УДК 316.811(571.52)
doi 10.24411/2221-0458-2020-10026
ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЯХ У ТУВИНСКОЙ МОЛОДЕЖИ
Куулар С.В.
Тувинский государственный университет, г.Кызыл
VIEWS ON FAMILY VALUES OF TUVAN YOUTH
S.V. Kuular Tuvan State University, Kyzyl
В данной статье раскрываются теоретические основы понятий «ценности», «ценностные ориентации». Исходя из определения понятия «ценности», ставится в настоящей статье вопрос о состоянии ценностных ориентаций молодежи на сегодняшний день. Исследуются представления о семейных ценностях у тувинской молодежи. Изучены ценности старшего поколения тувинского народа, их представления о ценностных ориентациях, о роли народных традиций в воспитании подрастающего поколения. В статье приводятся результаты исследований этнопедагогов Республики Тыва.
Также в статье представлены результаты проведенного пилотного исследования, целью которого явилось изучение ценностных ориентаций тувинской молодежи, и ставится проблема сохранения этнических традиций в воспитании подрастающего поколения. В современной тувинской семье молодые семьи сохраняют народные обычаи, отмечают традиционные национальные праздники, пытаются сохранить народные традиции. Ключевые слова: ценностные ориентации; тувинская семья; молодежь; народные традиции воспитания; подрастающее поколение; формирование личности; Тува
The paper considers the theoretical foundations of the concepts of "values", "value orientations". Based on the definition of the concept of "value", the article raises the problem of the state of value orientations of youth today. The ideas about family values of the Tuvan youth are investigated. The values of the older generation of the Tuvan people, their ideas about value orientations and the role of folk traditions in education of the younger generation are studied. The article presents the results of studies of ethno-educators of the Republic of Tuva.
The article also presents the results of a study aimed at studying the value orientations of the Tuvan youth and poses the problem of maintaining ethnic traditions in the process of upbringing of the younger generation.
In a modern Tuvan family, young families preserve folk customs, celebrate traditional national holidays, and try to preserve folk traditions.
Keywords: value orientations; Tuvan family; youth; folk traditions of education; younger generation; personality formation; Tuva
Цель данной работы - показать представления современной тувинской молодежи о семейных ценностях.
В настоящий период интенсивной трансформации общества исследование ценностных ориентаций молодых людей приобретает большое значение в связи с вызовами глобализирующегося мира. Одним из вызовов является всеобъемлющее влияние модернизации социокультурных процессов на ценностные представления молодежи, что имеет различные последствия, включая деэтнизацию и межкультурные разногласия. Очевидно, что от ценностных установок и ориентаций сегодняшнего молодого поколения как основной движущей силы общества зависит «лицо» общества, его стабильное развитие во всем мировом пространстве. Закономерные изменения ценностных ориентаций подрастающих поколений и отдельно взятой личности сегодня определяют модернизацию жизни общества, точно также и общество подвержено осознанным и неосознаваемым изменениям под воздействием требований научно-технического прогресса.
В современном обществе молодежь характеризуется как одна из слабо защищенных в экономическом отношении частей в составе населения. Как социальная группа она является самой активной движущей силой процесса развития общества, участвующей практически во всех структурах единой социальной системы. Поэтому необходимо изучать и понимать ценностные ориентации современной молодежи, планирующей и создающей семью - главную ячейку общества [1, с.370].
Прежде чем говорить о ценностных
ориентациях молодежи, необходимо определить сущность ценностных ориентаций, что понимается как «элементы внутренней структуры личности, сформированные и закрепленные жизненным опытом индивида в ходе процессов социализации и социальной адаптации. Ценности выступают как средства, отграничивающие значимое от не значимого, через принятие или непринятие определенных ценностей, осознаваемых в качестве жизненных смыслов и основополагающих целей жизни. Ценностные ориентации обеспечивают моти-вационную сферу личности, ее взгляд на определенные моменты жизни, конкретные объекты» [2, с.89].
Руководствуясь таким пониманием ценностных ориентаций, рассмотрим, как современная тувинская молодежь представляет семейные ценности. Каково содержание ценностных ориентаций? Предположительно, в условиях модернизации и информатизации жизни общества молодые тувинцы склонны к принятию норм изменяющейся реальности, включая восприятие собственного этноса и культуры. Выявление особенностей ценностных ориентаций тувинской молодежи позволит получить общее понимание этнокультурных тенденций, степень сохранности национально-культурных традиций в современное время. Мыслителями давно замечено, что традиционный образ жизни и традиционные принципы воспитания подрастающего поколения утрачивают свою значимость по мере развития общества и изменений в ценностных ориентациях молодых людей.
И в древности, и в современное время народы хотели и хотят правильно воспи-
тать свои подрастающие поколения. «Правильное воспитание» люди понимают по-разному в зависимости от ценностных норм общества, в котором они живут.
