ИССЛЕДОВАНИЕ ПРАКТИКИ КОНТРОЛЯ ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ КАК СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
А.А. Кеменова, магистрант Российская таможенная академия (Россия, г. Люберцы)
Аннотация. Данная статья посвящена разработке теоретических и практических рекомендаций по совершенствованию государственного финансового контроля в системе таможенных органов, направленного на обеспечение полного и своевременного поступления таможенных платежей в федеральный бюджет и эффективного использования бюджетных средств. Актуальность выбранной темы предопределена необходимостью решения одной из приоритетных задач финансовой политики государства - создание прочной основы для мобилизации доходов в бюджетную систему государства и эффективного управления общественными финансами. В решении этой задачи особая роль отводится организации государственного финансового контроля.
Ключевые слова: государственный финансовый контроль, таможенные платежи, таможенная стоимость, контроль таможенной стоимости, система управления рисками.
Контроль таможенной стоимости товаров - это совокупность мер, реализуемых таможенными органами при проверке достоверности заявляемых участниками ВЭД сведений о таможенной стоимости товаров, правильности выбранного метода определения таможенной стоимости, направленных на обеспечение соблюдения положений таможенного законодательства, а также полное поступление таможенных платежей в федеральный бюджет.
Целью контроля таможенной стоимости является осуществление объективной и точной оценки товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС, для обеспечения поступления в Федеральный бюджет полных сумм причитающихся таможенных платежей, исчисляемых на основе таможенной стоимости, применения нетарифных мер регулирования, базирующихся на стоимости товаров, и ведения таможенной статистики, а также создания предпосылок для формирования равных конкурентных условий в части налогообложения в связи с внешнеторговой деятельностью хозяйствующих субъектов.
Основные направления контроля таможенной стоимости включают:
а) контроль правильности выбора метода определения таможенной стоимости;
б) контроль правильности определения участником ВЭД структуры заявленной таможенной стоимости, полноты и точности включения всех предусмотренных компонентов;
в) документальный контроль заявленной таможенной стоимости;
г) анализ достоверности заявленной таможенной стоимости путем использования системы управления рисками [1].
Контроль таможенной стоимости осуществляется таможенными органами на трех этапах, в форме предварительного, текущего и последующего контроля:
а) предварительный контроль осуществляется путем применения комплекса контрольно-аналитических, прогностических и управленческих мероприятий, направленных на выявление потенциальных угроз совершения таможенных правонарушений до совершения внешнеторговых операций, нацеленных на предупреждение потерь федерального бюджета;
б) текущий контроль реализуется в ходе осуществления основного таможенного оформления и таможенного контроля в целях обеспечения соблюдения законодательства при заявлении таможенной стоимости, выявления и предотвращения возможной неуплаты таможенных платежей в
полном объеме. На данном этапе ключевым является метод документального контроля и использованием сравнительного экономического и стоимостного анализа;
в) последующий контроль за I обоснованностью принятых решений по I таможенной стоимости осуществляется норм Налогового и Таможенного кодекса в форме общей или специальной таможенной ревизии I с использованием методов документального контроля, аудита, ревизии, анализа данных бухгалтерского учета, коммерческой документации.
Соглашением об определении таможенной стоимости I товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза от 25 января 2008 г. установлены методы определения таможенной стоимости ввозимых товаров (анализ использования I данных методов представлен на рис. 1):
1. Метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1).
2. Метод по стоимости сделки с идентичными товарами (метод 2).
3. Метод по стоимости сделки с однородными товарами (метод 3).
4. Метод вычитания (метод 4).
5. Метод сложения (метод 5).
6. Резервный метод (метод 6).
Первоосновой для таможенной стоимости товаров является стоимость сделки с учетом необходимых доначислений и разрешенных вычетов, установленных законом. Если таможенная стоимость товаров не может быть определена по стоимости сделки с ввозимыми товарами, таможенная стоимость товаров определяется на основе цен идентичных или однородных товаров, применяемых последовательно, а при их отсутствии - методом сложения или вычитания с учетом возможности их выбора декларантом. Если для определения таможенной стоимости товаров невозможно использовать ни один из указанных выше методов, то таможенная стоимость товаров определяется по резервному методу.
