ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ, №4 (30), 2018 5 УДК 334
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЕ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА ПРИ ЗАСТРОЙКЕ ЖИЛЬЕМ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ Абакумов Роман Григорьевич, к.э.н., доцент (e-mail:[email protected]) Разумная Елена Алексеевна, студент магистратуры (e-mail: [email protected]) Наумов Андрей Евгеньевич, к.т.н., доцент (e-mail:[email protected]) Белгородский государственный технологический университет
им. В. Г. Шухова
В рамках данной статьи авторами рассматриваются экономические аспекты развития механизма государственно-частного партнерства при застройке жильем сельских территорий Белгородской области.
Ключевые слова: экономика, государственно-частное партнерство, застройка, сельская территория, экономические инструменты.
В состав Белгородской области входит 10 городов, 20 поселков городского типа и 1573 сельских населенных пунктов. Основными проблемами в настоящее время для развития сельских поселений является массовый отток населения, недостаточный уровень социального развития села, низкий показатель рабочих мест для квалифицированных специалистов. Требуется создание оптимальных поселений для привлечения молодых специалистов в сельхозпредприятия Белгородской области, семей для развития малых форм предпринимательства в агропромышленном комплексе, работников социальной сферы.
В Белгородской области индивидуальное жилищное строительство является основным направлением развития на годы вперед. По области зарегистрирован самый высокий показатель ввода жилья в городской агломерации - свыше 1 кв. м на душу населения, а самый низкий в сельской местности - 0,3 кв. м. по состоянию на 2018 год.
Государство предоставляет возможность приобретения или строительства жилья в сельской местности с помощью государственных программ.
Правительство области обращает свое внимание на жилищную политику, направленную на обеспечение качественным и доступным жильем всех категорий граждан. Региональные стратегии развития индивидуального жилищного строительства должны соответствовать целям и задачам приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье -гражданам России». Согласно крупномасштабному федеральному проекту успех будет обеспечен только с помощью совместного участия центра и регионов. Потребуется совокупность действий, учитывающая факторы:
ускоренные темпы развития строительной отрасли; улучшение отечественной промышленности строительных материалов; выход на высшую ступень развития финансово-кредитных институтов; благоприятная бюджетная конъюнктура; успешное завершение начатых структурных реформ.
Для строительства индивидуального жилого дома на территории Белгородской области возможно несколько способов приобретения земельного участка: приобретение у собственника или же через АО «БИК». Стоимость типового участка по области через корпорацию варьируется в пределах от 25 до 50 тыс. рублей за 1500 тыс. кв. м. Среднерыночная стоимость для Белгородской области составит в среднем 77 тыс. рублей за 1000 кв. м. Строительство дома средствами среднестатистической семьи, со средним заработком примерно в 27 тыс. рублей на одного человека, будет длиться около 25 лет.
Муниципальная программа «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами жителей Белгородской области на 2015-2020 годы» осуществляется за счет различных бюджетов, согласно ее паспорту. За 2016 и 2017 годы фактические расходы превысили запланированные, большая доля средств направлена на финансирование подпрограммы «Стимулирование и развитие жилищного строительства». В ходе анализа реализации программы был выявлен прогрессивный характер показателей. На территории области строительство индивидуальных жилых домов превысило намеченные показатели в 2016 году на 105 611 кв. м, а в 2017 году - 62 900 кв. м. Так же созданы проекты, направленные на освоение территорий Белгородской области.
На данный момент для индивидуального жилищного строительства АО «Белгородская ипотечная корпорация» получила 24, 8 тыс. га земельных участков для предоставления индивидуальным застройщикам. Помимо корпорации существует строительный сберегательный потребительский кооператив граждан «Свой дом», который оказал помощь уже 9,6 тыс. застройщикам на сумму 5,1 млрд. рублей.
Существует множество программ, как на федеральном, так и на муниципальном уровне, направленных на улучшение жилищных условий и поддержку индивидуальных застройщиков. Но в большей степени их финансирование направленно на отдельные социальные группы. Для более эффективного развития необходимо внедрение подпрограмм для удовлетворения потребностей в жилье для лиц проживающих в сельской местности.