Вопросами нравственного воспитания детей в тувинской семье занимались исследователи М.Б. Кенин-Лопсан, К.Б. Салчак, Г.Д. Сундуй, А.С. Шаалы. Ими изучены и раскрыты этнопедагогические традиции тувинского народа. Древние тувинцы в воспитании подрастающего поколения в обязательном порядке опирались на народные традиции, обычаи, которые предками являлись незыблемыми в воспитании детей. Для тувинцев важно было воспитать «нравственно богатого» человека. О нравственности человека можно было судить по его отношению к другим людям. Это видно из содержания тувинской скороговорки: «Кижи кижини кижи дээрге, кижи кижи-ни кижи дээр, кижи кижини кижи дивеске, кижи кижини кижи дивес» [3,с.111]. Это означает, что если будешь уважать человека, то он тебя тоже будет уважать. Однако кардинальные изменения социально-экономических и культурно-нравственных условий современной жизни привели к снижению значимости традиционной культуры в воспитании детей. Вынужденное сокращение непосредственного общения детей со старшим поколением и частично с родителями не способствует передаче предками важнейших нравственных заповедей, ценностных представлений народа. Очевидна необходимость соблюдения преемственности поколений для благополучного продолжения рода, семьи и, в целом, народа.
Воспитать в ребенке уважительное отношение как к старшим, так и младшим
членам семьи исторически являлось первостепенной обязанностью, нравственным долгом родителей. Дети древних тувинцев строго слушались родителей, им также запрещалось вмешиваться в разговоры взрослых, переходить дорогу перед взрослыми, спорить со старшими, запрещалось называть их по имени и т.д.
Немаловажное значение придавалось традициям встречи гостей. Дети при отсутствии родителей приглашали гостя к столу, беседовали с ним, пока родители не освободятся и не подойдут к гостю [4, с.43]. Этикет гостеприимства передавался из поколения в поколение, он вырабатывался столетиями, играл защитную функцию, предотвращая нежелательные конфликты между соседями или родами.
Кроме уважительного отношения, в понятие «нравственность» входили понятия: трудолюбие, любовь к детям, близкая связь с родственниками. Дети уже с трех лет начинали помогать родителям в хозяйстве [там же]. Отметим, что этнические и национальные традиции, обычаи являются важным достижением историко-культурного, социального развития любого народа. В нашей концепции понимания ценностей и ценностных ориентаций, традиции и обычаи народа представляют собой сущностное содержание, поскольку они шлифовались столетиями, объединяют народ в единое целое, помогают упорядочить жизнь и сохранять самые главные достижения народа.
Аналитический обзор своевременных исследований показывает изменения ценностных ориентаций тувинцев в воспитании детей (Доржу З.Ю., Жукова А.Ю.,
Херел-оол С.Х.). В частности, отмечается приоритет материальных ценностей над духовно-нравственными.
Для изучения ценностных ориентаций молодых тувинцев нами проведено исследование с использованием анкетирования и беседы. В качестве основного материала использован анкетный опросник «Семейные традиции воспитания детей», разработанный К.И. Султанбаевой.
В исследовании приняли участие 31 человек (женщины) в возрасте от 22 до 42 лет. Социальная структура респондентов составила: 2 (6%) студентов, неработающих - 2 (6%), работающих - 26 (84%), работников общественной организации - 1 (3%).
Анализ занятости работающих респондентов показал, что учителей - 7 (23%), специалистов - 5 (16%), служащих - 2 (6%), руководителей - 2 (6%), рабочих - 9 (29%) человек. Незамужних - 4 (13%).
По количеству детей у опрошенных совершеннолетних респондентов без детей оказались 3 (10%) человека, троих детей имеют 6 (19%), десять детей - у 1 (3%), один ребенок у 9 (29%), двое детей у 12 (39%) человек, приемных детей имеют 2 (6%) респондента. Из полученных ответов видно, что современная молодежь предпочитает иметь 2-3 детей в семье. Такой состав семьи показывает, что в современном обществе не имеет приоритета многодетная семья, как это было в традиционной семье, по сведениям историка-этнографа М.Б. Кенин-Лопсана.
Изучали мнение молодых людей о возрасте, оптимальном для вступления в брак. 11 (35%) человек посчитали, что это время от 18 до 25 лет; 20 (64%) человек выбра-
ли 26-30 лет; возраст после 30 лет никто не посчитал оптимальным для вступления в брак. Можно констатировать, что средний возраст вступления в брак постепенно увеличивается в сравнении с прошлыми поколениями тувинцев. Раньше согласно тувинским обычаям девушку выдавали замуж, когда ей исполнялось пятнадцать, семнадцать и девятнадцать лет [5, с. 23], что на взгляд современных людей кажется ранним. В настоящее время молодые люди предпочитают сначала получить образование, не торопятся заводить семьи.