3000000
2500000
2000000
Рис. 1. Степень использования методов определени таможенной стоимости ввозимых товаров
Постановлением Правительства РФ от 06.03.2012 №191 «Об утверждении Правил определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации» закреплены методы определения таможенной стоимости оцениваемых (вывозимых) товаров (анализ использования данных методов представлен на рис. 2) [2]:
Первостепенное значение для любой деятельности имеет вопрос достижения поставленных целей и задач, для чего необходима разработка системы критериев эффективности работы (организации в целом, подразделения, отдельных функциональных направлений). При оценке эффективности системы контроля таможенной стоимости наиболее оптимальным представляется использование следующих характеристик [3]:
а) степени выполнения формализованных, установленных вышестоящими I таможенными органами требований;
б) положительная динамика показателей, характеризующих состояние работы по I контролю таможенной стоимости I в
1. Метод по стоимости сделки с вывозимыми товарами (метод 1).
2. Метод по стоимости сделки с идентичными товарами (метод 2).
3. Метод по стоимости сделки с однородными товарами (метод 3).
4. Метод сложения (метод 5).
5. Резервный метод (метод 6).
сравнении с тенденциями развития внешнеторговой деятельности;
в) доля довзысканных таможенных платежей, перечисленных в федеральный бюджет в результате корректировки таможенной стоимости, в общем объеме доначисленных по результатам корректировок таможенных платежей;
г) количественные и качественные показатели защиты решений по корректировке таможенной стоимости в судебных органах;
д) динамика жалоб участников ВЭД на неправомерные действия таможенных органов в сфере контроля таможенной стоимости.
Рис. 2. Степень использования методов определения таможенной стоимости вывозимых товаров
В 2015 году таможенными органами продолжалась работа по дальнейшему развитию системы управления рисками на основе обеспечения контроля за качеством и полнотой применения мер по минимизации I рисков, совершенствования I нормативной правовой базы, модернизации специальных программных средств, обеспечивающих функционирование процесса управления рисками в таможенных органах.
В настоящее время таможенными органами в рамках системы управления рисками реализованы практические механизмы по обеспечению выявления рисков нарушения таможенного законодательства на различных стадиях совершения таможенных операций как до, так и после выпуска товаров.
По итогам реализации системы управления рисками в 2015 году в целях предотвращения возможного перемещения товаров и транспортных средств международной перевозки через таможенную границу ЕАЭС с нарушением права ЕАЭС и (или) законодательства Российской Федерации утверждены следующие профили рисков, отмеченные на рис. 3.
В результате их применения таможенными органами в 2015 году дополнительно начислено таможенных платежей на сумму 19 млрд. рублей (довзыскано 18,5 млрд. рублей), возбуждено 32 231 дело об административных правонарушениях и I 934 уголовных дела, принято 24 304 решения об отказе в выпуске товаров и 12 556 решений о запрете к ввозу/вывозу товаров.
2012 год 2013 год 2014 год 2015 год Рис. 3. Соотношение профиля риска по итогам реализации системы управления рисками в
2015 году
Анализ деятельности участников ВЭД, вне зависимости от категории перемещаемых ими товаров, осуществляется ежеквартально в рамках автоматизированного
категорирования в автоматическом режиме штатными программными средствами таможенных органов с использованием информационных ресурсов ФНС России и
Банка России на основании алгоритмов расчета сформированных критериев.
В рамках автоматизированного подхода к категории низкого уровня риска нарушения таможенного законодательства (далее - «низкий уровень риска») по состоянию на 31 декабря 2015 года отнесено более 2 тысяч участников ВЭД, на долю которых приходится порядка 44% от общего количества оформленных импортных деклараций на товары и более 57% от общей суммы уплаченных таможенных платежей при импорте.
Результатом применения I субъектно-ориентированного подхода стало сокращение к концу 2015 года срока выпуска товаров, декларируемых участниками ВЭД с «низким уровнем риска», до 2 часов 47 минут (при плановом значении срока выпуска товаров, установленном планом мероприятий («дорожной картой») «Совершенствование таможенного администрирования», утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2012 г. № 1125-р, - в течение 4 часов с момента регистрации таможенной декларации) [4].
Таким образом, в результате применения системы управления рисками доля ре-
зультативных таможенных досмотров увеличилась с 22,2% в 2014 году до 33,4% в 2015 году.
Одним из основных направлений деятельности таможенных органов является выявление и пресечение случаев занижения таможенной стоимости перемещаемых товаров.
Динамика I количества I проведенных корректировок таможенной стоимости товаров, помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в 2013-2015 гг., представлена на рис. 4.
