДОВАНИЕ, ПРИМЕНЯЕМОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ РЕШЕНИЯ ЖИЛИЩНЫХ ПРОБЛЕМ Соловьева Екатерина Евгеньевна, студент магистратуры (e-mail: [email protected]) Абакумов Роман Григорьевич, канд. экон. наук, доцент (e-mail:[email protected]) Наумов Андрей Евгеньевич, канд. тех. наук, доцент (e-mail:[email protected]) Белгородский государственный технологический университет
им. В.Г. Шухова
В рамках данной статьи авторами рассматриваются инструменты, применяемые при решении жилищных проблем на федеральном и региональном уровне. Анализируются результативность применения инструментов на примере Белгородской области.
Ключевые слова: управление, исследование, жилищные проблемы, инструменты.
В Российской Федерации жилищная проблема стоит в списке наиболее важных и острых социально-экономических проблем. Надлежащее жилье является составной частью понятия достойного жизненного уровня человека.
Основные мероприятия по управлению воспроизводством жилищного фонда утверждены в составе государственных программ.
В состав жилищной сферы входят управление жилищным фондом, элементами социальной и инженерной инфраструктуры, сооружениями и его воспроизводством (см. рис.). Главным объектом жилищной сферы выступает жилищный фонд - жилье.
Основной особенностью эксплуатации жилищного фонда выступает тот факт, что со временем уровень потребительских свойств и технических характеристик снижается неизбежно. Основными формами воспроизводства жилья являются: новое строительство, реновация, модернизация, реконструкция и ремонт.
Инструментарий, применяемый для улучшения жилищных условий на федеральном уровне многообразен, позволяет охватить различные слои населения. Перечислим основные институциональные инструменты жилищной политики: Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства;; «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию» (АИЖК); Государственный фонд долевого строительства; Жилищные накопительные кооперативы; строительство жилья экономического класса; программа «Жилье для российской семьи»; изъятия земельных участков в целях жилищного строительства; перечень установленных на федеральном уровне административных процедур в сфере строительства; улучшение
жилищных условий семей, имеющих 3 и более детей; обеспечение жилыми помещениями (в том числе служебными) военнослужащих; обеспечение жильем граждан, подвергшихся радиационному воздействию; обеспечение жильем граждан, признанных в установленном порядке вынужденными переселенцами; Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (Фонд ЖКХ); обеспечение жильем граждан выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей; материнский капитал; обеспечение жильем ветеранов Великой Отечественной войны инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов; обеспечение жильем молодых семей; приобретение жилья молодым ученым, налоговые вычеты.
Применение данных инструментов носит целевой характер в рамках реализуемой жилищной политики. Основными направлениями решения жилищных проблем являются: понижение стоимости строительства и цены приобретения жилья; активизация финансирования строительства жилищного фонда эконом-класса; развитие рынка доступного арендного и некоммерческого жилья; привлечение инвестиций в сферу строительства доступного жилья. Данные направления, в свою очередь, реализуются следующими инструментами: развитием аренды жилья; совершенствованием моделей финансирования строительства; стимулированием снижения себестоимости строительства жилья.
Важным фактором социально-экономического развитие субъекта является его жилищная политика. Жилищная политика Белгородской области направлена на создание условий для обеспечения всех категорий населения качественным, доступным и благоустроенным жильем, особое внимание уделяется развитию индивидуального жилищного строительства.
В настоящее время департаментом здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области, реализуется ряд программ по под-
держке семей с детьми по предоставлению им возможности улучшения жилищных условий. Приоритетом пользуются многодетные и молодые семьи.
Важнейшей задачей является дальнейшее развитие жилищных проектов, привлечение к участию в них бизнес-структур и перевод их в статус постоянно действующих. Такой подход к решению жилищного вопроса многих белгородских семей позволил не только укрепить уверенность семьи в завтрашнем дне, повысить уровень доверия к тандему «власть-бизнес-общество», ускорил решение главнейшей задачи - сохранения и преумножения численности жителей Белгородчины, поскольку в семье, где есть собственный дом, быстрее всего будут появляться дети.