Далее, в исследовании выясняли, кто в основном занимается воспитанием детей в семье. 5 (16%) человек указали, что воспитанием детей в семье занимается мать. А 21 (68%) человек ответил, что воспитанием занимаются оба родителя. Никто из опрошенных не указал отца в качестве главного воспитателя в семье. 16% респондентов воздержались от ответа. Полученные ответы свидетельствуют, что в современной семье складываются в целом равные отношения между супругами в воспитании детей. Если обратиться к традиционной тувинской семье, то решающее слово всегда давалось отцу семейства, означавшее патриархальность семьи.
71% респондентов считают, что у них есть взаимопонимание с детьми, хотя о наличии семейных традиций только 29% человек смогли указать, отметив среди них дни рождения членов семьи, праздники Шагаа и Новый год.
Изучали приоритеты в семейных ценностях и традициях у современной молодежи. Полученные результаты представлены в нижеследующей таблице.
Таблица - Количественные показатели результатов исследования по анкете «Семейные
традиции воспитания детей»
№ Ценности ориентации % соотношение выбора
1. Забота друг о друге 25
2. Эмоционально-психологический комфорт 7
3. Материальная обеспеченность 13
4. Любовь 20
5. Дети 20
6. Совместное времяпровождение 10
7. Доверие, сходство во взглядах, взаимопонимание 11
8. Помощь родителям, старшему поколению, преемственность 9
поколений
9. Общение с близкими родственниками 13
10. Моя родина 5
Как видно из таблицы, ведущими становятся такие ценности, как забота друг о друге, любовь, дети. Далее - материальное благополучие и общение с близкими родственниками. Менее всего выборов сделано респондентами в пользу «родины», что также свидетельствует о наметившейся тенденции снижения патриотических ори-ентаций. По данным анкетирования, современная тувинская молодежь из национальных праздников отмечает только такие праздники, как Шагаа, Наадым, Дагылга, Хылбык-дой. Молодежь хотела бы сохранить такие традиции предков, как уважение к старшим, гостеприимство. Вместе с тем, 45% опрошенных воздержались от ответа в перечислении национальных традиций и обычаев, сохранение которых необходимо в современности. Это мы расцениваем как некомпетентность молодого поколения в вопросах национальных традиций и обычаев. Взаимосвязь национальных воспитательных традиций с благополучием семьи видят только 6% отвечавших, а остальные 39% - не знают, и 32% респондентов отказались от ответа.
Одним из показателей культуры традиционной семьи считается опора на положи-
тельные примеры своих предков. Из ответов респондентов видно, что 68% опрошенных пользуются примерами предков в воспитании детей. Только 10% респондентов дали отрицательный ответ.
Исходя из ответов на вопросы анкетирования, нам удалось выявить волнующие современную молодежь вопросы. Основными из них являются вопрос о поведении и о методах воспитания детей. Например, молодых родителей волнует, что дети больше увлечены компьютерными играми, а не учебой и совместным времяпрепровождению с родителями. Родители замечают в своих детях нежелание учиться, равнодушие по отношению к народным традициям. Между тем, именно воспитание в семье является основным способом формирования ценностных ориентаций.
Таким образом, полученные результаты локального исследования тувинской молодежи о семейных ценностях и традициях позволили прийти к следующим выводам. В современной тувинской семье молодые семьи все же соблюдают народные обычаи, отмечают традиционные национальные праздники, пытаются сохранить народные традиции. По результатам опроса среди
молодежи сохраняется тенденция исчез- значительной части респондентов, поэтому
новения народных традиций и обычаев в в образовательном процессе целесообраз-
связи с глобализацией. Имеется четкое по- но использовать ресурсы этнопедагогики,
нимание сохранения народных традиций у этнопсихологии и культурологии.
Библиографический список
1. Султанбаева, К. И. Опыт исследования этнокультурных традиций в современной тувинской семье / К. И. Султанбаева. - Текст : непосредственный // Вестник ТувГУ -2016. - №4. - С. 25-30.
2. Философский энциклопедический словарь / под редакцией Л. Ф. Ильичева и др. - Москва : Советская энциклопедия, 1983. - 839 с. - Текст : непосредственный.
3. Этнопедагогика тувинского народа / Г. Н. Волков, К. Б. Салчак, А. С. Шаалы.
- Кызыл : Издательский-полиграфический отдел «Билиг», 2009. - 212 с. -Текст : непосредственный.
4. Кенин-Лопсан, М. Б. Традиционная этическая культура тувинцев. - Кызыл : Кызылское книжное издательство, 2006.
- 231 с. - Текст : непосредственный.