Анализируя приведенные составляющие, можно сделать вывод о том, что в 2015 году осуществлено 167,5 тысячи корректировок таможенной стоимости товаров, помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления (в 2014 году - 215,2 тысячи корректировок). Снижение данного показателя не свидетельствует об уменьшении I напряженности работы таможенных органов, а отражает значительное повышение в 2015 г. требований к качеству уточнения и корректировки таможенной стоимости.
300 000
250 000
200 000
150 000
100 000
50 000
267 607
12013 г. «2014 г. «2015 г.
0
Рис. 4. Количество проведенных корректировок таможенной стоимости товаров, помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в 2013-2015 гг., шт.
Ключевым показателем эффективности контроля таможенной стоимости, его непосредственным результатом является объем таможенных платежей, доначисленных по результатам проведения контрольных мероприятий.
По результатам проведенных корректировок в федеральный бюджет дополнительно перечислено 19,5 млрд. рублей (в
2014 году - 23,4 млрд. рублей). По итогам
2015 года в производстве таможенных органов находилось более 33 тысяч судебных дел на общую сумму 76 млрд. рублей.
В результате вынесенных судебными органами решений не в пользу таможенных органов по делам, связанным с корректировкой таможенной стоимости товаров, сумма возвращенных в бюджет таможенных пошлин, налогов составила I 5,1
Необходимо отметить, что по искам, предъявленным таможенными I органами, судами было рассмотрено 4495 дел, из которых в 91,7% случаев решения приняты в пользу таможенных органов, что более чем на 3% больше в сравнении с 2014 годом. Таможенными органами в судебном порядке довзыскано более 2 млрд. рублей таможенных платежей в федеральный бюджет.
млрд. рублей (в 2014 году - 9,7 млрд. рублей).
Несмотря на снижение значений абсолютных показателей, характеризующих деятельность таможенных органов по направлению контроля таможенной стоимости, результативность проведения корректировок таможенной стоимости товаров в расчете на количество импортных деклараций на товары возросла. Так, в среднем на 1 тысячу деклараций на товары, таможенными органами довзыскано в федеральный бюджет 8,5 млн. рублей (в 2014 году - 7,9 млн. рублей), принятие таможенным органом одного решения о корректировке таможенной стоимости позволило дополнительно перечислить в бюджет в среднем порядка 116 тыс. рублей (в 2014 году - 108 тыс. рублей).
Помимо I этого, доля I результативных таможенных проверок после выпуска товаров за январь-март 2016 года (проведено 1672 проверочных мероприятия) увеличилась в общем количестве завершенных таможенных проверок до 89% (82,3% в 2014 году).
Также, в 2015 году наблюдалось увеличение значений показателей применения системы управления рисками по направ-
дела о корректировке таможенной стоимости, рассмотренные в пользу таможенных органов
дела о корректировке таможенной стоимости, рассмотренные не в пользу таможенных органов
Рис. 5. Результаты рассмотрения судебных дел по корректировке таможенной стоимости за 2015 г.
лению контроля таможенной стоимости. Результат применения профилей рисков по контролю таможенной стоимости средний платеж по товару составил 55,71 тыс. рублей (в 2014 году - 39,79 тыс. рублей).
Таким образом, система управления рисками по направлению контроля таможенной стоимости остается главным инструментом реализации основного принципа таможенного контроля - выборочности и достаточности применяемых мер таможенного контроля при одновременной концентрации внимания уполномоченных должностных лиц таможенных органов на товарах, отнесенных к группе риска, с учетом заявленной величины их таможенной стоимости.
В настоящее время осуществляется переход от «тотального» таможенного контроля на этапе таможенного декларирования к таможенному контролю после выпуска товаров, направленному, в том числе, на профилактику правонарушений.
В рамках реализации основных направлений работа таможенных органов была направлена на создание устойчивой системы таможенного контроля, которая позволяет обеспечить полноту поступления таможенных платежей в бюджет в условиях предоставления упрощений и неприменения отдельных мер по минимизации рисков в отношении лиц, отнесенных к низкому уровню риска нарушения законодательства.
Большое внимание уделялось работе по пресечению ввоза и оборота на территории Российской Федерации товаров, в отношении которых применяются специальные экономические меры, в соответствии с Планом мероприятий по обеспечению исполнения требований Указа Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 года № 560 и постановления Правительства Российской Федерации от 7 августа 2014 года № 778.
