УДК 37.035.6 (571.52)
doi 10.24411/2221-0458-2019-10002
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ТУВИНСКОЙ СЕМЬИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
Куулар С.В.
Кызылский педагогический институт ТувГУ, г. Кызыл
VALUE ORIENTATIONS OF TUVAN FAMILY AS A PEDAGOGICAL SUBJECT
Kuular S.V
Kyzyl Pedagogical Institute, Tuvan State University, Kyzyl
В статье рассматриваются особенности ценностных ориентаций традиционной тувинской семьи, и анализируется, как тувинский народ воспитывал подрастающее поколение на основе народных традиций, фольклора. Дана возрастная периодизация личности согласно народной педагогике, в соответствии с которой на каждом возрастном этапе прививали ребенку нравственные устои, посильные трудовые навыки, тем самым воспитывая духовно богатую, трудолюбивую, ценящую народные традиции своих предков личность.
На основе данных социологических исследований рассматриваются проблемы воспитания ценностных ориентаций у современного подрастающего поколения. И автор попытался выявить различия между ведущими предпочтениями нынешнего поколения и молодежи, которая воспитывалась традиционными народными устоями, когда тувинцы, как и многие другие народы, при воспитании детей ориентировались на формирование чувства патриотизма, доброжелательности, уважении к старшим.
Ключевые слова: ценности, ценностные ориентации, традиции, тувинская семья, народно-педагогические традиции, воспитание, подрастающее поколение, преемственность поколений.
The article considers the peculiarities of the value orientations of the traditional Tuvan family, and analyzes how the Tuvan people brought up younger generations on the basis of national traditions and folklore. The age periods of an individual, according which, at every age stage moral principles and labor skills were inculcated to the child, were given. Thus, the process of bringing up a spiritually rich, industrious, value personality was connected with consecutive inculcation of ancestors values.
On the basis of sociological research data, the problems of education of value orientations in the modern younger generation are considered. The author tried to identify the differences between the leading preferences of the current youth and previous generations brought up by traditional folk foundations of Tuvans. Tuvans, like many other nations, brought up children focusing on building a sense of patriotism, goodwill, respect for elders.
Keywords: values, value orientations, traditions, Tuvan family, folk pedagogical traditions, upbringing, the younger generation, continuity of generations.
В современном поликультурном и полиэтническом обществе тема семьи и семейных ценностей волнует ученых всех направлений, поскольку семья как первичный фактор, влияющий на воспитание подрастающего поколения, является объектом многих научных исследований. Современная тувинская семья, находясь в полиэтническом обществе, претерпевает изменения, связанные с модернизационными процессами. Тувинская семья с древних времен отличалась приверженностью к народным традициям, предписывающим нравственные установки и нормы поведения личности в обществе.
Целью данной работы является анализ и раскрытие особенностей ценностных ори-ентаций тувинской семьи.
В гуманитарных научных областях проблемы тувинской семьи предметно освещены учеными-исследователями М.Б-Х. Ке-нин-Лопсаном, К.Б. Салчаком, Т.Т. Мунзук, Г. Д. Сундуй, А.С. Шаалы. В трудах этих ученых было дано теоретическое обоснование и концептуально представлены особенности народно-педагогических воззрений тувинцев, семейные традиции воспитания нравственной личности, методы и приемы воспитания детей поэтапно, с момента внутриутробного развития до совершеннолетия.
Тувинцы считали, что ребенка надо начинать воспитывать с момента его зачатия. Только что родившийся ребенок уже считался годовалым, так как время внутриутробного развития составляет почти календарный год. Данное время также входило в период воспитания. На каждом возрастном этапе жизни человека, тувинцы воспитыва-
ли детей в соответствии с возможностями и с возрастом ребенка, и на каждом этапе дети осваивали определенные трудовые навыки и духовно-нравственные качества.
Так, К.Б. Салчак впервые предложил детализированную возрастную периодизацию жизненного цикла человека в тувинском обществе [1, с.73-78]:
1. Внутриутробный период (от момента зачатия до рождения);
2. Колыбельный период (от рождения до 1-2 лет);
3. Период младенчества (от 1-2 до 3-4 лет);
4.
5.
6. 7.
Детство (от 3-4 до 9-11 лет); Отрочество (от 9-11 до 15-16 лет); Юность (от 15-16 до 25-26 лет); Зрелость (от 25-26 до 40-50 лет) и
т.д.
Педагогическое значение внутриутробного периода заключалось в том, что в течение этого времени к будущей матери проявлялось более внимательное отношение, соблюдались определенные требования, направленные на обеспечение нормального развития будущего ребенка, на сохранение покоя матери, так как, считалось, что в этот период идет процесс внутриутробного воспитания ребенка. С момента зачатия до рождения ребенка будущие родители должны были готовиться к его воспитанию. Затем, когда ребенок появлялся на свет, окружали лаской, оберегали от шума, внешних раздражителей.