5. Мунзук, Т. Т. Прогрессивные идеи и опыт тувинской народной педагогики и их использование в семейном воспитании : 13.00.01 : автореферат диссертации кандидата педагогических наук / Мунзук Тамара Тонгаковна. - Казань, 1990. - 16 с. - Текст : непосредственный.
6. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования : проект / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. — Москва : Просвеще-
ние, 2009. - Текст : непосредственный.
7. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020годы : утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 2765-р / Российская Федерация. - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/70736882/ (дата обращения: 19.02.2020). - Текст : электронный.
8. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. N 751 г. Москва "О национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2020 года". - URL: https:// normativ.kontur.ru/document?moduleId= 1&documentId=40758 (дата обращения: 19.02.2020). - Текст : электронный.
9. Постановление Правительства Республики Тыва от 12 февраля 2019 года № 73 «Об утверждении Концепции духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи Республики Тыва до 2025 года». - URL: http://www.npa. rtyva.ru/page/3219.html (дата обращения: 19.02.2020). - Текст : электронный.
References
1. Sultanbaeva K. I. Opyt issledovaniya etnokul'turnyh tradicij v sovremennoj tuvinskoj sem'e [Experience in Research of Ethnocultural traditions of a Modern Tuvan Family]. Vestnik of Tuvan State University. Tuvan State University Publ.
2016, no. 4, pp. 25-30. (In Russian)
2. Ed. Il'icheva L. F. et al. Filosofskij enciklopedicheskij slovar' [Philosophical Encyclopedia]. Moscow, Soviet Encyclopedia, 1983, 839 p. (In Russian)
3. Volkov G.N., Salchak K.B., Shaaly A.S. Etnopedagogika tuvinskogo naroda [Ethnopedagogics of Tuvan People]. Kyzyl, «Bilig» Publ., 2009, 212 p. (In Russian)
4. Kenin-Lopsan M. B. Tradicionnaya eticheskaya kul'tura tuvincev [Traditional Ethical Culture of Tuvans]. Kyzyl, Kyzyl Book Publ., 2006, 231 p. (In Russian)
5. Munzuk T. T. Progressivnye idei i opyt tuvinskoj narodnoj pedagogiki i ih ispol'zovanie v semejnom vospitanii : 13.00.01 : avtoreferat dissertacii kandidata pedagogicheskih nauk [Progressive ideas and experience of Tuvan People s pedagogics and its use in the process of family upbringing: Cand.Ped.Sci.Diss.]. Kazan', 1990, 16 p. (In Russian)
6. Koncepciya duhovno-nravstvennogo razvitiya i vospitaniya lichnosti grazhdanina Rossii v sfere obshchego obrazovaniya : proekt [The Concept of Spiritual and Moral Development and Education of the Personality of a Citizen of Russia in the Field of General Education: Project]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 2009. (In Russian)
7. Koncepciya Federal'noj celevoj programmy razvitiya obrazovaniya na 2016 - 2020 gody : utverzhdena rasporyazheniem
Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 29 dekabrya 2014 g. № 2765-r. Rossijskaya Federaciya [The Concept of the Federal Target Program for the Development of Education for 2016 - 2020: approved by the Order of the Government of the Russian Federation of December 29, 2014 No. 2765-r]. Available at: https://www.garant. ru/products/ipo/prime/doc/70736882/ (access date: 19.02.2020). (In Russian)
8. Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 4 oktyabrya 2000 g. N 751 g. Moskva "O nacional'noj doktrine obrazovaniya v Rossijskoj Federacii do 2020 goda" [Decree of the Government of the Russian Federation of October 4, 2000 N 751, Moscow "On the National Doctrine of Education in the Russian Federation until 2020"]. Available at: https://normativ. kontur.ru/document?moduleId=1&docum entId=40758 (access date: 19.02.2020). (In Russian)
9. Postanovlenie Pravitel'stva Respubliki Tyva ot 12 fevralya 2019 goda № 73 «Ob utverzhdenii Koncepcii duhovno-nravstvennogo razvitiya i vospitaniya detej i molodezhi Respubliki Tyva do 2025 goda» [Decree of the Government of the Republic of Tuva of February 12, 2019 No. 73 "On Approval of the Concept of Spiritual and Moral Development and Education of Children and Youth of the Republic of Tuva until 2025"]. Available at: http:// www.npa.rtyva.ru/page/3219.html (access date: 19.02.2020). (In Russian)
Куулар Сай-Суу Васильевна, ассистент кафедры педагогики Тувинского государственного университета, г.Кызыл, E-mail: [email protected]
Sai-Suu Kuular, Assistant at the Department of Pedagogy, Tuvan State University, Kyzyl, E-mail: [email protected]
Дата поступления статьи в редакцию 11.01.2020