В целях недопущения перемещения в Российскую Федерацию запрещенных к ввозу товаров в местах, приближенных к российско-казахстанскому и российско-белорусскому участкам государственной
границы Российской Федерации, созданы и функционируют 35 мобильных групп, осуществляющих мероприятия таможенного контроля.
За период с октября 2014 г. по март 2016 г. подразделениями таможенного контроля после выпуска товаров и правоохранительными подразделениями таможенных органов (как самостоятельно, так и во взаимодействии с контролирующими органами) проведено 2161 проверочное мероприятие в отношении 63562 тонн товаров.
По нашему мнению, система посттаможенного контроля является одним из приоритетных направлений совершенствования деятельности таможенной службы и одной из наиболее эффективных мер проверки добросовестности участников внешнеэкономической деятельности, соблюдения законодательства и выявления нарушений, связанных с таможенной стоимостью. Данная форма контроля является также частью финансового контроля, направленной на соблюдение финансового законодательства и финансовой дисциплины участниками ВЭД.
Посттаможенный контроль подразумевает проведение проверок и аудита внешнеэкономической деятельности после производства таможенного оформления. Другими словами, посттаможенный контроль - это проведение всех установленных законодательством форм таможенного контроля не на этапе таможенного оформления либо предварительных операций, а на этапе после выпуска товара, то есть окончания таможенного оформления.
Таким образом, необходимо отметить, что для успешного решения задач по повышению эффективности деятельности таможенной службы, проведение детальной результативности «внешнего» таможенного контроля за деятельностью участников внешнеэкономической деятельности, должно сопровождаться одновременным усилением «внутреннего» финансового контроля и проведением оценки результативности, аудита эффективности деятельности самих таможенных органов.
Библиографический список
1. Агапова А.В. Актуальные проблемы контроля таможенной стоимости товаров. Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. - 2012. - №2. - С. 20-27.
2. Постановление Правительства РФ от 06.03.2012 №191 (ред. от 12.08.2015) «Об утверждении Правил определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации»
3. Леденева И.Ю. Учет корректировок таможенной стоимости при импорте товаров [Текст] // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2011 г.). Т. I. - М.: РИОР, 2011. - С. 191-196.
4. Распоряжение Правительства РФ от 29.06.2012 №1125-р (ред. от 12.12.2015) «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Совершенствование таможенного администрирования».
5. Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. № 384-Ф3 «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» // Российская газета - Федеральный выпуск. - 2014. - №6550 (278).
6. Порядок контроля таможенной стоимости товаров (утвержден Решением Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 г. № 376).
7. Соглашение от 21 мая 2010 г. «Об основаниях, условиях и порядке изменения сроков уплаты таможенных пошлин».
8. «Соглашение о некоторых вопросах предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перевозимых в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, особенностях взыскания таможенных пошлин, налогов и порядке перечисления взысканных сумм в отношении таких товаров» (Заключено в г. Санкт-Петербурге 21.05.2010) (ред. от 08.05.2015).
9. Концепция развития таможенного контроля после выпуска товаров до 2016 года: утверждена приказом ФТС 29.12.12 №2709.
10. Гущина О.Г. Таможенная стоимость товаров: учебное пособие. - СПб.: Интермедия, 2015. - 220 с.
11. Мильшина И.В. Правовое регулирование таможенной службы Российской Федерации. Монография / под ред. О.Ю. Бакаевой. - Саратов: Саратовский юридический институт МВД России, 2011. - 140 с.
12. Финансово-правовое регулирование внешнеэкономической деятельности. Учебник для магистратуры / Е.Ю. Грачева, С.О. Шохин. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2015. - 368 с.
RESEARCH STUDY OF CONTROL CUSTOMS VALUE AS A COMPONENT OF THE STATE FINANCIAL CONTROL AT THE PRESENT STAGE
A.A. Kemenova, graduate student Russian customs academy (Russian, Lyubertsy)
Abstract. This article is devoted to development of theoretical and practical recommendations on improvement of the state financial control in the system of the customs authorities, aimed at ensuring full and timely receipt of customs payments to the federal budget and effective use of budget funds. The relevance of the chosen theme is predetermined the need to address one of the priorities offinancial policy of the state - the creation of a solid foundation for the mobilization offunds in the state budget system and efficient management of public finances. In this task, a specific role for the organization of the state financial control.
Keywords: state financial control, customs fees, the customs value, the control of the customs value, performance management scorecard risks.