Тувинцы в воспитании детей всячески отвергали физические наказания, ибо считали, что ребенок вырастет грубым, злым. По мере взросления ребенка учили выполнять посильные трудовые действия, и дети
помогали родителям. Так как, тувинцы вве- методологическая основа этнопедагогики,
ли кочевой образ жизни и держали скот, в том числе и тувинской народной педа-
дети рано начинали делать взрослые дела, гогики, которая показала мировой обще-
помогали родителям по хозяйству, по вос- ственности гуманный контекст этнического
питанию младших сестер и братьев. Из-за воспитания. Он отметил, что из всех куль-
суровых условий жизни важно было всем турных традиций любого народа, переда-
родственникам держаться вместе, помогать ваемых из поколения в поколение, важней-
друг другу, всем родом кочевали в одно ме- шими являются именно педагогические
сто. Отсюда и сформировались у детей, да традиции. Традиционная культура воспита-
и у взрослых уважительное отношение к ния представляет собой основу, стержень,
родственникам. Детям необязательно было ядро всякой культуры. Тувинцы в воспи-
запоминать имена родственников и родите- тании подрастающего поколения строго
лей, так как, из-за уважения к старшим за- придерживаются народных традиций. Они
прещалось называть их по именам, поэтому осознают себя как единое целое, свою силу
при обращении пользовались термины род- видят в единстве. И воспитывают детей так,
ства, как, например, «акый» старший брат, чтобы они знали своих родственников, не
«угбай» старшая сестра, «даай» дядя по ма- говорили о них плохо. В содержании посло-
тери, «даай-авай» тетя по матери, «чаавай» виц и поговорок можно увидеть их отноше-
старшая невестка, «честей» старший зять, ние друг к другу: «Ада чокта эш чок дег,
«кырган-авай» бабушка, «кырган-ачай» де- аъды чокта бут чок дег» (без отца как без
душка и т.д. Такие обращения до сих пор друга, без коня как без ног); «Куш уялыг,
сохранились в тувинских семьях. В стари- кижи чурттуг» (у птицы - гнездо, у челове-
ну тувинцы знали своих родственников до ка - родина); «Будуктуг ыяшка куш чыглыр,
девятого поколения. Того, кто не знал сво- буянныг егге чон чыглыр» («На ветвистом
его рода осуждали. О прародителях девя- дереве - много птиц, в добром доме - наро-
той ступени дети узнавали из рассказов по- ду много»)[1,с.10-39].
жилых людей, из легенд и преданий о них Г.Н. Волков говорил о преемственности
[2,с.53-56]. поколений, как о непрерывности воспита-
Анализируя вышесказанные народные ния через несколько поколений. Родители,
традиции, следует отметить, что тувинцы чтобы дети жили счастливо, стараются на-
прививали личностные качества ребен- учить их всему, что они делали, традициям
ку в соответствии с ценностями, которые и обычаям, которые они соблюдали. Объяс-
предками считались незыблемыми. Изу- няя смысл пословицы «Не хвались отцом,
чив народную педагогику тувинцев, мож- а хвались молодцом», Волков утверждает
но утверждать, что все воспитание было то, что достижения детей являются плодом
ориентировано на формирование духовно и родительского воспитания. Родители закла-
нравственно богатого человека. дывают в детях свои ценности, предпочте-
Академиком Г.Н. Волковым в советский ния, т.к. считалось, что старшее поколение
и постсоветский период была разработана лишнего не посоветует, поэтому дети обя-
зательно брали за ориентир указания родителей.
В старину, когда не было письменности, старшее, мудрое поколение передавало свои педагогические идеи через такие произведения устного народного творчества, как сказки, пословицы, поговорки, загадки, предания, песни [1,с.40-49].
Вопросы о преемственности поколений изучал также К.Б. Салчак, ведущий этно-педагог Тувы. В настоящее время, современные дети с трудом усваивают педагогическое наследие своих предков. В связи с этим, народные традиции обретают новые очертания, тем не менее, не утрачивая свой педагогический смысл. Передачу накопленного опыта старших поколений младшему поколению считали знаком уважения к предкам, их традициям. Поэтому тувинский человек должен был знать своих предков и их традиции. «Кто не знает прошлого - ошибается, кто не признает родню - несчастливым будет» (теегу билбес теерээр, терел билбес турээр) [1,с.57-72].