Правительство создало программу, ориентированную на обеспечение сельских жителей доступным жильем. Постановление Правительства РФ от 15 июля 2013 г. №598 «О федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» определяет порядок получения и категорию граждан, претендующих на государственную помощь в приобретение собственного дома.
На территории Белгородской области действует подпрограмма «Устойчивое развитие сельских территорий Белгородской области», принятая согласно Постановлению Правительства Белгородской обл. от 02.12.2013 № 494-пп (реализация подпрограммы).
На основе данных законопроектов были поставлены условия для распределения субсидий за счет средств федерального и областного бюджета на строительство индивидуального жилого дома. Существующие региональные программы недостаточно эффективны для строительства в сельской местности. Необходимо внедрение усовершенствованной целевой подпрограммы для развития наиболее удаленных от городской среды населенных пунктов.
Решение данных вопросов возможно только при помощи финансовой поддержки от государства с использованием федеральных и региональных программ или с привлечением заемных средств, предоставляемые заинтересованными агрохолдингами. В таблице представлены основные организации агропромышленного комплекса Белгородской области.
Таблица 1 - Компании агропромышленной комплекса Белгородской области потенциальные участники государственно-частного партнерства
Компания Торговая марка Регионы присутствия Специализация
АПХ «Мира-торг» «Мираторг», Gurmama, «Уитамин» Белгородская, Брянская, Курская области животноводство и растениеводство, переработка
ОАО «Эфко» «Слобода», «Слобода Био-лайт», «Пикник», «Пир горой», Efko Food, Altero Белгородская. Воронежская области производство растительных рафинированных масел и жиров
ООО «Группа компаний "Ру-сагро"» «ЕЖК Готовим дома», «Провансаль ЕЖК», «Мечта хозяйки», «Щедрое лето», «Чайкофский», «Мон Кафе», «Русский сахар», «Брауни» Тамбовская, Белгородская, Воронежская области сельское хозяйство, производство продуктов питания
Компания Торговая марка Регионы присутствия Специализация
ООО «ГК "Аг-ро- Белогорье"» «Ломтики», «Дальние дали», «АБ Прeмиум», «Мясное застолье» Белгородская область животноводство в сочетании с растениеводством
ГК «Проди-мекс» — Белгородская, Воронежская области, Орловская область, производство сахара
ЗАО «Приос-колье» «Приосколье», «Аль Сафа», «Однажды в деревне», «Коко Пулет», «Флай де Ланч», «Славная марка», «Ю. Куриные деликатесы» Белгородская область разведение сельскохозяйствен-ной птицы
Агропромышленный холдинг «БЭЗРК-Белгранкорм» «Ясные зори», «Утка яснозорен-ская» Белгородская область животноводство в сочетании с растениеводством
АО «Аван-гард-Агро» «Авангард-Агро» Воронежская область, Курская область, Орловская область, Белгородская область сельскохозяйственное производство
Преимуществом привлечения частных инвестиций для реализации проекта является сокращение расходов со стороны федеральных и местных бюджетов. Для строительства жилья в сельской местности необходимо применение механизма государственно-частного партнерства (ГЧП).
В качестве ГЧП выступают контракты, предоставляемые агрохолдинга-ми Белгородской области на обеспечение типовым индивидуальным жильем квалифицированных специалистов и их семей.
Для малоэтажного строительства возможна определенная модель государственно-частного партнерства. Она предполагает создание управляющей компании (УК), которая будет ответственна за строительство типового жилого дома по выбранным технологиям и реализующая дома после возведения специалистам предприятий.
Нами предлагаются для застройки типовые планы жилых домов, которые являются наиболее рациональными с позиции экономических аспектов финансирования и поставки строительных материалов (см. рис. 1, 2.)
Рисунок 1 - Экономически обоснованный типовой план блокированного
жилого дома площадью 72 кв.м.
Рисунок 2 - Экономически обоснованный типовой план одноэтажного жилого дома с площадью 83,06 кв.м.
В регионе действует механизм льготной выдачи земельных участков под строительство ИЖС. Тем самым, привлекая специалистов в села на определенное место работы. Возможно, предусмотреть передачу участка в
пользование сроком на 6 лет, если будет построен дом, то 5 лет и земля перейдет в собственность безвозмездно. Поддержать развитие малых сел можно с помощью выдачи земли людям, проживающим и работающим на территории области свыше одного года, при этом оплачивать налог на землю до того, как объект будет введен в эксплуатацию будет пользователь земельного участка. После застройки и ввода в эксплуатацию земля переходит в собственность бесплатно.