Развитию индивидуального жилищного строительства на территории Белгородской области способствует: финансовая поддержка застройщиков через Строительный сберегательный потребительский кооператив граждан «Свой дом; ПАО «Белгородская ипотечная корпорация»; ГУП «Белгородский областной фонд поддержки индивидуального жилищного строительства»; высокая миграционная привлекательность области; реализация областных целевых программ.
Молодым семьям выделяются бюджетные ассигнования на приобретение или строительство индивидуального жилого дома в рамках 2-х целевых программ: «Обеспечение жильем молодых семей Белгородской области на 2011 - 2015 годы» (постановление правительства области от 25 апреля 2011 года № 166-пп) и «Социальное развитие села до 2013 года» (постановление правительства области от 25 апреля 2011 года № 163-пп).
Многодетным семьям в рамках постановления Губернатора области от 30 июня 2011 года № 71 ГУП «Белгородский областной фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» оказывается помощь в виде выделения займов на строительство индивидуального жилого дома в сумме до 1 млн. рублей сроком на 17 лет под 5% годовых либо строительства коробки с кровлей без отделки. Целью данной муниципальной программы является создание условий для обеспечения благоустроенным, доступным и комфортным жильем нуждающегося в нем населения.
В соответствии с ежегодно принимаемыми программами производится обустройство микрорайонов индивидуального жилищного строительства сетями электроснабжения, водоснабжения, газоснабжения, водоотведения с опережающими темпами, совершенствования и развития дорожной сети.
В связи с этим 23 декабря 2014 года вышло Постановление администрации Белгородского района и Белгородской области № 174 об утверждении муниципальной программы: «Совершенствование и развитие транспортной системы и дорожной сети Белгородского района на 2015 - 2020 годы». Данная муниципальная программа направлена на создание необходимых условий для решения основных проблем дорожной сети и транспортной системы Белгородского района, достижение эффективной и современной работы транспортной инфраструктуры в Белгородском районе.
На 2017 год запланировано отремонтировать 113 км дорог, а в микрорайонах ИЖС построят и отремонтируют 254 км дорог.
Общая программа дорожных работ 2017 года рассчитана более чем на 9 млрд рублей. Деньги выделяют областной и федеральный бюджеты. В помощь Белгородской области 821,5 млн рублей, полученных по линии Минтранса РФ, и 291 млн рублей - от Минстроя РФ.
Таким образом, сначала строятся инженерные сети, потом предоставляются участки под строительство.
Сельская местность на территории России сталкивается с комплексом проблем, не позволяющим развиваться инфраструктуре, повышать уровень жизни населения. Подобные негативные тенденции провоцируют отток граждан в города, что снижает степень экономической активности в селе.
Также влияние оказывает бюджетная политика, оставляющая незначительное количество собранных налогов на уровне муниципалитетов. Поскольку обеспеченность средствами населения, а, следовательно, оборот денежной массы на селе ниже, сборы в пользу местного самоуправления в сельской местности гораздо ниже, чем в городах. Данная структура бюджета не позволяет власти на местах вкладывать деньги в строительство дорог, обновление коммунального хозяйства и учреждений социальной направленности.
Таблица 1 - Лидеры регионов РФ по доле индивидуального жилищного _строительства_
№ Субъект РФ Введено, тыс. кв. м общей площади В том числе инд. застр-ми, тыс. кв. м Доля жилья, введенного инд. застр-ми в общей площади, %
1 Республика Тыва 45,7 45,3 99,12
2 Ненецкий авт. округ 9,3 9,1 97,85
3 Чеченская Республика 892,7 871,7 97,65
4 Белгородская область 905,7 810 89,24
5 Кабардино-Балкарская Республика 260 222,1 85,42
Министерство сельского хозяйства разработало программу, направленную на устойчивое развитие сельских территорий. Действие комплекса мер устанавливается постановлением 598 «О Федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий». Согласно положени-
ям программы, среднесрочный эффект улучшения ситуации в сельских поселениях должен проявиться к 2017 году, а долгосрочный - до 2020 года.