На современном этапе народные традиции древних тувинцев служат ценностными ориентирами в воспитании подрастающего поколения. Рассмотрим трактовку понятия «ценностные ориентации». В социологических исследованиях «ценностные ориентации» трактуются как социальные ценности, которые формируются у личности в процессе ее социализации и являются главным фактором, «регулирующим, детерминирующим» ее мотивацию и, следовательно, поведение [3]. Отсюда, формирование ценностных ориентаций понимается как цель существования человека в социуме, как мотив, влияющий на выбор цели воспитания
и обучения в семье. Также ценностные ориентации влияют на формирование мировоззрения человека, представления о жизни, смысла жизни.
С философской точки зрения понятие «ценностные ориентации» трактуется как элемент внутренней структуры личности, сформированный и закрепленный жизненным опытом индивида в ходе процессов социализации и социальной адаптации. Ценностные ориентации отграничивают значимое от незначимого через принятие или непринятие личностью определенных ценностей, осознаваемых в качестве рамки предельных смыслов и основополагающих целей жизни. Ценностные ориентации обеспечивают целостность и устойчивость личности, определяют структуру сознания и программы, стратегии деятельности, контролируют и организуют мотивационную сферу, инструментальные ориентации на конкретные объекты и (или) виды деятельности и общения как средство достижения целей [4, с.89].
По сведениям д.и.н., этнографа М.Б-Х. Кенин-Лопсана, с древних времен для тувинского народа были самыми ценными для человека семья, дети. Каждый человек должен был обязательно иметь семью. Если девушка или юноша по достижении 20-25 лет не обзавелись семьей, то его или ее считали нехорошим человеком, осуждали общественным презрением. После женитьбы обязательно нужно было иметь детей, если у молодоженов не получалось самим иметь детей, то усыновляли у родственников или у многодетных семей. У тувинцев изначально предпочиталось иметь много детей, что охарактеризовало особую их любовь к
детям. Если дети оставались сиротами, то их безоговорочно усыновляли родственники, которые любили их не меньше своих родных. Также по старинным тувинским традициям человеку нельзя было жить без детей. Незамужний или бездетный человек, который не мог сам усыновить (удочерить) и воспитать ребенка, просил многодетную семью назвать и посчитать его названным отцом или матерью одного из их детей. В таких случаях, ребенок живет вместе с родными родителями, но будет считаться сыном того бездетного человека. Когда названный отец уходил в иной мир, ребенок получал его наследство как продолжатель его рода. Для тувинцев продолжение рода считалось священным делом [2,с.53].
Большое значение уделяли выбору имени ребенка. У ребенка было две имени: настоящее, которое дано с рождения и прозвище. Тем самым как бы ввели в заблуждение духов потустороннего мира, чтобы те не сглазили, не позвали в свой мир. Такая настороженность характеризуется тем, что раньше дети часто болели, и умирали.
В честь рождения ребенка организовывали праздник, чтобы все поделились радостью семьи в связи с рождением ребенка, высказали пожелания, наставления ребенку, чтобы он рос здоровым, трудолюбивым и долго жил. Когда ребенку исполнялся три года, тоже проводили праздник, с целью наделения ребенка личным имуществом. Старший дядя ребенка со стороны матери проводил обряд первой стрижки волос ребенка с благословениями, чтоб ребенок рос здоровым и одаривал одним из видов домашнего скота [2,с.115].
В современном развивающемся обще-
стве тувинцев наблюдается сокращение количества людей, которые соблюдают народные традиции предков, снижены их социокультурные функции. Как говорится в цитате древнегреческого философа Гераклита «все течет, все изменяется», наше общество тоже не стоит на месте. В стране через некоторые временные периоды происходят трансформации и в политике, и в экономике, и в социальной жизни. В связи с изменениями в стране, человек тоже постоянно социализируется, и соответственно меняется и его мировоззрение, предпочтения, ведущие представления.
Чтобы убедиться в вышесказанном предположении обратились к исследованию, проведенному в 2015 г. с целью изучения функционирования этнопедагогических традиций в семейном воспитании у современных тувинцев в условиях поликультурной и полиэтнической среды, проведенной группой этнопедагогов под руководством К.И. Султанбаевой, д.п.н., доцента ХГУ [5]. Изучалось работающее население г. Кызыла, а также часть сельских жителей. По результатам исследования выявилось, что наблюдается тенденция потери семейных традиций среди горожан Республики Тыва. Такой вывод основан на анализе данных: преобладающая часть опрошенных, указали, что не отмечают национальные праздники (Шагаа, Наадым, дагылга и др.), вместо них предпочитают отмечать праздники федерального значения.
Одним из важных элементов традиционной культуры является использование примера предков, играющего мотивирующую роль в нравственной ориентации детей. Из полученных ответов респондентов выяви-
лось, что значительная часть опрошенных не использует опыт предков. Поэтому следует обратить внимание на проблему сохранения и передачи народных традиций подрастающему поколению.