На начальном этапе реализации ГЧП органами местного самоуправления (администрацией сельского поселения) отбирается управляющая компания, исходя из предъявляемых требований к индивидуальному жилому дому. Уставной капитал УК будет сформирован за счет вкладов частных инвесторов. Следующим этапом привлекаются государственные средства в реализацию проекта. В последующем управляющая компания заключает договор со строительной компанией на разработку документации и возведение типового объекта.
Результатом данного механизма является покупка объектов индивидуального жилищного строительства предприятиями, которые заключили договор купли-продажи с УК. Также местные органы самоуправления могут приобрести часть объектов и реализовать их по другим государственным программам, как на муниципальном, так и на региональном уровне. Основным преимуществом данной модели является то, что частные инвесторы обладают правом собственности на возводимые объекты строительства. Т.е. они вправе организовать займы на строительство или приобретение жилья по сниженным процентам для нуждающегося трудоспособного населения.
Для привлечения молодых специалистов в сельхозпредприятия Белгородской области, семей для развития малых форм предпринимательства в агропромышленном комплексе, работников социальной сферы необходимо создание оптимальных поселений. Решение данных вопросов возможно только при помощи финансовой поддержки от государства или с привлечением заемных средств, предоставляемые заинтересованными агрохол-дингами Белгородской области. Для строительства оптимального поселка необходимо применение государственно-частного партнерства с созданием управляющей компании. После возведения типовых объектов их реализация будет осуществляться по сниженным процентам, трудящимся в агрохолдингах Белгородской области.
Список литературы
1. Авилова И.П., Щенятская М.А. Управление эффективностью инвестиционно-строительных проектов через качественное состояние недвижимости// Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2015. № 4. С. 141-145.
Abakumov Roman Grigorievich, Cand. Econ. Sciences, associate Professor
(e-mail:[email protected])
Razumnaya Elena Alekseevna, student
(e-mail: [email protected])
Naumov Andrey Evgenievich PhD. technical Sciences, associate Professor (e-mail:[email protected])
Belgorod Shukhov State Technological Universite, BelgorodRussia ECONOMIC ASPECTS DEVELOPMENT OF THE MECHANISM OF THE STATE-PRIVATE PARTNERSHIP IN THE CONSTRUCTION OF THE HOUSING OF THE RURAL AREAS OF THE BELGOROD REGION
Abstract. In the framework of this article, the authors consider the economic aspects of the development of the mechanism of public-private partnership in the construction of housing in rural areas of the Belgorod region.
Key words: economy, public-private partnership, development, rural area, economic instruments.
УДК 308
ТРАЕКТОРИИ СОЦИАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО СТУДЕНЧЕСТВА В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ Андреева Валерия Юрьевна, к.ф.н., доцент
(e-mail: [email protected]) Скриплева Елена Викторовна, к.п.н., доцент (e-mail: [email protected]) Юго-Западный государственный университет, г.Курск, Россия
В статье представлен комплексный подход к процессу социализации современного студенчества в процессе физического воспитания. Обоснована высокая значимость системы физического воспитания в вузе как социального института, в котором происходит процесс развития нового человека. Обосновано формирование физической культуры личности студента, педагогические условия, соответствующие требованиям современной системы образования и социальным требованиям к ее формированию.
Ключевые слова: социализация, физическая культура, спорт, физическое воспитание, физическая культура личности, студенты вуза, педагогические условия, траектории социализации.
Представленный в данной статье материал является частью исследования социализации современного студенчества в процессе физического воспитания проведенным в ЮЗГУ в научно-образовательном центре кине-зиологии. Физкультурно-массовая и спортивная работа - одно из приоритетных, наиболее сложных и многогранных направлений деятельности вуза, требующих комплексного решения методологических, организационно-методических, экономических и социальных задач [10]. Целью исследования являлось выявление основных закономерностей социализации современного студенчества в процессе физического воспитания.
Социализация личности представляет собой часть целостного процесса ее становления как социального субъекта. Система физической культуры и спорта представляет собой уникальный оазис, позволяющий целенаправ-