Белгородская область входит в пятерку лидеров рейтинга Российской Федерации по доле жилья, введенного индивидуальными застройщиками и занимает 4 позицию (89,24%) из 85 регионов по данным за 2016 год.
Проекты комплексного освоения и развития территории под индивидуальное жилищное строительство, реализуемые в Белгородской области представлены в табл. 2.
Таблица 2 - Проекты комплексного освоения и развития территории под индивидуальное жилищное строительство, реализуемые в Белгородской
области
Наименование проекта Тип застройки Планируемое месторасположение реализации проекта Пло-ща-дь осваи-ва-емой территории, га Мощность проекта, тыс. кв.м Объекты социальной инфраструктуры (ДОУ, школы, медицинские учреждения) Сроки освоения
Индивидуальное жилищное строительство (район Опытной станции) ИЖС и соцкульт- быт Северная часть г. Алек-сеевка 97 48 ДОУ на 50 мест, Школа на 140 мест. 20172019гг.
Развитие микрорайонов ИЖС п. Прохоровка ИЖС и соцкульт- быт П. Прохоров-ка 38,1 Начальная школа на 100 мест с детским садом на 80 20172020гг.
Развитие микрорайонов ИЖС г.Новый Ос-кол ИЖС и соцкульт- быт Г. Новый Ос-кол 22,1 Детский сад на 145 мест 20172020гг.
Развитие микрорайонов ИЖС Яковлевско-го района Белгородской области ИЖС и соцкульт- быт Микрорайоны ИЖС "Сретенский", "Крапивенский" Яков-левского района 60,9 Школа на 198 мест, совмещенная с детским садом на 110 мест 20172020гг.
Развитие микрорайонов ИЖС п. Красная Яруга ИЖС и соцкульт- быт П. Красная Яруга 20,7 Детский сад на 154 места 20172020гг.
Положительное влияние на развитие жилищного строительства на территории Белгородской области оказали организационные и законодательные меры по снижению административных барьеров и развитию конкуренции.
Приоритетными направлениями на региональном уровне являются: поддержка отдельных категорий граждан, которые определены законодательством; улучшение жилищных условий за счет выделенных из бюджета средств; комплексной застройки городских и сельских поселений Белгородской области; развития сферы жилищно-коммунальных услуг, увеличений объема вводимого жилья и т.д.
Подводя итог, проведенного анализа по государственному участию в развитии индивидуального жилищного строительства можно отметить положительную динамику развития данного сегмента рынка.
Одной из основных государственных задач при реализации жилищной политики является стимулирование спроса на рынке жилья.
Основной целью государственного участия и разработки программ является комплексное решение проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, обеспечивающее доступность жилья для граждан, безопасные и комфортные условия проживания в нем. Помимо улучшения социального благополучия граждан, реализация государственных программ даст значительный положительный эффект на общее экономическое развитие и рост налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.
Список литературы
1. Авилова И.П., Щенятская М.А. Управление эффективностью инвестиционно-строительных проектов через качественное состояние недвижимости// Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2015. № 4. С. 141-145.
Soloveva Ekaterina Evgenievna, student
(e-mail: [email protected])
Abakumov Roman Grigorievich, Cand. Econ. Sciences, associate Professor (e-mail:[email protected])
Naumov Andrey Evgenievich PhD. technical Sciences, associate Professor (e-mail:[email protected])
Belgorod Shukhov State Technological Universite, Belgorod,Russia STUDY APPLICABLE TOOLS FOR HOUSING SOLUTIONS
Within the framework of this article, the authors consider the tools used to solve housing problems at the federal and regional levels. The effectiveness of using tools on the example of the Belgorod region is analyzed.
Key words: management, research, housing problems, tools.