В исследовании отмечено, что намечается тенденция снижение функционирования родного языка в обществе: только 48% респондентов широко пользуется родным языком дома и в микроокружении. Данное обстоятельство не может не тревожить педагогов и родителей, поскольку именно язык выступает важнейшим средством формирования ценностных ориентаций, кроме традиций и обычаев.
Для возрождения и сохранения традиций, прежде всего, нужно делать упор на подрастающее поколение, опираясь на систему образования.
Одним из форм нравственного воспитания учащихся является внедрение в вариативную часть образовательной программы таких нравственно-ориентированных предметов, как «Улусчу ужурлар» для 1-6 классов (Народоведение), «Эр чол» (Удаль молодецкая) и «Кыстын будужу» (Девичий нрав). Внедряя эти предметы, система образования Республики Тыва ставит перед собой цели формирования нравственных качеств у подрастающего поколения, сохраняя преемственность поколений, посредством различных форм и методов обучения и воспитания: используются образцы
устного народного творчества, отрывки из художественных произведений, формирующие этические качества, присущие женщине и мужчине. Мы живем в поликультурном и полиэтническом обществе, поэтому на занятиях не забывают также о культуре других народов [1, с.169-171].
Изучив результаты исследований А.С. Шаалы, К.И. Султанбаевой, З.Ю. Доржу, по теме ценностных ориентаций современных тувинцев, можно говорить об изменении представлений человека о том, что для него является первичным: в период модернизации технологического, социально-экономического и общественно-политического развития ценностные ориентиры и представления о жизни у людей, живущих в едином поликультурном пространстве изменились. В основном наблюдаются материальные предпочтения, ведущими являются такие ценности, как карьера, хорошо оплачиваемая работа, здоровье, если раньше первичными были чувства патриотизма, национального духа, нравственности и т.п.
Таким образом, в настоящее время необходимо провести сравнительно-сопоставительные исследования по ценностным ориентациям современных тувинцев, чтобы выявить какие традиционные ценности в тувинской семье сохранились, почему другие исчезли, соответственно, какие характерные этнокультурные ценности тувинского народа остаются непреходящими.
Библиографический список 2. Кенин-Лопсан М. Б. Традиционная этиче-
1. Этнопедагогика тувинского народа. /Г. Н. ская культура тувинцев. Кызыл: Кызыл-
Волков, К. Б. Салчак, А. С. Шаалы. Кы- ское книжное изд-во, 2006. 231 с.
зыл: Изд.-полиграф. отдел «Билиг», 2009. 3. Жукова А. Ю. Особенности ценностных
212 с. ориентаций у студентов-выпускников пе-
дагогического института / А.Ю.Жукова // Вестник ТувГУ 2017. №4. С. 26-33.
4. Философский энциклопедический словарь / Под ред. Л. Ф. Ильичева и др. М.: Советская энциклопедия, 1983. 839с.
5. Султанбаева К. И. Опыт исследования этнокультурных традиций в современной тувинской семье // Вестник ТувГУ. 2016. №4. С.25-30.
References
1. Volkov G.N., Salchak K.B., Shaaly A.S. Etnopedagogika tuvinskogo naroda [Ethnopedagogics of the Tuvan people]. Kyzyl, Bilig Publ., 2009. 212 p.
2. Kenin-Lopsan M. B. Tradicionnaya eticheskaya kultura tuvincev [Traditional
ethic culture of Tuvans]. Kyzy, 2006. 231 p.
3. Zhukova A. Yu. Osobennosti cennostnykh orientacij u studentov-vypusknikov pedagogicheskogo instituta [Peculiarities of value orientations at Tuvan Pedagogical Institute graduates]. Vestnik of TuvSU. 2017. No.4. Pp. 26-33.
4. Filosofskiy enciklopedicheskij slovar [Philosophy Encyclopedia]. Moscow, Sovetskaya ensiklopediya, 1983. 839p.
5. Sultanbaeva K. I. Opyt issledovaniya etnokuFturnykh tradicij v sovremennoj tuvinskoi sem'e [Research Experience of ethnocultural traditions in modern Tuvan family]. Vestnik of TuvSU. 2016. No.4. Pp.25-30.
Куулар Сай-Суу Васильевна, ассистент кафедры педагогики Тувинского государственного университета, г.Кызыл, E-mail: osurbay90@mail.ru
Sai-Suu Kuular, Assistant at the Department of Pedagogy, Tuvan State University, Kyzyl, E-osurbay90@mail.ru
Дата поступления статьи в редакцию 06.06.19